Александр Дугин

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Александр Дугин — Геополитика Путина (лекция о геополитике 1990-х и 2000-х)

Александр Дугин (род. 1962) — русский философ, политолог и геополитик, главный идеолог современного евразийства (один из основателей неоевразийства). Профессор, в 2008—2014 гг. и. о. заведующего кафедрой социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Труды Дугина хорошо известны как в России, так и за её пределами. 11 марта 2015 года заслуги Александра Дугина были отмечены США путём внесения его имени в санкционный список. [1]

Лидер Международного Евразийского движения, направленного на поддержку идеи евразийской интеграции.

Основные тезисы

Основные тезисы, высказываемые Дугиным, основываются на поддержке и развитии идей геополитики, евразийства и византизма. Современное идеологическое движение неоевразийства, основателем которого является Дугин, характеризуется синтезом геополитической теории и оригинальных идей евразийства первой половины XX века.

  1. России нужна «четвёртая политическая теория», которую Дугин противопоставляет трём идеологическим теориям XX века — либерализму, коммунизму и фашизму. Эта новая теория, по мнению Дугина, должна основываться на идеях консерватизма и неоевразийства.
  2. Россия является теллурократией (греч. «власть суши»), что делает её естественным геополитическим оппонентом стран Запада, ключевые из которых — англосаксонские страны — являются талассократией (греч. «власть моря»).
  3. Россия является Третьим Римом и наследницей Византии, но также Россия является и наследницей кочевых империй Евразии (Турана).
  4. Альтернативой гегемонии Запада является концепция многополярного мира. Одним из полюсов многополярного мира является евразийская цивилизация, ядром которой является Россия.
  5. Основным направлением внешней политики России должно быть создание евразийской сверхдержавы путём интеграции России с бывшими советскими республиками в новый Евразийский Союз.
  6. Главными идеологическими оппонентами евразийства, по мнению Дугина, являются либералы-западники, пропагандирующие атлантизм, и радикальные националисты, пропагандирующие ксенофобию.[2]
  7. В России, по мнению Дугина, существует «шестая колонна», кроме привычной «пятой колонны», к которой относятся либералы, несистемные оппозиционеры, атлантисты, в общем, явные марионетки США. В «шестую» Дугин заносит тех чиновников и общественных деятелей, притворяющихся пропутинскими, которые принимают в штыки евразийские идеи и сдерживают либо «саботируют любые патриотические начинания Путина, нанося удар по евразийской сети — как в России, так и за её пределами».[3][4]

Дугин и православие

Дугин является сторонником старообрядчества в форме единоверия — сохранения и возрождения дораскольных традиций русского православия в лоне Русской Православной Церкви.

В 2013 году Дугин опубликовал манифест «Цели и задачи нашей революции», в котором заявил о необходимости обновления православного христианства — по мнению Дугина, при сохранении буквы и духа Священного Писания, Священного Предания и догматов Вселенских соборов, христианство должно стать «религией революционеров духа и героев, религией „новых людей“, „новой элиты“».[5]

Дугин поддерживает экклесиологические идеи византизма, в том числе:

  • византийский идеал симфонии властей — гармоничного союза духовной и светской власти;
  • историософские и политические идеи о Москве как о Третьем Риме;
  • представление о Тысячелетнем царстве как времени существования Византийской империи;
  • представление о России как о катехоне (удерживающей силе, якобы препятствующей приходу Антихриста), пришедшем на смену Византии.

Семья

Дочь Александра Дугина Дарья погибла в августе 2022 в ходе теракта, устроенного украинскими спецслужбами.

Цитаты

На приёме газеты «Известия» 17 сентября 2007 года Дугин сказал о Владимире Путине:

Противников путинского курса больше нет, а если и есть, то это психически больные и их нужно отправить на диспансеризацию. Путин — везде, Путин — всё, Путин абсолютен, Путин незаменим.[6]
Космонавтика – это не цель, а средство. Если сегодняшние глобальные вызовы диктуют нам необходимость развивать эту сферу, то мы будем её развивать. Сегодня век самых совершенных механизмов и одновременно самых низменных нравов и духовных стандартов. Мы гордимся покорением природы, но это столь же гадко, как гордиться тем, что мы изнасиловали беззащитное существо. Если природа будет оставаться для нас объектом, мы сами превратимся в объект (как это и происходит в процессе социального отчуждения), а от этого один шаг до замены нас роботами. Вместо развития мы должны сделать ставку на консерватизм. Не на какую-то невнятную и нелепую «консервативную модернизацию», но на последовательный и основательный, отрицающий любое одностороннее развитие, любой необратимый процесс фундаментальный философский консерватизм. Нам нужна полноценная консервативная философия, высшей ценностью признающая вечность и жизнь, а всему временному и техническому придающая второстепенное значение. Жизнь важнее, чем рост. [7]

Монографии и учебники

Статьи

Источники книг и статей

  • 4pt.su/ru — Некоторые книги Дугина в открытом доступе (Международный сайт, посвящённый IV политической теории)
  • Арктогея — философский портал

Видео

Социальные сети

Ссылки

См. также