Русский мир: различия между версиями
Нет описания правки |
|||
Строка 10: | Строка 10: | ||
== О характере о сущности Русского мира== | == О характере о сущности Русского мира== | ||
Считается, что нравственное ядро русских ценностей сформировано в основном [[Русское православие|Православием]]. Однако в ходе более чем тысячелетней истории России на формирование русской парадигмы оказали влияние культуры многих народов Русской равнины и Евразии, да и сами природные условия тоже сыграли определённую роль в формировании как общего [[Русский национальный характер|русского национального характера]], так и национального характера отдельных народностей Русского мира. Множество мусульман, иудеев и представителей других религий могут с полным правом относить себя к Русскому миру | Считается, что нравственное ядро русских ценностей сформировано в основном [[Русское православие|Православием]]. Однако в ходе более чем тысячелетней истории России на формирование русской парадигмы оказали влияние культуры многих народов Русской равнины и Евразии, да и сами природные условия тоже сыграли определённую роль в формировании как общего [[Русский национальный характер|русского национального характера]], так и национального характера отдельных народностей Русского мира. Множество мусульман, иудеев и представителей других религий могут с полным правом относить себя к Русскому миру: не случайно возникли такие понятия, как русский еврей, русский немец и т.д. Российский/русский народ, даже понимаемый в узко этническом смысле, на самом деле представляет собой совокупность потомков множества народностей Русской равнины, Сибири и сопредельных регионов. | ||
Таким образом, понятие русского мира не уже, а шире, чем понятие [[Россия]]. На первый взгляд, в качестве аналогов Русского мира можно назвать такие межгосударственные объединения, как Британское содружество и Франкофония, однако там идёт речь о содружествах бывших колоний Британии и Франции, причём многие из этих колоний продолжают оставаться в неоколониальной зависимости. В случае же Русского мира речь идёт о формировании гораздо более равноправных, близких и родственных отношений между обществами ряда стран, которые веками и тысячелетиями были соседями друг друга, вели постоянный культурный и экономический обмен, и долгое время находились в рамках одного государства как его полноправные части, формируя единую культуру. | Таким образом, понятие русского мира не уже, а шире, чем понятие [[Россия]]. На первый взгляд, в качестве аналогов Русского мира можно назвать такие межгосударственные объединения, как Британское содружество и Франкофония, однако там идёт речь о содружествах бывших колоний Британии и Франции, причём многие из этих колоний продолжают оставаться в неоколониальной зависимости. В случае же Русского мира речь идёт о формировании гораздо более равноправных, близких и родственных отношений между обществами ряда стран, которые веками и тысячелетиями были соседями друг друга, вели постоянный культурный и экономический обмен, и долгое время находились в рамках одного государства как его полноправные части, формируя единую культуру. |
Версия от 14:11, 8 апреля 2016
|
|
Русский мир (Русь) — цивилизационная надгосударственная общность, связанная русской в широком смысле слова культурой, подразумевающей взгляд на Человечество, как на большую семью, но с пониманием того, что ближайшими родственниками России в рамках этой семьи являются культурно и исторически родственные ей страны. Основным базисом русской культуры является стремление к справедливости.
Границы русского мира примерно совпадают с границами распространения русского языка, который является ключевой частью русской культуры. Поскольку русскоязычные люди в заметном числе живут в большинстве стран мира и на всех континентах, то в некотором смысле русский мир является трансграничной общностью.
Помимо языка, в основе русского мира лежит определённое представление о нравственных ценностях, связанных с традиционными представлениями о семье и любви, о справедливости и труде, о государстве и межгосударственных отношениях. Далеко не все русскоязычные и не все жители Русского мира вполне осознают эти ценности и не все их открыто поддерживают, однако, тем не менее, они укоренены в языке и культуре, в историческом и государственном опыте.
О характере о сущности Русского мира
Считается, что нравственное ядро русских ценностей сформировано в основном Православием. Однако в ходе более чем тысячелетней истории России на формирование русской парадигмы оказали влияние культуры многих народов Русской равнины и Евразии, да и сами природные условия тоже сыграли определённую роль в формировании как общего русского национального характера, так и национального характера отдельных народностей Русского мира. Множество мусульман, иудеев и представителей других религий могут с полным правом относить себя к Русскому миру: не случайно возникли такие понятия, как русский еврей, русский немец и т.д. Российский/русский народ, даже понимаемый в узко этническом смысле, на самом деле представляет собой совокупность потомков множества народностей Русской равнины, Сибири и сопредельных регионов.
Таким образом, понятие русского мира не уже, а шире, чем понятие Россия. На первый взгляд, в качестве аналогов Русского мира можно назвать такие межгосударственные объединения, как Британское содружество и Франкофония, однако там идёт речь о содружествах бывших колоний Британии и Франции, причём многие из этих колоний продолжают оставаться в неоколониальной зависимости. В случае же Русского мира речь идёт о формировании гораздо более равноправных, близких и родственных отношений между обществами ряда стран, которые веками и тысячелетиями были соседями друг друга, вели постоянный культурный и экономический обмен, и долгое время находились в рамках одного государства как его полноправные части, формируя единую культуру.
В значительной мере основной ареал Русского мира совпадает с территорией Евразийского союза, включая его действующих членов и наиболее вероятных кандидатов на вступление. Однако потенциально Евразийский союз может принять в себя и достаточно далекие от русской культуры страны Евразии, и наоборот, к русскому миру можно отнести многих жителей неевразийских стран, в том случае если эти люди являются носителями культурных традиций народов России.
История
988 год — до Крещения Руси в 988 году нашу страну населяли даже не народы, а племенные союзы славянского, финно-угорского, тюркского, а также, вероятно, скандинавского и балтского происхождения, объединённые большей частью налоговой зависимостью и существенно различавшиеся, помимо всего прочего, даже религиозными воззрениями. Именно начиная с Крещения и распространения православия пошёл полноценный процесс объединения страны в единую нацию. Однако полностью этот путь в древнерусскую эпоху так и не был пройден, так как феодальная раздробленность вскоре породила новые внутренние разделительные линии. Тем не менее, именно в это время сформировалась значительная часть Русского мира — от попавшей на тысячу лет под венгерское управление Подкарпатской Руси до сохранивших независимость Центральной России и Новгородской земли.
1238—1240 года — следующим этапом в становлении Русского мира стало Ордынское нашествие и последующее Иго, в ходе которых окончательно забылись древние племенные отношения. К сожалению, одновременно с этим окрестности Киева практически обезлюдели, в результате чего западнорусские земли вскоре подверглись завоеванию языческой поначалу Литвой и католическими Венгрией и Польшей, которые не слишком успешно пытались склонить население к переходу в католичество.
15 августа 1327 года — на праздник Успения Пресвятой Богородицы (ныне 28 августа по новому стилю) в Московском кремле освещается каменный Успенский собор, в котором завещал похоронить себя умерший несколько ранее митрополит всея Руси Пётр, ранее перенесший в Москву митрополичью кафедру и пророчествовавший о возвышении Москвы в этом случае. В тот же день в Твери вспыхивает восстание, закончившееся убийством близкого родственника хана Золотой Орды Узбека, в результате чего Великое Княжение окончательно уходит в руки московских князей, ещё со времён Даниила Московского в среднем в заметно большей степени заботившихся о духовной стороне дела. Мудрый Иван Калита сумел сделать так, что для подвластных ему земель Иго закончилось.
8 сентября 1380 года — в результате судьбоносной в цивилизационном плане Куликовской битвы, как считает большинство историков, фактически родилась современная российская идентичность. Впервые было выставлено крупное совместное войско под единым командованием — это позволило достичь настолько ощутимого результата, а общие потери настолько сблизили сражавшихся, что, по выражению историка Льва Гумилёва «На Куликово поле пришли москвичи, владимирцы и так далее, в том числе и литовцы, а вернулись с Куликова поля русские».[3]
1383 год — святой Стефан, первый епископ Пермский, начинает крещение коми, для чего впервые создаёт местную грамматику.
1387 год — вскоре после Куликовской битвы под давлением Запада к находящемуся на грани распада, но агрессивному по отношению к Православию Католическому миру присоединилась и Литва. Однако в те же 1380-е в Европе началось движение, позднее, в начале 1500-х приведшее к Реформации, в результате чего в граничащих с Россией Литве, Ливонском Ордене и Швеции тоже было не всё в порядке.
1425—1453 года — последняя гражданская война в России из-за престолонаследия окончательно отбивает охоту у населения поддерживать узурпаторов из числа удельных князей.
1480 год — отчасти благодаря разладу как в Европе, так и в Орде в 1480 году Россия стала полностью независимой от Орды. Однако следует иметь в виду, что население страны по-прежнему оставалось многонациональным и многоконфессиональным — на Руси было и управлявшееся потомками Чингисхана Касимовское ханство, и многочисленные «свои поганые» (то есть «свои язычники») — ещё не крещённые к тому времени народы Севера и Поволжья.
16 января 1547 года — с венчанием первого русского Царя Всея Руси — Ивана IV Грозного на царство Россия фактически официально заявила о претензии на лидерство в цивилизационном проекте объединения Русского мира. Для того времени это был очень важный шаг — не зря его поначалу даже держали в секрете, а признание царского титула растянулось на десятилетия по тем же причинам, по которым Русский мир не хотят признавать многие современные враги России.
2 октября 1552 года — очередная осада Казани привела ко взятию города и избавлению страны от угрозы набегов с востока. Казанское ханство, населённое преимущественно мусульманами, стало равноправной частью России и татарские князья (бывшие «сироты казанские») стали полноправной частью государственной элиты (от них пошли многие известные дворянские роды — Юсуповы, Карамзины и т. д.).
4 ноября 1612 года — К началу XVII века Русь уже присоединила основную часть бывшей Орды, отбиваясь за укреплёнными линиями от набегов из Крыма и Кавказа, где последние оставшиеся осколки Орды оказались вассалами Турции. Присоединённые к России в XVI веке народы Поволжья уже в Смутное время показали себя настоящей частью Русского мира, активно участвуя в изгнании интервентов из страны, вследствие чего день победы ополчения Минина и Пожарского ныне отмечается в России как День народного единства (тот же Кузьма Минин был потомком татар).
8 (18) января 1654 года — Переяславская Рада принимает решение о воссоединении Гетманщины с Россией.
26 июня 1685 года — после первой героической обороны против многократно превосходящих манчжурских войск пал прославившийся позднее Албазинский острог на Амуре. Основная часть выживших защитников острога доставлена в Пекин, где стала служить в китайской императорской гвардии. Их потомки — албазинцы — хотя и превратились внешне практически в китайцев, сохранили веру и в дальнейшем не раз становились опорой Православия в Китае.
16 (27) октября 1700 года — умирает Патриарх Московский и Всея Руси Адриан, после чего в угоду сиюминутным политическим интересам Пётр I запрещает выборы нового Патриарха, а в 1721 году вместо него создаёт гражданский коллективный орган церковного управления — Синод, что впоследствии, вероятно, стало одной из глубинных причин революций 1917 года и советских гонений на церковь, которая из автономного института превратилась практически в государственный орган Российской Империи.
22 октября (2 ноября) 1721 года — Пётр I принимает от Сената и Синода титул Императора Всероссийского, что указывало на то, что Россия претендует на если не на мировое господство, то на роль центра отдельного мира-цивилизации. Дело в том, что ещё несколькими веками ранее — до Реформации 1500-х гг. в Европе была ещё жива, хоть и не поддерживалась папством, концепция Империи как единого государства всех христиан, которое со временем должно было распространиться на весь мир, а к 1721 году установившийся в Европе плюрализм религий привёл к тому, что империй стало много.
1767 год — под давлением России в Речи Посполитой прекращаются притеснения православных и протестантов.
29 февраля 1768 года — католические магнаты Речи Посполитой создали Барскую конфедерацию с целью вернуть себе господствующее положение в стране и начали гражданскую войну. Россия поддержала короля против конфедератов, но одновременно с этим вела войну с Турцией.
19 февраля 1772 года — Пруссия и Австрия, договорившись между собой, принудили воюющую на два фронта Россию одобрить первый раздел Речи Посполитой. В результате все земли Речи Посполитой восточнее Западной Двины и Днепра отошли к России, но населённые русскими Галиция и Буковина достались Австрийской Империи. Екатерина II по этому поводу сильно переживала.
29 марта 1790 года — воспользовавшись очередной русско-турецкой войной Речь Посполитая решила порвать с Россией путём заключения кабального договора с Пруссией.
3 мая 1791 года — Речь Посполитая принимает новую конституцию, явно противоречащую договору с Пруссией, а также интересам России, местных олигархов (магнатов) и безземельного дворянства (шляхты), образовавшие оппозиционную Тарговицкую конфедерацию.
1792 год — Россия при поддержке Австрии и Пруссии вмешивается в начавшуюся в Речи Посполитой гражданскую войну.
23 января 1793 года — Россия и Пруссия подписывают договор о Втором разделе Польши, в результате чего к России отошли земли восточнее линии Динабург — Пинск — Збруч, в том числе вся Центральная Украина и Центральная Белоруссия.
1794 год — в Польше ревизионистское восстание Костюшко под лозунгом возвращения контроля над русскими землями. Совместными усилиями России, Пруссии и Австрии, а также их местных сторонников восстание подавлено.
24 октября 1795 года — утомлённые поляками соседи решают покончить с проблемой радикально — в результате Третьего раздела Речь Посполитая полностью перестаёт существовать, к России отходят все её населённые русскими области, кроме оказавшихся ранее в составе Австрии.
18 октября 1867 года — в условиях реальной угрозы захвата со стороны недружественных США и Англии, США продана Аляска, индейцы которой уже были крещены в Православие преподобным Германом Аляскинским. Сделка привела к политическому кризису в США, поскольку, как выяснилось, для замены военного захвата на мирную продажу российский посланник подкупил немало официальных лиц. Позднее США нарушили сроки оплаты покупки, но затем СССР подтвердил отсутствие претензий по контракту.
1868 год — святой Николай Японский переубеждает и крестит под именем Павел пришедшего его убить бывшего самурая Такума Савабэ, впоследствии первого православного священника японского происхождения. Только за последующие два года 4000 японцев принимают Православие.
1914-1918 гг. — геноцид относящей себя к Русскому миру части населения Западной Украины (Прикарпатья) и Подкарпатской Руси (Закарпатья). Десятки тысяч карпатских русин, в том числе женщин и детей, погибли в австрийских концлагерях во время Первой мировой войны.
1915 год — в ходе стратегического отступления 1915 года во время Первой мировой войны эвакуировано почти всё русское население Привислянского края (нынешней Польши), а также значительная часть считающих себя частью Русского мира из Прикарпатья, Литвы и Западной Белоруссии, что создало благоприятную обстановку для местных националистов, которые вскоре стали активно притеснять православных, отбирая храмы, а в Варшаве был снесён монументальный Александро-Невский собор.
3 марта 1918 года — в результате подписания Брестского мира русские стали одним из самых разделённых народов планеты. В результате местами, например в Выборге, случился геноцид русского населения.
1939-1940 гг. — в состав СССР вернулись Западная Белоруссия, Западная Украина (Прикарпатье), Литва, Латвия, Эстония, Бессарабия и Карельский перешеек с Выборгским заливом.
1945 год — по результатам Второй Мировой Войны в состав СССР вернулись Закарпатье, Южный Сахалин и Курильские острова. Частично присоединена бывшая Восточная Пруссия (ныне Калининградская область и окрестности Клайпеды). Возобновлена аренда КВЖД и военно-морских баз Гангут и Порт-Артур. В зону влияния Русского мира попали почти вся Восточная Европа, Северная Корея и коммунистический Китай.
4 октября 1957 года и 12 апреля 1961 года — СССР осуществил полёты первого спутника и первого человека в космос. В результате этих событий стремление Русского мира к всестороннему развитию, в том числе и освоению Космоса, дополнительно усилилось.
25-26 декабря 1991 года — в результате ликвидации (распада) СССР русские снова стали одним из самых разделенных народов мира.
19 января 1992 года — в ходе референдума в Южной Осетии 99,89 % голосовавших поддерживают воссоединение с Россией.
1990-1992 — Приднестровье отделилось от Молдавии.
21 мая 2006 года — под неприкрытым давлением извне в Черногории прошёл референдум о выходе из состава Югославии, на котором с минимальным перевесом победили сторонники отделения, в результате чего страна объявила о самостоятельности. Несмотря на глубокие духовные связи основной части местного населения с Россией, полностью контролируемое Западом руководство, помимо этого, также поддерживает создание местной раскольничей «церкви» как на Украине, вступление в Евросоюз и антироссийские санкции 2014 года.
8 августа 2008 года — Россия приходит на помощь Южной Осетии и Абхазии при попытке поставленного США президента Грузии Михаила Саакашвили военным путём присоединить ранее отколовшиеся от Грузии из-за действий националистически настроенных грузинских властей регионов. В течение пяти дней российские армия и флот одержали убедительную победу. Также Россия признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами.
Сентябрь 2006 — референдум в Приднестровье «о присоединении к России», 97 % участников проголосовали «за».
6 июня 2012 года — по результатам референдума русский язык стал одним из двух государственных в Южной Осетии.
18 марта 2014 года — подписан договор о воссоединении Крыма и Севастополя с Россией, что стало первым примером полной реинтеграции разделённых частей Русского мира.
Современный состав Русского мира
Состав по странам
Целиком и практически безоговорочно в Русский мир на данный фактически входят Россия и частично признанные страны, формальное воссоединение которых с Россией задерживается только в силу внешнеполитических осложнений, причём соответствующие референдумы, аналогичные Крымскому, давным-давно проведены. К таковым можно отнести:
Условно туда же можно отнести и сражающиеся республики Новороссии, в которых соответствующего референдума не проводилось, но зато проводятся мероприятия по унификации законодательства и образования с Россией:
К близким России, но не готовым на полную интеграцию, относятся следующие страны и регионы:
Страны, часть населения которых можно отнести к Русскому миру, но руководство которых относится к России нейтрально, иногда дружественно, иногда наоборот:
- Азербайджан
- Черногория
- Узбекистан
- Туркменистан
- Финляндия
- Нагорно-Карабахская Республика
- Монголия
- Израиль
Страны со в целом отрицательно настроенным к Русскому миру руководством, но имеющие заметную часть населения, явно к нему относящегося:
- Украина
- Латвия
- Эстония
- Молдавия
- Грузия — имеет почти полностью православное население, однако полностью сосредоточенное на собственной исключительности, как и на Западной Украине.
- Болгария — то же, что в Грузии.
Страны, которые связаны с Русским миром только наличием большого числа носителей русского языка, но, в массе своей, не русской культуры и не слишком дружественные:
Страны, которые имеют некоторые исторические и культурные связи с Русским миром, и при этом положительно (иногда с недавних пор) настроены по отношению к нему и тесно с ним связаны в других областях:
Также можно отметить более дальние, но явно дружественные по отношению к ценностям Русского мира страны:
Страны, которые являются каноническими территориями Русской Православной Церкви, хоть и представляют собой практически отдельные миры:
Проблемы русского мира
Распространение националистических идеологий русофобского толка в Русском мире
Возникшие, как правило, под серьёзным внешним влиянием, националистические идеологии русофобского толка на данный момент имеют большое влияние во многих частях Русского мира. На данный момент не секрет, что за становлением, например «украинства» стояли Австро-Венгерские спецслужбы, а национальные «голоса», вещавшие на территорию СССР во время Холодной войны делали всё, чтобы перессорить народы Советского Союза друг с другом, что достигалось по большей частью внушением чувства собственной исключительности.
На данный момент такого рода деятельность продолжается на всей территории Русского мира — националистические НКО организуются даже в России. Да и властями русофобско-националистические настроения взращиваются от находящихся фактически под внешним управлением США Украины и Японии до Беларуси, где национальными героями делают литовцев и поляков.
Следует отметить, что во многих случаях этому способствует другая культура и религия — в частности, прибалтийским народам, исповедующим протестантизм, тесно связанный с индивидуализмом, совсем не близко понятие государства как семьи. Также здесь отрицательную роль сыграл культ «простого парня» времён СССР — ведь русским, общаясь с ними, стоило бы проявить чуток аристократичности и быть просто предельно вежливыми, поскольку, например, обращение не на «Вы» от незнакомого человека, обычное в России, для жителей Прибалтики равносильно оскорблению.
Сюда же можно отнести попытки создания всевозможных сект под предлогом «возврата к корням» и т. п., включая попытки создания так называемого «русского» национализма на основе свежевыдуманных реконструкций славянского язычества.
Попытки подмены истории
Основная статья: Русофобские исторические мифы.
Широко распространённая практика, когда реальную историю заменяют русофобскими историческими мифами. Может иметь направленность на подрыв любого из устоев Русского мира, причём многие из соответствующих мифов в советское время поддерживались официально. Типичными направлениями таких попыток являются:
- Очернение национальных символов и героев
- Изображение действий или жизни России в прошлом в неприглядном свете с намеренным искажением истории или тенденциозным подбором фактов
- Принижение достижений России и её народа в прошлом
- Прославление предателей и негодяев из отечественного прошлого
- Осветление и прославление образов исторических врагов Русского мира
- Откровенное сочинение русофобских вариантов истории, часто даже с целыми выдуманными народами типа «древних укров»
См. также
Ссылки
[ + ] Русский мир
|
|||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
[ + ] Историософия и геополитика
|
|
---|---|