Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 752: Строка 752:
Igor_Severyanin_1915.jpg|'''[[rwp:Северянин, Игорь|{{abbr|Игорь Северянин|Игорь Васильевич Лотарёв|0}}]]''' – поэт; для ранней поэзии Северянина характерен интерес словотворчеству и словесной игре, обращение к редким стихотворным формам и изобретение новых (сборники ''[[rws:Игорь Северянин#Златолира (1914)|«Златолира»]]'', ''[[rws:Игорь Северянин#Ананасы в шампанском. Поэзы (1915)|«Ананасы в шампанском»]]'' и др.); Стихи Северянина положены на музыку А. Н. Вертинским, С. В. Рахманиновым и др.<!--Igor Severyanin.jpg-->
Igor_Severyanin_1915.jpg|'''[[rwp:Северянин, Игорь|{{abbr|Игорь Северянин|Игорь Васильевич Лотарёв|0}}]]''' – поэт; для ранней поэзии Северянина характерен интерес словотворчеству и словесной игре, обращение к редким стихотворным формам и изобретение новых (сборники ''[[rws:Игорь Северянин#Златолира (1914)|«Златолира»]]'', ''[[rws:Игорь Северянин#Ананасы в шампанском. Поэзы (1915)|«Ананасы в шампанском»]]'' и др.); Стихи Северянина положены на музыку А. Н. Вертинским, С. В. Рахманиновым и др.<!--Igor Severyanin.jpg-->


Николай Александрович Бердяев.jpg|'''[[rwp:Бердяев, Николай Александрович|Николай Бердяев]]''' — философ, крупнейший представитель русского [[rwp:Экзистенциализм|экзистенциализмa]] и [[rwp:Персонализм (этика)|персонализма]], автор оригинальной концепции философии свободы, разработчик концепции [[rwp:Новое средневековье|нового средневековья]]; семь раз номинирован на [[rwp:Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]


<!--1912-->
<!--1912-->
Строка 759: Строка 758:
Анна Ахматова. Худ. Н. Альтман.jpg|'''[[rwp:Анна Ахматова|Анна Ахматова]]''' – поэт, переводчица и литературовед; автор стихов, в которых психологизм сочетался с песенным ладом, а образ лиричной героини наделен силой духа и готовностью преодолеть все выпадающие на её долю испытания (сборники ''[[rws:Вечер (Ахматова)|«Вечер»]]'', ''[[rws:Чётки (Ахматова)|«Чётки»]]'')<!--Kuzma Petrov-Vodkin. Portrait of Anna Akhmatova. 1922.jpg Olga_kardovskaya_portret_ahmatovoy_1914_szh_16.jpg-->
Анна Ахматова. Худ. Н. Альтман.jpg|'''[[rwp:Анна Ахматова|Анна Ахматова]]''' – поэт, переводчица и литературовед; автор стихов, в которых психологизм сочетался с песенным ладом, а образ лиричной героини наделен силой духа и готовностью преодолеть все выпадающие на её долю испытания (сборники ''[[rws:Вечер (Ахматова)|«Вечер»]]'', ''[[rws:Чётки (Ахматова)|«Чётки»]]'')<!--Kuzma Petrov-Vodkin. Portrait of Anna Akhmatova. 1922.jpg Olga_kardovskaya_portret_ahmatovoy_1914_szh_16.jpg-->


Tsvetaeva.jpg|'''[[rwp:Цветаева, Марина Ивановна|Марина Цветаева]]''' – поэт, прозаик, переводчик; основные темы стихов Цветаевой это любовь, поэзия и Россия, о которых рассказано через сочетание фольклорных жанров с разговорными интонациями, «высокой» лексики с простонародной (''[[rws:Прохожий (Цветаева)|«Идёшь, на меня похожий…»]]'', ''[[rws:Моим стихам, написанным так рано (Цветаева)|«Моим стихам, написанным так рано»]]'', ''[http://www.culture.ru/poems/36102/mne-nravitsya-chto-vy-bolny-ne-mnoi «Мне нравится, что Вы больны не мной»]'');


<!--1912-13-->
<!--1912-13-->
Nesterov_Florensky_Bulgakov.jpg|'''[[rwp:Флоренский, Павел Александрович|Павел Флоренский]]''' и '''[[rwp:Булгаков, Сергей Николаевич|Сергей Булгаков]]''' — крупнейшие русские религиозные философы первой половины XX века, внесли значительный вклад в учение [[rwp:Софиология|софиологии]]
Тэффи. Обложка книги Дым без огня.jpg|'''[[rwp:Тэффи|Надежда Тэффи]]''' – писательница и поэтесса, мемуаристка; автор сборников стихов (''[[rws:Семь огней (сборник)|«Семь огней»]]'', ''[[rws:Юмористические рассказы. Том 1 (сборник)|«Юмористические рассказы»]]''), которые прославили её как мастер короткого рассказа, остроумного и тонкого сатирика, иронично описывающего пошлость жизни; в эмиграции издавала сборники стихов (''[[rwp:Passiflora (сборник)|«Passiflora»]]'' и др.), отражающих подавленность, тоску и растерянность через символические образы карлика, горбуна и т.д.
 
 
Аверченко, Аркадий Тимофеевич.jpg|'''[[rwp:Аверченко, Аркадий Тимофеевич|Аркадий Аверченко]]''' – писатель, сатирик, драматург; автор юмористических рассказов, в которых активно использовалось утрирование, вплоть до полнейшего абсурда (сборники ''[[rws:Рассказы для выздоравливающих (сборник)|«Рассказы для выздоравливающих»]]'' и ''[[rws:Круги по воде (сборник)|«Круги по воде»]]'' и др.); Октябрьскую революцию Аверченко не принял, что выразилось в его сборнике памфлетов ''[[rws:Дюжина ножей в спину революции (Аверченко)|«Дюжина ножей в спину революции»]]''<!--Averchenko.jpg-->
 
Marina_Tsvetaeva_by_Max_Voloshin_1911.jpeg|'''[[rwp:Цветаева, Марина Ивановна|Марина Цветаева]]''' – поэт, прозаик, переводчик; основные темы стихов Цветаевой это любовь, поэзия и Россия, о которых рассказано через сочетание фольклорных жанров с разговорными интонациями, «высокой» лексики с простонародной (''[[rws:Прохожий (Цветаева)|«Идёшь, на меня похожий…»]]'', ''[[rws:Моим стихам, написанным так рано (Цветаева)|«Моим стихам, написанным так рано»]]'', ''[http://www.culture.ru/poems/36102/mne-nravitsya-chto-vy-bolny-ne-mnoi «Мне нравится, что Вы больны не мной»]'')<!--M.Tsvetaeva by M.Nakhman (1913).jpg-->
 


Teffi Choumoff.jpg|'''[[rwp:Тэффи|Надежда Тэффи]]''' – писательница и поэтесса, мемуаристка; автор сборников стихов (''[[rws:Семь огней (сборник)|«Семь огней»]]'', ''[[rws:Юмористические рассказы. Том 1 (сборник)|«Юмористические рассказы»]]''), которые прославили её как мастер короткого рассказа, остроумного и тонкого сатирика, иронично описывающего пошлость жизни; в эмиграции издавала сборники стихов (''[[rwp:Passiflora (сборник)|«Passiflora»]]'' и др.), отражающих подавленность, тоску и растерянность через символические образы карлика, горбуна и т.д.
Николай Александрович Бердяев.jpg|'''[[rwp:Бердяев, Николай Александрович|Николай Бердяев]]''' — философ, крупнейший представитель русского [[rwp:Экзистенциализм|экзистенциализмa]] и [[rwp:Персонализм (этика)|персонализма]], автор оригинальной концепции философии свободы, разработчик концепции [[rwp:Новое средневековье|нового средневековья]]; семь раз номинирован на [[rwp:Нобелевская премия по литературе|Нобелевскую премию по литературе]]


Kustodiev Voloshin.jpg|'''[[rwp:Волошин, Максимилиан Александрович|Максимилиан Волошин]]''' – поэт, критик, художник; в поэзии тяготел к мистике и «научной поэзии» из-за увлечения масонством и теософией (сборник ''[[rws:Максимилиан Александрович Волошин/Годы странствий|«Годы странствий»]]'' и др.); автор критических статей западно-европейской и русской культуре 1900-1910-х гг. (часть из них вошли в книгу ''[http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_0500.shtml «Лики творчества»]'')
Kustodiev Voloshin.jpg|'''[[rwp:Волошин, Максимилиан Александрович|Максимилиан Волошин]]''' – поэт, критик, художник; в поэзии тяготел к мистике и «научной поэзии» из-за увлечения масонством и теософией (сборник ''[[rws:Максимилиан Александрович Волошин/Годы странствий|«Годы странствий»]]'' и др.); автор критических статей западно-европейской и русской культуре 1900-1910-х гг. (часть из них вошли в книгу ''[http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_0500.shtml «Лики творчества»]'')
Строка 785: Строка 789:
Трубецкой, Евгений Николаевич.jpg|'''[[rwp:Трубецкой, Евгений Николаевич|Евгений Трубецкой]]''' — философ и правовед, один из главных теоретиков [[rwp:Всеединство|всеединства]], автор знаменитых [http://www.vtoraya-literatura.com/pdf/trubetskoy_umozrenie_v_kraskakh_1965_text.pdf очерков о русской иконе], возродивших утраченное в Новое Время философское осмысление иконописи
Трубецкой, Евгений Николаевич.jpg|'''[[rwp:Трубецкой, Евгений Николаевич|Евгений Трубецкой]]''' — философ и правовед, один из главных теоретиков [[rwp:Всеединство|всеединства]], автор знаменитых [http://www.vtoraya-literatura.com/pdf/trubetskoy_umozrenie_v_kraskakh_1965_text.pdf очерков о русской иконе], возродивших утраченное в Новое Время философское осмысление иконописи


Vasily Rosanov by Ivan Parkhomenko 1909.jpg|'''[[rwp:Розанов, Василий Васильевич|Василий Розанов]]''' – философ, литературный критик и публицист; в основе творчества Розанова была тема пола как некой величины влияющей на развитие истории и общества (''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1899_sumerki_prosveshenia.shtml «Сумерки просвещения»]'', ''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1901_v_mire_neyasnogo.shtml «В мире неясного и нерешённого»]'' и др.); ввел в свои книги диалогическое начало в форме размещенных в них писем и статей как сторонников, так и противников, окружая их своими комментариями
Nesterov_Florensky_Bulgakov.jpg|'''[[rwp:Флоренский, Павел Александрович|Павел Флоренский]]''' и '''[[rwp:Булгаков, Сергей Николаевич|Сергей Булгаков]]''' — крупнейшие русские религиозные философы первой половины XX века, внесли значительный вклад в учение [[rwp:Софиология|софиологии]]
 
 




Аверченко, Аркадий Тимофеевич.jpg|'''[[rwp:Аверченко, Аркадий Тимофеевич|Аркадий Аверченко]]''' – писатель, сатирик, драматург; автор юмористических рассказов, в которых активно использовалось утрирование, вплоть до полнейшего абсурда (сборники ''[[rws:Рассказы для выздоравливающих (сборник)|«Рассказы для выздоравливающих»]]'' и ''[[rws:Круги по воде (сборник)|«Круги по воде»]]'' и др.); Октябрьскую революцию Аверченко не принял, что выразилось в его сборнике памфлетов ''[[rws:Дюжина ножей в спину революции (Аверченко)|«Дюжина ножей в спину революции»]]''<!--Averchenko.jpg-->
Vasily Rosanov by Ivan Parkhomenko 1909.jpg|'''[[rwp:Розанов, Василий Васильевич|Василий Розанов]]''' – философ, литературный критик и публицист; в основе творчества Розанова была тема пола как некой величины влияющей на развитие истории и общества (''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1899_sumerki_prosveshenia.shtml «Сумерки просвещения»]'', ''[http://az.lib.ru/r/rozanow_w_w/text_1901_v_mire_neyasnogo.shtml «В мире неясного и нерешённого»]'' и др.); ввел в свои книги диалогическое начало в форме размещенных в них писем и статей как сторонников, так и противников, окружая их своими комментариями


<!--1918-->
<!--1918-->

Версия от 02:45, 7 января 2022

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

«Бунташный век» (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Эпоха «окна в Европу» (конец XVII — начало XVIII века)

Реформы Петра I, вестернизация языка, ввод гражданского шрифта, начало высшего образования в Москве.

Российская Империя

Век классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Академическая эпоха (1720-е — 1760-е)

Основание Академии наук, начало силлабо-тонической поэзии, первый постоянный русский театр.

Эпоха «просвещённого абсолютизма» (1760-е — 1790-е)

Расцвет драмы и поэзии классицизма, начало массовой журналистики и светской философии.

Золотой век (первая половина XIX века)

Эпоха сентиментализма (1790-е — 1810-е)

Сентиментализм, эстетизация русского литературного языка, «облегчение» русской поэзии.

Эпоха романтизма (1810-е — 1840-е)

Война 1812 года, создание современного русского литературного языка, Золотой век поэзии, романтизм.

Эпоха реализма (середина — вторая половина XIX века)

Великие реформы и контрреформы, расцвет русской прозы, «народная литература», реализм.

Эпоха за́падников и славянофилов (1840-е — 1850-е)

Славянофильство и за́падничество, расцвет критики, поворот к реализму, «Позолоченный век поэзии».

Эпоха либерализма (1850-е — 1870-е)

Великие реформы Александра II, расцвет русского романа, «высокий реализм», народничество, либерализм.

Эпоха консерватизма (1870-е — 1890-е)

Консерватизм, панславизм, контрреформы Александра III, расцвет русской новеллы (рассказа).

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, эпоха революций, символизм, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Эпоха символизма (1890-е — 1910-е)

Религиозно-философский ренессанс, массовые энциклопедические издания, поэзия и проза символизма.

Эпоха авангардизма (1910-е — 1920-е)

Авангардная поэзия (футуризм, акмеизм, имажинизм), расцвет журнальной сатиры, революция 1917 года.

Россия XX—XXI веков

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.