Северная верфь

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» («Путиловская верфь», в советские годы — Ленинградский судостроительный завод № 190 имени А. А. Жданова) — судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 1 (14) ноября 1912 года.

В настоящий момент предприятие специализируется на серийном строительстве, ремонте и модернизации боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец, а также коммерческих судов дедвейтом до 12 тыс. тонн.[1]

История предприятия

Предыстория создания завода

28 февраля 1801 года — подписан Указ Императора Павла I, в котором повелевалось перенести в Санкт-Петербург Кронштадтский чугунолитейный завод.

3 апреля 1801 года — с отливкой первого ядра Санкт-Петербургский литейный завод (позднее Путиловский, ныне Кировский завод) начал свою работу.

1812 год — Санкт-Петербургский литейный завод начал развиваться как машиностроительное предприятие, приступив к производству паровых машин.

ноябрь 1824 года — Санкт-Петербургский литейный завод практически разрушен катастрофическим наводнением.

1868 год — Санкт-Петербургский литейный завод завод приобретен известным российским инженером и предпринимателем Н. И. Путиловым.

1873 год — Н. И. Путиловым создано акционерное «Общество Путиловских заводов».

18 апреля 1880 года — Н. И. Путилов умер, предварительно сумев превратить завод в передовое металлургическое и машиностроительное предприятие, но разорившись на строительстве Морского канала Санкт-Петербурга и глубоководного порта на Гутуевском острове города неподалёку от завода.

1887 год — Путиловский завод в Санкт-Петербурге берётся строительство небольших кораблей для Российского императорского флота. В рамках первого заказа были построены два миноносца водоизмещением 81 тонна.

1889 год — на Путиловском заводе в рамках полученного в 1877 году заказа заложены миноносцы «Биорке» и «Роченсальм».

1904 год — Путиловский завод на добровольные пожертвования граждан страны начинает строительство минных крейсеров (эсминцев) «Москвитянин» и «Доброволец».

1910 год — «Общество Путиловских заводов» приобрело 80 га с отмелями прилегающих к заводу территорий для строительства крупной верфи в следствие ожидавшихся заказов по строительству крупных боевых кораблей — линкоров-сверхдредноутов водоизмещением, по-видимому, до 50 тыс. тонн — вследствие начавшейся между ведущими странами того времени гонки вооружений на море.

19 июля (1 августа) 1910 года — на Путиловском заводе начато строительство легендарного эсминца «Нови́к» (с 1926 года «Яков Свердлов») — самого скоростного в мире корабля своего времени и самого совершенного в мире эсминца тех лет, впоследствии прославившегося в боях.

4 апреля 1911 года — морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II «Закон об императорском российском флоте» с «Объяснительной запиской» к нему и «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 гг.». Закон ради поддержания политического авторитета страны предполагал, что только на Балтийском флоте к 1930 году будут развёрнуты 24 линейных корабля (для сравнения: к 1930 году в следствие ограничений по Вашингтонскому морскому соглашению 1922 года Британская Империя имела 22 линкора, а США — 18).[2]

Российская Империя

1 ноября 1912 года — создано предприятие «Путиловская верфь» (ныне «Северная верфь»), контролируемое «Обществом Путиловских заводов».

1913 год — на Путиловской верфи начато судостроительное производство, в том числе строятся и спасательное судно «Волхов» (с 1922 года «Комуна»), побившее впоследствии все рекорды долголетия судов военного флота, находясь в строю уже около 100 лет.

29 августа (11 сентября) 1913 года — введён в строй лучший в мире эсминец «Нови́к». Заканчивала строительство эсминца фактически уже «Путиловская верфь», куда к тому времени перешёл работать коллектив судостроителей Путиловского завода.

ноябрь 1913 года — на верфи заложены первые крупные боевые корабли — 16 ноября лёгкие крейсер «Адмирал Спиридов» и 29 ноября — однотипный ему «Адмирал Бутаков».

1914 год — с вводом в строй основного решетчатого эллинга с внутренними размерами 252x76x37 м для строительства крупных кораблей, который мог вместить одновременно два линкора-сверхдредноута в целом завершён крупный проект строительства Путиловской верфи.

Советская Россия

октябрь 1921 года — «Путиловская верфь» в первый раз переименована в «Северную верфь».

1 августа 1927 года — на верфи заложены первые 6 сторожевых кораблей типа «Ураган»[1] проекта 2[2], ставшие первыми кораблями спроектированными и построенными в советский период истории России.

5 ноября 1932 года — на верфи заложен лидер «Ленинград» проекта 1 — самый быстроходный корабль своего времени в мире. Введён в строй 5 декабря 1936 года.

27 ноября 1935 года — на заводе заложен эсминец «Гневный» проекта 7 — первый в крупной серии советских эскадренных миноносцев этого проекта.

1939 год — началось строительство эскадренных миноносцев проекта 30, прерванное вскоре Великой Отечественной войной.

1948 год — заводу присвоено имя А. А. Жданова — революционного и государственного деятеля Советской России, скончавшегося в этом году.

1953 год — начато строительство эскадренных миноносцев проекта 56.

28 апреля 1963 года — завод № 190 им. А. А. Жданова Ленинградского Совета народного хозяйства за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также надводных кораблей, оснащенных этим оружием, и перевооружение кораблей ВМФ награждён Орденом Ленина.[3]

18 января 1971 года — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за успешное выполнения 5-летнего плана и организацию производства новой техники награждён Орденом Октябрьской революции.[4]

16 июля 1986 года — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за большие заслуги в создании, проведении испытаний и освоении серийного строительства специальной техники награждён вторым Орденом Ленина.[5]

Российская Федерация

21 декабря 2001 года — заложен головной корвет проекта 20380 «Стерегущий», спроектированный с использованием технологий малозаметности.

1 февраля 2006 года — заложен головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — первый крупный надводный корабль, заложенный с момента развала СССР.

28 февраля 2008 года — головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» ведён в строй.

Корабли и суда, построенные на предприятии

На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:

  • Эскадренный миноносец «Нови́к» (с 1929 года «Яков Свердлов») — начинал строиться ещё на Путиловском заводе, но введён в строй уже после перехода судостроителей в состав Путиловской верфи. Корабль построен на остаток от собранных народом средств для усиления отечественного флота миноносцами во время Русско-Японской войны. Стал лучшим в мире эсминцем своего времени, установил рекорд скорости и впоследствии прославился в боях Первой мировой войны. В частности, блестяще победив два новейших немецких эсминца, один из которых в результате выбросился на берег и был подорван командой, а другой был сильно повреждён. Погиб во время Великой Отечественной войны.
  • Спасательное судно «Волхов» (с 1922 года «Комуна») — введено в строй 14 июля 1915 года. На 2015 год входит в состав российского Черноморского флота в том же качестве, является старейшей действующей единицей боевых флотов мира и, вероятно, единственным действующим судном — ветераном Первой мировой войны. В 2010 году судно было оснащено новыми подводными роботами.

Ссылки

Примечания

  1. Сторожевые корабли «Ураган», «Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь» в дальнейшем вошли в один дивизион, вследствие специфических названий кораблей широко известный среди советских моряков как «Дивизион плохой погоды».
  2. Номер проекту был присвоен уже позднее, фактически задним числом для удобства классификации.