Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(+6 человек)
Строка 633: Строка 633:
Nikolay Mikhaylovsky.jpg|'''[[rwp:Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич|Николай Гарин-Михайловский]]''' – писатель, инженер, путешественник; в своих произведениях пропагандировал идеи технического прогресс и индустриализации (циклы очерков ''[[rws:Несколько лет в деревне (Гарин-Михайловский)|«Несколько лет в деревне»]]'', ''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1900_v_sutoloke.shtml «В сутолоке провинциальной жизни»]'' и т.д.); автор ряда географических очерков, написанных под впечатлением от предпринятых путешествий и экспедиций (''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1894_karandashom_s_natury.shtml «По Западной Сибири»]'', ''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1898_po_koree.shtml «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову»]'' и т.д.)
Nikolay Mikhaylovsky.jpg|'''[[rwp:Гарин-Михайловский, Николай Георгиевич|Николай Гарин-Михайловский]]''' – писатель, инженер, путешественник; в своих произведениях пропагандировал идеи технического прогресс и индустриализации (циклы очерков ''[[rws:Несколько лет в деревне (Гарин-Михайловский)|«Несколько лет в деревне»]]'', ''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1900_v_sutoloke.shtml «В сутолоке провинциальной жизни»]'' и т.д.); автор ряда географических очерков, написанных под впечатлением от предпринятых путешествий и экспедиций (''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1894_karandashom_s_natury.shtml «По Западной Сибири»]'', ''[http://az.lib.ru/g/garinmihajlowskij_n/text_1898_po_koree.shtml «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову»]'' и т.д.)


Aleksej Remizov.jpg|'''[[rwp:Ремизов, Алексей Михайлович|Алексей Ремизов]]''' – писатель, художник; автор произведений, в которых пытался переосмыслить фольклорные мотивы в модернистском ключе (''[http://azbyka.ru/fiction/posolon-remizov/ «Посолонь»]'', ''[http://azbyka.ru/fiction/limonar-sirech-lug-dukhovnyj/ «Лимонарь»]'' и т.д.); автор романов, выражающих трагическое миросозерцание, близкое к философии экзистенциализма (''[http://azbyka.ru/fiction/prud/ «Пруд»]'', ''[http://rvb.ru/remizov-2/ss10/01text/vol_4/291.htm «Часы»]'')
Kuzma Petrov-Vodkin. Portrait of Anna Akhmatova. 1922.jpg|'''[[rwp:Анна Ахматова|Анна Ахматова]]''' – поэт, переводчица и литературовед; автор стихов, в которых психологизм сочетался с песенным ладом, а образ лиричной героини наделен силой духа и готовностью преодолеть все выпадающие на её долю испытания (сборники ''[[rws:Вечер (Ахматова)|«Вечер»]]'', ''[[rws:Чётки (Ахматова)|«Чётки»]]'');
Tsvetaeva.jpg|'''[[rwp:Цветаева, Марина Ивановна|Марина Цветаева]]''' – поэт, прозаик, переводчик; основные темы стихов Цветаевой это любовь, поэзия и Россия, о которых рассказано через сочетание фольклорных жанров с разговорными интонациями, «высокой» лексики с простонародной (''[[rws:Прохожий (Цветаева)|«Идёшь, на меня похожий…»]]'', ''[[rws:Моим стихам, написанным так рано (Цветаева)|«Моим стихам, написанным так рано»]]'' и др.);
Mandelshtam17.jpg|'''[[rwp:Мандельштам, Осип Эмильевич|Осип Мандельштам]]''' – поэт, прозаик и переводчик; в поэзии придерживался направлений символизма (мотивы музыки и тихая печаль) и акмеизма (оптимизм, архитектурные мотивы) (''[[rws:Айя-София (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Айя-София»]]'', ''[[rws:Notre Dame (Мандельштам)/К 1916 (ВТ)|«Notre Dame»]]'' и др.); в период Первой Мировой и обеих революций обратился к иррациональному мироощущению, выразившемуся в поэтике сложнейших ассоциаций (''[http://rustih.ru/osip-mandelshtam-leningrad/ «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»]'' и т.д.)
Mikhail Nesterov 042.jpg|'''[[rwp:Максим Горький|{{abbr|Максим Горький|Алексей Максимович Пешков|0}}]]''' – писатель, поэт, прозаик; автор стихов, в которых острота и яркость в передаче жизненных реалий сочетались с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира (''[[rws:Старуха Изергиль (Горький)|«Старуха Изергиль»]]'', ''[[rws:Челкаш (Горький)|«Челкаш»]]''  и др.); в период революций выступал против установившегося антикультурного произвола (цикл статей ''[[rws:Революция и культура (Горький 1918)|«Несвоевременные мысли»]]''), в годы советской власти критиковал большевистский террор;
Averchenko.jpg|'''[[rwp:Аверченко, Аркадий Тимофеевич|Аркадий Аверченко]]''' – писатель, сатирик, драматург; автор юмористических рассказов, в которых активно использовалось утрирование, вплоть до полнейшего абсурда (сборники ''[[rws:Рассказы для выздоравливающих (сборник)|«Рассказы для выздоравливающих»]]'' и ''[[rws:Круги по воде (сборник)|«Круги по воде»]]'' и др.); Октябрьскую революцию Аверченко не принял, что выразилось в его сборнике памфлетов ''[[rws:Дюжина ножей в спину революции (Аверченко)|«Дюжина ножей в спину революции»]]''
</gallery>
</gallery>



Версия от 10:31, 19 декабря 2021

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

«Бунташный век» (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Петровская эпоха (конец XVII — начало XVIII века)

Начало высшего образования в России, петровские реформы, «окно в Европу».

Российская Империя

Век классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Аннинско-елизаветинская эпоха (1720-е — 1760-е)

Основание Академии наук, начало силлабо-тонической поэзии, первый постоянный русский театр.

Екатерининская эпоха (1760-е — 1790-е)

Расцвет драмы и поэзии классицизма, начало массовой журналистики и светской философии.

Золотой век (первая половина XIX века)

Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е годы)

Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, расцвет басенного жанра.

Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е годы)

Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.

Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века)

Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.

Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е)

Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии».

Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е)

Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.

Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е)

Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Россия XX—XXI веков

Эпоха соцреализма (1920-е — 1950-е)

Соцреализм, военная лирика и проза, расцвет песенной поэзии, литература русской эмиграции.

Бронзовый век (1950-е — 1980-е)

Кинолирика, шестидесятники, деревенщики, барды, расцвет фантастики и детской литературы.

Современность (1990-е — настоящее время)

Русский рок, сюрреализм, детективы, фэнтези, (альтернативно-)историческая проза.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.
  6. В.Е. Хализев, филолог и исследователь литературы, дал следующее толкование «лишнему человеку»[1][2]: другой персональный ряд составили герои, которые претендуют на статус личности, но не реализуются в качестве таковых, хотя и обладают яркими задатками, широкими возможностями (так называемые «лишние люди» от Онегина до Версилина).