Крупные российские проекты (Константин Черненко, 1984-1985)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года[1] , введенные в строй с 10 февраля 1984 года по 10 марта 1985 года.

Границы периода обусловлены приходом к власти и смертью К.У. Черненко.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Авиация

Стратегический бомбардировщикТу-160

Стратегический бомбардировщик Ту-160

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с кррылом изменяемой стреловидности. Самый тяжелый среди боевых самолетов в мире, а также обладатель массы других рекордов, прозванный среди русских лётчиков и любителей авиации «Белым лебедем». Разрабатывался с 1969 года и был поставлен на вооружение в 1987 году, однако, как часто случалось в отечественной практике, формальной постановке на вооружение предшествовало несколько лет, когда самолет уже серийно выпускался и фактически посталялся в войска, поэтому, по-видимому, правильнее будет считать основной датой завершения проекта 10 октября 1984 года, когда совершил полет первый серийный Ту-160.

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941

Крупнейшие корабли и суда

Тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула» ТК-12 («Симбирск»)

Третий из серии крупнейших в истории подводных кораблей (ранее был построены два корабля проекта). Заложен 19 апреля 1980 года, введен в строй 26 декабря 1984 года. В 2001 г. получил наименование «Симбирск».

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе», 1986

В дальнейшем было введено в строй еще три корабля этого проекта.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»)

Второй в серии тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 (ранее был введен в строй головной крейсер проекта). Заложен 26 июля 1978 года, спущен на воду 26 мая 1981 года, введен в строй 31 октября 1984 года. В 1992 г. был переименован в «Адмирал Лазарев».

Еще два крейсера этого типа были построены позднее.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 («Верхотурье») проекта 667БДРМ «Дельфин»

Головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ «Дельфин». Заложен 23 февраля 1981 года под почётным наименованием «Имени XXVI съезда КПСС», спущен на воду 7 марта 1984 года, введен в строй 30 декабря 1984 года.

Еще шесть подводных крейсеров этого проекта было построено позднее.

Эскадренный миноносец «Осмотрительный», 1989

Эскадренный миноносец «Осмотрительный» проекта 956 «Сарыч»

Эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч» также известного как тип «Современный». Ранее было построено три эсминца этого типа. Заложен 27 октября 1978 года, спущен на воду 24 апреля 1982 года, введен в строй 30 сентября 1984 года.

БПК «Адмирал Спиридонов», 1986

Корабли этого проекта строились и позднее.

Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Спиридонов»

Океанский боевой корабль, оснащенный мощным противолодочным вооружением. Четыре корабля этого проекта было построено ранее. Заложен 11 апреля 1982 года, спущен на воду в феврале 1983 года, введен в строй 30 декабря 1984 года.

Корабли этого проекта строились и позднее.

Подводные лодки проекта 877 «Палтус»

Подводная лодка Б-402 «Вологда», 2007

В крупной серии отечественных дизель-электрических подводных лодок проекта 877 «Палтус», также известного как «Варшавянка», пять кораблей которой были построены ранее в это время было введено в строй еще три корабля:

  • Б-401 («Новосибирск») — заложен 6 октября 1982 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород), спущен на воду 5 марта 1984 года, введен в строй 30 сентября 1984 года. С 18 июля 1998 года корабль получил собственное имя «Новосибирск» в связи с установлением над ним шефства соответствующим городом.
  • Б-402 («Вологда») — заложен 24 августа 1983 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород), спущен на воду 23 сентября 1984 года, введен в строй 30 декабря 1984 года. С 3 марта 1997 года года корабль получил собственное имя «Вологда» в связи с установлением над ним шефства соответствующим городом.
  • Б-405 — заложен 20 апреля 1984 года на Судостроительном заводе № 199 имени Ленинского Комсомола (ныне ОАО «Амурский судостроительный завод») в Комсомольске-на-Амуре, спущен на воду 21 сентября 1984 года, введен в строй 30 декабря 1984 года.

Строительство кораблей этого семейства продолжалось и позднее.

Железные дороги

Участок Дипкун — Тында — Ларба Байкало-Амурской магистрали

136,0+131,5 км 1984 г.

Станция Орехово Московского метро, 2010

Линии метрополитена

Минский метрополитен

Минский метрополитен строился с 1977 года и был открыт 30 июня 1984 года по случаю 40-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Девятый в СССР метрополитен состоял в то время из одной линии (Московской или 1-й линии) с восемью станциями.

Минский метрополитен достраивался и позднее.

Участок Каширская — Орехово Замоскворецкой линии Московского метрополитена

Участок Московского метрополитена Каширская — Орехово длиной 6,4 км с тремя станциями был первый раз открыт 30 декабря 1984 года, но уже через несколько часов его закрыли и снова открыли 9 февраля 1985 года.

С момента открытия этого участка Замоскворецкая линия длительное время разделялась на две ветки начиная от станции Каширская. Образовавшееся вилочное движение было ликвидировано гораздо позднее в 1995 году, когда ранее построенный участок Каширская - Каховская Замоскворецкой линии выделили отдельную Каховскую линию.

Советская почтовая марка, посвященная газопроводу Уренгой — Помары — Ужгород, 1983

Газопроводы

Уренгой — Помары — Ужгород

Экспортный газопровод общей длиной 4451 км строился в 1981…1983 гг, введен в строй в апреле 1984 года[1]. В отличие от современных российских проектов ввиду отсутствия в СССР необходимого производства, которое было создано только в 2000-х, газопровод возводился с широким использованием импортных западноевропейских труб и компрессоров, поскольку свое производство только создавалось, а США наложили эмбарго на поставки соответствующего оборудования.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.