Проект Педро: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
(Перенаправление на Справочник патриота) |
||
(не показаны 3 промежуточные версии 1 участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Проект Педро''' — секретная программа [[rwp:Информационное_агентство_США|Информационного агентства США]] (ЮСИА)<ref>USIA, United States Information Agency</ref> проводимая в 50-е годы с целью взятия под контроль киножурналов в [[Мексика|Мексике]] и создания с их помощью антикоммунистических и проамериканских настроений в обществе. | '''Проект Педро''' — секретная программа [[rwp:Информационное_агентство_США|Информационного агентства США]] (ЮСИА)<ref>USIA, United States Information Agency</ref>, проводимая в 50-е годы с целью взятия под контроль киножурналов в [[Мексика|Мексике]] и создания с их помощью антикоммунистических и проамериканских настроений в обществе. | ||
== История возникновения, цели и задачи == | == История возникновения, цели и задачи == | ||
В 1955 году Тёрнер Шелтон ({{lang-en|Turner Shelton}}), директор подразделения в ЮСИА отвечающего за кино, предложил идею создания киножурналов в Мексике, отметив что это предоставит отличную возможность вести | В 1955 году Тёрнер Шелтон ({{lang-en|Turner Shelton}}), директор подразделения в ЮСИА, отвечающего за кино, предложил идею создания киножурналов в Мексике, отметив, что это предоставит отличную возможность вести холодную войну в регионе, тем более что разведка докладывала о том, как советское посольство в Мехико уже помогает местным компаниям в распространении советских фильмов. Годом позже ЮСИА провела в Мексике опрос общественного мнения, в котором был задан вопрос: «Считаете ли вы, что в настоящее время Мексика должна быть на стороне коммунистических сил, на стороне антикоммунистических сил, либо придерживаться нейтралитета?». Около 71 % респондентов выбрали третий вариант. Данная нейтральная позиция была воспринята в США как угроза национальным интересам и, как результат, в ЮСИА немедленно приняли решение изменить подобное отношение мексиканской общественности к СССР и коммунистическим идеям на негативное. Под тайным прикрытием было начато создание якобы независимых фильмов, в которых образ США выставлялся в положительном свете, а коммунизм — в негативном. Для прикрытия был привлечён Ричард Томпкинс ({{lang-en|Richard Tompkins}}), бывший исполнительный продюсер из [[США#.D0.93.D0.BE.D0.BB.D0.BB.D0.B8.D0.B2.D1.83.D0.B4_.D0.B8_.D0.BF.D0.BE.D0.BF-.D0.B8.D0.BD.D0.B4.D1.83.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B8.D1.8F|Голливуда]] на тот момент проживающий в Мехико и управляющий одной из главных киностудий Латинской Америки — [[ewp:Estudios_Churubusco|cтудией Чурубуско]]<ref>Estudios Churubusco</ref>. Студия была создана в 1945 году как совместный проект американской [[rwp:RKO_Pictures|RKO Pictures]] (являлась одной из пяти главных студий Голливуда) и мексиканского бизнесмена [[ewp: Emilio_Azcárraga_Vidaurreta|Эмилио Аскаррага]] ({{lang-es|Emilio Azcárraga}}). Президентом RKO Pictures являлся Н. Питер Ратвон ({{lang-en|N. Peter Rathvon}}), который одновременно приходился дядей Томпкинса. | ||
== Деятельность == | == Деятельность == | ||
[[Файл: Pepsi-Cola_ad_at_Noticiario_clasa_newsreel.jpg|200px|thumb|Реклама Pepsi-Cola у Noticiario clasa]] | [[Файл: Pepsi-Cola_ad_at_Noticiario_clasa_newsreel.jpg|200px|thumb|Реклама Pepsi-Cola у Noticiario clasa]] | ||
Проект Педро начал работу в феврале 1957, | Проект Педро начал работу в феврале 1957, Томпкинс прилагал множество усилий для увеличения аудитории, например в поисках выхода на новые способы распространения он привлек к работе компанию Национальные новости<ref>Noticiario Nacional</ref>, которая остро нуждалась в финансировании, а её владелец имел большие долги. Как результат, только за полгода ему удалось увеличить более чем вдвое присутствие на экранах и уже к концу года его продукция была показана в нескольких сотнях кинотеатров по всей стране. По оценкам Кантвелла Брауна ({{lang-en|Сantwell Brown}}), генерального управляющего Национальными новостями, еженедельно пропаганде подвергалось 1 643 540 человек. Спонсирование происходило посредством закупки рекламы, крупнейшим спонсором была компания Coca-Cola, но, кроме этого, регулярно участвовали в финансировании Kodak, Goodyear, Corona Beer, Cadillac shoes и другие. В первый год финансирование программы составило около 100 тысяч долларов США. | ||
Учитывая что проект обходился довольно дорого, оценки результатов были довольно спорными, вплоть до подозрений | Учитывая, что проект обходился довольно дорого, оценки результатов были довольно спорными, вплоть до подозрений о том, что работа на местах саботируется. Это, в частности, было связано с тем, что ЮСИА не имели полного контроля над продукцией и периодически она использовалась в личных целях, например для пиара семьи Аскаррагов. В конце 1960 года Джим Макде́рмотт ({{lang-en|Jim McDermott}}), офицер по связям с общественностью при посольстве США в Мексике, выступил против проекта и стал настаивать на отмене планов ЮСИА продолжать финансирование кинохроник Томпкинса. Он персонально звал Тёрнера Шелтона «приехать в Мексику и полностью убедиться, что проект неэффективен (если даже не контрпродуктивен)». В итоге с приходом Кеннеди ему удалось пролоббировать через нового посла закрытие проекта в сентябре 1961 года. | ||
== См. также == | == См. также == |
Текущая версия от 14:12, 13 августа 2020
Проект Педро — секретная программа Информационного агентства США (ЮСИА)[1], проводимая в 50-е годы с целью взятия под контроль киножурналов в Мексике и создания с их помощью антикоммунистических и проамериканских настроений в обществе.
История возникновения, цели и задачи
В 1955 году Тёрнер Шелтон (англ. Turner Shelton), директор подразделения в ЮСИА, отвечающего за кино, предложил идею создания киножурналов в Мексике, отметив, что это предоставит отличную возможность вести холодную войну в регионе, тем более что разведка докладывала о том, как советское посольство в Мехико уже помогает местным компаниям в распространении советских фильмов. Годом позже ЮСИА провела в Мексике опрос общественного мнения, в котором был задан вопрос: «Считаете ли вы, что в настоящее время Мексика должна быть на стороне коммунистических сил, на стороне антикоммунистических сил, либо придерживаться нейтралитета?». Около 71 % респондентов выбрали третий вариант. Данная нейтральная позиция была воспринята в США как угроза национальным интересам и, как результат, в ЮСИА немедленно приняли решение изменить подобное отношение мексиканской общественности к СССР и коммунистическим идеям на негативное. Под тайным прикрытием было начато создание якобы независимых фильмов, в которых образ США выставлялся в положительном свете, а коммунизм — в негативном. Для прикрытия был привлечён Ричард Томпкинс (англ. Richard Tompkins), бывший исполнительный продюсер из Голливуда на тот момент проживающий в Мехико и управляющий одной из главных киностудий Латинской Америки — cтудией Чурубуско[2]. Студия была создана в 1945 году как совместный проект американской RKO Pictures (являлась одной из пяти главных студий Голливуда) и мексиканского бизнесмена Эмилио Аскаррага (исп. Emilio Azcárraga). Президентом RKO Pictures являлся Н. Питер Ратвон (англ. N. Peter Rathvon), который одновременно приходился дядей Томпкинса.
Деятельность
Проект Педро начал работу в феврале 1957, Томпкинс прилагал множество усилий для увеличения аудитории, например в поисках выхода на новые способы распространения он привлек к работе компанию Национальные новости[3], которая остро нуждалась в финансировании, а её владелец имел большие долги. Как результат, только за полгода ему удалось увеличить более чем вдвое присутствие на экранах и уже к концу года его продукция была показана в нескольких сотнях кинотеатров по всей стране. По оценкам Кантвелла Брауна (англ. Сantwell Brown), генерального управляющего Национальными новостями, еженедельно пропаганде подвергалось 1 643 540 человек. Спонсирование происходило посредством закупки рекламы, крупнейшим спонсором была компания Coca-Cola, но, кроме этого, регулярно участвовали в финансировании Kodak, Goodyear, Corona Beer, Cadillac shoes и другие. В первый год финансирование программы составило около 100 тысяч долларов США.
Учитывая, что проект обходился довольно дорого, оценки результатов были довольно спорными, вплоть до подозрений о том, что работа на местах саботируется. Это, в частности, было связано с тем, что ЮСИА не имели полного контроля над продукцией и периодически она использовалась в личных целях, например для пиара семьи Аскаррагов. В конце 1960 года Джим Макде́рмотт (англ. Jim McDermott), офицер по связям с общественностью при посольстве США в Мексике, выступил против проекта и стал настаивать на отмене планов ЮСИА продолжать финансирование кинохроник Томпкинса. Он персонально звал Тёрнера Шелтона «приехать в Мексику и полностью убедиться, что проект неэффективен (если даже не контрпродуктивен)». В итоге с приходом Кеннеди ему удалось пролоббировать через нового посла закрытие проекта в сентябре 1961 года.
См. также
Дополнительная литература
- Walter F. LaFeber America, Russia, and the Cold War, 1945—2006. — New York: McGraw-Hill, 2008 . — ISBN 978-0-07-353466-4
- Gilbert M. Joseph, Daniela Spenser In from the Cold: Latin America’s New Encounter with the Cold War. — Duke University Press, 2008 . — ISBN 978-0-82-234121-5
- Seth Fein New Empire into Old: Making Mexican Newsreels the Cold War Way. — Diplomatic History, 2004. — Vol. 28. — С. 703—748.
- Sidney H. Fine The USIS Motion Picture Service. — Journal of Communication, 1954. — Vol. 4. — С. 35—41.
- Сондерс Ф. ЦРУ и мир искусств. Культурный фронт холодной войны. — Кучково поле, 2014. — ISBN 978-5-9950-0323-6
Примечания