Выборгский судостроительный завод: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Незавершённая статья}} Файл:Kirovsky District (North) of Saint Petersburg 17Aug10.JPG|thumb|225px|right|Аэрофотоснимок К…»)
 
 
(не показано 97 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
{{#ev:youtubeimg|QeuxDZLPsiQ|250|right|Создание ледоколов и рыболовных траулеров на Выборгском судостроительном заводе.}}
[[Файл:Kirovsky District (North) of Saint Petersburg 17Aug10.JPG|thumb|225px|right|Аэрофотоснимок Кировского района Санкт-Петербурга — Северная верфь расположена точно в центре]]
'''Публичное акционерное общество «Выборгский судостроительный завод»''' (официальное сокращённое название '''ПАО «ВСЗ»''') — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе [[Выборг]], [[Ленинградская область]]. Образовано 12 ноября 1948 года как '''Завод № 870 Министерства судостроительной промышленности'''.
'''Публичное акционерное общество «Выборгский судостроительный завод»''' (официальное сокращённое название '''ПАО «ВСЗ»''') — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе [[Выборг]], [[Ленинградская область]]. Образовано 1948 года как .


История наименований предприятия:
История наименований предприятия:
* 1912—1921 гг. — '''«Путиловская верфь»'''
* 1948—около 1965 гг. — '''Завод № 870 Министерства судостроительной промышленности'''
* 1921—1936 гг. — '''«Северная верфь»'''
* Около 1965—1993 гг. — '''Выборгский судостроительный завод'''
* 1936—1948 гг. — '''«Судостроительный завод № 190»'''
* 1993—1997 гг. — '''Акционерное общество открытого типа «Выборгский судостроительный завод»'''
* 1948—1988 гг. — '''«Судостроительный завод № 190 имени А. А. Жданова»'''.
* 1997—2000 гг. — '''Открытое акционерное общество «Квернер-Выборг Верфь»'''
* с 1988 года по настоящее время — '''«Северная верфь»'''.
* 2000—2015 гг. — '''Открытое акционерное общество «Выборгский судостроительный завод»'''
* с 2015 года по настоящее время (2017) — '''Публичное акционерное общество «Выборгский судостроительный завод»'''


Входит в состав Объединённой судостроительной корпорации.
Входит в состав холдинга [[Объединённая судостроительная корпорация]].


В настоящий момент предприятие специализируется на серийном строительстве, ремонте и модернизации боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец, а также коммерческих судов дедвейтом до 12 тыс. тонн.[http://www.nordsy.spb.ru/about/power/]
В настоящий момент предприятие специализируется на строительстве неатомных ледоколов и судов снабжения для шельфовых проектов дедвейтом до 15 тыс. тонн, а также строительстве морских платформ и их блоков.[http://www.nordsy.spb.ru/about/power/]


== История предприятия ==
== История предприятия ==


=== Предыстория создания завода ===
=== Предыстория создания завода ===
'''1293 год''' — на отобранных у Древнерусского Государства землях шведами построен выборгский замок.


'''28 февраля 1801 года''' — подписан Указ Императора Павла I, в котором повелевалось перенести в Санкт-Петербург Кронштадтский чугунолитейный завод.
'''1403 год''' — [[Выборг]] получил права города.


'''3 апреля 1801 года''' — с отливкой первого ядра Санкт-Петербургский литейный завод (позднее Путиловский, ныне Кировский завод) начал свою работу.
'''Вторая половина XV века''' — первое официальное упоминание о наличии корабельной верфи в Выборге.


'''1812 год''' — Санкт-Петербургский литейный завод начал развиваться как машиностроительное предприятие, приступив к производству паровых машин.
'''ХVI век''' — упоминается наличие в Выборге принадлежащей шведскому адмиралтейству галерной верфи.


'''ноябрь 1824 года''' — Санкт-Петербургский литейный завод практически разрушен катастрофическим наводнением.
'''XVII век''' — встречаются отрывочные сведения о постройке в Выборге морских судов для обеспечения заграничной торговли.


'''1868 год''' — Санкт-Петербургский литейный завод приобретён известным российским инженером и предпринимателем Н. И. Путиловым.
'''Начало XVIII века''' — Выборг вернулся в состав России.


'''1873 год''' — Н. И. Путиловым создано акционерное «Общество Путиловских заводов».
'''Начало XIX века''' — Выборгская губерния передана в состав вновь созданного Великого Княжества Финляндского, оставаясь в рамках Российской Империи.


[[Файл:Миноносец Роченсальм.jpg|thumb|150px|right|Миноносец «Роченсальм»]]
'''1917 год''' — [[Финляндия]] провозгласила независимость при согласии правительства Советской России.


'''18 апреля 1880 года''' — Н. И. Путилов умер, предварительно сумев превратить завод в передовое металлургическое и машиностроительное предприятие, но разорившись на строительстве Морского канала Санкт-Петербурга и глубоководного порта на Гутуевском острове города неподалёку от завода.
'''1940 год''' — Выборг вошёл в состав СССР.


'''1887 год''' — Путиловский завод в Санкт-Петербурге берётся за строительство небольших кораблей для Российского императорского флота, получен заказ на два миноносца.
'''1941—1944 годы''' — в ходе Великой Отечественной войны Выборг временно занят Финляндией.


'''1889 год''' — на Путиловском заводе в рамках полученного в 1887 году заказа заложены миноносцы «Биорке» и «Роченсальм» водоизмещением 81 тонна.
'''Январь 1947 года''' — начато строительство Завода № 870.
 
[[Файл:Moskvityanin1904-1920.jpg|thumb|150px|right|Минный крейсер (эсминец) «Москвитянин»]]
 
'''1904 год''' — Путиловский завод на добровольные пожертвования граждан страны начинает строительство минных крейсеров (эсминцев) «Москвитянин» и «Доброволец».
 
'''1910 год''' — «Общество Путиловских заводов» приобрело 80 га с отмелями прилегающих к заводу территорий для строительства крупной верфи в следствие ожидавшихся заказов по строительству крупных боевых кораблей — линкоров-сверхдредноутов водоизмещением, по-видимому, до 50 тыс. тонн — вследствие начавшейся между ведущими странами того времени гонки вооружений на море.
 
[[Файл:Novik (1911).jpg|thumb|150px|right|Эсминец Новик, 1911 г.]]
 
'''19 июля (1 августа) 1910 года''' — на Путиловском заводе начато строительство легендарного эсминца «Нови́к» (с 1926 года «Яков Свердлов») — самого скоростного в мире корабля своего времени и самого совершенного в мире эсминца тех лет, впоследствии прославившегося в боях.
 
'''4 апреля 1911 года''' — морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II «Закон об императорском российском флоте» с «Объяснительной запиской» к нему и «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 гг.». Закон ради поддержания политического авторитета страны предполагал, что только на Балтийском флоте к 1930 году будут развёрнуты 24 линейных корабля (для сравнения: к 1930 году в следствие ограничений по Вашингтонскому морскому соглашению 1922 года Британская Империя имела 22 линкора, а США — 18).[http://militera.lib.ru/articles/1/abc/sh_33080.html]
 
[[Файл:Эллинг Путиловской верфи.jpg|thumb|150px|left|Эллинг Путиловской верфи (пролёт 76 м), 1914 г.]]
 
[[Файл:Spusk_na_vodu_Volhov.jpg|thumb|150px|left|Спуск на воду спасательного судна «Волхов», 1913 г.]]
 
=== Российская Империя ===
 
'''1 ноября 1912 года''' — '''создано предприятие «Путиловская верфь» (ныне «Северная верфь»), контролируемое «Обществом Путиловских заводов».'''
 
'''1913 год''' — на Путиловской верфи начато судостроительное производство, в том числе строится и спасательное судно «Волхов» (с 1922 года «Коммуна»), побившее впоследствии все рекорды долголетия судов военного флота, находясь в строю уже белее 100 лет.
 
[[Файл:AdmiralButakov&AdmiralSpiridov1915.jpg|thumb|150px|right|Лёгкие крейсера в эллинге верфи, 1915 г.]]
 
'''29 августа (11 сентября) 1913 года''' — введён в строй лучший в мире эсминец «Нови́к». Заканчивала строительство эсминца фактически уже «Путиловская верфь», куда к тому времени перешёл работать коллектив судостроителей Путиловского завода.
 
'''ноябрь 1913 года''' — на верфи заложены первые крупные боевые корабли — 16 ноября лёгкий крейсер «Адмирал Спиридов» и 29 ноября — однотипный ему «Адмирал Бутаков».
 
'''1914 год''' — с вводом в строй основного решетчатого эллинга с внутренними размерами 252x76x37 м для строительства крупных кораблей, который мог вместить одновременно два линкора-сверхдредноута в целом завершён [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)#.D0.9F.D1.83.D1.82.D0.B8.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.B2.D0.B5.D1.80.D1.84.D1.8C|крупный проект строительства Путиловской верфи]].
 
'''11 октября 1917 года''' — по решению Временного правительства на Путиловской верфи прервана постройка обоих лёгких крейсеров.[http://www.wunder-waffe.ru/WeaponBook/KrKav/chap06.html]


=== Советская Россия ===
=== Советская Россия ===
'''октябрь 1921 года''' — '''«Путиловская верфь» в первый раз переименована в «Северную верфь».'''
'''12 ноября 1948 года''' — '''Завод № 870 Министерства судостроительной промышленности''' частично введён в строй. На тот момент он начинал выпускать только несамоходные баржи.


'''1 августа 1927 года''' — на верфи заложены первые 6 сторожевых кораблей типа «Ураган»<ref>Сторожевые корабли «Ураган», «Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь» в дальнейшем вошли в один дивизион, вследствие специфических названий кораблей широко известный среди советских моряков как «Дивизион плохой погоды».</ref> проекта 2<ref>Номер проекту был присвоен уже позднее, фактически задним числом для удобства классификации.</ref>, ставшие первыми кораблями спроектированными и построенными в советский период истории России.
'''1949 год''' — вместо планировавшихся двух завод построил восемь барж.


'''1931—1932 годы''' — введены в строй все шесть кораблей типа «Ураган» первой серии (проекта 2).
'''Конец 1949 года''' — к этому времени на заводе были введены в строй временный корпусный цех, три стапеля, спусковые устройства и некоторые другие сооружения.


'''Декабрь 1931 года''' — в числе второй серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 4 заложены корабли «Метель», впоследствии ставший гвардейским, и «Вьюга». Оба корабля были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке.
'''1950 год''' — предприятием построено 70 барж.


'''1932—1933 годы''' — на заводе для Тихоокеанского флота изготовлены четыре подводных лодки типа «Щ» («Щука») серии V, отправленные для окончательной сборки на а Дальзавод № 202 во Владивостоке.
'''1953 год''' — завод начинает освоение более сложной продукции, в частности, самоходных барж.


'''5 ноября 1932 года''' — на верфи заложен лидер «Ленинград» проекта 1 — самый быстроходный корабль своего времени в мире. Введён в строй 5 декабря 1936 года.
'''1954 год''' — предприятием начато производство малых десантных кораблей.


'''Март 1934 года''' — заложены первые два из третьей серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 — «Молния» и «Зарница». Оба корабля были отправлены для окончательной сборки на а Дальзавод № 202 во Владивостоке.
'''Начало 1960-х годов''' — завершено строительство основных зданий и сооружений завода. Начато крупносерийное производство среднетоннажных лесовозов (до 11 судов в год), тогда же ставится задача увеличить это число до 16.


'''Июнь 1934—1936 годы''' — построена вторая пара третьей серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 — «Пурга» и «Буря».
'''1977—1979 годы''' — предприятием для военно-морского флота построены оба спасательных судна проекта 05360, являющихся носителями глубоководных аппаратов.


'''1934—1936 годы''' — на предприятии собраны 11 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI-бис построенных на [[Черноморский судостроительный завод|Завод имени А. Марти (позднее Завод № 198, ныне Черноморский судостроительный завод)]] в [[Николаев]]е.
'''1978 год''' — завод начинает освоение производства плавучих буровых установок для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе.


'''1935—1938 годы''' — построена четвёртая — последняя — серия сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 из двух кораблей — «Снег» и «Туча».
'''Конец 1970-х — начало 1980-х годов''' — предприятие изготовило полностью готовые 900-тонные блок-модули и понтоны на 6 полупогружных плавучих буровых установок, окончательно собранных в [[Астрахань|Астрахани]] для эксплуатации на Каспийском море.


'''1935—1939 годы''' — на заводе строится серия из семи эскадренных миноносцев проекта 7, один из которых был достроен на [[Балтийский завод|Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе]].
'''1981—1983 годы''' — предприятием для военно-морского флота построены оба спасательных судна проекта 05361.


'''27 ноября 1935 года''' — на заводе заложен эсминец «Гневный» проекта 7 — первый в крупной серии первых советских эскадренных миноносцев этого проекта.
[[Файл:An oil rig offshore Vungtau.jpg|thumb|150px|right|Нефтедобывающие платформы на месторождении «Белый Тигр», [[Вьетнам]], 2004]]


'''1936 год''' — '''предприятие переименовано в Судостроительный завод № 190.'''
'''1982—1990 годы''' — для [[Вьетнам]]а заводом при помощи други предприятий (в частности, в кооперации участвовал [[Судостроительный завод «Лотос»]]) построено 7 комплектов верхних строений стационарных буровых платформ.


'''1939 год''' — началось строительство эскадренных миноносцев проекта 30, прерванное вскоре Великой Отечественной войной.
'''1985—1991 годы''' — для открытых морей завод построил в полном объеме «под ключ» 4 полупогружных плавучих буровых установок типа «Шельф».


'''1947—1950 годы''' — четыре частично готовых эсминца проекта 30 достроены по проекту 30-К.
'''1990 год''' — введена в строй первая в стране самоподъёмная буровая установка (СПБУ) для открытых морей «Мурманская».


'''1948—1953 годы''' — серийное строительство эскадренных миноносцев проекта 30-бис.
=== Российская Федерация ===
'''1991—1992 годы''' — на предприятии прошла ремонт с заменой пострадавших от пожара металлоконструеций плавучая полупогружная буровая установка японского производства «Оушен Одиссей», которя позднее здесь же была переоборудована в стартовую платформу ракет космического назначения.


'''1948 год''' — '''заводу присвоено имя А. А. Жданова''' — революционного и государственного деятеля Советской России, скончавшегося в том году.
'''1993 год''' — предприятие преобразовано в '''Акционерное общество открытого типа «Выборгский судостроительный завод»'''.[http://www.shelf.oilru.ru/catalog/firm/?1] Тогда же была введена в строй самоподъёмная буровая установка «Курильская» типа «Мурманская».


[[Файл:Cruiser Kynda.jpg|thumb|150px|right|Ракетный крейсер «Грозный» проекта 58]]
'''1994—1998 годы''' — введены в строй 5 лесовозов-пакетовозов проекта 15750 (тип «Капитан Лусь», водоизмещение 5 тыс. тонн).


'''1953—1958 годы''' — на заводе построены двенадцать [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.B5.D1.86_.C2.AB.D0.A1.D0.BF.D0.BE.D0.BA.D0.BE.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_56|эскадренных миноносцев проекта 56]].
[[Файл:SeaLaunch-Odyssey.jpg|thumb|150px|right|Стартовая платформа «Одиссей»]]


'''1957—1958 годы''' — на предприятии построен [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1955-1959)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.86.D1.8B_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_56-.D0.9C|эскадренный миноносец «Неуловимый» проекта 56-М]]. Эсминцы этого типа стали первыми серийными кораблями с противокорабельными ракетами на борту.
'''1997—1998 годы''' — на предприятии завершено начатое в [[Норвегия|Норвегии]] переоборудование Стартовой платформы «Одиссей» из бывшней буровой в плавучий космодром проекта «Морской старт».


'''1958—1961 годы''' — построены четыре эскадренных миноносца типа 57-бис с ракетным оружием.
'''23 июля 1997 года''' — завод сменил владельца и, войдя в состав концерна «Квернер АС», сменил название '''Открытое акционерное общество «Квернер-Выборг Верфь»'''.


'''23 марта 1960 года''' — на заводе заложен головной [[Крупные_российские_проекты_(Никита_Хрущёв,_1959-1964)#.D0.A0.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80_.C2.AB.D0.93.D1.80.D0.BE.D0.B7.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_58|ракетный крейсер проекта 58 «Грозный»]] — первый ракетный крейсер отечественного флота, введённый в строй 30 декабря 1962 года. В 1960—1965 гг. на заводе были построены [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1964-1971)#.D0.A0.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_58|ещё три ракетных крейсера этого проекта]].
'''13 марта 2000 года''' — завод был продан ЗАО АКО БАРСС и вскоре сменил название на '''Открытое акционерное общество «Выборгский судостроительный завод»'''.


'''1962—1966 годы''' — на заводе построены четыре больших противолодочных корабля проекта 61.
'''2000—2006 годы''' — примерно в это время предприятием для заказчиков из [[Норвегия|Норвегии]] построена серия траулеров, а для заказчиков из [[Казахстан]]а — серия танкеров для работы в пределах Каспийского бассейна.


[[Файл:Order of Lenin third type.jpg|35px|left]]
[[Файл:PRIRAZLOMNAYA 047 wpk.jpg|thumb|150px|left|Жилой модуль платформы «Приразломная» перед отправкой с завода]]
'''28 апреля 1963 года''' — завод № 190 им. А. А. Жданова Ленинградского Совета народного хозяйства за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также надводных кораблей, оснащённых этим оружием, и перевооружение кораблей ВМФ награждён Орденом Ленина.[http://www.nordsy.spb.ru/about/honors/]


[[Файл:AdmiralYumashev1982a.jpg|thumb|150px|right|БПК проекта 1134-А «Адмирал Юмашев», 1982]]
'''2003 год''' — на заводе в порядке эксперимента построен алюминиевый скоростной патрульный катер «Гарпун» проекта А-77, развивавший скорость до 60 узлов, но в серию не пошедший.


'''1964—1969 годы''' — на заводе построены [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1964-1971)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.28.D1.80.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0.29_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_1134|четыре ракетных крейсера (больших противолодочных корабля) проекта 1134]] типа «Адмирал Зозуля».
'''2005—2007 годы''' — для [[Норвегия|Норвегии]] построена серия из 8 судов снабжения морских платформ.


'''1966—1970 годы''' — на заводе построены [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1964-1971)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_1134-.D0.90|первые два больших противолодочных корабля проекта 1134-А типа «Кронштадт»]] и заложено ещё пять, вступивших в строй позднее.
'''2005(?)—2009 годы''' — заводом построены отдельные модули (как минимум, энергораспределительный и жилой) верхнего строения [[%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B (%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80 %D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD, 2012-2018)#.D0.9C.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F .D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.B9.D0.BA.D0.B0.D1.8F .D1.81.D1.82.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D1.80.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.BF.D0.BB.D0.B0.D1.82.D1.84.D0.BE.D1.80.D0.BC.D0.B0 .C2.AB.D0.9F.D1.80.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.B7.D0.BB.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D0.B0.D1.8F.C2.BB .D0.B8 .D0.BE.D1.81.D0.B2.D0.BE.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5 .D0.9F.D1.80.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.B7.D0.BB.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE .D0.BC.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B6.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F|морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная»]], отправленные на завод «[[Севмаш]]» в [[Северодвинск]]е, где строилась платформа в целом, и смонтированный при участии выборгских корабелов.


[[Файл:OrderOctoberRevolution.gif|35px|left]]
[[Файл:ППБУ.jpg|thumb|150px|right|Полупогружные плавучие буровые установки «Северное Сияние» и «Полярная Звезда», 2015]]
'''18 января 1971 года''' — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за успешное выполнения 5-летнего плана и организацию производства новой техники награждён Орденом Октябрьской революции.[http://www.nordsy.spb.ru/about/honors/]


'''1971—1977 годы''' — в 1971—1975 годах на заводе вступили в строй [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1971-1976)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_1134-.D0.90|шесть больших противолодочных корабля проекта 1134-А типа «Кронштадт»]], к которым в 1976—1977 годах [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1976-1982)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_1134-.D0.900|добавились ещё два]].
'''2007—2010 годы''' — предприятие построило нижние корпуса [[%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B (%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%B2, 2008-2012)#.D0.9F.D0.BE.D0.BB.D1.83.D0.BF.D0.BE.D0.B3.D1.80.D1.83.D0.B6.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BF.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D1.83.D1.87.D0.B8.D0.B5 .D0.B1.D1.83.D1.80.D0.BE.D0.B2.D1.8B.D0.B5 .D1.83.D1.81.D1.82.D0.B0.D0.BD.D0.BE.D0.B2.D0.BA.D0.B8 .C2.AB.D0.A1.D0.B5.D0.B2.D0.B5.D1.80.D0.BD.D0.BE.D0.B5 .D1.81.D0.B8.D1.8F.D0.BD.D0.B8.D0.B5.C2.BB .D0.B8 .C2.AB.D0.9F.D0.BE.D0.BB.D1.8F.D1.80.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.B7.D0.B2.D0.B5.D0.B7.D0.B4.D0.B0.C2.BB|полупогружных плавучих буровых установок «Северное Сияние» и «Полярная Звезда»]] общей стоимостью 59 млрд рублей, верхние строения которых для ускорения строительства были заказаны в [[Республика Корея|Южной Корее]].


'''1974—1979 годы''' — на заводе построено 6 больших противолодочных кораблей (с 1977 года сторожевых кораблей) [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1976-1982)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_1135|проекта 1135]].
'''Май 2012 года''' — предприятие вошло в состав Объединённой судостроительной корпорации.


[[Файл:Otlichnyy1986a.jpg|thumb|150px|right|Эсминец «Отличный» проекта 956, 1986]]
[[Файл:Vladivostok icebreaker.JPG|thumb|150px|left|Дизель-электрический ледокол «Владивосток» проекта 21900М, 2015]]


'''1976—1990 годы''' — на заводе построены 13 эскадренных миноносцев проекта 956 «Сарыч» типа «Современный». Из них [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1976-1982)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.86.D1.8B_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_956_.C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|первые два были введены в строй в 1980—1982 годах]] при Брежневе, [[Крупные_российские_проекты_(Юрий_Андропов,_1982-1984)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.B5.D1.86_.C2.AB.D0.9E.D1.82.D0.BB.D0.B8.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_956_.C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|один в 1983 году]] при Андропове, [[Крупные_российские_проекты_(Константин_Черненко,_1984-1985)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.B5.D1.86_.C2.AB.D0.9E.D1.81.D0.BC.D0.BE.D1.82.D1.80.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_956_.C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|один в 1984 году]] при Черненко и [[Крупные_российские_проекты_(Михаил_Горбачёв,_1985-1991)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.86.D1.8B_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_956_.C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|девять в 1985—1990 годах]] при Горбачёве.
'''2012—2016 годы''' — на предприятии построены три дизель-электрических ледокола проекта 21900М, один из которых строился с привлечением в качестве субподрядчика верфи ''Arctech Helsinki Shipyard'' ([[Финляндия]]), принадлежащей в то время российской [[Объединённая судостроительная корпорация|Объединённой судостроительной корпорации]].


'''1977 — 1988 годы''' — на заводе построены четыре больших противолодочных корабля проекта 1155: [[Крупные_российские_проекты_(Леонид_Брежнев,_1976-1982)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_1155|один при Брежневе]], [[Крупные_российские_проекты_(Юрий_Андропов,_1982-1984)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_1155|один при Андропове]] и [[Крупные_российские_проекты_(Михаил_Горбачёв,_1985-1991)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_1155|два при Горбачёве]].
'''29 апреля 2014 года''' — на предприятии запущена механизированная линия по резке профиля.


[[Файл:Order of Lenin third type.jpg|35px|left]]
'''2015 год''' — предприятие преобразовано в '''Публичное акционерное общество «Выборгский судостроительный завод».'''
'''16 июля 1986 года''' — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за большие заслуги в создании, проведении испытаний и освоении серийного строительства специальной техники награждён вторым Орденом Ленина.[http://www.nordsy.spb.ru/about/honors/]


'''1987—1991 годы''' — по усовершенствованному проекту 956-А «Сарыч» построен [[Крупные_российские_проекты_(Михаил_Горбачёв,_1985-1991)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.B5.D1.86_.C2.AB.D0.91.D0.B5.D0.B7.D1.83.D0.B4.D0.B5.D1.80.D0.B6.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_956-.D0.90_.C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|эскадренный миноносец «Безудержный»]] (с 9 декабря 2007 года «Гремящий»).
'''2015—2018 годы''' — на заводе по заказу «Газпромнефти» построено два многоцелевых ледокольных судна обеспечения проекта Arc130A мощностью 22 МВт.[https://sdelanounas.ru/blogs/115288/]


'''1988 год''' — '''предприятие повторно переименовано в Судостроительный завод «Северная верфь».'''
'''2016—2019 годы''' — на заводе для ФГУП «Атомфлот» построен дизель-электрический ледокол «Обь» проекта Aker ARC 124.


=== Российская Федерация ===
'''10 февраля 2017 года''' — введён в строй участок горячего цинкования.


[[Файл:Corvette Steregushchiy.jpg|thumb|150px|right|Корвет «Стерегущий»]]
'''2017 год — настоящее время (2023)''' — предприятие строит четыре морозильных траулера проекта KMT01.


'''1991—1993 годы''' — введены в строй [[Крупные_российские_проекты_(Борис_Ельцин,_1991-1996)#.D0.AD.D1.81.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D1.86.D1.8B_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_956-.D0.90_.C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|три заложенных ранее эскадренных миноносца проекта 956-А «Сарыч»]].
'''2018 год — настоящее время (2023)''' — завод строит морозильный траулер проекта КМТ02.01.


'''1999—2000 годы''' — введены в строй два эскадренных миноносца проекта 956-Э для военно-морских сил Китая, достроенные из корпусов, заложенных ранее по проекту 956-А «Сарыч» — [[Крупные_российские_проекты_(Борис_Ельцин,_1996-1999)#.D0.AD.D1.81.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D1.86_.C2.AB.D0.A5.D0.B0.D0.BD.D1.87.D0.B6.D0.BE.D1.83.C2.BB_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_956-.D0.AD_.C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|«Ханчжоу» в 1999 году]] и [[Крупные_российские_проекты_(Владимир_Путин,_2000-2004)#.D0.AD.D1.81.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D1.86_.C2.AB.D0.A4.D1.83.D1.87.D0.B6.D0.BE.D1.83.C2.BB_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_956-.D0.AD_.C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|«Фучжоу» в 2000 году]].
'''2018 год — настоящее время (2023)''' — завод строит два морозильных траулера проекта КМТ02.02.


'''21 декабря 2001 года''' — заложен головной корвет проекта 20380 «Стерегущий», спроектированный с использованием технологий малозаметности.
'''Август 2019 года''' — на заводе для [[Российский военно-морской флот|отечественного военно-морского флота]] собран из готовых блоков и спущен на воду построенный предприятием «КАМПО» (г. [[Орехово-Зуево]], [[Московская область]]) большой гидрографический катер «Михаил Казанский» проекта 23370Г.[https://sdelanounas.ru/blogs/123588/]


'''2002—2006 годы''' — построены два эскадренных миноносца проекта 956-ЭМ для военно-морских сил Китая.
'''2020 — настоящее время (2023 год, план — конец 2024)''' — на предприятии строится пограничный сторожевой корабль «Пурга» 1 ранга ледового класса проекта 23550.[https://sdelanounas.ru/blogs/134398/]


[[Файл:19-3896669-dsc03113.jpg|thumb|150px|right|Фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков»]]
'''2020 год — настоящее время (2023)''' — завод строит морозильный траулер проекта КМТ02.03.


'''2003—н. в.''' — осуществляется строительство серийных корветов проекта 20380.
'''2021 год — настоящее время (2023)''' — на предприятии строится научно-исследовательское судно для нужд Российской академии наук «Академик Лавёров».


'''2004—н. в.''' — предприятие строит суда связи (по утверждению множества открытых источников[https://sdelanounas.ru/blogs/?search=18280][http://forums.airbase.ru/2016/07/t82958_11--srednie-razvedyvatelnye-korabli-proekta-18280.html] фактически средние разведывательные корабли) проекта 18280.
'''2022 год — настоящее время (2023)''' — предприятие строит линейный ледокол проекта 21900М2[http://vyborgshipyard.ru/ru/rubric/na-russkom?year=2022&month=8&novelty=779].


'''2006—н. в.''' — осуществляется [[Крупные_российские_проекты_(строящиеся)#.D0.A4.D1.80.D0.B5.D0.B3.D0.B0.D1.82.D1.8B_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_22350|строительство фрегатов проекта 22350]] — 1 февраля 2006 года заложен головной фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — первый крупный надводный корабль, заложенный с момента развала СССР. К лету 2015 года в постройке находятся четыре фрегата этого проекта.
'''2023 — настоящее время (2023 год)''' — на предприятии строится пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» 1 ранга ледового класса проекта 23550.[https://sdelanounas.ru/blogs/156457/]
<!--=== Ожидаемые события ===
-->


'''28 февраля 2008 года''' — головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» ведён в строй.
== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии ==
 
[[Файл:Sea Launch 01.jpg|thumb|150px|right|Стартовая платформа «Одиссей»]]
'''2012—н. в.''' — осуществляется строительство корветов проекта 20385 — усовершенствованной версии проекта 20380. Первоначально проект 20385 предусматривал использование большого количества зарубежных комплектующих, однако из-за последствий разразившегося в 2014 году [[Украинский кризис|Украинского кризиса]] корабли пришлось достраивать с переделками, в частности с заменой двигательной установки на отечественный аналог. По видимому, по той же причине вскоре верфь перешла к строительству корветов следующего проекта 20386.
Предприятие принимало непосредственное участие в строительстве некоторых достаточно известных морских платформ, в частности:
 
* '''Стартовая платформа «Одиссей»''' (переоборудована в 1997—1998 годах) — первая в мире плавучая пусковая площадка достаточно крупных ракет космического назначения (плавучий космодром), созданная в рамках проекта «Морской старт» получила специализированное оборудование именно на Выборгском судостроительном заводе, где было завершено её переоборудование из плавучей полупогружной буровой установки.
'''2012—н. в.''' — строятся суда тылового обеспечения проекта 23120 с высоким ледовым классом ARC4.[http://bastion-karpenko.ru/23120-2/]
 
'''22 декабря 2015 года''' — на территории ОАО «[[Северная верфь|Судостроительный завод „Северная верфь“]]» началось строительство нового судостроительного комплекса. Это будет крытый сухой док, который позволит строить суда длиной до 400 метров.[http://sdelanounas.ru/blogs/71903/]
 
'''2016—н. в.''' — осуществляется строительство корветов проекта 20386 — усовершенствованной версии проектов 20380 и 20385.
 
'''2017—н. в.''' — на заводе строятся универсальные патрульные корабли проекта 23550 для арктических морей.


=== Ожидаемые события ===
'''2019 год''' — начало строительства [[Крупные_российские_проекты_(планируемые)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.86.D1.8B_.D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0_23560_.C2.AB.D0.9B.D0.B8.D0.B4.D0.B5.D1.80.C2.BB|эсминцев проекта 23560 «Лидер»]].
<!--
== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии ==
-->
== См. также ==
== См. также ==
* [[Российская оборонная промышленность]]
* [[Российское судостроение]]
* [[Российский военно-морской флот]]
* [[Российский военно-морской флот]]


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://vyborgshipyard.ru Официальный сайт предприятия vyborgshipyard.ru]
* Официальный сайт предприятия — [http://vyborgshipyard.ru vyborgshipyard.ru]


== Примечания ==
== Примечания ==
{{Примечания}}
{{Примечания}}


<br />
<br>
{{Предприятия}}
{{Предприятия}}
{{Крупные российские проекты}}


[[Категория:Экономика России]]
[[Категория:Технологии России]]
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Российское судостроение]]
[[Категория:Предприятия России]]
[[Категория:Предприятия Ленинградской области]]
[[Категория:Предприятия Ленинградской области]]
[[Категория:Предприятия России]]
[[Категория:Выборг]]
[[Категория:Выборг]]

Текущая версия от 11:33, 24 октября 2024

Создание ледоколов и рыболовных траулеров на Выборгском судостроительном заводе.

Публичное акционерное общество «Выборгский судостроительный завод» (официальное сокращённое название ПАО «ВСЗ») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Выборг, Ленинградская область. Образовано 12 ноября 1948 года как Завод № 870 Министерства судостроительной промышленности.

История наименований предприятия:

  • 1948—около 1965 гг. — Завод № 870 Министерства судостроительной промышленности
  • Около 1965—1993 гг. — Выборгский судостроительный завод
  • 1993—1997 гг. — Акционерное общество открытого типа «Выборгский судостроительный завод»
  • 1997—2000 гг. — Открытое акционерное общество «Квернер-Выборг Верфь»
  • 2000—2015 гг. — Открытое акционерное общество «Выборгский судостроительный завод»
  • с 2015 года по настоящее время (2017) — Публичное акционерное общество «Выборгский судостроительный завод»

Входит в состав холдинга Объединённая судостроительная корпорация.

В настоящий момент предприятие специализируется на строительстве неатомных ледоколов и судов снабжения для шельфовых проектов дедвейтом до 15 тыс. тонн, а также строительстве морских платформ и их блоков.[1]

История предприятия

Предыстория создания завода

1293 год — на отобранных у Древнерусского Государства землях шведами построен выборгский замок.

1403 год — Выборг получил права города.

Вторая половина XV века — первое официальное упоминание о наличии корабельной верфи в Выборге.

ХVI век — упоминается наличие в Выборге принадлежащей шведскому адмиралтейству галерной верфи.

XVII век — встречаются отрывочные сведения о постройке в Выборге морских судов для обеспечения заграничной торговли.

Начало XVIII века — Выборг вернулся в состав России.

Начало XIX века — Выборгская губерния передана в состав вновь созданного Великого Княжества Финляндского, оставаясь в рамках Российской Империи.

1917 год — Финляндия провозгласила независимость при согласии правительства Советской России.

1940 год — Выборг вошёл в состав СССР.

1941—1944 годы — в ходе Великой Отечественной войны Выборг временно занят Финляндией.

Январь 1947 года — начато строительство Завода № 870.

Советская Россия

12 ноября 1948 года — Завод № 870 Министерства судостроительной промышленности частично введён в строй. На тот момент он начинал выпускать только несамоходные баржи.

1949 год — вместо планировавшихся двух завод построил восемь барж.

Конец 1949 года — к этому времени на заводе были введены в строй временный корпусный цех, три стапеля, спусковые устройства и некоторые другие сооружения.

1950 год — предприятием построено 70 барж.

1953 год — завод начинает освоение более сложной продукции, в частности, самоходных барж.

1954 год — предприятием начато производство малых десантных кораблей.

Начало 1960-х годов — завершено строительство основных зданий и сооружений завода. Начато крупносерийное производство среднетоннажных лесовозов (до 11 судов в год), тогда же ставится задача увеличить это число до 16.

1977—1979 годы — предприятием для военно-морского флота построены оба спасательных судна проекта 05360, являющихся носителями глубоководных аппаратов.

1978 год — завод начинает освоение производства плавучих буровых установок для разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе.

Конец 1970-х — начало 1980-х годов — предприятие изготовило полностью готовые 900-тонные блок-модули и понтоны на 6 полупогружных плавучих буровых установок, окончательно собранных в Астрахани для эксплуатации на Каспийском море.

1981—1983 годы — предприятием для военно-морского флота построены оба спасательных судна проекта 05361.

Нефтедобывающие платформы на месторождении «Белый Тигр», Вьетнам, 2004

1982—1990 годы — для Вьетнама заводом при помощи други предприятий (в частности, в кооперации участвовал Судостроительный завод «Лотос») построено 7 комплектов верхних строений стационарных буровых платформ.

1985—1991 годы — для открытых морей завод построил в полном объеме «под ключ» 4 полупогружных плавучих буровых установок типа «Шельф».

1990 год — введена в строй первая в стране самоподъёмная буровая установка (СПБУ) для открытых морей «Мурманская».

Российская Федерация

1991—1992 годы — на предприятии прошла ремонт с заменой пострадавших от пожара металлоконструеций плавучая полупогружная буровая установка японского производства «Оушен Одиссей», которя позднее здесь же была переоборудована в стартовую платформу ракет космического назначения.

1993 год — предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа «Выборгский судостроительный завод».[2] Тогда же была введена в строй самоподъёмная буровая установка «Курильская» типа «Мурманская».

1994—1998 годы — введены в строй 5 лесовозов-пакетовозов проекта 15750 (тип «Капитан Лусь», водоизмещение 5 тыс. тонн).

Стартовая платформа «Одиссей»

1997—1998 годы — на предприятии завершено начатое в Норвегии переоборудование Стартовой платформы «Одиссей» из бывшней буровой в плавучий космодром проекта «Морской старт».

23 июля 1997 года — завод сменил владельца и, войдя в состав концерна «Квернер АС», сменил название Открытое акционерное общество «Квернер-Выборг Верфь».

13 марта 2000 года — завод был продан ЗАО АКО БАРСС и вскоре сменил название на Открытое акционерное общество «Выборгский судостроительный завод».

2000—2006 годы — примерно в это время предприятием для заказчиков из Норвегии построена серия траулеров, а для заказчиков из Казахстана — серия танкеров для работы в пределах Каспийского бассейна.

Жилой модуль платформы «Приразломная» перед отправкой с завода

2003 год — на заводе в порядке эксперимента построен алюминиевый скоростной патрульный катер «Гарпун» проекта А-77, развивавший скорость до 60 узлов, но в серию не пошедший.

2005—2007 годы — для Норвегии построена серия из 8 судов снабжения морских платформ.

2005(?)—2009 годы — заводом построены отдельные модули (как минимум, энергораспределительный и жилой) верхнего строения морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», отправленные на завод «Севмаш» в Северодвинске, где строилась платформа в целом, и смонтированный при участии выборгских корабелов.

Полупогружные плавучие буровые установки «Северное Сияние» и «Полярная Звезда», 2015

2007—2010 годы — предприятие построило нижние корпуса полупогружных плавучих буровых установок «Северное Сияние» и «Полярная Звезда» общей стоимостью 59 млрд рублей, верхние строения которых для ускорения строительства были заказаны в Южной Корее.

Май 2012 года — предприятие вошло в состав Объединённой судостроительной корпорации.

Дизель-электрический ледокол «Владивосток» проекта 21900М, 2015

2012—2016 годы — на предприятии построены три дизель-электрических ледокола проекта 21900М, один из которых строился с привлечением в качестве субподрядчика верфи Arctech Helsinki Shipyard (Финляндия), принадлежащей в то время российской Объединённой судостроительной корпорации.

29 апреля 2014 года — на предприятии запущена механизированная линия по резке профиля.

2015 год — предприятие преобразовано в Публичное акционерное общество «Выборгский судостроительный завод».

2015—2018 годы — на заводе по заказу «Газпромнефти» построено два многоцелевых ледокольных судна обеспечения проекта Arc130A мощностью 22 МВт.[3]

2016—2019 годы — на заводе для ФГУП «Атомфлот» построен дизель-электрический ледокол «Обь» проекта Aker ARC 124.

10 февраля 2017 года — введён в строй участок горячего цинкования.

2017 год — настоящее время (2023) — предприятие строит четыре морозильных траулера проекта KMT01.

2018 год — настоящее время (2023) — завод строит морозильный траулер проекта КМТ02.01.

2018 год — настоящее время (2023) — завод строит два морозильных траулера проекта КМТ02.02.

Август 2019 года — на заводе для отечественного военно-морского флота собран из готовых блоков и спущен на воду построенный предприятием «КАМПО» (г. Орехово-Зуево, Московская область) большой гидрографический катер «Михаил Казанский» проекта 23370Г.[4]

2020 — настоящее время (2023 год, план — конец 2024) — на предприятии строится пограничный сторожевой корабль «Пурга» 1 ранга ледового класса проекта 23550.[5]

2020 год — настоящее время (2023) — завод строит морозильный траулер проекта КМТ02.03.

2021 год — настоящее время (2023) — на предприятии строится научно-исследовательское судно для нужд Российской академии наук «Академик Лавёров».

2022 год — настоящее время (2023) — предприятие строит линейный ледокол проекта 21900М2[6].

2023 — настоящее время (2023 год) — на предприятии строится пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» 1 ранга ледового класса проекта 23550.[7]

Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии

Стартовая платформа «Одиссей»

Предприятие принимало непосредственное участие в строительстве некоторых достаточно известных морских платформ, в частности:

  • Стартовая платформа «Одиссей» (переоборудована в 1997—1998 годах) — первая в мире плавучая пусковая площадка достаточно крупных ракет космического назначения (плавучий космодром), созданная в рамках проекта «Морской старт» получила специализированное оборудование именно на Выборгском судостроительном заводе, где было завершено её переоборудование из плавучей полупогружной буровой установки.

См. также

Ссылки

Примечания