Участник:Бульдозер/Непроверенные проекты: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 18 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
''Версия статьи от 09 июня, со всеми проектами одним списком, проверенные проекты удаляются''
Инкубатор для статьи о ЕГЭ


В этой статье собраны введенные в строй в современной России проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей<ref>В ценах 2012 года</ref>.
== Объективность ЕГЭ ==


Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье [[Крупные российские проекты (строящиеся)]].
== Преимущества ЕГЭ ==


Так как проектов слишком много для одной статьи, они распределены по периодам президентства.
== Недостатки ЕГЭ ==


[[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)]]


[[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)]]
== Мифы о ЕГЭ ==


[[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)]]
=== Ведущие вузы стали принимать больше иногородних студентов из глубинки ===
Объем приема иногородних студентов целиком и полностью определяется емкостью общежитий. Соответственно, они как были заполнены на 100%, так и остаются. На самом деле вузу глубоко до лампочки откуда студент приехал — финансирование абсолютно одинаковое. Более того, именно вуз кровно заинтересован в том, чтобы набрать хороших абитуриентов - ведь при каждом отчислении разгильдяя при действующей системе финансирования с него срезают деньги. Так что единственный реальный плюс ЕГЭ тут — это то, что совсем безнадежные не будут тратить деньги на билеты.


[[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)]]


[[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)]]
Есть предложение урезать осетра в в похвалах. Описано так, как будто он действительно замечательно работает. А на самом деле с ним явно перегнкули палку: еще бы ректорам московских вузов не возмущаться, если, например, тестирование в одном из ведущих технических вузов уже зачисленных по ЕГЭ первокурсников по математике из года в год показывает до 60 % двоек. В результате вуз вынужден отчислять толпы непригодных к обучению студентов где-то благополучно купивших этот саммый ЕГЭ и терять финансирование, которое привязано к количеству студентов. Да и вообще двоечники тянут всех вниз. Мало того, система сама по себе, смягко говоря, странная: если раньше, для поступления в технический вуз нужно было сдать экзамены по физике и математике, и зачет без оценки по русскому языку, то теперь все решает сумма баллов по трем предметам. Вот и возникает ситуация, когда человек, грубо говоря, с оценками физика-4 математика-4 русский-3 может пролететь там, где возьмут другого с физика-3 математика-3 русский-5. Как будто для будущих инженеров идеальное знание русского языка действительно также важно, как физики и математики. Разумным, видимо, было бы разрешить вузам проводить один профильный экзамен, а все остальные (особенно такие как зачет по русскому в приведенном примере) оставить на ЕГЭ. [[Участник:Бульдозер|Бульдозер]] ([[Обсуждение участника:Бульдозер|обсуждение]]) 01:17, 16 февраля 2013 (MSK)


[[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)]]
: Ну, это ведь уже не к ЕГЭ вопрос. Сам ЕГЭ знания определяет достаточно объективно. А то, что уровень преподавания в школах настолько низок, что даже пятёрка по математике ещё ничего не гарантирует — это проблема школ. ЕГЭ всего лишь её вскрыл.


== Морские порты ==
:: Это не потому, что требования разные (иначе они никак не меньше тройки заработали бы), а от того, что ЕГЭ, видимо, был просто-напросто куплен. У авторов реформ почему-то была установка, что в школах нет коррупции. А результат? Сейчас ЕГЭ можно сдать и при школе, и при вузе. А значит найти «сговорчивых» еще легче. Да, сама школьная программа новая направлена на то, чтобы ребенку ни в коем случае не пришлось учиться думать, но перегиб с внедрением «ЕГЭ и только ЕГЭ» совершенно очевиден для всех, кто с этим связан. Поэтому-то Минобру пришлось пойти на уступки с «дополнительными испытаниями» сначала по всем «творческим» специальностям, а затем и МГУ вообще по всем специальностям. Думаю, что и прочие национальные исследовательские университеты скоро пополнят этот список, но, по-хорошему, надо было бы сразу на всех этот порядок распространить, как, кстати, на Западе и сделано — там, насколько мне известно, из-за тех же самых проблем от «ортодоксального» ЕГЭ отошли уже давненько.


=== Порт Приморск ===
::: Насколько я знаю, купить ЕГЭ значительно сложнее, чем купить экзамены в вуз. (Собственно этим элитные вузы и недовольны: им пришлось принимать абитуриентов из Мордовии, Алтая и прочих безблагодатных мест). Что касается «учиться думать» — я сдавал ЕГЭ по математике и русскому, более чем адекватный тест. Какой именно ЕГЭ показался тебе негодным, давай посмотрим конкретно?
Нефтеналивной порт, построен с нуля на Балтике в 2000…2006 гг. с целью избавиться от необходимости использования оставшегося в Латвии Вентспилса. В настоящее время успешно эксплуатируется. В 2012 г. через него прошло 74,8 млн тонн грузов.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Приморск_(порт)]. Общий объем инвестиций в Порт и вдующую к нему Балтийскую трубопроводную систему составил 2,2 млрд долларов[http://edinros.spb.ru/articles/6389].


=== Порт Козьмино ===
:::: Ок. Тогда по порядку:
Нефтеналивной порт в Приморском крае, конечная точка нефтепровода [[#ВСТО|Восточная Сибирь — Тихий океан]]. Объем инвестиций в его строительство составил около 60 млрд рублей [http://www.finam.ru/analysis/investorquestion0006520916/default.asp].


=== Порт Сочи Имеретинский ===
:::: 1. Аргумент о возросшем приеме иногородних — это чистейшей воды миф, во всяком случае для технических вузов. Поверьте, общага как была заселена студентами на 100 %, так и остается. Поэтому для иногородних до сих пор проходной балл выше, но это ничто иное как конкурс в общагу, количество мест в которой всегда было недостаточным, хоть и составляет до примерно 50 % мест кое-где. Если же без общаги поступает — то вообще нет проблем. На самом деле вузу глубоко до лампочки откуда студент приехал — финансирование одинаковое. Единственный реальный плюс ЕГЭ тут — что совсем безнадежные не будут тратить деньги на билеты.
[[Файл:PortSochiImeret.JPG|thumb|175px|Порт Сочи Имеретинский]]
Грузовой порт, который после 2014 года порт предполагается перепрофилировать в яхтенную марину. Строился с 2008 г. по 2012 г. в рамках [[Крупные_российские_проекты_(строящиеся)#Зимние Олимпийские игры в Сочи, 2014|подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи 2014 г.]] Суммарный объем инвестиций — 13 млрд руб. (7 — «БазЭл», остальное — бюджетные средства). [http://ru.wikipedia.org/wiki/Порт_Сочи_Имеретинский][http://www.transportmm.ru/novosti-logistiki/1431-gruzovoj-port-qimeretinskijq-v-sochi-stroitelstvo-zaversheno.html]


=== Порт Усть-Луга ===
:::: 2. Мне кажется неадекватной система, когда профильные и непрофильные экзамены учитываются одинаково (см. выше). Тройка по математике в нынешнем ЕГЭ соответствует фактически уровню знаний начальной школы, а она же при складывании с пятеркой по русскому дает относительно высокий балл.
Многопрофильный порт на Балтике. Решение о строительстве принято в 1993 г. Формально начал работу в 2001 году. В 2012 г. обработал 46,8 млн тонн грузов.
На 2009 г. инвестиции в порт составили по разным источникам 36….40 млрд рублей [http://news.stroit.ru/v-text/i-10363.html], [http://pravda.tis.ua/pravda/?p=6798], в то же время планируемый объем дополнительных инвестиций в 2012—2015 гг. составит 249 млрд рублей [http://www.baltinfo.ru/2012/03/23/V-razvitie-porta-Ust-Luga-s-2012-po-2015-gody-budet-vlozheno-svyshe-249-mlrd-rublei-267610], а до 2030 г. — 630 млрд рублей [http://www.kommersant.ru/doc/2086898].
В рамках строительства порта, помимо прочих, реализован следующий крупный проект:
* Строительство комплекса наливных грузов в Усть-Луге. Стоимость проекта 1 млрд долларов[http://veb.prognoz.ru/page?group=projects&id=2001037210][http://www.kommersant.ru/doc/1962325]. К концу 2012 г. введены в строй две очереди из трех, третью планируется ввести в строй в 2013 г.[http://www.morvesti.ru/interview/index.php?news=17623]
В настоящее время порт продолжает активно строиться (см. [[Крупные российские проекты (строящиеся)#Развитие порта Усть-Луга|незавершенные проекты]]).


=== Ванинский балкерный терминал ===
:::: 3. До конца в ведущих технических вузах сейчас доходят только 2/3 поступивших, и из них только примерно 1/2 без академических отпусков и восстановлений. Каждый сотый попадает в психушку. Потому, что реальная нагрузка составляет порядка 9,5 часов в день, что могут выдержать далеко не все. Но такова система во всех ведущих вузах планеты — во многом за счет этого они и ведущие. Специально полез посмотреть нынешний экзамен по математике. Последние шесть задач там примерно соответствуют первым трем задачам из бывшего пятизадачного вступительного экзамена. Понятно, что большинству школьников остальные в принципе не решить. Но нужно ли занимать места в вузе людьми, которые с вероятностью 90 % не смогут доучиться? Для обучения тут важно уметь решать именно сложные задачи, а в оценке ЕГЭ они почти не участвуют. В общем, сравнение абитуриентов высокого уровня между собой ЕГЭ по математике не обеспечивает из-за того, чо его шкала оченки рассчитана на всех школьников, а «клиенты» ведущих вузов просто «зашкаливают». Поэтому, кстати, МГУ смог получить право на доп испытания — там на самые популярные специальности кол-во абитуриентов с максимльным ЕГЭ грозило превысить общее число мест, при этом были и купленные ЕГЭ.
Морской терминал в бухте Мучка порта Ванино (Хабаровский край) по отгрузке угля производительностью 12 млн тонн в год. Строился в 2005…2009 гг. Стоимость проекта 12 млрд рублей[http://veb.prognoz.ru/] в ценах тех лет. В настоящее время проводится дополнительное расширение терминала[http://www.npktrans.ru/Doc.aspx?docId=11153&CatalogId=653], которое должно поднять его производительность до 20 млн тонн в год[http://alltransnews.ru/news/detail.php?ID=10222].


== Аэропорты и аэродромы ==
:::: 4. Что касается блата и т. п. Кому надо покупать экзамены? Существует система олимпиад, через которую в вузы попадают и суперотличники, и те, с кем хорошо поработали репетиторы, в том числе, как правило, и все, чьи родители сильно озабачивается поступлением. Но там все равно нужно сдать испытание по математике или физике. Поверьте, я знаком с ситуацией, если там попадается дуб дубом, то ему (или его папе — губернатору) просто вежливо объясняют, что учиться такой студент в вузе просто не сможет. Есть конечно вузы, где покупают экзамены и зачеты пачками, но в действительно ведущих вузах это единичное явление. Знаете ли, когда у ректората несколько десятков тысяч подчиненных и многомиллиардный бюджет на научную работу ему нет никакого интереса рисковать должностями из-за каких-то блатных студентов.


[[Файл:Аэропорт Толмачёво.jpg|thumb|150px|left|Толмачёво, терминал внутренних авиалиний]]
:::: В общем, не нравятся два момента: простое сложение бвлов и полное отсутствие сложных испытаний там, где действительно нужно выявить таланты. ПМСМ для этого надо распространить МГУшную систему на все вузы, которые того сами пожелают или конкретно на национальные исследовательские университеты, но второй вариант ПМСМ хуже — надо и других подтягивать.


=== Реконструкция аэропорта Толмачёво, Новосибирск ===
: Забыли указать еще один плюс ЕГЭ: высокую оценку можно получить независимо от отношений с учителями. Даже если ребенок конфликтовал со всеми учителями школы, завучами и так далее, он может сдать ЕГЭ по той же физике на отлично. Если бы не было ЕГЭ, такой ребенок получил бы не выше «тройки с плюсом». [[Участник:Neocortex|Neocortex]] ([[Обсуждение участника:Neocortex|обсуждение]]) 11:58, 17 февраля 2013 (MSK)
В 2004—2009 годах была проведена масштабная реконструкция терминалов новосибирского аэропорта Толмачёво. Изначально построенный по типовому проекту терминал для внутренних авиалиний был полностью перестроен. Всего сумма инвестиций в реконструкцию аэропорта оценивалась в 20 млрд рублей 2007 г. [http://www.asfera.info/news/one-1550.html] [http://tolmachevo.ru/aeroport/about/history]
:: Возможно, имеет смысл запилить отдельную статью по ЕГЭ и разобрать там его плюсы и минусы. Я по-прежнему считаю, что ЕГЭ — это шаг вперёд. Однако не буду настаивать на своём «единственно верном» мнении.
::: Какая разница на что ребенок сдаст в школе, если при поступлении без ЕГЭ учитывался приемный экзамен, проходивший в вузе? В общем, есть предложение здесь указать, что к ЕГЭ таки есть определенные вопросы, и сделать заголовок в "нужных статьях". Что же касается собственно мифа, то проблема скорее не в ЕГЭ а вообще в новой системе школьного образования. Я знаком с очень многими хорошими учителями и преподавателями вузов. Общее мнение можно передать двумя фразами с заседаний "Школьная программа составлена так, чтобы ребенку за 11 лет ни разу не пришлось самому поработать мозгами" и "Как известно, абитуриенты к нам приходят непосредственно из детского сада".


[[Файл:Sheremyatervo-3.jpg|thumb|185px|Шереметьево, терминал D]]
== Выводы ==
 
=== Аэровокзальный комплекс «Шереметьево — D» ===
Терминал D аэропорта Шереметьево (он же Шереметьево-3) пропускной способностью 12 млн пассажиров в год построен в 2005…2009 гг. для нужд авиакомпании «Аэрофлот — Российские авиалинии». Стоимость проекта 1,1 млрд долларов[http://veb.prognoz.ru/].
 
[[Файл:Vnukovo terminal A(1).jpeg|thumb|150px|left|Внуково, терминал А]]
 
=== Терминал А аэропорта Внуково ===
Объект позволяет вдвое увеличить пассажиропоток подмосковного аэропорта. Терминал предназначен для обслуживания 7,8 тысяч пассажиров в час и имеет 52 выхода на посадку, из которых 31 оборудован телетрапами. Первый пусковой комплекс был открыт в 2010 г., полностью завешен в 2012 г.[http://www.vesti.ru/doc.html?id=986669] Стоимость проекта 44 млрд рублей[http://www.bimicona.ru/publications/1113-v-novom-terminale-vnukovo-vveden-v-stroy-pervyy-puskovoy-kompleks][http://www.ato.ru/content/vo-vnukovo-otkryli-vtoruyu-ochered-terminala]
 
=== Реконструкция аэропорта «Владивосток» (Кневичи) ===
Масштабная реконструкция аэропорта проведена в рамках подготовки к [[#Саммит АТЭС 2012, г. Владивосток|саммиту АТЭС 2012 г.]]. Проект включал развитие как аэродромной инфраструктуры, так и аэровокзального комплекса. Общая стоимость проекта 19 млрд рублей.[http://apec.primorsky.ru/apec-objects/airport-vladivostok.html]
 
=== Реконструкция аэропорта Сочи (Адлер) ===
Реконструкция собственно аэропорта, взлетно-посадочных полос и строительство железнодорожного терминала проводились разными организациями — владельцами соответствующих объектов. Реконструкция взлетно-посадочных полос проводилась с 2006 г. по 2010 г. Строительство 2,7 км железнодорожной линии, включая 2 тоннеля общей длиной более 500 м и три эстакады, а также многоэтажного остановочного комплекса велось с 2008 по 2012 г. Также построен новый терминал самого аэропорта. Отдельные работы небольшого объема в аэропорту продолжаются в 2013 г.[http://www.agaa.ru/activity/realization_fcp/hod_rabot/sochi/] Общая стоимость проекта — порядка 23 млрд рублей. Из них 6 млрд было инвестировано в реконструкцию аэровокзального комплекса[http://avia.mvsm.ru/airport.aspx?Code=AER], 9 млрд — в реконструкцию двух взлетно-посадочных полос и рулежных дорожек[http://dev.envos.org/blogs/5427/] и 8 млрд — в строительство железнодорожной инфраструктуры[http://www.rzd-partner.ru/news/different/367566/].
 
=== Реконструкция аэропорта Кольцово (Екатеринбург) ===
На первом этапе (в 2003…2009 гг) в проект реконструкции аэропорта г. Екатеринбурга было вложено 12 млрд рублей.[http://www.ato.ru/press-releases/v-mezhdunarodnom-aeroportu-kolcovo-prodolzhaetsya-vtoroy-etap-rekonstrukcii-aerodroma] С декабря 2011 г. ведутся менее масштабные работы второго этапа реконструкции, который планируется завершить в 2014 г.
 
=== Развитие аэропорта Домодедово (Москва) ===
С 1999 г. по настоящее время аэропорт динамично развивается, ежегодно в реконструкцию и новое строительство на его территории вкладываются миллиарды рублей. За прошедшее время можно выделить следующие этапы работ, которые можно отнести к крупным завершенным проектам:
* Комплексная реконструкция аэропорта Домодедово 1999—2003 гг. В рамках коренной реконструкции аэропорт был практически полностью перестроен без прекращения деятельности, что позволило привести его к современному на тот момент техническому уровню и обусловило резкий рост пассажиропотока (годовой рост составлял: в 2001 году — 40 %, в 2002 году — 73 %, в 2003 году — 43 %)[http://www.realty-news.ru/realty_moscow/451.html]. Стоимость проекта оценивалась в 286 млн долларов в ценах тех лет.[http://www.rg.ru/bussines/territ/122.shtm][http://www.lawmix.ru/moscow-obl/63688]
* Реконструкция взлетно-посадочной полосы № 1 в 2003—2007 гг. Стоимость проекта 12 млрд рублей в ценах тех лет.[http://www.domodedovo.ru/ru/main/news/press_rel/?ID=2035][http://www.bizavnews.ru/229/2106]
Работы по развитию аэропорта [[Крупные российские проекты (строящиеся)#Развитие аэропорта Домодедово (Москва)|продолжаются]].
 
== Нефтепроводы ==
<!--см. Обсуждение
 
=== Баку — Новороссийск ===
Трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря. Построен в 1997 году, общая длина составляет 1330 км, мощность — 5 млн тонн в год. [http://en.wikipedia.org/wiki/Baku–Novorossiysk_pipeline]-->
 
=== БТС и БТС-2 ===
Балтийская трубопроводная система — нефтепроводы к российским портам на Балтийском море. В декабре 2001 года была введена в эксплуатацию первая очередь БТС, в марте 2006 года — вторая очередь БТС. В 2009—2012 годах был построен нефтепровод БТС-2. Цель их строительства — расширение мощностей по нефтеэкспорту и снижение зависимости от стран-транзитеров российской нефти, в первую очередь от прибалтийских стран. Стоимость БТС-2 — 97,8 млрд руб. (включая резервуарный парк Усть-Луга)[http://www.transport-nefti.com/news/994/].
 
=== ВСТО ===
Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан. Строительство ВСТО завершилось в декабре 2012 года. Основная цель его сооружения — диверсификация экспорта российской нефти. Проект реализовывался в два этапа:
* ВСТО-1 Включал нефтепровод Тайшет — Усть-Кут — Ленск — Алдан — Сковородино длиной 2694 км и мощностью 30 млн тонн в год, пункт налива нефти на железнодорожной станции Сковородино, и [[#Порт Козьмино|нефтеналивной порт Козьмино]] в районе г. Находка. Строился в 2006…2009 гг. Стоимость проекта 380 млрд рублей[http://www.transport-nefti.com/news/994/].
* ВСТО-2 Включал нефтепровод Сковородино — Благовещенск — Биробиджан — Хабаровск — порт Козьмино длиной 2046 км мощностью 50 млн тонн в год и расширение до той же мощности трубопровода Тайшет — Усть-Кут — Ленск — Алдан — Сковородино. Введен в строй в 2012 г.[http://www.transneft.ru/content/118/10709/] Стоимость проекта 243 млрд рублей[http://www.transport-nefti.com/news/994/].
 
=== Сковородино — граница с КНР ===
Ответвление нефтепровода ВСТО в Китай (российский участок нефтепровода «Сковородино — Мохэ»). Длина 67 км, производительность 15 млн тонн в год. Строился в 2009—2010 г. [http://www.transneft.ru/content/118/10019/] Стоимость проекта 12 млрд рублей в ценах 2007 г.[http://bazazakonov.ru/doc/?ID=3329139]
 
=== КТК ===
Построенный в 1999—2004 гг. нефтепровод проходит по территории России и Казахстана к порту в Новороссийске. Владелец — Каспийский трубопроводный консорциум. Длина трубопровода 1511 км, пропускная способность 28,2 (с присадками 35) млн тонн в год. Стоимость проекта 2,67 млрд долларов[http://stroy.bz/?id=10827]. В настоящее время проводится [[Крупные российские проекты (строящиеся)#Расширение КТК|крупный проект по расширению нефтепровода]].
 
=== Пурпе — Самотлор ===
Нефтепровод в Западной Сибири длиной 429 км и мощностью 25 млн тонн нефти в год предназначен для транспортировки нефти с местрождений северо-восточной части Западно-Сибирской низменности к нефтеперерабатывающим заводам и трубопроводам в районе Нижневартовска. Строился с 2010 по 2001 г. Является первой частью более крупного строящегося трубопровода «Заполярье — Пурпе — Самотлор»[http://www.transneft.ru/projects/119/10200/], вторая, еще более крупная, часть — нефтепровод [[Крупные российские проекты (строящиеся)#Заполярье — Пурпе|«Заполярье — Пурпе»]] еще строится. Фактическую стоимость проекта 45 млрд рублей удалось сделать ниже запланированной в 53 млрд рублей[http://www.rbcdaily.ru/tek/562949981859235].
 
=== Ванкор — Пурпе ===
Строительство нефтепровода длиной 556 км, соединяющего [[#Ванкорское нефтегазовое месторождение|Ванкорское нефтегазовое месторождение]] с системой магистральных нефтепроводов началось в 2006 г.[http://www.indpg.ru/nik/2007/08/3771.html] Проект отличается тем, что значительная часть нефтепровода расположена за Полярным кругом и из-за сложных геологических условий и широкого распространения вечной мерзлоты проложена на сваях. Строительство также осложнялось неустойчивым и крайне суровым климатом, в результате чего работы можнобыло проводить только 3-4 месяца в году — когда, с одной стороны, открывались зимники и тяжелая техника могла передвигаться по тундре, а с другой стороны температуры не достигали значений минус 45-55°С, при которых техника и люди не могли продолжать строительство. Первая очередь введена в строй в 2009 г.[http://fa-alumni.ru/work/magistralnii_nefteprovodds/], но отдельные работы и вывод на проектную мощзность продолжаются до 2013 г.[http://tender.rosneft.ru/building/archive/tt37517-21_01_2013.html] Стоимость проекта около 70 млрд рублей в ценах 2009 г.[http://www.ukrrudprom.ua/digest/Zolotaya_truba.html]
 
== Газопроводы ==
 
=== Северный поток ===
[[Файл:Dmitriy Medvedev Nord Stream 9 April 2010.jpeg|thumb|150px|«На Берлин!» пишет Медведев на трубе Северного потока]]
Газопровод, проложенный из России в Германию по дну Балтийского моря. Осенью 2011 года завершилось строительство первой нитки газопровода, осенью 2012 года — второй нитки. Основная цель сооружения Северного потока — снижение зависимости от стран-транзитеров российского газа, в первую очередь от Украины. Если в I квартале 2011 года доля Украины в транзите российского газа составляла 63 %, то к началу 2013 года она снизилась до 42 % [http://sdelanounas.ru/blogs/27455/].
 
=== Бованенково-Ухта (первая очередь) ===
Газопровод длиной около 1,1 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в 2012 г. [http://www.regnum.ru/news/economy/1585940.html] Общая стоимость проекта 989 млрд рублей в ценах 2008 года. [http://www.epcm.ru/news/news_3501.html?nid=3501] Строительство [[Крупные российские проекты (строящиеся)#Бованенково-Ухта|второй нитки]] газопровода на начало 2013 г. продолжается.
 
=== Ухта-Торжок (первая очередь) ===
Газопровод длиной около 1,3 тыс. км для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал. Первая очередь введена в строй в 2012 г. [http://www.regnum.ru/news/economy/1585940.html] Общая стоимость проекта 234 млрд рублей в ценах 2009 года. [http://www.epcm.ru/news/news_3501.html?nid=3501]
 
=== Сахалин — Хабаровск — Владивосток (первая очередь) ===
Газопровод длиной около 1,8 тыс. км для транспортировки газа с севера Сахалина в Приморье. Первая очередь длиной 1350 км введена в строй в 2011 г. [http://www.ooosgm.ru/projects/construction/sakhalin_vladivostok] Общая стоимость проекта 467 млрд рублей в ценах 2009 года. [http://www.epcm.ru/news/news_3501.html?nid=3501]
 
=== Грязовец — Выборг ===
Газопровод длиной около 680 км для транспортировки газа к газопроводу [[#Северный поток|Северный поток]]. Строился с 2005 г., начал воодиться в строй в 2011 г., в 2012 г. достроены 680 км второй нитки. [http://russos.livejournal.com/981124.html] Общая стоимость проекта 154 млрд рублей в ценах 2007 года. [http://www.epcm.ru/news/news_3501.html?nid=3501]
 
=== Джубга — Лазаревское — Сочи ===
Газопровод длиной около 172 км (из которых 160 проходят по дну Черного моря). Предназначен для снабжения газом объектов города Сочи, в том числе [[#Адлерская ТЭЦ, г. Сочи|Адлерской ТЭЦ]]. Строился с 2009 по 2011 г. [http://www.sdelanounas.ru/blogs/5477/] Общая стоимость проекта 32 млрд рублей в ценах 2008 года. [http://www.epcm.ru/news/news_3501.html?nid=3501]
 
=== Ямал — Европа ===
Крупнейший газопровод, строился как обход российского газа вокруг спекулировавшей своим положением на трубе Украины с 1994 г., запущен в 1999 г., достроен в 2006 г. По первоначальным планам должен был соединять Бованенковское месторождение с Германией через Беларусь и Польшу, но в дальнейшем на российской территории был достроен только на заграничном участке и в России от границы до г. Торжок Тверсой области, где присоединен к системе существующих газопроводов. Протяженность более 2000 км. Производительность по проекту 32,9 млрд м³ в год[http://ria.ru/economy/20090130/160570148.html#13612613839873&message=resize&relto=register&action=addClass&value=registration][http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/yamal-evropa/]. Стоимость проекта 5,5-6 млрд долларов[http://www.ru-90.ru/node/1320]. Обсуждавшееся строительство второй линии отменено в пользу [[#Северный поток|Северного потока]], видимо, вследствие назревания проблем уже с Лукашенко, а также из-за политически мотивированного отказа Польши в расширении проекта.
 
=== Голубой поток ===
Газопровод длиной 1213 км, из них 446 км по дну Черного моря и 3,3 км горных тоннелей, проложен из России в Турцию. Производительность 16 млрд м³ газа в год. Строился примерно с 2000 г. по 2005 г. Стоимость 3,2 млрд долларов[http://www.ru-90.ru/node/1320][http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/blue-stream/].
 
=== СРТО — Торжок ===
Представляет собой развитие существующих линий газопроводов между северными районами Тюменской области (СРТО), г. Новый Уренгой и газораспределительным узлом в г. Торжок Тверской области. Длина 2200 км. Мощность на разных участках 20,5-28,5 млрд куб. м.в год. Строился с 1995 г. Линейная часть введена в строй в 2006 г. Последние три компрессорные станции — в 2012 г.[http://www.gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/srto-torzhok/]
 
== Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность ==
 
=== Модернизация производства «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» ===
Крупнейший нефтеперерабатывающий завод компании Лукойла был приобретен компанией в 1998 году. За последующие три года в модернизацию и расширение производства было вложено более 700 млн долл. С 2011 года планируется новая реконструкция стоимостью 84,5 млрд рублей. [http://www.lukoil.ru/static.asp?id=98&PageNo=1/][http://www.finam.ru/analysis/newsitem0371B/default.asp][http://www.oilcapital.ru/news/2011/09/191124_171802.shtml]
 
=== Комплекс каталитического крекинга на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе ===
Благодаря вводу в 2010 году комплекса каталитического крекинга Нижегородский НПЗ начал производство автомобильного бензина стандарта «Евро-4». Общий объем инвестиций составил 30,3 млрд рублей. [http://www.moderniz.ru/news/lukojl_investiruet_2_2_5_mlrd_v_stroitelstvo_kompleksa_glubokoj_pererabotki_nefti_v_nizhegorodskoj_oblasti/2011-02-02-440]
 
=== Новошахтинский завод нефтепродуктов ===
Нефтеперерабатывающий завод в Ростовской области, первая очередь которого строилась с 2006 по 2009 г. специально был построен в г. Новошахтинске Ростовской области, где ранее было закрыто 9 шахт. Предприятие дало около 1500 высокооплачиваемых рабочих мест. Стоимость проекта первой очереди 15 млрд рублей.[http://www.oilrusi.ru/][http://www.oilrusi.ru/information/history/] На весну 2013 г. на заводе ведется строительство второй очереди по выпуску битумов для покрытия автодорог стоимостью 2,3 млрд рублей.[http://www.oilrusi.ru/news/news_15.html][http://www.oilcapital.ru/downstream/186140.html]
 
=== Пуровский завод переработки газового конденсата ===
Строился с 2003 г. на средства компании «НОВАТЭК» в Ямало-Ненецком АО. Первая очередь завода введена в строй в 2005 г., вторая — в 2008 г. Общий объем инвестиций 21-22 млрд рублей. [http://rcc.ru/Rus/FinancialInstitution/?ID=474490]
 
=== Яйский нефтеперерабатывающий завод (первая очередь) ===
Первая очередь завода, расположенного в поселке Яя Кемеровской области, строилась с 2008 г. по 2012 г. и на начало 2013 г. находится на этапе пуско-наладочных работ. Производственная мощность первой очереди — 3 млн тонн нефти в год. Стоимость первой очереди 16 млрд рублей. Всего в проект до 2017 г. планируется вложить 57 млрд рублей. [http://www.sdelanounas.ru/blogs/23389/]
 
=== Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО», Нижнекамск, республика Татарстан (первая очередь, пусковой комплекс 1а) ===
Крупный нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс производительностью 7 млн тонн нефти в год (после пуска второй очереди — 14 млн тонн в год). Проект имеет важное значение для нефтяной отрасли в целом, так как должен обеспечить повышение качества и, соответственно, цены российской экспортной нефти марки Urals, поскольку примеси, содержащиеся в татарстанской нефти заметно снижали качество всей нефти в трубе. Проект комплекса разрабатывался с 2005 г., строительство начато в 2008 г., строительно-монтажные работы завершены в 2010 г., пусковой комплекс 1а введен в строй в 2011 г. [http://www.nnpz.ru/ru/news/company/index.php?ID=580] Стоимость введенных в строй объектов первой очереди — не менее 170 млрд рублей в ценах 2010 г. [http://www.kommersant.ru/doc/1529426] Строительство завода продолжается, см. [[Крупные российские проекты (строящиеся)]], общий ожидаемый объем инвестиций — 235 млрд рублей. [http://www.vestifinance.ru/markets/comments/3667].
 
=== Завод по переработке попутного нефтяного газа ООО «Монолит» ===
Комплекс переработки попутного нефтяного газа (ПНГ) мощностью 300—400 млн кубометров в год в Ханты-Мансийском автономном округе. Производство запущено в 2012 году, инвестиции составили 10 млрд рублей. [http://expert.ru/ural/2012/21/trojnoj-effekt/]
 
=== Сахалинский завод сжиженного природного газа ===
Сахалинский завод СПГ является первым заводом СПГ в России и на момент строительства был крупнейшим заводом СПГ в мире (мощность составляет 9,6 млн т СПГ, что эквивалентно 13 млрд м³ газообразного природного газа). Расположен на острове Сахалин в посёлке Пригородное, официально запущен в 2009 году. Является частью проекта [[Крупные российские проекты#Сахалин-2|Сахалин-2]] по освоению газовых месторождений на шельфе Сахалина. Стоимость строительства в 2001 году оценивалась в 2,5-3 млрд долларов. Планируется строительство третьей очереди Сахалинского СПГ (стоимостью 6-7 млрд долларов 2012 года). [http://www.sakhalinenergy.ru/ru/ataglance.asp?p=aag_main&s=1][http://newsru.com/finance/03aug2001/gaz.html][http://www.rbcdaily.ru/tek/562949982691889]
 
=== Завод полипропилена «Полиом», г. Омск ===
Крупный завод по производству полипропилена производительностью 180 тыс. тонн в год строился с 2008 г., фактически запущен в феврале 2013 г., официально открыт в апреле 2013 г. Стоимость проекта 11 млрд рублей.[http://www.sdelanounas.ru/blogs/32521/]
 
=== Модернизация производства «Салаватнефтеоргсинтеза» ===
Модернизация производства «Газпром нефтехим Салават» (до 2011 года — «Салаватнефтеоргсинтез») проводилась в 2005—2010 гг. Объем инвестиций составил 40 млрд рублей. Рядом с заводом планируется создание технопарка стоимостью 220 млрд рублей. [http://www.moderniz.ru/news/v_bashkirii_sozdaetsja_tekhnopark_stoimostju_220_mlrd_rublej/2011-01-14-205]
 
=== Модернизация производства «Славнефть-ЯНОС» ===
В 2003—2010 гг. компания «Славнефть» вложила свыше $1,5 млрд в модернизацию нефтеперерабатывающего завода «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» в городе Ярославле. Было построено или реконструировано более 17 крупных объектов, в том числе современный комплекс глубокой переработки нефти с установками гидрокрекинга, висбрекинга, каталитического риформинга, изомеризации бензиновых фракций. Завод перешел на производство бензина классом не ниже Евро-4. В 2011—2014 гг. планируется вложить в развитие производства более $1,2 млрд. В 2013 году запущена установка гидроочистки дизельного топлива стоимостью 6.3 млрд рублей. [http://sdelano-u-nas.livejournal.com/5518191.html][http://www.oilcapital.ru/downstream/126617.html] [http://sdelano-u-nas.livejournal.com/1358377.html#cutid1]
 
== Машиностроение ==
[[Файл:Vladimir Putin visit TVSZ.jpeg|thumb|150px|Путин на ТВСЗ]]
 
=== Тихвинский вагоностроительный завод ===
 
Крупнейший вагоностроительный завод. Производственные мощности вагонного производства — 13000 грузовых вагонов, 65000 колесных пар в год; литейного производства — 90 000 тонн крупного и среднего вагонного литья в год. Строился с 2008 г., запущен в 2012 г.[http://metallicheckiy-portal.ru/company/763] Общий объем инвестиций 36 млрд рублей в сам завод и еще 6 млрд рублей в строительство жилья для его сотрудников[http://www.tvsz.ru/press_center/news/967.html].
 
=== Петербургский автокластер ===
Крупный кластер производства автомобилей и автокомпонентов на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области (6 автозаводов, более 10 моделей автомобилей).[http://lenobl.allnw.ru/news/181638] Правительства города и области подготовили ряд промышленных площадок и с большим успехом привлекают инвестиции крупнейших мировых автопроизводителей. Объем инвестиций в создание автомобильного кластера на 2012 год составляет более 1,3 млрд долларов. С 2004 года по настоящее время открыты следующие крупные заводы:
* Ford (США) — производство легковых автомобилей в г. Всеволожск Ленинградской области. [http://www.dp.ru/a/2012/10/11/Smolnij_dogovarivaetsja_s/]
* General Motors (США) -— производство легковых автомобилей.[http://lenobl.allnw.ru/news/181638]
* Nissan (Япония) — производство легковых автомобилей.[http://lenobl.allnw.ru/news/181638]
* Toyota (Япония) — производство легковых автомобилей.[http://lenobl.allnw.ru/news/181638]
* Hyundai (Корея) — производство легковых автомобилей.[http://lenobl.allnw.ru/news/181638]
* Scania (Швеция) — производство грузовиков. [http://www.dp.ru/a/2012/10/11/Smolnij_dogovarivaetsja_s/]
* Nokian Tyres (Финляндия) — производство автошин в г. Всеволожск. [http://www.moderniz.ru/news/nokian_tyres_poljubila_rossiju_i_postroit_zdes_eshhe_odin_shinnyj_zavod/2011-04-10-931]
Также свой завод в Ленобласти планирует открыть итальянский Fiat.[http://www.dp.ru/a/2012/10/11/Smolnij_dogovarivaetsja_s/]
 
=== Калужский автокластер ===
Крупный кластер производства автомобилей, автокомпонентов и строительной техники на территории Калужской области (три автомобильных завода, более 20 предприятий — поставщиков автокомпонентов, 17 моделей выпускаемых на территории региона на 2012 год). Правительство области подготовило ряд промышленных площадок и с большим успехом привлекает инвестиции крупнейших мировых автопроизводителей, открывающих здесь свои заводы (с 2007 года по настоящее время):
* PSA Peugeot Citroёn & Mitsubishi (Франция, Япония) — производство легковых автомобилей.
* Volkswagen Group Rus (Германия) — производство легковых автомобилей.
* Volvo Group и Volvo Trucks (Швеция) — производство и обслуживание грузовиков.[http://gazeta40.ru/?p=205]
* Magna (Канада) — производство автокомпонентов. [http://kaluga-gfpp.ru/news/regnews/130-kaluzhskiy-avtoklaster-demonstriruet-svoyu-effektivnost.html]
Также строится крупный завод Continental AG (Германия) по производству автошин [http://sdelano-u-nas.livejournal.com/1655002.html] и завод Volvo по производству экскаваторов. [http://www.pravda.ru/economics/30-11-2012/1136766-yrdxn-0/] Открытие завода Volvo по производству экскаваторов назначено на 14.05.2013 г.
 
=== Производство Лада Калина на АвтоВАЗе ===
[[Файл:Lada Kalina (1119) Super 1600.jpg|thumb|150px|Лада Калина Super 1600]]
Инвестиционный проект по разработке и постановке на производство бюджетной модели на новой платформе. Разработка велась с 1993 г., производство автомобиля с кузовом седан началось в 2004 г., с кузовом хэтчбек- в 2006 г., с кузовом седан — в 2007 г.[http://ru.wikipedia.org/wiki/Lada_Kalina] Общий объем инвестиций — 18 млрд рублей[http://rudocs.exdat.com/docs/index-162159.html?page=2].
 
=== Производство Lada Granta на АвтоВАЗе ===
[[Файл:Lada Granta Putin.jpeg|thumb|150px|left|Путин тестирует Ладу Гранту]]
Самый продаваемый автомобиль в России в конце 2012 — начале 2013 года. Только на разработку модели было потрачено 200 млн долларов, 1,36 млрд рублей было потрачено на организацию конвейерного производства на Ижмаше и, видимо, примерно столько же в Тольятти. [http://gaidauto.ru/lada-granta-modifikacii/][http://sdelanounas.ru/blogs/3283/][http://sdelanounas.ru/blogs/28909/]
 
=== Завод по производству литий-ионных аккумуляторов «Лиотех», г. Новосибирск ===
Совместное предприятие госкорпорации РОСНАНО и международного холдинга Thunder Sky. Выпускает литий-ионные аккумуляторы высокой мощности для оснащения ими электробусов. Запущен в 2011 г., общий объем инвестиций в проект — более 13,5 млрд рублей.[http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/elektrobusy-s-akkumulyatorami-liotekha-pokazhut-na-forume-rusnanotech][http://www.liotech.ru/news_8_349] Завод является резидентом и расположен на территории [[#Промышленно-логистический парк Новосибирской области|Промышленно-логистического парка Новосибирской области]].
 
=== Завод по производству двигателей ЯМЗ-530, г. Ярославль ===
Современный завод по производству двигателей семейства ЯМЗ-530 стандарта Евро-4 (двигатель разработан в России). Предприятие компании «Автодизель» группы ГАЗ. Запущен в 2011 г., инвестиции — 10 млрд руб. [http://www.sdelanounas.ru/blogs/10013/]
 
=== Нижнекамский завод цельнометаллокордных шин, Татарстан ===
Завод по выпуску шин с цельным металлокордом компании Татнефть введен в строй в 2009 году. Шины с цельным металлокордом занимают до 90 % рынка автобусных и грузовых шин. Инвестиции в проект составили 17 млрд рублей. [http://www.moderniz.ru/news/novyj_zavod_tatneft_vypustil_100_000_shin/2010-12-18-58][http://cmk.tatneft.ru/novosti/more/588/?lang=ru]
 
=== Завод по производству автомобильных шин «Йокохама Р. П. З.», г. Липецк ===
Завод японской компании «Йокохама Р. П. З.» введен в эксплуатацию в особой экономической зоне «Липецк». Запущен в 2011 г., объем заявленных инвестиций — 12 млрд рублей. [http://sdelano-u-nas.livejournal.com/1892498.html]
 
=== Таганрогский автомобильный завод, Ростовская область ===
Автомобильный завод, построенный в 1997-1998 гг. в г. Таганроге компанией Донинвест при поддержке южнокорейской Daewoo. Стоимость проекта в ценах тех лет более 260 млн долларов, что соответствует более чем 10 млрд долларов в ценах 2012 г. (к 2013 г. общий объем инвестиций превысил 320 млн долларов).[http://www.tagaz.ru/plant/][http://carsunit.ru/istoriya-avtomobilnogo-zavoda-tagaz]
 
== Технопарки и особые экономические зоны промышленно-производственного типа ==
Зоны с особым экономическим режимом и специальной инфраструктурой для поддержки развития прежде всего наукоемких производств, иногда — промышленности, логистических комплексов и т. п. Могут серьезно отличаться размерами, экономическим режимом и размером инвестиций как со стороны организаторов, так и со стороны компаний — резидентов этих парков и зон. Крупнейшие из них вполне попадают под определение крупных проектов.
 
=== Особая экономическая зона «Алабуга» ===
Расположенная в республике Татарстан особая экономическая зона создана в 2006 г. В 2012 г. запущена вторая очередь проекта — дополнительная территория для размещения промышленных объектов. В развитие инфраструктуры Алабуги государством вложено 18 млрд рублей. На начало 2013 г. сумма уже вложенных компаниями-резидентами инвестиций достигла 37,5 млрд рублей[http://alabuga.ru/upload/iblock/eac/eac4664c0f1f9e796d27d9f19843f968.pdf]. Общий объем заявленных инвестиций резидентов на 1 января 2013 г. — 86 млрд рублей. К 2020 г. по этому показателю планируется достичь 378 млрд рублей.
 
=== Технополис «Химград» ===
Современный индустриальный комплекс, расположенный в северо-западной части Казани. Специализируется на химической и нефтехимической промышленности, также занимается энергосбережением и энергетикой, нанотехнологиями, материалами и компонентами, медициной, фармацевтикой и биотехнологиями. Первая очередь проекта, в которую было инвестировано 12,5 млрд руб, была запущена в 2007 году. В 2012 году общая выручка предприятий-резидентов технополиса составила 12 млрд рублей, планируется довести выручку до 16 млрд, а количество резидентов — до 200. [http://www.himgrad.ru/technopolis/][http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20070906095533.shtml][http://prav.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/167489.htm][http://www.energoneftegazhim.ru/node/11]
 
=== Промышленно-логистический парк Новосибирской области ===
Расположенный под Новосибирском парк, предназначенный для размещения транспортно-логистических комплексов и промышленных предприятий образован в 2007 г. Площадь парка 2000 га.[http://www.plp-nso.ru/page/park] Заявленный объем инвестиций на конец 2012 г. составил 43 млрд рублей, в разных стадиях реализации находился 21 проект.[http://sibir.ria.ru/economy/20121218/82303007.html].
 
В рамках парка уже реализован крупный проект:
* [[#Завод по производству литий-ионных аккумуляторов «Лиотех», г. Новосибирск|Завод по производству литий-ионных аккумуляторов «Лиотех»]]
В стадии реализации находится крупный проект:
* [[Крупные_российские_проекты_(строящиеся)#Логопарк «Толмачёво»|Логопарк «Толмачёво»]]
 
Развитие парка продолжается, поэтому он продублирован в статье о проектах в стадии реализации.
 
== Ссылки ==
* http://en.wikipedia.org/wiki/Timeline_of_largest_projects_in_the_Russian_economy — Список крупнейших проектов в российской экономике в хронологическом порядке. Русскоязычную версию этой страницы, существующей в английском варианте уже несколько лет, модераторы российской Википедии [[Википедия|по понятным причинам]] удалили. Перевод можно почитать [http://cyclowiki.org/wiki/Хронология_крупнейших_проектов_в_российской_экономике на Циклопедии].
 
== Примечания ==
{{примечания}}
 
[[ Category : Россия ]]

Текущая версия от 14:20, 1 июля 2013

Инкубатор для статьи о ЕГЭ

Объективность ЕГЭ

Преимущества ЕГЭ

Недостатки ЕГЭ

Мифы о ЕГЭ

Ведущие вузы стали принимать больше иногородних студентов из глубинки

Объем приема иногородних студентов целиком и полностью определяется емкостью общежитий. Соответственно, они как были заполнены на 100%, так и остаются. На самом деле вузу глубоко до лампочки откуда студент приехал — финансирование абсолютно одинаковое. Более того, именно вуз кровно заинтересован в том, чтобы набрать хороших абитуриентов - ведь при каждом отчислении разгильдяя при действующей системе финансирования с него срезают деньги. Так что единственный реальный плюс ЕГЭ тут — это то, что совсем безнадежные не будут тратить деньги на билеты.


Есть предложение урезать осетра в в похвалах. Описано так, как будто он действительно замечательно работает. А на самом деле с ним явно перегнкули палку: еще бы ректорам московских вузов не возмущаться, если, например, тестирование в одном из ведущих технических вузов уже зачисленных по ЕГЭ первокурсников по математике из года в год показывает до 60 % двоек. В результате вуз вынужден отчислять толпы непригодных к обучению студентов где-то благополучно купивших этот саммый ЕГЭ и терять финансирование, которое привязано к количеству студентов. Да и вообще двоечники тянут всех вниз. Мало того, система сама по себе, смягко говоря, странная: если раньше, для поступления в технический вуз нужно было сдать экзамены по физике и математике, и зачет без оценки по русскому языку, то теперь все решает сумма баллов по трем предметам. Вот и возникает ситуация, когда человек, грубо говоря, с оценками физика-4 математика-4 русский-3 может пролететь там, где возьмут другого с физика-3 математика-3 русский-5. Как будто для будущих инженеров идеальное знание русского языка действительно также важно, как физики и математики. Разумным, видимо, было бы разрешить вузам проводить один профильный экзамен, а все остальные (особенно такие как зачет по русскому в приведенном примере) оставить на ЕГЭ. Бульдозер (обсуждение) 01:17, 16 февраля 2013 (MSK)

Ну, это ведь уже не к ЕГЭ вопрос. Сам ЕГЭ знания определяет достаточно объективно. А то, что уровень преподавания в школах настолько низок, что даже пятёрка по математике ещё ничего не гарантирует — это проблема школ. ЕГЭ всего лишь её вскрыл.
Это не потому, что требования разные (иначе они никак не меньше тройки заработали бы), а от того, что ЕГЭ, видимо, был просто-напросто куплен. У авторов реформ почему-то была установка, что в школах нет коррупции. А результат? Сейчас ЕГЭ можно сдать и при школе, и при вузе. А значит найти «сговорчивых» еще легче. Да, сама школьная программа новая направлена на то, чтобы ребенку ни в коем случае не пришлось учиться думать, но перегиб с внедрением «ЕГЭ и только ЕГЭ» совершенно очевиден для всех, кто с этим связан. Поэтому-то Минобру пришлось пойти на уступки с «дополнительными испытаниями» сначала по всем «творческим» специальностям, а затем и МГУ вообще по всем специальностям. Думаю, что и прочие национальные исследовательские университеты скоро пополнят этот список, но, по-хорошему, надо было бы сразу на всех этот порядок распространить, как, кстати, на Западе и сделано — там, насколько мне известно, из-за тех же самых проблем от «ортодоксального» ЕГЭ отошли уже давненько.
Насколько я знаю, купить ЕГЭ значительно сложнее, чем купить экзамены в вуз. (Собственно этим элитные вузы и недовольны: им пришлось принимать абитуриентов из Мордовии, Алтая и прочих безблагодатных мест). Что касается «учиться думать» — я сдавал ЕГЭ по математике и русскому, более чем адекватный тест. Какой именно ЕГЭ показался тебе негодным, давай посмотрим конкретно?
Ок. Тогда по порядку:
1. Аргумент о возросшем приеме иногородних — это чистейшей воды миф, во всяком случае для технических вузов. Поверьте, общага как была заселена студентами на 100 %, так и остается. Поэтому для иногородних до сих пор проходной балл выше, но это ничто иное как конкурс в общагу, количество мест в которой всегда было недостаточным, хоть и составляет до примерно 50 % мест кое-где. Если же без общаги поступает — то вообще нет проблем. На самом деле вузу глубоко до лампочки откуда студент приехал — финансирование одинаковое. Единственный реальный плюс ЕГЭ тут — что совсем безнадежные не будут тратить деньги на билеты.
2. Мне кажется неадекватной система, когда профильные и непрофильные экзамены учитываются одинаково (см. выше). Тройка по математике в нынешнем ЕГЭ соответствует фактически уровню знаний начальной школы, а она же при складывании с пятеркой по русскому дает относительно высокий балл.
3. До конца в ведущих технических вузах сейчас доходят только 2/3 поступивших, и из них только примерно 1/2 без академических отпусков и восстановлений. Каждый сотый попадает в психушку. Потому, что реальная нагрузка составляет порядка 9,5 часов в день, что могут выдержать далеко не все. Но такова система во всех ведущих вузах планеты — во многом за счет этого они и ведущие. Специально полез посмотреть нынешний экзамен по математике. Последние шесть задач там примерно соответствуют первым трем задачам из бывшего пятизадачного вступительного экзамена. Понятно, что большинству школьников остальные в принципе не решить. Но нужно ли занимать места в вузе людьми, которые с вероятностью 90 % не смогут доучиться? Для обучения тут важно уметь решать именно сложные задачи, а в оценке ЕГЭ они почти не участвуют. В общем, сравнение абитуриентов высокого уровня между собой ЕГЭ по математике не обеспечивает из-за того, чо его шкала оченки рассчитана на всех школьников, а «клиенты» ведущих вузов просто «зашкаливают». Поэтому, кстати, МГУ смог получить право на доп испытания — там на самые популярные специальности кол-во абитуриентов с максимльным ЕГЭ грозило превысить общее число мест, при этом были и купленные ЕГЭ.
4. Что касается блата и т. п. Кому надо покупать экзамены? Существует система олимпиад, через которую в вузы попадают и суперотличники, и те, с кем хорошо поработали репетиторы, в том числе, как правило, и все, чьи родители сильно озабачивается поступлением. Но там все равно нужно сдать испытание по математике или физике. Поверьте, я знаком с ситуацией, если там попадается дуб дубом, то ему (или его папе — губернатору) просто вежливо объясняют, что учиться такой студент в вузе просто не сможет. Есть конечно вузы, где покупают экзамены и зачеты пачками, но в действительно ведущих вузах это единичное явление. Знаете ли, когда у ректората несколько десятков тысяч подчиненных и многомиллиардный бюджет на научную работу ему нет никакого интереса рисковать должностями из-за каких-то блатных студентов.
В общем, не нравятся два момента: простое сложение бвлов и полное отсутствие сложных испытаний там, где действительно нужно выявить таланты. ПМСМ для этого надо распространить МГУшную систему на все вузы, которые того сами пожелают или конкретно на национальные исследовательские университеты, но второй вариант ПМСМ хуже — надо и других подтягивать.
Забыли указать еще один плюс ЕГЭ: высокую оценку можно получить независимо от отношений с учителями. Даже если ребенок конфликтовал со всеми учителями школы, завучами и так далее, он может сдать ЕГЭ по той же физике на отлично. Если бы не было ЕГЭ, такой ребенок получил бы не выше «тройки с плюсом». Neocortex (обсуждение) 11:58, 17 февраля 2013 (MSK)
Возможно, имеет смысл запилить отдельную статью по ЕГЭ и разобрать там его плюсы и минусы. Я по-прежнему считаю, что ЕГЭ — это шаг вперёд. Однако не буду настаивать на своём «единственно верном» мнении.
Какая разница на что ребенок сдаст в школе, если при поступлении без ЕГЭ учитывался приемный экзамен, проходивший в вузе? В общем, есть предложение здесь указать, что к ЕГЭ таки есть определенные вопросы, и сделать заголовок в "нужных статьях". Что же касается собственно мифа, то проблема скорее не в ЕГЭ а вообще в новой системе школьного образования. Я знаком с очень многими хорошими учителями и преподавателями вузов. Общее мнение можно передать двумя фразами с заседаний "Школьная программа составлена так, чтобы ребенку за 11 лет ни разу не пришлось самому поработать мозгами" и "Как известно, абитуриенты к нам приходят непосредственно из детского сада".

Выводы