Российский кинематограф

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Российская киноиндустрия имела в своей истории взлёты и падения, зачастую выступала первопроходцем и новатором. В основе сегодняшнего положения лежат давние традиции киноискусства в России и положительное текущее развитие: от качественного профессионального образования, производства кинолент до наличия крупного кинопрокатного рынка. Имеются и проблемы: общим местом стали жалобы на сценарии.

История

За период существования российского кино несколько раз отечественные киноленты удостаивались самой желанной в мире и престижной наградой от Американской академии искусств — премии «Оскар». Она была вручена киноленте «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Эту киноленту документального характера в 1942 г. поставили Илья Копалин и Леонид Варламов. Следующим фильмом, завоевавшим «Оскар», стал «Радуга», снятый в 1944 г. под режиссурой Марка Донского. Мировым триумфом стала картина Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957), победившая на кинофестивале в Каннах. Награду «Оскар» завоевала и всемирно известная экранизация Сергея Бондарчука под названием «Война и мир». Лента отснята в 1968 г. и получила звание самой масштабной и дорогой картины русского кинематографа. Американская награда досталась также шедевру Акиры Куросавы под названием «Дерсу Узала», снятому в 1975 году, во время сотрудничества Японии и СССР. Также «Оскар» получил Владимир Меньшов, который в 1980 г. снял ленту «Москва слезам не верит» и Михалкову Никите, за созданное в 1994 г. творение под названием «Утомленные солнцем». В 2000 году премию получил режиссер художнику-мультипликатору Александру Петрову за лучший короткометражный мультфильм года «Старик и море», снятый по мотивам Эрнеста Хемингуэя. Мультфильм «Старик и море» — совместный проект с участием России, Канады и Японии. От шедевров Сергея Эйзенштейна, Якова Протазанова, Александра Довженко, Льва Кулешова и других «великих немых» до первых звуковых фильмов.

В советское время максимальное количество выпущенных фильмов и мультфильмов достигало пятисот штук в год (1988-1990 гг). Этот уровень удалось восстановить к 2004 году. Современная российская киноиндустрия выпускает по тысячи фильмов (включая мультипликационные и документальные) и тысячи сериальных эпизодов ежегодно.

Кинематограф Российской Империи

Первые в России кинопоказы фильмов основателей мирового кинематографа — французских братьев Люмьер — состоялись в мае 1896 года. И в том же году операторами компании братьев Люмьер были выполнены первые в России съёмки коронации Императора Николая II. Первый постоянный кинотеатр открылся в Санкт-Петербурге в мае 1896 года, и после этого модное развлечение стало быстро распространяться с открытием кинотеатров во всё большем числе городов страны.

На рубеже XIX—XX столетий Россия в основном снимала фильмы короткометражного типа. Их сюжет основывался на жизни семьи монарха. Стали появляться кинотеатры и в них в основном показывали иностранные творения, которые были весьма популярны в то время.

Самым первым фильмом, который сняли в России, была кинолента «Понизовая вольница», выпущенная в 1908 г. Её также знают под названиями «Стенька Разин» или «Стенька Разин и княжна». Он относится к жанру немого кино. Длительность каждой из его сцен не более минуты, а время всего фильма составило почти 6 мин. Но даже эти 6 минут произвели фурор: в снятых «батальных» сценах было задействовано порядка 100 артистов. В основу сюжета вошла песня «Из-за острова на стрежень». Режиссировал ленту Владимир Ромашков, а сценарий писал Василий Гончаров. Руководил созданием кинофильма, а также финансировал его предприниматель Александр Дранков.

В 1907 году был начат выпуск первого отечественного периодического издания, посвящённого кинематографу — журнала «Кино».

Полное становление кинематографа России относится к 1910 г. Стали сниматься киноленты разнообразных жанров. Неизменными оставались лишь военные и исторические темы. К ним подключились мелодрамы и детективы. К тому времени приобрели популярность такие актеры кино, как Иван Мозжухин и Владимир Максимов, а также актриса Вера Холодная,- первые звёзды русского кино.

Статистика производства российских художественных фильмов по годам:

  • 1908 — 8 фильмов,
  • 1909 — 23 фильма,
  • 1910 — 30 фильмов,
  • 1911 — 76 фильмов,
  • 1912—102 фильма,
  • 1913—129 фильмов (18 кинокомпаний),
  • 1914—232 фильма (31 кинокомпания),
  • 1915—370 фильмов (47 кинокомпаний),
  • 1916—499 фильмов (52 кинокомпании).

Кинопромышленники

  • Александр Дранков (Торговый дом Дранкова)
  • Александр Ханжонков (см. Торговый дом Ханжонкова)
  • Пауль Тиман (Торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт»)
  • Иосиф Ермольев (Товарищество И. Ермольева)
  • Михаил Трофимов (Торговый дом «Русь»)
  • Дмитрий Харитонов (Торговый дом Харитонова)

Режиссёры

  • Василий Гончаров
  • Пётр Чардынин
  • Яков Протазанов
  • Виктор Туржанский
  • Вечеслав Сабинский
  • Владислав Старевич
  • Евгений Бауэр
  • Владимир Гардин
  • Вячеслав Висковский

Актёры

  • Александра Гончарова
  • Андрей Громов
  • Иван Мозжухин
  • Ольга Гзовская
  • Вера Каралли
  • Витольд Полонский
  • Иван Перестиани
  • Вера Холодная

Советский кинематограф и 1990-ые годы

После Октябрьской революции молодая советская власть всеми силами пытается сделать кинематограф орудием идеологической борьбы. В сборнике «Кинематограф» за 1919 год было сказано, что новый жанр искусства должен стать могучим агитатором, безмолвным пропагандистом и книгой для неграмотных. Для решения этих задач на экраны регулярно выходят агитационные короткометражки на злобу дня: «Мир хижинам — война дворцам!», «Красноармеец, кто твой враг?», «На фронт!».

В тяжёлые послереволюционные и военные годы нашлись свои кинематографические таланты. В истории развития мирового киноискусства навсегда осталось имя Сергея Эйзенштейна. В то время большой популярностью пользуется приключенческий фильм «Броненосец Потемкин» (1925 г.), который вошёл в перечень лучших фильмов человечества, который был определён в результате международного голосования. В киноленте была воспроизведена череда событий: отказ матросов от червивого борща, восстание на судне, расстрел солдатами толпы на ступеньках одесской лестницы, залп орудий броненосца, поднятие красного флага на мачте. Фильм был снят в определённом политизированном контексте, однако в нём был сделан упор на связанные с гуманистическими традициями общечеловеческие мотивы. Ярчайшим подтверждением этого может служить эпизод на одесской лестнице. Здесь режиссёр показал спускающуюся сверху безликую шеренгу солдат и в противовес ей мгновенные зарисовки человеческих судеб: коляска с ребёнком, бегущая по лестничным уступам, и обезумевшая от горя мать с телом застреленного сына на руках.

Постепенно начали появляться разные жанры, например, воспитательные фильмы, среди которых можно выделить «Путёвку в жизнь» (1931 г.) режиссёра Николая Экка. Тогда же появляется и жанр звуковой комедии, звёздами которой были Любовь Орлова, Леонид Утёсов, Владимир Зельдин и Марина Ладынина. В эти годы на экраны выходят такие шедевры советского кинематографа, как: «Весёлые ребята» (1934 г.) режиссёра Григория Александрова, снятые Иваном Пырьевым киноленты «Богатая невеста» (1937 г.), «Трактористы» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.) и фильм Леонида Лукова «Два бойца» (1943 г.). 30-40-е гг. для развития советского кинематографа были весьма неопределёнными. На него влиял период правления Сталина, существующее жёсткое цензурирование каждой работы, идеологическая подоплёка, а также тематика самопожертвования к советскому строю. Но даже в эту сложную эпоху кино заблистало новыми звёздами такими, как режиссёр Григорий Александров, киноактрисы Валентина Серова, Любовь Орлова и Августа Миклошевская.

До середины 1950-х советские киноленты отличались небольшой известностью в мире. Этому поспособствовал «железный занавес» и тот факт, что западные страны негативно относились к политике СССР. Народ же был в восторге от кинокартин: кинотеатры всегда были заполнены желающими посмотреть работы диковенной на тот момент киноиндустрии.

Период «оттепели» и новое поколение режиссёров поспособствовали ренессансу отечественной кинематографии. Выпуск фильмов стал быстро расти, что было особенно заметно на фоне «малокартинья» предшествующих лет. Киноискусство стало ориентироваться на реальную жизнь. Возрождалась серьёзная, некомплиментарная критика, профессиональные обсуждения кинолент. Постепенно вырабатывалась новая эстетика «оттепельного» кинематографа, внешне сходная с итальянским неореализмом.

Поворот к человеку в кино начался с фильма В. Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова» (1954 г.), посвящённого драме разрушенной войной семьи, и И. Хейфица «Большая семья» (1954 г.), в котором рассказывалась история рабочей семьи. Главными героями картин всё чаще становились обычные люди со своими недостатками и простыми житейскими заботами. Подобными кинематографическими рассказами стали фильмы: «Весна на Заречной улице» (М. Хуциев, 1956 г.), «Дело Румянцева» (И. Хейфиц, 1956 г.), «Дело было в Пенькове» (С. Ростоцкий, 1958 г.), «Простая история» (Ю. Егоров, 1960 г.), «Девчата» (Ю. Чулюкин, 1962 г.), «Живёт такой парень» (В. Шукшин, 1962 г.), «Девять дней одного года» (М. Ромм, 1962 г.), «Я шагаю по Москве» (Г. Данелия, 1964 г.) и многие другие. Характерные образы тех лет создали такие актёры, как Н. Рыбников, А. Баталов, Н. Румянцева, Н. Мордюкова, В. Шукшин.

Возрождался жанр комедии, особенно исчезнувший после войны. Триумфальный успех имели «Карнавальная ночь» (Э. Рязанов, 1956 г.), «Солдат Иван Бровкин» (И. Лукинский, 1955 г.).

Выдающихся успехов достигла отечественная кинематография в фильмах на военную тему, таких, как «Летят журавли» (М. Калатозов, 1957 г.), «Баллада о солдате» (Г. Чухрай, 1959 г.), «Судьба человека» (С. Бондарчук, 1959 г.), «Иваново детство» (А. Тарковский, 1962 г.), «Живые и мёртвые» (А. Столпер, 1963 г.).

Однако цензура советского режима продолжала функционировать, вплоть до редактирования сценариев и актёрских образов, то есть всего, что наводило тень на коммунистический строй. Многие киноленты, получившие впоследствии признание критиков и зрителей, с трудом проходили через цензурные барьеры. Нелегко складывалась судьба первого фильма Чухрая «Сорок первый», снятого в 1956 г. по рассказу Б. Лавренева, о любви девушки-красноармейки и белогвардейского поручика. Работа М. Швейцера «Тугой узел» (1956 г.) дошла до зрителя лишь в 1989 г.[1] Сложной оказалась судьба картины «Застава Ильича» режиссёра М. Хуциева. Автору пришлось переделать фильм, и в 1965 году он был выпущен на экраны под названием «Мне двадцать лет».

В 1970-х гг.большой интерес вызывали кинокартины В. Шукшина, А. Митты, Л. Гайдая, Э. Рязанова, Н. Михалкова. Самым кассовым в эти годы стал фильм В. Меньшова «Москва слезам не верит» (1979 г.). Однако работы таких талантливых мастеров, как Андрей Тарковский, Алексей Герман, Кира Муратова, Сергей Параджанов, не стали достоянием широкой киноаудитории.

Перестройка в кино началась с выхода на экран «полочных» (около двух сотен запрещённых) фильмов: «Тугой узел» М. Швейцера, «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин» А. Германа, «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А. Арнольдова. Развитие получила кинодокументалистика, тематический диапазон которой расширился от освещения «белых пятен» истории («Больше света», режиссёр М. Бабак) до постановки острых социальных проблем («Легко ли быть молодым?», режиссёр Ю. Подниекс). Самым крупным событием тех лет стал фильм Т. Абуладзе «Покаяние» (1987 г.), в котором впервые в философско-аллегорической форме раскрывалась тема сталинизма.

В 1990-е гг. кинематограф России претерпел переломный момент. Произошедшая перестройка оставила свой отпечаток на кинематографе: в кинолентах прослеживаются моменты негативизма и провокаций. Десятилетие отметилось повсеместным упадком кинопроизводства и кинопроката; на рыночных основах популярность набрали эффектные американские фильмы. Произошёл резкий спад кинопроизводства: если в 1980-х гг ежегодно выходило более 400 фильмов, то в 1990-х количество уменьшилось в 3 раза. Критическое состояние отечественного кинопроизводства потребовало принятия в 1996 году отдельного закона о поддержке кинопроизводства.[2] Хотя предусмотренные законом меры не были реализованы в полном объеме, наметился рост производства фильмов.

Кинокомпании

  • Мосфильм
  • Арменфильм
  • Рижская киностудия
  • Казахфильм
  • Киевнаучфильм
  • Свердловская киностудия
  • Союздетфильм
  • Союзмультфильм
  • ТО «Экран»
  • Таджикфильм
  • Ялтинская киностудия
  • Госкинпром грузии
  • Киностудия им. М. Горького
  • Киевская киностудия
  • Киностудия им. А. Довженко

Режиссёры

  • Абдрашитов Вадим Юсупович (род.1945) [61]
  • Бондарчук Сергей Фёдорович (1920—1994) [62]
  • Гайдай Леонид Иович (1923—1993) [63]
  • Герасимов Сергей Аполлинариевич (1906—1985) [64]
  • Герман Алексей Юрьевич (1938—2013) [65]
  • Говорухин Станислав Сергеевич (1936—2018) [66]
  • Данелия Георгий Николаевич (1930—2019) [67]
  • Дружинина Светлана Сергеевна (род.1935) [68]
  • Лиознова Татьяна Михайловна (1924—2011) [69]
  • Лунгин Павел Семёнович (род.1949) [70]
  • Марягин Леонид Георгиевич (1937—2003) [71]
  • Мельников Виталий Вячеславович (1928—2022) [72]
  • Михалков Никита Сергеевич (род.1945) [73]
  • Наумов Владимир Наумович (1927—2021) [74]
  • Ростоцкий Станислав Иосифович (1922—2001) [75]
  • Рязанов Эльдар Александрович (1927—2015) [76]
  • Соловьёв Сергей Александрович (1944—2021) [77]
  • Тарковский Андрей Арсеньевич (1932—1986) [78]
  • Тодоровский Пётр Ефимович (1925—2013) [79]
  • Трегубович Виктор Иванович (1935—1992) [80]
  • Шахназаров Карен Георгиевич (род.1952) [81]
  • Швейцер Михаил Абрамович (1920—2000) [82]

Мультипликация

Выдающиеся мультфильмы, в основном по сюжетам известных сказок, сняли режиссёры:

  • Михаил Цехановский – «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950 г.)[83], «Каштанка» (1952 г.)[84], «Царевна-лягушка» (1954 г.)[85].
  • Иван Иванов-Вано – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (1951 г.)[86], «Двенадцать месяцев» (1956 г.)[87].
  • Лев Атаманов – «Аленький цветочек» (1952 г.)[88], «Золотая антилопа» (1954 г.)[89], «Снежная королева» (1957 г.)[90].
  • Юрий Норштейн – «Ёжик в тумане» (1975 г.)[91], «Сказка сказок» (1979 г.)[92].
  • Леонид Шварцман – «Котёнок по имени Гав» (1976–1982 гг.)[93].
  • Владимир Попов – «Бобик в гостях у Барбоса» (1977)[94], «Трое из Простоквашино» (1978)[95], «Каникулы в Простоквашино» (1980)[96], «Зима в Простоквашино» (1984)[97].
  • Вячеслав Котёночкин – «Ну, погоди!» (сериал) (1969-1994)[98].
  • Гарри Бардин – «Серый волк энд Красная Шапочка» (1990 г.).
  • Александр Петров – «Корова» (1989 г.)[99], «Сон смешного человека» (1992 г.)[100], «Русалка» (1996 г.)[101], «Старик и море» (1999 г.)[102].

2000-е годы

Новая эпоха российского киноискусства совпала с началом XXI века, когда закончились кризисные годы отечественного кинопроизводства при отсутствии денег и зрительского интереса, которое пришлось на конец 1980-х-1990-е годы.

В 2000-х годах успешными были работы режиссёров: Павла Чухрая, Александра Сокурова, Алексея Учителя, Алексея Балабанова, Станислава Говорухина, Павла Лунгина, Глеба Панфилова, Николая Досталя и др.

В это время появились сериалы, ставшие отечественной классикой: Идиот (2003 г.)[103], Участок (2003 г.)[104] и Заколдованный участок (2006 г.)[105] Диверсант (2004 г.[106], 2007 г.[107]), Мастер и Маргарита (2005 г.)[108], Статский советник (2005 г.)[109], Ликвидация (2007 г.)[110], Морской патруль (2008 г.[111], 2009 г.[112]) и др.

Современный кинематограф

Режиссёры

Знаменательные фильмы

  • 28 панфиловцев (2016) [113]
  • Огонь (2020) [114]
  • Экипаж (2016) [115]
  • Движение вверх (2017) [116]
  • Последний богатырь (2017) [117]
  • Сталинград (2013) [118]
  • Битва за Севастополь (2015) [119]
  • Крепость (2011) [120]
  • Годунов (сериал) (2018) [121]
  • Викинг (2016) [122]
  • Тобол (2018) [123]
  • Гоголь. Начало (2017) [124], Гоголь (2018) [125], Гоголь. Вий [126]
  • Вий 3D (2014) [127]
  • Лёд (2018) [128]
  • Мастер (сериал) (2021) [129]
  • Кухня (сериал) (2012—2016) [130]
  • Молодёжка (сериал) (2013—2019) [131]
  • Аванпост (2019) [132]
  • Притяжение (2017) [133]
  • Угрюм-река (сериал) (2020) [134]

Знаменательная мультипликация

  • режиссёры Илья Максимов (род.1970)[135] и Денис Чернов (род.1970)[136]:
  • Смешарики (сериал) (2003-2012) [137]
  • Смешарики. Новый сезон (сериал) (2020-...) [138]
  • Добрыня Никитич и Змей Горыныч (2006) [139]
  • Три богатыря и Наследница престола (2018) [140]
  • режиссёр Константин Бронзит (род.1965)[141]:
  • Алёша Попович и Тугарин Змей (2004) [142]
  • режиссёр Владимир Торопчин (род.1965)[143]:
  • Илья Муромец и Соловей Разбойник (2007) [144]
  • режиссёры Олег Кузовков (род.1960)[145], Олег Ужинов (род.1968)[146], Денис Червяцов (род.1969)[147]:
  • Маша и Медведь (сериал) (2009-...) [148].

Мультсериал «Смешарики» стал первым суперуспешным российским анимационным проектом в мире, его показывают в 94 странах мира и на 23 языках.

Мультсериал «Маша и Медведь» стал самым популярным за всю историю человечества. Он показывается телеканалами и интернет-платформами в 100 странах мира. 31 января 2012 года на youtube-канале Get Movies была опубликована 17-я серия мультфильма – «Маша плюс каша».[149] Сначала серия «Маша плюс каша» стала первым отечественным роликом на просторах интернета, набравшим более 1 миллиарда просмотров. Это было в 2016 году. В 2022 году, по прошествии ровно 10 лет, данная серия набрала 4,48 миллиарда просмотров. (На отдельном российском интернет-канале серия набрала 136 млн просмотров.[150])

Кинопродюсеры

  • Сергей Сельянов [151]
  • Александр Дулерайн [152]
  • Георгий Малков [153]
  • Анатолий Максимов [154]
  • Ренат Давлетьяров [155]
  • Сергей Ливнев [156]
  • Эдуард Илоян [157]
  • Фёдор Бондарчук [158]
  • Тимур Бекмамбетов [159]
  • Евгений Никишов [160]
  • Егор Юзбашев [161]
  • Игорь Угольников [162]
  • Валерий Тодоровский [163]
  • Игорь Толстунов [164]
  • Алексей Пиманов [165]
  • Константин Эрнст [166]

Кинопрокат

В России насчитывается около 2 тысяч кинотеатров. Благодаря государственной поддержки за 2010-е годы в регионах удалось обновить и открыть новые кинозалы, общее количество которых достигло около 5 тысяч.

Таблица «Распеделение российских кинотеатров по количеству залов (на 1 июля 2022 года)»

Количество кинотеатров Доля по количеству залов
1-зальные 1110 22 %
2 зала 260 10 %
3 зала 149 9 %
4 зала 149 12 %
5 залов 109 11 %
6 залов 94 11 %
7 залов 70 10 %
8 залов 42 7 %
9 залов 22 4 %
10 залов 6 1 %
11 залов 5 1 %
12 залов 5 1 %
15 залов 1 0,3 %

Сеть кинотеатров в стране хорошо развита, несмотря на трудности в конкуренции за зрителя.

В советское время построенные государством кинотеатры имели неконкурентное, бюджетное положение и показывали только советские кинофильмы, разбавляя их индийскими, французскими и стран соцлагеря. Однако с появлением в 1980-х, а особенно в 1990-х годах (в западных странах гораздо раньше) цветных телевизоров и зарубежной домашней кинотехники начала разваливаться кинопрокатная сеть из-за огромного оттока билетных зрителей. Далее большой проблемой для кинопроизводителей стало распространение компьютерной техники и пиратских копий фильмов среди населения. Ситуация постепенно нормализовалась через естественную конкуренцию кинотеатров за зрителей и рост благосостояния населения. Сейчас конкуренция внутри кинопрокатной отрасли усилилась появлением довольно качественных онлайн-медиаплатформ через Интернет и из-за большого количества оффлайн-медиа — прежде всего десятков тематических кинотелеканалов и общих телеканалов.

В 2017 году Россия обогнала Францию и стала крупнейшим кинорынком Европы — за год в России было продано 212 млн билетов в кино, а во Франции только 209 млн. Четверть билетов (и кассовых сборов) пришлась на фильмы отечественного производства.[167] В 2018—2021 годах кинопрокатное лидерство в Европе Россия сохранила.

Действующие кинофестивали

В российских регионах ежегодно проходит более 100 кинофестивалей, а самые престижные из них:

  • Дух огня [168]
  • Золотой Витязь [169]
  • Кинотавр [170]
  • Киношок [171]
  • Московский Международный Кинофестиваль [172]
  • Послание к человеку [173]
  • Санкт-Петербургский Международный Кинофестиваль [174]
  • Сталкер [175]
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. В 1956 году автор смонтировал значительно изменённый вариант фильма, который под другим названием — «Саша вступает в жизнь» — был выпущен на экраны.
  2. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»