Завод «Красное Сормово»: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Перенаправление на Справочник патриота)
 
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
#перенаправление[[Красное Сормово]]
{||- bgcolor="white" style="float:right; border:1px solid white;"
|-
|<div>
<table border=0 align="center"><tr>
<td>[[Файл:Order of Lenin third type.jpg|50x50px|alt=]]</td>
<td>[[Файл:Order of Lenin third type.jpg|50x50px|alt=]]</td>
<td>[[Файл:OrderOctoberRevolution.gif|50x50px|alt=]]</td>
<td>[[Файл:Orden-otechestvennoy-voyny A0078505.jpg|50x50px|alt=]]</td>
<td>[[Файл:Order of Red Banner of Labor thumb.png|50x50px|alt=]]</td>
 
</tr>
</table>
</div>
|}
'''Акционерное общество <nowiki>«Завод «Красное Сормово»</nowiki>''' (официальное сокращённое название '''АО <nowiki>«Завод «Красное Сормово»</nowiki>''') — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе [[Нижний Новгород|Нижнем Новгороде]]. Образовано 21 июля 1849 года как «Нижегородская машинная фабрика» (в некоторых источниках фигурирует название «Сормовская машинная фабрика»).
 
История наименований предприятия:
 
 
Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.
 
В настоящий момент предприятие специализируется в основном на строительстве коммерческих судов среднего водоизмещения класса «река-море». В советское время завод производил также подводные лодки, в том числе атомные.
 
== История предприятия ==
 
=== Предыстория создания завода ===
'''8 марта 1849 года''' — тайный советник князь Лев Викторович Кочубей, полковник князь Владимир Александрович Меньшиков и отставной гвардии поручик Дмитрий Егорович Бенардаки создают в Санкт-Петербурге компанию Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства, поставившую целью производство и эксплуатацию пароходов на Волге, для чего было решено построить завод по производству пароходов, на что было выделено 500 тыс. рулей серебром.
 
'''30 июня 1849 года''' — компания купила у вдовствующей помещицы Крюковой участок земли под строительство предприятия между деревнями Соромово и Мышьяковка «начиная от межи государственных крестьян Козинской волости, деревни Соромовой, вниз по течению реки Волги, вдоль правого ее берега».
 
=== Российская Империя ===
'''21 июля 1849 года''' — Балахнинский уездный суд утвердил купчую на землю, купленную под предприятие. Этот день считается датой его рождения.
 
'''24 июля 1849 года''' — расчищена площадка под строительство корпусов предприятия.
 
'''ноябрь 1849 года''' — предприятие в основном построено и приступило к производственной деятельности. Завод, построенный по проекту отставного майора Алексея Ивановича
Узатиса, представлял собой три здания: среднее (оно же главное) — двухэтажное, с нижним каменным и верхним деревянным этажами, где располагались, помимо прочих, токарное и слесарное отделения, и два боковых здания, в одном из которых были размещены чугунолитейное и кузнечное производство, а в другом — котельная мастерская. Также были построены верфь для сборки судов, пять жилых флигелей и склады<ref>По терминологии того времени — запасные сараи</ref>. Оборудование мастерских, закупленное в Бельгии и смонтированное осенью 1849 года имело привод с помощью трансмиссий от двух стационарных паровых машин мощностью 5 и 25 л. с. С этого времени и до 1854 года на заводе работало около 100 человек.
 
'''май 1850 года''' — спущен на воду первый пароход, построенный на предприятии — деревянный колёсный пароход-«забежка» «Ласточка».
 
'''1856 год''' — после проведённого технического перевооружения численность работающих на предприятии превысила 600 человек.
 
'''1870 год''' — на предприятии построена первая в стране мартеновская печь для выплавки стали.
 
=== Советская Россия ===
'''1918 год''' — завод национализирован.
 
'''1920 год''' — на заводе собран первый отечественный танк современного типа «Борец за свободу тов. Ленин».
 
'''1922 год''' — '''завод переименован в «Красное Сормово».'''
 
'''1930—1931 годы''' — на заводе частично построена подводная лодка Щ-304 («Комсомолец», «Язь», «Ударник», «Баржа № 550») типа Щ («Щука») серии III, достроенная после доставки в транспортном доке на [[Балтийский завод|Балтийском заводе]] в [[Ленинград]]е в 1931—1934 годах. Подводная лодка, ставшая первой построенной на заводе, впоследствии участвовала в Великой Отечественной войне на Балтике.
 
'''1932—1935 годы''' — на заводе построена подводная лодка Щ-308 («Сёмга») типа Щ («Щука») серии V-бис. Подводная лодка впоследствии участвовала в Великой Отечественной войне на Балтике.
 
'''1933—1936 годы''' — на заводе построены три подводные лодки типа Щ («Щука») серии V-бис 2: Щ-309 («Дельфин»), Щ-310 («Белуха») и Щ-311 («Кумжа»). Все три подводных лодки впоследствии в целом очень успешно участвовали в Финской (Зимней) и Великой Отечественной войнах на Балтике, где первая из них стала гвардейской, а остальные две — краснознамёнными. При этом Щ-311 стала самой результативной подводной лодкой Финской войны, но она же единственная из трёх погибла во время Великой Отечественной войны.
 
'''1934—193 годы''' — на заводе построены шесть подводных лодок типа Щ («Щука») серии X, три из которых первоначально были заложены и строились на территории Коломенского завода имени Куйбышева, но силами завода «Красное Сормово».
 
'''1936 — август 1941 года''' — на предприятии построено 9 подводных лодок типа С («Средняя») серии IX-бис. К началу войны были введены в строй шесть из них, ещё три были сданы флоту в конце июня — июле 1941 года. Помимо них, на предпиятии были заложены и спущены на воду ещё 12 подводных лодок этой серии.
 
'''Август 1941 года''' — в связи переходом завода к выпуску танков прервано строительство 12 достраивавшихся на плаву подводных лодок типа С («Средняя») серии IX-бис. Для завершения работ они были распределены между Заводом № 638 им. Сталина в [[Астрахань|Астрахани]] (по разным источникам<ref>Сомнение вызывает место достройки подводной лодки С-22. Судя по срокам работ, её таки достраивали в Астрахани, но в источниках часто указывается и Красное Сормово.</ref> 6 или 7 подводных лодок) и [[Севмаш|Заводом № 402]] в [[Молотовск]]е (одна С-17), ещё по разным источникам 4 или 5 субмарин были законсервированы и достраивалась позднее на самом предприятии. Позднее 8 из этих 12 подводных лодок были достроены по улучшенному проекту серии IX-бис 2.
 
'''1945(1942?)—1947 годы''' — хранившиеся на плаву 4 или 5 недостроенных подводных лодок типа С («Средняя») серии IX-бис достроены по улучшенному проекту серии IX-бис 2 того же типа.
 
'''1953 год''' — на предприятии начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали.
 
'''1982—1991 годы''' — на заводе построено [[Крупные_российские_проекты_(Константин_Черненко,_1984-1985)#.D0.9F.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BA.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_877|14 больших дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус» и его модификаций]], пять из которых пошли на экспорт (два корабля закупил [[Алжир]] и по одной подлодке получили [[Польша]], [[Румыния]] и [[Индия]]), ещё [[Крупные_российские_проекты_(Борис_Ельцин,_1991-1996)#.D0.9F.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BA.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_877_.D0.B8_.D0.B5.D0.B3.D0.BE_.D0.BC.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.B9|три аналогичные лодки]] были достроены позднее, уже после развала СССР в начале 1990-х, а последняя — 18-я — и вовсе [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2004-2008)#.D0.9F.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BA.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2_877.2C_636_.D0.B8_.D0.B8.D1.85_.D0.BC.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.B9|уже при Путине]].
 
'''1988—1998 годы''' — на предприятии строилась, но не была доделана [[Крупные_российские_проекты_(Дмитрий_Медведев,_2008-2012)#.D0.9E.D0.BF.D1.8B.D1.82.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D0.BF.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BA.D0.B0_.D0.91-90_.C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D0.BE.D0.B2.C2.BB|опытовая подводная лодка Б-90 «Саров»]], достроенная уже позднее на заводе [[«Севмаш»]] в [[Северодвинск]]е. Рубка подлодки в 1998 году была установлена на территории завода в качестве памятника к его 150-летию.
 
=== Российская Федерация ===
'''1991—1994 годы''' — на заводе, в дополнение к 14 выпущенным при советской власти, были достроены заложенные ранее [[Крупные_российские_проекты_(Борис_Ельцин,_1991-1996)#.D0.9F.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BA.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_877_.D0.B8_.D0.B5.D0.B3.D0.BE_.D0.BC.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.B9|три подводные лодки проекта 877 «Палтус» различных модификаций]], при этом два из трёх кораблей были построены на экспорт в [[Китай]]. В это же время была заложена, но в 1994 году временно снята со строительства аналогичная [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2004-2008)#.D0.9F.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BA.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2_877.2C_636_.D0.B8_.D0.B8.D1.85_.D0.BC.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.B9|подводная лодка Б-340]], достроенная впоследствии по улучшенному проекту уже позднее при Путине.
 
'''лето 2003 года''' — недостроенная [[Крупные_российские_проекты_(Дмитрий_Медведев,_2008-2012)#.D0.9E.D0.BF.D1.8B.D1.82.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D0.BF.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BA.D0.B0_.D0.91-90_.C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D0.BE.D0.B2.C2.BB|опытовая подводная лодка Б-90 «Саров»]] была перевезена для достройки на завод [[«Севмаш»]] в [[Северодвинск]]е.
 
'''2003—2006 годы''' — на заводе достроена [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2004-2008)#.D0.9F.D0.BE.D0.B4.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BA.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.BE.D0.B2_877.2C_636_.D0.B8_.D0.B8.D1.85_.D0.BC.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.B9|подводная лодка ''373 Yuan Zhend 73 Hao'' проекта 636М «Варшавянка»]] для военно-морского флота [[Китай|Китая]], строительство которой под названием «Б-340» по более раннему проекту было прервано в 1994 году.
 
'''2011 год — н. в.''' — на заводе серийно строятся танкеры проекта RST 27.
 
=== Ожидаемые события ===
 
== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии ==
[[Файл:Russian stamp 304 S-13 1996.jpg|thumb|150px|right|Краснознамённая подводная лодка С-13 на российской марке, 1996]]
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
* '''Краснознамённая подводная лодка С-13''' (построена в 1938—1939 годах) — подводная лодка серии IX-бис (тип «С» в названии означает «Средняя» или «Сталинец»). Подводная лодка, как считается, провела самую успешную в плане далеко идущих последствий торпедную атаку в истории Человечества, утопив 30 января 1945 года немецкое судно (вооружённый лайнер-трансатлантик) «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25,5 тыс. тонн, на борту которого, помимо прочего, находились 918 военнослужащих 2-й учебной дивизии подводных сил, что полностью сорвало ввод в строй последней крупной и весьма совершенной серии германских подводных лодок, оставшихся без экипажей. Также подводная лодка потопила крупный вооружённый войсковой транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением 14,6 тыс. тонн и ещё четыре парохода поменьше. В результате, подводная лодка стала наиболее результативной в отечественном военно-морском флоте по суммарному тоннажу потопленных судов, достигшему 44,1 тыс. тонн, а две наиболее результативные атаки, выполненные без каких-либо нарушений законов и обычаев войны, тем не менее входят в число крупнейiих морских катастроф (на 2016 год 5 и 16 строки списка соответственно). Лодка была награждена орденом Красного Знамени 20 апреля 1945 года. В 1957 году подводная лодка была списана и затем разобрана. Флаг корабля находится в экспозиции Центрального музея Вооруженных Сил в [[Москва|Москве]], а копия рубки установлена на территории Нижегородского Кремля.
 
== См. также ==
* [[Российская оборонная промышленность]]
* [[Российский военно-морской флот]]
 
== Ссылки ==
* [http://krsormovo.nnov.ru Официальный сайт предприятия]
 
== Примечания ==
{{Примечания}}
 
<br>
{{Предприятия}}
{{Крупные российские проекты}}
 
[[Категория:Экономика России]]
[[Категория:Технологии России]]
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Предприятия России]]
[[Категория:Нижегородская область]]
[[Категория:Нижний Новгород]]

Текущая версия от 15:02, 13 августа 2020

Перенаправление на: