Крупные российские проекты (Елизавета I, 1753(1754)-1761(1762)): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 21: Строка 21:


=== 80-пушечные линейные корабли ===
=== 80-пушечные линейные корабли ===
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, т.е. головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй шесть таких кораблей, построенных в Санкт-Петербургском адмиралтействе:
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, т.е. головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй четыре таких корабля, построенных в Санкт-Петербургском адмиралтействе:
* «Святой Павел» — заложен 2 сентября 1741 г., спущен на воду 17 апреля 1743 г.
* «Святой Иоанн Златоуст Первый» — заложен 18 мая 1749 г., спущен на воду 8 сентября 1751 г.
* «Святой Николай» — заложен 18 июня 1752 г., спущен на воду 12 сентября 1754 г.
* «Святой Николай» — заложен 18 июня 1752 г., спущен на воду 12 сентября 1754 г.
* «Святой Павел» — заложен 2 июня 1753 г., спущен на воду 10 июля 1755 г.
* «Святой Павел» — заложен 2 июня 1753 г., спущен на воду 10 июля 1755 г.
Строка 30: Строка 28:


=== 66-пушечные линейные корабли ===
=== 66-пушечные линейные корабли ===
Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено 22 таких корабля:
Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено девять таких кораблей:
* «Екатерина» — заложен 1 июля 1741 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 16 июня 1742 г.
* «Фридемакер» — заложен 7 июля 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 июля 1742 г. (название означает на голландском «Миротворец»)
* «Лесное» — заложен 31 июля 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 5 мая 1743 г.
* «Полтава» — заложен 5 августа 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 15 мая 1743 г.
* «Архангел Рафаил» — заложен 4 июня 1744 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 5 мая 1745 г.
* «Святая великомученица Варвара» — заложен 3 мая 1743 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1745 г.
* «Святой Сергий» — заложен 21 августа 1746 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 августа 1747 г.
* «Святой Александр Невский» — заложен 1 октября 1747 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 мая 1749 г.
* «Святой Иоанн Златоуст» — заложен 1 октября 1747 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 мая 1749 г.
* «Гавриил» — заложен 23 августа 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 июля 1749 г.
* «Уриил» — заложен 28 августа 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 августа 1749 г.
* «Москва» — заложен 24 августа 1749 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 апреля 1750 г.
* «Ингерманланд» — заложен 4 июня 1751 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1752 г.
* «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
* «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
* «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
* «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
Строка 55: Строка 40:


=== 54-пушечные линейные корабли ===
=== 54-пушечные линейные корабли ===
В это время было построено шесть легких линкоров этого типа:
В это время было построено два легких линкора этого типа:
* «Святой Николай» — заложен 16 июля 1747 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 8 мая 1748 г. (с 1754 г. с вступлением в строй 80-ти пушечного одноименного линейного корабля значился в списках как «Святой Николай Второй»)
* «Варахаил» — заложен 27 апреля 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 15 мая 1749 г.
* «Шлиссельбург» — заложен 24 августа 1749 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 28 апреля 1751 г.
* «Варахаил» — заложен 4 апреля 1751 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1752 г.
* «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
* «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
* «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 мая 1761 г.
* «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 мая 1761 г.

Версия от 01:17, 26 января 2014

Елизавета Петровна

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 21 декабря 1753 года (1 января 1754 года) по 25 декабря 1761 года (5 января 1762 года).

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Символы Нации

Екатерининский дворец в Царском Селе, 2012 г.
Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. М.И. Махаев, 1761 г.

Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция)

Только что перестроенный Елизаветой в 1741…1751 гг дворец в 1752…1756 гг снова подвергся серьезной реконструкции. Во время второй перестройки дворец был значительной расширен, достигнув длины 325 м, после чего к Екатеринискому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой». Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке. Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно так как престиж играл немалую роль в международной политике.

Судя по объему работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учетом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.

Крупнейшие корабли и суда

100-пушечные линейные корабли

Тяжелые трехдечные флагманские линейные корабли, с особопрочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в составе Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе было построено два таких корабля:

  • «Святой Дмитрий Ростовский» - заложен 11 апреля 1756 г., спущен на воду 12 июля 1758 г.

80-пушечные линейные корабли

Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, т.е. головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй четыре таких корабля, построенных в Санкт-Петербургском адмиралтействе:

  • «Святой Николай» — заложен 18 июня 1752 г., спущен на воду 12 сентября 1754 г.
  • «Святой Павел» — заложен 2 июня 1753 г., спущен на воду 10 июля 1755 г.
  • «Святой Андрей Первозванный» — заложен 1 августа 1756 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • «Святой Климент Папа Римский» — заложен 20 июля 1756 г., спущен на воду 28 сентября 1758 г.

66-пушечные линейные корабли

Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено девять таких кораблей:

  • «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
  • «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
  • «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
  • «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
  • «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • Без названия — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии.
  • «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
  • «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
  • «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 мая 1761 г.

54-пушечные линейные корабли

В это время было построено два легких линкора этого типа:

  • «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
  • «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 мая 1761 г.

Крупнейшие морские порты

Галерная гавань, план XIX в.

Реконструкция Галерной гавани

При Елизавете Петровне было произведена реконструкция сооружений Санкт-Петербургского Гребного порта, основанного еще при Петре I и в основном достроенного при Петре II (гавань порта включала крупнейший в России XVIII в. искусственный бассейн 500 х 200 м).

В 1740-х гг. в Гребной порт была переведена Галерная верфь, располагавшаяся ранее в устье реки Мойки. Для размещения верфи сооружения гавани начали реконструироваться под руководством архитектора С. Чевакинского. С 1753 г. реконструкция гавани ускорилась, что было связано, по-видимому. с наметившимся политическм курсом императрицы Елизаветы на войну с Пруссией, что предполагало возможность боевых столкновений на Балтийском море с флотами Пруссии и её союзников. Гребной галерный флот, базировавшийся в Галерной гавани и нуждавшийся в ремонте, имел огромное боевое значение судя по опыту Великой Северной войны 1700-1721 гг., в которой основные морские сражения со шведами были выиграны с помощью гребных судов.

В 1753-1754 гг. были перестроены внутренние портовые сооружения, включая огромные "галерные сараи" (крытые эллинги, в которых содержались и чинились галеры). Тогда же были перестроены в камне две башни-кроншпица, служившие флагштоками и маяками и возведенные еще в 1721-1723 гг. по проекту Доменико Трезини. Шкиперский канал длиною 400 м, также построенный еще Трезини, был облицован камнем в 1750-1754 гг.[1][2]

Машиностроение

Галерная верфь в Гребном порту

См. Реконструкция Галерной гавани.

Петровский док в Кронштадте, 2009

Гидротехнические сооружения

Петровский док

Док и канал с каменными стенами был первым в мире доком, позволявшим быстро его осушить для ремонта и обслуживания судов. С этой целью Пётр I изобрёл специальную систему, использующую дополнительный бассейн, куда сливалась вода из дока. Заграничные же аналоги в это время использовали ветряные мельницы для постепенного осушения доков, что приводило к тому, что вода из них могла уходить месяцами. Док и подходной канал к нему строились с 1719 г. Торжественное открытие состоялось 30 июля 1752 года в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны, которая лично запустила механизмы шлюзов.[3][4]

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Екатерининский дворец в Царском Селе

См. раздел Символы Нации.

План города и крепости Кронштадт, 1723 г.
Кронштадтская крепость и рейд, XVIII век.

Фортификационные сооружения

Крепость Святой Елизаветы

Крупная дерево-земляная крепость заложенная в чистом поле у турецкой границы 18 июня 1754 года была практически завершена уже в 1764 году.[5][6][7]

Крепость с успехом выполнила свою функцию, отбив в 1769 году в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг нападение крымских татар на окрестные селения. После войны граница отодвинулась далеко на юго-запад и крепость оказалась в относительно глубоком тылу. Позднее поселение, возникшее вокруг крепости стало городом Елизаветград (ныне Кировоград, Украина).

Ссылки