Декоммунизация на Украине

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Декоммунизация на Украине — государственная политика по борьбе с советским наследием как идеологическим врагом нового режима, которая ведётся с 2014 года и выражается в следующих аспектах:

  • 16 декабря 2015 года — запрет Коммунистической Партии Украины (далее КПУ) и её символики[1][2] из-за подозрений в пособничестве молодым республикам ЛНР и ДНР и ряду других обвинений.
  • Снос памятников, посвящённых правителям и военным деятелям советской эпохи. Как правило, снос осуществляется гражданами по собственной инициативе, что является вандализмом.
  • Переименования советских топонимов.
  • Криминализация[1] открытого высказывания коммунистических идей[2].
  • Реабилитация и героизация организаций украинских националистов, придерживавшихся идеологии украинского интегрального национализма как «борцов за независимость Украины»[закон 1].

Процесс декоммунизации был официально узаконен Верховной Радой принятием 9 апреля 2015 года пакета соответствующих законов[3][4][5]. 15 мая 2015 законы подписал президент Украины Пётр Порошенко[6]. Законы были опубликованы 20 мая 2015 и вступили в силу с 21 мая[7].

Декоммунизационный пакет законов

Четыре декоммунизационных закона были одобрены на заседании Кабинета Министров Украины 31 марта 2015[8]:

  • «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в XX веке» (закон № 314-VIII)[закон 1];
  • «Об увековечении победы над нацизмом в Второй мировой войне 1939—1945» (закон № 315-VIII)[закон 2];
  • «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917—1991 годов» (закон № 316-VIII)[закон 3];
  • «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и запрете пропаганды их символики» (закон № 317-VIII)[закон 4].

9 апреля 2015 года Верховная Рада Украины приняла решение принять все 4 закона за основу и в целом[9], хотя были предложения принять их только в первом чтении[10]. Представил законы председатель Украинского института национальной памяти, историк Владимир Вятрович.

Законы поддержали большинство депутатов фракций «Блока Петра Порошенко», «Народного фронта», «объединение Самопомощь», «Блока Радикальной партии Олега Ляшко», а также «Батькивщина» (исключая лидера партии — Юлии Тимошенко)[11][12][13][14].

Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман, который лично не поддержал ни один из этих четырёх законов[11][12][13][14], подписал их только через 20 дней после принятия — 30 апреля 2014 15 мая 2015 законы подписал президент Петр Порошенко[6] Декоммунизационные законы были опубликованы 20 мая в газете Верховной Рады «Голос Украины»[7], и, соответственно, вступили в силу с 21 мая 2015[15].

Лица, подпадающие под действие законов о декоммунизации

Октябрь 2015 года — Украинский институт национальной памяти обнародовал список из 520 человек, чья деятельность подпадает под действие законов о декоммунизации[3]. Названия улиц и другие топонимы в их честь должны были быть изменены до 21 ноября 2015 года.

В список вошли лица, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии, высших органах власти и управления СССР, УССР, других союзных или автономных советских республик. Названные сотрудники ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ, а также деятели коммунистической партии, Октябрьской Революции 1917 года. Также под декоммунизацию подпадают те, кто устанавливал советскую власть на Украине, преследовал «участников борьбы за независимость Украины в 20 веке»[16].

Критика

Вопросы законности

Канадский историк, заслуженный профессор Альбертского университета Дэвид Р. Марплс и вместе с ним группа из 68 иностранных и украинских учёных, экспертов и преподавателей призвала президента Порошенко не подписывать законопроекты № 2538-1 и № 2558. По их мнению, эти законы политизируют историю, противоречат одному из основных политических прав — праву на свободу слова, а следовательно направляют Украины путём России[17][18].

Конституционность законов оспаривается группой народных депутатов Украины в Конституционном Суде[19].

Согласно позиции КПУ, Закон «Об осуждении коммунистического тоталитарного режима» противоречит положениям Конституции Украины, имеющей высшую юридическую силу. В частности, статье 24 (равенство всех граждан, вне зависимости от различных обстоятельств, в том числе — политических взглядов), статье 15, провозглашающей на Украине принцип идеологического многообразия и запрещающей цензуру. Кроме того, осуществление государством политики, направленной против коммунистической идеологии, по существу вводит в качестве обязательной для всех и государственной идеологию антикоммунизма. Напомним, что наличие обязательной для всех государственной идеологии является одним из отличительных признаков тоталитарного политического режима. Кроме того, ни в Программе, ни в Уставе Коммунистической партии Украины не содержится положений об установлении тоталитарного режима как цели деятельности КПУ.

Дипломатические проблемы

Украина хочет «и рыбку съесть, и кое-куда сесть»: она усиливает дипломатические отношения с Польшей и одновременно превозносит УПА, невзирая на то, что проведённая УПА Волынская резня — национальная трагедия Польши,

Так, президент Польши Бронислав Коморовский заявил, что закон о признании УПА (проект № 2538-1) осложняет польско-украинский исторический диалог[20].

Излишне широкий список попавших под декоммунизацию

В «декоммунизационный» список Украинского института национальной памяти попали деятели, не имевшие отношения к установлению советской власти на Украине, а частности…

  • Те, кто погиб задолго до ее установления, как, скажем, Николай Бауман[21].
  • Деятели ВОВ, не имеющие отношения к Украине: Лев Доватор, Зоя Космодемьянская, Иван Панфилов, Александр Чекалин
  • Военачальники ВОВ, освобождавшие Украину, деятели украинского подполья: Любовь Шевцова, Сидор Ковпак, Родион Малиновский.
  • Деятели русского и советского мирного времени, не имевшие отношения к Украине: Виссарион Белинский, Сигизмунд Леваневский[22].

Из этих групп наиболее беспокоит третья: получается, что Украина предпочла бы остаться в фашистской оккупации. Ну или избавиться от фашистов силами «лесных чертей», опасных в первую очередь для местных граждан. Что вполне соотносится с другими признаками того, что идеология постмайданной Украины — самый махровый фашизм.

Смешение разнородных понятий «политический режим» и «идеология»

Здесь необходимо небольшое отступление. Политический режим — это совокупность способов, методов, с помощью которых государство осуществляет свои властные полномочия. Сформировавшаяся на Западе дисциплина политология традиционно выделяет три типа политических режимов:

  • Тоталитарный. Государство, в котором установился такой режим, пытается контролировать все сферы жизни общества: политику, экономику, культуру, повседневное поведение граждан. Обязательным признаком такого режима является наличие единственной политической партии, слившейся с государством. Идеология этой партии становится государственной и обязательной для всех. Считается, что подобный режим может существовать только опираясь на массовые репрессии. И как раз в качестве «наиболее ярких» проявлений тоталитаризма западные политологи обычно приводят СССР эпохи Сталина и гитлеровскую Германию. К тоталитарным режимам причисляют современную КНДР.
  • Авторитарный. При таком режиме правящая элита осуществляет жёсткий контроль над политической сферой, стремясь не допустить к властным рычагам «чужаков», но при этом существует определенная свобода в духовной жизни, в экономике. Авториатрное государство, как правило, не вмешивается в повседневную жизнь своих граждан. Примером авторитарных государств являются современные Китай, Куба, Иран.
  • Демократический. Считается, что при таком режиме у граждан полная свобода во всех сферах жизни, чиновники — слуги народа и потому ездят на работу на велосипедах и не берут взяток. Приятным бонусом к вышеописанному автоматом даётся высокий уровень жизни, качественная медицина и образование, и прочее, что принято называть словом «цивилизация». Естественно, что ареалом распространения «демократии» является исключительно Запад и его сателиты типа Японии и Южной Кореи. Политические режимы во всех остальных странах обычно определяются либо как тоталитарный, либо как авторитарный, либо об их характере «забывают» упомянуть: например, в случае абсолютных монархий Саудовской Аравии, Катара, Бахрейна, которых невозможно определить как «демократии», но и невыгодно называть авторитарными или, тем более, тоталитарными государствами. Потому что возникает вполне резонный вопрос: если США разносит по всему миру демократию, почему они не несут их в эти страны? Кстати, апологеты демократии забывают сказать, что демократическими являются и многие страны «третьего мира», такие, как например Индия или Бангладеш, которые постоянно сотрясаются коррупционными скандалами и вовсе не блещут высокими показателями уровня жизни.

И есть понятие совершенно другого рода — идеология, которую можно определить как концептуально оформленную систему взглядов, ценностей и целей определенной социальной группы и/или выражающей её интересы политической силы. Социализм, коммунизм, капитализм, либерализм, религиозный фундаментализм, фашизм, национализм, анархизм — всё это идеологии.

С чем можно сравнить разнородность понятий «политический режим» и «идеология»? Ну вот представьте, что вам предлагают выбрать из двух автомобилей, один из которых красный, а другой заднеприводный. Достаточно ли вам будет знания данных признаков для того, чтобы сделать правильный выбор? Конечно же нет. Понятно, что вам предлагают сравнить машины по совершенно разнородным критериям, которые сравнить невозможно. Кроме того, без сомнения, вам будет интересен пробег, объём двигателя, техническое состояние, марка автомобилей, год выпуска… Украинские депутаты, запрещающие «коммунистический тоталитарный режим», напоминают «опытных автолюбителей», которые, попав зимой в аварию из-за того, что ехали в повороте на большой скорости на летних шинах на «Запорожце» красного цвета решили теперь вообще запретить все автомобили красного цвета. Им невдомёк, что «жовто-блакитный» «Запорожец» на лысых летних шинах поведет себя на дороге в таких же условиях точно так же, а вот красная переднеприводная «Таврия» на зимних шипованных шинах, скорее всего, пройдёт этот поворот вполне удачно. До одурманенных бандеровщиной депутатов не доходит, что для того, чтобы не попадать в ДТП, желательно соблюдать правила дорожного движения (в первую очередь — скоростной режим), вовремя проводить техническое обслуживание автомобиля, устанавливать шины согласно сезону и с не изношенным протектором, а при случае желательно поменять автомобиль на более современный. И цвет здесь не играет определяющей роли.

Так и украинские депутаты, чьим предкам, якобы, пришлось пострадать от «коммунистического тоталитаризма», решили запретить, на всякий случай, коммунизм. Им не приходит в голову, что при определенных условиях коммунисты могут прийти к власти и осуществлять её вполне демократическим способом: именно так и было в соседней Молдавии, где в 2000-х годах к власти пришла Партия коммунистов республики Молдова, которая почему-то не стала расстреливать всех несогласных со своей политикой или хотя бы гноить их в ГУЛАГах. С другой стороны, украинские политики делают вид, будто они «не знают», что программа украинских «борцов за незалежность» вовсе не предполагала установления на Украине демократического режима, соответствующего строгим евростандартам гуманизма и толерантности. Напротив: «герои Украины» Бандера и Шухевич открытым текстом писали о геноциде «ляхов, жидов и москалей» как необходимом условии создания «Украинськой державы».

Уркополитики делают вид, будто тоталитарный режим может быть только коммунистическим или только нацистским (притом «осуждение нацизма» в законах хунты носит во многом ритуальный характер — ну принято так в Европе, осуждать нацизм, а мы же вроде как туда стремимся). Авторам декоммунизационных законов невдомёк, что, например, в Чили во времена Пиночета существовал вполне себе неолиберальный тоталитаризм, широко поддержанный «оплотом Свободы» в лице Соединённых Штатов Америки.

Таким образом, декоммунизационные законы не содержат реальных механизмов для противодействия установлению на Украине тоталитарных режимов с иным, не указанным в законе идеологическим содержанием: напротив, они делают установление таких режимов более реальным.

Отсутствие денацификации

Не смотря на то, что один из основных идеологических законов постмайданной власти озаглавлен как «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и запрете пропаганды их символики», то есть, провозглашает целью и проведение денацификационной политики, таковая в реальности не осуществляется. Напротив, имеют место многочисленные факты, когда в ходе «декоммунизации» переименованным топонимам присваиваются имена коллаборационистов, сотрудничавших с нацистами. Так, улицу, названную в честь российского социал-демократа и меньшевика Плеханова в городе Бровары переименовали в улицу Аверкия Гончаренко — гауптштурмфюрера 14-й дивизии СС «Галичина»[23].

По мнению активиста КПУ Михаила Кононовича, реальная цель «декоммунизации» — отвлечь население Украины от явного социально-экономического фиаско постмайданной власти: повышения цен, шантажа украинских производителей на границе с Крымом и бойни на Донбассе. Кононович посоветовал сторонникам «декоммунизации» быть последовательными: оставить своё советское жильё, затопить метрополитен, взорвать Днепрогэс имени Ленина — а то т. н. декоммунизация «пройдёт однобоко». «Если вы такие честные декоммунизаторы, то Порошенко должен заминировать фабрику Карла Маркса в Киеве, которой владеет, сделать трибуны — и взорвать её — то есть декоммунизироваться до конца». Рядовым декоммунизаторам Кононович посоветовал «бросить хрущёвку — и валить в крыёвку»[24] — призыв, который, пожалуй, можно использовать всем противникам нынешней пронацистской хунты.

Непроизносимость некоторых названий для русских

Украина двуязычная, и это факт. Некоторые новые названия, присвоенные украинизаторами взамен «декоммунизированных», плохо произносятся русскими — например, улица Квитки Цисык (Квітки Цісик), или улица Уликовая (Вуликова).

Путаница при массовом переименовании всего вокруг

При перманентной нехватке денег и огромном количестве переименованных объектов довольно частой будет путаница: например, на Яндекс-картах одно название, а на дорожных знаках — другое. В отличие от ползучей декоммунизации 1991—2015, людей будут бомбардировать новыми названиями.

Курьёзы

  • г. Днепропетровск → Днепр. Пожалуй, самый крупный курьёз.
  • ул. Ленина (с. Калины Тячевского района) → ул. Джона Леннона.
  • ул. Надежды Крупской (г. Первомайск Николаевской области) → ул. Надежды.
  • торговый центр «Большевик» (Киев) → «Космополит». Название-то стёбное!

Законы

Примечания

  1. Процесс выявления общественно опасных форм индивидуального поведения, признания допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и фиксации их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых
  2. Amnesty International: Запрет Коммунистической партии Украины — это удар по свободе слова в стране
  3. Рада ухвалила «декомунізаційний пакет»
  4. Декомунізаційний пакет: як Росія відреагувала на заборону тоталітаризму
  5. http://zik.ua/ua/news/2015/04/10/u_mzs_rosii_roztsinyly_dekomunizatsiynyy_paket_v_ukraini_yak_antyrosiyskyy_krok_580504 У МЗС Росії розцінили «декомунізаційний пакет» в Україні, як антиросійський крок]
  6. 6,0 6,1 Глава держави підписав закони про декомунізацію
  7. 7,0 7,1 Голос України. — 20 травня 2015. — № 87 (6091). — С. 15-19.
  8. Сьогодні на Уряді: невідкладна декомунізація Володимир В’ятрович, історик, голова Українського інституту національної пам’яті. Українська правда Блоги.
  9. Офіційний портал Верховної Ради України. Проект Закону про засудження комуністичного та націонал-соціалістичного (нацистського) тоталітарних режимів в Україні та заборону пропаганди їх символіки
  10. Закони про декомунізацію підписані. Вітаю! Андрій Парубій, Перший заступник Голови Верховної Ради України, громадський діяч, політик. Українська правда Блоги.
  11. 11,0 11,1 Поіменне голосування про проект Закону про правовий статус та вшанування пам’яті борців за незалежність України у ХХ столітті (№ 2538-1) — за основу та в цілому
  12. 12,0 12,1 Поіменне голосування про проект Закону про увічнення перемоги над нацизмом у Другій світовій війні 1939—1945 років (№ 2539) — за основу та в цілому
  13. 13,0 13,1 Поіменне голосування про проект Закону про доступ до архівів репресивних органів комуністичного тоталітарного режиму 1917—1991 років (№ 2540) — в цілому
  14. 14,0 14,1 Поіменне голосування про проект Закону про засудження комуністичного та націонал-соціалістичного (нацистського) тоталітарних режимів в Україні та заборону пропаганди їх символіки (№ 2558) — за основу та в цілому
  15. В Україні набрали чинності закони про декомунізацію
  16. Інститут національної пам’яті оприлюднив 520 прізвищ, що повинні зникнути з мапи України // dt.ua, 07.10.2015.
  17. «Критика»: Відкритий лист науковців та експертів-українознавців щодо так званого «Антикомуністичного закону» (текст українською)
  18. Open Letter from Scholars and Experts on Ukraine Re. the So-Called «Anti-Communist Law». David R. Marples. April 2015 Переклад з англ.
  19. КСУ просят проверить конституционность законов о декоммунизации / Юрлига, 17:00 05.06.15
  20. Президент Польщі: закон про УПА ускладнює історичний діалог Варшави і Києва / УП, 23 квітня 2015, 08:19
  21. На Украине стерта граница между фриками и властью — голос адекватного Киева
  22. Институт академии наук объявил врагами Украины Ковпака и Космодемьянскую
  23. В Броварах на Киевщине улицу имени русского марксиста переименовали в честь гауптштурмфюрера СС
  24. «Бросай хрущёвку — вали в крыёвку» — политик предложил киевским властям декоммунизироваться до конца