Реформа Конституции России: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
||
Строка 552: | Строка 552: | ||
|} | |} | ||
=== Глава 6 | === Глава 6. Правительство Российской Федерации === | ||
==== Статья 110 ==== | |||
{| class="wikitable sortable" | {| class="wikitable sortable" | ||
! width=" | ! width="50%" class="unsortable"| Действующая редакция || width="50%" class="unsortable"| Текст одобренного закона | ||
|- | |- | ||
| | | | ||
* 1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации '''под общим руководством Президента Российской Федерации'''.<br> | * 1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.<br><br> | ||
* 2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.<br> | * 2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. | ||
* '''3. Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.''' | || | ||
* '''4. Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации''' | * 1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации '''под общим руководством Президента Российской Федерации'''.<br><br> | ||
* 2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.<br><br> | |||
* '''3. Правительство Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.'''<br><br> | |||
* '''4. Председателем Правительства Российской Федерации, Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министром, иным руководителем федерального органа исполнительной власти может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Председателю Правительства Российской Федерации, заместителям Председателя Правительства Российской Федерации, федеральным министрам, иным руководителям федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.''' | |||
|} | |||
==== Статья 111 ==== | |||
{| class="wikitable sortable" | |||
! width="50%" class="unsortable"| Действующая редакция || width="50%" class="unsortable"| Текст одобренного закона | |||
|- | |- | ||
| | | | ||
* 1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации ''<s>с согласия Государственной Думы</s>'' '''после | * 1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.<br><br> | ||
утверждения его кандидатуры Государственной Думой'''.<br> | * 2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.<br><br> | ||
* 2. ''<s>Предложение</s>'' '''Представление''' о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится '''в Государственную Думу Президентом Российской Федерации''' не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой '''или освобождения Президентом Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства Российской Федерации.<br> | * 3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.<br><br> | ||
* 3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения ''<s>предложения о кандидатуре</s>'' '''представления'''.<br> | * 4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. | ||
* 4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации ''<s>распускает Государственную Думу и назначает новые выборы</s>'' | || | ||
* 1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации ''<s>с согласия Государственной Думы</s>'' '''после утверждения его кандидатуры Государственной Думой'''.<br><br> | |||
* 2. ''<s>Предложение</s>'' '''Представление''' о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится '''в Государственную Думу Президентом Российской Федерации''' не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой '''или освобождения Президентом Российской Федерации от должности либо отставки Председателя Правительства Российской Федерации.<br><br> | |||
* 3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения ''<s>предложения о кандидатуре</s>'' '''представления'''.<br><br> | |||
* 4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации. ''<s>распускает Государственную Думу и назначает новые выборы</s>'' '''В этом случае Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы'''. | |||
|} | |||
==== Статья 112 ==== | |||
{| class="wikitable sortable" | |||
! width="50%" class="unsortable"| Действующая редакция || width="50%" class="unsortable"| Текст одобренного закона | |||
|- | |- | ||
| | | | ||
* 1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, '''за исключением случая, когда предшествующий Председатель Правительства Российской Федерации освобожден от должности Президентом Российской Федерации'''.<br> | * 1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.<br><br> | ||
* 2. Председатель Правительства Российской Федерации ''<s>предлагает Президенту Российской Федерации</s>'' '''представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д<sup>1</sup>» статьи 83 Конституции Российской Федерации. Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам.<br> | * 2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. | ||
* '''3. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.<br>''' | || | ||
* '''4. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров Президент Российской Федерации вправе назначить заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства Российской Федерации. Если после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур более одной трети должностей членов Правительства Российской Федерации (за исключением должностей федеральных министров, указанных в пункте «д<sup>1</sup>» статьи 83 Конституции Российской Федерации), остаются вакантными, Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.<br>''' | * 1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, '''за исключением случая, когда предшествующий Председатель Правительства Российской Федерации освобожден от должности Президентом Российской Федерации'''.<br><br> | ||
* 2. Председатель Правительства Российской Федерации ''<s>предлагает Президенту Российской Федерации</s>'' '''представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д<sup>1</sup>» статьи 83 Конституции Российской Федерации. Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам.<br><br> | |||
* '''3. Заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом Российской Федерации. Президент Российской Федерации не вправе отказать в назначении на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой.<br><br>''' | |||
* '''4. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров Президент Российской Федерации вправе назначить заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров из числа кандидатур, представленных Председателем Правительства Российской Федерации. Если после трехкратного отклонения Государственной Думой представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи кандидатур более одной трети должностей членов Правительства Российской Федерации (за исключением должностей федеральных министров, указанных в пункте «д<sup>1</sup>» статьи 83 Конституции Российской Федерации), остаются вакантными, Президент Российской Федерации вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.<br><br>''' | |||
* '''5. В случае, предусмотренном частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, а также в случае роспуска Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д<sup>1</sup>» статьи 83 Конституции Российской Федерации), по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.''' | * '''5. В случае, предусмотренном частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, а также в случае роспуска Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д<sup>1</sup>» статьи 83 Конституции Российской Федерации), по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.''' | ||
|} | |||
==== Статья 113 ==== | |||
{| class="wikitable sortable" | |||
! width="50%" class="unsortable"| Действующая редакция || width="50%" class="unsortable"| Текст одобренного закона | |||
|- | |- | ||
| | | | ||
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. | |||
|| Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами ''<s>и</s>'' указами ''<s>Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу</s>'', '''распоряжениями, поручениями Президента Российской Федерации организует работу Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за осуществление возложенных на Правительство Российской Федерации полномочий.''' | |||
|} | |||
==== Статья 114 ==== | |||
{| class="wikitable sortable" | |||
! width="50%" class="unsortable"| Действующая редакция || width="50%" class="unsortable"| Текст одобренного закона | |||
|- | |- | ||
| | | | ||
* 1. Правительство Российской Федерации:<br> | |||
** а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;<br> | |||
** б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;<br> | |||
** в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;<br> | |||
** г) осуществляет управление федеральной собственностью;<br> | |||
** д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;<br> | |||
** е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;<br> | |||
** ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.<br><br> | |||
* 2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. | |||
|| | |||
* 1. Правительство Российской Федерации:<br> | * 1. Правительство Российской Федерации:<br> | ||
** а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; | ** а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;<br> | ||
** б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; | ** б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;<br> | ||
** в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой '''социально ориентированной''' государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, '''поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей,''' ''<s>экологии</s>'', '''а также в области охраны окружающей среды''' | ** в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой '''социально ориентированной''' государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, '''поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей,''' ''<s>экологии</s>'', '''а также в области охраны окружающей среды;'''<br> | ||
** '''в<sup>1</sup>) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;''' | ** '''в<sup>1</sup>) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала;'''<br> | ||
** '''в<sup>2</sup>) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;''' | ** '''в<sup>2</sup>) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;'''<br> | ||
** г) осуществляет управление федеральной собственностью; | ** г) осуществляет управление федеральной собственностью;<br> | ||
** д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; | ** д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;<br> | ||
** е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; | ** е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;<br> | ||
** '''е<sup>1</sup>) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;''' | ** '''е<sup>1</sup>) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;'''<br> | ||
** '''е<sup>2</sup>) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;''' | ** '''е<sup>2</sup>) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности;'''<br> | ||
** '''е<sup>3</sup>) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;''' | ** '''е<sup>3</sup>) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;'''<br> | ||
** '''е<sup>4</sup>) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;''' | ** '''е<sup>4</sup>) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;'''<br> | ||
** '''е<sup>5</sup>) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;''' | ** '''е<sup>5</sup>) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;'''<br> | ||
** '''е<sup>6</sup>) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;''' | ** '''е<sup>6</sup>) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;'''<br> | ||
** ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. | ** ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.<br><br> | ||
* 2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. | * 2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. | ||
|} | |||
==== Статья 115 ==== | |||
{| class="wikitable sortable" | |||
! width="50%" class="unsortable"| Действующая редакция || width="50%" class="unsortable"| Текст одобренного закона | |||
|- | |- | ||
| | | | ||
* 1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, ''<s>нормативных указов</s>'' '''указов, распоряжений, поручений''' Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.<br> | * 1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.<br><br> | ||
* 2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.<br> | * 2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.<br><br> | ||
* 3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. | |||
|| | |||
* 1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, ''<s>нормативных указов</s>'' '''указов, распоряжений, поручений''' Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.<br><br> | |||
* 2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.<br><br> | |||
* 3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам ''<s>и указам</s>'', '''указам и распоряжениям''' Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. | * 3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам ''<s>и указам</s>'', '''указам и распоряжениям''' Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. | ||
|} | |||
==== Статья 117 ==== | |||
{| class="wikitable sortable" | |||
! width="50%" class="unsortable"| Действующая редакция || width="50%" class="unsortable"| Текст одобренного закона | |||
|- | |- | ||
| | | | ||
* 1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.<br> | * 1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.<br><br> | ||
* 2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.<br> | * 2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.<br><br> | ||
* 3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу '''объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.'''<br> | * 3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.<br><br> | ||
* '''4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае если Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.'''<br> | * 4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.<br><br> | ||
* '''4<sup>1</sup>. Председатель Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.'''<br> | * 5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. | ||
* '''5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. В случае освобождения от должности Президентом Российской Федерации или отставки Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, федерального министра Президент Российской Федерации вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.'''<br> | || | ||
* 1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.<br><br> | |||
* 2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.<br><br> | |||
* 3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу '''объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.'''<br><br> | |||
* '''4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации, который подлежит рассмотрению в течение семи дней. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации в течение семи дней вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. В случае если Правительство Российской Федерации в течение трех месяцев повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Государственная Дума в доверии Правительству Российской Федерации откажет, Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.'''<br><br> | |||
* '''4<sup>1</sup>. Председатель Правительства Российской Федерации, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, федеральный министр вправе подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.'''<br><br> | |||
* '''5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. В случае освобождения от должности Президентом Российской Федерации или отставки Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, федерального министра Президент Российской Федерации вправе поручить этому лицу продолжать исполнять обязанности по должности или возложить их исполнение на другое лицо до соответствующего назначения.'''<br><br> | |||
* '''6. Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, а Председатель Правительства Российской Федерации не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 3-5 статьи 109 Конституции Российской Федерации, а также в течение года после назначения Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации.''' | * '''6. Государственная Дума не может выразить недоверие Правительству Российской Федерации, а Председатель Правительства Российской Федерации не может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 3-5 статьи 109 Конституции Российской Федерации, а также в течение года после назначения Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации.''' | ||
|} | |} |
Версия от 19:52, 29 июня 2020
Реформа Конституции России — изменение положений Конституции Российской Федерации, инициированное Владимиром Путиным во время оглашения послания Федеральному Собранию в январе 2020 года. Поправки к Конституции за всё время её действия вносились неоднократно, но в 2020 году вопрос об их принятии был впервые вынесен на всенародное голосование — ввиду большой значимости вносимых изменений как для политической системы, так и для общества. По этой же причине внесение данных поправок именуется «реформой Конституции России».
Юридический статус поправок в Конституцию определён, в первую очередь, самой Конституцией (статья 136) — изменения могут вносится лишь в определённые разделы Основного закона (главы 3-8)[1]. В 1995 году Конституционный Суд, публикуя толкование статьи 136 Конституции (№12-П), подробно описал порядок принятия конституционных поправок:
Поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Положение статьи 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований статьи 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации; кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции Российской Федерации, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации. |
Данный порядок был закреплен в 1998 году в соответствующем законе (№33-ФЗ), по которому под поправкой к Конституции России понимается любое изменение текста Конституции (главы 3-8) — исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав.
Измененные статьи Конституции России
Глава 3. Федеративное устройство
Статья 67
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 671
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 68
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 69
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. |
|
Статья 70
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 71
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
Статья 72
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 75
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 751
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. |
Статья 77
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 78
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 79
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. |
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. |
Статья 791
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. |
Глава 4. Президент Российской Федерации
Статья 80
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 81
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 82
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 83
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
Президент Российской Федерации:
|
Президент Российской Федерации:
|
Статья 921
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 93
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Глава 5. Федеральное Собрание
Статья 95
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 97
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 98
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 100
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 102
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 103
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 1031
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания. |
Статья 104
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 107
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 108
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 109
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Глава 6. Правительство Российской Федерации
Статья 110
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 111
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 112
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 113
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. |
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами |
Статья 114
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 115
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Статья 117
Действующая редакция | Текст одобренного закона |
---|---|
|
|
Глава 7: Судeбная влaсть и прокуратура
Номер статьи | Текст изменненной статьи (внесенные изменения выделены жирным, убранные – курсивом) |
---|---|
118 |
|
119 | Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. |
125 |
|
126 | Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. |
128 |
|
129 |
|
Глава 8. Местное самоуправление
Статья 131
Действующая редакция | Текст одобренного закона) |
---|---|
|
|
Статья 132
Действующая редакция | Текст одобренного закона (внесенные изменения выделены жирным, убранные – курсивом) |
---|---|
|
|
Статья 133
Действующая редакция | Текст одобренного закона (внесенные изменения выделены жирным, убранные – курсивом) |
---|---|
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. |
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате |
Ход реформы
Январь 2020
15 января 2020
- Владимир Путин огласил Послание Президента Федеральному Собранию — самой значимой темой выступления стали поправки в Конституцию, предложенные главой государства[4][5][6]:
- #1. Закрепить приоритет национального законодательства над международным;
- #2. Постановить, что чиновники, судьи и депутаты не должны иметь право иметь иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве;
- #3. Кандидат в президенты России должен проживать в стране не менее 25 лет вместо нынешних десяти;
- #4. Убрать оговорку о президентстве два срока подряд;
- #5. Закрепить создание единой системы публичной власти;
- #6. Закрепить статус и роль Госсовета;
- #7. Закрепить, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже уровня прожиточного уровня, а также регулярную индексацию пенсий;
- #8. Доверить Госдуме право утверждения кандидатуры премьера и всего правительства. При этом президент будет не вправе их отклонить (при этом оставить право президента отстранить премьера и министра в случае их неэффективной работы);
- #9. Внести необходимость консультации президента с Советом Федерации по главам силовых структур, в том числе и в регионах;
- #10. Внести возможность отрешать судей Верховного и Конституционного суда по представлению Совфеда;
- #11. Наделить Конституционный суд возможностью по запросу президента проверять конституционность законопроектов и нормативно-правовых актов.
- Образована «рабочая группа»[5] — соответствующее распоряжение (№ 5-рп) было подписано Владимиром Путиным. Всего в состав группы вошло 75 человек — трое из них были назначены сопредседателями: А.А. Клишас, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству; П.В. Крашенинников, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству; Т.Я. Хабриева, директор федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»[7][8].
16 января 2020
- Владимир Путин провёл первую встречу с членами рабочей группы в Ново-Огарёво (Подмосковье). На ней президент подробно описал задачи, которые стоят перед рабочей группой, ибо «формат Послания не позволял углубляться в детали». Кроме того президент прямо заявил, что предложенные поправки не меняют фундаментальных основ Конституции[9]:
В начале хотел бы вот что сказать ещё: поправки, которые предложены были вчера, не затрагивают фундаментальных основ Конституции. Смысл этих поправок — обеспечить дальнейшее развитие России как правового социального государства, повысить эффективность деятельности институтов нашей страны, укрепить роль гражданского общества, политических партий, наших регионов в выработке важнейших решений развития нашего государства. |
20 января 2020
- Владимир Путин внёс в Государственную Думу законопроект (№885214-7) о поправке к Конституции России (далее законопроект Путина) — согласно пояснительной записке законопроект подготовлен на основании предложений, представленных рабочей группой, а предлагаемые изменения в Конституции подлежат вынесению на общероссийское голосование[10][11][12]. Полный список предложенных изменений.
21 января 2020
- Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству (профильный комитет), рассмотрев законопроект Путина, рекомендовал принять его в первом чтении. В заключении комитета[6] было отмечено, что законопроект не предусматривает изменения содержания глав 1, 2 и 9 Конституции России[7] и, соответственно, соответствует порядку внесения предложений о поправке к Конституции России[13][14][15].
23 января 2020
- Госдума приняла «законопроект Путина» в первом чтении — поддержали документ 432 депутата (18 не голосовали), причём ни в одной фракции не было воздержавшихся и проголосовавших против[16]. Павел Крашенинников, официальный представитель Президента по законопроекту, напомнил, что «законопроект Путина» предлагает поправки в 22 статьи глав 3-8 Конституции России[8] и не затрагивает ее фундаментальных положений[17][18][19].
30 января 2020
- Владимир Путин во время посещения Центра управления регионом (Московская область) заявил, что может не подписать «законопроект Путина», ибо всё будет зависеть от результатов общероссийского обсуждения. «Нужно, чтобы люди пришли на пункты этого голосования и сказали, хотят они этого изменения или нет, чтобы граждане нашей страны фактически и были той окончательной инстанцией, которая или принимает этот закон о поправках, или отклоняет его» — сказал глава государства[20][21][22].
Февраль 2020
3 февраля 2020
- К «законопроекту Путина» поступило 65 поправок — речь идёт о поправках, внесённых депутатами Госдумы, членами Совета Федерации и другими субъектами законотворческой деятельности. По заявлению Вячеслава Володина, так как все эти поправки «требуют экспертизы всесторонней, изучения этого вопроса», то было принято решение продлить срок подачи поправок до 14 февраля[23][24][25].
4 февраля 2020
- В профильный комитет внесены поправки к главе 7 Конституции — автором поправок выступил Павел Крашенинников, председатель комитета. Поправки переносят на конституционный уровень некоторые важные положения, касающиеся судебной системы, которые сейчас закреплены в законах, а также уточняют ряд конституционных норм в целях обеспечения большей ясности и точности. В частности, в статью, посвящённую Конституционному Суду, предлагается внести следующие изменения: дополнить список нормативных актов, проверяемых КС РФ на соответствие Конституции, федеральными конституционными законами (в нынешней редакции ФКЗ не указаны); установить, что такую проверку КС РФ осуществляет по федеральному конституционному закону (а не федеральным законом, как в действующей редакции); установить, что проверку нормативных актов КС РФ осуществляет в конкретном деле, в случае если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты; внести дополнение, что признанные конституционными акты или их отдельные положения в истолковании, данном Конституционным Судом, не подлежат применению в ином истолковании[26][27].
11 февраля 2020
- В профильный комитет внесены поправки к главе 5 Конституции — в целях совершенствования политической системы сдержек и противовесов. В частности, по поводу Федерального Собрания предлагается закрепить право на парламентский контроль (для обеих палат), заслушивании ежегодных докладов Генпрокурора России (для Совета Федерации) и ежегодных отчётов Центробанка (для Госдумы)[28][29].
14 февраля 2020
- Владимир Путин поручил начать подготовку к проведению общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию России — опубликовано соответствующее распоряжение (№32-рп). Данная задача была возложена на ЦИК России, а также на региональные, территориальные и участковые избирательные комиссии[30][31][32].
17 февраля 2020
- Срок принятия поправок к «законопроекту Путина» продлён до 2 марта — профильный комитет будет работать в региональную неделю из-за «большого количества поступающих поправок и интереса к обсуждению». Также было заявлено, что второе чтение «законопроекта Путина» может быть назначено на 10 марта — решать данный вопрос будет Совет Госдумы после того, как поступит последняя поправка[33][34][35].
18 февраля 2020
- В профильный комитет внесены поправки к главам 4 и 6 Конституции России, посвящённые Президенту и Правительству. Поправками предлагается дополнить конституционные положения о полномочиях Президента, о полномочиях и порядке формирования Правительства, о требованиях к членам Правительства; раскрыть конституционные нормы о Совете Безопасности и Администрации Президента; поднять на конституционный уровень ряд важных положений, которые сейчас действуют на уровне других актов; внести поправки корреспондирующего характера в соответствии с поддержанными ранее предложениями об изменениях в другие главы Конституции[36][37].
21 февраля 2020
- ЦИК России и Совет Ассоциации волонтёрских центров подписали соглашение о взаимном сотрудничестве, в рамках которого волонтёры примут участие в информационно-просветительской кампании по подготовке и проведению общероссийского голосования. Цель организаторов выборов при проведении общероссийского голосования — создание максимально удобных и комфортных условий для голосования, чтобы каждый гражданин смог проголосовать независимо от обстоятельств, которые могли бы препятствовать его присутствию на участке в день голосования. Регистрация добровольцев стартует на сайте «Волонтёры Конституции», где каждый совершеннолетний гражданин России может подать заявку на участие в проекте[38][39].
25 февраля 2020
- В Госдуму поступили поправки в «законопроект Путина» об общероссийском голосовании — поправками предлагается закрепить основные процедурные вопросы подготовки и проведения данного голосования. В частности, указывается, что назначение общероссийского голосования будет осуществляться указом Президента России, в котором должен содержаться вопрос, выносимый на общероссийское голосование[40][41].
- Общественная Палата Российской Федерации опубликовала заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта о поправках в Конституцию[9] — в целом концепция законопроекта была поддержана, однако общественники рекомендовали учесть ряд их замечаний при голосовании во втором чтении. В частности, было предложено изменить 114-ю статью, а точнее утвердить обязанность Правительства России, обеспечить участие общественных организаций и других общественных объединений в выработке и проведении государственной политики. Также прозвучало предложение конституционного закрепления статуса Общественной палаты[42][43][44].
26 февраля 2020
- Владимир Путин провёл встречу с членами рабочей группы — главной темой заседания стало всенародное голосование по принятию поправок. Президент прямо заявил, что все поправки в Конституцию РФ должны вступить в силу сразу после подведения итогов общероссийского голосования — в частности, поправки о передаче части полномочий главы государства обоим палатам Федерального собрания[45][46][47]
27 февраля 2020
- Госдума поддержала поправку в «законопроект Путина» о дате проведения всероссийского голосования по изменениям в Конституцию — предлагается закрепить в статье 2 законопроекта, посвящённой вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования, что днём общероссийского голосования является 22 апреля 2020 года, который объявляется нерабочим днём[48][49][50].
28 февраля 2020
- В Госдуму внесен законопроект (№910855-7) об уголовной ответственности за нарушения при общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию России. Павел Крашенинников, автор законопроекта, пояснил[10], что данный законопроект направлен на обеспечение свободного осуществления гражданином своего права на участие в общероссийском голосовании. Уголовное наказание, предложенное в законопроекте, предусмотрено от штрафов до 4 лет лишения свободы в зависимости от степени тяжести преступления[51][52][53].
- На заседании ЦИК России представлен проект Порядка подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию. В проекте содержатся правила подготовки и проведения голосования, за основу взят закон о выборах президента России (№19-ФЗ). Процедура учитывает все наработки российской избирательной системы последних лет — возможность голосовать по месту фактического нахождения («мобильный избиратель») на любом участке в России и за рубежом, а также общественное наблюдение. Принятый за основу документ направляется в региональные избиркомы, которые должны представить свои предложения и замечания по тексту до 6 марта[54][55][56].
- Верховный Суд России опубликовал официальный отзыв на законопроект Крашенинникова — как сказано в отзыве, «замечаний и предложений по законопроекту не имеется»[11].
- Правительство России опубликовало официальный отзыв на законопроект Крашенинникова[12]. В отзыве было отмечено, что «избирательное законодательство в настоящее время не предусматривает создание специальных комиссий по вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования» — организация подготовки данного голосования была ранее возложена на избирательные комиссии, в частности ЦИК России. Законопроект Крашенинникова был в целом поддержан Правительством России, но при условии исключения из него понятия «комиссия по вопросам подготовки и проведения общероссийского голосования».
- В Госдуме поддержали поправку, которая запрещает Президенту России иметь зарубежные счета — «запрещается иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации». В поправках также также уточнено, что главой государства сможет стать гражданин России, «не имеющий имущества, зарегистрированного на территории иностранного государства» — аналогичные требования распространяются на супругов и несовершеннолетних детей как президента, так и кандидатов на эту должность[57].
Март 2020
4 марта 2020
- ЦИК России и Общероссийский народный фронт заключили соглашение о сотрудничестве и взаимодействии при организации информационно-разъяснительной деятельности о ходе подготовки и проведения общероссийского голосования. Михаил Кузнецов, руководитель Исполкома ОНФ, заявил, что «те сотни тысяч людей, которые находятся в ОНФ, наш актив во всех субъектах РФ, они делают все для того, чтобы люди знали, что состоится общероссийское голосование, знали, где они могут проголосовать, как они могут проголосовать, а также имели возможность ознакомиться с поправками, которые предложены нашим президентом»[58][59][60].
- На заседании ЦИК России было утверждено распределение средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение общероссийского голосования. В распоряжении ЦИК поступило 14,8 млрд рублей — данный объём средств, как заявили в ЦИКе, позволяет обеспечить финансирование всех мероприятий, связанных с проведением общероссийского голосования. Большая часть выделенных средств — 14,625 млрд рублей — пойдёт на оплату расходов для нижестоящих избирательных комиссий[61][62][63].
6 марта 2020
- Владимир Путин встретился с руководителями четырёх фракций нижней палаты парламента — Владимиром Жириновским (ЛДПР), Геннадием Зюгановым (КПРФ), Сергеем Неверовым (Единая Россия) и Сергеем Мироновым (Справедливая Россия). Лидеры фракций заверили Путина в поддержке его поправок в Конституцию — в частности, Жириновский отметил, что не видит «ни одной поправки, где был бы какой‑то отрицательный смысл — все поправки на улучшение, все несут положительное значение». Зюганов отметил исключительную важность отражения в поправках вопросов социальной поддержки населения, защиты семейных ценностей, а также значения русского языка, как государствообразующего[64][65][66].
10 марта 2020
- Госдума приняла во втором чтении закон об изменениях в Конституцию России — за принятие проголосовало 382 человек, воздержалось 44[13], не проголосовало 24 человека[67]. Ко второму чтению было подготовлено около 400 поправок — в том числе членами Госдумы и Совета Федерации — из них учли около 200, 175 порекомендовали отклонить[68][69][70].
- Валентина Терешкова, депутат Госдумы, внесла поправку об обнулении числа президентских сроков после вступления в силу изменений в Конституцию России — по словам Терешковой, «вопрос ведь не просто о должности главы государства, но и о человеке, которому доверяют, который в сложнейших обстоятельствах принимал решения и отвечал за них и на которого люди привыкли рассчитывать и полагаться». Поправка была поддержена Владимиром Путиным при условии, если Конституционный Суд «даст официальное заключение, что такая поправка не будет противоречить принципам и основным положениям Основного закона». После выступления президента Госдума также поддержала[14] поправку об обнулении президентских сроков[71][72][73].
- Профильный комитет рассмотрел дополнительные поправки ко второму чтению «законопроекта Путина» — поправками предлагается скорректировать некоторые формулировки предложенных изменений в Конституцию и уточнить положения, касающиеся общероссийского голосования. В частности, предложено скорректировать положение о детях, которое вносится в часть 4 новой статьи 67.1 Конституции — формулировку ««дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации»» предложено заменить на «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России»[74][75].
11 марта 2020
- Госдума приняла в третьем чтении закон об изменениях в Конституцию России — за принятие проголосовало 383 депутата, воздержались 43, не голосовали 24 человека[76]. К принятию во втором чтении в «законопроект Путина» было внесено 206 поправок: Федеративное устройство (глава 3) — 51 поправка; Президент России (глава 4) — 19 поправок; Федеральное Собрание (глава 5) — 33 поправки; Правительство (глава 6) — 26 поправок; Судебная власть и прокуратура (глава 7) — 23 поправки; местное самоуправление (глава 8) — 12 поправок; предложения в преамбулу — 9 поправок; процедура общероссийского голосования и порядок вступления в силу — 33 поправки[77][78][79].
- Совет Федерации одобрил закон (№75-СФ) об изменениях в Конституцию России — закон расширяет полномочия парламента, вводит ограничения для высших должностных лиц, а также предусматривает не более двух президентских сроков, однако действующий глава государства после вступления поправки в силу сможет баллотироваться на пост президента вновь[80][81][82][83].
- ЦИК России представил визуальную творческую концепцию информационной кампании в период проведения общероссийского голосования. В рамках исполнения контракта с ООО «ИМА-консалтинг» планируется изготовить около 30 видеороликов, 10 динамических заставок, аудиороликов, которые будут адаптированы под различные форматы информационных площадей для распространения по всей территории России, а также подготовлены к трансляции на телевидении, радио, печатных и онлайн СМИ[84].
12 марта 2020
- «Законопроект Путина» был одобрен законодательными (представительными) органами большинства (81) регионов России — в частности законодательными органами городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь)[85].
13 марта 2020
- «Законопроект Путина» был одобрен законодательными (представительными) органами оставшихся четырёх регионов России — Адыгеи, Тывы, Камчатского края и Ямало-Ненецкого автономного округа[86].
14 марта 2020
- Владимир Путин подписал закон (№1-ФКЗ) о поправках в Конституцию России. Вступила в силу лишь процедурная часть законопроекта — сами изменения будут внесены (или нет) в Конституцию по результатам всенародного голосования. В данный момент закон, подписанный Президентом России, отправлен на проверку в Конституционный Суд. У того есть семь дней, чтобы решить, соответствует ли закон Конституции — если не соответствует, процедура прекращается, а если поправки отвечают Конституции, глава государства назначит общероссийское голосование по собственно тексту изменений[87][88][89].
- Совет Федерации утвердил (№98-СФ) решения региональных парламентов всех 85 регионов России о поддержке поправок к Конституции России. По Конституции для вступления таких законопроектов в силу требуется их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов России[8][90][91][92].
- Владимир Путин отправил «законопроект Путина» на рассмотрение в Конституционный суд Российской Федерации — в числе прочих положений Владимир Путин просит КС дать оценку поправке Валентины Терешковой о возможности действующего президента баллотироваться на выборах после обновления главного закона страны. Вместе с положительным итогом общероссийского голосования заключение Конституционного суда о соответствии предлагаемых изменений Конституции России является обязательным условием вступления поправок в силу[93][94][95].
16 марта 2020
- Конституционный Суд опубликовал заключение (№1-З) о соответствии «законопроекта Путина» Конституции России — заключение окончательно и не подлежит обжалованию. Конституционный Суд подчеркнул, что общероссийское голосование усиливает конституционную законность вносимых поправок и отвечает принципу народовластия. А это одна из важнейших основ конституционного строя, и она является конституционно оправданным[96][97][98][99].
17 марта 2020
- Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию России назначено на 22 апреля — соответствующий указ (№188) был подписан Владимиром Путиным. В том же документе утверждён вопрос, который будет вынесен на голосование — «Вы одобряете изменения в Конституцию Российской Федерации?» (Да/Нет). Глава государства подчеркнул, что общероссийское голосование может состояться и позже 22 апреля, если в этот день провести такое мероприятие не позволит эпидемиологическая ситуация, связанная с коронавирусом[100][101][102].
18 марта 2020
- По состоянию на 18 марта 2020 года более 114 тысяч россиян подали заявки на участие в общественном волонтёрском корпусе «Волонтёры Конституции» — волонтёры вместе с информированием и проведением волонтёрских акций будут помогать маломобильным гражданам в день голосования и смогут стать общественными наблюдателями. «Волонтёры Конституции» будут работать на 3500 оборудованных информационных стойках, расположенных в общественных местах по всей стране — в связи с эпидемиологической ситуацией их местонахождение будет определено исходя из новых предписаний органов власти[103][104].
20 марта 2020
- ЦИК России утвердил Порядок общероссийского голосования — документ, принятый за основу 28 февраля 2020 года, устанавливает все основные процедуры проведения. Изменения Порядка направлены, прежде всего, на усиление мер по обеспечению доступности и созданию максимальных удобств для граждан, повышение общественного контроля за процедурой голосования, усиление мер, направленных на предотвращение нарушений, а также адаптация к различным вариантам развития событий в связи с эпидемиологической ситуацией. С учётом последнего обстоятельства предусмотрено расширение возможностей для проведения голосования до дня голосования (в том числе вне помещения для голосования) до семи дней по решению избирательной комиссии субъекта России (определяется в конкретный период такого голосования)[105][106][107].
- Запущен сайт Конституция2020.рф, созданный ЦИК в рамках информационной кампании по организации и проведению общероссийского голосования. На сайте будет доступна не только информация о поправках, сгруппированная по разделам, голосовании, но и последние новости и видео по теме — там же опубликуют и результаты голосования. Сайт содержит несколько тематических разделов — к примеру, раздел «Предлагаемые поправки» содержит статьи с учётом вносимых предлагаемых поправок; «Где и как голосовать» знакомит пользователя с нормативными документами, регулирующими порядок голосования, процедурой голосования и дополнительными возможностями, предоставленными участнику голосования[108][109][110].
- Утверждён общий вид бюллетеня для проведения всероссийского голосования — в бюллетене для голосования воспроизводится текст вопроса, вынесенного на общероссийское голосование, и указываются варианты волеизъявления участника голосования «Да» или «Нет», справа от которых помещаются пустые квадраты. Лицевая сторона бюллетеня должна содержать подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, заверенные печатью комиссии. Количество, форму и текст бюллетеней на русском языке, а также порядок их изготовления и доставки бюллетеней ЦИК утвердит не позднее 21 марта[111][112][113].
24 марта 2020
- ВЦИОМ опубликовал аналитический обзор, посвящённый рейтингу поправок в Конституцию (см. схему). По мнению опрошенных россиян, наиболее важная поправка — это обеспечение со стороны государства доступности и качества медицинского обслуживания (95%), в список важнейших также попали обязательная социальная поддержка детей (93%), защита уникальной природы страны (92%), индексация социальных пособий и выплат (92%) и обязательная ежегодная индексация пенсий (92%). Наименее популярными оказались такие поправки, как расширение полномочий Совета Федераций и расширение полномочий Государственной Думы — у обеих менее половины голосов (по 47%)[114].
25 марта 2020
- Владимир Путин подписал указ (№205) о переносе голосования по Конституции с 22 апреля на более поздний срок — в указе отмечено, что решение принято «во избежание возникновения рисков для здоровья граждан Российской Федерации в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой». В документе установлено, что новая дата проведения общероссийского голосования будет определена отдельным указом Президента России[115][116][117].
- Элла Памфилова, председатель ЦИК России, в связи с указом Президента России заявила, что Центризбирком на ближайшем заседании пересмотрит порядок подготовки общероссийского голосования и выработает необходимый комплекс мер в связи с переносом даты голосования[118][119].
27 марта 2020
- На заседании ЦИК России был представлен проект постановления, в котором корректируется ряд действий и нормативных актов Центризбиркома, связанных с подготовкой голосования. Большинство мероприятий, которые были проведены, не аннулируются, а действия, на которые не влияет негативная эпидемиологическая ситуация, будут выполняться — приоритетом в деятельности ЦИК остаётся информационная работа по разъяснению изменений в Конституцию Российской Федерации. Из-за переноса даты общероссийского голосования было принято решение прекратить приём заявлений о голосовании по месту нахождения с использованием механизма «Мобильный избиратель», а уже поданные заявления аннулировать — как заявила Памфилова, «через какое-то время, когда будет определена дата голосования, у людей могут измениться обстоятельства». Также было принято решение приостановить с 1 апреля 2020 года процесс голосования, в том числе до дня голосования, который должен был начаться в труднодоступных и отдалённых местностях[120][121][122].
Апрель 2020
1 апреля 2020
- Владимир Путин подписал законы о наказании за нарушения при голосовании по конституции — утверждённые поправки распространяют действующую уголовную и административную ответственность на деяния, связанные с нарушениями при проведении общероссийского голосования[123][124].
Май 2020
Июнь 2020
1 июня 2020
- Дата общероссийского голосования по поправкам в Конституцию назначена на 1 июля 2020 года – соответствующий указ (№354) был подписан Владимиром Путиным. Дата голосования назначена определена по итогам совещания с руководством ЦИК и членами рабочей группы по подготовке поправок в основной закон. Руководителям ЦИК, Роспотребнадзора и регионов поручено обеспечить полную безопасность на участках[125][126][127][128].
3 июня 2020
- Вячеслав Володин, председатель Госдумы, в эфире «Россия-24» рассказал о возможных масштабных изменениях в законодательстве после общероссийского голосования по поправкам в Конституцию: «Нам придется принимать порядка 50 конституционных законов, законов, которые будут вытекать из принятых норм Конституции в том случае, если на общероссийском голосовании эти поправки будут поддержаны». В первую очередь новыми законами надо будет обеспечить задекларированные в Конституции права граждан на качественное и доступное здравоохранение и другие положения, предлагаемые для рассмотрения на общероссийском голосовании[129][130][131].
Ссылки
- Информационный сайт о поправках в Конституцию
- Текст Конституции Российской Федерации (до внесения поправок)
- Сравнительная таблица действующей Конституции России с учетом одобренного закона «О поправке к Конституции Российской Федерации»
Предыстория реформы
- Как менялась действующая Конституция России — справка ТАСС
- История вопроса о внесении изменений в Конституцию РФ в 2020 году — справка ТАСС
- Послание Президента России Федеральному Собранию (2020) — полный текст стенограммы выступления
Ход реформы
- Федеральный конституционный закон от 14.03.2020 №1-ФКЗ о внесении поправок в Конституцию
- Паспорт законопроекта № 885214-7 о внесении поправок в Конституцию
- Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству — профильный комитет по внесению поправок в Конституцию
Голосование по поправкам в Конституцию
- Общероссийское голосование – ответы на часто задаваемые вопросы на портале государственных услуг
- Зачем голосовать по поправкам в Конституцию РФ – статья Российского агентство правовой и судебной информации (РАПСИ)
- 10 главных попыток дискредитировать голосование по поправкам в Конституцию РФ – статья Российского агентство правовой и судебной информации (РАПСИ)
- Все о голосовании по поправкам в Конституцию – разъясняющий материал от Госдумы России
- Как будет проходить голосование по поправкам в Конституцию – разъясняющий материал от Госдумы России
- Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации — материалы Центральной избирательной комиссии (ЦИК)
- Волонтёры Конституции — всероссийский общественный корпус по содействию проведению общероссийского голосования
Разъясняющие материалы про изменения в Конституцию
- Какие поправки в конституцию вынесены на голосование
- Что изменится в Конституции?
- Как новая Конституция защитит социальные права граждан
- Как будут вступать в силу поправки в Конституцию РФ
- Как поправки в Конституцию РФ усилят борьбу с коррупцией
- Как изменятся полномочия Президента и парламента в Конституции?
- Как Конституция защитит историческую память
- Как поправки в Конституцию защитят экологию и животных
- Поправки в Конституцию защитят социальные права граждан
- Как изменятся полномочия Президента и парламента в Конституции?
- Как Конституция обеспечит безопасность страны
- Как поправки в Конституцию защитят языковое и культурное богатство России
- Как Конституция обеспечит стабильность в России
Анализ предложенных поправок
- Заключение Конституционного суда Российской Федерации
- Авторский постатейный обзор (комментарий) к предлагаемым изменениям в Конституцию Российской Федерации. 2020 год
Материалы СМИ
- Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации — справка РИА Новости
- Предложения по изменениям в Конституции — подборка материалов от ТАСС
- Голосование по поправкам в Конституцию — подборка материалов от РИА Новости
- Изменения в Конституцию РФ — подборка материалов от «Российской Газеты (РГ)»
Примечания
- ↑ Из всех 137 статей Конституции России поправки могут вносится в следующие главы:
* Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
* Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
* Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
* Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
* Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118-129)
* Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133). - ↑ Делимитация – определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путем переговоров.
- ↑ Демаркация – проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками.
- ↑ Редемаркация – проверка и восстановление линии государственной границы на местности и обозначение её пограничными знаками на основе ранее составленных документов.
- ↑ Полное название — Рабочая группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации.
- ↑ Заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству о предварительном рассмотрении проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации №885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».
- ↑ Конституция России, статья 135[1]:
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие более половины избирателей.
- ↑ 8,0 8,1 Конституция России, статья 136[2]:
Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. - ↑ Заключение по результатам общественной экспертизы проекта закона Российской Федерации №885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».
- ↑ Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
- ↑ Официальный отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации».
- ↑ Официальный отзыв на проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации», вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Дума П.В. Крашенинниковым.
- ↑ Партия КПРФ в полном составе (43) воздержалась от голосования, один депутат из «Справедливой России» также воздержался.
- ↑ Голоса по голосованию за «поправку Терешковой» распределились следующим образом[3]:
- «За» — 380 голосов, из них 321 голос «Единая Россия»;
- «Против» — 44 голоса, из них 43 голоса КПРФ (весь состав фракции);
- «Воздержались» — 0 голосов;
- «Не голосовало» — 26 голосов, из них 17 голосов «Единая Россия».