Крупные российские проекты (Временное правительство, март-ноябрь 1917)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (7,3 млн рублей в ценах 1910 г.)[1] , введенные в строй со 2 (15) марта 1917 г. по 24 октября (6 ноября) 1917 г.

Фактически в этот период были два, по сути, самозванных руководителя, выдвинутые либеральной интеллигенцией — Георгий Львов со 2 марта 1917 г. по 23 июля (5 августа) 1917 г. и Александр Керенский с 24 июля (6 августа) 1917 г. по 24 октября (6 ноября 1917 г.). Однако, поскольку впечатляющих успехов ни тому, ни другому достичь не удалось — страна под их управлением всё глубже погружалась в хаос — крупные проекты этого времени описываются в одной статье.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, 1906-1917, 1917-1924, 1991-1996, 1996-1999, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Линейный корабль «Воля» в 1917 г.

Линейный корабль «Воля» (бывший «Император Александр III») типа «Императрица Мария»

Третий, задержавшийся с вводом в строй из-за военных условий, линкор строившейся с октября 1911 г. серии — два предыдущих линкора были введены в строй в 1915 г.. Заложен в октябре 1911 г., спущен на воду в апреле 1914 г., после начала войны значительная часть его механизмов и брони была использована для экстренной достройки первых двух линкоров этого типа. К началу 1917 г. был полностью достроен, весной прошел испытания, в апреле был переименован и введен в строй под новым именем в июне 1917 г. Стоимость корабля 27,7 млн рублей в довоенных ценах.

Железные дороги

Наступивший в процессе Февральской революции хаос на железных дорогах не прекращался весь 1917 г., поэтому заметное продвижение в строительстве железных дорог наблюдалось только на дальних окраинах страны.

Семиреченская ж.д. (продолжение строительства)

В этот период в дополнение к уже построенному крупному отрезку Семиреченской ж.д. (Арысь — Абаил), являвшемуся частью строившейся Туркестано-Сибирской магистрали (Турксиба), в рамках продолжавшегося строительства был введен в строй небольшой участок Абаил — Бурное (ныне Село им. Бауыржан Момышулы, республика Казахстан) длиной около 25 км, что по минимальным довоенным расценкам (50 тыс. рублей за версту) соответствовало 1,17 млн рублей и вместе с ранее введенным участком стоило 10,42 рублей в довоенных ценах (порядка 13 млрд рублей в ценах 2012 г.). После этого строительство ж.д. было заброшено до начала 1920-х, и следующая крупная часть дороги была введена в строй в 1922—1924 гг.

Участок Псков - Полоцк Московско-Видаво-Рыбинской ж.д. (?)

Завершен в начале 1917 г. Точную дату ввода в строй обнаружить не удалось, поэтому возможно, что проект завершен уже при Временном правительстве. Однако есть основания думать, что он был завершен до переворота, поэтому основное описание проекта приведено в статье о периоде 1906-1917 гг.

Угольные месторождения

Развитие Кузнецких каменноугольных копей (Копикуза)

Акционерное общество «Кузнецкие каменноугольные копи» (или коротко «Копикуз») получило право использовать полезные ископаемые практически на всей территории Кузбасса, кроме его северной окраины. Общество провело геологические изыскания, показавшие, что в местности находится один из крупнейших бассейнов планеты. Работы начались в 1913 г. Проект, включавший крупные металлургический и коксохимический комбинаты, а также крупную Кольчугинскую железную дорогу, в результате закончен не был, постепенно замедляясь во время революций и Гражданской войны, включая и время правления в этой местности Колчака, и окончательно перейдя в состояние отложенного на неопределенный срок проекта в 1920 г., когда новое правительство отказалось от привлечения зарубежных инвестиций и национализировало предприятие. Проект достиг размеров крупного уже к 1917 г., однако, поскольку в Сибири вызванный Революцией экономический крах нарастал медленнее, именно на 1917 г. приходится пик открытия шахт, на что в тот год было потрачено 6,354 млн рублей[1]. С учетом расходов, произведенных ранее, суммарную стоимость проекта в этот период можно оценить в 20,459 + 6,354 = 26,813 млн рублей (с учетом гиперинфляции точный расчет просвести тяжело, но это, видимо, около 27 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.