Декоммунизация на Украине

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Декоммунизация — государственная политика Украины по борьбе с советским наследием как идеологическим врагом нового режима. Ползучая декоммунизация шла с самого начала независимости Украины. С новой силой она началась с 2014 года и выражается в следующих аспектах:

  • Запрет Коммунистической Партии Украины (далее КПУ) и её символики, [1][2] введённый 16 декабря 2015 года из-за подозрений в пособничестве непризнанным ЛНР и ДНР и ряду других обвинений.
  • Снос памятников, посвящённых правителям и военным деятелям советской эпохи: к началу 2019 года было уничтожено около 2,5 тыс. памятников. Как правило, снос осуществляется украинскими радикалами по собственной инициативе, что является вандализмом[1].
  • Переименования советских топонимов: к началу 2019 года было переименовано около 1000 населённых пунктов и 52 тыс. топонимических объектов.[3]
  • Криминализация[2] открытого высказывания коммунистических идей.[3]
  • Реабилитация и героизация организаций украинских националистов, придерживавшихся идеологии украинского интегрального национализма, как «борцов за независимость Украины».[закон 1]

Процесс декоммунизации был официально узаконен Верховной Радой принятием 9 апреля 2015 года пакета соответствующих законов.[4][5][6] 15 мая 2015 законы подписал президент Украины Пётр Порошенко.[7] Законы были опубликованы 20 мая 2015 и вступили в силу с 21 мая.[8]

Декоммунизационный пакет законов

Четыре декоммунизационных закона были одобрены на заседании Кабинета Министров Украины 31 марта 2015:[9]

  • «О правовом статусе и памяти борцов за независимость Украины в XX веке» (закон № 314-VIII);[закон 1]
  • «Об увековечении победы над нацизмом в Второй мировой войне 1939—1945» (закон № 315-VIII);[закон 2]
  • «О доступе к архивам репрессивных органов коммунистического тоталитарного режима 1917—1991 годов» (закон № 316-VIII);[закон 3]
  • «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и запрете пропаганды их символики» (закон № 317-VIII).[закон 4]

9 апреля 2015 года Верховная Рада Украины приняла решение принять все 4 закона за основу и в целом,[10] хотя были предложения принять их только в первом чтении.[11] Представил законы председатель Украинского института национальной памяти, историк Владимир Вятрович.

Законы поддержали большинство депутатов фракций «Блока Петра Порошенко», «Народного фронта», «Самопомощи», «Блока Радикальной партии Олега Ляшко», а также «Батькивщины» (исключая лидера партии — Юлии Тимошенко).[12][13][14][15]

Председатель Верховной Рады Владимир Гройсман, который лично не поддержал ни один из этих четырёх законов,[12][13][14][15], подписал их только через 20 дней после принятия — 30 апреля 2014. 15 мая 2015 законы подписал президент Петр Порошенко.[7] Декоммунизационные законы были опубликованы 20 мая в газете Верховной Рады «Голос Украины»,[8] и, соответственно, вступили в силу с 21 мая 2015 года.[16]

Лица, подпадающие под действие законов о декоммунизации

В октябре 2015 года Украинский институт национальной памяти обнародовал список из 520 человек, чья деятельность подпадает под действие законов о декоммунизации.[4] Названия улиц и другие топонимы в их честь должны были быть изменены до 21 ноября 2015 года.

В список вошли лица, которые занимали руководящие должности в коммунистической партии, высших органах власти и управления СССР, УССР, других союзных или автономных советских республик. Названные сотрудники ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ, а также деятели коммунистической партии, Октябрьской Революции 1917 года. Также под декоммунизацию подпали те, кто устанавливал советскую власть на Украине, преследовал «участников борьбы за независимость Украины в 20 веке».[17]

Критика

Вопросы законности

Канадский историк, заслуженный профессор Альбертского университета Дэвид Р. Марплс и вместе с ним группа из 68 иностранных и украинских учёных, экспертов и преподавателей призвала президента Порошенко не подписывать законопроекты № 2538-1 и № 2558. По их мнению, эти законы политизируют историю, противоречат одному из основных политических прав — праву на свободу слова, а следовательно направляют Украину «путём России».[18][19]

Конституционность законов оспаривается группой народных депутатов Украины в Конституционном Суде.[20]

Согласно позиции КПУ, Закон «Об осуждении коммунистического тоталитарного режима» противоречит положениям Конституции Украины, имеющей высшую юридическую силу в правовой системе государства. В частности, закон противоречит статье 24 (равенство всех граждан, вне зависимости от различных обстоятельств, в том числе — политических взглядов) и статье 15, провозглашающей на Украине принцип идеологического многообразия и запрещающей цензуру. Кроме того, осуществление государством политики, направленной против коммунистической идеологии, по существу вводит идеологию антикоммунизма в качестве обязательной для всех и государственной. Напомним, что наличие обязательной для всех государственной идеологии является одним из отличительных признаков тоталитарного политического режима. Кроме того, ни в Программе, ни в Уставе Коммунистической партии Украины не содержится положений об установлении тоталитарного режима как цели деятельности КПУ.

Дипломатические проблемы

Украина, насаждая антикоммунизм и национализм, ведёт себя парадоксально: она, с одной стороны, усиливает дипломатические отношения с Польшей и, одновременно, превозносит УПА, невзирая на то, что проведённая УПА Волынская резня — национальная трагедия Польши.

Так, президент Польши Бронислав Коморовский заявил, что закон о признании УПА (проект № 2538-1) осложняет польско-украинский исторический диалог.[21]

Произвольное расширение списков лиц, попавших под декоммунизацию

Длинный список лиц, попадающих под декоммунизацию, составленный Институтом национальной памяти, действительно содержит в основном имена коммунистических деятелей, но и там встречаются казусы. Например, в список вошла Марина Раскова, деятель советского мирного времени и ВОВ (лётчица), не имеющая отношения к Украине — она была внесена из-за незначительного эпизода своей карьеры (лейтенант НКВД).

Однако в регионах Украины данный список повсеместно расширяют под предлогом, что такие-то деятели «не имеют отношения к нашему краю». Например, в сумском списке оказались:[22]

  • Деятели ВОВ, не имеющие отношения к Украине: Лев Доватор, Зоя Космодемьянская, Иван Панфилов, Александр Чекалин.
  • Военачальники ВОВ, освобождавшие Украину, деятели украинского подполья: Любовь Шевцова, Сидор Ковпак, Родион Малиновский.
  • Деятели русского и советского мирного времени, не имевшие отношения к Украине: Виссарион Белинский, Сигизмунд Леваневский.

А в Киеве, например, проспект Генерала Ватутина (командира 1-го Украинского фронта) переименован в проспект Романа Шухевича. Первый имеет прямое отношение к Киеву (командовал Киевской наступательной операцией) — в отличие от Романа Иосифовича, который действовал только на Западной Украине. Предлагают переименовать площадь Льва Толстого (на начало 2017 нет консенсуса, во что именно следует переименовывать).

Смешение разнородных понятий «политический режим» и «идеология»

Здесь необходимо небольшое отступление. Политический режим — это совокупность способов, методов, с помощью которых государство осуществляет свои властные полномочия. Сформировавшаяся на Западе дисциплина политология традиционно выделяет три типа политических режимов:

  • Тоталитарный. Государство, в котором установился такой режим, пытается контролировать все сферы жизни общества: политику, экономику, культуру, повседневное поведение граждан. Обязательным признаком такого режима является наличие единственной политической партии, слившейся с государством. Идеология этой партии становится государственной и обязательной для всех. Считается, что подобный режим может существовать только опираясь на массовые репрессии. И как раз в качестве «наиболее ярких» проявлений тоталитаризма западные политологи обычно приводят СССР эпохи Сталина и гитлеровскую Германию. К тоталитарным режимам причисляют современную КНДР.
  • Авторитарный. При таком режиме правящая элита осуществляет жёсткий контроль над политической сферой, стремясь не допустить к властным рычагам «чужаков», но при этом существует определенная свобода в духовной жизни и в экономике. Авторитарное государство, как правило, не вмешивается в повседневную жизнь своих граждан или делает это очень ограниченно. Примером авторитарных государств являются современные Китай, Куба, Иран.
  • Демократический. Считается, что при таком режиме у граждан полная свобода во всех сферах жизни, чиновники — слуги народа, ездят на работу на велосипедах и не берут взяток. Естественно, что ареалом распространения «демократии» считается исключительно Запад и его союзники типа Японии и Южной Кореи. Политические режимы во всех остальных странах обычно определяются западными политологами и СМИ либо как тоталитарные, либо как авторитарные, либо об их характере «забывают» упомянуть. Например, в случае абсолютных монархий Саудовской Аравии, Катара, Бахрейна, которых невозможно определить как «демократии», но и невыгодно называть авторитарными или, тем более, тоталитарными государствами, поскольку это союзники США. Ведь тогда возникает вполне резонный вопрос: если США разносит по всему миру демократию, почему они не несут её в эти страны? Также апологеты демократии обычно забывают, что демократическими являются и многие страны «третьего мира», такие, как например Индия или Бангладеш, которые постоянно сотрясаются коррупционными скандалами и вовсе не блещут высокими показателями уровня жизни.

И есть понятие совершенно другого рода — идеология, которую можно определить как концептуально оформленную систему взглядов, ценностей и целей определенной социальной группы и/или выражающей её интересы политической силы. Социализм, коммунизм, либерализм, религиозный фундаментализм, фашизм, национализм, анархизм — всё это идеологии.

С чем можно сравнить разнородность понятий «политический режим» и «идеология»? Ну вот представьте, что вам предлагают выбрать из двух автомобилей, один из которых красный, а другой заднеприводный. Достаточно ли вам будет знания данных признаков для того, чтобы сделать правильный выбор? Конечно же нет. Понятно, что вам предлагают сравнить машины по совершенно разнородным критериям, которые сравнить невозможно. Кроме того, без сомнения, вам будет интересен пробег, объём двигателя, техническое состояние, марка автомобилей, год выпуска… Украинские депутаты, запрещающие «коммунистический тоталитарный режим», напоминают «опытных автолюбителей», которые, попав зимой в аварию из-за того, что ехали в повороте на большой скорости на летних шинах на «Запорожце» красного цвета решили теперь вообще запретить все автомобили красного цвета. Им невдомёк, что «жовто-блакитный» «Запорожец» на лысых летних шинах поведет себя на дороге в таких же условиях точно так же, а вот красная переднеприводная «Таврия» на зимних шипованных шинах, скорее всего, пройдёт этот поворот вполне удачно. До одурманенных бандеровщиной депутатов не доходит, что для того, чтобы не попадать в ДТП, желательно соблюдать правила дорожного движения (в первую очередь — скоростной режим), вовремя проводить техническое обслуживание автомобиля, устанавливать шины согласно сезону и с не изношенным протектором, а при случае желательно поменять автомобиль на более современный. И цвет здесь не играет определяющей роли.

Так и украинские депутаты, чьи предки якобы пострадали от «коммунистического тоталитаризма», решили запретить, на всякий случай, коммунизм. Им не приходит в голову, что при определенных условиях коммунисты могут прийти к власти и осуществлять её вполне демократическим способом: именно так и было в соседней Молдавии, где в 2000-х годах к власти пришла Партия коммунистов республики Молдова, которая почему-то не стала расстреливать всех несогласных со своей политикой или хотя бы гноить их в ГУЛАГах. С другой стороны, украинские политики делают вид, будто они «не знают», что программа украинских «борцов за незалежность» вовсе не предполагала установления на Украине демократического режима, соответствующего строгим евростандартам гуманизма и толерантности. Напротив: «герои Украины» Бандера и Шухевич открытым текстом писали о геноциде «ляхов, жидов и москалей» как необходимом условии создания «Украинськой державы».

Украинские политики делают вид, будто тоталитарный режим может быть только коммунистическим или только нацистским (притом «осуждение нацизма» в законах хунты носит во многом ритуальный характер — ведь в Европе принято осуждать нацизм, а Украина, как известно, «стремится в Европу»). Авторам декоммунизационных законов невдомёк, что, например, в Чили во времена Пиночета существовал вполне себе неолиберальный тоталитаризм, широко поддержанный «оплотом Свободы» в лице Соединённых Штатов Америки.

Таким образом, декоммунизационные законы не содержат реальных механизмов для противодействия установлению на Украине тоталитарных режимов с иным, не указанным в законе идеологическим содержанием: напротив, они делают установление таких режимов более реальным.

Отсутствие денацификации

Не смотря на то, что один из основных идеологических законов постмайданной власти озаглавлен как «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и запрете пропаганды их символики», то есть, провозглашает целью и проведение денацификационной политики, таковая в реальности не осуществляется. Напротив, имеют место многочисленные факты, когда в ходе «декоммунизации» переименованным топонимам присваиваются имена коллаборационистов, сотрудничавших с нацистами. Так, улицу, названную в честь российского социал-демократа и меньшевика Плеханова в городе Бровары переименовали в улицу Аверкия Гончаренко — гауптштурмфюрера 14-й дивизии СС «Галичина»[23].

По мнению активиста КПУ Михаила Кононовича, реальная цель «декоммунизации» — отвлечь население Украины от явного социально-экономического фиаско постмайданной власти: повышения цен, шантажа украинских производителей на границе с Крымом и бойни на Донбассе. Кононович посоветовал сторонникам «декоммунизации» быть последовательными: оставить своё советское жильё, затопить метрополитен, взорвать Днепрогэс имени Ленина — а то т. н. декоммунизация «пройдёт однобоко». «Если вы такие честные декоммунизаторы, то Порошенко должен заминировать фабрику Карла Маркса в Киеве, которой владеет, сделать трибуны — и взорвать её — то есть декоммунизироваться до конца». Рядовым декоммунизаторам Кононович посоветовал «бросить хрущёвку — и валить в крыёвку»[24] — призыв, который, пожалуй, можно использовать всем противникам нынешней пронацистской хунты.

Путаница при массовом переименовании всего вокруг

Яндекс, в отличие от Google проявил «излишнюю» спешку в переименовании городов ЛНР/ДНР. Впрочем, это не помогло — Яндекс запретили на Украине в 2017 году.

При перманентной нехватке денег и огромном количестве переименованных объектов довольно частой бывает путаница: например, на Яндекс-картах одно название, а на дорожных знаках — другое. В отличие от ползучей декоммунизации 1991—2014, людей просто бомбардируют новыми названиями.

Яндекс использует двойные (украинские и луганские) названия для населённых пунктов ЛНР. Для населённых пунктов Южной Осетии используются исключительно грузинские названия (синим цветом обозначено, как выглядят южноосетинские названия)

На данный момент (апрель 2018 года) Яндекс использует двойные (украинские и луганские) названия для населённых пунктов ЛНР. Для примера, населённые пункты Южной Осетии носят исключительно грузинские названия.

Переименование неконтролируемых населённых пунктов

Власть пытается переименовывать населённые пункты ДНР, ЛНР (непризнанные государства) и Крыма (территория России). Подобные переименования остаются «филькиной грамотой», пока эти территории не будут фактически контролироваться Украиной.

Курьёзы

  • г. Днепропетровск → Днепр. Пожалуй, самый крупный курьёз: газетные заголовки «В Днепре что-то случилось» не воспринимаются всерьёз. В антихунтовских пабликах в подобных случаях любят добавлять: «в городе, а не в реке, мотоцикле или холодильнике».
  • г. Днепродзержинск → Каменскóе. Название явно сельское, в то время как в городе 200 тыс. человек.
  • г. Комсомольск (Полтавская обл.) → Горишние Плавни. Город был основан в 1960 году, и неизвестно, откуда взяли это название.
  • ул. Ленина (с. Калины Тячевского района) → ул. Джона Леннона.
  • ул. Надежды Крупской (г. Первомайск Николаевской области) → ул. Надежды.
  • торговый центр «Большевик» (Киев) → «Космополит». Название-то ироническое, и именно его стоило бы оставить — как пресловутый Большой Коммунистический тупик.
  • Московский проспект (Киев) → проспект Степана Бандеры. И это при том, что Бандера никогда не жил и не был в Киеве. Как пишут в прессе, культ Бандеры и «Небесной Сотни» на Украине насаждают теперь примерно так же, как когда-то насаждали культ Ленина.
  • Улица Александра Щербакова (Киев) → Даниила Щербаковского. Декоммунизация в хорошем смысле: похожие фамилии, учёный, чью жизнь переломали советские пертурбации.
  • бывший премьером при Януковиче Николай Азаров по-ленински чётко выразил суть декоммунизации: «Что такое декоммунизация? Это бандеровская власть плюс дебилизация всей страны!» [5]

Законы

Примечания

  1. Статья 194 УК Украины
  2. Процесс выявления общественно опасных форм индивидуального поведения, признания допустимости, возможности и целесообразности уголовно-правовой борьбы с ними и фиксации их в законе в качестве преступных и уголовно наказуемых.
  3. Amnesty International: Запрет Коммунистической партии Украины — это удар по свободе слова в стране
  4. Рада ухвалила «декомунізаційний пакет»
  5. Декомунізаційний пакет: як Росія відреагувала на заборону тоталітаризму
  6. http://zik.ua/ua/news/2015/04/10/u_mzs_rosii_roztsinyly_dekomunizatsiynyy_paket_v_ukraini_yak_antyrosiyskyy_krok_580504 У МЗС Росії розцінили «декомунізаційний пакет» в Україні, як антиросійський крок]
  7. 7,0 7,1 Глава держави підписав закони про декомунізацію
  8. 8,0 8,1 Голос України. — 20 травня 2015. — № 87 (6091). — С. 15-19.
  9. Сьогодні на Уряді: невідкладна декомунізація Володимир В’ятрович, історик, голова Українського інституту національної пам’яті. Українська правда Блоги.
  10. Офіційний портал Верховної Ради України. Проект Закону про засудження комуністичного та націонал-соціалістичного (нацистського) тоталітарних режимів в Україні та заборону пропаганди їх символіки
  11. Закони про декомунізацію підписані. Вітаю! Андрій Парубій, Перший заступник Голови Верховної Ради України, громадський діяч, політик. Українська правда Блоги.
  12. 12,0 12,1 Поіменне голосування про проект Закону про правовий статус та вшанування пам’яті борців за незалежність України у ХХ столітті (№ 2538-1) — за основу та в цілому
  13. 13,0 13,1 Поіменне голосування про проект Закону про увічнення перемоги над нацизмом у Другій світовій війні 1939—1945 років (№ 2539) — за основу та в цілому
  14. 14,0 14,1 Поіменне голосування про проект Закону про доступ до архівів репресивних органів комуністичного тоталітарного режиму 1917—1991 років (№ 2540) — в цілому
  15. 15,0 15,1 Поіменне голосування про проект Закону про засудження комуністичного та націонал-соціалістичного (нацистського) тоталітарних режимів в Україні та заборону пропаганди їх символіки (№ 2558) — за основу та в цілому
  16. В Україні набрали чинності закони про декомунізацію
  17. Інститут національної пам’яті оприлюднив 520 прізвищ, що повинні зникнути з мапи України // dt.ua, 07.10.2015.
  18. «Критика»: Відкритий лист науковців та експертів-українознавців щодо так званого «Антикомуністичного закону» (текст українською)
  19. Open Letter from Scholars and Experts on Ukraine Re. the So-Called «Anti-Communist Law». David R. Marples. April 2015 Переклад з англ.
  20. КСУ просят проверить конституционность законов о декоммунизации / Юрлига, 17:00 05.06.15
  21. Президент Польщі: закон про УПА ускладнює історичний діалог Варшави і Києва / УП, 23 квітня 2015, 08:19
  22. Институт академии наук объявил врагами Украины Ковпака и Космодемьянскую
  23. В Броварах на Киевщине улицу имени русского марксиста переименовали в честь гауптштурмфюрера СС
  24. «Бросай хрущёвку — вали в крыёвку» — политик предложил киевским властям декоммунизироваться до конца

Ссылки