Окно Овертона: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
мНет описания правки
 
(не показано 28 промежуточных версий 13 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Okno-overtona-ukr.jpg|thumb|450px|Принцип работы Окна Овертона на примере отношения к ОУН-УПА]]
[[Файл:Okno-overtona-ukr.jpg|thumb|450px|Принцип работы Окна Овертона на примере отношения к ОУН-УПА, бандеровскому движению и неонацизму на Украине]]
'''Окно Овертона''' (также '''окно дискурса''') — концепция наличия рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях с точки зрения общественной морали, описанная бывшим вице-президентом Макинского центра публичной политики Джозефом Овертоном.
 
'''Окно Овертона''' (также '''окно дискурса''') — концепция, согласно которой в публичных высказываниях, касающихся вопросов общественной морали и ценностей общества, существуют определённые рамки («окно возможностей» для дискурса), которые с течением времени могут сдвигаться/расширяться (то есть, неприемлемые ранее высказывания с течением времени могут стать приемлемыми, что может произойти в результате постоянного обсуждения соответствующих идей в изначальных более узких рамках). Впервые концепция была описана вице-президентом Макинского центра публичной политики Джозефом Овертоном. Консерваторы используют понятие «окна Овертона» для критики пропаганды идей и теорий, нацеленных на то, чтобы перевернуть сложившиеся в обществе нормы морали, ценности и установки.
 
Пропагандируемые с помощью «сдвига окна Овертона» идеи (такие как нетрадиционные сексуальные отношения, смена пола, позитивная дискриминация различных меньшинств, радикально левые или радикально правые взгляды) консервативные публицисты считают деструктивными. Либеральные публицисты в ответ обвиняют консерваторов в конспирологии: с их точки зрения, «окно Овертона» – это теория заговора.
 
==Суть концепции==


Овертон считал, что осью политического дискурса является большая или меньшая степень свободы, которую он увязывал со степенью регламентации общественных институтов со стороны государства<ref>''Lehman, J. G.'' [http://www.mackinac.org/12481 An Introduction to the Overton Window of Political Possibility] // Mackinac Center for Public Policy.</ref>. Согласно модели Овертона, в каждый момент времени некоторые идеи составляют действующую норму, образуя точку отсчёта, а остальные идеи могут либо входить в диапазон допустимых, либо нет.  
Овертон считал, что осью политического дискурса является большая или меньшая степень свободы, которую он увязывал со степенью регламентации общественных институтов со стороны государства<ref>''Lehman, J. G.'' [http://www.mackinac.org/12481 An Introduction to the Overton Window of Political Possibility] // Mackinac Center for Public Policy.</ref>. Согласно модели Овертона, в каждый момент времени некоторые идеи составляют действующую норму, образуя точку отсчёта, а остальные идеи могут либо входить в диапазон допустимых, либо нет.  


В 2013 году редактор сайта «Союз Нового завета» Джо Картер выдвинул конспирологическую теорию толкования «Окна Овертона»<ref>''Carter, J.'' [https://www.thegospelcoalition.org/article/how-to-change-a-society-in-5-easy-steps/ How to Change a Society in 5 Easy Steps] // The Gospel Coalition. 03.05.2013.</ref>, описывающую технологию манипуляции рамками окна дискурса, посредством которой осуществляется изменение отношения общества к бывшим ранее принципиальным для него вопросам, в частности вопросам легализации гомосексуализма и однополых браков. Так, Картер наглядно описал, как ряд совершенно чуждых обществу идей был поднят из «помойного бака» общественного презрения, «отмыт» и, в конечном итоге, закреплен законодательно.
В 2013 году редактор сайта «Союз Нового завета» Джо Картер опубликовал статью<ref>''Carter, J.'' [https://www.thegospelcoalition.org/article/how-to-change-a-society-in-5-easy-steps/ How to Change a Society in 5 Easy Steps] // The Gospel Coalition. 03.05.2013.</ref>, согласно которой изменения отношения общества к бывшим ранее принципиальным для него вопросам, в частности вопросам легализации гомосексуальных отношений, являются сознательной манипуляцией рамками окна дискурса. Автор описывает, как ряд совершенно чуждых обществу идей якобы был поднят из «помойного бака» общественного презрения, «отмыт» и, в конечном итоге, закреплён законодательно (сначала за гомосексуализм перестали наказывать, потом разрешили гей-парады, потом однополые союзы, потом однополые браки…). Картер считает, что «окно возможностей» специально постепенно двигают, тем самым меняя веер возможностей, от стадии «неприемлемое», то есть полностью отвергаемое и чуждое общественной морали, до стадии «актуальная политика», то есть уже принятое массовым сознанием, широко обсуждаемое и регулируемое законодательно.
 
== Теория заговора или нет ==
Ряд критиков пишут об «окне Овертона» как теории заговора. Мол, нету никаких тайных кукловодов, которые дергают за невидимые ниточки и расширяют постепенно «окно дискурса»: внедрение новых идей происходит постепенно, само собой, снизу, а не сверху. И вообще Овертон писал про политический дискурс вообще, а не про внедрение именно деструктивных идей.
 
Действительно, технология «окна Овертона» может применяться и для распространения положительных идей (что же касается идей отрицательных, то их носители и распространители, как правило, считают их положительными). С учётом этого, концепцию «окна Овертона» можно считать нейтральной.
 
Также не существует никаких существенных препятствий для того, чтобы определённые группы влияния среди элиты, которые контролируют денежные потоки, законодательство, редакционную политику СМИ и цензуру в соцсетях, продвигали определённые идеи (а продвижению противоположных идей, наоборот, препятствовали). Собственно, в этом состоит суть политической и идеологической борьбы испокон веков («окно Овертона» на практике начали использовать отнюдь не в XX веке, а гораздо раньше). То, что значительная (возможно, даже основная) часть сторонников какой-либо идеи включается в процесс её распространения добровольно (без непосредственных финансовых или иных стимулов) не отменяет того, что определённые политические группы, руководство СМИ и влиятельных дискуссионных площадок могут производить определённые манипуляции для внедрения тех или иных «месседжей» (высказываний, содержащих некий идеологический посыл).  


Согласно Окну Овертона, для каждой проблемы или идеи в обществе существует так называемое «окно возможностей», в пределах которого идею могут широко обсуждать, пропагандировать, открыто поддерживать или пытаться закрепить законодательно. Картер считает, что «окно возможностей» далее двигают, тем самым меняя веер возможностей, от стадии «неприемлемое», то есть полностью отвергаемое и чуждое общественной морали, до стадии «актуальная политика», то есть уже принятое массовым сознанием, широко обсужденное и закрепленное законодательно. Есть мнение, что посредством использования данной технологии работа по легализации педофилии, инцеста и детской эвтаназии будет завершена в Европе уже в ближайшие годы, аналогично тому, как ранее были легализованы гомосексуализм и однополые браки [http://zuhel.livejournal.com/465630.html].
С одной стороны, возможности для манипуляций с «окном Овертона» ограничены: сдвиг не может быть слишком быстрым, так как слишком радикальные (на данный момент) «месседжи» могут произвести обратный эффект на читателей/зрителей, отпугнув их. С другой стороны, профессиональные, масштабные по своей задумке манипуляции могут быть рассчитаны на длительное время, которое обычно у политиков и владельцев/редакторов СМИ/соцсетей наличествует, поэтому ничто не мешает подавать практически любые идеи постепенно, «по кусочку», с последовательным повышением градуса радикальности.


== Идеи, проходящие первые стадии внедрения ==
Согласно известном «парадоксу лягушки», если лягушку поместят в кипящую воду, то она выпрыгнет – однако если будет находиться в холодной воде, которую будут медленно нагревать, то не распознает опасность и будет медленно вариться, пока не погибнет.
Сторониками картеровской концепции манипуляции рамками окна дискурса считается, что посредством такой манипуляции в данный момент внедряются идеи легализации следующих явлений: [http://whatisgood.ru/theory/media/okno-overtona-kakie-idei-proxodyat-pervye-stadii-vnedreniya/]
* Проституция
* Каннибализм
* Инцест
* Педофилия
* Зоофилия


== Примечания ==
Таким образом, характеризовать концепцию Овертона и её применение публицистами консерваторами как «теорию заговора» – нет оснований, так как, в общем, никакого противоречия логике, науке и фактам здесь нет. С другой стороны, следует признать, что «окно Овертона» может использоваться и для продвижения идей консервативного толка.
<references/>


== Ссылки ==
== Ссылки ==
;«Окно Овертона» как технология внедрения деструктивных идей
* {{cite web|url=http://russian7.ru/2015/06/chto-nuzhno-znat-ob-oknakh-overtona/|title=Что нужно знать об «Окнах Овертона»|author=[[Эдвард Чесноков|Чесноков Э.]]|date=2015-06-15|publisher=[http://russian7.ru/ «Русская Семёрка»]|accessdate=2015-08-13|archiveurl=https://archive.is/YHIB8 |archivedate=2015-08-13}}
* {{cite web|url=http://russian7.ru/2015/06/chto-nuzhno-znat-ob-oknakh-overtona/|title=Что нужно знать об «Окнах Овертона»|author=[[Эдвард Чесноков|Чесноков Э.]]|date=2015-06-15|publisher=[http://russian7.ru/ «Русская Семёрка»]|accessdate=2015-08-13|archiveurl=https://archive.is/YHIB8 |archivedate=2015-08-13}}
* [http://nstarikov.ru/blog/36349 Технология уничтожения. Окно Овертона]
* [http://nstarikov.ru/blog/36349 Технология уничтожения. Окно Овертона]
** [https://www.youtube.com/watch?v=LgWh584j5yI Николай Стариков: как закрыть «Окно Овертона»?]
* [https://yvision.kz/post/426356 Технология уничтожения]
* [https://yvision.kz/post/426356 Технология уничтожения]
* [http://narpolit.ru/layer/zakroiyte_duet%E2%80%A6_10-37-07.htm Закройте, дует… «Эхо Москвы» и «окно Овертона»]
* [http://narpolit.ru/layer/zakroiyte_duet%E2%80%A6_10-37-07.htm Закройте, дует… «Эхо Москвы» и «окно Овертона»]
* [[rwp:Окно Овертона|Окно Овертона]] — статья в [[Википедия|Википедии]]
* [http://aftershock.news/?q=node/313095 Окно Овертона: Какие идеи проходят первые стадии внедрения?]
* [http://aftershock.su/?q=node/313095 Окно Овертона: Какие идеи проходят первые стадии внедрения?]
* [[trd:Когнитивная тень|Когнитивная тень]] — статья в Традиции, описывающая положение объекта за рамками дискурса
 
;Критика концепции «Окна Овертона»
* {{cite web|url=https://makkawity.livejournal.com/3324575.html|title=Как «окно Овертона» стало страшилкой консерваторов и о чем писал Джон Овертон на самом деле|author=Асмолов К. В.|date=2015-03-17|publisher=LiveJournal|accessdate=2019-08-29|archiveurl= |archivedate=}}
* {{cite web|url=https://cont.ws/@dantes/399016|title=«Окно овертона»: теория заговора в действии|author=Басина П. А.|date=2018-06-11|publisher=Обозник|accessdate=2018-08-05|archiveurl= |archivedate=}}
* {{cite web|url=https://cont.ws/@dantes/399016|title=Научный бред теории «Окно Овертона»|author=Громов Д.|date=2016-10-13|publisher=[[Континенталист]]|accessdate=2018-08-05|archiveurl= |archivedate=}}
* {{cite web|url=https://anlazz.livejournal.com/38115.html|title=«Окно Овертона»: особенности постсоветской конспирологии|author=anlazz |date=2014-02-10|publisher=LiveJournal|accessdate=2018-08-05|archiveurl= |archivedate=}}
 
== Примечания ==
<references/>


<br>
<br>

Текущая версия от 14:43, 4 мая 2023

Принцип работы Окна Овертона на примере отношения к ОУН-УПА, бандеровскому движению и неонацизму на Украине

Окно Овертона (также окно дискурса) — концепция, согласно которой в публичных высказываниях, касающихся вопросов общественной морали и ценностей общества, существуют определённые рамки («окно возможностей» для дискурса), которые с течением времени могут сдвигаться/расширяться (то есть, неприемлемые ранее высказывания с течением времени могут стать приемлемыми, что может произойти в результате постоянного обсуждения соответствующих идей в изначальных более узких рамках). Впервые концепция была описана вице-президентом Макинского центра публичной политики Джозефом Овертоном. Консерваторы используют понятие «окна Овертона» для критики пропаганды идей и теорий, нацеленных на то, чтобы перевернуть сложившиеся в обществе нормы морали, ценности и установки.

Пропагандируемые с помощью «сдвига окна Овертона» идеи (такие как нетрадиционные сексуальные отношения, смена пола, позитивная дискриминация различных меньшинств, радикально левые или радикально правые взгляды) консервативные публицисты считают деструктивными. Либеральные публицисты в ответ обвиняют консерваторов в конспирологии: с их точки зрения, «окно Овертона» – это теория заговора.

Суть концепции

Овертон считал, что осью политического дискурса является большая или меньшая степень свободы, которую он увязывал со степенью регламентации общественных институтов со стороны государства[1]. Согласно модели Овертона, в каждый момент времени некоторые идеи составляют действующую норму, образуя точку отсчёта, а остальные идеи могут либо входить в диапазон допустимых, либо нет.

В 2013 году редактор сайта «Союз Нового завета» Джо Картер опубликовал статью[2], согласно которой изменения отношения общества к бывшим ранее принципиальным для него вопросам, в частности вопросам легализации гомосексуальных отношений, являются сознательной манипуляцией рамками окна дискурса. Автор описывает, как ряд совершенно чуждых обществу идей якобы был поднят из «помойного бака» общественного презрения, «отмыт» и, в конечном итоге, закреплён законодательно (сначала за гомосексуализм перестали наказывать, потом разрешили гей-парады, потом однополые союзы, потом однополые браки…). Картер считает, что «окно возможностей» специально постепенно двигают, тем самым меняя веер возможностей, от стадии «неприемлемое», то есть полностью отвергаемое и чуждое общественной морали, до стадии «актуальная политика», то есть уже принятое массовым сознанием, широко обсуждаемое и регулируемое законодательно.

Теория заговора или нет

Ряд критиков пишут об «окне Овертона» как теории заговора. Мол, нету никаких тайных кукловодов, которые дергают за невидимые ниточки и расширяют постепенно «окно дискурса»: внедрение новых идей происходит постепенно, само собой, снизу, а не сверху. И вообще Овертон писал про политический дискурс вообще, а не про внедрение именно деструктивных идей.

Действительно, технология «окна Овертона» может применяться и для распространения положительных идей (что же касается идей отрицательных, то их носители и распространители, как правило, считают их положительными). С учётом этого, концепцию «окна Овертона» можно считать нейтральной.

Также не существует никаких существенных препятствий для того, чтобы определённые группы влияния среди элиты, которые контролируют денежные потоки, законодательство, редакционную политику СМИ и цензуру в соцсетях, продвигали определённые идеи (а продвижению противоположных идей, наоборот, препятствовали). Собственно, в этом состоит суть политической и идеологической борьбы испокон веков («окно Овертона» на практике начали использовать отнюдь не в XX веке, а гораздо раньше). То, что значительная (возможно, даже основная) часть сторонников какой-либо идеи включается в процесс её распространения добровольно (без непосредственных финансовых или иных стимулов) не отменяет того, что определённые политические группы, руководство СМИ и влиятельных дискуссионных площадок могут производить определённые манипуляции для внедрения тех или иных «месседжей» (высказываний, содержащих некий идеологический посыл).

С одной стороны, возможности для манипуляций с «окном Овертона» ограничены: сдвиг не может быть слишком быстрым, так как слишком радикальные (на данный момент) «месседжи» могут произвести обратный эффект на читателей/зрителей, отпугнув их. С другой стороны, профессиональные, масштабные по своей задумке манипуляции могут быть рассчитаны на длительное время, которое обычно у политиков и владельцев/редакторов СМИ/соцсетей наличествует, поэтому ничто не мешает подавать практически любые идеи постепенно, «по кусочку», с последовательным повышением градуса радикальности.

Согласно известном «парадоксу лягушки», если лягушку поместят в кипящую воду, то она выпрыгнет – однако если будет находиться в холодной воде, которую будут медленно нагревать, то не распознает опасность и будет медленно вариться, пока не погибнет.

Таким образом, характеризовать концепцию Овертона и её применение публицистами консерваторами как «теорию заговора» – нет оснований, так как, в общем, никакого противоречия логике, науке и фактам здесь нет. С другой стороны, следует признать, что «окно Овертона» может использоваться и для продвижения идей консервативного толка.

Ссылки

«Окно Овертона» как технология внедрения деструктивных идей
Критика концепции «Окна Овертона»

Примечания

  1. Lehman, J. G. An Introduction to the Overton Window of Political Possibility // Mackinac Center for Public Policy.
  2. Carter, J. How to Change a Society in 5 Easy Steps // The Gospel Coalition. 03.05.2013.