(не показано 18 промежуточных версий этого же участника)
[[Файл:Коридор здания 12 коллегий.jpg|thumb|300px|Коридор с портретами знаменитых учёных в здании Двенадцати коллегий (главное здание Санкт-Петербургского государственного университета).]]
[[Файл:Великие русские учёные. 1946. Из серии плакатов «Великие русские люди» (1946-1951).jpg|thumb|450px|Великие русские учёные. 1946. Из серии плакатов «Великие русские люди» (1946-1951)]]
[[Файл:Коридор здания 12 коллегий.jpg|thumb|450px|Коридор с портретами знаменитых учёных в здании Двенадцати коллегий (главное здание Санкт-Петербургского государственного университета).]]
Здесь собран '''список знаменитых учёных и философов [[Россия|России]]''' за всю её историю, включая Древнюю Русь, Великое Княжество Московское, Царство Русское, Российскую Империю, Советский Союз и Российскую Федерацию.

* наличие достижений мирового уровня (в зависимости от рода деятельности);
* высочайший уровень «известности» (упоминаемости в СМИ, учебниках, в произведениях современной культуры) — является дополнительным, но не обязательным критерием (многие важнейшие по факту деятели остаются малоизвестными публике).
Некоторые знаменитые учёные, известные в большей мере как изобретатели и путешественники, перечислены в статьях [[Знаменитые изобретатели и инженеры России]] и [[Знаменитые первооткрыватели и путешественники России]].

== Учёные и философы ==

=== Математики и механики ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Кирик Новгородец.jpg|'''[[rwp:Кирик Новгородец|Кирик Новгородец]]''' — математик, писатель, летописец и музыкант XII века; автор первого русского математического и астрономического трактата «Учение о числах»; рассчитал мельчайший воспринимаемый отрезок времени<!--, ближе всех средневековых математиков рассчитал мельчайший отрезок времени, воспринимаемый сознанием Летописец. Худ. Новосельцев А. Н. (фрагмент).jpg-->
Фрагмент заставки «Храм мудрости» из Арифметики Магницкого (издание 1703 года).jpg|'''[[rwp:Магницкий, Леонтий Филиппович|Леонтий Магницкий]]''' — автор первой в России учебной энциклопедии по математике — популярнейшего русского учебника XVIII века («Арифметика» Магницкого); впервые ввёл множество математических терминов на русском языке<!--Михаил_Леонтьевич_Магницкий.jpg<ref>На портрете изображён Михаил Леонтьевич Магницкий — потомок знаменитого математика Леонтия Магницкого.</ref>-->

=== Астрономы и астрофизики ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Афанасий (Любимов) и Яков Брюс.jpg|'''[[rwp:Афанасий (Любимов)|Афанасий Холмогорский]]''' и '''[[rwp:Брюс, Яков Вилимович|Яков Брюс]]''' — основали первые в России астрономические обсерватории (в [[rwp:Спасо-Преображенский собор (Холмогоры)|Холмогорском Спасо-Преображенском монастыре]] и в [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1700-1711)#.D0.A8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0_.D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D1.85_.D0.B8_.D0.BD.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.B3.D0.B0.D1.86.D0.BA.D0.B8.D1.85_.D0.BD.D0.B0.D1.83.D0.BA|Школе математических и навигацких наук]] на [[Крупные_российские_проекты_(Пётр_I,_1700-1711)#.D0.A1.D1.83.D1.85.D0.B0.D1.80.D0.B5.D0.B2.D0.B0_.D0.B1.D0.B0.D1.88.D0.BD.D1.8F_.D0.B2_.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.B2.D0.B5|Сухаревой башне]])<!--Яков_Брюс.jpg-->
Ломоносов с телескопом.jpg|'''[[rwp:Ломоносов, Михаил Васильевич|Михаил Ломоносов]]''' — изобрёл внеосевой телескоп-рефлектор и [[rwp:Явление Ломоносова|открыл]] с его помощью [[rwp:Атмосфера Венеры|атмосферу Венеры]] (первое открытие атмосферы на другой планете); создал первую научную теорию атмосферного электричества
Николай_Черных.jpg|'''[[rwp:Черных, Николай Степанович|Николай Черных]]''' — открыл 537 астероидов (в том числе [[rwp:Троянские астероиды Юпитера|троянский астероид]] [[ewp:2207 Antenor|2207 Антенор]]) и две периодических кометы ([[rwp:74P/Смирновой — Черных|74P/Смирновой — Черных]] и [[rwp:101P/Черных|101P/Черных]])
Людмила_Черных.jpg|'''[[rwp:Черных, Людмила Ивановна|Людмила Черных]]''' — жена Николая Черных, открыла 267 астероидов (второе место в мире по числу открытых малых планет среди женщин-астрономов)
Николай Кардашёв.jpg|'''[[rwp:Кардашев, Николай Семёнович|Николай Кардашев]]''' — создатель [[rwp:Шкала Кардашева|шкалы Кардашева]] для измерения уровня технологического развития цивилизации, открыл анизотропию [[rwp:Реликтовое излучение|реликтового излучения]] [http://rus-eng.org/invention/Anizotropiya%20kosmicheskogo%20fonovogo%20izlucheniya.htm *]
Николай Кардашёв.jpg|'''[[rwp:Кардашев, Николай Семёнович|Николай Кардашев]]''' — создатель [[rwp:Шкала Кардашева|шкалы Кардашева]] для измерения уровня технологического развития цивилизации, один из авторов открытия анизотропии [[rwp:Реликтовое излучение|реликтового излучения]] [http://rus-eng.org/invention/Anizotropiya%20kosmicheskogo%20fonovogo%20izlucheniya.htm *]
Andrey Linde.jpg|'''[[rwp:Линде, Андрей Дмитриевич|Андрей Линде]]''' — создатель [[rwp:Хаотическая теория инфляции|хаотической теории инфляции]] Вселенной, дающей простое объяснение инфляции с помощью осциллирующего скалярного поля
Sunyaev.jpg|'''[[rwp:Сюняев, Рашид Алиевич|Рашид Сюняев]]''' — соавтор открытия [[rwp:Эффект Сюняева — Зельдовича|эффекта Сюняева — Зельдовича]] (изменения интенсивности [[rwp:Реликтовое излучение|реликтового радиоизлучения]]), впервые обнаружил жёсткое рентгеновское излучение от новых и сверхновых

=== Физики ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Daniel_Bernoulli.jpg|'''[[rwp:Бернулли, Даниил|Даниил Бернулли]]''' — один из основателей математической физики, [[rwp:Молекулярно-кинетическая теория|кинетической теории газов]] и гидродинамики; автор [[rwp:Закон Бернулли|закона Бернулли]] и гипотезы о движении молекул как причине давления газа
Mikhail_Lomonosov.JPG|'''[[rwp:Ломоносов, Михаил Васильевич|Михаил Ломоносов]]''' — основал физическую химию, автор [[rwp:Корпускулярно-кинетическая теория М. В. Ломоносова|корпускулярно-кинетической теории тепла]] и ранней формулировки [[rwp:Закон сохранения массы|закона сохранения материи]], опроверг теорию [[rwp:Флогистон|флогистона]]; впервые получил твёрдую ртуть

=== Химики и материаловеды ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Ломоносов за работой.jpg|'''[[rwp:Ломоносов, Михаил Васильевич|Михаил Ломоносов]]''' — создал химическую лабораторию Академии наук, основал [[rwp:Физическая химия|физическую химию]] и [[rwp:Наука о стекле в творчестве М. В. Ломоносова|науку о стекле]], возродил искусство [[rwp:Смальта|смальты]]; один из создателей русского фарфора; опроверг теорию [[rwp:Флогистон|флогистона]]; впервые получил твёрдую ртуть
Ловиц_Товий_Егорович.jpg|'''[[rwp:Ловиц, Товий Егорович|Товий Ловиц]]''' — открыл явление адсорбции углём и внедрил его в практику ([[rwp:Активированный уголь|активированный уголь]] и угольная очистка спирта), изобрёл охлаждающие смеси, открыл пересыщение и переохлаждение растворов и [[ewp:Crystal growth|выращивание кристаллов]]

=== Геологи и минералоги ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Нахождение серебра на Цильме, ЛЛС, 1499 (фрагмент).jpg|'''[http://novlenskoe.prihod.ru/znaete_li_vy_chto.../view/id/1141547 Мануил Илариев, мастера Виктор и Иван]''' — при Иване III обнаружили в Печорском крае месторождение [[rwp:Закамское серебро|закамского серебра]] и устроили первые в истории России серебряные и медные рудники с первым медеплавильным заводом ([[Крупные_российские_проекты_(Иван_III,_1462-1505)#.D0.A6.D0.B8.D0.BB.D0.B5.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D1.80.D1.83.D0.B4.D0.BD.D0.B8.D0.BA.D0.B8|Цилемские рудники]])
Памятник Фёдору Еремееву в Томске.JPG|'''[http://www.wikiznanie.ru/wikipedia/index.php/Еремеев,_Фёдор Фёдор Еремеев]''' — кузнец и рудознатец, обнаружил в Томском крае первую русскую железную руду в Сибири и построил первый сибирский железоделательный и литейный завод
''См. также: [[Знаменитые первооткрыватели и путешественники России]]''

<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Глеб Святославович в Новгороде.jpg|'''[[rwp:Глеб Святославич (князь новгородский)|Глеб Святославич]]''' — князь тмутараканский и новгородский, провёл первые известные на Руси геодезические и топографические работы, измерив ширину Керченского пролива ([[rwp:Тмутараканский камень|Тмутараканский камень]], 1068 г.)
Фёдор Годунов Художник И. Некрасов.jpg|'''[[rwp:Фёдор II Годунов|Фёдор II Годунов]]''' — Царь Всея Руси в 1605 году, один из первых русских картографов, автор [http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Fedor_chertezh.jpeg «Годуновской» карты России], получившей широкое распространение на Западе<!---->
Курбат Иванов.jpg|'''[[rwp:Иванов, Курбат Афанасьевич|Курбат Иванов]]''' — первооткрыватель Байкала, составитель первой карты Дальнего Востока России и первой карты района Берингова пролива
<!--Ерофей Хабаров.jpeg|'''[[rwp:Хабаров, Ерофей Павлович|Ерофей Хабаров]]''' — составил первую русскую карту Приамурья и начал его завоевание; построил первое промышленное предприятие в Восточной Сибири-->
Николай_Спафарий.jpg|'''[[rwp:Спафарий, Николай Гаврилович|Николай Спафарий]]''' — первым из русских послов прошёл в Китай через Приамурье, первым верно оценил глубину Байкала и оставил его подробное описание, первым сделал измерения широт в Сибири; автор первого русского учебника арифметики<!--первые сообщил о [[rwp:Древнетюркское руническое письмо|«енисейских надписях»]] [http://kronk.spb.ru/library/kyzlasov-lr-1962.htm *]-->

Monument to Semyon Remezov.jpg|'''[[rwp:Ремезов, Семён Ульянович|Семён Ремезов]]''' — исследователь и первый историк Сибири, автор [http://www.chronologia.org/rare/remezov/ «Чертежной книги Сибири»] — первого русского географического атласа; строитель Тобольского кремля — единственного каменного кремля Сибири
Владимир Атласов.jpg|'''[[rwp:Атласов, Владимир Васильевич|Владимир Атласов]]''' — присоединил к России Камчатку и составил её первую карту и описание, первооткрыватель Курильских островов; впервые доставил в Россию японца

Памятник Семёну Ремезову в Тобольске.jpg|'''[[rwp:Ремезов, Семён Ульянович|Семён Ремезов]]''' — исследователь и первый историк Сибири, автор [http://www.chronologia.org/rare/remezov/ «Чертежной книги Сибири»] — первого русского географического атласа; строитель Тобольского кремля — единственного каменного кремля Сибири

Александр Бекович-Черкасский.jpg|'''[[rwp:Бекович-Черкасский, Александр|Александр Бекович-Черкасский]]''' — автор первой инструментальной карты Каспийского моря, руководитель первых русских военных экспедиций в Среднюю Азию, основал первое укрепление на месте будущего [[rwp:Красноводск|Красноводска]]
Даниил Готлиб Мессершмидт.jpg|'''[[rwp:Мессершмидт, Даниэль Готлиб|Даниил Мессершмидт]]''' — глава первой научной экспедиции в Сибирь, ботаник и этнограф, первый научный исследователь Среднесебирского плоскогорья, составил первую карту горного дела в Сибири, основатель археологии в России, открыл сибирские [[rwp:Петроглифы|петроглифы]], впервые научно описал [[rwp:Вечная мерзлота|вечную мерзлоту]]
Кирилов Иван Кириллович.jpg|'''[[rwp:Кирилов, Иван Кириллович|Иван Кирилов]]''' — автор первого русского печатного атласа ([[rwp:Атлас Всероссийской империи|Атлас Всероссийской империи]]) с первой инструментальной картой всей страны, автор проекта [[rwp:Оренбургская экспедиция|Оренбургской экспедиции]], основал города Орск и Бузулук, автор первого экономико-географического описания России
Беринг и Чириков.jpg|'''[[rwp:Беринг, Витус Ионассен|Витус Беринг]]''' и '''[[rwp:Чириков, Алексей Ильич|Алексей Чириков]]''' — организаторы [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)#Великая северная экспедиция (окончание работ)|Великой Северной Экспедиции (крупнейшая экспедиция в истории)]]; основали Петропавловск-Камчатский, открыли Южную Аляску, Алеутские и Командорские острова
Михаил Спиридонович Гвоздев.jpg|'''[[rwp:Гвоздев, Михаил Спиридонович|Михаил Гвоздев]]''' — участник 1-й Камчатской экспедиции Беринга, первооткрыватель Аляски, автор первой инструментальной карты Охотского моря [http://www.booksite.ru/fulltext/russ_america/03_1.html *]
Великая Северная Экспедициия.jpg|'''[[rwp:Малыгин, Степан Гаврилович|Степан Малыгин]]''', '''[[rwp:Овцын, Дмитрий Леонтьевич|Дмитрий Овцын]]''', '''[[rwp:Челюскин, Семён Иванович|Семён Челюскин]]''', '''[[rwp:Лаптев, Харитон Прокофьевич|Харитон]]''' и '''[[rwp:Лаптев, Дмитрий Яковлевич|Дмитрий Лаптевы]]''' — руководители отрядов [[rwp:Великая Северная экспедиция|Великой Северной Экспедиции]], нанесли на карту  13&nbsp;000 км побережья Северного Ледовитого океана от Печоры до Колымы
Крашенинников.jpg|'''[[rwp:Крашенинников, Степан Петрович|Степан Крашенинников]]''' — ботаник и этнограф, участник Великой Северной Экспедиции, первый академический исследователь Камчатки, автор знаменитого [http://az.lib.ru/k/krasheninnikow_s_p/text_0050.shtml «Описания земли Камчатки»], впервые подробно исследовал географию и народы Камчатки; первый русский вулканолог
Делиль.jpg|'''[[rwp:Делиль, Жозеф Никола|Иосиф-Николай Делиль]]''' — создал сеть астропунктов для картографирования России, разработал [[rwp:Коническая проекция|коническую проекцию]] для [[rwp:Атлас Российский|первой академической карты России]]; основоположник астрономии и метеорологии в России<!--Joseph_Nicolas_Delisle_AGE_V11_1803.jpg-->
Mikhail Vasilyevich Lomonosov.jpg|'''[[rwp:Ломоносов, Михаил Васильевич|Михаил Ломоносов]]''' — создал первую научную теорию [[rwp:Атмосферное электричество|атмосферного электричества]], объяснил природу [[rwp:Полярное сияние|полярных сияний]], пионер [[rwp:Гляциология|гляциологии]], [http://pgbooks.ru/archive/blog/geoblog/kak-lomonosov-nashel-antarktidu/ предсказал и впервые научно обосновал существование Антарктиды], создал [http://www.spmi.ru/system/files/lib/biblio/karta_severnoy_polyarnoy_oblasti_sostavlennaya_m.v.l.jpg первую русскую циркумполярную карту]<!--, ввёл термины [[rwp:Экономическая география|«экономическая география»]] и [[rwp:Экономическая карта|«экономическая ландкарта»]]--> [http://www.ivki.ru/kapustin/journal/markin30.htm *]
Pallas Peter Simon.jpg|'''[[rwp:Паллас, Петер Симон|Пётр-Симон Паллас]]''' — натуралист и полимат, исследователь Сибири и Поволжья, пионер изучения Крыма, прошёл 23&nbsp;000 км в ходе сибирской экспедиции, впервые описал более 1000 видов растений животных, разработал методику академических экспедиций<!--Pallas Peter Simon 1741-1811.png-->
Иван Георги.jpg|'''[[rwp:Георги, Иоганн Готлиб|Иван Георги]]''' — натуралист, исследователь Сибири, Урала и Поволжья, автор первого сводного этнографического описания всех [[Народы России|народов России]] и 9-томного описания физической географии и природы России; автор гипотезы о тектоническом происхождении Байкала<!--Георги.jpg-->
Гавриил Сарычев.jpg|'''[[rwp:Сарычев, Гавриил Андреевич|Гавриил Сарычев]]''' — исследователь Охотского моря и Алеутских островов, первый русский прозаик-маринист, основоположник полярной археологии, первый руководитель [[rwp:Гидрографическая служба России|Гидрографической службы России]]
<!--Геденштром.jpg|'''[[rwp:Геденштром, Матвей Матвеевич|Матвей Геденштром]]''' — нанёс на карту и наименовал Новосибирские острова, впервые исследовал незамерзающую [[rwp:Великая Сибирская полынья|Великую Сибирскую полынью]]-->
Лисянский и Крузенштерн.jpg|'''[[rwp:Крузенштерн, Иван Фёдорович|Иван Крузенштерн]]''' и '''[[rwp:Лисянский, Юрий Фёдорович|Юрий Лисянский]]''' — командиры [[rwp:Первое русское кругосветное плавание|первого русского кругосветного мореплавания]], открыли ряд островов Тихого океана
Беллинсгаузен_и_Лазарев.jpg|'''[[rwp:Беллинсгаузен, Фаддей Фаддеевич|Фаддей Беллинсгаузен]]''' и '''[[rwp:Лазарев, Михаил Петрович|Михаил Лазарев]]''' — открыли Антарктиду, ее крупнейший остров (о-в Александра I), Антарктический полуостров и ряд островов Южного океана (в т.ч. остров Петра I)
Otto von Kotzebue - Forschungsreisender.jpg|'''[[rwp:Коцебу, Отто Евстафьевич|Отто Коцебу]]''' — участник первой русской кругосветки и командир еще двух; открыл более 400 островов в Тихом океане и часть побережья Аляски (включая [[rwp:Коцебу (залив)|залив Коцебу]])
Карл Бэр.jpg|'''[[rwp:Бэр, Карл Эрнст фон|Карл Бэр]]''' — географ, геолог и зоолог, сформулировал [[rwp:Закон Бэра|закон Бэра]] о формировании речных русел в разных полушариях, впервые провёл академическое исследование Новой Земли и ряда окраин Европейской России, первым описал [[rwp:Бэровские бугры|Бэровские бугры]]
Врангель, Фердинанд Петрович.jpg|'''[[rwp:Врангель, Фердинанд Петрович|Фердинанд Врангель]]''' — командир трёх кругосветных плаваний, правитель Русской Америки, нанёс на инструментальную карту последний неисследованный участок полярного побережья России (север Чукотки), предсказал открытие [[rwp:Остров Врангеля|острова Врангеля]]<!--Фердинанд Врангель.jpg Адмирал Врангель.jpg Ferdinand von Wrangel.jpg-->
Федор_Литке.jpg|'''[[rwp:Литке, Фёдор Петрович|Фёдор Литке]]''' — командир двух кругосветных плаваний, исследователь Арктики, открыл множество островов Тихого океана, первый подробно исследовал [[rwp:Каролинские острова|Каролинские острова]], первый руководитель [[rwp:Русское географическое общество|Русского географического общества]]; изобрёл самопишущий [[rwp:Мареограф|мареограф]]
Reyneke_face.jpg|'''[[rwp:Рейнеке, Михаил Францевич|Михаил Рейнеке]]''' — исследователь Белого и Баренцева морей, создатель [[rwp:Кронштадтский футшток|Кронштадтского футштока]] — исходной точки отсчёта нивелировочной сети для измерения высот и глубин в России
Лаврентий Загоскин.jpg|'''[[rwp:Загоскин, Лаврентий Алексеевич|Лаврентий Загоскин]]''' — исследователь Аляски, Алеутских островов и Калифорнии, составил первое подробное описание внутренних областей Аляски, открыл ряд рек и гор в долине Юкона
Middendorff1.jpg|'''[[rwp:Миддендорф, Александр Фёдорович|Александр Миддендорф]]''' — исследователь Сибири и Арктики, открыл [[rwp:Плато Путорана|плато Путорана]] и [[rwp:Нордкапское течение|Нордкапское течение]], основал [[rwp:Мерзлотоведение|мерзлотоведение]]; впервые дал академическое описание климата, зон растительности и северной границы вечной мерзлоты в Сибири<!--автор «закона Миддендорфа», объясняющего причины извилистости северной границы лесов-->
Семёнов-Тян-Шанский.jpg|'''[[rwp:Семёнов-Тян-Шанский, Пётр Петрович|Пётр Семёнов-Тян-Шанский]]''' — географ, ботаник, энтомолог и демограф, исследователь Тянь-Шаня и первооткрыватель его высшей точки (Хан-Тенгри), 40 лет руководил Русским географическим обществом, провёл [[rwp:Перепись населения Российской империи (1897)|первую всеобщую перепись населения в России]]
Пржевальский, Николай Михайлович.jpg|'''[[rwp:Пржевальский, Николай Михайлович|Николай Пржевальский]]''' — в ходе четырёх экспедиций прошёл около 40 000 км по неизученным районам Центральной Азии (Кунь-Лунь, Северный Тибет, пустыня Гоби), собрал огромные коллекции, открыл дикого [[rwp:Двугорбый верблюд|дикого верблюда]] и  [[rwp:Лошадь Пржевальского|последний вид дикой лошади]]<!--Николай Пржевальский.jpg-->
Тилло, Алексей Андреевич.jpg|'''[[rwp:Тилло, Алексей Андреевич|Алексей Тилло]]''' — автор [http://www.nlr.ru/exib/gf/gf1.htm «Гипсометрической карты Европейской России»], впервые верно показавшей рельеф Русской равнины; измерил длину основных русских рек и начал системное изучение их бассейнов, ввёл термин [[rwp:Среднерусская возвышенность|Среднерусская возвышенность]]<!--Tillo_Alexej_Andreevitch.jpg-->
SO Makarov.jpg|'''[[rwp:Макаров, Степан Осипович|Степан Макаров]]''' — основоположник русской океанографии, командир двух кругосветных океанографических экспедиций, разработчик теории [[rwp:Непотопляемоть|непотопляемости]], строитель первого полярного ледокола [[rwp:Ермак (ледокол, 1898)|«Ермак»]]
Григорий_Грумм-Гржимайло.jpg|'''[[rwp:Грум-Гржимайло, Григорий Ефимович|Григорий Грум-Гржимайло]]''' — исследователь Памира и Тян-Шаня, прошел 8600 км по неизученным районам, открыл озеро [[rwp:Айдынкёль|Айдынкёль]] (глубочайшая впадина Средней Азии и Китая, 3-я по глубине в мире)
<!--Eduard Toll.jpg|'''[[rwp:Толль, Эдуард Васильевич|Эдуард Толль]]''' — выдающийся исследователь Северной Якутии и Новосибирских островов, пропал без вести в ходе поисков легендарной Земли Санникова-->
Дмитрий Николаевич Анучин.jpg|'''[[rwp:Анучин, Дмитрий Николаевич|Дмитрий Анучин]]''' — географ и этнограф, основоположник [[rwp:Антропология в России|антропологии в России]], ввёл термин [[rwp:Anthroposphere|«антропосфера»]], основал русское [[rwp:Лимнология|озёроведение]], исследовал Валдай и озеро Селигер, окончательно установил [[rwp:Исток Волги|исток Волги]] [http://russia.travel/places/281097 *]
Obruchev.jpg|'''[[rwp:Обручев, Владимир Афанасьевич|Владимир Обручев]]''' — геолог и географ, прошёл 13&nbsp;625 км по последним «белым пятнам» в Центральной Азии (Наньшань, Гоби и др.), автор 3&nbsp;872 научных работ; писатель-фантаст, автор книг [[rwp:Плутония (роман)|«Плутония»]] и [[rwp:Земля Санникова (роман)|«Земля Санникова»]]
Борис Вилькицкий.jpg|'''[[rwp:Вилькицкий, Борис Андреевич|Борис Вилькицкий]]''' — открыл архипелаг [[rwp:Северная Земля|Северная Земля]] (Земля Императора Николая&nbsp;II), первый прошел Северным морским путем с востока на запад, присоединил к России остров Врангеля<!--Boris_Vilkitsky.jpg-->
Шокальский.jpg|'''[[rwp:Шокальский, Юлий Михайлович|Юлий Шокальский]]''' — создал [http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Russian_Empire_Map.jpg лучшую физическую карту Российской Империи], автор фундаментального труда «Океанография», ввёл понятие [[rwp:Мировой океан|«Мировой океан»]], один из создателей системы [[rwp:Часовые пояса России|часовых поясов России]]
Арсеньев в костюме охотника-ороча.jpg|'''[[rwp:Арсеньев, Владимир Клавдиевич|Владимир Арсеньев]]''' — исследователь внутренних областей Приморья, впервые детально исследовал Сихотэ-Алинь, этнограф и писатель, автор книг «По Уссурийскому краю», [[rwp:Дерсу Узала (роман)|«Дерсу Узала»]] и др.
Георгий Ушаков и Николай Урванцев на Северной Земле, 1931 год.jpg|'''[[rwp:Ушаков, Георгий Алексеевич|Георгий Ушаков]]''' и '''[[rwp:Урванцев, Николай Николаевич|Николай Урванцев]]''' — исследовали и нанесли на карту всю Северную Землю; Ушаков основал первое поселение на острове Врангеля и открыл [[rwp:Остров Ушакова|последний неизвестный одиночный остров в мире (остров Ушакова)]]<!--Georgy Ushakov.jpg-->
Павел Молчанов.jpg|'''[[rwp:Молчанов, Павел Александрович|Павел Молчанов]]''' — метеоролог, изобрёл первый практический [[rwp:Радиозонд|радиозонд]], ставший стандартом во всём мире; один из основоположников отечественной аэрологии
Владимир Кёппен.jpg|'''[[rwp:Кёппен, Владимир Петрович|Владимир Кёппен]]''' — климатолог и ботаник, автор наиболее распространённой в мире [[rwp:Классификация климатов Кёппена|классификации климатов Кёппена]], соавтор первого [[ewp:Cloud atlas|атласа облаков]]
Корженевский Николай.jpg|'''[[rwp:Корженевский, Николай Леопольдович|Николай Корженевский]]''' — географ и гляциолог, открыл [[rwp:Пик Корженевской|пик Корженевской]] и [[rwp:Хребет Академии Наук|хребет Академии Наук на Памире]] (высочайший хребет СССР); составил первую полную карту Памира и каталог ледников Средней Азии [http://www.alpklubspb.ru/pervoprohodci/korjenevsky.htm *]<!--Николай Корженевский.jpg-->
Берг_1920_год.jpg|'''[[rwp:Берг, Лев Семёнович|Лев Берг]]''' — зоолог и географ, выдающийся ихтиолог<!--, автор фундаментального труда «Фауна России и сопредельных стран»--> и лимнолог, исследователь Арала, Балхаша и Иссык-Куля, основал [[rwp:Ландшафтоведение|ландшафтоведение]], создал систему ландшафтного районирования СССР<!--, автор почвенной гипотезы образования [[rwp:Лёсс|лёсса]]--> [http://geographyofrussia.com/berg-lev-semenovich/ *][http://i.geo-site.ru/node/95 *]
<!--Визе.jpg|'''[[rwp:Визе, Владимир Юльевич|Владимир Визе]]''' — океанолог, участник множества арктических экспедиций; по движению льдов предсказал открытие острова Визе и участвовал в его открытии-->
Феодосий Красовский.jpg|'''[[rwp:Красовский, Феодосий Николаевич|Феодосий Красовский]]''' — организатор астрономо-геодезической сети СССР (основа для топографии и инженерно-геодезических работ), под его руководством вычислены размеры [[rwp:Эллипсоид Красовского|референц-эллипсоида Красовского]] (основа геодезической системы координат России)
Папанин с флагом.jpg|'''[[rwp:Папанин, Иван Дмитриевич|Иван Папанин]]''' — командир первой в мире дрейфующей полярной станции [[rwp:Северный полюс-1|«Северный полюс-1»]] (экспедиция за 274 дня проплыла 2000 км на льдине), начальник [[rwp:Главное управление Северного морского пути|Севморпути]] в годы ВОВ
Фёдоров, Евгений Константинович.jpg|'''[[rwp:Фёдоров, Евгений Константинович|Евгений Фёдоров]]''' — геофизик и метеоролог, участник экспедиции «Северный полюс-1»; глава [[rwp:Росгидромет|Гидромета]] в 1939-1947 и 1962-1974 гг. — при нём введена первая советская метеорологическая спутниковая система [[rwp:Метеор (космический аппарат)|«Метеор»]]
Яков Гаккель.jpg|'''[[rwp:Гаккель, Яков Яковлевич|Яков Гаккель]]''' — океанограф, участник множества полярных экспедиций, открыл подводный [[rwp:Хребет Гаккеля|хребет Гаккеля]] (полярное продолжение [[rwp:Срединно-Атлантический хребет|Срединно-Атлантического хребта]]), создал первую батиметрическую карту (карту глубин) Северного Ледовитого океана
Григорьев Андрей Александрович.jpg|'''[[rwp:Григорьев, Андрей Александрович|Андрей Григорьев]]''' — создал учение о [[rwp:Географическая оболочка|географической оболочке]], сформулировал [http://helpiks.org/4-59452.html периодический закон географической зональности] (вместе с Михаилом Будыко), первый директор первого в России [[rwp:Институт географии РАН|Географического института]]<!--Андрей Григорьев.jpg Григорьев, Андрей Александрович.jpg Андрей Александрович Григорьев.jpg-->
Михаил Будыко.jpg|'''[[rwp:Будыко, Михаил Иванович|Михаил Будыко]]''' — впервые рассчитал тепловой баланс земной поверхности, превратил климатологию в вычислительную науку, заложил основы теорий [[rwp:Глобальное потепление|глобального потепления]] и [[rwp:Глобальное похолодание|глобального похолодания]], автор идеи [[ewp:Solar radiation management|регулирования солнечной радиации]] и один из создателей концепции [[rwp:Земля-снежок|Земли-снежка]]<!--; соавтор периодического закона географической зональности-->
Михаил_Сомов.jpg|'''[[rwp:Сомов, Михаил Михайлович|Михаил Сомов]]''' — руководитель станции «Северный полюс-2» и [[rwp:Советская Антарктическая экспедиция|1-й Советской Антарктической Экспедиции]]; основал первые советские антарктические станции [[rwp:Мирный (антарктическая станция)|Мирный]] и [[rwp:Пионерская (антарктическая станция)|Пионерская]] (первая внутриматериковая станция в Антарктике)
Алексей Трёшников.jpg|'''[[rwp:Трёшников, Алексей Фёдорович|Алексей Трёшников]]''' — руководитель станции «СП-3», 2-й и 13-й Советских Антарктических Экспедиций; основал станцию [[rwp:Восток (антарктическая станция)|Восток]] ([[rwp:Южный геомагнитный полюс|южный геомагнитный полюс]] и [[rwp:Полюс холода|полюс холода]]), главный редактор [http://www.geokniga.org/books/9846 «Атласа Арктики»]<!--Алексей_Трешников.jpg-->
Мария Кленова.jpg|'''[[rwp:Клёнова, Мария Васильевна|Мария Клёнова]]''' — основатель российской морской геологии, автор первой полной карты дна Баренцева моря, одна из первых женщин-исследовательниц Антарктики и первая женщина на дрейфующей станции
Евгений_Толстиков.jpg|'''[[rwp:Толстиков, Евгений Иванович|Евгений Толстиков]]''' — руководитель станции «СП-4» и 3-й Советской Антарктической Экспедиции; первым достиг [[rwp:Полюс недоступности (антарктическая станция)|антарктического полюса недоступности]], главный редактор «Атласа Антарктики»
Андрей Капица.jpg|'''[[rwp:Капица, Андрей Петрович|Андрей Капица]]''' — исследователь Антарктики и ее подледного рельефа, предсказал открытие крупнейшего в мире [[rwp:Восток (озеро)|подлёдного озера Восток]] [http://www.nkj.ru/news/21489/ *]
Владимир Лукин.jpg|'''[[rwp:Лукин, Валерий Владимирович|Валерий Лукин]]''' — начальник [[rwp:Российская Антарктическая экспедиция|Российской Антарктической экспедиции]] с 1991 года, руководитель бурения [[rwp:Восток (озеро)|озера Восток]], давшего глубочайший в мире [[rwp:Ледяные керны|ледяной керн]] (3769 м, 440 тыс. лет истории климата) [http://lenta.ru/articles/2012/02/14/antarctic/ *][http://www.nkj.ru/news/21489/ *]
</gallery>

=== Биологи и физиологи ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Иван Гмелин.jpg|'''[[rwp:Гмелин, Иоганн Георг|Иван Гмелин]]''' — натуралист, участник [[Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753)#Великая северная экспедиция (окончание работ)|Великой Северной Экспедиции]], первый академический исследователь Сибири, ботаник, этнограф; прошёл по Сибири 34&nbsp;000 км и впервые описал около 500 видов растений, автор труда «Флора Сибири»
Охота на стеллерову корову.JPG|'''[[rwp:Стеллер, Георг Вильгельм|Георг Стеллер]]''' — натуралист, участник плавания Беринга на Аляску, первый европейский исследователь природы Северо-Западной Америки, впервые описал [[rwp:Сивуч|сивуч]]а, [[rwp:Северный морской котик|морского кота]], [[rwp:Калан|морского бобра]] и вымершую вскоре [[rwp:Стеллерова корова|стеллерову корову]] (крупнейший вид сирен)<!-- и [[ewp:Steller's jay|стеллерову хохлатую сойку]]-->
Степан Петрович Крашенинников.jpg|'''[[rwp:Крашенинников, Степан Петрович|Степан Крашенинников]]''' — первый русский профессор натуральной истории и ботаники, впервые собрал материал для научного описания оленя-[[rwp:Кабарга|кабарги]], впервые описал флору Камчатки (открыл 34 вида растений) и флору Петербургской губернии, автор [http://az.lib.ru/k/krasheninnikow_s_p/text_0050.shtml «Описания земли Камчатки»] [http://rasl.ru/e_resours/Gerbary_bin/uchebnye_gerbarii/kollektory/krasheninnikov.html *]
Samuel_Gottlieb_Gmelin_01.jpg|'''[[rwp:Гмелин, Самуил Готлиб|Самуил Гмелин]]''' — натуралист, исследователь Кавказа, Каспия и Сибири, впервые описал более 100 видов растений и животных, в том числе [[rwp:Ушастый ёж|ушастого ежа]] и [[rwp:Кавказская белка|кавказскую белку]], пионер [[rwp:Морская биология|морской биологии]] и основатель [[rwp:Альгология|альгологии]] (науки о водорослях) <!--, автор первой книги о водорослях (впервые произвёл их бинарную классификацию)-->[http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200202906 *]
Josef_Gottlieb_Koelreuter.jpg|'''[[rwp:Кёльрейтер, Йозеф Готлиб|Иосиф Кёльрейтер]]''' — провёл в Петербурге первые в мире опыты по искусственной [[rwp:Гибридизация (биология)|гибридизации]] растений, первый указал на роль насекомых при опылении цветков
Josef_Gottlieb_Koelreuter.jpg|'''[[rwp:Кёльрейтер, Йозеф Готлиб|Иосиф Кёльрейтер]]''' — ботаник, провёл в Петербурге первые в мире опыты по искусственной [[rwp:Гибридизация (биология)|гибридизации]] растений, впервые классифицировал виды [[rwp:Пыльца|пыльцы]] и подробно описал на роль насекомых при опылении цветков
Andrei Bolotov.jpg|'''[[rwp:Болотов, Андрей Тимофеевич|Андрей Болотов]]''' — ботаник, лесовод, первый русский учёный-помолог, основатель научной агрономии в России, открыл явление [[rwp:Дихогамия|дихогамии]] у растений, распространил в России севооборот, помидоры и картофель; пионер гибридизации
Andrei_Bolotov.jpg|'''[[rwp:Болотов, Андрей Тимофеевич|Андрей Болотов]]''' — ботаник, лесовод, первый русский [[rwp:Помология|помолог]], «отец» научной агрономии в России, открыл [[rwp:Дихогамия|дихогамию]] у растений, пионер метода гибридизации; распространил в России севооборот, помидоры и картофель, изобрёл чипсы и засолку помидоров [https://vm.ru/society/835949-kto-na-samom-dele-nauchil-rossiyan-est-kartoshku *]<!--Болотов Андрей Тимофеевич (автопортрет).jpg-->
Паллас, Петр-Симон.jpg|'''[[rwp:Паллас, Петер Симон|Пётр-Симон Паллас]]''' — натуралист, исследователь Сибири и Поволжья, впервые описал более 1000 видов растений и животных, в т.ч. [[rwp:Манул|манула]] (палла́сов кот) и [[rwp:Ланцетники|ланцетника]]<!--, [[ewp:Pallas's squirrel|белку Палласа]] и [[ewp:Pallas's gull|чайку Палласа]]-->, автор сводов [[rwp:Flora Rossica (книга Палласа)|«Флора России»]] и «Русско-азиатская зоография», предложил дерево как способ классификации видов <!--1766-->[http://cyberleninka.ru/article/n/p-s-pallas-kreatsionist-ili-dodarvinovskiy-evolyutsionist-mnogoletniy-spor-ob-evolyutsionnyh-vzglyadah-p-s-pallasa *]<!--Петр Симон Паллас.jpg Паллас, Пётр-Симон.jpg Пётр Симон Паллас.jpg Паллас, поздний портрет.jpg-->
Wolff.C.F.jpg|'''[[rwp:Вольф, Каспар Фридрих|Каспар Вольф]]''' — основатель эмбриологии, первым на опыте опроверг теорию [[rwp:Преформация|преформации]] и обосновал [[rwp:Эпигенез|эпигенез]], пионер учения о [[rwp:Метаморфоз|метаморфозе]] и клеточной структуре у растений; открыл [[rwp:Вольфов канал|Вольфов канал]], [[rwp:Мезонефрос|мезонефрос]] («тело Вольфа») и [[ewp:Blood islands|«кровяные островки»]]<!--клеточная структура растений - теория "клеток-мешочков" Вольфа-->

=== Медики и психологи ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Павел Кондоиди.jpg|'''[[rwp:Кондоиди, Павел Захарович|Павел Кондоиди]]''' — реформатор [[rwp:Медицинская канцелярия|медицинского ведомства России]] в середине XVIII&nbsp;в., создал первый в России подвижной госпиталь, ввёл историю болезни как обязательный документ; основал первые в стране [[rwp:Акушерские школы в России|акушерские школы]] и первую публичную медицинскую библиотеку; начал составление [[rwp:Государственная фармакопея Российской Федерации|первой русской фармакопеи]]
Силуэт XVIII века и скелет.jpg|'''[[rwp:Вейтбрехт, Иосия|Иосия Вейтбрехт]]''' — <!--физиолог и анатом, -->автор первого в мире руководства по [[rwp:Синдесмология|синдесмологии]], впервые описал и исследовал [[rwp:Межпозвоночный диск|межпозвоночные диски]]; первый указал на роль [[rwp:Капиллярное давление|капиллярного давления]] в кровообращении<!--, издал первый в России трактат "О нефти"-->; в честь него названы две связки, шейная позвоночная мембрана, отверстие плечевой капсулы, хорда и хрящ Вейтбрехта

=== Этнографы, социологи и демографы ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Афанасий Никитин в Индии.jpg|'''[[rwp:Афанасий Никитин|Афанасий Никитин]]''' — купец и писатель, один из первых европейцев, посетивших Индию и оставивших её описание; его книга [http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5068 «Хожение за три моря»] содержит ценные  сведения о быте и культуре средневековой Индии, а также о межэтнических и межрелигиозных контактах
Степан Крашенинников.jpg|'''[[rwp:Крашенинников, Степан Петрович|Степан Крашенинников]]''' — ботаник и этнограф, первый академический исследователь Камчатки и камчатских народов ([[rwp:Ительмены|ительменов]], [[rwp:Коряки|коряков]], [[rwp:Айны|айнов-курильцев]]), автор [http://az.lib.ru/k/krasheninnikow_s_p/text_0050.shtml «Описания земли Камчатки»]

=== Лингвисты и филологи ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Лаврентий Зизаний и Мелетий Смотрицкий.jpg|'''[[rwp:Зизаний, Лаврентий Иванович|Лаврентий Зизаний]]''' и '''[[rwp:Мелетий (Смотрицкий)|Архиепископ Мелетий (Смотрицкий)]]''' — первые восточнославянские лингвисты, авторы первых известных грамматик [[rwp:Церковнославянский язык|церковнославянского языка]]
Крижанич.jpg|'''[[rwp:Крижанич, Юрий|Юрий Крижанич]]''' — автор первого в России грамматического труда по русскому языку («Объяснение выводно о письме словенском»), за 260 лет предвосхитил идеи [[rwp:Реформа русской орфографии 1918 года|реформы русской орфографии]], разработал искусственный [[rwp:Русский (всеславянский) язык|всеславянский язык]] на основе русского [http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec52.htm *]<!--Юрий Крижанич.jpg-->

=== Историки и археологи ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Никон Печерский.jpg|'''[[rwp:Никон Печерский|Никон Печерский]]''' — один из основателей [[rwp:Киево-Печерская лавра|Киево-Печерского монастыря]] и его игумен в 1078-1088&nbsp;гг., основатель традиции летописания в Киево-Печерском монастыре, один из составителей Начального летописного свода; святой
Нестор-летописец.jpg|'''[[rwp:Нестор Летописец|Нестор Летописец]]''' — составитель [[rwp:Повесть временных лет|«Повести временных лет»]] (самый ранний сохранившийся русский летописный свод), впервые изложил русскую историю в рамках мировой; [[rwp:Агиография|агиограф]], автор [[rwp:Чтение о Борисе и Глебе|«Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба»]] и [[rwp:Житие Феодосия Печерского|«Жития Феодосия Печерского»]]; святой<!--MAntokolsky Nestor.JPG-->
Soloviev Sergey Mikhailovich.jpg|'''[[rwp:Соловьёв, Сергей Михайлович|Сергей Соловьёв]]''' — крупнейший русский историк середины XIX&nbsp;века, автор рекордной по объёму 29-томной [[rwp:История России с древнейших времён|«Истории России с древнейших времён»]], ректор МГУ в 1871—1877 гг.<!--Соловьев Сергей Михайлович.jpg-->
Иловайский_Дмитрий_Иванович_(историк)_(1832—1920).jpg|'''[[rwp:Иловайский, Дмитрий Иванович (историк)|Дмитрий Иловайский]]''' — крупнейший [[rwp:Антинорманизм|антинорманист]] XIX века, автор пятитомной «Истории России» и популярнейших школьных учебников по истории конца XIX — начала XX века
Василий Радлов.jpg|'''[[rwp:Радлов, Василий Васильевич|Василий Радлов]]''' — востоковед и историк, один из основателей сравнительно исторической-тюркологии,<!-- записал и издал произведение казахского фольклора [[rwp:Акбала-Боздак|«Акбала»]],--> участник открытия и дешифровки [[rwp:Древнетюркское руническое письмо|древнетюркского рунического письма]], открыл [[rwp:Пазырыкская культура|Пазырыкскую культуру]], участник раскопок более чем 150 курганов<!--, глава Этнографического музея и консультант по созданию серии статуэток [[rwp:Народности России|Народности России]]-->
Kluchevsky_by_L._Pasternak_(1909).jpg|'''[[rwp:Ключевский, Василий Осипович|Василий Ключевский]]''' — крупнейший русский историк конца XIX — начала XX вв., впервые рассмотрел географию и экономику в качестве [[Факторы истории России|факторов русской истории]], автор знаменитого [http://magister.msk.ru/library/history/history1.htm «Курса русской истории»]
Ядринцев, Николай Михайлович.jpg|'''[[rwp:Ядринцев, Николай Михайлович|Николай Ядринцев]]''' — открыл в Монголии памятники письменности древних тюрков ([[rwp:Древнетюркское руническое письмо|Орхонские надписи]]), обнаружил столицу Чингисхана [[rwp:Каракорум|Каракорум]] и столицу Уйгурского каганата и Монголии [[rwp:Орду-Балык|Орду-Балык]]<!--Николай Ядринцев.jpg Ядринцев_Николай_Михайлович_2.jpg-->
Голенищев.jpg|'''[[rwp:Голенищев, Владимир Семёнович|Владимир Голенищев]]''' — египтолог, впервые провёл раскопки в [[rwp:Хаммамат|ущелье Хаммамат]], собрал коллекцию из 6000 древнеегипетских предметов (включая 23 [[rwp:Фаюмские портреты|фаюмских портрета]]), открыл [[rwp:Сказка о потерпевшем кораблекрушение|Сказку о потерпевшем кораблекрушение]], [[rwp:Путешествия Уну-Амона|«Путешествия Уну-Амона»]] и [[rwp:Московский математический папирус|Московский математический папирус]]<!--WladimirGolenischeff.jpg-->
Бартольд.jpg|'''[[rwp:Бартольд, Василий Владимирович|Василий Бартольд]]''' — арабист и тюрколог, крупнейший русский востоковед-исламовед, автор фундаментальных работ по истории Туркестана и исламского мира, ввёл в научный оборот термины ''Азербайджан'' и ''азербайджанцы''
Василий Городцов.jpg|'''[[rwp:Городцов, Василий Алексеевич|Василий Городцов]]''' — археолог, выделил ряд важнейших древних культур ([[rwp:Ямная культура|ямная]], [[rwp:Катакомбная культура|катакомбная]], [[rwp:Срубная культура|срубная]], [[rwp:Фатьяновская культура|фатьяновская]], [[rwp:Панфиловская культура|панфиловская]]), открыл первые известные в России землянки палеолитического человека (Тимоновская стоянка), руководил раскопками [[rwp:Старая Рязань|Старой Рязани]]<!--подвёл археологическую базу под киммерийцев, обогатил археологию скифов-пахарей (исследования Бельского городища), изучал экономические основы древней жизни-->
Козлов, Пётр Кузьмич.jpg|'''[[rwp:Козлов, Пётр Кузьмич|Пётр Козлов]]''' — путешественник и археолог, исследователь Монголии, Тибета и Синьцзяна, первый из русских встретился с Далай-ламой, открыл мёртвый [[rwp:Тангуты|тангутский]] город [[rwp:Хара-Хото|Хара-Хото]], раскопал [[rwp:Гунны|гуннские]] курганы в [[rwp:Ноин-Ула|Ноин-Ула]]
Ростовцев Михаил Иванович.jpg|'''[[rwp:Ростовцев, Михаил Иванович (историк)|Михаил Ростовцев]]''' — историк и археолог античности, впервые подробно исследовал древние социально-экономические системы, сделал главные находки на раскопках [[rwp:Дура-Европос|Дура-Европос]] в Сирии, ввёл термин [[ewp:Caravan city|караванный город]], один из ярчайших представителей [[rwp:Модернизация истории|модернизации древней истории]]
E_V_Tarle.jpg|'''[[rwp:Тарле, Евгений Викторович|Евгений Тарле]]''' — автор фундаментальных трудов по истории международных отношений в XVIII—XIX&nbsp;вв. и знаменитых книг о [[rwp:Наполеон Бонапарт|Наполеоне]], [[rwp:Отечественная война 1812 года|Отечественной войне 1812 года]] и [[rwp:Крымская война|Крымской войне]]
Руденко, Сергей Иванович.jpg|'''[[rwp:Руденко, Сергей Иванович|Сергей Руденко]]''' — археолог, открыл [[rwp:Пазырыкская культура|Пазырыкские курганы]] на Алтае, обнаружил в них [http://kronk.spb.ru/library/barkova-pankova-2005a.htm древнейшие в мире татуированные мумии] и [[rwp:Пазырыкский ковёр|древнейший в мире ворсовый ковёр]]<!--Руденко Сергей Иванович.jpg Сергей Руденко.jpg-->
Иосиф Орбели.jpg|'''[[rwp:Орбели, Иосиф Абгарович|Иосиф Орбели]]''' — востоковед и археолог, крупнейший исследователь материальной культуры Южного Кавказа, основател Армянской академии наук, создатель музея в [[rwp:Ани (город)|Ани]] и директор Эрмитажа в 1934—1951&nbsp;гг.<!--Иосиф Абгарович Орбели.jpg-->
Иосиф Орбели.jpg|'''[[rwp:Орбели, Иосиф Абгарович|Иосиф Орбели]]''' — востоковед и археолог, крупнейший исследователь материальной культуры Южного Кавказа, основатель Армянской академии наук, <!--создатель школы советских кавказоведов,-->создатель музея в [[rwp:Ани (город)|Ани]] и директор Эрмитажа в 1934—1951&nbsp;гг.<!-- Иосиф Абгарович Орбели.jpg-->
Струве Василий Васильевич.jpg|'''[[rwp:Струве, Василий Васильевич|Василий Струве]]''' — основатель советской школы историков Древнего Востока, впервые поднял вопрос о характере экономического базиса и социальной иерархии древневосточных обществ
Михаил Артамонов.jpg|'''[[rwp:Артамонов, Михаил Илларионович|Михаил Артамонов]]''' — основоположник хазароведения, раскопал множество [[rwp:Скифы|скифских]] и [[rwp:Хазары|хазарских]] поселений, открыл хазарскую крепость [[rwp:Саркел|Саркел]], директор Эрмитажа в 1951—1964&nbsp;гг.
Георгий Александрович Острогорский.jpg|'''[[rwp:Острогорский, Георгий Александрович|Георгий Острогорский]]''' — крупнейший [[rwp:Византиноведение|византинист]] XX века, автор фундаментального сводного труда «История [[rwp:Византийская империя|Византийского государства]]»<!--Георгий Острогорский.jpg-->
Артемий Арциховский.jpg|'''[[rwp:Арциховский, Артемий Владимирович|Артемий Арциховский]]''' — первооткрыватель и первый издатель и комментатор [[rwp:Берестяные грамоты|берестяных грамот]], основатель Новгородской археологической экспедиции<!--первым раскопал [[rwp:Перынь|Перынь]]-->; первый начал систематически сличать данные археологии с древнерусскими миниатюрами
Михаил Михайлович Герасимов.jpg|'''[[rwp:Герасимов, Михаил Михайлович|Михаил Герасимов]]''' — автор [[rwp:Восстановление лица по черепу|методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков]]<!-- («метод Герасимова»)-->, создал свыше 200 скульптурных портретов-реконструкций исторических личностей<!-- ([[rwp:Тамерлан|Тамерлан]], [[rwp:Иван IV|Иван Грозный]], [[rwp:Улугбек|Улугбек]], [[rwp:Ярослав Мудрый|Ярослав Мудрый]] и др.)-->, открыл древнюю стоянку [[rwp:Мальта (стоянка)|Мальта́]] в Сибири
Михаил Михайлович Герасимов.jpg|'''[[rwp:Герасимов, Михаил Михайлович|Михаил Герасимов]]''' — автор [[rwp:Восстановление лица по черепу|методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков]]<!-- («метод Герасимова»)-->, создал свыше 200 скульптурных портретов-реконструкций исторических личностей<!-- ([[rwp:Тамерлан|Тамерлан]], [[rwp:Иван IV|Иван Грозный]], [[rwp:Улугбек|Улугбек]], [[rwp:Ярослав Мудрый|Ярослав Мудрый]], [[rwp:Андрей Боголюбский|Андрей Боголюбский]] и др.)-->, открыл древнюю стоянку [[rwp:Мальта (стоянка)|Мальта́]] в Сибири <!--[https://www.proza.ru/2014/06/16/377 Ещё портрет]-->
Борис Рыбаков.jpg|'''[[rwp:Рыбаков, Борис Александрович|Борис Рыбаков]]''' — автор известнейших работ по ремёслам и язычеству славян и Руси, руководитель множества раскопок (в том числе целиком раскопал древнерусские замки [[rwp:Любеч|Любеч]] и [[rwp:Витичев|Витичев]]); автор ряда дискуссионных исторических гипотез
Сергей Толстов.jpg|'''[[rwp:Толстов, Сергей Павлович|Сергей Толстов]]''' — историк и этнограф [[rwp:Каракалпаки|каракалпакского народа]], открыл памятники [[rwp:Хорезм|древнехорезмийской цивилизации]], основатель и многолетний руководитель  Хорезмской археолого-этнографической экспедиции

=== Экономисты и экономико-географы ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Kirillov_knyaginya_olga.jpg|'''[[rwp:Княгиня Ольга|Ольга Мудрая]]''' — княгиня киевская, провела первую налоговую реформу в России, установив "погосты и дани"; первая русская святая
Всеволод Псковский.jpg|'''[[rwp:Всеволод Мстиславич (князь новгородский)|Всеволод Псковский]]''' — князь Новгорода и Пскова, основал первое русское купеческое братство [[rwp:Ивановское сто|«Ива́новское сто»]] («1-я&nbsp;гильдия») и первую палату мер и весов на Руси, ввёл пуд как меру веса; святой

=== Искусствоведы, музейщики и реставраторы ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Богдан Хитрово.jpg|'''[[rwp:Хитрово, Богдан Матвеевич|Богдан Хитрово]]''' — оружейничий и дворецкий при царе Алексее, основатель Симбирска, превратил Оружейную палату в аналог музея и академии искусств, основал иконописную школу [[rwp:Симону Ушаков|Симона Ушакова]]
Иконописец.jpg|'''[[rwp:Иосиф Владимиров|Иосиф Владимиров]]''' — иконописец, стенописец и знаменщик Оружейной палаты, теоретик живописи, автор первого русского труда по искусствоведению («Послание» к [[rwp:Симону Ушаков|Симону Ушакову]])

=== Философы и богословы ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Иларион Киевский.jpg|'''[[rwp:Иларион Киевский|Иларион Киевский]]''' — первый митрополит русского происхождения в Древней Руси, автор древнейшего русского литературного памятника [[rwp:Слово о законе и благодати|«Слово о законе и благодати»]]; святой
<!--Кирилл Туровский.jpg|'''[[rwp:Кирилл Туровский|Кирилл Туровский]]''' — духовный писатель XII века, оставил наиболее обширное литературное наследие среди древнерусских богословов; святой-->
<!--Josephvolotsk.jpg|'''[[rwp:Иосиф Волоцкий|Иосиф Волоцкий]]''' — духовный писатель и общественный деятель XV века, основоположник движения [[rwp:Иосифляне|иосифлян]], покровитель православного предпринимательства и хозяйствования; святой-->
<!--Филофей Псковский.jpg|'''[[rwp:Филофей Псковский|Филофей Псковский]]''' — старец псковского [[rwp:Спасо-Елеазаров монастырь|Спасо-Елеазарова монастыря]], предполагаемый автор концепции [[rwp:Третий Рим#Русская концепция третьего Рима|«Москва — Третий Рим»]]-->
Maxim Grek icon.jpg|'''[[rwp:Максим Грек|Максим Грек]]''' — богослов, писатель и общественный деятель XVI века, переводчик богослужебных книг, первым употребил термин [[rwp:Россияне|россияне]] (1524 г.), <!--создал великокняжескую библиотеку [[Василий III|Василия III]], -->заложил традицию составления [[rwp:Азбуковник|азбуковников]]; святой
Maxim Grek icon.jpg|'''[[rwp:Максим Грек|Максим Грек]]''' — богослов, публицист и переводчик, первым употребил термин [[rwp:Россияне|россияне]] (1524 г.), <!--создал великокняжескую библиотеку [[Василий III|Василия III]], -->заложил традицию составления [[rwp:Азбуковник|азбуковников]], впервые упорядочил русскую пунктуацию (ввёл знаки запятой и точки с запятой); святой<sup>[http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_10_180 *]</sup>
Фрагмент картины А.Кившенко «Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты».jpg|'''[[rwp:Епифаний Славинецкий|Епифаний Славинецкий]]''' и '''[[rwp:Евфимий Чудовский|Евфимий Чудовский]]''' — богословы и переводчики, ключевые участники [[rwp:Книжная справа|книжной справы]] и основатели [[rwp:Грекофилы|грекофильства]]; Епифаний  впервые перевёл на русский язык изложение системы Коперника<!--, возродил традицию проповедей в Московской Церкви-->
Георгий Конисский.jpg|'''[[rwp:Георгий (Конисский)|Архиепископ Георгий (Конисский)]]''' — богослов и философ, первым в России изложил богословие в системно-научном порядке; крупный собиратель рукописей

=== Просветители и организаторы науки ===
<gallery  perrow=3 widths="190px" heights="190px">
Владимир Святой.jpg|'''[[rwp:Владимир Святославич|Владимир Великий]]''' — [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D1.89.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.A0.D1.83.D1.81.D0.B8|крестил Русь]] и ввёл [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#.D0.9E.D0.B1.D1.83.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.BA.D0.BD.D0.B8.D0.B6.D0.BD.D0.BE.D0.B5|книжное обучение]] (начало системы образования на Руси), объединил всех восточных славян; Владимир Красное Солнышко русских былин, святой равноапостольный князь
Владимир Святой. Худ. Иван Билибин.jpg|'''[[rwp:Владимир Святославич|Владимир Великий]]''' — [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D1.89.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.A0.D1.83.D1.81.D0.B8|крестил Русь]] и ввёл [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_I,_978-1015)#.D0.9E.D0.B1.D1.83.D1.87.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.BA.D0.BD.D0.B8.D0.B6.D0.BD.D0.BE.D0.B5|книжное обучение]] (начало системы образования на Руси), объединил всех восточных славян; Владимир Красное Солнышко русских былин, святой равноапостольный князь
Ярослав Мудрый. Худ. Иван Билибин.jpg|'''[[rwp:Ярослав Владимирович Мудрый|Ярослав Мудрый]]''' — открыл первые крупные школы на Руси, создал «Русскую Правду» — первый русский свод законов, основал первые русские монастыри (главные центры образования в то время), собрал огромную библиотеку и начал русское летописание; святой
Антоний и Феодосий Печерские.jpg|'''[[rwp:Антоний Печерский|Антоний]]''' и '''[[rwp:Феодосий Печерский|Феодосий Печерские]]''' — основатели Киево-Печерской лавры — знаменитейшего из древнейших монастырей Руси и крупнейшего центра учёности и летописания с большой библиотекой; святые
Всеволод Ярославич (Царский титулярник).jpg|'''[[rwp:Всеволод Ярославич|Всеволод Миролюбивый]]''' — полиглот и законодатель, первый стал именоваться «Князь Всея Руси»; при нём была основана первая в Европе [[rwp:Анна Всеволодовна|школа для девочек]] и составлен Началь­ный летописный свод
Владимир Мономах (худ. Иван Билибин).jpg|'''[[rwp:Владимир Всеволодович Мономах|Владимир Мономах]]''' — великий князь киевский, первый русский светский писатель, автор «Поучения Владимира Мономаха»; при нём была написана «Повесть временных лет»; святой
Владимир Мономах. Худ. Иван Билибин.jpg|'''[[rwp:Владимир Всеволодович Мономах|Владимир Мономах]]''' — великий князь киевский, первый русский светский писатель, автор «Поучения Владимира Мономаха»; при нём была написана «Повесть временных лет»; святой
Константин Всеволодович. Рис. В. П. Верещагина.jpg|'''[[rwp:Константин Всеволодович|Константин Мудрый]]''' — великий князь владимирский, собрал большую библиотеку и основал первое высшее учебное заведение в средневековой Руси — [[Крупные_российские_проекты_(Константин_I_и_Юрий_II,_1212-1218)#.D0.93.D1.80.D0.B8.D0.B3.D0.BE.D1.80.D1.8C.D0.B5.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B7.D0.B0.D1.82.D0.B2.D0.BE.D1.80_.D0.B8_.D0.B1.D0.B8.D0.B1.D0.BB.D0.B8.D0.BE.D1.82.D0.B5.D0.BA.D0.B0_.D0.9A.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BD.D1.82.D0.B8.D0.BD.D0.B0_.D0.9C.D1.83.D0.B4.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.BE|Григорьевский затвор в Ростове]]
Константин Всеволодович. Рис. В. П. Верещагина.jpg|'''[[rwp:Константин Всеволодович|Константин Мудрый]]''' — великий князь владимирский, собрал большую библиотеку и основал первое высшее учебное заведение в средневековой Руси — [[Крупные_российские_проекты_(Юрий_II,_1212-1238)#.D0.93.D1.80.D0.B8.D0.B3.D0.BE.D1.80.D1.8C.D0.B5.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B7.D0.B0.D1.82.D0.B2.D0.BE.D1.80_.D0.B8_.D0.B1.D0.B8.D0.B1.D0.BB.D0.B8.D0.BE.D1.82.D0.B5.D0.BA.D0.B0_.D0.9A.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BD.D1.82.D0.B8.D0.BD.D0.B0_.D0.9C.D1.83.D0.B4.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.BE|Григорьевский затвор в Ростове]]
Стефан Пермский.jpg|'''[[rwp:Стефан Пермский|Стефан Пермский]]''' — создатель [[rwp:Древнепермское письмо|пермской азбуки]], креститель и просветитель народа коми, переводчик книг на великопермский язык, начал присоединение пермских земель к России; святой<!--Sefan and tree.jpg-->
Памятник Франциску Скорине.jpg|'''[[rwp:Скорина, Франциск|Франциск Скорина]]''' — восточнославянский первопечатник, издал первые печатные книги на церковнославянском языке; медик, философ и учёный-гуманист
Я._Драздовіч_Друкарня_Францыска_Скарыны_ў_Вільні.jpg|'''[[rwp:Скорина, Франциск|Франциск Скорина]]''' — первый восточнославянский книгопечатник, просветитель и философ гуманист; издал одни из первых печатных книг на [[rwp:Церковнославянский язык|церковнославянском языке]], в том числе первую печатную церковнославянскую [[rwp:Библия Франциска Скорины|Библию]]<!--Памятник Франциску Скорине.jpg-->
Metropolitan Macarius.jpg|'''[[rwp:Макарий (митрополит Московский)|Митрополит Макарий]]''' — государственный деятель при Иване IV, организатор Стоглавого собора и массовой канонизации русских святых, составил [[rwp:Великие четьи-минеи|Великие четьи-минеи]], основал первую типографию в Москве; святой
Иван Фёдоров.jpg|'''[[rwp:Иван Фёдоров|Иван Фёдоров]]''' — первый российский книгопечатник, издатель первой точно датированной печатной книги в России ([[rwp:Апостол (книга, 1564)|«Апостол»]]); впервые напечатал полную русскую Библию
Иван_Фёдоров.jpg|'''[[rwp:Иван Фёдоров|Иван Фёдоров]]''' — один из первых книгопечатников в России, издал первую точно датированную книгу в Москве (''[[rwp:Апостол (книга, 1564)|«Апостол»]]'', 1564) и первую полную печатную Библию на [[rwp:Церковнославянский язык|церковнославянском]] языке ([[rwp:Острожская Библия|Острожская Библия]])
Азбука Бурцова-Протопопова (фрагмент фронтисписа).jpg|'''[[rwp:Бурцов-Протопопов, Василий Фёдорович|Василий Бурцов-Протопопов]]''' — первым в России начал издавать массовые книги светского содержания — первые русские печатные учебники (азбуки); издатель первых русских малоформатных книг
Mohyla Petro.jpg|'''[[rwp:Пётр Могила|Пётр Могила]]''' — Митрополит Киевский, основал [[rwp:Киевская духовная академия|Киево-Могилянскую академию]], сыгравшую важную роль в становлении высшего образования в России в XVII веке, организовал первые раскопки [[rwp:Десятинная церковь|Десятинной церкви]] в Киеве
Mohyla Petro.jpg|'''[[rwp:Пётр Могила|Пётр Могила]]''' — митрополит Киевский, церковный рефоматор, основал [[rwp:Киевская духовная академия|Киево-Могилянскую академию]], сыгравшую важную роль в становлении высшего образования в России в XVII веке<!--, организовал первые раскопки [[rwp:Десятинная церковь|Десятинной церкви]] в Киеве-->; <!--автор труда ''«[[rwp:Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной|Православное исповедание]]»'' (первый [[rwp:Катехизис|катехизис]] русского православия),--> организовал первые раскопки [[rwp:Десятинная церковь|Десятинной церкви]] в Киеве
Фёдор Ртищев.jpg|'''[[rwp:Ртищев, Фёдор Михайлович|Фёдор Ртищев]]''' — сподвижник царя Алексея, меценат и просветитель, «отец русской благотворительности», основал [[rwp:Андреевский монастырь (Москва)|первое в Москве академическое заведение]] и первую больницу для бедных
Симеон Полоцкий.jpg|'''[[rwp:Симеон Полоцкий|Симеон Полоцкий]]''' — автор проекта [[Крупные_российские_проекты_(Софья_Алексеевна,_1682-1689)#.D0.A1.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D1.8F.D0.BD.D0.BE-.D0.B3.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE-.D0.BB.D0.B0.D1.82.D0.B8.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B0.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D0.B5.D0.BC.D0.B8.D1.8F|Славяно-греко-латинской академии]] — первого высшего учебного заведения в Москве; один из первых русских поэтов и драматургов

Текущая версия от 17:15, 11 мая 2023

Некоторые знаменитые учёные, известные в большей мере как изобретатели и путешественники, перечислены в статьях Знаменитые изобретатели и инженеры России и Знаменитые первооткрыватели и путешественники России.