Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Крупнейшие морские порты - Петербургский порт на стрелке Васильевского острова)
Строка 53: Строка 53:
* «Святой Пантелеймон» - спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе.
* «Святой Пантелеймон» - спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе.
* «Святой Исаакий» - спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе.
* «Святой Исаакий» - спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе.
== Крупнейшие морские порты==
=== Петербургский порт на стрелке Васильевского острова===
С 1733 г. началось строительство причалов и зданий нового Санкт-Петербургского порта на стрелке Васильевского острова. Изначальный [[Крупные российские проекты (Петр I, 1700-1711)#.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82|первый Петербургский порт]] находился на Петербургском (Петроградском) острове, там же где и [[Крупные российские проекты (Петр I, 1700-1711)#.D0.93.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4_.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3|первый центр города]], построенный под прикрытием [[Крупные российские проекты (Петр I, 1700-1711)#.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.28.D0.9F.D0.B5.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.BF.D0.B0.D0.B2.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F.29_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.28.D0.B4.D0.B5.D1.80.D0.B5.D0.B2.D0.BE-.D0.B7.D0.B5.D0.BC.D0.BB.D1.8F.D0.BD.D0.B0.D1.8F.29|Петропавловской крепости]] в 1700-х гг. Однако расположение старого порта оказалось неудобным, и уже в петровское время был запланирован его перенос на Васильевский остров, где предполагалось создать новый городской центр (согласно первым генеральным планам города, составленным после [[Крупные российские проекты (Петр I, 1711-1721)#.D0.A1.D1.82.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.86.D0.B0_.D0.A0.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B8_.D0.B2_.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.B5|переноса столицы в Петербург]]).
Построенный на Васильевском острове порт располагался там более века, вплоть до [[Инкубатор:Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)#.D0.9C.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BF.D0.BE.D1.80.D1.82_.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.B0_.D0.BD.D0.B0_.D0.93.D1.83.D1.82.D1.83.D0.B5.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.BC_.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.80.D0.BE.D0.B2.D0.B5|строительства нынешнего Морской порта Санкт-Петербурга на Гутуевском острове]] (с [[Инкубатор:Крупные российские проекты (Александр III, 1881-1894)#.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BC.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BA.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB|Морским каналом от порта до Кронштадта]]). В XVIII-XIX вв. Петербургский порт был крупнейшим портом России и обрабатывал более половины всех внешнеторговых грузов страны. [http://www.spb-business.ru/show.php?directory=578][http://www.seaport.spb.ru/article/3/]


== Сельское хозяйство ==
== Сельское хозяйство ==

Версия от 16:50, 7 января 2014

Анна Иоанновна

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 15 (26) февраля 1730 г. по 17 (28) октября 1740 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Петропавловский собор — высочайшее здание Российской Империи

Петропавловский собор

Петропавловский собор был построен архитектором Д. Трезини в 1712-1733 гг. в центре Петропавловской крепости, на месте одноименной деревянной церкви 1703-1704 гг.

Собор является высочайшим православным собором России и мира (по высоте колокольни - 122,5 м). В течение 219 лет, до постройки Котельнической высотки в Москве в 1952 г., собор являлся высочайшим зданием Российской империи и затем СССР (фактически он стал высочайшим зданием России уже во время постройки в 1720-х гг.). До 2012 года собор был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга (не считая Петербургской телебашни), а ныне он является третьим по высоте зданием в городе. Храм был кафедральным собором Петербурга (и фактически главным храмом России) начиная с учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до строительства Исаакиевского собора в 1858 году.В соборе находится усыпальница русских императоров, само здание является выдающимся памятником архитектуры петровского барокко, а ангел на шпиле собора является одним из символов Санкт-Петербурга.

Рекордная высота и техническая сложность строительства, а также богатство внутреннего барочного убранства собора (включающего огромный позолоченный резной иконостас и обширные площади лепнины и позолоты) позволяют оценить строительство собора в крайне значительную по тем временам сумму и отнести его к крупным проектам.[1][2]

План и профиль Санкт-Петербургской крепости. Х.А. Миних, 1727-1728 гг
Иоанновские ворота Петропавловской крепости

Перестройка Санкт-Петербургской (Петропавловской) крепости в камне

К этому времени первоначально дерево-земляная Санкт-Петербургская (ныне Петропавловская) крепость подверглась серьезной доработке, в результате чего стала, по мнению современников, «весьма неприступной».[3] При этом вследствие своего положения в центре большого города крепость все в большей степени играла роль скорее государственного символа, чем военного объекта.

Петропавловская крепость, 2009 г.

Реконструкцией кепости руководил военный инженер Х. Миних. К крепости были пристроены Иоанновский и Алексеевский равелины, отделенные от нее рвами с регулируемым уровнем воды. Со стороны реки оборудованы Невские ворота с пристанью. К этому же времени заканчивается начатое еще при Петре I строительство каменных, точнее кирпичных, бастионов взамен земляных. Сами бастионы в то время еще не выглядели гранитными - облицовку видимых из Зимнего дворца частей Петропавловской крепости гранитом сделали позднее, при Екатерине II. Последний, Нарышкин бастион был достроен в камне в 1731 г., однако работы продолжались и позднее.

Внутри же крепости в 1733 г. был достроен Петропавловский собор — высочайшее здание России в течение двух веков.

Сохранившаяся надпись на Иоанновских воротах свидетельствует, что строительство крепости официально завершилось в 1740 г. Земляным до середины XVIII в. оставалось лишь выносное внешнее укрепление крепости - Кронверк, который был реконструирован инженером А.П. Ганнибалом в 1752 г., а затем на его каменном основании по проекту архитектора П.И. Томанского было возведено каменное здание Петербургского Арсенала, где в 1872 открылся Артиллерийский музей. [4][5]

Крупнейшие корабли и суда

110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»

Первый русский 110-пушечный линейный корабль, впоследствии нес на борту до 130 орудий. Один из сильнейших кораблей своего времени — на момент спуска на воду сравнимые по мощи корабли всех флотов мира можно было пересчитать по пальцам (1 такой был в испанском флоте, 1 во французском и 1 в шведском, в английском и голландском подобных не было, но возможно еще какое-то небольшое число было у Османской империи). Построен на верфи Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Заложен 9 мая 1732 г., спущен на воду 13 июня 1737 г.

66-пушечные линейные корабли

В это время в состав Балтийского флота вошли шесть таких кораблей:

  • «Слава России» - спущен на воду в 1733 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
  • «Северный Орёл» - спущен на воду в 1735 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
  • «Ревель» - спущен на воду в 1735 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
  • «Ингерманланд» - спущен на воду в 1735 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
  • «Основание благополучия» - спущен на воду в 1736 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
  • «Леферм» - спущен на воду в 1739 г. в Архангельском адмиралтействе.

54-пушечные линейные корабли

В это время в состав Балтийского флота вошли девять таких кораблей:

  • «Новая Надежда» — спущен на воду в 1730 г.
  • «Город Архангельск» — спущен на воду в 1735 г. в Архангельском адмиралтействе.
  • «Нептунус» — спущен на воду в 1736 г. в Архангельском адмиралтействе.
  • «Азов» — спущен на воду в 1736 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
  • «Астрахань» — спущен на воду в 1736 г. в Главном адмиралтействе (Санкт-Петербург).
  • «Святой Андрей» — спущен на воду в 1737 г. в Архангельском адмиралтействе.
  • «Кронштадт» — спущен на воду в 1738 г. в Архангельском адмиралтействе.
  • «Святой Пантелеймон» - спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе.
  • «Святой Исаакий» - спущен на воду в 1740 г. в Архангельском адмиралтействе.

Крупнейшие морские порты

Петербургский порт на стрелке Васильевского острова

С 1733 г. началось строительство причалов и зданий нового Санкт-Петербургского порта на стрелке Васильевского острова. Изначальный первый Петербургский порт находился на Петербургском (Петроградском) острове, там же где и первый центр города, построенный под прикрытием Петропавловской крепости в 1700-х гг. Однако расположение старого порта оказалось неудобным, и уже в петровское время был запланирован его перенос на Васильевский остров, где предполагалось создать новый городской центр (согласно первым генеральным планам города, составленным после переноса столицы в Петербург).

Построенный на Васильевском острове порт располагался там более века, вплоть до строительства нынешнего Морской порта Санкт-Петербурга на Гутуевском островеМорским каналом от порта до Кронштадта). В XVIII-XIX вв. Петербургский порт был крупнейшим портом России и обрабатывал более половины всех внешнеторговых грузов страны. [6][7]


Сельское хозяйство

Обер-офицер и рейтар Лейб-гвардии конного полка. 1731-1742 гг.

Императорские конюшни (создание российского племенного коневодства и конной гвардии)

В те времена коневодство являлось стратегической оборонной отраслью, поскольку от качества ее работы напрясмую зависели тактико-технические данные кавалерии, являвшейся одним из основных родов войск. Также от достижений коневодства серьезно зависели военные связисты (посыльные) и конная артиллерия. Однако только в этот период отечественное коневодство было создано практически с нуля и достигло мирового уровня благодаря, в основном, услилиям Эрнста Бирона, который организовал его финансирование по линии Императорских конюшен. Только в 1739 г. открыто 10 конезаводов, на которых к 1740-му находилось около 4,5 тыс. племенных лошадей основных заграничных пород. Фактически племенное конезаводство для нужд армейской кавалерии развито в стране именно в это время. И в это же время, в декабре 1730 г. было положено начало гвардейской коннице - на базе существовавшего с 1725 г. лейб-регимента сформирован Конный лейб-гвардии полк, для оснащения которого в первую очередь и стали работать новые конные заводы. Только за 1734 год на Императорские конюшни в бюджете выделялось 100 тыс. рублей. Это позволяет оценить общие расходы на проект в 600 тыс. рублей в ценах тех лет (порядка 12 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Машиностроение

Башня Адмиралтейства в 1730-е гг. Реконструкция.

Реконструкция и модернизация Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

В годы правления Петра II, когда столица страны временно была перенесена обратно в Москву, произошло некоторое падение темпов строительства кораблей в построенном при Петре I Санкт-Петербургском Адмиралтействе. Адмиралтейство тогда состояло из огромного мазанкового здания в форме буквы П с верфью внутри и земляной крепостью снаружи. При Анне Иоанновне, с возвращением столицы в Петербург и возобновлением экономической жизни города, произошла реконструкция и модернизация Адмиралтейства.

В 1732-1738 гг. ахитектором И. К. Коробовым было построено каменное здание Адмиралтейства, сохранившее прежнюю конфигурацию, но гораздо более монументальное. В то же время происходило наращивание темпов выпуска кораблей и внедрение многих технических новинок в кораблестроении, в связи с чем особенно замечательна деятельность кораблестроителя и изобретателя Ричарда Броуна, построившего, в частности, крупнейший руccкий линейный корабль XVIII века - 110-пушечную «Императрицу Анну».

Строительство кораблей в Петербурге. Современный рисунок.

Адмиралтейство в XVIII-XIX вв. было крупнейшим зданием Петербурга (за исключением стен Петропавловской крепости), и перестройка его в камень была крайне значительным проектом. Нынешний же облик здания сформировался в результате ещё одной реконструкции Адмиралтейства при Александре I в 1806-1823 гг., выполненной в грандиозных формах неоклассического стиля.[8]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Перестройка Главного Адмиралтейства в камне

См. раздел Машиностроение.

Наука и образование

Пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел», построенные для экспедиции в Охотске.

Великая северная экспедиция (основная часть работ в Сибири)

Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту всё северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Это было первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук, известное также под именами «Вторая Камчатская экспедиция», «Сибирско-Тихоокеанская экспедиция» и «Сибирская экспедиция». Решение о ее проведении было принято в 1732 г. по предложению Витуса Беринга, незадолго до того благополучно вернувшегося с многочисленными открытиями из Первой камчатской экспедиции.

На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Петр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь.

Организацией экспедиции, задуманной еще Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков — они же осуществили открытие Алеутов, Командор и северо-запада Северной Америки. Виднейшие руководители северных отрядов экспедиции, картографировавших побережье Ледовитого океана, с запада на восток: Степан Малыгин (Двинско-Обский отряд), Дмитрий Овцын, Фёдор Минин (Обско-Енисейский отряд), Василий Прончищев, Харитон Лаптев, Семен Челюскин (Ленско-Енисейский отряд), Дмитрий Лаптев (Ленско-Колымский отряд). Также действовали Южный отряд под руководством Мартина Шпанберга (опись берегов Охотского моря и нахождение пути в Японию) и Академический отряд под руководством историка Фёдора Миллера.

Маршруты отрядов Великой Северной Экспедиции

К концу 1740 года были проведены основные работы северных отрядов экспедиции и часть работ ее южного отряда:

  • положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории);
  • установлены очертания Таймырского, Ямальского, Гыданского и Тазовского полуостровов;
  • описаны большие участки нижнего и иногда среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана от Печоры до Колымы включительно;
  • впервые сравнительно точно нанесены на карту Байдарацкая, Обская и Тазовская губы, Енисейский и Пясинский заливы (Карское море), Хатангский и Оленекский заливы, губа Буор-Хая и Янский залив (море Лаптевых);
  • собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры;
  • достигнута северная точка Евразии — мыс Челюскин;
  • открыт северный путь в Японию;
  • начато академическое исследование Сибири — ее географии, истории, этнографии, геологии, зоологии и ботаники, открыто множество исторических документов в сибирских архивах (историк Фёдор Миллер), множество видов растений и животных (Иван Гмелин, Степан Крашенинников).[1]
Петропавловск-Камчатский, XVIII век

17 октября 1740 года, в самом конце царствования Анны Иоанновны, лидерами экспедиции Витусом Берингом и Алексеем Чириковым был основан Петропавловск-Камчатский, ставший базой русского флота на Тихом океане и отправной точкой для морского плавания, в ходе которого были открыты северо-западные берега Америки, Алеутские и Командорские острова - произошло это уже в правление Анны Леопольдовны.

Полностью же экспедиция была завершена в царствие Елизаветы Петровны, тогда же были обработаны ее результаты и подведены полные итоги.

Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [9] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000 по данным немцев [10]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.

Гидротехническое строительство

Карта Ладожского канала 1741-1742 гг.
Староладожский канал в 1909 г.

Ладожский канал (канал Петра I)

Крупнейшее гидротехническое сооружение Европы того времени. Канал длиной 104 версты (111 км) строился для обеспечения безопасности и надежности плавания речных судов между реками Невой и Волховом, поскольку на Ладожском озере часто случались опасные для них шторма и, к тому же, уровень озера очень существенно колебался год от года. Строительство началось еще при Петре I в 1719 г., фактически завершилось 22 октября 1730 г., а торжественно открыт канал был весной 1731 г., когда Императрица Анна Иоанновна лично разрыла лопатой последнюю перемычку у Шлиссельбурга.[11][12]

В дальнейшем канал неоднократно подвергался усовершенствованиям, а в 1866 г. параллельно ему был построен более широкий и глубокий Новоладожский канал. При этом старый канал долго использовался в качестве вспомогательного и был снят с баланса эксплуатирующих организаций только в 1962 г., после чего постепенно зарастает.

Стоимость проекта можно оценить не менее, чем в несколько десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.

Фортификационные сооружения

Вал Ново-Закамской оборонительной линии (вид с воздуха), 2013 г.
Крепость Ново-Закамской линии в селе Красный Яр, 2013 г.

Ново-Закамская оборонительная линия

Построенная в 1732-1736 гг. укрепленнаая линия длиной 230 км (2/3 длины которой составлял земляной вал с реданами). В состав линии также входили встроенные в нее крепости. Строиительство линии, которая должна была заменить неоднократно прорывавшуюся набегами старую Закамскую оборонительную линию, построенную еще в 1650-х гг и увеличить контролируемую территорию, было задумано еще при Петре I, но проведено было только в этот период.

Всего в строительстве участвовало 15000 крестьян, причем уже в первый год строительства 3000 строителей должны были работать на линии за государственный счет. Это позволяет однозначно отнести проект к крупным, поскольку 0,000017% от мирового ВВП можно интерпритировать и по трудоемкости. Для начала XVIII века соответствующая трудоемкость составит около 4900 человеко-лет, так что по этому показателю проект, с учетом практики посменной работы строителей в то время, можно оценить более, чем в 10 млрд рублей в ценах 2012 г.

Украинская линия на карте боевых действий 1736 г., составленной в 1745 г.

Украинская линия (первая очередь)

Новую оборонительную линию против Крымского ханства в 1730 г. было задумано построить в 100-150 км южнее старой Белгородской черты. Линия активно строилась - уже в 1731 г. были введены в строй 120 верст укреплений, включавшие 10 крепостей, 24 редута и 408 реданов.

Дополнительный импульс строительству придала близость войны с Османской империей, благодаря чему в 1734 г. работы шли особенно интенсивно. Позднее, после войны 1736 г. линия продолжала достраиваться до 1742 г.

Только в плане 1731 г. количество работавших на линии достигало 15000 человек, что позволяет однозначно утверждать, что ее стоимость превзошла 10 млрд рублей в ценах 2012 г.

Каменная Петропавловская крепость

См. раздел Символы Нации.

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

Конная гвардия

См. Императорские конюшни.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Достройка петровского Петербурга

В 1732 году Анна Иоанновна вернула столицу из Москвы в Петербург (до этого ее предшественник Петр II на три года перенес двор из Петербурга обратно в Москву). Петербург окончательно стал столицей России на ближайшие два века, и именно императрица Анна по сути завершила петровский проект по созданию новой столицы империи.

При Анне происходила достройка многих проектов петровского времени. Те части и здания города, которые ныне принято называть «петровским Петербургом», в большинстве своем приобрели знакомый нам вид именно при Анне. При Петре I городские здания и сооружения в основном строили из дерева, земли и по мазанковой технологии. Каменное же строительство широко развернулось в 1730-е годы.

В частности, были реализованы до конца следующие петровские проекты:

Общие затраты на завершение создания новой столицы Российской Империи можно оценить в десятки и сотни миллиардов современных рублей. К концу правления Анны Иоанновны Петербург превратился в один из красивейших городов мира и занял достойное место среди мировых столиц.

Ссылки

  1. И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 3.