Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 240: Строка 240:
Николай Карамзин (худ. Алексей Венецианов).jpg|'''[[rwp:Карамзин, Николай Михайлович|Николай Карамзин]]''' — историк и крупнейший русский писатель-[[rwp:Сентиментализм|сентименталист]] (автор повести ''«[[rwp:Бедная Лиза|Бедная Лиза]]»''), реформатор русского языка: ввёл множество новых слов-[[rwp:Карамзинизм|карамзинизмов]] (''влюблённость'', ''вольнодумство'', ''ответственность'' и т.д.); автор 12-томной ''«[[rwp:История государства Российского|Истории государства Российского]]»''<!--(известнейшее литературное изложение русской истории)--><!--, сыгравшей важнейшую роль в формировании национального самосознания России--><!--Николай Карамзин.jpg Karamzin_by_Ortolani_Damon_(1805,_Ulyanovsk).jpg Karamzin_by_Tropinin_(1818,_Tretyakov_gallery).jpg Карамзин и история России.jpg-->
Николай Карамзин (худ. Алексей Венецианов).jpg|'''[[rwp:Карамзин, Николай Михайлович|Николай Карамзин]]''' — историк и крупнейший русский писатель-[[rwp:Сентиментализм|сентименталист]] (автор повести ''«[[rwp:Бедная Лиза|Бедная Лиза]]»''), реформатор русского языка: ввёл множество новых слов-[[rwp:Карамзинизм|карамзинизмов]] (''влюблённость'', ''вольнодумство'', ''ответственность'' и т.д.); автор 12-томной ''«[[rwp:История государства Российского|Истории государства Российского]]»''<!--(известнейшее литературное изложение русской истории)--><!--, сыгравшей важнейшую роль в формировании национального самосознания России--><!--Николай Карамзин.jpg Karamzin_by_Ortolani_Damon_(1805,_Ulyanovsk).jpg Karamzin_by_Tropinin_(1818,_Tretyakov_gallery).jpg Карамзин и история России.jpg-->


Bryullov_portrait_of_Zhukovsky.jpg|'''[[rwp:Жуковский, Василий Андреевич|Василий Жуковский]]''' – поэт, основоположник романтизма и психологической лирики в России, автор баллад и элегий (''[[rwp:Светлана (баллада)|«Светлана»]]'', ''[http://ilibrary.ru/text/1168/p.1/index.html «Сельское кладбище»]''); переводчик (''[[rws:Одиссея (Гомер; Жуковский)|«Одиссея»]]'' Гомера, ''[[rws:Лесной царь (Гёте; Жуковский)|«Лесной царь»]]'' Гёте), автор гимна России (''[[rwp:Боже, Царя храни!|«Боже, Царя храни!»]]''), наставник царя [[rwp:Александр II|Александра II]]<!--[[rws:Василий Андреевич Жуковский#Стихотворные произведения|стихотворения]]--><!--Vasily_Zhukovsky,_1820s.jpg-->
Bryullov_portrait_of_Zhukovsky.jpg|'''[[rwp:Жуковский, Василий Андреевич|Василий Жуковский]]''' – поэт, основоположник романтизма и психологической лирики в России, автор баллад (''[[rwp:Светлана (баллада)|«Светлана»]]''), элегий ''[[rws:Сельское кладбище (Грей; Жуковский, 1802)|«Сельское кладбище»]]''), од (''[[rws:Певец во стане русских воинов (Жуковский)|«Певец во стане русских воинов»]]''), переводов (''[[rws:Одиссея (Гомер; Жуковский)|«Одиссея»]]'' Гомера, ''[[rws:Лесной царь (Гёте; Жуковский)|«Лесной царь»]]'' Гёте), автор гимна России ''[[rwp:Боже, Царя храни!|«Боже, Царя храни!»]]'', наставник царя [[rwp:Александр II|Александра II]]<!--[[rws:Василий Андреевич Жуковский#Стихотворные произведения|стихотворения]]--><!--Vasily_Zhukovsky,_1820s.jpg-->


Eggink-Portrait_of_Ivan_Krylov.jpg|'''[[rwp:Крылов, Иван Андреевич|Иван Крылов]]''' – поэт, журналист и драматург, известнейший русский баснописец; автор [[rws:Басни (Крылов)|236 оригинальных и переводных басен]]  (''[[rws:Ворона и Лисица (Крылов)|«Ворона и Лисица»]]'', ''[[rws:Слон и Моська (Крылов)|«Слон и Моська»]]'', ''[[rws:Стрекоза и Муравей (Крылов)|«Стрекоза и Муравей»]]'', ''[[rws:Ларчик (Крылов)|«Ларчик»]]'', ''[[rws:Квартет (Крылов)|«Квартет»]]'', ''[[rws:Мартышка и очки (Крылов)|«Мартышка и очки»]]'', ''[[rws:Лебедь, Щука и Рак (Крылов)|«Лебедь, Щука и Рак»]]''), ставших источниками [[rwp:Крылатые слова|крылатых фраз]]<!-- ; в своей прозе высмеивал (''[[rws:Урок дочкам (Крылов)|«Урок дочкам»]]'', ''[[rws:Модная лавка (Крылов)|«Модная лавка»]]'' и т.д.) идеализм и практическую беспомощность российского дворянства-->
Eggink-Portrait_of_Ivan_Krylov.jpg|'''[[rwp:Крылов, Иван Андреевич|Иван Крылов]]''' – поэт, журналист и драматург, известнейший русский баснописец; автор [[rws:Басни (Крылов)|236 оригинальных и переводных басен]]  (''[[rws:Ворона и Лисица (Крылов)|«Ворона и Лисица»]]'', ''[[rws:Слон и Моська (Крылов)|«Слон и Моська»]]'', ''[[rws:Стрекоза и Муравей (Крылов)|«Стрекоза и Муравей»]]'', ''[[rws:Ларчик (Крылов)|«Ларчик»]]'', ''[[rws:Квартет (Крылов)|«Квартет»]]'', ''[[rws:Мартышка и очки (Крылов)|«Мартышка и очки»]]'', ''[[rws:Лебедь, Щука и Рак (Крылов)|«Лебедь, Щука и Рак»]]''), ставших источниками множества [[rwp:Крылатые слова|крылатых фраз]]<!-- ; в своей прозе высмеивал (''[[rws:Урок дочкам (Крылов)|«Урок дочкам»]]'', ''[[rws:Модная лавка (Крылов)|«Модная лавка»]]'' и т.д.) идеализм и практическую беспомощность российского дворянства-->


Konstantin Batyushkov portrait.jpg|'''[[rwp:Батюшков, Константин Николаевич|Константин Батюшков]]''' – поэт и прозаик; его [[rws:Константин Николаевич Батюшков/Стихотворения|поэзия]] была пропитана психологизмом (интерес к внутреннему миру человека, его чувствам), в частности антологическая лирика ''([[rws:Константин Николаевич Батюшков/Стихотворения#Подражания древним|«Подражания древним»]] и т.д.)''<!--Batushkov by Utkin.JPG Batyushkov by Kiprenski.jpg-->
Konstantin Batyushkov portrait.jpg|'''[[rwp:Батюшков, Константин Николаевич|Константин Батюшков]]''' – поэт и прозаик, мастер психологической лирики, поднял изящность и благозвучие поэтического русского языка до высоты античных лириков (''[[rws:Константин Николаевич Батюшков/Стихотворения|«Опыты в стихах»]]'' и ''[[rws:Константин Николаевич Батюшков/Стихотворения#Подражания древним|«Подражания древним»]]''), стал примером для Пушкина; автор стихов ''[[rws:Мои Пенаты (Батюшков)|«Мои Пенаты»]]''<!--, ''[[rws:Источник (Батюшков)|«Источник»]]''--> и ''[[rws:Переход через Рейн (Батюшков)|«Переход через Рейн»]]'' <!--Batushkov by Utkin.JPG Batyushkov by Kiprenski.jpg-->


Кипренский_А._Х._Востоков_(?).jpg|'''[[rwp:Востоков, Александр Христофорович|Александр Востоков]]''' — поэт и филолог, завершил создание теории русского [[rwp:Тоническое стихосложение|тонического стиха]] (''«Опыт о русском стихосложении»'', 1812); основал [[rwp:Сравнительно-историческое языкознание|сравнительное]] [[rwp:Славянские языки|славянское]] языкознание в России<!--, доказал отсутствие [[rwp:Деепричастие|деепричастий]] в [[rwp:Церковнославянский язык|церковнославянском]], установил соответствия между гласными славянских языков-->, открыл [[rwp:Носовые гласные|носовые гласные]] ([[rwp:Юсы|юсы]]) в старославянском и [[rwp:Супин в древнерусском языке|супин]] в [[rwp:Древнерусский язык|древнерусском]], впервые издал [[rwp:Остромирово евангелие|Остромирово евангелие]]<!--Александр Христофорович Востоков.jpg-->
Кипренский_А._Х._Востоков_(?).jpg|'''[[rwp:Востоков, Александр Христофорович|Александр Востоков]]''' — поэт и филолог, завершил создание теории русского [[rwp:Тоническое стихосложение|тонического стиха]] (''«Опыт о русском стихосложении»'', 1812); основал [[rwp:Сравнительно-историческое языкознание|сравнительное]] [[rwp:Славянские языки|славянское]] языкознание в России<!--, доказал отсутствие [[rwp:Деепричастие|деепричастий]] в [[rwp:Церковнославянский язык|церковнославянском]], установил соответствия между гласными славянских языков-->, открыл [[rwp:Носовые гласные|носовые гласные]] ([[rwp:Юсы|юсы]]) в старославянском и [[rwp:Супин в древнерусском языке|супин]] в [[rwp:Древнерусский язык|древнерусском]], впервые издал [[rwp:Остромирово евангелие|Остромирово евангелие]]<!--Александр Христофорович Востоков.jpg-->


Anna_Bunina_by_A.G.Varnek_(1823,_Hermitage).jpg|'''[[rwp:Бунина, Анна Петровна|Анна Бунина]]''' — первая крупная русская поэтэсса («Русская Сафо, Десятая Муза, Северная Коринна»), родоначальница русской женской лирики XIX века
Anna_Bunina_by_A.G.Varnek_(1823,_Hermitage).jpg|'''[[rwp:Бунина, Анна Петровна|Анна Бунина]]''' — первая крупная русская поэтэсса («Русская [[rwp:Сапфо|Сафо]]», «Десятая [[rwp:Музы|Муза]]», «Северная [[rwp:Коринна|Коринна]]»), родоначальница русской женской лирики; автор элегических стихов и стихотворных подражаний древним (''[[rws:С приморского берега (Бунина)|«С приморского берега»]]'', ''[[rws:Падение Фаэтона. Баснословная повесть. Песнь 3 (Бунина)|«Падение Фаэтона»]]'')


Jmaistre.jpg|'''[[rwp:Местр, Жозеф де|Жозеф де Местр]]''' — [[rwp:Сардинское королевство|сардинский]] посол, 14 лет прожил в России; писатель и философ-[[rwp:Провиденциализм|провиденциалист]], основоположник политического консерватизма XIX века (повлиял как на западную, так и на русскую философию и литературу), автор записок о России времён Наполеоновских войн<!--Joseph_de_Maistre_Vogel_von_Vogelstein_ca_1810.jpg-->
Jmaistre.jpg|'''[[rwp:Местр, Жозеф де|Жозеф де Местр]]''' — [[rwp:Сардинское королевство|сардинский]] посол, 14 лет прожил в России; писатель и философ-[[rwp:Провиденциализм|провиденциалист]], основоположник политического консерватизма XIX века (повлиял как на западную, так и на русскую философию и литературу), автор [[rwp:Записки иностранцев о Российской империи|записок о России]] времён Наполеоновских войн<!--Joseph_de_Maistre_Vogel_von_Vogelstein_ca_1810.jpg-->


Denisdavydov.jpg|'''[[rwp:Давыдов, Денис Васильевич|Денис Давыдов]]''' – поэт и мемуарист; основоположник гусарской лирики в России (''[[rws:Песня старого гусара (Д. В. Давыдов)|«Песня старого гусара»]]'', ''[[rws:Гусарский пир (Д. В. Давыдов)|«Гусарский пир»]]'' и т.д.); один из лидеров [[rwp:Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года|партизанского сопротивления]] в войне 1812 года
Denisdavydov.jpg|'''[[rwp:Давыдов, Денис Васильевич|Денис Давыдов]]''' – «партизан-поэт», основоположник [[rwp:Гусары в искусстве|гусарской лирики]] в России (''[[rws:Гусарский пир (Д. В. Давыдов)|«Гусарский пир»]]'', ''[[rws:Песня старого гусара (Д. В. Давыдов)|«Песня старого гусара»]]'', ''[[rws:Гусарская исповедь (Д. В. Давыдов)|«Гусарская исповедь»]]''); один из лидеров [[rwp:Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года|партизанского сопротивления]] в Отечественной войне 1812 года, мемуарист и военный публицист


Nadezhda Durova.jpg|'''[[rwp:Дурова, Надежда Андреевна|Надежда Дурова]]''' – писательница, женщина-офицер; наряду с Давыдовым была автором военных мемуаров (''[[rws:Кавалерист-девица (Дурова)/1836 (ВТ)|«Кавалерист-девица»]]'', ''[http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_2500.shtml «Записки Александрова»]''); будучи в отставке написала ряд повестей в духе романтизма (''[http://az.lib.ru/d/durowa_n_a/text_0055.shtml «Серный ключ»]'', ''[http://az.lib.ru/d/durowa_n_a/text_0130.shtml «Павильон»]'' и др.)
Nadezhda Durova.jpg|'''[[rwp:Дурова, Надежда Андреевна|Надежда Дурова]]''' – женщина-офицер и писательница, герой войны 1812 года (переоделась в мужчину, но была оставлена в армии даже после разоблачения); автор мемуаров ''[[rws:Кавалерист-девица (Дурова)/1836 (ВТ)|«Кавалерист-девица»]]'' и повестей в духе романтизма (''[http://az.lib.ru/d/durowa_n_a/text_0055.shtml «Серный ключ»]'', ''[http://az.lib.ru/d/durowa_n_a/text_0130.shtml «Павильон»]''), прототип героини фильма [[rwp:Гусарская баллада|«Гусарская баллада»]]


Gnedich after kiprenskiy.jpg|'''[[rwp:Гнедич, Николай Иванович|Николай Гнедич]]''' – поэт и переводчик; автор перевода ''[[rws:Илиада (Гомер; Гнедич)|«Илиады»]]'' и ряда [[rws:Николай Иванович Гнедич#Переводы|других переводов]]; в своих произведениях воспевал политическую свободу ''[[rws:Перуанец к испанцу (Гнедич)|(«Перуанец к испанцу»)]]'' и русского крестьянина ''[[rws:Рыбаки (Гнедич)|(«Рыбаки»)]]''
Gnedich after kiprenskiy.jpg|'''[[rwp:Гнедич, Николай Иванович|Николай Гнедич]]''' – поэт и переводчик; автор перевода ''[[rws:Илиада (Гомер; Гнедич)|«Илиады»]]'' и ряда [[rws:Николай Иванович Гнедич#Переводы|других переводов]]; в своих произведениях воспевал политическую свободу ''[[rws:Перуанец к испанцу (Гнедич)|(«Перуанец к испанцу»)]]'' и русского крестьянина ''[[rws:Рыбаки (Гнедич)|(«Рыбаки»)]]''

Версия от 23:01, 10 декабря 2021

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

Бунташный век (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Петровская эпоха (конец XVII — начало XVIII века)

Начало высшего образования в России, петровские реформы, «окно в Европу».

Российская Империя

Эпоха классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Золотой век (первая половина XIX века)

Сентиментализм, романтизм, создание русского литературного языка, Золотой век поэзии.

Эпоха реализма (вторая половина XIX века)

Великие реформы, народничество, расцвет русского романа, реализм, консерватизм.

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Россия XX—XXI веков

Эпоха соцреализма (1920-е — 1950-е)

Соцреализм, военная лирика и проза, расцвет песенной поэзии, литература русской эмиграции.

Бронзовый век (1950-е — 1980-е)

Кинолирика, шестидесятники, деревенщики, барды, расцвет фантастики и детской литературы.

Современность (1990-е — настоящее время)

Русский рок, сюрреализм, детективы, фэнтези, (альтернативно-)историческая проза.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.
  6. В.Е. Хализев, филолог и исследователь литературы, дал следующее толкование «лишнему человеку»[1][2]: другой персональный ряд составили герои, которые претендуют на статус личности, но не реализуются в качестве таковых, хотя и обладают яркими задатками, широкими возможностями (так называемые «лишние люди» от Онегина до Версилина).