Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 8: Строка 8:
[[File:Kirov1941-2.jpg|thumb|150px|right|Легкий крейсер «Киров» проекта 26]]
[[File:Kirov1941-2.jpg|thumb|150px|right|Легкий крейсер «Киров» проекта 26]]
=== Легкие крейсера проекта 26 ===
=== Легкие крейсера проекта 26 ===
Первые крупные корабли, заложенные при советской власти строились на основе итальянского опыта и, отчасти, комплектующих. От зарубежных аналогов резко отличались тем, что не стесненный рамками Вашингтонских соглашений об ограничении гонки вооружений на море Советский Союз установил на корабли 180 мм орудия, значительно превосходившие разрешенные Вашингтонским договором для этого класса кораблей 152 мм артиллерийские системы. В целом, несмотря на в целом неудачное главное артиллерийское вооружение крейсера положили начало возрождению отчественного кораблестроения и океанского флота, которые были низведены поле революций на весьма невысокий уровень. Стоимость серийного крейсера этого проекта с вооружением составляла в текущих ценах 150 млн. рублей<ref>Чернышев А.А. Гвардейские крейсера Сталина – «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина» - М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. - 176 с.: ил.</ref>. Всего было построено два крейсера этого проекта:
Первые крупные корабли, заложенные при советской власти строились на основе итальянского опыта и, отчасти, комплектующих. От зарубежных аналогов резко отличались тем, что не стесненный рамками Вашингтонских соглашений об ограничении гонки вооружений на море Советский Союз установил на корабли 180 мм орудия, значительно превосходившие разрешенные Вашингтонским договором для этого класса кораблей 152 мм артиллерийские системы. В целом, несмотря на в целом неудачное главное артиллерийское вооружение крейсера положили начало возрождению отечественного кораблестроения и флота, которые были низведены поле революций на весьма невысокий уровень. Стоимость серийного крейсера этого проекта с вооружением составляла в текущих ценах 150 млн. рублей<ref>Чернышев А.А. Гвардейские крейсера Сталина – «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина» - М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. - 176 с., С. 34</ref>. Всего было построено два крейсера этого проекта:
* «Киров» - заложен в октябре 1935 г., спущен на воду в октябре 1936 г., введен в строй в сентябре 1938 г.
* «Киров» - заложен в октябре 1935 г., спущен на воду в октябре 1936 г., введен в строй в сентябре 1938 г.
* «Ворошилов» - заложен в октябре 1935 г., спущен на воду в июне 1937 г., введен в строй в июне 1940 г.
* «Ворошилов» - заложен в октябре 1935 г., спущен на воду в июне 1937 г., введен в строй в июне 1940 г.


=== Легкие крейсера проекта 26-бис ===
=== Легкие крейсера проекта 26-бис ===
Третий и последующий советские легкие крейсера строились по переработанному проекту, к главным изменениям которого можно отнести замену четырехногой мачты башеноподобной надстройкой и серьезное увеличение бронирования кораблей.  
Третий и последующий советские легкие крейсера строились по переработанному проекту, к главным изменениям которого можно отнести замену четырехногой мачты башеноподобной надстройкой, увеличение дальности в полтора раза и серьезное увеличение бронирования кораблей<ref>толщина бортовой брони была увеличена на 40% - с 50 до 70 мм, но стойкость должна была возрасти более, чем вдвое, так как при толщине 70 мм становилось возможным использовать более совершенную поверхностно-упрочненную броню, которая, правда, была заметно дороже</ref>. Из-за этого похожие по конструкции на проект 26 корабли получились в целом значительно совершеннее своих предшественников, и, хотя и не бли пригодны по дальности  для действий в открытом океане, но в прибрежных морях СССР они стали серьезной угрозой для легких сил любого противника.
* «Максим Горький»
* «Максим Горький» - заложен в декабре 1936 г., спущен на воду в апреле 1938 г., введен в строй в декабре 1940 г.
* «Молотов» (в 1957 г. получил название «Слава»)
* «Молотов» (в 1957 г. получил название «Слава») - заложен в январе 1937 г., спущен на воду в декабре 1939 г., введен в строй 14 июня 1941 г.
Еще два крейсера этого типа были введены в строй позднее, в 1942 г. и в 1947 г. соответственно.
Еще два крейсера этого типа были введены в строй позднее, в 1942 г. и в 1947 г. соответственно.



Версия от 23:46, 22 ноября 2013

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 11 февраля 1934 г. по 21 июня 1941 г. Границы периода обусловлены упразднением поста Генерального секретаря ВКП(б) на на ХVII съезде ВКП(б), ознаменовавшегося тем, что Сталин стал формально просто секретарем наравне с Кировым, но фактически окончательно победил во внутрипартийной борьбе и началом Великой Отечественной войны.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Легкий крейсер «Киров» проекта 26

Легкие крейсера проекта 26

Первые крупные корабли, заложенные при советской власти строились на основе итальянского опыта и, отчасти, комплектующих. От зарубежных аналогов резко отличались тем, что не стесненный рамками Вашингтонских соглашений об ограничении гонки вооружений на море Советский Союз установил на корабли 180 мм орудия, значительно превосходившие разрешенные Вашингтонским договором для этого класса кораблей 152 мм артиллерийские системы. В целом, несмотря на в целом неудачное главное артиллерийское вооружение крейсера положили начало возрождению отечественного кораблестроения и флота, которые были низведены поле революций на весьма невысокий уровень. Стоимость серийного крейсера этого проекта с вооружением составляла в текущих ценах 150 млн. рублей[2]. Всего было построено два крейсера этого проекта:

  • «Киров» - заложен в октябре 1935 г., спущен на воду в октябре 1936 г., введен в строй в сентябре 1938 г.
  • «Ворошилов» - заложен в октябре 1935 г., спущен на воду в июне 1937 г., введен в строй в июне 1940 г.

Легкие крейсера проекта 26-бис

Третий и последующий советские легкие крейсера строились по переработанному проекту, к главным изменениям которого можно отнести замену четырехногой мачты башеноподобной надстройкой, увеличение дальности в полтора раза и серьезное увеличение бронирования кораблей[3]. Из-за этого похожие по конструкции на проект 26 корабли получились в целом значительно совершеннее своих предшественников, и, хотя и не бли пригодны по дальности для действий в открытом океане, но в прибрежных морях СССР они стали серьезной угрозой для легких сил любого противника.

  • «Максим Горький» - заложен в декабре 1936 г., спущен на воду в апреле 1938 г., введен в строй в декабре 1940 г.
  • «Молотов» (в 1957 г. получил название «Слава») - заложен в январе 1937 г., спущен на воду в декабре 1939 г., введен в строй 14 июня 1941 г.

Еще два крейсера этого типа были введены в строй позднее, в 1942 г. и в 1947 г. соответственно.

Железные дороги

Линия Обь — Проектная Томской ж.д.

Линия длиной 295 км, шедшая практически от Новосибирска до Ленинска-Кузнецкого обходила оба этих города с юго-запада, через новый железнодорожный мост через Обь. Введена в строй в 1934 г.

Линии метрополитена

Московский метрополитен

Решение о строительстве Московского метрополитена принято в июне 1931 г., опытное строительство началось в ноябре 1931 г., а полноценное — в 1933 г. после утверждения технического проекта первой очереди. В этот период введены в строй три крупных проекта:

  • Первая очередь метрополитена ведена в строй 15 мая 1935 г. В составе первой очереди изначально было построено 11,2 км трассы с 13 станциями в виде отной разветвляющейся посередине линии (будующая Сокольническая линия и часть Филевской линии), а в 1937 г. к ним добавилась станция «Киевская», расположенная за метромостом через Москву-реку.
  • Арбатская линия — в марте 1938 г. было введено в строй продление ответвления в противоположную от Сокольнической линии сторону в составе двух станций («Площадь Революции» и «Курская»), после чего бывшее ответвление стало самостоятельной Арбатской линией (ныне станции, введеные в строй в сентябре 1938 г. входят в состав Арбатско-Покровской линии, а станции 1935-1937 гг. - Филевской линии).
  • Горьковско-Замоскворецкая (ныне Замоскворечкая) линия — введена в строй в сентябре 1938 г. в составе семи станций от «Площади Свердлова» (ныне «Театральная») до станции «Сокол».

Гидроэнергетика

Плотина Рионской ГЭС в 2009 г.

Рионская ГЭС

Расположенная в Закавказье гидроэлектростанция мощностью 50 МВт (40 МВт на этапе проектирования и 48 МВт в современных документах) строилась с 1928 г. Первая очередь включала два гидроагрегата из четырех, которые были введены в строй в июле и октябре 1933 г. соответственно. Вторая и последняя очередь Рионской ГЭС была введена в строй в 1934 г. Фактическая стоимость строительства гидротехнической части ГЭС составляла 17,371 млн рублей[1]. Полную стоимость строиетельства можно оценить по предварительной оценке стоимости 1927 г., практически сопадающей с нормами ГОЭЛРО, в 13 млн, по-видимому, золотых рублей (12 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Баксанская ГЭС

[2]

Тепловая энергетика

Челябинская ГРЭС (завершение строительства)

Общая стоимость станции 27,6 млн рублей[3]

Кизеловская ГРЭС

[4]

Зуевская ГРЭС (завершение строительства)

На построенной в 1932 г. станции в 1939 г. были введены новые мощности на 100 МВт, полсле чего ее общая мощность достигла 250 МВт.[5]

Металлургия

Машиностроение

Новокраматорский машиностроительный завод имени Сталина

Введен в строй в сентябре 1934 г. Стоимость проекта 600 млн рублей[6].

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Гостиница «Москва», г. Москва

Главная, на тотпериод, гостиница страны была построена в 1933—1935 г. в непосредственной близости от Кремля. Здание первоначально имело проектное название «Гостиница Моссовета» и было спроектировано в стиле конструктивизма, однако к моменту завершения строительства здравый смысл победил, в результате чего в проект были внесены правки для улучшения соответствия облика новой гостиницы окружающей застройке, и, в результате, в ее конструкцию были привнесены элементы классицизма. Не смотря на то, что корпуса со стороны Театральной площади и Площади Революции были построена только после войны, судя по всему, проект является крупным — общая площадь гостиницы составляла порядка 60 тыс. м²., что, при хорошей отделке, и по нынешним ценам может составить несколько миллиардов рублей. С учетом возросшего с того времени почти в 3,5 раза населения Земли и низкого уровня механизации строительства, стоимость проекта можно приблизительно оценить в 12…15 млрд рублей в ценах 2012 г.

С 2003 г. был начат проект ее сноса и постройки заново на старом месте и в похожий на прежний облике, но с почти вдвое увеличенной площадью.

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. Чернышев А.А. Гвардейские крейсера Сталина – «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина» - М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. - 176 с., С. 34
  3. толщина бортовой брони была увеличена на 40% - с 50 до 70 мм, но стойкость должна была возрасти более, чем вдвое, так как при толщине 70 мм становилось возможным использовать более совершенную поверхностно-упрочненную броню, которая, правда, была заметно дороже