Хабаровский судостроительный завод: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 12 промежуточных версий 3 участников)
Строка 21: Строка 21:


'''27 ноября 1945 года''' — постановлением правительства № 2988—833 принято решение о строительстве предприятия.
'''27 ноября 1945 года''' — постановлением правительства № 2988—833 принято решение о строительстве предприятия.
'''27 июня 1946 года''' —  выделена территория под строительство завода на берегу Амурской протоки.


=== Советская Россия ===
=== Советская Россия ===
Строка 120: Строка 122:
'''29 октября 2008 года''' — предприятие переименовано в '''Открытое акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»'''
'''29 октября 2008 года''' — предприятие переименовано в '''Открытое акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»'''


'''2011 — настоящее время (2021)''' — предприятие строит пассажирские суда на подводных крыльях проекта А45-2 в количестве не менее трёх, первое из которых — «70 лет Победы» — было введено в строй в 2016 году, а остальные два судна строятся со значительными перерывами.
'''2011 — настоящее время (2022)''' — предприятие строит пассажирские суда на подводных крыльях проекта А45-2 в количестве не менее трёх, первое из которых — «70 лет Победы» — было введено в строй в 2016 году, а остальные два судна строятся со значительными перерывами, и в начале 2020-х хранятся на предприятии в виде незаполненных оборудованием корпусов.


'''2012 — 2020(?) годы''' — на заводе построено судно на воздушной подушке СВП-50 — головное судно проекта 12270М. Проект отличается способностью передвигаться по равнинным участкам суши и потенциально во многих случаях может заменить использование гораздо более дорогого в эксплуатации вертолёта.
'''2012 — 2020(?) годы''' — на заводе построено судно на воздушной подушке СВП-50 — головное судно проекта 12270М. Проект отличается способностью передвигаться по равнинным участкам суши и потенциально во многих случаях может заменить использование гораздо более дорогого в эксплуатации вертолёта.
Строка 132: Строка 134:
'''2018 — настоящее время (2021)''' — предприятием для [[Амурский судостроительный завод|Амурского судостроительного завода]] строятся два морских буксира проекта 00440.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/114553/]
'''2018 — настоящее время (2021)''' — предприятием для [[Амурский судостроительный завод|Амурского судостроительного завода]] строятся два морских буксира проекта 00440.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/114553/]


'''2019 — 2020 годы''' — предприятием построен понтон-батопорт, предназначенный для исполнения функций гидрозатвора на дамбе, защищающей от затоплений южную часть Хабаровска. [http://aohsz.com/%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%B0.html][http://aohsz.com/habarovskij-sudostroitelnyj-zavod-peredal-sobstvenniku-ponton-batoport-posle-dlitelnogo-hraneniya]
'''2019—2020 годы''' — предприятием построен понтон-батопорт, предназначенный для исполнения функций гидрозатвора на дамбе, защищающей от затоплений южную часть Хабаровска. [http://aohsz.com/%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82_%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%B0.html][http://aohsz.com/habarovskij-sudostroitelnyj-zavod-peredal-sobstvenniku-ponton-batoport-posle-dlitelnogo-hraneniya]
 
'''2020—2023 годы''' — заводом построены два краболова проекта 03141.


'''2020 — настоящее время (2022)''' — заводом строятся два краболова проекта 03141.
'''2022 — настоящее время (2023)''' — на предприятии строится дноуглубительный несамоходный землесос проекта 4395.
<!--
<!--


Строка 156: Строка 160:
{{Предприятия}}
{{Предприятия}}


[[Категория:Экономика России]]
[[Категория:Технологии России]]
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Предприятия России]]
[[Категория:Предприятия Хабаровского края]]
[[Категория:Предприятия Хабаровского края]]
[[Категория:Предприятия России]]
[[Категория:Хабаровский край]]
[[Категория:Хабаровск]]
[[Категория:Хабаровск]]

Текущая версия от 11:43, 24 октября 2024

 
Leftquotes.pngСтроим флот сильной страныRightquotes.png
Девиз завода

Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод» (официальное сокращённое название АО «ХСЗ») — судостроительное предприятие, расположенное в городе Хабаровск (Хабаровский край). Решение о строительстве предприятия было принято в 1945 году, а вступило в строй оно, по всей видимости, в 1953 году как судоремонтный «Завод № 876». С 1958 года было ориентировано на выпуск кораблей противолодочной обороны, а с 1963 года почти полностью перешло на военные заказы, являясь оним из крупнейших судостроительных заводов Дальнего Востока и одним из очень немногих поставщиков небольших кораблей для Тихоокеанского флота, строившихся также и на экспорт.

История наименований предприятия:

  • 1953—1961 гг. — Завод № 876 (п/я 151[1])
  • 1961—1966 гг. — Хабаровский судоремонтный завод
  • 1966—1982 гг. — Хабаровский судостроительный завод
  • 1982—1999(?) гг. — Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР
  • 1992(?)—1999(?) гг. — Государственное предприятие «Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР»
  • 1999—2001 гг. — Государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»
  • 2001—2008 гг. — Федеральное государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»
  • 2008—2015(?) гг. — Открытое акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»
  • с 2015(?) года по настоящее время — Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»

В настоящий момент (на 2018 год) предприятие входит в состав холдинга «Объединённая судостроительная корпорация» и специализируется на строительстве относительно небольших кораблей и судов, в том числе скоростных на подводных крыльях, воздушной подушке и воздушной каверне.

История предприятия

Предыстория предприятия

1932 год — в Хабаровске введён в строй судостроительный завод «Остон» (ОСиповский заТОН), изначально предназначавшийся для сборки небольших судов, поставлявшихся в виде машинокомплектов из европейской части страны. Этот завод, просуществовавший до 2003 года, не следует путать с рассматриваемым предприятием. Позднее «Остон» был известен также как «Хабаровский судостроительный и механический завод», «Хабаровский судостроительный и механический завод имени Кирова», «Завод № 368», «Хабаровский судостроительный завод имени Кирова» и «Остон — завод имени С. М. Кирова».

27 ноября 1945 года — постановлением правительства № 2988—833 принято решение о строительстве предприятия.

27 июня 1946 года — выделена территория под строительство завода на берегу Амурской протоки.

Советская Россия

Сторожевой корабль проекта 159, 1983

1953 год — предприятие основано под названием Завод № 876 (п/я 151).

1958 год — предприятием построена как минимум одна морская баржа не судоходная одной из модификаций проекта 411.[1] Тогда же предприятием была начата подготовка к серийному производству сторожевых кораблей проекта 159.

1959—1965 годы — на заводе построены 7 сторожевых кораблей проекта 159.[2]

МПК проекта 204, 1983

1960 — 1968 годы — предприятием построены 11 малых противолодочных кораблей (МПК) проекта 204. [3]

1960(?) — 1970 годы — на заводе построены 16 морских тральщиков проекта 266 «Аквамарин». Для их постройки завод, по всей видимости, освоил технологию производства судов из маломагнитной стали.[4]

21 марта 1961 года — предприятие переименовано в Хабаровский судоремонтный завод.

1962 год — предприятием построено как минимум одно несамоходное наливное судно проекта 434.[5]

Сторожевой корабль проекта 159А, 1983

1964—1972 годы — на заводе построены 10 сторожевых кораблей проекта 159A, а ещё один аналогичный корабль достроен не был.[6]

31 января 1966 года — предприятие переименовано в Хабаровский судостроительный завод.

1967—1978(?) годы — на заводе на экспорт построены 11(?) сторожевых кораблей проекта 159АЭ.[7]

Морские тральщики проекта 266М, 2005

1970—1976 годы — на заводе построены 5 морских тральщиков проекта 266М «Аквамарин-М»[8]

1970—1985 годы — на заводе построены 14 малых противолодочных кораблей проекта 1124 «Альбатрос».[9]

1970—1991 годы — предприятием построено в общей сложности 14 судов безобмоточного размагничивания (1977 года — судов размагничивания) проектов 1799 (закладывались в 1970—1976 годах), 1799А (закладывались 1976—1982 годах) и 1799АЭ (закладка 1981 года) шифр «Глобус».[10][11]

1973—1982 годы — на заводе построены 11 малых артиллерийских кораблей / пограничных сторожевых кораблей (фактически речных мониторов) проекта 1208 «Слепень».[12]

Пограничный сторожевой корабль проекта 1249, 2013

1979—1983 годы — на заводе построены 5 пограничных сторожевых кораблей проекта П1124.[13]

1979(?)—1984 годы — на заводе построено 8(9?[14]) строившихся только на этом заводе пограничных сторожевых кораблей (пограничных кораблей управления) проекта 1249.[15], а также 4 больших ракетных катера проекта 12411Т «Молния».[16]

Малый артиллерийский корабль «Вьюга», 2011

1982—1984 годы — на заводе построен малый артиллерийский корабль (фактически речной монитор) «МАК-11» (с 13 августа 1995 года — «Вьюга») проекта 12081 «Слепень». От ранее выпускавшихся серийных кораблей проекта 1208 «МАК-11» по сведениям из открытых источников отличался наличием на борту лазерного оружия.[17][18]

14 декабря 1982 года — предприятие переименовано в Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия СССР.

1982(?)—1991 годы — на заводе построено 16 и заложено ещё минимум 5 больших ракетных катеров проекта 12411 «Молния».[19]

1984(?)—1991 годы — на заводе построены 7 и заложен 8-й десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена», вводившиеся в строй с 1985 года.[20]

Малый противолодочный корабль проекта 1124М, 2014

1985—1991 годы — на заводе построены 7 малых противолодочных кораблей проекта 1124М «Альбатрос» и заложен ещё один, впоследствии так и не достроенный.[21]

1990—1991 годы — на заводе строились, но впоследствии так и не были достроены 4 малых противолодочных корабля проекта 12416 «Молния-2».[22]

Современная Россия

1991—1992 годы — на заводе достроен 8-й в серии десантный катер на воздушной подушке Д-143 проекта 12061 «Мурена» (с 25 ноября 1994 года пограничный сторожевой корабль).[23]

1992(?) год — предприятие скорее всего переименовано в Государственное предприятие «Хабаровский судостроительный завод имени 60-летия Союза ССР»

Ракетный катер проекта 12411 «Молния», 2007

1991—1994 годы — на заводе достроено 5 больших ракетных катеров проекта 12411 «Молния» из советского задела.[24]

1992—2003 годы — предприятием построен, вероятнее всего с большим перерывом во второй половине 1990-х, 22-й в серии на этом заводе и последний для него большой ракетный катер проекта 12411 «Молния» .[25]

1994 год — на заводе заложен, по крайней мере, последний из 4-х в серии речных пограничных сторожевых кораблей проекта 12130 «Огонек».[26]

1998—2001 годы — предприятием введены в строй 3 больших таможенных судна (быстроходных катера на воздушной каверне) проекта 14232 «Меркурий».[http

Пограничный сторожевой корабль проекта 12130 «Огонек», 2011

1998—2010 годы — предприятием введена в строй серия из 4-х речных пограничных сторожевых кораблей проекта 12130 «Огонек».[27]

17 марта 1999 года — предприятие переименовано в Государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод».

2000—2004 годы — предприятием введена в строй серия из 4-х речных пограничных сторожевых катеров проекта 14170 «Терьер».[28]

5 января 2001 года — предприятие переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие «Хабаровский судостроительный завод»

24 ноября 2003 года — завершён процесс банкротства и закрытия предприятия «Остон — завод имени С. М. Кирова», в результате чего ХСЗ остался единственным судостроительным заводом Хабаровска.

Десантный катер проекта 12061Э, 2011

2004—2006 годы — на заводе для флота Южной Кореи построены три десантных катера на воздушной подушке проекта 12061Э «Мурена-Э».[29]

21 марта 2007 года — предприятие вошло в состав государственного холдинга «Объединённая судостроительная корпорация».

Морской буксир «Алексадр Пискунов», 2015

2007—2014 годы — предприятием построен морской буксир «Александр Пискунов» проекта 22030.[30]

29 октября 2008 года — предприятие переименовано в Открытое акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»

2011 — настоящее время (2022) — предприятие строит пассажирские суда на подводных крыльях проекта А45-2 в количестве не менее трёх, первое из которых — «70 лет Победы» — было введено в строй в 2016 году, а остальные два судна строятся со значительными перерывами, и в начале 2020-х хранятся на предприятии в виде незаполненных оборудованием корпусов.

2012 — 2020(?) годы — на заводе построено судно на воздушной подушке СВП-50 — головное судно проекта 12270М. Проект отличается способностью передвигаться по равнинным участкам суши и потенциально во многих случаях может заменить использование гораздо более дорогого в эксплуатации вертолёта.

2013—2014 годы — заводом введены в строй два буксира-кантовщика проекта Проект Damen ASD Tug 2310.[31]

2015(?) год — в связи с изменением законодательства предприятие переименовано в Акционерное общество «Хабаровский судостроительный завод»

2016(?) — 2019(?) годы — на заводе для нужд отечественного военно-морского флота на субподряде с предприятием Восточная верфь построены секции тяжёлого металлического причала проекта 1516-СН.[32]

2018 — настоящее время (2021) — предприятием для Амурского судостроительного завода строятся два морских буксира проекта 00440.[33]

2019—2020 годы — предприятием построен понтон-батопорт, предназначенный для исполнения функций гидрозатвора на дамбе, защищающей от затоплений южную часть Хабаровска. [34][35]

2020—2023 годы — заводом построены два краболова проекта 03141.

2022 — настоящее время (2023) — на предприятии строится дноуглубительный несамоходный землесос проекта 4395.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. «Почтовый ящик» — обезличенное наименование и одновременно почтовый адрес организации, использовавшиеся в основном в советский период для секретности переписки, поскольку смешивать открытое и шифрованное название предприятия в открытых документах категорически воспрещалось. На практике же, если не было специально усиленных мер безопасности, оба наименования через несколько лет, как правило, знали уже все местные жители.