Херсонский судостроительный завод: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 17 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Херсонский судостроительный завод (ХСЗ)''' — судостроительное и судоремонтное предприятие в г. [[Херсон]], ныне находящемся на юге [[Украина|Украины]] (в исторической [[Новороссия|Новороссии]]).
'''Херсонский судостроительный завод (ХСЗ)''' — судостроительное и судоремонтное предприятие в г. [[Херсон]], основанное в 1951 году как Завод № 873.


Не следует путать данный завод с историческим российским предприятием [[Херсонское адмиралтейство]], закрытым задолго до его создания.
Не следует путать данный завод с историческим российским предприятием [[Херсонское адмиралтейство]], закрытым задолго до его создания.
Предприятие обладает двумя производственными площадками, позволяющими строить суда размером 180,0 м х 25,3 м и 140,0 м х 32,0 м при спусковой массе 8 и 6 тысяч тонн соответственно. Завод занимается судоремонтом и, в ограниченных объёмах, судостроением.


== История ==
== История ==


=== Предыстория предприятия ===
=== Предыстория предприятия ===
'''19 октября 1778''' — заложен город [[Херсон]] с крепостью и верфью
'''19 октября 1778 года''' — заложен город [[Херсон]] с крепостью и верфью.


'''19 ноября 1778''' — основано [[Херсонское адмиралтейство]], просуществовавшее до 1828 года
'''19 ноября 1778 года''' — основано [[Херсонское адмиралтейство]].


'''1902''' — завершено углубление фарватера в устье Днепра, в результате чего Херсон стал полноценным, хоть и не глубоководным морским портом. С этого момента были созданы предпосылки для возрождения морского судостроения в городе, но уже новыми предприятиями на новых территориях.
'''1828 год''' —  из-за мелководности устья Днепра [[Херсонское адмиралтейство]] упразднено, при этом его коллектив и оборудование переведены в [[Николаев]].
 
'''1902 год''' — завершено углубление фарватера в устье Днепра, в результате чего Херсон стал полноценным, хоть и не глубоководным, морским портом. С этого момента были созданы предпосылки для возрождения морского судостроения в городе, но уже новыми предприятиями на новых территориях.


=== Советский период ===
=== Советский период ===
'''1951''' — основан судостроительный завод № 873, получивший название Херсонского.
'''1951 год''' — основан судостроительный завод № 873.


'''1953''' — со стапелей завода сошли первые суда, а именно танкеры «Херсон»[http://fleetphoto.ru/ship/58312/] и «Грозный»[http://fleetphoto.ru/ship/58311/] серии «Казбек», в рамках которой за 1953—1961 гг. со стапелей предприятия было спущено почти 30 судов[http://fleetphoto.ru/projects/2319/]
'''1953 год''' — со стапелей завода сошли первые суда, а именно танкеры «Херсон»[http://fleetphoto.ru/ship/58312/] и «Грозный»[http://fleetphoto.ru/ship/58311/] серии «Казбек», в рамках которой за 1953—1961 гг. со стапелей предприятия было спущено почти 30 судов[http://fleetphoto.ru/projects/2319/]


'''23 декабря 1959''' — спущен на воду первый сухогруз ([[rwp:Ленинский Комсомол (турбоход)|турбоход «Ленинский Комсомол»]]), за 1959—1968 гг. на предприятии было построено 20 судов подобного типа[http://fleetphoto.ru/projects/1811/].
'''23 декабря 1959 года''' — спущен на воду первый сухогруз ([[rwp:Ленинский Комсомол (турбоход)|турбоход «Ленинский Комсомол»]]), за 1959—1968 гг. на предприятии было построено 20 судов подобного типа[http://fleetphoto.ru/projects/1811/].


'''10 декабря 1963''' — спущен на воду сухогруз «Бежица»[http://sea-transport.ru/nauchno-isledovatelskie-suda/441-bezhiza.html], за последующие 11 лет на заводе было построено 45 судов данной серии[http://fleetphoto.ru/projects/2429]. Отличительной особенностью этих судов является максимальное раскрытие палубы, наличие двойного борта и диаметральной продольной переборки, механизированных люковых закрытий.
'''10 декабря 1963 года''' — спущен на воду сухогруз «Бежица»[http://sea-transport.ru/nauchno-isledovatelskie-suda/441-bezhiza.html], за последующие 11 лет на заводе было построено 45 судов данной серии[http://fleetphoto.ru/projects/2429]. Отличительной особенностью этих судов является максимальное раскрытие палубы, наличие двойного борта и диаметральной продольной переборки, механизированных люковых закрытий.


'''23 октярбя 1965''' — со стапелей предприятия спущен [[rwp:Парижская Коммуна (газотурбоход)|сухогруз «Парижская Коммуна»]], являющийся первым в СССР сухогрузом с газовой турбиной и винтом регулируемого шага (газотурбоход).
'''23 октября 1965 года''' — со стапелей предприятия спущен [[rwp:Парижская Коммуна (газотурбоход)|сухогруз «Парижская Коммуна»]], являющийся первым в СССР сухогрузом с газовой турбиной и винтом регулируемого шага (газотурбоход).


'''Декабрь 1971''' — спущено на воду ледокольно-транспортное судно «Капитан Мышевский»[http://fleetphoto.ru/ship/20519/], в 1970—1975 гг. было построено еще 4 судна подобного типа[http://fleetphoto.ru/projects/2535].
'''Декабрь 1971 года''' — спущено на воду ледокольно-транспортное судно «Капитан Мышевский»[http://fleetphoto.ru/ship/20519/], в 1970—1975 гг. было построено еще 4 судна подобного типа[http://fleetphoto.ru/projects/2535].


'''Декабрь 1972''' — построен первый отечественный контейнеровоз «Александр Фадеев»[http://fleetphoto.ru/ship/19746/], за 1972—1975 гг. построено 7 судов данного типа[http://fleetphoto.ru/projects/2287]
'''Декабрь 1972 года''' — построен первый отечественный контейнеровоз «Александр Фадеев»[http://fleetphoto.ru/ship/19746/], за 1972—1975 гг. построено 7 судов данного типа[http://fleetphoto.ru/projects/2287]


'''1978''' — предприятие переименовано в '''«Херсонское судостроительное производственное объединение им. 60-летия Ленинского Комсомола»'''[http://fleetphoto.ru/zavod.php?zid=160]  
'''1978 год''' — предприятие переименовано в '''«Херсонское судостроительное производственное объединение им. 60-летия Ленинского Комсомола»'''[http://fleetphoto.ru/zavod.php?zid=160]


'''1983''' — построен лихтеровоз «Алексей Косыгин»[http://korabley.net/news/likhterovoz_aleksej_kosygin/2012-04-04-1151], за 1983—1989 гг. было построено 10 подобных судов[http://fleetphoto.ru/projects/2030/]
'''1983 год''' — построен лихтеровоз «Алексей Косыгин»[http://korabley.net/news/likhterovoz_aleksej_kosygin/2012-04-04-1151], за 1983—1989 гг. было построено 10 подобных судов[http://fleetphoto.ru/projects/2030/]


=== Современный период ===
=== Украинский период ===
'''1992''' — предприятию присвоено название '''«Херсонский судостроительный завод»'''[http://fleetphoto.ru/zavod.php?zid=160].
'''1992 год''' — предприятию присвоено название '''«Херсонский судостроительный завод»'''[http://fleetphoto.ru/zavod.php?zid=160].


'''1990-е''' — сокращение заказов и упадок объёмов производства из-за кризиса судостроения на независимой Украине. Предприятие начало осваивать новую для себя деятельность по ремонту судов.
'''1990-е годы''' — сокращение заказов и упадок объёмов производства из-за кризиса судостроения на независимой Украине. Предприятие начало осваивать новую для себя деятельность по ремонту судов.


'''2005''' — предприятие было реорганизовано в Открытое акционерное общество, владельцем стал украинский политик и бизнесмен [[rwp:Федин, Василий Викторович|Василий Федин]].
'''2005''' — предприятие было реорганизовано в Открытое акционерное общество, владельцем стал украинский политик и бизнесмен [[rwp:Федин, Василий Викторович|Василий Федин]].


'''2005-2011''' — началось возрождение предприятия, было построено 25 различных судов, в том числе 13 танкеров, 2 судна арктического снабжения, 4 многоцелевых сухогруза, также начат выпуск судов «река-море» типа «[[rwp:Челси (тип речных судов)|Челси]]»[http://www.maritimemarket.ru/article.phtml?id=1022]
'''2005—2011 годы''' — началось возрождение предприятия, было построено 25 различных судов, в том числе 13 танкеров, 2 судна арктического снабжения, 4 многоцелевых сухогруза, также начат выпуск судов «река-море» типа «[[rwp:Челси (тип речных судов)|Челси]]»[http://www.maritimemarket.ru/article.phtml?id=1022]
 
'''2013 год''' — построена серия танкеров-продуктовозов «река-море» для группы компаний СВЛ ([[Мальта]]). Первая серия судов «под ключ», построенная за всё время независимости Украины.
 
'''2014 год''' — предприятие переименовано в '''Публичное акционерное общество «Смарт Мэритайм Груп — Херсонский судостроительный завод»'''.


'''2013''' — построена серия танкеров-продуктовозов «река-море» для группы компаний СВЛ ([[Мальта]]). Первая серия судов «под ключ», построенная за всё время независимости Украины.
'''2015 год''' — начато производство серии серию буксиров-кантовщиков для группы компаний «Краншип».


'''2014''' — предприятие переименовано в '''Публичное акционерное общество «Смарт Мэритайм Груп — Херсонский судостроительный завод»'''.
'''19 июля 2016 года''' — по решению хозяйственного суда Херсонской области предприятие признано банкротом из-за роста убытков и падения доходов[http://www.epravda.com.ua/rus/news/2016/07/21/599883/].


'''2015''' — начато производство серии серию буксиров-кантовщиков для группы компаний «Краншип».
'''2017 год''' — несмотря на банкротство и начало ликвидационной процедуры, завод продолжает работать, в частности было передано заказчику судно проекта НМ440[http://uprom.info/news/ships/nove-sudno-sdano-zamovniku] и завершена модернизация сухогруза ''«Donmaster Spirit»''[http://uprom.info/news/ships/hsz-zavershiv-pershiy-etap-modernizatsiyi-suhovantazhu-donmaster-spirit].


'''19 июля 2016''' — по решению хозяйственного суда Херсонской области предприятие признано банкротом из-за роста убытков и падения доходов[http://www.epravda.com.ua/rus/news/2016/07/21/599883/].
'''2021 год''' — завод снова оказался на грани закрытия[http://news-front.info/2021/10/04/hersonskiy-sudostroitelnyy-pogibaet-bez-zakazov/].


'''2017''' — несмотря на банкротство и начало ликвидационной процедуры, завод продолжает работать, в частности было передано заказчику судно проекта НМ440[http://uprom.info/news/ships/nove-sudno-sdano-zamovniku] и завершена модернизация сухогруза ''«Donmaster Spirit»''[http://uprom.info/news/ships/hsz-zavershiv-pershiy-etap-modernizatsiyi-suhovantazhu-donmaster-spirit].
'''2-3 марта 2022 года''' — в ходе Специальной военной операции Херсон занят российскими войсками.


На 2017 год завод обладает двумя производственными площадками, позволяющими строить суда размером 180,0 м х 25,3 м и 140,0 м х 32,0 м при спусковой массе 8 и 6 тысяч тонн соответственно. На тот же 2017 год завод занимается судоремонтом и, в ограниченных объёмах, судостроением.
=== Современная Россия ===
 
'''30 сентября 2022 года''' — по результатам референдума Херсонская область вошла в состав России.


== См. также ==
== См. также ==
Строка 63: Строка 73:


<br>
<br>
{{Российское судостроение}}
{{Предприятия}}
{{Предприятия}}
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Предприятия России]]
[[Категория:Предприятия Херсонской области]]
[[Категория:Херсон]]
[[Категория:Херсон]]
[[Категория:Херсонская область]]
[[Категория:Судостроение Украины]]
[[Категория:Промышленность Украины]]
[[Категория:Украина]]
[[Категория:Судостроение Новороссии]]
[[Категория:Промышленность Новороссии]]
[[Категория:Новороссия]]
[[Категория:Судостроение Русского мира]]
[[Категория:Промышленность Русского мира]]

Текущая версия от 11:43, 24 октября 2024

Херсонский судостроительный завод (ХСЗ) — судостроительное и судоремонтное предприятие в г. Херсон, основанное в 1951 году как Завод № 873.

Не следует путать данный завод с историческим российским предприятием Херсонское адмиралтейство, закрытым задолго до его создания.

Предприятие обладает двумя производственными площадками, позволяющими строить суда размером 180,0 м х 25,3 м и 140,0 м х 32,0 м при спусковой массе 8 и 6 тысяч тонн соответственно. Завод занимается судоремонтом и, в ограниченных объёмах, судостроением.

История

Предыстория предприятия

19 октября 1778 года — заложен город Херсон с крепостью и верфью.

19 ноября 1778 года — основано Херсонское адмиралтейство.

1828 год — из-за мелководности устья Днепра Херсонское адмиралтейство упразднено, при этом его коллектив и оборудование переведены в Николаев.

1902 год — завершено углубление фарватера в устье Днепра, в результате чего Херсон стал полноценным, хоть и не глубоководным, морским портом. С этого момента были созданы предпосылки для возрождения морского судостроения в городе, но уже новыми предприятиями на новых территориях.

Советский период

1951 год — основан судостроительный завод № 873.

1953 год — со стапелей завода сошли первые суда, а именно танкеры «Херсон»[1] и «Грозный»[2] серии «Казбек», в рамках которой за 1953—1961 гг. со стапелей предприятия было спущено почти 30 судов[3]

23 декабря 1959 года — спущен на воду первый сухогруз (турбоход «Ленинский Комсомол»), за 1959—1968 гг. на предприятии было построено 20 судов подобного типа[4].

10 декабря 1963 года — спущен на воду сухогруз «Бежица»[5], за последующие 11 лет на заводе было построено 45 судов данной серии[6]. Отличительной особенностью этих судов является максимальное раскрытие палубы, наличие двойного борта и диаметральной продольной переборки, механизированных люковых закрытий.

23 октября 1965 года — со стапелей предприятия спущен сухогруз «Парижская Коммуна», являющийся первым в СССР сухогрузом с газовой турбиной и винтом регулируемого шага (газотурбоход).

Декабрь 1971 года — спущено на воду ледокольно-транспортное судно «Капитан Мышевский»[7], в 1970—1975 гг. было построено еще 4 судна подобного типа[8].

Декабрь 1972 года — построен первый отечественный контейнеровоз «Александр Фадеев»[9], за 1972—1975 гг. построено 7 судов данного типа[10]

1978 год — предприятие переименовано в «Херсонское судостроительное производственное объединение им. 60-летия Ленинского Комсомола»[11]

1983 год — построен лихтеровоз «Алексей Косыгин»[12], за 1983—1989 гг. было построено 10 подобных судов[13]

Украинский период

1992 год — предприятию присвоено название «Херсонский судостроительный завод»[14].

1990-е годы — сокращение заказов и упадок объёмов производства из-за кризиса судостроения на независимой Украине. Предприятие начало осваивать новую для себя деятельность по ремонту судов.

2005 — предприятие было реорганизовано в Открытое акционерное общество, владельцем стал украинский политик и бизнесмен Василий Федин.

2005—2011 годы — началось возрождение предприятия, было построено 25 различных судов, в том числе 13 танкеров, 2 судна арктического снабжения, 4 многоцелевых сухогруза, также начат выпуск судов «река-море» типа «Челси»[15]

2013 год — построена серия танкеров-продуктовозов «река-море» для группы компаний СВЛ (Мальта). Первая серия судов «под ключ», построенная за всё время независимости Украины.

2014 год — предприятие переименовано в Публичное акционерное общество «Смарт Мэритайм Груп — Херсонский судостроительный завод».

2015 год — начато производство серии серию буксиров-кантовщиков для группы компаний «Краншип».

19 июля 2016 года — по решению хозяйственного суда Херсонской области предприятие признано банкротом из-за роста убытков и падения доходов[16].

2017 год — несмотря на банкротство и начало ликвидационной процедуры, завод продолжает работать, в частности было передано заказчику судно проекта НМ440[17] и завершена модернизация сухогруза «Donmaster Spirit»[18].

2021 год — завод снова оказался на грани закрытия[19].

2-3 марта 2022 года — в ходе Специальной военной операции Херсон занят российскими войсками.

Современная Россия

30 сентября 2022 года — по результатам референдума Херсонская область вошла в состав России.

См. также

Ссылки

Примечания