Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 667: Строка 667:
Николай Фёдоров. Худ. Л. Пастернак (фрагмент).jpg|'''[[rwp:Фёдоров, Николай Фёдорович|Николай Фёдоров]]''' – философ-футуролог, фантаст, аскет, «московский [[rwp:Сократ|Сократ]]» XIX века, основатель русского [[rwp:Космизм|космизма]] и предтеча [[rwp:Трансгуманизм|трансгуманизма]], автор труда ''[[rwp:Философия общего дела|«Философия общего дела»]]'', создатель концепций <!--обще-->планетарного мировоззрения, [[rwp:Воскрешение мёртвых|научного воскрешения мёртвых]] и [[rwp:Освоение космоса|заселения космоса]]; автор рассказа ''[http://libking.ru/books/sf-/sf/131592-nikolay-fedorov-vecher-v-2217-godu.html «Вечер в 2217 году»]''<!--Пастернак_Л.О._Портрет_Н.Ф._Федорова._1928.jpg Николай Фёдоров. Худ. Л.Пастернак.jpg-->
Николай Фёдоров. Худ. Л. Пастернак (фрагмент).jpg|'''[[rwp:Фёдоров, Николай Фёдорович|Николай Фёдоров]]''' – философ-футуролог, фантаст, аскет, «московский [[rwp:Сократ|Сократ]]» XIX века, основатель русского [[rwp:Космизм|космизма]] и предтеча [[rwp:Трансгуманизм|трансгуманизма]], автор труда ''[[rwp:Философия общего дела|«Философия общего дела»]]'', создатель концепций <!--обще-->планетарного мировоззрения, [[rwp:Воскрешение мёртвых|научного воскрешения мёртвых]] и [[rwp:Освоение космоса|заселения космоса]]; автор рассказа ''[http://libking.ru/books/sf-/sf/131592-nikolay-fedorov-vecher-v-2217-godu.html «Вечер в 2217 году»]''<!--Пастернак_Л.О._Портрет_Н.Ф._Федорова._1928.jpg Николай Фёдоров. Худ. Л.Пастернак.jpg-->


Brusov1920.jpg|'''[[rwp:Брюсов, Валерий Яковлевич|Валерий Брюсов]]''' – поэт и критик,<!--, прозаик и переводчик, теоретик и--> «отец» русского [[rwp:Модернизм в литературе|модерна]], «император [[rwp:Символизм|символизма]]»; автор [[rwp:Моностих|моностиха]] ''[[rwp:О закрой свои бледные ноги|«О закрой свои бледные ноги»]]''; поэт-[[rwp:Античность|античник]] и [[rwp:Урбанистика|урбанист]] (''[[rwp:Грядущие гунны|«Грядущие гунны»]]''<!--, ''[[rws:К Олимпийцам (Брюсов)/Stephanos, 1906 (ВТ:Ё)|«К Олимпийцам»]]''-->, ''[[rws:Ассаргадон (Брюсов)/Tertia Vigilia, 1900 (ВТ:Ё)|«Ассаргадон»]]''<!--сборники ''[[rws:Tertia vigilia (Брюсов)|«3-я стража»]]'', ''[[rws:Urbi et orbi (Брюсов)|«Городу и миру»]]'', ''[[rws:Στεφανος (Брюсов)|«Венок»]]''-->), драматург (пьеса ''«[http://az.lib.ru/b/brjusow_w_j/text_1893_dekadenty.shtml Декаденты»]''), исторический романист (''[[rwp:Огненный ангел (роман)|«Огненный ангел»]]''), фантаст (''[http://ruslit.traumlibrary.net/book/bryusov-gorazvezdy/bryusov-gorazvezdy.html#s001 «Гора Звезды»]'', ''[[rws:Мир электрона (Брюсов)|«Мир электрона»]]'') <!--; предсказатель (--><!-- --><!--''[[rwp:Алтарь Победы (роман)|«Алтарь Победы»]]'', <!--, ''[[rwp:Юпитер Поверженный|«Юпитер Поверженный»]]'', ''[[rwp:Последние страницы из дневника женщины|«Последние страницы из дневника женщины»]]'', рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—1905)-->
Brusov1920.jpg|'''[[rwp:Брюсов, Валерий Яковлевич|Валерий Брюсов]]''' – поэт и критик,<!--, прозаик и переводчик, теоретик и--> «отец» русского [[rwp:Модернизм в литературе|модерна]] и «император [[rwp:Символизм|символизма]]»; автор [[rwp:Моностих|моностиха]] ''[[rwp:О закрой свои бледные ноги|«О закрой свои бледные ноги»]]''; поэт-[[rwp:Античность|античник]] и [[rwp:Урбанистика|урбанист]] (''[[rwp:Грядущие гунны|«Грядущие гунны»]]''<!--, ''[[rws:К Олимпийцам (Брюсов)/Stephanos, 1906 (ВТ:Ё)|«К Олимпийцам»]]''-->, ''[[rws:Ассаргадон (Брюсов)/Tertia Vigilia, 1900 (ВТ:Ё)|«Ассаргадон»]]''<!--сборники ''[[rws:Tertia vigilia (Брюсов)|«3-я стража»]]'', ''[[rws:Urbi et orbi (Брюсов)|«Городу и миру»]]'', ''[[rws:Στεφανος (Брюсов)|«Венок»]]''-->), драматург (пьеса ''«[http://az.lib.ru/b/brjusow_w_j/text_1893_dekadenty.shtml Декаденты»]''), исторический романист (''[[rwp:Огненный ангел (роман)|«Огненный ангел»]]''), фантаст (''[http://ruslit.traumlibrary.net/book/bryusov-gorazvezdy/bryusov-gorazvezdy.html#s001 «Гора Звезды»]'', ''[[rws:Мир электрона (Брюсов)|«Мир электрона»]]'') <!--; предсказатель (--><!-- --><!--''[[rwp:Алтарь Победы (роман)|«Алтарь Победы»]]'', <!--, ''[[rwp:Юпитер Поверженный|«Юпитер Поверженный»]]'', ''[[rwp:Последние страницы из дневника женщины|«Последние страницы из дневника женщины»]]'', рассказы «Восстание машин» (1908) и «Мятеж машин» (1914), повесть «Первая междупланетная», антиутопия «Республика Южного Креста» (1904—1905)-->


Merezhkovskiy_in_NNovgorod.jpg|'''[[rwp:Мережковский, Дмитрий Сергеевич|Дмитрий Мережковский]]''' – поэт, переводчик, критик-[[rwp:Эссе|эссеист]], прозаик и философ, один из «отцов» [[rwp:Русский символизм|русского символизма]], основал жанр [[rwp:Историософия|историософского]] романа (трилогия ''[[rwp:Христос и Антихрист|«Христос и Антихрист»]]''<!--, ''[[rwp:Наполеон (роман)|«Наполеон»]]'' -->)<!--автор монографии ''[[rwp:Л. Толстой и Достоевский|«Л. Толстой и Достоевский»]]''-->; основал движение [[rwp:Богоискательство|богоискательства]] ([[rwp:Религиозно-философские собрания|общества]] [[rwp:Санкт-Петербургское религиозно-философское общество|РФО]] и [[rwp:Зелёная лампа (1927—1939)|''«Зелёная лампа»'']]); 10 раз был номинирован на [[rwp:Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]<!--автор концепции [http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0080.shtml «Грядущего хама»]-->
Merezhkovskiy_in_NNovgorod.jpg|'''[[rwp:Мережковский, Дмитрий Сергеевич|Дмитрий Мережковский]]''' – поэт, переводчик, критик-[[rwp:Эссе|эссеист]], прозаик и философ, один из «отцов» [[rwp:Русский символизм|русского символизма]], основал жанр [[rwp:Историософия|историософского]] романа (трилогия ''[[rwp:Христос и Антихрист|«Христос и Антихрист»]]''<!--, ''[[rwp:Наполеон (роман)|«Наполеон»]]'' -->)<!--автор монографии ''[[rwp:Л. Толстой и Достоевский|«Л. Толстой и Достоевский»]]''-->; лидер движения [[rwp:Богоискательство|богоискательства]] ([[rwp:Религиозно-философские собрания|общества]] [[rwp:Санкт-Петербургское религиозно-философское общество|РФО]] и [[rwp:Зелёная лампа (1927—1939)|''«Зелёная лампа»'']]); 10 раз был номинирован на [[rwp:Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]<!--автор концепции [http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0080.shtml «Грядущего хама»]-->


Z._Gippius_by_L.Bakst_(1906,_Tretyakov_gallery).jpg|'''[[rwp:Гиппиус, Зинаида Николаевна|Зинаида Гиппиус]]''' – поэтесса, прозаик и критик, жена [[rwp:Мережковский, Дмитрий Сергеевич|Дмитрия Мережковского]]; ''«[[rwp:Декадентство|декандентская]] мадонна»'' и [[rwp:Русский символизм|символистка]], автор любовно-религиозной лирики (''[[rws:Посвящение (Зинаида Гиппиус)|«Посвящение»]]'', ''[[rws:Любовь — одна (Зинаида Гиппиус)|«Любовь – одна»]]'', ''[[rws:Дар (Зинаида Гиппиус)|«Дар»]]'')<!--, автор рассказов (сборник ''«[[rwp:Алый меч|Алый меч]]»'')-->, драматург (''«[[rwp:Зелёное кольцо (пьеса)|Зелёное кольцо]]»''); хозяйка [[rwp:Литературный салон|литературных салонов]] (в России и в эмиграции), автор дневников и мемуаров (''«[[rwp:Живые лица|Живые лица]]»'')<!--для [[rws:Зинаида Николаевна Гиппиус#Поэзия|лирики Гиппиус]] характерны контрасты глубокой религиозности и отчаяния, стремления к Богу и самоутверждения, преобладание рассудочного начала, афористичность в формулировке мыслей--><!--Gippius 1910s.jpg Gippius by Repin.jpg Зинаида Гиппиус с зонтиком.jpg Gippius_1910s.jpg Гиппиус с зонтиком.jpg Гиппиус.jpg-->
Z._Gippius_by_L.Bakst_(1906,_Tretyakov_gallery).jpg|'''[[rwp:Гиппиус, Зинаида Николаевна|Зинаида Гиппиус]]''' – поэтесса, прозаик и критик, жена [[rwp:Мережковский, Дмитрий Сергеевич|Дмитрия Мережковского]]; ''«[[rwp:Декадентство|декандентская]] мадонна»'' и [[rwp:Русский символизм|символистка]], автор любовно-религиозной лирики (''[[rws:Посвящение (Зинаида Гиппиус)|«Посвящение»]]'', ''[[rws:Любовь — одна (Зинаида Гиппиус)|«Любовь – одна»]]'', ''[[rws:Дар (Зинаида Гиппиус)|«Дар»]]'')<!--, автор рассказов (сборник ''«[[rwp:Алый меч|Алый меч]]»'')-->, драматург (''«[[rwp:Зелёное кольцо (пьеса)|Зелёное кольцо]]»''); хозяйка [[rwp:Литературный салон|литературных салонов]] (в России и в эмиграции), автор дневников и мемуаров (''«[[rwp:Живые лица|Живые лица]]»'')<!--для [[rws:Зинаида Николаевна Гиппиус#Поэзия|лирики Гиппиус]] характерны контрасты глубокой религиозности и отчаяния, стремления к Богу и самоутверждения, преобладание рассудочного начала, афористичность в формулировке мыслей--><!--Gippius 1910s.jpg Gippius by Repin.jpg Зинаида Гиппиус с зонтиком.jpg Gippius_1910s.jpg Гиппиус с зонтиком.jpg Гиппиус.jpg-->
Строка 701: Строка 701:
Kuprin.jpg|'''[[rwp:Куприн, Александр Иванович|Александр Куприн]]''' – прозаик и переводчик, крупнейший представитель [[rwp:Неоромантизм|неоромантизма]] в России; автор рассказов (<!--''[[rwp:На покое (рассказ)|«На покое»]]'', -->''[[rwp:Белый пудель (рассказ)|«Белый пудель»]]'', ''[[rwp:Сапсан (рассказ)|«Сапсан»]]'', ''[[rwp:Тень императора|«Тень императора»]]'') и повестей (''[[rwp:Олеся (повесть)|«Олеся»]]'', ''[[rwp:На переломе (Кадеты)|«Кадеты»]]'', ''[[rwp:Поединок (повесть)|«Поединок»]]'', ''[[rwp:Гранатовый браслет|«Гранатовый браслет»]]''); крупный писатель-эмигрант (романы ''[[rwp:Юнкера (роман)|«Юнкера»]]'', ''[[rwp:Колесо времени (Куприн)|«Колесо времени»]]'')<!--Kuprin_AI_1914.jpg-->
Kuprin.jpg|'''[[rwp:Куприн, Александр Иванович|Александр Куприн]]''' – прозаик и переводчик, крупнейший представитель [[rwp:Неоромантизм|неоромантизма]] в России; автор рассказов (<!--''[[rwp:На покое (рассказ)|«На покое»]]'', -->''[[rwp:Белый пудель (рассказ)|«Белый пудель»]]'', ''[[rwp:Сапсан (рассказ)|«Сапсан»]]'', ''[[rwp:Тень императора|«Тень императора»]]'') и повестей (''[[rwp:Олеся (повесть)|«Олеся»]]'', ''[[rwp:На переломе (Кадеты)|«Кадеты»]]'', ''[[rwp:Поединок (повесть)|«Поединок»]]'', ''[[rwp:Гранатовый браслет|«Гранатовый браслет»]]''); крупный писатель-эмигрант (романы ''[[rwp:Юнкера (роман)|«Юнкера»]]'', ''[[rwp:Колесо времени (Куприн)|«Колесо времени»]]'')<!--Kuprin_AI_1914.jpg-->


Boris Grigoriev 11.jpg|'''[[rwp:Максим Горький|{{abbr|Максим Горький|Алексей Максимович Пешков|0}}]]''' – прозаик и поэт-[[rwp:Неоромантизм|неоромантик]]; «буревестник революции», автор [[rwp:Поэма в прозе|поэм в прозе]] (''[[rwp:Песня о Соколе|«Песня о Соколе»]]'' и ''[[rwp:Песня о Буревестнике|«Песня о Буревестнике»]]''), драматург (''[[rwp:На дне|«На дне»]]''), новеллист (''[[rwp:Старуха Изергиль|«Старуха Изерги́ль»]]''<!--, ''[[rws:Челкаш (Горький)|«Челкаш»]]''-->), романист (<!--[[rwp:Дело Артамоновых|«Дело Артамоновых»]], -->''[[rwp:Жизнь Клима Самгина|«Жизнь Клима Самгина́»]]''); критик революции (''[[rwp:Несвоевременные мысли|«Несвоевременные мысли»]]''); основатель [[rwp:Союз писателей СССР|Союза писателей СССР]]<!--автор стихов, в которых острота и яркость в передаче жизненных реалий сочетались с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира--><!-- Максим Горький. Худ. Борис Григорьев.jpg Mikhail Nesterov 042.jpg  Елена Ботева, Максим Горки.JPG  Portrait of the Writer Maxim Gorky.jpg Maxim_Gorky_by_Isaak_Brodsky_(1937,_GTG).jpeg-->
Boris Grigoriev 11.jpg|'''[[rwp:Максим Горький|{{abbr|Максим Горький|Алексей Максимович Пешков|0}}]]''' – прозаик и поэт-[[rwp:Неоромантизм|неоромантик]]; «буревестник революции», автор [[rwp:Поэма в прозе|поэм в прозе]] (''[[rwp:Песня о Соколе|«Песня о Соколе»]]'' и ''[[rwp:Песня о Буревестнике|«Песня о Буревестнике»]]'')<!--, автобиограф (''[[rwp:Детство (Горький)|«Детство»]]'')-->, драматург (''[[rwp:На дне|«На дне»]]''), новеллист (''[[rwp:Старуха Изергиль|«Старуха Изерги́ль»]]''<!--, ''[[rws:Челкаш (Горький)|«Челкаш»]]''-->), романист (<!--[[rwp:Дело Артамоновых|«Дело Артамоновых»]], -->''[[rwp:Жизнь Клима Самгина|«Жизнь Клима Самгина́»]]''); критик революции (''[[rwp:Несвоевременные мысли|«Несвоевременные мысли»]]''); основатель [[rwp:Союз писателей СССР|Союза писателей СССР]]<!--автор стихов, в которых острота и яркость в передаче жизненных реалий сочетались с неоромантическим пафосом, со страстным призывом к преобразованию человека и мира--><!-- Максим Горький. Худ. Борис Григорьев.jpg Mikhail Nesterov 042.jpg  Елена Ботева, Максим Горки.JPG  Portrait of the Writer Maxim Gorky.jpg Maxim_Gorky_by_Isaak_Brodsky_(1937,_GTG).jpeg-->


Vikenty Vikentyevich Veresaev.jpg|'''[[rwp:Вересаев, Викентий Викентьевич|Викентий Вересаев]]''' – прозаик, литературовед и переводчик, автор произведений о духовных и политических «исканиях» [[rwp:Русская интеллигенция|русской интеллигенции]] на рубеже XIX-XX веков (повесть ''[[rws:На повороте|«На повороте»]]'', роман ''[http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0090.shtml «В тупике»]''), автор о́черков ''[http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0132.shtml «На японской войне»]'' и автобиографической повести ''[http://lib.ru/RUSSLIT/WERESAEW/zapiski.txt «Записки врача»]''; переводчик [[rwp:Гомер|Гомера]] и [[rwp:Гесиод|Гесиода]]


Vikenty Vikentyevich Veresaev.jpg|'''[[rwp:Вересаев, Викентий Викентьевич|Викентий Вересаев]]''' – писатель, литературовед, переводчик; в своей прозе Вересаев освещал духовные искания русской интеллигенции в периоды социальных потрясений (''[[rws:На повороте|«На повороте»]]'', ''[http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0090.shtml «В тупике»]'' и др.); автор публицистических произведений, в которых острый социальный критицизм сочетается с гуманистическим пафосом (''[http://lib.ru/RUSSLIT/WERESAEW/zapiski.txt «Записки врача»]'', ''[http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0132.shtml «На японской войне»]'' и др.)
Леонид Андреев. Автопортрет в атохроме (фрагмент).jpg|'''[[rwp:Андреев, Леонид Николаевич|Леонид Андреев]]''' – прозаик и драматург, основоположник русского [[rwp:Экспрессионизм|экспрессионизма]]; автор <!--остроэмоциональных--> рассказов (''[[rws:Большой шлем (рассказ)|«Большой шлем»]]'', ''[[rwp:Кусака (рассказ)|«Кусака»]]'', ''[[rwp:Красный смех|«Красный смех»]]''), повестей (''[[rwp:Иуда Искариот (повесть)|«Иуда Искариот»]]'', ''[[rwp:Рассказ о семи повешенных|«Рассказ о семи повешенных»]]'') и пьес (''[[rws:Жизнь человека (Андреев)|«Жизнь человека»]]'', ''[[rws:Царь Голод (Андреев)|«Царь Голод»]]''); один из пионеров цветной фотографии в России<!--Andreyev_by_Repin_1905.jpg Andreyev by Repin.jpg-->


Леонид Андреев. Автопортрет в атохроме (фрагмент).jpg|'''[[rwp:Андреев, Леонид Николаевич|Леонид Андреев]]''' – прозаик и драматург, основоположник русского [[rwp:Экспрессионизм|экспрессионизма]]; автор <!--остроэмоциональных--> рассказов (''[[rws:Большой шлем (рассказ)|«Большой шлем»]]'', ''[[rwp:Кусака (рассказ)|«Кусака»]]'', ''[[rwp:Красный смех|«Красный смех»]]''), повестей (''[[rws:Иуда Искариот (повесть)|«Иуда Искариот»]]'', ''[[rws:Рассказ о семи повешенных|«Рассказ о семи повешенных»]]'') и пьес (''[[rws:Жизнь человека (Андреев)|«Жизнь человека»]]'', ''[[rws:Царь Голод (Андреев)|«Царь Голод»]]''); один из пионеров цветной фотографии в России<!--Andreyev_by_Repin_1905.jpg Andreyev by Repin.jpg-->
Гомбожаб Цыбиков и Овше Норзунов.jpg|'''[[rwp:Цыбиков, Гомбожаб Цэбекович|Гомбожа́б Цы́биков]]''' и '''[[rwp:Норзунов, Овше Мучкинович|Овше Норзу́нов]]''' – этнографы и буддологи, тайно пробравшиеся в закрытый для россиян Тибет; авторы первых опубликованных фотографий [[rwp:Лхасы|Лхасы]] и Центрального Тибета, ставших мировой сенсацией и прорывом в [[rwp:Тибетология|тибетологии]]; Цыбиков – автор труда  ''[http://www.litmir.me/br/?b=252873 «Буддист-паломник у святынь Тибета»]''<!--Гомбожаб Цыбиков.jpg-->


<!--''[[rwp:|«»]]'', ''[[rwp:|«»]]''--><!--(''[[rws:|«»]]'', ''[[rws:|«»]]'', ''[[rws:|«»]]'' )-->
Kosta_XETAGUROV.jpg|'''[[rwp:Хетагуров, Коста Леванович|Коста Хетагуров]]''' – осетинский поэт, драматург, публицист, этнограф, [[rwp:Живопись и графика Хетагурова|живописец]], основоположник [[rwp:Осетинская литература|осетинской литературы]] и [[rwp:Осетинский язык|осетинского литературного языка]], автор поэтического сборника ''«[[rwp:Осетинская лира|Осетинская лира]]»'' и поэмы ''«[[rwp:Хетаг (поэма)|Хе́таг]]»''; автор [http://az.lib.ru/h/hetagurow_k_l/ стихов о Кавказе на русском языке] (в том числе поэмы ''[[rwp:Фатима. Кавказская повесть (Поэма)|«Фатима́»]]'') <!--Коста Хетагурову.jpg Kosta_Khetagkati.jpg Hategurov.jpg-->


<!--''[[rwp:|«»]]'', ''[[rwp:|«»]]''--><!--(''[[rws:|«»]]'', ''[[rws:|«»]]'', ''[[rws:|«»]]'')-->


Alexander_Block,_1913.jpg|'''[[rwp:Блок, Александр Александрович|Александр Блок]]''' – крупнейший русский поэт-[[rwp:Символизм|символист]]<!--[[rwp:Младосимволисты|младосимволист]]-->, критик и переводчик; автор стихов о любви и зимней природе (циклы ''[[rws:Стихотворения_Блока_1897—1904#Стихи_о_Прекрасной_Даме_(1901—1902)|«Стихи о Прекрасной Даме»]]'', ''[[rwp:Снежная маска|«Снежная маска»]]''), поэт-[[rwp:Урбанистика|урбанист]] (''[[rws:Ночь, улица, фонарь, аптека (Блок)|«Ночь, улица, фонарь, аптека»]]''; ''[[rwp:Незнакомка (стихотворение)|«Незнакомка»]]'', цикл ''[[rwp:Город (цикл Блока)|«Город»]]''); драматург (''[[rwp:Роза и Крест|«Роза и Крест»]]''); автор стихов и поэм о революции (''[[rwp:Скифы (стихотворение)|«Скифы»]]'', ''[[rwp:Двенадцать (поэма)|«Двенадцать»]]'')<!--''[[rws:Возмездие (Блок)|«Возмездие»]]'', ''[[rws:О, я хочу безумно жить (Блок)|«О, я хочу безумно жить»]]''--><!--Александр Блок. 1898 год.jpg Alexander Blok.jpeg-->


Гомбожаб Цыбиков и Овше Норзунов.jpg|'''[[rwp:Цыбиков, Гомбожаб Цэбекович|Гомбожаб Цыбиков]]''' и '''[[rwp:Норзунов, Овше Мучкинович|Овше Норзунов]]''' – этнографы и буддологи; тайно пробравшись в Тибет, авторы первых опубликованных фотографий [[rwp:Лхасы|Лхасы]] и Центрального Тибета, что стало мировой сенсацией и прорывом в тибетологии<!--Гомбожаб Цыбиков.jpg-->
Annensky.jpg|'''[[rwp:Анненский, Иннокентий Фёдорович|Иннокентий Анненский]]''' (псевдоним «Ник. Т-о») – поэт-[[rwp:Символизм|символист]], критик и [[rwp:Пушкиноведение|пушкиновед]], драматург<!--, знаток [[rwp:Античность|античности]]--> и переводчик [[rwp:Эврипид|Эврипида]]; автор лирики в духе  [[rwp:Экзистенциализм|экзистенциализма]] (''[[rws:Смычок и струны (Анненский)|«Смычок и струны»]]'', ''[[rws:Минута (Анненский)|«Минута»]]'', ''[[rws:Тоска мимолётности (Анненский)|«Тоска мимолётности»]]'', ''[[rws:Аметисты (Когда, сжигая синеву — Анненский)|«Аметисты»]]''<!--, ''[[rws:Сиреневая мгла (Анненский)|«Сиреневая мгла»]]''-->, ''[[rws:Я люблю (Анненский)|«Я люблю»]]''), <!--сборники ''[[rws:Тихие песни (Анненский)|«Тихие песни»]]'', ''[[rws:Кипарисовый ларец (Анненский)|«Кипарисовый ларец»]]''),--> предтеча поэзии [[rwp:Русский авангард|авангарда]] (''[[rws:Колокольчики (Анненский)|«Колокольчики»]]''), автор романса ''[[rws:Среди миров (Анненский)|«Среди миров»]]''<!--, ''[[rws:Если больше не плачешь, то слезы сотри (Анненский)|«Если больше не плачешь, то слезы сотри»]]''-->


Kosta_XETAGUROV.jpg|'''[[rwp:Хетагуров, Коста Леванович|Коста Хетагуров]]''' – осетинский поэт, драматург, публицист, этнограф, живописец, основоположник [[rwp:Осетинская литература|осетинской литературы]], автор поэтического сборника ''«[[rwp:Осетинская лира|Осетинская лира]]»''<!--Коста Хетагурову.jpg Kosta_Khetagkati.jpg Hategurov.jpg-->
<!--поэзия Анненского основана на образе лиричного героя, который обострённо чувствует трагедию эпохи и сознательно выбирает обречённую на поражение борьбу с миром как единственно возможный путь противостояния его деформирующему влиянию (сборники ''[[rws:Тихие песни (Анненский)|«Тихие песни»]]'', ''[[rws:Кипарисовый ларец (Анненский)|«Кипарисовый ларец»]]'' и др.)-->
 
 
 
<!--1904-->
 
Alexander_Block,_1913.jpg|'''[[rwp:Блок, Александр Александрович|Александр Блок]]''' – поэт, драматург, критик; автор поэм, которые опирались на массовые жанры (частушки и т.д.) и обращались к теме семейных связей и духовного падения (''[[rws:Двенадцать (Блок)|«Двенадцать»]]'', ''[[rws:Возмездие (Блок)|«Возмездие»]]'' и др.); лирика Блока многослойна, ибо реально-исторический и мистический, автобиографический смысловые планы свободно переплетаются в поэтических образах, приобретающих характер неисчерпаемого символа<!--Александр Блок. 1898 год.jpg Alexander Blok.jpeg-->
 
 
Annensky.jpg|'''[[rwp:Анненский, Иннокентий Фёдорович|Иннокентий Анненский]]''' – поэт, переводчик, драматург, критик; поэзия Анненского основана на образе лиричного героя, который обострённо чувствует трагедию эпохи и сознательно выбирает обречённую на поражение борьбу с миром как единственно возможный путь противостояния его деформирующему влиянию (сборники ''[[rws:Тихие песни (Анненский)|«Тихие песни»]]'', ''[[rws:Кипарисовый ларец (Анненский)|«Кипарисовый ларец»]]'' и др.)


Vyacheslav Ivanov by Somov 1906.jpg|'''[[rwp:Иванов, Вячеслав Иванович|Вячеслав Иванов]]''' – поэт, критик, филолог; для поэзии Иванова характерны многочисленные мифологические и историко-культурные аллюзии, насыщенность славянизмами и т.д. (сборник ''[[rws:Вячеслав Иванович Иванов#Кормчие звёзды|«Кормчие звёзды»]]'' и др.); один из ведущих теоретиков русского символизма (''[http://ivanov.lit-info.ru/ivanov/kritika-ivanova/zavety-simvolizma.htm «Заветы символизма»]'')
Vyacheslav Ivanov by Somov 1906.jpg|'''[[rwp:Иванов, Вячеслав Иванович|Вячеслав Иванов]]''' – поэт, критик, филолог; для поэзии Иванова характерны многочисленные мифологические и историко-культурные аллюзии, насыщенность славянизмами и т.д. (сборник ''[[rws:Вячеслав Иванович Иванов#Кормчие звёзды|«Кормчие звёзды»]]'' и др.); один из ведущих теоретиков русского символизма (''[http://ivanov.lit-info.ru/ivanov/kritika-ivanova/zavety-simvolizma.htm «Заветы символизма»]'')


<!--1905-->
<!--1905-->
Николай Онуфриевич Лосский.jpg|'''[[rwp:Лосский, Николай Онуфриевич|Николай Лосский]]''' – философ-идеалист и историк русской философии, один из основателей направления [[rwp:Интуитивизм|интуитивизма]], снял противопоставление интуиции и интеллекта и развил учение об интуиции как средстве познания
Николай Онуфриевич Лосский.jpg|'''[[rwp:Лосский, Николай Онуфриевич|Николай Лосский]]''' – философ-идеалист и историк русской философии, один из основателей направления [[rwp:Интуитивизм|интуитивизма]], снял противопоставление интуиции и интеллекта и развил учение об интуиции как средстве познания


Elie_Metchnikoff_-_Between_ca._1910_and_ca._1915_-_LOC.jpg|'''[[rwp:Мечников, Илья Ильич|Илья Мечников]]''' – биолог, нобелевский лауреат, основатель эволюционной эмбриологии, [[rwp:Иммунология|иммунологии]] и [[rwp:Геронтология|геронтологии]]; открыл [[rwp:Фагоцитоз|фагоцитоз]], [[rwp:Макрофаги|макрофаги]] и [[rwp:Лизосома#Внутриклеточное пищеварение и участие в обмене веществ|внутриклеточное пищеварение]],<!--, основал сравнительную патологию воспаления и--><!-- основал [[rwp:Фагоцит|фагоцитарную]] теорию [[rwp:Иммунитет|иммунитета]] и [[rwp:Теория фагоцителлы|теорию фагоцителлы]]-->; философ, популяризатор науки, один из основателей движения за [[rwp:Продление жизни|продление жизни]], предтеча [[rwp:Трансгуманизм|трансгуманизма]]<!--, первый предложил использовать [[rwp:Пробиотики|пробиотики]] в медицинских целях--><!--Ilya Ilyich Mechnikov 1913.jpg Elie Metchnikoff — Between ca. 1910 and ca. 1915 — LOC.jpg Илья Ильич Мечников.jpg-->
Elie_Metchnikoff_-_Between_ca._1910_and_ca._1915_-_LOC.jpg|'''[[rwp:Мечников, Илья Ильич|Илья Мечников]]''' – биолог, нобелевский лауреат, основатель эволюционной эмбриологии, [[rwp:Иммунология|иммунологии]] и [[rwp:Геронтология|геронтологии]]; открыл [[rwp:Фагоцитоз|фагоцитоз]], [[rwp:Макрофаги|макрофаги]] и [[rwp:Лизосома#Внутриклеточное пищеварение и участие в обмене веществ|внутриклеточное пищеварение]],<!--, основал сравнительную патологию воспаления и--><!-- основал [[rwp:Фагоцит|фагоцитарную]] теорию [[rwp:Иммунитет|иммунитета]] и [[rwp:Теория фагоцителлы|теорию фагоцителлы]]-->; философ, популяризатор науки, один из основателей движения за [[rwp:Продление жизни|продление жизни]], предтеча [[rwp:Трансгуманизм|трансгуманизма]]<!--, первый предложил использовать [[rwp:Пробиотики|пробиотики]] в медицинских целях--><!--Ilya Ilyich Mechnikov 1913.jpg Elie Metchnikoff — Between ca. 1910 and ca. 1915 — LOC.jpg Илья Ильич Мечников.jpg-->


Aleksander Benua 1898 Bakst Fragment.jpg|'''[[rwp:Бенуа, Александр Николаевич|Александр Бенуа]]''' – художник, историк искусства и художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «[[rwp:Мир искусства (организация)|Мир искусства]]», автор масштабных трудов по истории русской и мировой живописи
Aleksander Benua 1898 Bakst Fragment.jpg|'''[[rwp:Бенуа, Александр Николаевич|Александр Бенуа]]''' – художник, историк искусства и художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «[[rwp:Мир искусства (организация)|Мир искусства]]», автор масштабных трудов по истории русской и мировой живописи


<!--1906-->
<!--1906-->
Aleksej Remizov.jpg|'''[[rwp:Ремизов, Алексей Михайлович|Алексей Ремизов]]''' – писатель-«импрессионист» (символист), художник; автор произведений, в которых пытался переосмыслить фольклорные мотивы в модернистском ключе (''[http://azbyka.ru/fiction/posolon-remizov/ «Посолонь»]'', ''[http://azbyka.ru/fiction/limonar-sirech-lug-dukhovnyj/ «Лимонарь»]'' и т.д.); автор романов, выражающих трагическое миросозерцание, близкое к философии экзистенциализма (''[http://azbyka.ru/fiction/prud/ «Пруд»]'', ''[http://rvb.ru/remizov-2/ss10/01text/vol_4/291.htm «Часы»]'')
Aleksej Remizov.jpg|'''[[rwp:Ремизов, Алексей Михайлович|Алексей Ремизов]]''' – писатель-«импрессионист» (символист), художник; автор произведений, в которых пытался переосмыслить фольклорные мотивы в модернистском ключе (''[http://azbyka.ru/fiction/posolon-remizov/ «Посолонь»]'', ''[http://azbyka.ru/fiction/limonar-sirech-lug-dukhovnyj/ «Лимонарь»]'' и т.д.); автор романов, выражающих трагическое миросозерцание, близкое к философии экзистенциализма (''[http://azbyka.ru/fiction/prud/ «Пруд»]'', ''[http://rvb.ru/remizov-2/ss10/01text/vol_4/291.htm «Часы»]'')


<!--1907-->
<!--1907-->
Строка 745: Строка 735:


SimonDubnow.jpg|'''[[rwp: Дубнов, Семён Маркович|Семён Дубнов]]''' – один из создателей научной истории [[rwp:Евреи|евреев]] в России и в мире, автор фундаментального труда «Всемирная история еврейского народа», идеолог [[ewp:Jewish Autonomism|еврейского автономизма]]
SimonDubnow.jpg|'''[[rwp: Дубнов, Семён Маркович|Семён Дубнов]]''' – один из создателей научной истории [[rwp:Евреи|евреев]] в России и в мире, автор фундаментального труда «Всемирная история еврейского народа», идеолог [[ewp:Jewish Autonomism|еврейского автономизма]]


Nomto_Ochirov.jpg|'''[[rwp:Очиров, Номто Очирович|Номто Очиров]]''' – записал со слов сказителя [[rwp:Ээлян Овла|Ээляна Овла]] калмыцкий эпос [[rwp:Джангар (эпос)|Джангар]]
Nomto_Ochirov.jpg|'''[[rwp:Очиров, Номто Очирович|Номто Очиров]]''' – записал со слов сказителя [[rwp:Ээлян Овла|Ээляна Овла]] калмыцкий эпос [[rwp:Джангар (эпос)|Джангар]]


<!--1909-->
<!--1909-->
Владимир Богораз.jpg|'''[[rwp:Богораз, Владимир Германович|Владимир Богораз]]''' – прозаик и поэт, лингвист и этнограф, крупнейший [[rwp:Северовед|северовед]], исследователь [[rwp:Чукчи|чукчей]], [[rwp:Коряки|коряков]], [[rwp:Ительменов|ительменов]], [[rwp:Эскимосы|эскимосов]], [[rwp:Эвенки|эвенков]], [[rwp:Юкагиры|юкагиров]] и их языков; основал [[rwp:Институт народов Севера|Институт народов Севера]] и [[rwp:Государственный музей истории религии|Музей истории религии]], автор книги ''«Чукотские рассказы»'', автор повести из жизни первобытных людей ''«Жертвы дракона»'', ставшей одним из первых в русской литературе произведений в жанре фэнтези.
Владимир Богораз.jpg|'''[[rwp:Богораз, Владимир Германович|Владимир Богораз]]''' – прозаик и поэт, лингвист и этнограф, крупнейший [[rwp:Северовед|северовед]], исследователь [[rwp:Чукчи|чукчей]], [[rwp:Коряки|коряков]], [[rwp:Ительменов|ительменов]], [[rwp:Эскимосы|эскимосов]], [[rwp:Эвенки|эвенков]], [[rwp:Юкагиры|юкагиров]] и их языков; основал [[rwp:Институт народов Севера|Институт народов Севера]] и [[rwp:Государственный музей истории религии|Музей истории религии]], автор книги ''«Чукотские рассказы»'', автор повести из жизни первобытных людей ''«Жертвы дракона»'', ставшей одним из первых в русской литературе произведений в жанре фэнтези.


<!--1914-->
<!--1914-->


Бакст Леон. Андрей Белый.jpg|'''[[rwp:Андрей Белый|Андрей Белый]]''' – писатель, поэт, критик; в своей поэзии выступал за перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции, чем породил жанр литературной «симфонии» (''[http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0350.shtml «Cимфония»]'', ''[http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0370.shtml «Возврат»]'' и т.д.); автор романа сатирико-символического ''[[rwp:Петербург (роман)|«Петербург»]]'', признанного одной из вершин прозы русского символизма и модернизма в целом
Бакст Леон. Андрей Белый.jpg|'''[[rwp:Андрей Белый|Андрей Белый]]''' – писатель, поэт, критик; в своей поэзии выступал за перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции, чем породил жанр литературной «симфонии» (''[http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0350.shtml «Cимфония»]'', ''[http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0370.shtml «Возврат»]'' и т.д.); автор романа сатирико-символического ''[[rwp:Петербург (роман)|«Петербург»]]'', признанного одной из вершин прозы русского символизма и модернизма в целом
</gallery>
</gallery>



Версия от 02:42, 6 января 2022

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

«Бунташный век» (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Эпоха «окна в Европу» (конец XVII — начало XVIII века)

Реформы Петра I, вестернизация языка, ввод гражданского шрифта, начало высшего образования в Москве.

Российская Империя

Век классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Академическая эпоха (1720-е — 1760-е)

Основание Академии наук, начало силлабо-тонической поэзии, первый постоянный русский театр.

Эпоха «просвещённого абсолютизма» (1760-е — 1790-е)

Расцвет драмы и поэзии классицизма, начало массовой журналистики и светской философии.

Золотой век (первая половина XIX века)

Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е)

Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, «облегчение» русской поэзии.

Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е)

Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.

Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века)

Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.

Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е)

Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии».

Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е)

Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.

Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е)

Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, эпоха революций, символизм, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Эпоха символизма (1890-е — 1910-е)

Религиозно-философский ренессанс, массовые энциклопедические издания, поэзия и проза символизма.

Эпоха авангардизма (1910-е — 1920-е)

Авангардная поэзия (футуризм, акмеизм, имажинизм), расцвет журнальной сатиры, революция 1917 года.

Россия XX—XXI веков

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.