Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(+6 человек)
(+5 человек)
Строка 640: Строка 640:
Mikhail Nesterov 042.jpg|'''[[rwp:Максим Горький|{{abbr|Максим Горький|Алексей Максимович Пешков|0}}]]''' – писатель, поэт, прозаик; автор стихов, в которых острота и яркость в передаче жизненных реалий сочетались с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира (''[[rws:Старуха Изергиль (Горький)|«Старуха Изергиль»]]'', ''[[rws:Челкаш (Горький)|«Челкаш»]]''  и др.); в период революций выступал против установившегося антикультурного произвола (цикл статей ''[[rws:Революция и культура (Горький 1918)|«Несвоевременные мысли»]]''), в годы советской власти критиковал большевистский террор;
Mikhail Nesterov 042.jpg|'''[[rwp:Максим Горький|{{abbr|Максим Горький|Алексей Максимович Пешков|0}}]]''' – писатель, поэт, прозаик; автор стихов, в которых острота и яркость в передаче жизненных реалий сочетались с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира (''[[rws:Старуха Изергиль (Горький)|«Старуха Изергиль»]]'', ''[[rws:Челкаш (Горький)|«Челкаш»]]''  и др.); в период революций выступал против установившегося антикультурного произвола (цикл статей ''[[rws:Революция и культура (Горький 1918)|«Несвоевременные мысли»]]''), в годы советской власти критиковал большевистский террор;
Averchenko.jpg|'''[[rwp:Аверченко, Аркадий Тимофеевич|Аркадий Аверченко]]''' – писатель, сатирик, драматург; автор юмористических рассказов, в которых активно использовалось утрирование, вплоть до полнейшего абсурда (сборники ''[[rws:Рассказы для выздоравливающих (сборник)|«Рассказы для выздоравливающих»]]'' и ''[[rws:Круги по воде (сборник)|«Круги по воде»]]'' и др.); Октябрьскую революцию Аверченко не принял, что выразилось в его сборнике памфлетов ''[[rws:Дюжина ножей в спину революции (Аверченко)|«Дюжина ножей в спину революции»]]''
Averchenko.jpg|'''[[rwp:Аверченко, Аркадий Тимофеевич|Аркадий Аверченко]]''' – писатель, сатирик, драматург; автор юмористических рассказов, в которых активно использовалось утрирование, вплоть до полнейшего абсурда (сборники ''[[rws:Рассказы для выздоравливающих (сборник)|«Рассказы для выздоравливающих»]]'' и ''[[rws:Круги по воде (сборник)|«Круги по воде»]]'' и др.); Октябрьскую революцию Аверченко не принял, что выразилось в его сборнике памфлетов ''[[rws:Дюжина ножей в спину революции (Аверченко)|«Дюжина ножей в спину революции»]]''
Igor Severyanin.jpg|'''[[rwp:Северянин, Игорь|{{abbr|Игорь Северянин|Игорь Васильевич Лотарёв|0}}]]''' – поэт; для ранней поэзии Северянина характерен интерес словотворчеству и словесной игре, обращение к редким стихотворным формам и изобретение новых (сборники ''[[rws:Игорь Северянин#Златолира (1914)|«Златолира»]]'', ''[[rws:Игорь Северянин#Ананасы в шампанском. Поэзы (1915)|«Ананасы в шампанском»]]'' и др.); Стихи Северянина положены на музыку А. Н. Вертинским, С. В. Рахманиновым и др.
Vasily Nemirovich Danchenko.jpg|'''[[rwp:Немирович-Данченко, Василий Иванович|Василий Немирович-Данченко]]''' – писатель, путешественник и журналист; автор многочисленных романов, в частности социально-бытовых, отмеченных влиянием натурализма (''[http://lanterne.ru/vasiliy-nemirovich-danchenko-kulisyi.html «Кулисы»]'', ''[http://az.lib.ru/n/nemirowichdanchenko_w_i/text_1901_semya_bogatyrey_oldorfo.shtml «Семья богатырей»]'' и др.); для прозы Немирович-Данченко характерны автобиографичность, злободневность, увлекательная манера изложения, мелодраматический. пафос
Gabdulla Tukay, 1908.jpg|'''[[rwp:Тукай, Габдулла|Габдулла Тукай]]''' – поэт, критик, публицист; автор знаменитой поэмы ''[[rwp:Шурале (поэма)|«Шурале»]]'' по мотивам татарского фольклора; творчество Тукая отличалось реализмом и пронизано пафосом обновления и просвещения; один из основоположников новой татарской литературы и современного литературного татарского языка
Feodor Sologub.jpg|'''[[rwp:Сологуб, Фёдор Кузьмич|Фёдор Сологуб]]''' – поэт, писатель, драматург; поэзия Сологуба основана на передаче мотивов неприятия окружающего мира и эстетизации смерти, предстающей избавлением от пошлости жизни (''[[rws:Фёдор Кузьмич Сологуб#Стихи. Книга первая (1896)|«Стихи. Книга первая»]]'', ''[[rws:Фёдор Кузьмич Сологуб#Тени|«Тени »]]'' и др.); автор романа ''[[rwp:Мелкий бес|«Мелкий бес»]]'', который став острой сатирой на косный провинциальный быт и мифопоэтическое воплощение идеи абсурдности жизни, в которой нет места добру и красоте
Khodasevich Choumoff.jpg|'''[[rwp:Ходасевич, Владислав Фелицианович|Владислав Ходасевич]]''' – писатель, критик, историк литературы; творчество Ходасевича характеризовалось отказом от языка символистской поэзии и стремление к простоте и ясности выражения (''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Молодость|«Молодость»]]'', ''[[rws:Владислав Фелицианович Ходасевич#Счастливый домик|«Счастливый домик»]]'' и др.);
</gallery>
</gallery>



Версия от 12:46, 19 декабря 2021

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

«Бунташный век» (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Петровская эпоха (конец XVII — начало XVIII века)

Начало высшего образования в России, петровские реформы, «окно в Европу».

Российская Империя

Век классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Аннинско-елизаветинская эпоха (1720-е — 1760-е)

Основание Академии наук, начало силлабо-тонической поэзии, первый постоянный русский театр.

Екатерининская эпоха (1760-е — 1790-е)

Расцвет драмы и поэзии классицизма, начало массовой журналистики и светской философии.

Золотой век (первая половина XIX века)

Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е годы)

Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, расцвет басенного жанра.

Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е годы)

Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.

Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века)

Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.

Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е)

Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии».

Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е)

Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.

Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е)

Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Россия XX—XXI веков

Эпоха соцреализма (1920-е — 1950-е)

Соцреализм, военная лирика и проза, расцвет песенной поэзии, литература русской эмиграции.

Бронзовый век (1950-е — 1980-е)

Кинолирика, шестидесятники, деревенщики, барды, расцвет фантастики и детской литературы.

Современность (1990-е — настоящее время)

Русский рок, сюрреализм, детективы, фэнтези, (альтернативно-)историческая проза.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.
  6. В.Е. Хализев, филолог и исследователь литературы, дал следующее толкование «лишнему человеку»[1][2]: другой персональный ряд составили герои, которые претендуют на статус личности, но не реализуются в качестве таковых, хотя и обладают яркими задатками, широкими возможностями (так называемые «лишние люди» от Онегина до Версилина).