Крупные российские проекты (Пётр I, 1689-1700)

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Пётр I Великий

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 18 (28) августа 1689 г. по 18 (29) августа 1700 года.

Границы периода обусловлены практическим приходом к власти Петра I и началом Северной войны. Венчался на царство Петр I первый раз в 1682 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1689-1700, 1700-1711, 1711-1721, 1721-1725, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

В это время крупные корабли вводились в строй только на Азовском море.

Корабль 3-го ранга «Крепость»

Корабли 3-го ранга кумпанского Азовского флота

Определить точную стоимость кораблей кумпанского Азовского флота, строившихся специально созданными кумпанствами (принудательно созданными обществами налогоплатильщиков), не представляется возможным даже в ценах того времени, поскольку строились они фактически с помощью натурального налога. Однако, судя по размерам и вооружению, в целом соответствующим линейным кораблям, крупнейшие из кораблей, построенных кумпанствами - корабли 3-го ранга, по-видимому, относятся к крупным проектам. Все 4 корабля несли по 52 пушки и были построены в 1699 г. на верфи в г. Паншин, а в мае того же года перешли в Азов:

  • «Крепость» (он же «Замок», «Кастель», «Ситадель» и «Старгейт») Прославился в то время тем, что побывал с дипломатической миссией в Константинополе, вследствие чего с 1709 г. стал первым в России кораблем-музеем. Оставлен в Азове при передаче крепости Турции в 1711 г., так как был уже не годен в починку для для транспортировки.
  • «Скорпион»
  • «Флаг»
  • «Звезда» (он же «Золотая Звезда», «Штарн» и «Дегоустари»)
«Гото Предестинация» — первый русский линейный корабль, рис. П. Бергмана, 1700 г.

58-пушечный линейный корабль «Божье Предвидение» («Гото Предестинация»)

Первый отечественный полноценный линейный корабль. Как и многие другие корабли Азовского флота в официальных документах проходил одновременно под несколькими названиями, близкими по смыслу, но на разных языкаах. Строился лично Петром I (мастером Петром Михайловым) и мастером Федором Скляевым. Заложен 19 ноября 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 27 апреля 1700 г.

58-пушечный линейный корабль «Черепаха» («Шхельпот»)

Второй полноценный линейный корабль Азовского флота, строился мастером Осипом Наем. Заложен в ноябре 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 24 апреля 1700 г.

Крупнейшие морские порты

Порт Троицк (первая очередь)

Петр I основал Троицк (ныне Таганрог) 1698 году в качестве первой военно-морской базы России — места дислокации первого российского военно-морского флота (Азовского). Этот первый российский порт на Азовском море стал также стал первым в мире портом с искусственной гаванью из сборных конструкций, первым российским портом на открытом побережье моря, а также первым в России городом, построенным по регулярному плану.

Работы по возведению укреплений начались еще в 1696 г., а гавань была готова к использованию к 1699 г. При постройке первой русской искусственной гавани впервые в мире был применён прогрессивный метод использования свайных конструкций, заполненных деревянными ящиками с камнями (они назывались «ряжи»). В будущем подобные модульные методы широко использовались в мировой практике портостроения. Модульные конструкции позволяли сократить сроки постройки порта, кроме того их было сравнительно легко передвигать с места на место, меняя конфигурацию гавани по мере необходимости (этот приём использовался, в частности, в ходе постройки и перестройки гаваней Кронштадта в 1710-х гг.).

Уже в 1699 году в Троицкой гавани встали на зимовку первые русские военные корабли «Апостол Павел», «Безбоязнь», «Крепость» и галера «Принципиум». В целом строительство гавани, города и мощных укреплений вокруг него было завершено в 1709 г. [1][2]

Машиностроение

Воронеж и Воронежское Адмиралтейство в XVIII в.
Почтовая печать Воронежского Адмиралтейства, 1698-1712 гг.

Архангельское Адмиралтейство

См. Беломорская флотилия и Архангельская (Соломбальская) верфь.

Воронежское Адмиралтейство

Военная (адмиралтейская) верфь в Воронежа был основан в 1696 г. для строительства первого регулярного военно-морского флота России - Азовского флота. Строившиеся в городе корабли спускались по реке Дон к Азовскому морю, где уже в 1696 г. сыграли важную роль в блокировании устья Дона и взятии турецкой крепости Азов. Постепенно в районе Вооронежа был построен целый комплекс военных верфей (подведомственных Воронежскому Адмиралтейству). Крупнейшими из них были следующие предприятия:

  • Воронежская верфь (1696-1711 гг.) - построено 122 судна, включая 36 линейных кораблей;
  • Тавровская верфь (1707-1725 гг.) - построено 101 судно, включая 17 линейных кораблей;
  • Чижовская верфь (1698-1702 гг.) - построено 6 судов, включая 2 линейных кораблей;
  • Хоперская верфь (1697-1702 гг.) - построено 6 судов, включая 2 линейных кораблей;
  • Паншинская верфь (1697-1699 гг.) - построено 4 линейных корабля;
  • Ступинская верфь (1697-1700 гг.) - построено 10 линейных кораблей.

Всего на верфях Воронежского Адмиралтейства в 1696—1711 годах было построено около 215 кораблей и ряд малых судов. Первоначально строительство кораблей финансировалось по указу правительства частными кумпанствами (объединениями землевладельцев), а с 1700 г. - за счёт государственной казны. С 1711 г., в связи с поражением в Прутском походе и ликвидацией Азовского флота, строительство военных кораблей было свернуто. Но накопленный опыт не пропал даром - многие кораблестроители были переведены в Санкт-Петербург для строительства Балтийского флота. В 1723 г. военное кораблестроение в районе Воронежа было возобновлено на Тавровской верфи, вновь прекращено после смерти Петра I и снова восстановлено при Анне Иоанновне в 1733 г. В 1736 г. во время новой русско-турецкой войны корабли Донской флотилии помогли вновь вернуть Азов России.[3]

Фортификационные сооружения

Южная круглая башня Тобольского кремля
Тобольский кремль. Фотография Президента России Дмитрия Медведева.

Каменные укрепления Тобольского кремля

Каменные стены Тобольского кремля - единственного каменного кремля Сибири - были построены в конце XVII века. В целом ансамбль Тобольского кремля был возведен в период правления Петра I в конце XVII - начале XVIII века. В то время Тобольск был столицей Сибири и центром самой большой в стране Тобольской губернии.

Строительство каменных укреплений на месте деревянного тобольского острога (изначально выстроенного из разобранных казачьих стругов) началось в конце XVII века, примерно в одно время с постройкой первого в городе каменного храма - Софийско-Успенского собора (1683-1686 гг.). К началу XVIII века были возведены стены и башни кремля, превратившие его в мощное укрепление. В 1710-е годы были построены новые ворота и воротные башни, затем строительство было остановлено (до 1740-х гг.) и в целом тобольские укрепления приобрели современный вид.[4]

Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота

12-пушечная яхта «Святой Петр» - первое морское судно Петра I

Беломорская флотилия и Архангельская (Соломбальская) верфь

Хотя первым российским парусным военно-морским флотом европейского типа считается основанный в 1796 г. Азовский флот, в действительности ему предшествовала небольшая Беломорская военная флотилия. Она началась с постройки в 1693 г. 12-пушечной яхты «Святой Пётр», на которой молодой царь неоднократно плавал в Белом море в 1693-1694 гг.[5]

Именно в ходе первого путешествия в Архангельск летом 1793 г. Пётр I впервые увидел море и большие парусные корабли (поморские и иностранные). По указу Петра I осенью 1793 г. на острове Соломбала в устье Северной Двины вблизи Архангельска была заложена Соломбальская (Архангельская) верфь. 18 сентября того же года Петр I лично заложил, а 20 мая 1694 г. лично участвовал в спуске на воду военно-торгового корабля «Св. Апостол Павел» (малый 24-пушечный фрегат). Ещё один один корабль - 44-пушечный фрегат «Святое Пророчество» - был заказан и построен в Голландии и в том же 1794 г. вошёл в состав Беломорской флотилии Петра I.

Соломбальская верфь, позднее названная Архангельским адмиралтейством, стала местом первого реального опыта Петра I по созданию морского флота, и хотя в 1690-е гг. предприятие было невелико и носило в основном опытный характер, затраты на создание верфи вместе с затратами на постройку, покупку и тестирование кораблей опытной Беломорской военной флотилии (позднее корабли были использованы для торговли) составили первый крупный проект Петра I в области флота.

Беломорская флотилия Петра I

Значение Соломбальской верфи существенно выросло с началом Северной войны на Балтике в 1700 г., так как через Архангельск и Белое море шел единственный сравнительно безопасный морской путь из России в Европу. Однако и здесь было небезопасно - в 1701 г. шведская флотилия совершила неудачную морскую атаку на Архангельск, и на верфи в этот период строили корабли для защиты Архангельска. В 1702 г. после очередного приезда Петра I началось расширение верфи и Архангельского порта, с 1708 г. здесь началась постройка кораблей для Балтийского флота. Вокруг верфи сложилась Адмиралтейская слобода - ныне это район Соломбала города Архангельска.

После смерти Петра I Архангельская военная верфь на некоторое время пришла в упадок, но была возрождена в 1734 г. при Анне Иоанновне, и с тех пор до конца эпохи парусного флота в середине XIX в. здесь строилось большинство кораблей Балтийского флота, чему способствовало наличие на Русском Севере огромного количества строевого леса.[6][7]

Азовский флот. Гравюра конца XVII в.

Основание военно-морского флота (кумпанский Азовский флот)

Активное строительство Азовского флота началось с 1696 г. во время Азовских походов Петра. Подавляющее большинство кораблей этого флота, введенных в строй в этот период, кроме построенных за счет казны к весне 1700 г. двух линкоров, строились кумпанствами — обществами налогоплательщиков, на которые была возложена обязанность построить определенные корабли. Поэтому натуральный характер такого рода налога затрудняет оценку стоимости кумпанского флота, но, учитывая его большую численность, даже несмотря на невысокое качество построенных в это время кораблей, проект однозначно можно отнести к одному из крупнейших в этот период.

Строительство флота велось на верфях Воронежского Адмиралтейства, откуда по реке Дон корабли достигали Азовского моря. На берегу Таганрогского залива в 1698 г. была основана база Азовского флота — порт Троицк (строительство гавани началось уже в 1696 г.).

В 1696 г. первые корабли Азовского флота сыграли важную роль в осуществлении блокады устья Дона и взятии турецкой крепости Азов. В дальнейшем, для замены недолговечных кумпанских кораблей был построен полноценный Азовский флот. При этом уже сам факт наличия первых российских военно-морских кораблей в Азово-Черноморском бассейне сыграл решающую роль при заключении мира с турками в 1700 г. — турецкий султан был весьма впечатлён появлением в Константинополе российского посла на российском же военном корабле «Крепость». За Россией осталась крепость Азов и выход к Азовскому морю.

Гвардейцы Преображенского и Семёновского полков при Петре I

Русская гвардия

Русская гвардия (Лейб-гвардия) - отборная часть русской армии, призванная защищать российского монарха - была создана в течение 1690-х гг. из потешных полков молодого царя Петра I, расквартированных в подмосковных сёлах Преображенское и Семёновское, по которым два первых гвардейских полка были названы Преображенским и Семёновским. Формирование потешных войск для своих воинских игр Пётр начал еще в 1683 г. в возрасте 11 лет. Игры быстро переросли в практическое военное обучение с маневрами, учебными битвами, взятием и защитой потешной крепости Прешбург, построенной близ Преображенского. Потешные полки одевались и обучались на иностранный манер, по образцу давно существующих к тому времени русских полков "иноземного строя". Первым "потешным" солдатом стал в 1683 г. Семён Бухвостов, считающийся первым русским гвардейцем и первым бойцом Преображенского полка. Сам царь Пётр считался бомбардиром Преображенского полка.

Марш Лейб-гвардии Преображенского полка. XVIII в.

В 1691 году потешные войска были преобразованы в полноценные воинские соединения и разделились на два полка - Преображенский и Семёновский, в 1695-1696 гг. они участвовали в Азовских походах, а в 1700 г. стали именоваться лейб-гвардейскими полками. В том же 1700 г. Преображенский и Семёновский полки отличились в неудачной для России битве при Нарве со шведами - новоиспеченные русские гвардейцы не бежали с поля боя, а мужественно сопротивлялись и прикрывали отход остальных частей. За этот подвиг вплоть до 1740 гг. преображенцы и семёновцы носили красные чулки как часть своей формы, в память о том, что они стояли "по колено в крови". В дальнейшем гвардейские полки со славой участвовали во множестве походов и сражений Северной войны.

Для подготовки офицеров для кавалерийских полков в 1721 году был сформирован Кроншлотский драгунский полк, на основании которого уже в правление Анны Иоанновны в 1730 г. был создан Конный лейб-гвардии полк - русская конная гвардия. Ещё ранее при Анне Иоанновне был основан пехотный Измайловский лейб-гвардии полк, впоследствии были созданы и другие гвардейские соединения, просуществовавшие до 1917 г. В рамках возрождения традиций, в 2013 г. звание Преображенского полка было присвоено московскому 154-му отдельному комендантскому полку, а звание Семёновского полка - 1-му отдельному стрелковому полку.[8]

Фузелёры пехотных полков при Петре I

Рекрутская регулярная армия

Пётр I создал не только русский флот но и русскую регулярную армию с той её организацией, которая в основе своей просуществовала вплоть до военной реформы Александра II более полутора веков спустя. В 1698 г. фактически вся русская армия (до этого состоявшая из дворянской конницы, стрелецкого войска и ополчения служилых людей) была переведена на "иноземный строй", показавший свою эффективность в ходе масштабных Кожуховских манёвров 1694 г. и Азовских походов 1695-1696 гг. Все армейские соединения были сформированы заново, за исключением старых полков "иноземного строя" - Лефортовского и Бутырского (основаны ещё в 1642 г.) - и новых "потешных полков" - Семёновского и Преображенского (ставших русской гвардией).

Офицеры и гренадеры пехотных полков при Петре I

Принципиальным измененением стал способ комплектования армии - рекрутский набор, заменивший существовавший до того сословно-наследственный характер формирования войска из дворян, стрельцов и служилых людей, у которых обязанность воинской или административной службы передавалась от отца к детям. Русское ополчение XVI-XVII вв. было огромной армией (до 200 тыс. чел), но крайне разнородной по составу и уровню воинского искусства, а также сосредоточенной в основном в наиболее густонаселенных центральных и южных областях страны, отчего развёртывание ополчения по меркам конца XVII в. было уже недостаточно быстрым, в особенности для военных действий на малонаселенных северо-западных рубежах. Новая рекрутская повинность была поголовной для дворянства (мужчины-дворяне были обязаны служить пожизненно, а с 1736 г. - 25 лет), и общинной для остальных сословий - сельские и городские общины сами выделяли определённое число рекрутов для службы в армии (также пожизненной, с 1793 г. - 25 лет, а с 1834 г. до реформ Александра II - 20 лет). Таким образом, пожизненный характер службы (и всеобщий для дворян) был сохранен, но армия стала постоянной и регулярной, без необходимости её постоянно распускать по домам, а затем снова развёртывать. Армия также стала более компактной, качественно и единообразно обученной.

В преддверии Северной войны за выход к Балтике, в 1699 г. Пётр произвел первый рекрутский набор, давший 25 новых пехотных полков и 2 кавалерийских (драгунских), общим числом до 32 тыс. человек (с учетом сохранившихся старых полков вся армия имела размер 35-40 тысяч). Новобранцы были обучены по образцу преображенцев и семёновцев. Первый блин, однако, вышел комом - в 1700 г. новая русская армия, наскоро обученная и в большинстве своём не нюхавшая пороха, потерпела разгром от шведов под Нарвой. Тем не менее, Пётр I не сдался, исправил ошибки, и уже в 1701 г. началась длительная и почти непрерывная серия русских побед над шведами, увенчавшаяся в 1709 г. блестящей победой над шведским королём Карлом XII под Полтавой и в итоге победой в Северной войне. С 1705 г. рекрутские наборы стали носить регулярный характер. В 1874 г. они были заменены всеобщей воинской повинностью.

Пётр I произвел также множество других преобразований в русском военном деле: была введена единообразная военная форма на европейский манер, основан ряд специальных подразделений и родов войск (драгунская кавалерия, гренадеры, морская пехота), введены новая система воинских званий и новая система воинских подразделений (в основе своей сохранились вплоть до сегодняшнего дня), введено профессиональное обучение армейских офицеров, моряков и военных инженеров.[9]

Великое посольство в Гааге, гравюра тех времен
Петр I в Саардаме на корабельной верфи. Картина 1872 г.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Великое посольство

Крупнейший для своего времени вояж Царя московского инкогнито со свитой общей численностью до 250 человек по странам Европы длился с 9...10 марта 1697 года по 25 августа 1698 года. При этом на дипломатические нужды (подарки), приглашение специалистов, покупку технологий, оборудования и различных редкостей были потрачены огромные деньги. Формальным поводом для посольства был поиск союзников в войне с Турцией, а фактически, помимо скупки технологий и специалистов во время посольства велась подготовка к Северной войне.[10]

В 1716-1717 гг. Пётр I совершил свое второе большое путешествие по европейским странам.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.