Херсонский судостроительный завод: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 19 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Херсонский судостроительный завод (ХСЗ)''' | '''Херсонский судостроительный завод (ХСЗ)''' — судостроительное и судоремонтное предприятие в г. [[Херсон]], основанное в 1951 году как Завод № 873. | ||
Не следует путать данный завод с историческим российским предприятием [[Херсонское адмиралтейство]], закрытым задолго до его создания. | Не следует путать данный завод с историческим российским предприятием [[Херсонское адмиралтейство]], закрытым задолго до его создания. | ||
Предприятие обладает двумя производственными площадками, позволяющими строить суда размером 180,0 м х 25,3 м и 140,0 м х 32,0 м при спусковой массе 8 и 6 тысяч тонн соответственно. Завод занимается судоремонтом и, в ограниченных объёмах, судостроением. | |||
== История == | == История == | ||
=== Предыстория предприятия === | === Предыстория предприятия === | ||
'''19 октября 1778''' | '''19 октября 1778 года''' — заложен город [[Херсон]] с крепостью и верфью. | ||
'''19 ноября 1778 года''' — основано [[Херсонское адмиралтейство]]. | |||
''' | '''1828 год''' — из-за мелководности устья Днепра [[Херсонское адмиралтейство]] упразднено, при этом его коллектив и оборудование переведены в [[Николаев]]. | ||
'''1902''' — завершено углубление фарватера в устье Днепра, в результате чего Херсон стал полноценным, хоть и не глубоководным морским портом. С этого момента были созданы предпосылки для возрождения морского судостроения в городе, но уже новыми предприятиями на новых территориях. | '''1902 год''' — завершено углубление фарватера в устье Днепра, в результате чего Херсон стал полноценным, хоть и не глубоководным, морским портом. С этого момента были созданы предпосылки для возрождения морского судостроения в городе, но уже новыми предприятиями на новых территориях. | ||
=== Советский период === | === Советский период === | ||
'''1951''' | '''1951 год''' — основан судостроительный завод № 873. | ||
'''1953''' | '''1953 год''' — со стапелей завода сошли первые суда, а именно танкеры «Херсон»[http://fleetphoto.ru/ship/58312/] и «Грозный»[http://fleetphoto.ru/ship/58311/] серии «Казбек», в рамках которой за 1953—1961 гг. со стапелей предприятия было спущено почти 30 судов[http://fleetphoto.ru/projects/2319/] | ||
'''23 декабря 1959''' | '''23 декабря 1959 года''' — спущен на воду первый сухогруз ([[rwp:Ленинский Комсомол (турбоход)|турбоход «Ленинский Комсомол»]]), за 1959—1968 гг. на предприятии было построено 20 судов подобного типа[http://fleetphoto.ru/projects/1811/]. | ||
'''10 декабря 1963''' | '''10 декабря 1963 года''' — спущен на воду сухогруз «Бежица»[http://sea-transport.ru/nauchno-isledovatelskie-suda/441-bezhiza.html], за последующие 11 лет на заводе было построено 45 судов данной серии[http://fleetphoto.ru/projects/2429]. Отличительной особенностью этих судов является максимальное раскрытие палубы, наличие двойного борта и диаметральной продольной переборки, механизированных люковых закрытий. | ||
'''23 | '''23 октября 1965 года''' — со стапелей предприятия спущен [[rwp:Парижская Коммуна (газотурбоход)|сухогруз «Парижская Коммуна»]], являющийся первым в СССР сухогрузом с газовой турбиной и винтом регулируемого шага (газотурбоход). | ||
'''Декабрь 1971''' | '''Декабрь 1971 года''' — спущено на воду ледокольно-транспортное судно «Капитан Мышевский»[http://fleetphoto.ru/ship/20519/], в 1970—1975 гг. было построено еще 4 судна подобного типа[http://fleetphoto.ru/projects/2535]. | ||
'''Декабрь 1972''' | '''Декабрь 1972 года''' — построен первый отечественный контейнеровоз «Александр Фадеев»[http://fleetphoto.ru/ship/19746/], за 1972—1975 гг. построено 7 судов данного типа[http://fleetphoto.ru/projects/2287] | ||
'''1978''' | '''1978 год''' — предприятие переименовано в '''«Херсонское судостроительное производственное объединение им. 60-летия Ленинского Комсомола»'''[http://fleetphoto.ru/zavod.php?zid=160] | ||
'''1983''' | '''1983 год''' — построен лихтеровоз «Алексей Косыгин»[http://korabley.net/news/likhterovoz_aleksej_kosygin/2012-04-04-1151], за 1983—1989 гг. было построено 10 подобных судов[http://fleetphoto.ru/projects/2030/] | ||
=== | === Украинский период === | ||
'''1992''' | '''1992 год''' — предприятию присвоено название '''«Херсонский судостроительный завод»'''[http://fleetphoto.ru/zavod.php?zid=160]. | ||
'''1990-е''' | '''1990-е годы''' — сокращение заказов и упадок объёмов производства из-за кризиса судостроения на независимой Украине. Предприятие начало осваивать новую для себя деятельность по ремонту судов. | ||
'''2005''' | '''2005''' — предприятие было реорганизовано в Открытое акционерное общество, владельцем стал украинский политик и бизнесмен [[rwp:Федин, Василий Викторович|Василий Федин]]. | ||
''' | '''2005—2011 годы''' — началось возрождение предприятия, было построено 25 различных судов, в том числе 13 танкеров, 2 судна арктического снабжения, 4 многоцелевых сухогруза, также начат выпуск судов «река-море» типа «[[rwp:Челси (тип речных судов)|Челси]]»[http://www.maritimemarket.ru/article.phtml?id=1022] | ||
'''2013''' | '''2013 год''' — построена серия танкеров-продуктовозов «река-море» для группы компаний СВЛ ([[Мальта]]). Первая серия судов «под ключ», построенная за всё время независимости Украины. | ||
'''2014''' | '''2014 год''' — предприятие переименовано в '''Публичное акционерное общество «Смарт Мэритайм Груп — Херсонский судостроительный завод»'''. | ||
'''2015''' | '''2015 год''' — начато производство серии серию буксиров-кантовщиков для группы компаний «Краншип». | ||
'''19 июля 2016''' | '''19 июля 2016 года''' — по решению хозяйственного суда Херсонской области предприятие признано банкротом из-за роста убытков и падения доходов[http://www.epravda.com.ua/rus/news/2016/07/21/599883/]. | ||
'''2017''' | '''2017 год''' — несмотря на банкротство и начало ликвидационной процедуры, завод продолжает работать, в частности было передано заказчику судно проекта НМ440[http://uprom.info/news/ships/nove-sudno-sdano-zamovniku] и завершена модернизация сухогруза ''«Donmaster Spirit»''[http://uprom.info/news/ships/hsz-zavershiv-pershiy-etap-modernizatsiyi-suhovantazhu-donmaster-spirit]. | ||
'''2021 год''' — завод снова оказался на грани закрытия[http://news-front.info/2021/10/04/hersonskiy-sudostroitelnyy-pogibaet-bez-zakazov/]. | |||
'''2-3 марта 2022 года''' — в ходе Специальной военной операции Херсон занят российскими войсками. | |||
=== Современная Россия === | |||
'''30 сентября 2022 года''' — по результатам референдума Херсонская область вошла в состав России. | |||
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 62: | Строка 73: | ||
<br> | <br> | ||
{{Российское судостроение}} | |||
{{Предприятия}} | {{Предприятия}} | ||
[[Категория:Российское судостроение]] | |||
[[Категория:Предприятия России]] | |||
[[Категория:Предприятия Херсонской области]] | |||
[[Категория:Херсон]] | [[Категория:Херсон]] | ||
Текущая версия от 11:43, 24 октября 2024
Херсонский судостроительный завод (ХСЗ) — судостроительное и судоремонтное предприятие в г. Херсон, основанное в 1951 году как Завод № 873.
Не следует путать данный завод с историческим российским предприятием Херсонское адмиралтейство, закрытым задолго до его создания.
Предприятие обладает двумя производственными площадками, позволяющими строить суда размером 180,0 м х 25,3 м и 140,0 м х 32,0 м при спусковой массе 8 и 6 тысяч тонн соответственно. Завод занимается судоремонтом и, в ограниченных объёмах, судостроением.
История
Предыстория предприятия
19 октября 1778 года — заложен город Херсон с крепостью и верфью.
19 ноября 1778 года — основано Херсонское адмиралтейство.
1828 год — из-за мелководности устья Днепра Херсонское адмиралтейство упразднено, при этом его коллектив и оборудование переведены в Николаев.
1902 год — завершено углубление фарватера в устье Днепра, в результате чего Херсон стал полноценным, хоть и не глубоководным, морским портом. С этого момента были созданы предпосылки для возрождения морского судостроения в городе, но уже новыми предприятиями на новых территориях.
Советский период
1951 год — основан судостроительный завод № 873.
1953 год — со стапелей завода сошли первые суда, а именно танкеры «Херсон»[1] и «Грозный»[2] серии «Казбек», в рамках которой за 1953—1961 гг. со стапелей предприятия было спущено почти 30 судов[3]
23 декабря 1959 года — спущен на воду первый сухогруз (турбоход «Ленинский Комсомол»), за 1959—1968 гг. на предприятии было построено 20 судов подобного типа[4].
10 декабря 1963 года — спущен на воду сухогруз «Бежица»[5], за последующие 11 лет на заводе было построено 45 судов данной серии[6]. Отличительной особенностью этих судов является максимальное раскрытие палубы, наличие двойного борта и диаметральной продольной переборки, механизированных люковых закрытий.
23 октября 1965 года — со стапелей предприятия спущен сухогруз «Парижская Коммуна», являющийся первым в СССР сухогрузом с газовой турбиной и винтом регулируемого шага (газотурбоход).
Декабрь 1971 года — спущено на воду ледокольно-транспортное судно «Капитан Мышевский»[7], в 1970—1975 гг. было построено еще 4 судна подобного типа[8].
Декабрь 1972 года — построен первый отечественный контейнеровоз «Александр Фадеев»[9], за 1972—1975 гг. построено 7 судов данного типа[10]
1978 год — предприятие переименовано в «Херсонское судостроительное производственное объединение им. 60-летия Ленинского Комсомола»[11]
1983 год — построен лихтеровоз «Алексей Косыгин»[12], за 1983—1989 гг. было построено 10 подобных судов[13]
Украинский период
1992 год — предприятию присвоено название «Херсонский судостроительный завод»[14].
1990-е годы — сокращение заказов и упадок объёмов производства из-за кризиса судостроения на независимой Украине. Предприятие начало осваивать новую для себя деятельность по ремонту судов.
2005 — предприятие было реорганизовано в Открытое акционерное общество, владельцем стал украинский политик и бизнесмен Василий Федин.
2005—2011 годы — началось возрождение предприятия, было построено 25 различных судов, в том числе 13 танкеров, 2 судна арктического снабжения, 4 многоцелевых сухогруза, также начат выпуск судов «река-море» типа «Челси»[15]
2013 год — построена серия танкеров-продуктовозов «река-море» для группы компаний СВЛ (Мальта). Первая серия судов «под ключ», построенная за всё время независимости Украины.
2014 год — предприятие переименовано в Публичное акционерное общество «Смарт Мэритайм Груп — Херсонский судостроительный завод».
2015 год — начато производство серии серию буксиров-кантовщиков для группы компаний «Краншип».
19 июля 2016 года — по решению хозяйственного суда Херсонской области предприятие признано банкротом из-за роста убытков и падения доходов[16].
2017 год — несмотря на банкротство и начало ликвидационной процедуры, завод продолжает работать, в частности было передано заказчику судно проекта НМ440[17] и завершена модернизация сухогруза «Donmaster Spirit»[18].
2021 год — завод снова оказался на грани закрытия[19].
2-3 марта 2022 года — в ходе Специальной военной операции Херсон занят российскими войсками.
Современная Россия
30 сентября 2022 года — по результатам референдума Херсонская область вошла в состав России.
См. также
Ссылки
Примечания
[ + ] Российское судостроение
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|