Агитка:Реальные итоги 18-летнего правления Путина — различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
(Число чиновников)
(Число чиновников)
Строка 108: Строка 108:
 
Таким образом, численность чиновников в России увеличилась с 3,45 до 5,7 млн человек. То есть Росстат еще как учитывает численность депутатов (федеральных, региональных, муниципальных), администрации Регионов, региональные министерства и ведомства, чиновников муниципальных образований и т.д. — здесь явный обман со стороны агитки.
 
Таким образом, численность чиновников в России увеличилась с 3,45 до 5,7 млн человек. То есть Росстат еще как учитывает численность депутатов (федеральных, региональных, муниципальных), администрации Регионов, региональные министерства и ведомства, чиновников муниципальных образований и т.д. — здесь явный обман со стороны агитки.
  
Ирония в том, что обвиняя Росстат во вранье (как выяснилось зря), '''автор агитки''' рассчитывает сколько госслужащих приходится на население России. И судя по результату возникает сомнение, что он взял данные с Росстата — ибо по расчетам получается, что население России составляет всего 100,7 млн человек, что на ~46,2 млн меньше реального. И тут одно из двух — неправильно приведена либо абсолютная численность госслужащих, либо численность относительно остального населения. Потому что, если бы автор взял данные Росстата и нормально посчитал, то он получил бы 147 млн человек в России / 5,7 миллионов гос. служащих = 25. То есть он бы получил на одного гос. служащего не 90 человек в 2016-м году. А 25 человек на одного госслужащего в 2016-м году. 136/25 = 5,44. То есть, как раз на душу населения их стало как раз более чем в 5 раз больше чем в СССР, как и утверждал автор в самом начале. Создается впечатление что автор просто знал правильные ответы, но небрежно писал обоснование и недостаточно тщательно работал с источниками. В России действительно очень сильно увеличилось число гос. служащих. Это даже признается руководством страны и периодически они пытались с этим бороться, сокращая штаты, но безуспешно.
+
Ирония в том, что обвиняя Росстат во вранье (как выяснилось зря), '''автор агитки''' рассчитывает сколько госслужащих приходится на население России. И судя по результату возникает сомнение, что он взял данные с Росстата — ибо по расчетам получается, что население России составляет всего 100,7 млн человек, что на ~46,2 млн меньше реального. И тут одно из двух — неправильно приведена либо абсолютная численность госслужащих, либо численность относительно остального населения. Потому что, если бы автор взял данные Росстата и нормально посчитал, то он получил бы 147 млн человек в России / 5,7 миллионов гос. служащих = 25. То есть он бы получил на одного гос. служащего не 90 человек в 2016-м году. А 25 человек на одного госслужащего в 2016-м году. 136/25 = 5,44. То есть, как раз на душу населения их стало как раз более чем в 5 раз больше чем в СССР, как и утверждал автор в самом начале. Создается впечатление что автор просто знал правильные ответы, но небрежно писал обоснование и недостаточно тщательно работал с источниками. В России действительно очень сильно увеличилось число гос. служащих. Это даже признается руководством страны и периодически они пытались с этим бороться, сокращая штаты, но безуспешно. Число гос. служащих в результате каждого сокращения только возрастало.
  
 
== Примечания ==
 
== Примечания ==
 
{{Примечания}}
 
{{Примечания}}

Версия 15:18, 21 марта 2018

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья ещё не доделана. Она требует значительного расширения и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании (пустые заголовки, неструктурированный текст, маргинальные мнения и так далее). Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Текст агитки был опубликован 9 ноября 2017 года в интернет-издательстве Русский Монитор некой Кристиной Шишкиной. Агитка призвана убедить читателя, что у Владимира Путина нету позитивных итогов правления, а есть лишь негативные.

Россия стремительно катится вниз, а население с каждым годом живет все хуже. Кроме того, если посмотреть на статистику с 2000 года, то число социально-значимых объектов сокращается, и страдает от этого прежде всего простой народ. Но при этом нам говорят, что Владимир Путин, который пересидел на своем месте даже Брежнева успешно вывел страну из тяжелых 90-х, «поднял Россию с колен», и в целом принес в страну много хорошего. Нас такие заявления удивляют, поэтому мы решили, опираясь на цифры, опровергнуть эту ложь. Давайте посмотрим на ситуацию внутри страны в цифрах.

Владимир Путин один из самых обсуждаемых правителей России — поэтому не удивительно, что тема «Итоги Путина» в Интернете имеет большую популярность до сих пор. За 7 лет до этой агитки вышел доклад «Путин. Итоги. 10 лет» с такой же целью, который оказался набором вранья.

Содержание

Разбор агитки

Здравоохранение

В России с 2000 года больниц стал вдвое меньше. А для населения в 147 млн человек это уже критический уровень.
При этом количество больничных коек уменьшилось на 28%. Однако людей болеть меньше не стало, поэтому граждане России имеют больший риск повышения смертности. А ведь власти должны улучшать систему здравоохранения, чего в действительности не происходит.

Основная статья: Здравоохранение в России

См. также Демография России

Число больниц действительно сократилось с 10,7 (2000) до 5,4 (2016) тысяч[1], а больничных коек[2] с 1,672 до 1,197 млн за тот же период[1] — тут со стороны агитки обмана нету. Обман в другом — на основе верных фактов были сделаны неправильные выводы о рисках повышения смертности и о бездействии властей в развитии здравоохранения.

Во-первых, за обозначенный период снизилась смертность — с 15,3 до 12,9 человек на 1000 человек населения[3]. Также за данный период произошло увеличение рождаемости с 8,7 до 12,9 человек на 1000 человек населения[3] и продолжительности жизни с 65,34 до 71,87 лет[4]. Улучшение всех трех показателей позволило повысить естественный прирост населения в течении нулевых годов[3], а в 2013 году показатель поменял минус на плюс[5].

Во-вторых, говорится, что население не стало меньше болеть. Это действительно так — за 2000-2016 гг. число больных[6] увеличилось с 106,328 до 115,187 млн человек[7]. Но если смотреть более подробно, то ситуация неоднозначная — например, по социально-значимым заболеваниям ситуация следующая[8]:

Организация 2000
(тыс. человек)
2016
(тыс. человек)
Туберкулёз[6] 130,7 78,1
Сахарный диабет[6] 162,0 339,4
Болезни,
характеризующиеся
повышенным кровяным давлением
[6]
434,8 1399,4
Сифилис[6] 239,4 31,1
Гонококковая инфекция[6] 175,9 21,1
Трихомоноз[6] 462,9 81,3
Злокачественные
новообразования
[6]
427,5 530,5
Психические расстройства
и расстройства поведения
[6]
121,0 60,1
Острый вирусный гепатит B 62,0 1,4
Острый вирусный гепатит C 30,8 1,8
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)[9] 78,6 658,1

Социально-значимые болезни (СОЗБ) — болезни, возникновение и (или) распространение которых в определяющей степени зависит от социально-экономических условий[2]. Из статистики видно, что по большей части СОЗБей распространение среди населения уменьшилось.

В-третьих, умалчивается о том, что сокращение больничных коек и больниц происходило в рамках оптимизации соотношения стационарного и амбулаторного лечения — политики переноса тяжести с больниц на поликлиники. Подробнее суть данной политики описана в статье министра здравоохранения Вероники Скворцовой:

Мероприятия по сокращению койко-мест в столичных и региональных больницах ведутся в рамках программы модернизации российского здравоохранения.

Программа разрабатывалась с учетом мирового опыта: в странах с эффективной системой здравоохранения 70% пациентов действительно решают свои проблемы со здоровьем в поликлиниках, а лишь 30% — в стационарах. Для сравнения: в Москве, например, соотношение амбулаторной и стационарной помощи прямо противоположно — составляет 30% к 70% в пользу стационаров. «Оптимизация» не значит «сокращение».
Минздрав РФ неоднократно подчеркивал: основой оптимизации коечного фонда должно быть не столько его сокращение, сколько перепрофилирование. В программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи взяты тренды на развитие медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи. Оптимизация коечного фонда позволит «высвободить» неэффективно работающие койки и перераспределить их в реабилитацию и паллиативную помощь.

Перераспределение нагрузки с больниц на поликлиники позволит отказаться от госпитализации пациентов только для обследования, высвободив коечные места для тех, кто действительно нуждается в стационарном лечении[3].

При это статья прямо говорит, что дальнейшее сокращение числа коек не целесообразно и необходимо бороться с огульным сокращением коечного фонда на местах. В рамках данной политики число врачебных амбулаторно-поликлинических организаций было увеличено с 15,3 (2009) до 19,1 (2016) тысяч, пережив до этого сокращении с 21,3 (2000) до 15,3 (2009) тысяч — всего же за 2000-2016 гг. обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими организациями выросла с 243,2 до 266,6 на 10 тыс. человек населения[1].

Остается лишь догадываться почему автор агитки не освятил все эти факты — либо он сделал это намеренно (ложь через умалчивание), либо просто не захотел «глубоко копнуть». То же самое касается факта строительства новых медучреждений по современным стандартам здравоохранения.

Образование

Путинское правление привело и к ухудшению образовательной системы, потому как школ в РФ с 2000 года стало на 37% меньше. Заработная плата педагогов в стране также оставляет желать лучшего. Так, например, школьный учитель в Германии имеет оклад в 10 раз больше, чем школьный педагог в России. Власти как видно мало обеспокоено такой тенденцией. Все это в будущем может привести к тому, что россияне будут малообразованными.

Цифра сокращения школ приведена правильно — в 2000-2016 гг. их численность уменьшилась с 68,1 до 42,6 тысяч[10]. Также приводится график месячных зарплат, по которому школьный педагог в России получает $571 (33283.59 руб), что в 10 раз меньше зарплаты учителя в Германии ($5924/345309.96 руб).

Тут такая же схема, как и со здравоохранением — берется несколько показателей и на их основе делаются негативные выводы о развитии, хотя эти показатели не дают информации о развитии. В действительности утверждения о деградации образования в России являются мифом, ибо против этого свидетельсвуют международные рейтинги — улучшение школьного образования зафиксировано международными тестами TIMSS (математика и естественные науки) и PIRLS (чтение и понимание текста), а улучшение высшего привело к попаданию российских вузов в мировые рейтинги.

В словах про зарплаты учителей автор агитки совершил аж три ошибки:

  • Ошибка с подведением итогов — приводится разница в зарплатах только за 2017 год, а за 2000-ый информации не приводится
  • Ошибка с зарплатами — сравнивать зарплаты в разных странах без сравнения стоимости жизни также является манипуцией
  • Давление на эмоции — используется прием демагогии, известный как "В селе Гадюкино у свинарей зарплата низкая"

Бюджет на образование

Фонд Гарвардского университета ($37.1 млрд) уже в 4 раза больше бюджета России на высшее образование ($8.8 млрд).

Согласно данным Минфина бюджетные расходы на образование в 2017 году составили 615 млрд рублей или 10,551 млрд долларов — откуда взяты про расходы лишь на высшее образование непонятно.

Главная проблема в другом — приводится некорректное сравнение, ибо фонд и бюджет это разные вещи. Фонд университета это совокупная стоимость всех активов получаемых в том числе коммерческой деятельностью и финансовыми инструментами — например, в 2014 году по данным NACUBO фонд Гарварда составил 32,3 миллиарда долларов[4]. Бюджет Гарварда (по данным 2015 года) составил лишь 4,4 млрд долларов[5]. Для сравнения — бюджет России на образование в эти годы составил 16,532 и 9,998 млрд долларов или 638,3 и 610,6 млрд рублей соответственно.

ЖКХ

Население нашего могучего государства стало жить и менее комфортно и безопасно. Аварийного жилья в РФ стало в 2 раза больше. Отсюда следует вывод, вместо того чтобы заниматься проблемами россиян, власти страны решают свои вопросы.

Как и в случае с образованием и здравоохранением данное утверждение является примером т.н. непрямого обмана — площадь аварийного жилья в России увеличилась с 9459,3 (2000) до 19625,0 (2015) тыс. м²[11], но на его основании делаются необоснованные выводы.

Автор агитки умалчивает ряд значимых фактов о жилом фонде России. Обратимся к статистике[11]:

  • Общая площадь жилого фонда в России — 3581 млн м² (2015), из которого аварийным является лишь 0,55 процентов.
  • За 2013-2015 гг. площадь аварийного жилья сократилась на 17,64% — с 23828,7 до 19625,0 тыс. м²
  • Большая часть жилого фонда (95,68%) изношена от 0 до 70%, в частности от 0 до 30% изношено 58,51% жилого фонда[12].
  • Большая часть жилого фонда (73,05%) построена до 1996 года, в частности 39,97% жилого фонда построена в 1971-1995 гг.

Наконец умалчивается о том, что государство проводит политику переселения из аварийного жилья (реновация) — по данным Минстроя РФ, данная программа реализована на 95% (сентябрь 2017), будучи полностью выполненной в 66 регионах страны[6]. Наглядным примеров политики реновации является Москва — в 1999-2017 гг. проводилась политика сноса пятиэтажек, в 2017 году она была продолжена в измененном виде.

Расходы на оборону

Вот с расходами на оборону все ровно наоборот. За 18 путинских лет в 3 раза возросли военные расходы, достигнув 9% ВВП. То есть по этому показателю мы уже приближаемся к уровню военных затрат СССР, которые как мы помним, в конце концов переломили хребет советской экономике и привели к распаду страны. Стали ли мы лучше и безопаснее жить с тех пор, на наш взгляд вопрос риторический….
Сравнение военных расходов России и позднего СССР от SIPRI в ценах 2015 года. Возникает резонный вопрос: когда Россия приблизилась к уровню военных затра СССР?

В подтверждение данных слов представлен график, который явно выглядит как самодельный, но при этом источники данных не приведены. Правдивость графика является сомнительной еще по одной причине — по графику 9% от ВВП России это ~90 трлн $, что в 108,62 раз больше всего федерального бюджета России за 2012 год (курс доллара 31,08 руб).

Между тем, попробуем разобраться, как реально обстояли дела с расходами на оборону в 2000-2016 годах. В интернете есть два основных источника по расходам России на оборону:

  • Данные Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI). В абсолютных числах военные расходы России выросли в ~7,5 раз — с 9,228[7] до 69,2[8] млрд долларов. В относительных числах военные расходы увеличились с 3,6 до 5,3 процентов от номинального ВВП[9]. Эти цифры в разы меньше военных расходов СССР на рубеже 80-90-х гг. XX века (см. картинку).
  • Данные по исполнению расходной части федерального бюджета РФ. В абсолютных числах произошел рост в 18,02 раз — с 209,4[13] до 3775,3[14] млрд рублей. При измерении в долларах[15] произошел рост 7,44 до 57,13 млрд долларов, то есть в ~7,68 раз — в долях от ВВП они увеличились с 2,86 до 4,44 процентов от номинального ВВП.

Таким образом, автор агитки вдвое преувеличил нагрузку военных расходов на экономику России — налицо прямой, в отличие от предыдущих разделов, обман читателя. То же самое делается и в отношении военных расходов СССР. Миф «Военные расходы загубили СССР» берет свое начало с фантастических оценок военных расходов от руководителей СССР — например, Горбачев называл долю в 20% от ВНП СССР, но в реальности военные расходы СССР были сравнительно скромны: в 1968 – 16,7 млрд. рублей (2,6% от ВНП уровня 1980 г.), 1975-1976 – 17,4 млрд. (2,8%), 1980-1984 – 17,1 млрд. (2,7%), 1987 – 20,2 млрд. (3,2%)[10].

Число чиновников

По данным Росстата в 1999 году (год, когда Путин оказался у власти) в РФ насчитывалось 486206 чиновников. А в 2017 году, тот же Росстат приводит цифру в 1 млн 107,3 тысяч госслужащих. В реальности их, как минимум в 5 раз больше. Так как лукавый Росстат предпочитает не учитывать в своей статистике депутатов (федеральных, региональных, муниципальных), администрации Регионов, региональные министерства и ведомства, чиновников муниципальных образований итд. Общее количество неучтенных чиновничьих душ составляет еще примерно 5 миллионов человек.
Но даже если взять лживую статистику Росстата, то получается, что в среднем, один госслужащий чиновник приходится на 90 человек. Для сравнения, даже в предельно забюрократизированном СССР на одного чиновника приходилось 136 человек.

Автор агитки не приводит ссылки на Росстат, поэтому непонятно откуда взяты упомянутые им цифры. Между тем, изменение численности чиновников в 2000-2016 гг. по данным Росстата выглядит следующим образом:

  • В государственных органах, органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований (всего)[16] — с 1161,5 до 2146,3 тыс.
  • На региональном уровне (всего)[16] — с 1122,7 до 1409,7 тыс.
  • В федеральных государственных органах (всего)[16] — с 521 до 1409,7 тыс.
  • На федеральном уровне (всего)[16] — с 38,8 до 49 тыс.
  • На региональном уровне (всего)[16] — с 482,1 до 1360,7
  • В государственных органах субъектов Российской Федерации (всего) — с 192,8 до 259,3 тыс.
  • В органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований (всего)[17] — с 448 до 477,2 тыс.

Таким образом, численность чиновников в России увеличилась с 3,45 до 5,7 млн человек. То есть Росстат еще как учитывает численность депутатов (федеральных, региональных, муниципальных), администрации Регионов, региональные министерства и ведомства, чиновников муниципальных образований и т.д. — здесь явный обман со стороны агитки.

Ирония в том, что обвиняя Росстат во вранье (как выяснилось зря), автор агитки рассчитывает сколько госслужащих приходится на население России. И судя по результату возникает сомнение, что он взял данные с Росстата — ибо по расчетам получается, что население России составляет всего 100,7 млн человек, что на ~46,2 млн меньше реального. И тут одно из двух — неправильно приведена либо абсолютная численность госслужащих, либо численность относительно остального населения. Потому что, если бы автор взял данные Росстата и нормально посчитал, то он получил бы 147 млн человек в России / 5,7 миллионов гос. служащих = 25. То есть он бы получил на одного гос. служащего не 90 человек в 2016-м году. А 25 человек на одного госслужащего в 2016-м году. 136/25 = 5,44. То есть, как раз на душу населения их стало как раз более чем в 5 раз больше чем в СССР, как и утверждал автор в самом начале. Создается впечатление что автор просто знал правильные ответы, но небрежно писал обоснование и недостаточно тщательно работал с источниками. В России действительно очень сильно увеличилось число гос. служащих. Это даже признается руководством страны и периодически они пытались с этим бороться, сокращая штаты, но безуспешно. Число гос. служащих в результате каждого сокращения только возрастало.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Росстат: файл «Медицинские учреждения»
  2. С 2008 года — койки круглосуточных стационаров (без коек в дневных стационарах)
  3. 3,0 3,1 3,2 Росстат: файл «Рождаемость, смертность и естественный прирост»
  4. Росстат: файл «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении»
  5. В 2016 году естественный прирост снова стал отрицательным — из-за малого (1%) понижения смертности и куда более значительного (2,7%) понижения рождаемости
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 6,7 6,8 Указано число зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни
  7. Росстат: файл «Заболеваемость населения по основным классам болезней»
  8. Росстат: файл «Заболеваемость населения социально-значимыми болезнями»
  9. Из них зарегистрировано с диагнозом, установленным впервые в жизни — 55,4 (2000) и 86,9 (2016) тыс. человек
  10. Росстат: Число государственных и муниципальных общеобразовательных организаций
  11. 11,0 11,1 Жилищное хозяйство России (Статистический ежегодник). - М: 2016
  12. Согласно законодательству жилье считается ветхим или даже аварийным при износе свыше 70%. При этом процесс признания жилого помещения непригодным для проживания и, соответственно,переселение жильцов в новый дом является юридически непростым[1]
  13. Исполнение федерального бюджета в 1998—2001 годах (Росстат)
  14. Ежегодная информация об исполнении федерального бюджета (Минфин)
  15. Необходимо учитывать разницу курса — в 2000 году доллар стоил 28,14 рублей, в 2016-ом уже 66,08 рублей. История курса доллара к рублю
  16. 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 Данные приведены без органов, обеспечивающих правопорядок (до 2014 г.) и охрану безопасности государства. В итоги включены: Администрация Президента Российской Федерации (на федеральном уровне), аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (на региональном уровне).
  17. Формулировки наименований органов местного самоуправления приведены в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В итоги по органам местного самоуправления включены данные по контрольно-счетным органам муниципальных образований, иным органам местного самоуправления и избирательным комиссиям муниципальных образований.