Судостроительный комплекс «Звезда»

Материал из Русского эксперта
Перейти к: навигация, поиск
Макет проектируемого Судостроительного комплекса «Звезда», 2010 (при последующей реализации проекта в него были внесены небольшие изменения)

Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный комплекс «Звезда» (ООО «ССК «Звезда») — одно из крупнейших судостроительных предприятий страны в г. Большой Камень Приморского края. Основано в 2015 году как Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный комплекс «Звезда». Строительство первой очереди судостроительного комплекса (ССК) «Звезда» выполнялось на базе части территории и имущества стоящего рядом крупного судоремонтного предприятия Дальневосточный завод «Звезда».

Завод уже в составе первой очереди, введееной в строй в сентябре 2016 года был способен выпускать гражданские суда размером вплоть до танкеров класса «Афрамакс» (размерения 280 х 48 метров, масса корпуса до 25 тыс. т)[1] при производственной мощности 90 тыс. т металла в год (21 % от всей судостроительной отрасли страны), что сразу же сделало ССК «Звезда» одним из важнейших судостроительных заводов России.

История наименований предприятия:

  • 2015 − настоящее время — Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный комплекс «Звезда» (ООО «ССК «Звезда»).

Содержание

История предприятия

Предыстория создания завода

9 июля 1946 года — Министерство судостроительной промышленности Советского Союза приняло решение о том, что для ремонта кораблей и судов Дальневосточного региона требуется строительство нового судоремонтного предприятия — Завода № 892 (ныне Дальневосточный завод «Звезда»). В дальнейшем для строительства была выбрана бухта Большой Камень, в которой для строительства завода пришлось проводить как углубление бухты, так и возведение насыпных территорий.

3 декабря 1954 года — Дальневосточный завод «Звезда» приступил к выполнению производственной программы, что с тех пор отмечается как день рождения завода. Первыми были заказы на ремонт мелких судов: катеров, ботов, зверобойных шхун, средних рыболовных траулеров.[2] При этом из-за отсутствия докового оборудования для ремонта подводной части корпуса их вытаскивали на открытые стапеля по слипу при помощи бульдозера или лебёдок.

Ноябрь 2009 года — на территории предприятия «Дальневосточный завод «Звезда»» заложена первая очередь Судостроительного комплекса «Звезда» (на тот момент «Звезда-DSME»). Комплекс, который планировалось создавать совместно с мировым лидером в крупнотоннажном судостроении — «DSME» — судостроительным подразделением южнокорейского концерна «Daewoo», должен был стать единственным на тот момент в стране судостроительным производством, способным производить супертанкеры и другие крупные суда прежде сего по гражданским заказам в области освоения арктического шельфа. При этом предприятие должно было стать одним из крупнейших в стране и по объёмам производства, выраженным в потребляемом металле или денежном обороте. Активное строительство комплекса в то время, однако, ещё не началось.

2012 год — иностранные партнёры окончательно отказались участвовать в проекте строительства Судостроительного комплекса «Звезда», в результате чего в дальнейшем он строился Россией самостоятельно. В том же году 75 % минус две акции проекта перешли он государства в лице Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Объединённой судостроительной корпорации к специально созданному Газпромбанком и Роснефтью консорциуму «Современные технологии судостроения»[3]. Всего в проект предполагалось вложить 146 млрд рублей.

2013 год — принято решение на базе строящегося судостроительного комплекса, создать дальневосточный судостроительный промышленный кластер по производству морской техники и оборудования.

Российская Федерация

2015 год — создано собственное юридическое лицо строящегося предприятия — Общество с ограниченной ответственностью «Судостроительный комплекс «Звезда».

2016 год — настоящее время (2022) — на заводе (изначально формально ещё не введённом в строй) для Российского военно-морского флота строится доковый комплекс «Звезда» проекта 23380. Строящийся плавучий док обладает собственным водоизмещением в порожнем состоянии 43000 тонн.

1 сентября 2016 года — в присутствии Президента России Владимира Путина введена в строй первая очередь Судостроительного комплекса «Звезда», в которую вошли тяжёлый стапель на два места с двумя же гигантскими козловыми кранами грузоподъёмностью 320 тонн каждый и блок корпусных производств с окрасочными камерами, а также соответствующая инфраструктура и вспомогательные здания и сооружения. В этот же день на заводе был введён в строй танкер ледового класса «РН Сахалин» корпорации Роснефть, а также был заложен доковый комплекс «Звезда» (плавучий док) проекта 23380 (строительный № 08380), разработанного ЦКБ МТ «Рубин» (г. Санкт-Петербург).

2017 год — настоящее время (2022) — предприятие строит четыре многофункциональных судна снабжения усиленного ледового класса проекта IBSV 10022.

2017 год — настоящее время (2022) — на заводе строится серия из 10 танкеров (супертанкеров) класса «Афрамакс» проекта 114K на газомоторном топливе дейдвейтом 114 тысяч тонн для перевозки нефти из портов Балтийского моря компанией Роснефть. Строительство осуществлялось в широкой кооперации с южнокорейскими верфями компании DSME, которые на первых судах и выполняли основную часть работ.

24 июля 2018 года — на судостроительный комплекс доставлен специально построенный для него транспортно-передаточный док «Вымпел» грузоподъемностью 40 тыс. тонн и габаритными размерами 280 на 62 метра.

11 сентября 2018 года — начато строительство второй очереди судостроительного комплекса «Звезда», включающего один из крупнейших в мире сухих доков.

Июнь 2020 года — настоящее время (2022, ожидается 2027) — заводом строится крупнейший в мире атомный ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер».[4]

2020 год — настоящее время (2022) — на заводе строится танкер-челнок усиленного ледового класса Arc6 дедвейтом 69 000 тонн «Валентин Пикуль».[5]

2020 год — настоящее время (2022) — предприятие строит серию из трёх танкеров-продуктовозов типа MR дейдвейтом около 50 тысяч тонн, обладающих ледовым классом 1В.[6][7]

2020 год — настоящее время (2022) — предприятием строится серия (подписаны контракты на 5 + 10 судов) газовозов ледового класса Arc7 проекта SN2366.[8]

17 декабря 2020 года — предприятие получило лицензию на строительство судов с атомной силовой установкой.[9]

2021 год — настоящее время (2022) — заводом строятся два научно-исследовательских судна неограниченного района плавания проекта 123 «Виктор Ильичёв» и «Александр Лисицын».[10]

21 декабря 2021 года - на заводе введён в строй на три года раньше срока один из крупнейших в мире сухих доков (внутренние размеры 485 на 114 метров, глубиной 14 метров), являющийся частью второй очереди строительства предприятия.[11]

Ожидаемые события

2024 год — полное завершение строительства второй очереди судостроительного комплекса.

Знаменитые корабли, суда и достопримечательности построенные на предприятии и при его активном участии

В частности, среди них можно отметить:

  • Атомный ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер» (строится с 2020 года) — крупнейший и мощнейший из когда-либо построенных ранее ледоколов. Представляет, по сути своей, первый образец нового класса ледоколов, предназначенного для организации круглогодичного плавания на самом сложном в отношении ледовой обстановки восточном участке Северного морского пути.

Видеоматериалы о заводе

Проект судостроительного комплекса «Звезда», 2010


Установка кранов тяжёлого стапеля судостроительного комплекса «Звезда», август 2016


Цех резки металла судостроительного комплекса «Звезда», август 2016 года


Репортаж о заводе «Звезда», август 2016


Закладка плавучего дока "Звезда", 1 сентября 2016


Посещение завода Президентом России Владимиром Путиным 1 сентября 2016 года


Подробное описание проекта судостроительного комплекса «Звезда»


Экскурсия на судоверфь Звезда, 2018




См. также

Ссылки

Примечания