Знаменитые писатели и поэты России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(+6 человек)
(+3 человека)
Строка 399: Строка 399:
Ulyanov 1.jpg|'''[[rwp:Бальмонт, Константин Дмитриевич|Константин Бальмонт]]''' – поэт, прозаик, критик; лирику Бальмонта отличала способность фиксировать мгновенные переживания, мастерское владение сложными формами стиха и фонетическое богатство (''[[rws:У чудищ (Бальмонт)|«У чудищ»]]'', ''[[rws:Снежинка (Бальмонт)|«Снежинка»]]'' и др.)
Ulyanov 1.jpg|'''[[rwp:Бальмонт, Константин Дмитриевич|Константин Бальмонт]]''' – поэт, прозаик, критик; лирику Бальмонта отличала способность фиксировать мгновенные переживания, мастерское владение сложными формами стиха и фонетическое богатство (''[[rws:У чудищ (Бальмонт)|«У чудищ»]]'', ''[[rws:Снежинка (Бальмонт)|«Снежинка»]]'' и др.)
Бакст Леон. Андрей Белый.jpg|'''[[rwp:Андрей Белый|{{abbr|Андрей Белый|Борис Николаевич Бугаев|0}}]]''' – писатель, поэт, критик; в своей поэзии выступал за перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции, чем породил жанр литературной «симфонии» (''[http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0350.shtml «Cимфония»]'', ''[http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0370.shtml «Возврат»]'' и т.д.); автор романа сатирико-символического ''[[rwp:Петербург (роман)|«Петербург»]]'', признанного одной из вершин прозы русского символизма и модернизма в целом
Бакст Леон. Андрей Белый.jpg|'''[[rwp:Андрей Белый|{{abbr|Андрей Белый|Борис Николаевич Бугаев|0}}]]''' – писатель, поэт, критик; в своей поэзии выступал за перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции, чем породил жанр литературной «симфонии» (''[http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0350.shtml «Cимфония»]'', ''[http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_0370.shtml «Возврат»]'' и т.д.); автор романа сатирико-символического ''[[rwp:Петербург (роман)|«Петербург»]]'', признанного одной из вершин прозы русского символизма и модернизма в целом
Andreyev by Repin.jpg|'''[[rwp:Андреев, Леонид Николаевич|Леонид Андреев]]''' – писатель, прозаик, драматург; автор произведений, имеющих напряженный психологизм повествования и точность в выборе общественно значимой проблематики (''[[rws:Кусака (Андреев)|«Кусака»]]'', ''[[rws:Красный смех (Андреев)|«Красный смех»]]'' и т.д.); в драматургии экспериментировал с постановкой пьес, стремясь заменить традиционное жизнеподобие символически насыщенным условным сюжетом (''[[rws:Жизнь человека (Андреев)|«Жизнь человека»]]'', ''[[rws:Царь Голод (Андреев)|«Царь Голод»]]'' и т.д.)
Kuprin.jpg|'''[[rwp:Куприн, Александр Иванович|Александр Куприн]]''' – писатель, прозаик, переводчик; автор знаменитой повести ''[[rws:Поединок (Куприн)|«Поединок»]]'', в которой суровая картина армейского быта сопровождается размышлениями об абсурдности существующего миропорядка; лирический герой Куприна – человек с тонкой душевной организацией, не выдерживающий столкновения с социальной действительностью 1890-х гг. и испытания большим чувством (''[[rws:Олеся (Куприн)|«Олеся»]]'', ''[[rws:Гранатовый браслет (Куприн)|«Гранатовый браслет»]]'' и т.д.)
Ivan Bunin (sepia).jpg|'''[[rwp:Бунин, Иван Алексеевич|Иван Бунин]]''' – писатель, поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе (1933); автор романа ''[[rwp:Жизнь Арсеньева|«Жизнь Арсеньева»]]'', повестей ''[[rwp:Суходол (повесть)|«Суходол»]]'', ''[[rwp:Деревня (повесть, 1910)|«Деревня»]]'', ''[[rwp:Митина любовь|«Митина любовь»]]'', рассказа ''[[rwp:Господин из Сан-Франциско|«Господин из Сан-Франциско»]]'' и многих других; в творчестве Бунина ярко проявлялась тема неустранимого трагизма, вызванного осознание бренности людского бытия и утверждение метафизической природы социальных противоречий
</gallery>
</gallery>



Версия от 02:33, 12 декабря 2021

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Редколлегия журнала «Современник» (основан Александром Пушкиным в 1836 году) на 20-летие журнала в 1856 году: писатели Иван Гончаров, Иван Тургенев, Лев Толстой, Дмитрий Григорович, Александр Дружинин и Александр Островский

Здесь собран список знаменитых писателей, поэтов, драматургов, публицистов и переводчиков России за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

В список включены жители России, СССР или Руси вне зависимости от этнической принадлежности, как рождённые на территории России, так и приехавшие из других стран и проведшие в России значительную часть жизни. Также включены некоторые жители соседних стран, сделавшие большой вклад в развитие русского языка и литературы.

Характер и уровень достижений, достаточных для включения человека в этот список, можно определить лишь приблизительно. Ориентировочные критерии:

  • исключительно важная роль в развитии литературы России;
  • наличие достижений мирового уровня (известнейшие сочинения, новые литературные жанры и приёмы);
  • высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).

Древняя Русь

Эпоха основания и Крещения (IX, X — начало XI века)

Появление славянской азбуки, Крещение Руси (988), начало распространения грамотности.

Золотой век Киева (XI — начало XII века)

Первые русские литературные произведения, начало летописания, расцвет культуры в Киеве.

Эпоха «раздора Руси» (XII век)

Распад Руси, развитие литературы и летописания отдельных земель, призывы к единству.[4]

Эпоха «погибели Русской земли» (XIII век)

Переживание взятия Царьграда латинянами (1204), монгольское нашествие и иго.

Московская Русь

Эпоха возрождения Руси (XIV век)

Москва — культурная столица, начало золотого века монашества, южнославянское влияние.

Эпоха «ожидания конца света» (XV век)

Переживание падения Царьграда, ожидание конца света в 7000-м (1492) году, объединение России.

Эпоха «Третьего Рима» (XVI век)

«Москва — Третий Рим», прославление православного царства, первые книгопечатники.

Бунташный век (XVII век)

Смутное время, начало массового книгопечатания, «книжная справа», церковный раскол.

Петровская эпоха (конец XVII — начало XVIII века)

Начало высшего образования в России, петровские реформы, «окно в Европу».

Российская Империя

Эпоха классицизма (XVIII век)

Эпоха Просвещения, классицизм, начало современной русской поэзии, драмы и журналистики.

Золотой век (первая половина XIX века)

Сентиментализм, романтизм, создание русского литературного языка, Золотой век поэзии.

Эпоха реализма (вторая половина XIX века)

Великие реформы, народничество, расцвет русского романа, реализм, консерватизм.

Серебряный век (конец XIX — начало XX века)

Расцвет русской философии, космизм, революция, Русский авангард, Серебряный век поэзии.

Россия XX—XXI веков

Эпоха соцреализма (1920-е — 1950-е)

Соцреализм, военная лирика и проза, расцвет песенной поэзии, литература русской эмиграции.

Бронзовый век (1950-е — 1980-е)

Кинолирика, шестидесятники, деревенщики, барды, расцвет фантастики и детской литературы.

Современность (1990-е — настоящее время)

Русский рок, сюрреализм, детективы, фэнтези, (альтернативно-)историческая проза.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Стемид указана в конце списка послов как договора 907, так и договора 911 годов; в этом имени видят южнославянские корни, при этом известно, что переводчиками (толмачами) во время похода Олега на Царьград 907 года служили восточные славяне тиверцы, соседствовавшие с южными славянами.
  2. Также, возможно, Григорий Ильинский участвовал в подписании договора 944 года
  3. По разным источникам, первым митрополитом был либо Михаил I Сирин, либо Леонтий, либо Феофилакт.
  4. По словам новгородского летописца в 1134 году: «И раздрася вся земля Русская».*
  5. Единственный Синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода был первоначально завершён в 1330 году, но потом продолжен дополнительными записями в 1350-е, что соответствует времени первого и второго епископства Моисея в Новгороде.
  6. В.Е. Хализев, филолог и исследователь литературы, дал следующее толкование «лишнему человеку»[1][2]: другой персональный ряд составили герои, которые претендуют на статус личности, но не реализуются в качестве таковых, хотя и обладают яркими задатками, широкими возможностями (так называемые «лишние люди» от Онегина до Версилина).