Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 182: Строка 182:
== Российская Империя ==
== Российская Империя ==


=== Эпоха классицизма (XVIII век) ===
=== Век классицизма (XVIII век) ===
''Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.''
''Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.''
==== Эпоха раннего классицизма (1720-е — 1760-е) ====
''Основание Академии наук, начало силлабо-тонической поэзии, первый постоянный русский театр.''
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
Фёдор Миллер.jpg|'''[[rwp:Миллер, Герхард Фридрих|Фёдор Миллер]]''' — первый академический [[rwp:История Сибири (Миллер)|историк Сибири]], один из руководителей [[rwp:Великая Северная экспедиция|Великой Северной экспедиции]],<!-- один из первых [[rwp:Норманизм|норманистов]]; собрал и издал множество исторических документов,--> «[[rwp:Московский главный архив|дедушка русских архивов]]», «отец российской журналистики», основатель и редактор первых в России журналов ''«<!--Месячные исторические, генеалогические и географические -->Примечания в [[rwp:Санкт-Петербургские ведомости|Ведомостях]]»'' (1728) и ''«[[rwp:Ежемесячные сочинения|Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие]]»''
Фёдор Миллер.jpg|'''[[rwp:Миллер, Герхард Фридрих|Фёдор Миллер]]''' — первый академический [[rwp:История Сибири (Миллер)|историк Сибири]], один из руководителей [[rwp:Великая Северная экспедиция|Великой Северной экспедиции]],<!-- один из первых [[rwp:Норманизм|норманистов]]; собрал и издал множество исторических документов,--> «[[rwp:Московский главный архив|дедушка русских архивов]]», «отец российской журналистики», основатель и редактор первых в России журналов ''«<!--Месячные исторические, генеалогические и географические -->Примечания в [[rwp:Санкт-Петербургские ведомости|Ведомостях]]»'' (1728) и ''«[[rwp:Ежемесячные сочинения|Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие]]»''
Строка 196: Строка 200:


Sumarokov Aleksandr Petrovich.jpg|'''[[rwp:Сумароков, Александр Петрович|Александр Сумароков]]''' – поэт, драматург и критик, первый профессиональный литератор в России, «отец русского театра», автор первой русской трагедии ''«[[rwp:Хорев (трагедия)|Хорев]]»''; его журналы [[rwp:Ежемесячные сочинения|«Ежемесячные сочинения»]] и [[rwp:Трудолюбивая пчела|«Трудолюбивая пчела»]] положили начало русской литературной критике<!--039nkoAP_PtSumarkovaGRM_1.jpg-->
Sumarokov Aleksandr Petrovich.jpg|'''[[rwp:Сумароков, Александр Петрович|Александр Сумароков]]''' – поэт, драматург и критик, первый профессиональный литератор в России, «отец русского театра», автор первой русской трагедии ''«[[rwp:Хорев (трагедия)|Хорев]]»''; его журналы [[rwp:Ежемесячные сочинения|«Ежемесячные сочинения»]] и [[rwp:Трудолюбивая пчела|«Трудолюбивая пчела»]] положили начало русской литературной критике<!--039nkoAP_PtSumarkovaGRM_1.jpg-->
</gallery>
==== Екатерининская эпоха (1760-е — 1790-е) ====
''Расцвет драмы и поэзии классицизма, начало массовой журналистики и светской философии.''
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">


Чулков, Михаил Дмитриевич.jpg|'''[[rwp:Чулков, Михаил Дмитриевич|Михаил Чулков]]''' – писатель, историк, этнограф и экономист, автор первого сводного труда по истории экономики России (''[http://runivers.ru/lib/book4375/ «Историческое описание российской коммерции»]''); автор первого русского плутовского романа ''[[rwp:Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины|«Пригожая повариха»]]'' и [http://detective.gumer.info/txt/sitnikov.pdf первого русского детективного рассказа ''«Горькая участь»'']<!--и ''[http://www.litmir.me/br/?b=139171 «Повесть о Силославе»]''-->
Чулков, Михаил Дмитриевич.jpg|'''[[rwp:Чулков, Михаил Дмитриевич|Михаил Чулков]]''' – писатель, историк, этнограф и экономист, автор первого сводного труда по истории экономики России (''[http://runivers.ru/lib/book4375/ «Историческое описание российской коммерции»]''); автор первого русского плутовского романа ''[[rwp:Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины|«Пригожая повариха»]]'' и [http://detective.gumer.info/txt/sitnikov.pdf первого русского детективного рассказа ''«Горькая участь»'']<!--и ''[http://www.litmir.me/br/?b=139171 «Повесть о Силославе»]''-->
Строка 237: Строка 248:
=== Золотой век (первая половина XIX века) ===
=== Золотой век (первая половина XIX века) ===


==== Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е годы) ====
==== Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е годы) ====
 
''Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, расцвет басенного жанра.''
''Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, расцвет басенного жанра.''
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
Строка 260: Строка 270:
</gallery>
</gallery>


==== Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е годы) ====
==== Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е годы) ====
 
''Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.''
''Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.''
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
<gallery  perrow=3 widths="165px" heights="165px">
Строка 338: Строка 347:
</gallery>
</gallery>


=== Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века) ===
=== Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века) ===
''Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.''
''Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.''


====Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е)====
==== Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е) ====
''Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии»''.
''Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии»''.


Строка 428: Строка 437:
</gallery>
</gallery>


====Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е)====
==== Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е) ====
''Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.''
''Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.''


Строка 510: Строка 519:
</gallery>
</gallery>


====Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е)====
==== Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е) ====
''Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).''
''Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).''



Версия от 05:39, 19 декабря 2021

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

«Бунташный век» (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Петровская эпоха (конец XVII — начало XVIII века)

Начало высшего образования в России, петровские реформы, «окно в Европу».

Российская Империя

Век классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Эпоха раннего классицизма (1720-е — 1760-е)

Основание Академии наук, начало силлабо-тонической поэзии, первый постоянный русский театр.

Екатерининская эпоха (1760-е — 1790-е)

Расцвет драмы и поэзии классицизма, начало массовой журналистики и светской философии.

Золотой век (первая половина XIX века)

Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е годы)

Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, расцвет басенного жанра.

Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е годы)

Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.

Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века)

Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.

Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е)

Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии».

Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е)

Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.

Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е)

Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Россия XX—XXI веков

Эпоха соцреализма (1920-е — 1950-е)

Соцреализм, военная лирика и проза, расцвет песенной поэзии, литература русской эмиграции.

Бронзовый век (1950-е — 1980-е)

Кинолирика, шестидесятники, деревенщики, барды, расцвет фантастики и детской литературы.

Современность (1990-е — настоящее время)

Русский рок, сюрреализм, детективы, фэнтези, (альтернативно-)историческая проза.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.
  6. В.Е. Хализев, филолог и исследователь литературы, дал следующее толкование «лишнему человеку»[1][2]: другой персональный ряд составили герои, которые претендуют на статус личности, но не реализуются в качестве таковых, хотя и обладают яркими задатками, широкими возможностями (так называемые «лишние люди» от Онегина до Версилина).