Прогрессивная шкала НДФЛ: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Бульдозер (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Поправки в Налоговый кодекс РФ, | Поправки в Налоговый кодекс РФ, в результате которых была принята плоская 13 % шкала налогообложения, приняты осенью 2000 года. До этого действовала прогрессивная шкала с нижней границей в 12 % и верхней границей в 35 %. | ||
[http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/Ve/2003/2003-06sinelnikov/2003-06sinelnikov000.htm По оценке экспертов] в результате данного шага в 2001 году поступление НДФЛ выросло на | [http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/Ve/2003/2003-06sinelnikov/2003-06sinelnikov000.htm По оценке экспертов] в результате данного шага в 2001 году поступление НДФЛ выросло на 45 %, а в 2002 году еще на 40 %. Этот рост произошел в первую очередь за счет выхода части доходов населения из тени, однако были и другие факторы — рост доходов населения и инфляция, увеличение обложения низких доходов с 12 % до 13 % и обложение налогом военнослужащих. | ||
В момент принятия плоской системы НДФЛ оппозиция понимала необходимость этого шага, однако в последнее время, особенно в дискуссии во время выборов Госдумы 2011 года, вопрос возврата к | В момент принятия плоской системы НДФЛ оппозиция понимала необходимость этого шага, однако в последнее время, особенно в дискуссии во время выборов Госдумы 2011 года, вопрос возврата к «социально справедливой» прогрессивной шкале опять был поднят КПРФ и СР. Им можно возразить следующим образом. | ||
1. При возвращении прогрессивной шкалы произойдет обвальное падение собираемости налога и возврат к | 1. При возвращении прогрессивной шкалы произойдет обвальное падение собираемости налога и возврат к «серым зарплатам». За 10 лет народ еще не забыл, что нужно делать для минимизации НДФЛ. Это больно ударит по бюджетам регионов и муниципальных образований внутри регионов, так как в настоящее время 80 % собранного НДФЛ идет в бюджет субъекта РФ, а 20 % — в бюджет муниципального образования. Федеральный бюджет НДФЛ не получает. Фактически за счет НДФЛ формируется около трети бюджета региона и две трети бюджета мун.образования. [http://www.severgroup.su/2012/08/03/podmoskove-xochet-ndfl/ Например доходы Москвы в 2012 году 1,46 трлн.рублей — из них НДФЛ 543,6 млрд.рублей.] | ||
2. Введение прогрессивной шкалы без существенного снижения нижней планки будет справедливо расценено гражданами РФ, как увеличение налогового бремени. В условиях непрекращающихся атак на власть будет дан дополнительный повод для недовольства. Как правило все мечты о социальной справедливости у избирателя исчезают, когда ему лично ради этого предлагают заплатить хотя бы | 2. Введение прогрессивной шкалы без существенного снижения нижней планки будет справедливо расценено гражданами РФ, как увеличение налогового бремени. В условиях непрекращающихся атак на власть будет дан дополнительный повод для недовольства. Как правило все мечты о социальной справедливости у избирателя исчезают, когда ему лично ради этого предлагают заплатить хотя бы 1000 рублей. | ||
3. Введение прогрессивной шкалы вернет времена, когда почти половина населения страны должна была подавать ежегодную налоговую декларацию. Напомним, что необходимость обязательной подачи налоговой декларации в 90-е годы автоматически возникала при нескольких источниках дохода, поскольку ставка налога зависит от суммарного дохода, неизвестного отдельным работодателями. | 3. Введение прогрессивной шкалы вернет времена, когда почти половина населения страны должна была подавать ежегодную налоговую декларацию. Напомним, что необходимость обязательной подачи налоговой декларации в 90-е годы автоматически возникала при нескольких источниках дохода, поскольку ставка налога зависит от суммарного дохода, неизвестного отдельным работодателями. | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
4. Кроме того, в условиях перегруженности и низкой эффективности работы налоговых служб, возложение на них функций контроля за гражданами, имеющими несколько источников дохода, станет непосильным обременением. | 4. Кроме того, в условиях перегруженности и низкой эффективности работы налоговых служб, возложение на них функций контроля за гражданами, имеющими несколько источников дохода, станет непосильным обременением. | ||
===НДФЛ и бюджет РФ=== | === НДФЛ и бюджет РФ === | ||
Доля НДФЛ в бюджете РФ составляет | Доля НДФЛ в бюджете РФ составляет 9 %-11 % | ||
Данные [http://info.minfin.ru/kons_doh.php МинФина РФ], в млрд.руб. | Данные [http://info.minfin.ru/kons_doh.php МинФина РФ], в млрд.руб. | ||
* | * 2005—707.05 / 8 579.64 | ||
* | * 2006—930.38 / 10 625.81 | ||
* | * 2007 — 1 266.61 / 13 368.26 | ||
* | * 2008 — 1 666.32 / 16 169.10 | ||
* | * 2009 — 1 665.82 / 13 599.72 | ||
* | * 2010 — 1 790.50 / 16 031.93 | ||
* | * 2011 — 1 995.81 / 20 855.37 | ||
* | * 2012 — 2 215 / 23 150 (оценочно) | ||
Увеличение НДФЛ до (например) | Увеличение НДФЛ до (например) 14 % увеличит бюджет РФ на 0,8 %. Для значительного влияния на бюджет РФ (как минимум +5 %) необходимо повысить НДФЛ как минимум до 20 % (в полтора раза). | ||
И даже эти | И даже эти 5 % несопоставимы с средним ежегодным приростом бюджета РФ — 12 %-15 %. | ||
===Прогрессивная шкала и социальная справедливость=== | === Прогрессивная шкала и социальная справедливость === | ||
Равномерная прогрессивная шкала 5ти градаций, при минимальном налоге | Равномерная прогрессивная шкала 5ти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 % выглядит примерно так: | ||
# | # 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (менее 18тыс.руб до налогообложения) | ||
# | # 17 % — 20 % населения, 70-100 % от среднего заработка | ||
# | # 20 % — 15 %, 100—150 % | ||
# | # 23 % — 10 %, 150—400 % (40-100 тыс.руб) | ||
# | # 27 % — 5 %, 400 %+ | ||
Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё | Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё 500 млрд.руб (из дополнительно собранных 1300), но при чём тут справедливость. Просто будет ещё один налог на проживание в столице. | ||
Неравномерная прогрессивная шкала 2x градаций, при минимальном налоге | Неравномерная прогрессивная шкала 2x градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 % выглядит примерно так: | ||
# | # 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100тыс.руб до налогообложения) | ||
# | # 48 % — 5 %, 400 %+ | ||
Таким образом, больше 100тыс.руб официально не будет получать | Таким образом, больше 100тыс.руб официально не будет получать никто — слишком резкий переход. Ещё никто не будет продавать квартиры, машины и прочую собственность — с такими налогами дураков нет. | ||
В итоге, равномерно увеличивать налог | В итоге, равномерно увеличивать налог нельзя — какая же это социальная справедливость — отдавать 45 % в Москву; а неравномерно тоже нельзя — никто такие налоги платить не будет. | ||
===НДФЛ и доходы населения=== | === НДФЛ и доходы населения === | ||
Доля налогов на доходы населения в бюджете РФ составляет 40- | Доля налогов на доходы населения в бюджете РФ составляет 40-45 %, из которых после НДФЛ собираются 15-20 %. | ||
Данные [http://info.minfin.ru/kons_doh.php МинФина РФ], в млрд.руб., на 2011 | Данные [http://info.minfin.ru/kons_doh.php МинФина РФ], в млрд.руб., на 2011 | ||
* | * НДФЛ — 1 995.81 | ||
* Страховые | * Страховые взносы — 3 528.33 | ||
* | * НДС — 1 753.58 + 1 497.17 (так или иначе оплачивается населением) | ||
* | * Акцизы — 603.88 | ||
<!-- Таможенные | <!-- Таможенные пошлины — 3 712.49 --> | ||
* | * Бюджет — 20 855.37 | ||
Уменьшение доходов населения на | Уменьшение доходов населения на 7 % (при поднятии ставки НДФЛ до 20 %) изменит бюджет на 10 %*0.5 — 20 %*0.07 = 5 % — 1,5 % = +3.5 %. Это не считая падения собираемости НДФЛ. | ||
При этом, увеличение доходов населения на | При этом, увеличение доходов населения на 7 % увеличивает бюджет на 45 %*0.07 = +3.1 %. | ||
=== Итого === | === Итого === |
Версия от 14:33, 9 апреля 2015
Поправки в Налоговый кодекс РФ, в результате которых была принята плоская 13 % шкала налогообложения, приняты осенью 2000 года. До этого действовала прогрессивная шкала с нижней границей в 12 % и верхней границей в 35 %.
По оценке экспертов в результате данного шага в 2001 году поступление НДФЛ выросло на 45 %, а в 2002 году еще на 40 %. Этот рост произошел в первую очередь за счет выхода части доходов населения из тени, однако были и другие факторы — рост доходов населения и инфляция, увеличение обложения низких доходов с 12 % до 13 % и обложение налогом военнослужащих.
В момент принятия плоской системы НДФЛ оппозиция понимала необходимость этого шага, однако в последнее время, особенно в дискуссии во время выборов Госдумы 2011 года, вопрос возврата к «социально справедливой» прогрессивной шкале опять был поднят КПРФ и СР. Им можно возразить следующим образом.
1. При возвращении прогрессивной шкалы произойдет обвальное падение собираемости налога и возврат к «серым зарплатам». За 10 лет народ еще не забыл, что нужно делать для минимизации НДФЛ. Это больно ударит по бюджетам регионов и муниципальных образований внутри регионов, так как в настоящее время 80 % собранного НДФЛ идет в бюджет субъекта РФ, а 20 % — в бюджет муниципального образования. Федеральный бюджет НДФЛ не получает. Фактически за счет НДФЛ формируется около трети бюджета региона и две трети бюджета мун.образования. Например доходы Москвы в 2012 году 1,46 трлн.рублей — из них НДФЛ 543,6 млрд.рублей.
2. Введение прогрессивной шкалы без существенного снижения нижней планки будет справедливо расценено гражданами РФ, как увеличение налогового бремени. В условиях непрекращающихся атак на власть будет дан дополнительный повод для недовольства. Как правило все мечты о социальной справедливости у избирателя исчезают, когда ему лично ради этого предлагают заплатить хотя бы 1000 рублей.
3. Введение прогрессивной шкалы вернет времена, когда почти половина населения страны должна была подавать ежегодную налоговую декларацию. Напомним, что необходимость обязательной подачи налоговой декларации в 90-е годы автоматически возникала при нескольких источниках дохода, поскольку ставка налога зависит от суммарного дохода, неизвестного отдельным работодателями.
4. Кроме того, в условиях перегруженности и низкой эффективности работы налоговых служб, возложение на них функций контроля за гражданами, имеющими несколько источников дохода, станет непосильным обременением.
НДФЛ и бюджет РФ
Доля НДФЛ в бюджете РФ составляет 9 %-11 %
Данные МинФина РФ, в млрд.руб.
- 2005—707.05 / 8 579.64
- 2006—930.38 / 10 625.81
- 2007 — 1 266.61 / 13 368.26
- 2008 — 1 666.32 / 16 169.10
- 2009 — 1 665.82 / 13 599.72
- 2010 — 1 790.50 / 16 031.93
- 2011 — 1 995.81 / 20 855.37
- 2012 — 2 215 / 23 150 (оценочно)
Увеличение НДФЛ до (например) 14 % увеличит бюджет РФ на 0,8 %. Для значительного влияния на бюджет РФ (как минимум +5 %) необходимо повысить НДФЛ как минимум до 20 % (в полтора раза).
И даже эти 5 % несопоставимы с средним ежегодным приростом бюджета РФ — 12 %-15 %.
Прогрессивная шкала и социальная справедливость
Равномерная прогрессивная шкала 5ти градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 % выглядит примерно так:
- 13 % — 50 % населения, менее 70 % от среднего заработка (менее 18тыс.руб до налогообложения)
- 17 % — 20 % населения, 70-100 % от среднего заработка
- 20 % — 15 %, 100—150 %
- 23 % — 10 %, 150—400 % (40-100 тыс.руб)
- 27 % — 5 %, 400 %+
Таким образом, вся Москва сразу начинает платить НДФЛ в полтора-два раза больше. Что конечно прибавит в бюджет Москвы ещё 500 млрд.руб (из дополнительно собранных 1300), но при чём тут справедливость. Просто будет ещё один налог на проживание в столице.
Неравномерная прогрессивная шкала 2x градаций, при минимальном налоге 13 % и среднем 20 % выглядит примерно так:
- 13 % — 95 % населения, менее 400 % от среднего заработка (менее 100тыс.руб до налогообложения)
- 48 % — 5 %, 400 %+
Таким образом, больше 100тыс.руб официально не будет получать никто — слишком резкий переход. Ещё никто не будет продавать квартиры, машины и прочую собственность — с такими налогами дураков нет.
В итоге, равномерно увеличивать налог нельзя — какая же это социальная справедливость — отдавать 45 % в Москву; а неравномерно тоже нельзя — никто такие налоги платить не будет.
НДФЛ и доходы населения
Доля налогов на доходы населения в бюджете РФ составляет 40-45 %, из которых после НДФЛ собираются 15-20 %.
Данные МинФина РФ, в млрд.руб., на 2011
- НДФЛ — 1 995.81
- Страховые взносы — 3 528.33
- НДС — 1 753.58 + 1 497.17 (так или иначе оплачивается населением)
- Акцизы — 603.88
- Бюджет — 20 855.37
Уменьшение доходов населения на 7 % (при поднятии ставки НДФЛ до 20 %) изменит бюджет на 10 %*0.5 — 20 %*0.07 = 5 % — 1,5 % = +3.5 %. Это не считая падения собираемости НДФЛ.
При этом, увеличение доходов населения на 7 % увеличивает бюджет на 45 %*0.07 = +3.1 %.
Итого
До тех пор, пока 70 % населения получают доходы менее средних по стране, а средние доходы москвичей (10 % населения) больше средних доходов по стране в полтора раза, пользы от прогрессивной шкалы НДФЛ примерно ноль.