Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 79: Строка 79:
==Крупнейшие тоннели==
==Крупнейшие тоннели==


[[Файл:Severomuyskiy tun vostochny portal.JPG|thumb|150px|Северомуйский тоннель, восточный портал]]
[[Файл:Severomuyskiy tun vostochny portal.JPG|thumb|150px|left|Северомуйский тоннель, восточный портал]]


=== Северомуйский тоннель ===
=== Северомуйский тоннель ===

Версия от 23:42, 11 июня 2013

Символы нации

Космонавтика и ракетная техника

Международная космическая станция

Международная космическая станция

О начале создания орбитальной станции объявлено в 1993 году. Первый модуль (российсо-американский «Заря») запущен в 1998 году, в том же году к нему пристыкован американский «Unity», затем в 2000 г. российский «Звезда», после чего в ноябре 2000 г. на станцию отправилась первая основная экспедиция. Позднее в эти годы были добавлены российский модуль «Пирс» и часть американских модулей. Успешно эксплуатируется по настоящее время, постепенно дополняясь все новыми модулями. Состоит из российского и американского сегментов, но в проекте также принимают участие Европейское Космическое Агентство, Канада и Япония. Общая стоимость проекта по зарубежным оценкам составляет порядка 150 миллиардов долларов[1].

РЛС «Волга», г. Ганцевичи, Беларусь

Радиолокационнная станция предупреждения о ракетном нападении. Строилась с 1980-х гг. Введена в строй в 2002…2003 гг. Достроена и эксплуатируется российскими Войсками воздушно-космической обороны[2]. На ближайшие десятилетия это, видимо, последняя капитальная РЛС такого размера — принятые впоследствии на вооружение российских войск ВКО быстровозводимые РЛС «Воронеж-М» и «Воронеж-ДМ» не только значительно совершеннее, но и намного дешевле[3].

Авиация

Техническое усложнение современных самолетов, обусловленное во многом сложностью проектирования конструкций из композиционных материалов, привело к тому, что программы создания самолетов во всем мире становятся очень затратными. Не составляют исключения и российские проекты.

Ан-148

Ан-148

Ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт, совместное производство России и Украины. Первый полет — 2004 год, эксплуатируется с 2009 года, на 2012 год произведено более 20 единиц. Стоимость программы разработки составила 592 млн долларов. [4]

Бе-200

Бе-200

Cамолёт-амфибия, по ряду характеристик не имеет аналогов в мире. Может применяться для охраны водных поверхностей, экологических миссий, тушения пожаров, перевозки пассажиров и грузов. Первый полёт состоялся 24 сентября 1998, принят в эксплуатацию в 2003. Самолет экспортируется, реализуется государственная программа закупки 8 Бе-200 на 14 млрд руб. для задач ВМФ РФ. [5][6]

Крупнейшие корабли и суда

Для военных кораблей не всегда известна их точная стоимость, однако практика кораблестроения показывает, что стоимость кораблей примерно пропорциональна их водоизмещению. Однако использование новейшего оборудования, конечно может заметно удорожать проект.

Эсминец «Фучжоу» проекта 956 «Сарыч»

Серия эсминцев проекта 956 и его модификаций строились с 1972 г. по 2006 г. Стоимость кораблей порядка 0,5…0,7 млрд долларов за штуку[8]. В этот период был введен в строй эсминец «Фучжоу» (ранее «Вдумчивый», «Александр Невский»), заложенный в 1989 г. и достроенный для ВМФ Китая в 2000 г.

Морские порты

Порт Усть-Луга

Многопрофильный порт на Балтике. Решение о строительстве принято в 1993 г. Формально начал работу в 2001 году. В 2012 г. обработал 46,8 млн тонн грузов. На 2009 г. инвестиции в порт составили по разным источникам 36….40 млрд рублей [7], [8], в то же время планируемый объем дополнительных инвестиций в 2012—2015 гг. составит 249 млрд рублей [9], а до 2030 г. — 630 млрд рублей [10]. В рамках строительства порта, помимо прочих, реализован следующий крупный проект:

  • Строительство комплекса наливных грузов в Усть-Луге. Стоимость проекта 1 млрд долларов[11][12]. К концу 2012 г. введены в строй две очереди из трех, третью планируется ввести в строй в 2013 г.[13]

В настоящее время порт продолжает активно строиться (см. незавершенные проекты).

Железные дороги

Ладожский вокзал

Ладожский вокзал

Современный вокзальный комплекс в Санкт-Петербурге, построен в 2001—2003 гг. Единственный городской транзитный вокзал (со сквозным движением поездов). Построен по принципу «интеллектуального здания» и является одним из самых крупных и технологически передовых вокзалов Европы. Пригородные поезда прибывают на подземный (нижний) ярус здания, поезда дальнего следования — на верхний ярус. Обеспечена удобная пересадка на станцию метро и городской наземный транспорт. Стоимость проекта — 9 млрд рублей в ценах начала 2000-х гг. [14]

Электрификация Транссибирской магистрали

Проект стартовал в 1927 г., но на 1991 г. неэлектрифицированными оставались порядка 880 км магистрали[15]. Завершение проекта в 2002 г. (через 75 лет после его начала) позволило организовать на Транссибе сквозную проводку поездов весом 6 тыс. тонн и уменьшить простои на станциях при смене локомотивов. Только в пусковой комплекс последнего участка длиной 175 км вложено 2,5 млрд рублей в ценах тех лет[16] (свыше 10 млрд в ценах 2012 г.).

Спрямление Веребьинского обхода

Как известно, Николаевская железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой была построена в 1851 г. практически точно по прямой. Однако на трассе долгое время существовал Веребьинский обход — изгиб, породивший легенду о «пальце Императора», помешавшем прочертить линию дороги совсем ровно по линейке. На самом деле с 1851 по 1881 г. дорога была прямой, но из-за резкого перепада высот в районе крупнейшего на трассе и одного из крупнейших на то время в мире железнодорожных мостов через долину реки Веребья возникали проблемы с движением грузовых поездов. Поэтому в 1874 г. было принято решение не заменять деревянный мост на металлический, как делалось для остальных мостов на трассе, а построить его обход, который позволил уменьшить уклон.[17]

Обход функционировал до 2001 г., когда на старом месте был возведен новый мост через реку Веребья и подходы к нему. Получившийся улон не представляет проблем для современной железнодорожной техники. Спрямление позволило уменьшить путь поездов на 6 километров и увеличить скорость их движения. Стоимость проекта 2,47 млрд рублей в ценах 2001 г.[18], что составляет порядка 15 млрд рублей в ценах 2012 г.

Автомобильные дороги

Третье транспортное кольцо (г. Москва)

Восьмиполосная магистраль, построенная в 1997…2003 г. Общая протяженность — 36 км, из них 19 км эстакад и 5 км тоннелей. Стоимость проекта 4,6 млрд долларов.[19]

Развязка Коломенского проезда и Нахимовского проспекта с Варшавским и Каширским шоссе в Москве

Представляет собой соединение Коломенского проезда и Нахимовского проспекта восьмиполосным тоннелем, проходящим под Варшавским шоссе, Каширским шоссе и железной дорогой павелецкого направления с соответствующими развязками. В ходе строительства применены уникальные технические решения — впервые в мировой практике проведено строительство тоннеля под действующей железной дорогой без остановки движения, для чего был сооружен специальный защитный экран, а сами железобетонные секции тоннеля продавливались под насыпью[20]. Развязка строилась с 1998 по 2002 г., стоимость 2,3 млрд рублей в ценах тех лет[21] (около 15 млрд рублей в ценах 2012 г.)

Линии метрополитена

Крупнейшие мосты

6 из первых 10 или 10 из первых 20 длиннейших мостовых переходов России были открыты в 2000-е и 2010-е годы. [22] См. также фотообзор больших мостов, построенных в России в 21-м веке: 1-я часть, 2-я часть, 3-я часть.

Кинешемский мост

Автодорожный (по первоначальному проекту — совмещенный) мост через Волгу в Ивановской области. Строился с 1982. Открыт в 2003 г. с увеличенным количеством полос для автотранспорта, но без железнодорожного хода. Стоимость проекта 6,4 млрд рублей в ценах 2003 г.[23]

Пилон Сургутского моста

Сургутский мост

Мост длиной 2110 м (основной пролет 408 м) черезь Обь у г. Сургут. Один из крупнейших мостов Сибири и крупнейших вантовых мостов в мире. Строился около 5 лет, введен в строй в 2000 г. [24] На начало 2013 г. мост полностью загружен, планируется строительство дублера.

Мост через Каму на дороге Р239 (первая очередь)

Самый длинный мост в России (13967 м). Первая очередь строилась с 1992 по 2002 г. Строительство второй очереди было заморожено. [25]

Крупнейшие тоннели

Северомуйский тоннель, восточный портал

Северомуйский тоннель

Самый длинный (15 343 метра) тоннель на территории России и бывшего СССР, расположенный на севере Бурятии. Входит в состав Байкало-Амурской магистрали. Строился с 1977 по 2003 г. Общая стоимость тоннеля 16 млрд рублей в ценах 2003 года.[26]

Аэропорты и аэродромы

Рудные месторождения

Угольные месторождения

Нефтяные и газовые месторождения

Нефтепроводы

КТК

Построенный в 1999—2004 гг. нефтепровод проходит по территории России и Казахстана к порту в Новороссийске. Владелец — Каспийский трубопроводный консорциум. Длина трубопровода 1511 км, пропускная способность 28,2 (с присадками 35) млн тонн в год. Стоимость проекта 2,67 млрд долларов[27]. В настоящее время проводится крупный проект по расширению нефтепровода.

Газопроводы

Крупнейшие линии электропередач и подстанции

Гидроэнергетика

Водоводы Загорской ГАЭС

Загорская ГАЭС

Гидроаккумулирующая электростанция в Московской области мощностью 1200 МВт в турбинном режиме и 1320 МВт в насосном. Строилась с 1980 г. по 2003 г. В настоящее время строится вторая очередь ГАЭС (см. «Незавершенные проекты»).

Атомная энергетика

Тепловая энергетика

Энергоблок №2 Нижневартовской ГРЭС

Второй энергоблок ГРЭС, расположенной в Ханты-Мансийском АО, введен в строй в 2003 г. Мощность 800 МВт. Строительство второго энергоблока обошлось в 2000…2003 гг. в 6 млрд рублей в ценах тех лет[28]. Аналогичный первый энергоблок станции был построен ранее в 1993 г. На начало 2013 г. на станции строится третий энергоблок.

Промышленность строительных материалов

Металлургия

Волгореченский трубный завод

Крупный трубный завод в Костромской области. Построен в 1999 г., на рынок вышел в 2000 г. До 2011 г. в завод вложено 10 млрд рублей[29]. На начало 2013 г. проходит крупный проект по дополнительному расширению производства[30] (см. Крупные российские проекты (строящиеся)).

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность

Химическая промышленность

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Машиностроение

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания, розничные торговые центры и их комплексы

Магас, администрация президента Ингушетии

Строительство г. Магас

Решение о строительстве нового административного центра республики Ингушетия принималось на федеральном уровне в 1993…1995 гг. Город основан в 1995 г., в 2000 г. стал столицей республики Ингушетия. Не смотря на то, что вследствие недофинансирования проекта первоначальной стоимостью порядка 150 млрд рублей в ценах 2012 г. намеченный объем работ выполнен не был, уже к 2007 г. в город было вложено порядка 25 млрд рублей[31]. В начале 2012 г. население города насчитывало 6 тыс. жителей, город продолжает активно строиться.

Гидротехническое строительство

Коммунальное хозяйство

Приборостроение, радиоэлектронная и оптическая промышленность

Связь, телекоммуникации и обработка данных

Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа

Наука и образование

Здравоохранение

Экология

Спорт

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

300-летие Санкт-Петербурга

На программу подготовки Санкт-Петербурга к 300-летнему юбилею, отмечавшемуся в 2003 году, выделялось 40 млрд рублей в ценах 2001 г.[32]. Была проведена массовая реставрация исторических фасадов, открыт парк 300-летия. Был восстановлен разрушенный в Великую Отечественную войну Константиновский (Большой Стрельнинский) дворец с ландшафтным парком 18-го века — теперь здесь размещается государственный комплекс «Дворец конгрессов».