Средне-Невский судостроительный завод: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 79 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{||- bgcolor="white" style="float:right; border:1px solid white;" | {||- bgcolor="white" style="float:right; border:1px solid white;" | ||
|- | |- | ||
Строка 11: | Строка 10: | ||
|} | |} | ||
[[Файл:OAO SNSZ.jpg|thumb|225px|right|Проходная Средне-Невского судостроительного завода, 2014]] | [[Файл:OAO SNSZ.jpg|thumb|225px|right|Проходная Средне-Невского судостроительного завода, 2014]] | ||
'''Акционерное общество <nowiki>«Средне-Невский судостроительный завод»</nowiki>''' (официальное сокращённое наименование '''АО | '''Акционерное общество <nowiki>«Средне-Невский судостроительный завод»</nowiki>''' (официальное сокращённое наименование '''АО «СНСЗ»''') — судостроительное предприятие в посёлке Понтонный г. [[Санкт-Петербург]]а, работающее в области малого и среднего судостроения. Создана на современной площадке в 1912 году как «Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода». Предприятие является одним из мировых лидеров в композитном судостроении и безусловным лидером этого направления в [[Россия|России]]. | ||
Входит в состав государственного холдинга [[Объединённая судостроительная корпорация]]. | Входит в состав государственного холдинга [[Объединённая судостроительная корпорация]]. | ||
На | На 2021 год завод производит композитные и металлические противоминные, патрульные корабли, ракетные катера (корветы), рабочие и пассажирские суда следующих измерений: длина до 100 метров, ширина до 16 метров, осадка до 4,5 метров, спусковой вес до 2700 тонн.[https://snsz.ru/Moshnosti] | ||
История наименований предприятия: | История наименований предприятия: | ||
* 1912 год — '''Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода''' | * 1911 год — создана '''Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства''' (непосредственный предшественник [[Судостроительная фирма «Алмаз»|МЗ Алмаз]]) и один из предшественников СНСЗ. | ||
* | * 1912 год — основана '''Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода''' — непосредственный предшественник СНСЗ. | ||
* '''Завод 363''' | * 1913 год — мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства переименована в '''Верфь Общества Финляндского Легкаго Пароходства'''. | ||
* 1966 | * 1918 — оба предприятия национализированы, '''Усть-Ижорская верфь''' утратила отсылки в названии к Металлическому заводу (в 1917—1920 и 1927—1928 годах законсервирована), а верфь ОФЛП, по всей видимости, сменила название на '''Верфь бывшего Общества Финляндского Легкого Пароходства'''(?). | ||
* 1919 год — бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства, по-видимому, стала называться '''Верфь Секции по металлу совнархоза Северного района'''(?).[http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=236&sid=799603] | |||
* 1920 год — верфь Секции по металлу совнархоза Северного района передана в ведение Северо-Западного речного пароходства была переподчинена и стала '''Верфью Северо-Западного речного пароходства'''.[http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=236&sid=799603] | |||
* 1923 год — бывшая верфь Северо-Западного пароходства переименована в '''Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства'''. | |||
* 1929 год — Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства с оборудованием и персоналом переведена на площадку бывшей Усть-Ижорской верфи. | |||
* 1931(1930?) год — '''Усть-Ижорская опытно-показательная верфь'''<ref>Данные с официального сайта компании. По другим данным «Усть-Ижорская опытно-показательная электроверфь».</ref> | |||
* 1937 год — '''Завод № 363''' | |||
* 1966 год — '''Средне-Невский судостроительный завод''' | |||
== История предприятия == | == История предприятия == | ||
=== Предыстория создания завода === | === Предыстория создания завода === | ||
'''1857 год''' — основана частная акционерная «Компания Cанкт-Петербургского Металлического завода», изначально ориентированная в основном на выпуск отопительных приборов, металлоконструкций и проволоки. | |||
'''1877(?) год''' — взявший русское имя бывший генеральный консул [[Дания|Дании]] в России Иван Оттонович Паллизен основывал писчебумажную фабрику, производственные подразделения которой были размещены у деревни Усть-Ижора под Санкт-Петербургом.[https://elibrary.ru/item.asp?id=26494661] | |||
'''1886 год''' — Санкт-Петербургский металлический завод впервые в России начинает производство артиллерийских установок особой мощности для кораблей 1 ранга, что сделало его одним из важнейших оборонных предприятий страны. | |||
'''1899 год''' — «пустопорожняя» на тот момент территория нынешнего [[Судостроительная фирма «Алмаз»|«Морского завода Алмаз»]] приобретена «Обществом Финляндского легкого пароходства» (ОФЛП) — фактическим монополистом того времени по внутригородским пассажирским перевозкам на паровых катерах в [[Санкт-Петербург]]е.[https://www.korabel.ru/news/comments/ot_masterskih_do_sovremennoy_verfi.html] | |||
'''1900—1903 годы''' — на приобретённом ОФЛП участке организована техническая база, обеспечивавшая проживание персонала, бункеровку углём и зимний отстой судов компании. В этот период там были построены причальная стенка, угольные склады, шесть деревянных двухэтажных жилых домов и двухэтажное кирпичное административное здание.[https://www.korabel.ru/news/comments/ot_masterskih_do_sovremennoy_verfi.html] | |||
'''1907 год''' — на фоне экономического кризиса, вызванного Революцией 1905 года, фабрика Акционерного общества Паллизена прекратила производственную деятельность. | |||
'''1908 год''' — на базе ОФЛП для обеспечения потребностей в судоремонтных работах строятся продольный слип и рельсовые пути для перемещения поднятых из воды с его помощью судов. Впоследствии этот слип использовался до середины 1960-х. | |||
'''4 апреля 1911 года''' — морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II «Закон об императорском российском флоте» с «Объяснительной запиской» к нему и «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 гг.» Документы, помимо прочего, предусматривали строительство 36 эсминцев только на Балтике.[http://militera.lib.ru/articles/1/abc/sh_33080.html] | '''4 апреля 1911 года''' — морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II «Закон об императорском российском флоте» с «Объяснительной запиской» к нему и «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 гг.» Документы, помимо прочего, предусматривали строительство 36 эсминцев только на Балтике.[http://militera.lib.ru/articles/1/abc/sh_33080.html] | ||
'''12 октября 1911 года''' | '''16 (29) июня 1911 год''' — на территории базы компании основана '''Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства''' (непосредственный предшественник [[Судостроительная фирма «Алмаз»|МЗ Алмаз]]). Мастерские же ОФЛП в том же году построили два служебных деревянных моторных катера «Чайка» и «Базис».[https://www.korabel.ru/news/comments/ot_masterskih_do_sovremennoy_verfi.html] | ||
'''12 октября 1911 года''' — «Компания Cанкт-Петербургского Металлического завода» для постройки собственной судостроительной верфи под ожидавшиеся оборонные заказы выкупила земельный участок на берегу Невы выше Санкт-Петербурга в районе деревни Усть-Ижора, включая корпуса бывшей писчебумажной фабрики акционерного общества Паллизена.[http://lmz-150.ru/?option=com_content&task=view&id=12&Itemid=35] | |||
=== Российская Империя === | === Российская Империя === | ||
'''Июль 1912 года''' | '''Июль 1912 года''' — заложена «Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода» (ныне — Средне-Невский судостроительный завод). | ||
'''29 декабря 1912 года''' | '''29 декабря 1912 года''' — Компания Санкт-Петербургского Металлического завода Морское Министерство по итогам открытого конкурса, где она заняла второе из 11 мест, получила крупный контракт на постройку по проектам предприятия восьми эскадренных миноносцев -«Новиков» для Балтийского флота, впоследствии известных как тип «Орфей», а также на изготовление двух аналогичных эсминцев «Пылкий» и «Быстрый» для Черноморского флота. | ||
'''1913 год''' | '''1913 год''' — в посёлке при Усть-Ижорской верфи заводом построена школа для детей рабочих. В том же году мастерские ОФЛП сменили название на '''Верфь Общества финляндского лёгкого пароходства'''. | ||
'''Ноябрь 1913 года''' | '''Ноябрь 1913 года''' — Усть-Ижорская верфь начала строительство первых корпусов эскадренных миноносцев по заказу Морского министерства. | ||
'''Конец 1913 года''' | '''Конец 1913 года''' — завершено строительство Усть- Ижорской верфи. Помимо прочего, на берегу Невы построены четыре стапеля длиной 120 и шириной 15 метров. Численность персонала верфи составила полутора тысяч человек. | ||
''' | '''Конец 1914 года(?)''' — «Верфь Общества финляндского лёгкого пароходства» получает военный заказ на 60 первых в мире мотопонтонов. | ||
' | [[Файл:Pobeditel'.jpg|thumb|150px|right|Эсминец «Победитель», 1915—1917]] | ||
''' | '''1915 год''' — введены в строй первые два эсминца, построенные на Усть-Ижорской верфи: «Победитель» и «Забияка». | ||
'''18 октября 1917 года''' | '''1916 год''' — введены в строй оставшиеся шесть эсминцев первого заказа, построенные на Усть-Ижорской верфи: «Орфей», «Гром», «Летун», «Десна», «Азард», «Самсон». | ||
'''Февраль — март 1917 года''' — Февральская революция, власть в стране взяли либералы полностью развалившие сначала её систему государственной власти, а вскоре и всю экономику. | |||
'''18 октября 1917 года''' — начало массовых увольнений рабочих Усть-Ижорской верфи. | |||
=== Советская Россия === | === Советская Россия === | ||
'''Ноябрь | '''Ноябрь 1917—1920 год''' — Усть-Ижорская верфь закрыта и законсервирована. | ||
''' | '''23 января 1918 года''' — вышел декрет Совета народных коммисаров «О национализации торгового флота», предусматривавший, в том числе и национализацию Судостроительной верфи Общества Финляндского легкого пароходства. Скорее всего, после этого она некоторое время называлась просто '''Верфь бывшего Общества Финляндского Легкого Пароходства'''(?). В том же году национализирована и законсервироаванная Усть-Ижорская верфь. | ||
''' | '''3 марта 1919 года''' — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства передана в ведение Секции по металлу совнархоза Северного района.[http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=236&sid=799603] В результате она, скорее всего, стала называться '''Верфь Секции по металлу совнархоза Северного района'''(?). | ||
''' | '''1919 год''' — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства фактически временно закрыта.[http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=236&sid=799603] | ||
''' | '''1920 год''' — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства передана в ведение Северо-Западного речного пароходства и стала '''Верфью Северо-Западного речного пароходства'''.[http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=236&sid=799603] | ||
''' | '''Июнь 1920—1927 годы''' — Усть-Ижорская верфь перебивается случайными заказами, занимаясь ремонтом пароходов и железнодорожных вагонов, постройкой шлюпок и изготовлением металлоконструкций для строительства Волховской ГЭС. | ||
''' | '''Декабрь 1921 года''' — предприятие входит в состав Судотреста. | ||
''' | '''Конец 1924 года''' — начинается передача основной части оборудования и материалов верфи на другие судостроительные и судоремонтные заводы в Ленинграде. | ||
''' | '''1927 год''' — верфь повторно закрыта и законсервирована. | ||
''' | ''1923 год''' — бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства переименована в '''Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства'''. | ||
''' | '''1928 год''' — после передачи Северо-Западному речному пароходству бывшей Усть-Ижорской верфи (ныне [[Средне-Невский судостроительный завод]]), было принято решение о закрытии Верфи имени товарища Дзержинского (ныне [[Судостроительная фирма «Алмаз»]]) в [[Ленинград]]е, всё оборудование и персонал которой переводились на территорию бывшей Усть-Ижорской верфи. В связи с этим бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства может считаться предшественницей сразу двух заводов: СФ «Алмаз» и СНСЗ. С возобновлением судостроения начинается реконструкция предприятия, включающие ремонт жилых и служебных зданий, а также монтаж оборудования цехов, силовой станции, технических сооружений. | ||
''' | '''1930-1931 годы''' — предприятие получило новое название '''Усть-Ижорская опытно-показательная верфь'''<ref>Данные с официального сайта компании. По другим данным «Усть-Ижорская опытно-показательная электроверфь».</ref>. Тогда же на заводе с целью внедрения электросварки при ремонте корпусов металлических судов организована лаборатория электросварки под руководством академика В. П. Вологдина. | ||
''' | '''1934 год''' — при строительстве пассажирского судна «Белорыбица» заводом впервые в России применена электросварка. К этому моменту верфь стала крупнейшей судоремонтной базой северо-запада страны и приступила к ограниченному строительству новых судов — буксиров, землесосов и грузовых шаланд для реки Свирь. | ||
''' | '''1935-1938 годы''' — на заводе начинается обновление станочного парка. | ||
''' | '''1937(?) год''' — предприятие переименовано в '''Завод № 363'''. | ||
[[Файл:T-206-Verp.jpg|thumb|150px|right|Тральщик Т-206 «Верп», построенный на заводе, фото до 1941]] | |||
''' | '''1937-1940(?) годы''' — на предприятии построено 10 тральщиков проекта 53У «Трал». Это были первые тральщики, построенные заводом. В дальнейшем тральщики стали основной его специализацией. | ||
''' | '''1941 — 1946 годы''' — на заводе строятся и спущены на воду, по всей видимости с перерывом на конец 1941—1942 годы ещё два тральщика (с 1949 года базовых тральщика) проекта 53У «Трал». Тральщики были достроены на [[Охтенское адмиралтейство|заводе 370]] в [[Ленинград]]е и вошли в строй в 1946 году. | ||
''' | '''1939(?) — 1941 годы''' — предприятием начато строительство и произведён спуск на воду по меньшей мере 7 турбинных тральщиков проекта 59, в это время так и не вступивших в строй. Один из них после войны был достроен по проекту 73К на самом заводе, а остальные — на [[Охтенское адмиралтейство|заводе 370]] в [[Ленинград]]е | ||
''' | '''Август — сентябрь 1941 года''' — в связи с угрозой захвата противником завод подготовлен к уничтожению. | ||
''' | '''Октябрь 1941 — январь 1942 годов''' — основная часть завода временно эвакуирована в Ленинград на территорию ранее полностью эвакуированного завода навигационных приборов. Основная территория завода со 150 оставшимися сотрудниками при этом стала филиалом предприятия. | ||
''' | '''1941 — 1944 годы''' — в условиях блокады Ленинграда завод продолжает работу на обеих площадках, хотя его основная территория находилась всего в 5 км от линии фронта. В это время он производил снаряды и бомбы, достраивал тральщики проекта 53У, строил плашкоуты и самоходные тендеры для Дороги жизни, малые тральщики водоизмещением 100 т и ремонтировал навигационные приборы и боевые корабли. | ||
''' | '''Январь 1943 года''' — в связи с прорывом блокады Ленинграда обстрелы артиллерией основной территории завода резко снижаются и интенсифицируются работы по его восстановлению. | ||
''' | '''Январь 1944 года''' — фронт отодвинут от предприяьия на значительное расстояние, что позволило начать полноценное восстановление его работы. | ||
''' | '''1947 год''' — на предприятии по проекту 73К достроен один из спущенных на воду ещё до войны тральщиков проекта 59. | ||
''' | '''1947 — 1952 годы''' — на заводе построено 33 морских тральщика проекта 254. В связи с этим впервые в стране освоено применение автоматической сварки и крупносерийное строительство кораблей поточным блочно-позиционным методом. В результате, тральщики этого проекта строились в исключительно короткие сроки (от закладки до сдачи — 7-9 месяцев). Впоследствии за внедрение новой технологии директора и главного строителя завода удостоили Государственной премии. | ||
''' | '''1949 — (1956—1958?) годы''' — на заводе на базе морских тральщиков различных модификаций проекта 254 построена серия из семи опытовых судов проекта 254ЛК. | ||
''' | '''1950-е годы''' — завод впервые в стране освоил выпуск судов с надстройками из алюминиево-магниевых сплавов. | ||
[[Файл:Albanian Minesweeper M-111.JPG|thumb|150px|right|Построенный на заводе тральщик проекта 254К, [[Албания]], 2007]] | |||
''' | '''1951 — 1955 годы''' — на заводе построен 41 морской тральщик проекта 254К. | ||
''' | '''1954 — 1958 годы''' — на заводе построены 43 морских тральщика близких проектов 254М, 254А и 254МА, где буква «А» обозначала соответствие проекта требованиям противоатомной защиты. При этом два из построенных по проекту 254МА тральщиков были сразу переданы пограничникам в качестве пограничных сторожевых кораблей. | ||
''' | '''1954 — 1959 годы''' — предприятием производятся катера-тральщики проекта Т361.[http://russianships.info/boevye/t361.htm] | ||
''' | '''1955 год''' — введён в строй корабль воздушного наблюдения проекта 254В, изначально заложенный на заводе как тральщик проекта 254К. | ||
''' | '''1955 — 1958 годы''' — на заводе построен морской тральщик проекта 264. | ||
[[Файл:Владивосток ДЕНЬ ВМФ 1982 г Тральщик.jpg|thumb|150px|right|Построенный на заводе тральщик проекта 264А, Владивосток, День ВМФ, 1982]] | |||
''' | '''1957 — 1962 годы''' — на заводе построены 23 морских тральщика проекта 264А. При этом значительная часть из них проходила впоследствии службу в качестве пограничных сторожевых кораблей. | ||
[[Файл:Shershen class torpedo boat underway 1971.JPG|thumb|150px|left|Торпедный катер проекта 206, 1971]] | |||
''' | '''1960 — (1966?) годы''' — предприятием построены 5 больших торпедных катеров на подводных крыльях проекта 206 «Шторм». | ||
''' | '''1960 — 1969 годы''' — на заводе построены 25 морских тральщиков проекта 266 «Аквамарин». Для их постройки завод впервые в мире освоил технологию производства судов из маломагнитной стали. | ||
''' | '''1964 — 1969 годы''' — на заводе построены 3 базовых тральщика проекта 1252 «Изумруд». При этом в 1966 году заводом впервые в мире был построен крупный тральщик из стеклопластика БТ-77. Тральщики этого типа также стали первыми в СССР стеклопластиковыми тральщиками. | ||
''' | '''1966 год''' — '''предприятие переименовано в Средне-Невский судостроительный завод'''. | ||
''' | '''1967 год''' — на территории завода установлен памятник с мемориальной доской, на которой были выбиты имена заводчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.[http://www.citywalls.ru/house27332.html] | ||
'''1983-1991 годы''' - на заводе построена серия из восьми больших ракетных катеров проекта 12411 и заложены ещё три аналогичных катера. Катера этого типа по сравнению с проектом 12411Т получили противокорабельные ракеты следующего поколения. | '''1968(?) — 1969 годы''' — по всей видимости, именно на этом заводе были построены на экспорт 4 морских тральщика проекта 266Э, впоследствии переданные флоту [[Египет|Египта]]. | ||
[[Файл:Caspian boat 207.jpg|thumb|150px|right|Построенный на заводе тральщик РТ-71 проекта 1258, 2012]] | |||
'''1969 — 1984 годы''' — на заводе построен 51 рейдовый тральщик проекта 1258 «Корунд». | |||
'''1970(?) — 1978 годы''' — на заводе построены 26 морских тральщиков проекта 266М «Аквамарин-М». | |||
[[Файл:BTK pr.206M2.jpg|thumb|150px|left|Торпедный катер проекта 206М, 1984]] | |||
'''1973(1972?) — 1975 годы''' — предприятием построены 4 больших торпедных катера на подводных крыльях проекта 206М «Шторм-М». | |||
'''1973(?) — 1976 годы''' — на заводе построено 7 речных (с 1992 года — рейдовых) тральщиков проекта 1259 «Малахит».[http://russianships.info/boevye/1259.htm] | |||
'''1973(?)<ref>Первый катер проекта 205Т был введён в строй в январе 1974 года.</ref> — 1977 годы''' — предприятием строятся 8 больших торпедных катеров — по 4 единицы проектов 205Т и 205ЭТ, большинство из которых были отправлены на экспорт.[http://russianships.info/katera/205t.htm] | |||
'''1974 год''' — на заводе построены 2 базовых тральщика проекта 1256 «Топаз».[http://russianships.info/boevye/1256.htm] | |||
'''1975 — 1985 годы''' — на заводе на экспорт построено 40 рейдовых тральщиков проекта 1258Э «Корунд-Э». | |||
'''1977 — 1980 годы''' — на заводе построен поисково-обследовательский корабль «Стрелок» проекта 02666, близкий по конструкции к тральщикам семейства модификаций проекта 266. | |||
[[Файл:Caspian MRK 702.jpg|thumb|150px|right|Ракетный катер проекта 206МР, 2012]] | |||
'''1977(1976?) — 1983 годы''' — предприятием построены 12 ракетных катеров на подводных крыльях проекта 206МР «Вихрь». | |||
'''1979(?) — октябрь 1991 года''' — на заводе построены 6 речных (с 1992 года — рейдовых) тральщиков проекта 1300 «Челнок», фактически — радиоуправляемых (роботизированных) прорывателей минных заграждений. | |||
'''Конец 1970-х(?) — 1991 годы''' — на заводе построены 25(?) морских тральщиков проекта 266МЭ, активно поставлявшихся на экспорт, один из которых в 1981 году был достроен по проекту 266МЭС. Ещё 5(?) аналогичных кораблей были заложены в это время. | |||
'''1981-1986 годы''' — на заводе построена серия из пяти больших ракетных катеров проекта 12411Т. Катера этого типа по сравнению с предыдущим массовым проектом 205 получили значительно усиленное артиллерийское вооружение. | |||
'''1981-1985 годы''' — на заводе построен единственный в своём роде большой ракетный катер проекта 12417, который, однако, фактически строился как второй в одновременно производившейся серии катеров проекта 12411Т, от которых он отличался усиленным противовоздушным вооружением. | |||
[[Файл:Zarechny (parade).jpg|thumb|150px|right|Ракетный катер проекта 12411, 2011]] | |||
'''1983-1991 годы''' — на заводе построена серия из восьми больших ракетных катеров проекта 12411 и заложены ещё три аналогичных катера. Катера этого типа по сравнению с проектом 12411Т получили противокорабельные ракеты следующего поколения. | |||
[[Файл:Order of the Patriotic War (1st class).svg|35px|left]] | [[Файл:Order of the Patriotic War (1st class).svg|35px|left]] | ||
'''4 мая 1985 года''' | '''4 мая 1985 года''' — Указом Президиума Верховного Совета СССР за самоотверженный труд во время Великой Отечественной войны и поставку военной техники фронту завод награжден орденом Отечественной войны 1 степени. | ||
[[Файл:Zheleznyakov1989.jpg|thumb|150px|left|Тральщик «Железняков», 1989]] | |||
''' | '''1985 — 1991 годы''' — на заводе построен морской тральщик «Железняков» проекта 12660 «Рубин». Ещё 2 аналогичных корабля были заложены в это время.[http://russianships.info/boevye/12660.htm] | ||
[[Файл:RT-57 in Kronstadt 2014-06-09.jpg|thumb|150px|right|Построенный на заводе тральщик РТ-57 проекта 10750, 2014]] | |||
''' | '''1986 — 1991 годы''' — на заводе построены 4 рейдовых тральщика проекта 10750 «Сапфир». Ещё 11(?) аналогичных кораблей были заложены в это время.[http://russianships.info/boevye/10750.htm] | ||
'''1989 — 1991 годы''' — на заводе построен 1 базовый (с 1992 года — рейдовый) тральщик-водитель БТ-343 проекта 12255 «Лазурит», предназначенный специально для дистанционного управления роботизированными тральщиками проекта 1300. Ещё 2 аналогичных катера были заложены в это время, но впоследствии не достроены.[http://russianships.info/boevye/12255.htm] | |||
=== Российская Федерация === | === Российская Федерация === | ||
'''1991—1996 годы''' — на заводе достроены 5 из заложенных ранее рейдовых тральщиков проекта 10750.[http://russianships.info/boevye/10750.htm] | |||
'''1991—2000 годы''' — на заводе достроены достроен один из двух заложенных ранее морских тоальщиков проекта 12660 «Рубин», а также два из трёх заложенных ранее больших ракетных катеров проекта 12411. | |||
'''Конец 1990-х(?) — 2001 годы''' — на заводе с помощью добровольных пожертвований достроен «Валентин Пикуль» — один 5(?) заложенных ранее морских тральщиков проекта 266МЭ. По другим данным он был заложен (перезаложен?) в 1993 году. | |||
'''2003 год — настоящее время (2021)''' — предприятие производит многоярусные композитные надстройки для корветов проекта 20380 и его модификаций. | |||
'''Середина 2000-х(?) — 2008 годы''' — на заводе по проекту 02668 достроен «Вице-адмирал Захарьин» — один заложенных до 1991 года морских тральщиков проекта 266МЭ. | |||
'''2008 год''' — на заводе построен многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Атаман» (с 2010 года «Полковник Чернышев»). Тогда же введена в строй несамоходная плавучая заправочная станция с символикой «Лукойл» проекта 2000 для заправки маломерных речных судов. | |||
'''20 ноября 2008 года''' — в связи с акционированием название предприятия изменилось с ФГУП «Средне-Невский судостроительный завод» на '''Открытое акционерное общество «Средне-Невский судостроительный завод»'''.[http://snsz.ru/?p=3452] | |||
'''2009—2011 годы''' — на заводе для военно-морского флота [[Туркменистан]]а построены два больших ракетных катера проекта 12418, отличающиеся использованием более актуальных на Каспийском море небольших противокорабельных ракет. | |||
''' | '''2009(?)-2014(?) годы''' — завод принял участие в строительстве во [[Вьетнам]]е серии патрульных катеров проекта TT-400TR на базе вьетнамской национальной судостроительной компании «Хонг ха шипбилдинг». | ||
[[Файл:Тральщик "Александр Обухов".jpg|thumb|150px|right|Тральщик «Александр Обухов» проекта 12700 «Александрит», 2016]] | |||
''' | '''2011 год''' — предприятие первым из российских судостроительных заводов отработало и внедрило технологию вакуумной инфузии для производства композитных конструкций. | ||
''' | '''2011 год — настоящее время (2023 год)''' — на заводе строятся серией не менее 10 единиц корабли противоминной обороны проекта 12700 «Александрит». | ||
''' | '''Август 2011 года''' — заводом установлен мировой технологический рекорд — сформирован полностью монолитный корпус корабля из стеклопластика длиной 62 м для тральщика проекта 12700. | ||
''' | '''2012—2022 годы''' — завод выполнил финальную сборку сверхпроводниковой полоидальной катушки ''PF-1'' — одной из важных частей международного экспериментального термоядерного реактора (''ITER''), который строится с 2007 года во [[Франция|Франции]] при участии России[http://3dnews.ru/1063257/v-rossii-zaversheno-izgotovlenie-pervoy-sverhprovodyashchey-katushki-poloidalnogo-polya-dlya-termoyadernogo-reaktora-iter]. | ||
''' | '''2013—2015 годы''' — на заводе для ООО «П.ТрансКо» в интересах ПАО «Северсталь» построена серия из 6 буксиров-толкачей проекта 81.[http://snsz.ru/?p=770][http://snsz.ru/?p=3291] | ||
''' | '''2014—2015 годы''' — предприятием по заказу Пограничной службы построен головной многоцелевой катер проекта Р1650 «Рондо». | ||
[[ | '''2014—2016 годы''' — на заводе для [[Казахстан]]а построен рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э.[http://russianships.info/boevye/10750.htm] | ||
''' | '''2013 год''' — предприятием впервые в России освоено производство корпусов судов из углепластика. | ||
''' | '''2013 — 2017 годы''' — предприятием построен пассажирский катамаран «Грифон» проекта 23290 — первое в стране судно из углепластика. | ||
''' | '''11 января 2016 года''' — название предприятия изменилось на '''Акционерное общество «Средне-Невский судостроительный завод»'''.[http://snsz.ru/?p=3452] | ||
''' | '''2016 — 2018 годы''' — предприятием по заказу Пограничной службы построены ещё 2 многоцелевых катера проекта Р1650 «Рондо».[http://snsz.ru/?p=4375][http://snsz.ru/?p=5683] В это же время в рамках комплексной модернизации завода было полностью перестроено его спусковое устройство — поперечный слип, который не менялся с 1950-х годов. Старый слип со шпально-балластным основанием был заменён на бетонный со свайным основанием и усилением грунтов, что позволило увеличить спусковой вес с 650 до 2700 тонн. Стоимость проекта оценивалась в более, чем 2 млрд рублей. | ||
''' | '''2017 год''' — на заводе введена в строй вторая очередь цеха стеклопластикового судостроения — фактически новый производственный цех.[http://snsz.ru/?p=4786] | ||
''' | '''2018 — 2022 годы''' — предприятием выпущено в общей сложности 400 комплектов защитных стеклопластиковых кожухов для гондол и ступиц мощных ветроэнергетических установок.[https://snsz.ru//Press-centr/Novosti/SNSZ-izgotovil-komplektuyushie-dlya-vetroenergeticheskih-ustanovok] | ||
''' | '''2019 — 2022 годы''' — на заводе построено научно-исследовательское судно «Пионер-М» проекта 25700. Судно станет первым в стране в своём размере плавсредством для отработки безэкипажного судовождения и в значительной степени спроектировано как демонстратор новых технологий.[http://snsz.ru/?p=6353][http://news.myseldon.com/ru/news/index/239077629][https://snsz.ru//Press-centr/Novosti/SNSZ-zavershil-stroitelstvo-NIS-Pioner-M] | ||
''' | '''2020 год — настоящее время (2022 год)''' — на заводе для эксплуатации на маршруте [[Красноярск]] — [[Дудинка]] — Красноярск строятся два пассажирских судна класса «река-море» проекта А45-90.2.[http://snsz.ru//Press-centr/Novosti/Na-SNSZ-zalojili-golovnoe-passajirskoe-sudno-proekta-A45-902-Andrey-Dubenskiy] | ||
''' | '''2022 год — настоящее время (2023 год)''' — предприятием строятся 4 пассажирских катамарана проекта 04580 «Котлин». | ||
''' | '''2022 год — настоящее время (2022 год)''' — на заводе строится высокоскоростной катер специального назначения «Петергоф».[http://www.sdelanounas.ru/blogs/146743/] | ||
''' | '''2023 год — настоящее время (2023 год)''' — предприятием строится серия из 4 пассажирских катамаранов проекта 04710 «Соммерс». | ||
[[Файл:ITER-img 0237 detoure.jpg|thumb|150px|left|Международный экспериментальный термоядерный реактор]] | [[Файл:ITER-img 0237 detoure.jpg|thumb|150px|left|Международный экспериментальный термоядерный реактор]] | ||
Строка 192: | Строка 272: | ||
== Знаменитые корабли и установки, построенные на предприятии == | == Знаменитые корабли и установки, построенные на предприятии == | ||
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, а также выполняются другие работы, среди которых есть получившие достаточно широкую известность. В частности, можно отметить: | На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, а также выполняются другие работы, среди которых есть получившие достаточно широкую известность. В частности, можно отметить: | ||
* '''Международный экспериментальный термоядерный реактор (''ITER'')''' (участие в строительстве с 2012 года) — строится с 2007 года во Франции, | * '''Международный экспериментальный термоядерный реактор (''ITER'')''' (участие в строительстве с 2012 года) — строится с 2007 года во [[Франция|Франции]] при участии России, а оборудование для его сборки разрабатывается и поставляется многими предприятиями по всему миру. Завод выполнил финальную сборку сверхпроводниковой полоидальной катушки ''PF-1'', являющейся одним из важных компонентов реактора. | ||
* '''Ракетный катер Р-50 | * '''Ракетный катер Р-50 «Карачаево-Черкесия» проекта 206МР «Вихрь», он же корабль-музей «Покровский сторожевой»''' (построен в 1978 году) — ракетный катер на подводных крыльях прослужил в Балтийском флоте до 2004 года, после чего был переведён на Каспий, где получил собственное имя «Карачаево-Черкесия». Списан в 2014 году. В 2015 году при поддержке мецената установлен в г. [[Энгельс (город)|Энгельс]] (через Волгу от [[Саратов]]а, прежнее название — Покровск) в качестве корабля-музея «Покровский сторожевой». | ||
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 208: | Строка 288: | ||
{{Предприятия}} | {{Предприятия}} | ||
[[Категория:Российское судостроение]] | [[Категория:Российское судостроение]] | ||
[[Категория:Предприятия России]] | |||
[[Категория:Предприятия Санкт-Петербурга]] | [[Категория:Предприятия Санкт-Петербурга]] | ||
[[Категория:Санкт-Петербург]] | [[Категория:Санкт-Петербург]] |
Текущая версия от 11:43, 24 октября 2024
Акционерное общество «Средне-Невский судостроительный завод» (официальное сокращённое наименование АО «СНСЗ») — судостроительное предприятие в посёлке Понтонный г. Санкт-Петербурга, работающее в области малого и среднего судостроения. Создана на современной площадке в 1912 году как «Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода». Предприятие является одним из мировых лидеров в композитном судостроении и безусловным лидером этого направления в России.
Входит в состав государственного холдинга Объединённая судостроительная корпорация.
На 2021 год завод производит композитные и металлические противоминные, патрульные корабли, ракетные катера (корветы), рабочие и пассажирские суда следующих измерений: длина до 100 метров, ширина до 16 метров, осадка до 4,5 метров, спусковой вес до 2700 тонн.[1]
История наименований предприятия:
- 1911 год — создана Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства (непосредственный предшественник МЗ Алмаз) и один из предшественников СНСЗ.
- 1912 год — основана Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода — непосредственный предшественник СНСЗ.
- 1913 год — мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства переименована в Верфь Общества Финляндского Легкаго Пароходства.
- 1918 — оба предприятия национализированы, Усть-Ижорская верфь утратила отсылки в названии к Металлическому заводу (в 1917—1920 и 1927—1928 годах законсервирована), а верфь ОФЛП, по всей видимости, сменила название на Верфь бывшего Общества Финляндского Легкого Пароходства(?).
- 1919 год — бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства, по-видимому, стала называться Верфь Секции по металлу совнархоза Северного района(?).[2]
- 1920 год — верфь Секции по металлу совнархоза Северного района передана в ведение Северо-Западного речного пароходства была переподчинена и стала Верфью Северо-Западного речного пароходства.[3]
- 1923 год — бывшая верфь Северо-Западного пароходства переименована в Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства.
- 1929 год — Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства с оборудованием и персоналом переведена на площадку бывшей Усть-Ижорской верфи.
- 1931(1930?) год — Усть-Ижорская опытно-показательная верфь[1]
- 1937 год — Завод № 363
- 1966 год — Средне-Невский судостроительный завод
История предприятия
Предыстория создания завода
1857 год — основана частная акционерная «Компания Cанкт-Петербургского Металлического завода», изначально ориентированная в основном на выпуск отопительных приборов, металлоконструкций и проволоки.
1877(?) год — взявший русское имя бывший генеральный консул Дании в России Иван Оттонович Паллизен основывал писчебумажную фабрику, производственные подразделения которой были размещены у деревни Усть-Ижора под Санкт-Петербургом.[4]
1886 год — Санкт-Петербургский металлический завод впервые в России начинает производство артиллерийских установок особой мощности для кораблей 1 ранга, что сделало его одним из важнейших оборонных предприятий страны.
1899 год — «пустопорожняя» на тот момент территория нынешнего «Морского завода Алмаз» приобретена «Обществом Финляндского легкого пароходства» (ОФЛП) — фактическим монополистом того времени по внутригородским пассажирским перевозкам на паровых катерах в Санкт-Петербурге.[5]
1900—1903 годы — на приобретённом ОФЛП участке организована техническая база, обеспечивавшая проживание персонала, бункеровку углём и зимний отстой судов компании. В этот период там были построены причальная стенка, угольные склады, шесть деревянных двухэтажных жилых домов и двухэтажное кирпичное административное здание.[6]
1907 год — на фоне экономического кризиса, вызванного Революцией 1905 года, фабрика Акционерного общества Паллизена прекратила производственную деятельность.
1908 год — на базе ОФЛП для обеспечения потребностей в судоремонтных работах строятся продольный слип и рельсовые пути для перемещения поднятых из воды с его помощью судов. Впоследствии этот слип использовался до середины 1960-х.
4 апреля 1911 года — морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II «Закон об императорском российском флоте» с «Объяснительной запиской» к нему и «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 гг.» Документы, помимо прочего, предусматривали строительство 36 эсминцев только на Балтике.[7]
16 (29) июня 1911 год — на территории базы компании основана Дерево-обделочная мастерская Общества Финляндского Легкаго Пароходства (непосредственный предшественник МЗ Алмаз). Мастерские же ОФЛП в том же году построили два служебных деревянных моторных катера «Чайка» и «Базис».[8]
12 октября 1911 года — «Компания Cанкт-Петербургского Металлического завода» для постройки собственной судостроительной верфи под ожидавшиеся оборонные заказы выкупила земельный участок на берегу Невы выше Санкт-Петербурга в районе деревни Усть-Ижора, включая корпуса бывшей писчебумажной фабрики акционерного общества Паллизена.[9]
Российская Империя
Июль 1912 года — заложена «Усть-Ижорская верфь Компании Санкт-Петербургского Металлического завода» (ныне — Средне-Невский судостроительный завод).
29 декабря 1912 года — Компания Санкт-Петербургского Металлического завода Морское Министерство по итогам открытого конкурса, где она заняла второе из 11 мест, получила крупный контракт на постройку по проектам предприятия восьми эскадренных миноносцев -«Новиков» для Балтийского флота, впоследствии известных как тип «Орфей», а также на изготовление двух аналогичных эсминцев «Пылкий» и «Быстрый» для Черноморского флота.
1913 год — в посёлке при Усть-Ижорской верфи заводом построена школа для детей рабочих. В том же году мастерские ОФЛП сменили название на Верфь Общества финляндского лёгкого пароходства.
Ноябрь 1913 года — Усть-Ижорская верфь начала строительство первых корпусов эскадренных миноносцев по заказу Морского министерства.
Конец 1913 года — завершено строительство Усть- Ижорской верфи. Помимо прочего, на берегу Невы построены четыре стапеля длиной 120 и шириной 15 метров. Численность персонала верфи составила полутора тысяч человек.
Конец 1914 года(?) — «Верфь Общества финляндского лёгкого пароходства» получает военный заказ на 60 первых в мире мотопонтонов.
1915 год — введены в строй первые два эсминца, построенные на Усть-Ижорской верфи: «Победитель» и «Забияка».
1916 год — введены в строй оставшиеся шесть эсминцев первого заказа, построенные на Усть-Ижорской верфи: «Орфей», «Гром», «Летун», «Десна», «Азард», «Самсон».
Февраль — март 1917 года — Февральская революция, власть в стране взяли либералы полностью развалившие сначала её систему государственной власти, а вскоре и всю экономику.
18 октября 1917 года — начало массовых увольнений рабочих Усть-Ижорской верфи.
Советская Россия
Ноябрь 1917—1920 год — Усть-Ижорская верфь закрыта и законсервирована.
23 января 1918 года — вышел декрет Совета народных коммисаров «О национализации торгового флота», предусматривавший, в том числе и национализацию Судостроительной верфи Общества Финляндского легкого пароходства. Скорее всего, после этого она некоторое время называлась просто Верфь бывшего Общества Финляндского Легкого Пароходства(?). В том же году национализирована и законсервироаванная Усть-Ижорская верфь.
3 марта 1919 года — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства передана в ведение Секции по металлу совнархоза Северного района.[10] В результате она, скорее всего, стала называться Верфь Секции по металлу совнархоза Северного района(?).
1919 год — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства фактически временно закрыта.[11]
1920 год — национализированная верфь Общества Финляндского легкого пароходства передана в ведение Северо-Западного речного пароходства и стала Верфью Северо-Западного речного пароходства.[12]
Июнь 1920—1927 годы — Усть-Ижорская верфь перебивается случайными заказами, занимаясь ремонтом пароходов и железнодорожных вагонов, постройкой шлюпок и изготовлением металлоконструкций для строительства Волховской ГЭС.
Декабрь 1921 года — предприятие входит в состав Судотреста.
Конец 1924 года — начинается передача основной части оборудования и материалов верфи на другие судостроительные и судоремонтные заводы в Ленинграде.
1927 год — верфь повторно закрыта и законсервирована.
1923 год' — бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства переименована в Верфь имени товарища Дзержинского Северо-Западного речного пароходства.
1928 год — после передачи Северо-Западному речному пароходству бывшей Усть-Ижорской верфи (ныне Средне-Невский судостроительный завод), было принято решение о закрытии Верфи имени товарища Дзержинского (ныне Судостроительная фирма «Алмаз») в Ленинграде, всё оборудование и персонал которой переводились на территорию бывшей Усть-Ижорской верфи. В связи с этим бывшая верфь Общества Финляндского легкого пароходства может считаться предшественницей сразу двух заводов: СФ «Алмаз» и СНСЗ. С возобновлением судостроения начинается реконструкция предприятия, включающие ремонт жилых и служебных зданий, а также монтаж оборудования цехов, силовой станции, технических сооружений.
1930-1931 годы — предприятие получило новое название Усть-Ижорская опытно-показательная верфь[2]. Тогда же на заводе с целью внедрения электросварки при ремонте корпусов металлических судов организована лаборатория электросварки под руководством академика В. П. Вологдина.
1934 год — при строительстве пассажирского судна «Белорыбица» заводом впервые в России применена электросварка. К этому моменту верфь стала крупнейшей судоремонтной базой северо-запада страны и приступила к ограниченному строительству новых судов — буксиров, землесосов и грузовых шаланд для реки Свирь.
1935-1938 годы — на заводе начинается обновление станочного парка.
1937(?) год — предприятие переименовано в Завод № 363.
1937-1940(?) годы — на предприятии построено 10 тральщиков проекта 53У «Трал». Это были первые тральщики, построенные заводом. В дальнейшем тральщики стали основной его специализацией.
1941 — 1946 годы — на заводе строятся и спущены на воду, по всей видимости с перерывом на конец 1941—1942 годы ещё два тральщика (с 1949 года базовых тральщика) проекта 53У «Трал». Тральщики были достроены на заводе 370 в Ленинграде и вошли в строй в 1946 году.
1939(?) — 1941 годы — предприятием начато строительство и произведён спуск на воду по меньшей мере 7 турбинных тральщиков проекта 59, в это время так и не вступивших в строй. Один из них после войны был достроен по проекту 73К на самом заводе, а остальные — на заводе 370 в Ленинграде
Август — сентябрь 1941 года — в связи с угрозой захвата противником завод подготовлен к уничтожению.
Октябрь 1941 — январь 1942 годов — основная часть завода временно эвакуирована в Ленинград на территорию ранее полностью эвакуированного завода навигационных приборов. Основная территория завода со 150 оставшимися сотрудниками при этом стала филиалом предприятия.
1941 — 1944 годы — в условиях блокады Ленинграда завод продолжает работу на обеих площадках, хотя его основная территория находилась всего в 5 км от линии фронта. В это время он производил снаряды и бомбы, достраивал тральщики проекта 53У, строил плашкоуты и самоходные тендеры для Дороги жизни, малые тральщики водоизмещением 100 т и ремонтировал навигационные приборы и боевые корабли.
Январь 1943 года — в связи с прорывом блокады Ленинграда обстрелы артиллерией основной территории завода резко снижаются и интенсифицируются работы по его восстановлению.
Январь 1944 года — фронт отодвинут от предприяьия на значительное расстояние, что позволило начать полноценное восстановление его работы.
1947 год — на предприятии по проекту 73К достроен один из спущенных на воду ещё до войны тральщиков проекта 59.
1947 — 1952 годы — на заводе построено 33 морских тральщика проекта 254. В связи с этим впервые в стране освоено применение автоматической сварки и крупносерийное строительство кораблей поточным блочно-позиционным методом. В результате, тральщики этого проекта строились в исключительно короткие сроки (от закладки до сдачи — 7-9 месяцев). Впоследствии за внедрение новой технологии директора и главного строителя завода удостоили Государственной премии.
1949 — (1956—1958?) годы — на заводе на базе морских тральщиков различных модификаций проекта 254 построена серия из семи опытовых судов проекта 254ЛК.
1950-е годы — завод впервые в стране освоил выпуск судов с надстройками из алюминиево-магниевых сплавов.
1951 — 1955 годы — на заводе построен 41 морской тральщик проекта 254К.
1954 — 1958 годы — на заводе построены 43 морских тральщика близких проектов 254М, 254А и 254МА, где буква «А» обозначала соответствие проекта требованиям противоатомной защиты. При этом два из построенных по проекту 254МА тральщиков были сразу переданы пограничникам в качестве пограничных сторожевых кораблей.
1954 — 1959 годы — предприятием производятся катера-тральщики проекта Т361.[13]
1955 год — введён в строй корабль воздушного наблюдения проекта 254В, изначально заложенный на заводе как тральщик проекта 254К.
1955 — 1958 годы — на заводе построен морской тральщик проекта 264.
1957 — 1962 годы — на заводе построены 23 морских тральщика проекта 264А. При этом значительная часть из них проходила впоследствии службу в качестве пограничных сторожевых кораблей.
1960 — (1966?) годы — предприятием построены 5 больших торпедных катеров на подводных крыльях проекта 206 «Шторм».
1960 — 1969 годы — на заводе построены 25 морских тральщиков проекта 266 «Аквамарин». Для их постройки завод впервые в мире освоил технологию производства судов из маломагнитной стали.
1964 — 1969 годы — на заводе построены 3 базовых тральщика проекта 1252 «Изумруд». При этом в 1966 году заводом впервые в мире был построен крупный тральщик из стеклопластика БТ-77. Тральщики этого типа также стали первыми в СССР стеклопластиковыми тральщиками.
1966 год — предприятие переименовано в Средне-Невский судостроительный завод.
1967 год — на территории завода установлен памятник с мемориальной доской, на которой были выбиты имена заводчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.[14]
1968(?) — 1969 годы — по всей видимости, именно на этом заводе были построены на экспорт 4 морских тральщика проекта 266Э, впоследствии переданные флоту Египта.
1969 — 1984 годы — на заводе построен 51 рейдовый тральщик проекта 1258 «Корунд».
1970(?) — 1978 годы — на заводе построены 26 морских тральщиков проекта 266М «Аквамарин-М».
1973(1972?) — 1975 годы — предприятием построены 4 больших торпедных катера на подводных крыльях проекта 206М «Шторм-М».
1973(?) — 1976 годы — на заводе построено 7 речных (с 1992 года — рейдовых) тральщиков проекта 1259 «Малахит».[15]
1973(?)[3] — 1977 годы — предприятием строятся 8 больших торпедных катеров — по 4 единицы проектов 205Т и 205ЭТ, большинство из которых были отправлены на экспорт.[16]
1974 год — на заводе построены 2 базовых тральщика проекта 1256 «Топаз».[17]
1975 — 1985 годы — на заводе на экспорт построено 40 рейдовых тральщиков проекта 1258Э «Корунд-Э».
1977 — 1980 годы — на заводе построен поисково-обследовательский корабль «Стрелок» проекта 02666, близкий по конструкции к тральщикам семейства модификаций проекта 266.
1977(1976?) — 1983 годы — предприятием построены 12 ракетных катеров на подводных крыльях проекта 206МР «Вихрь».
1979(?) — октябрь 1991 года — на заводе построены 6 речных (с 1992 года — рейдовых) тральщиков проекта 1300 «Челнок», фактически — радиоуправляемых (роботизированных) прорывателей минных заграждений.
Конец 1970-х(?) — 1991 годы — на заводе построены 25(?) морских тральщиков проекта 266МЭ, активно поставлявшихся на экспорт, один из которых в 1981 году был достроен по проекту 266МЭС. Ещё 5(?) аналогичных кораблей были заложены в это время.
1981-1986 годы — на заводе построена серия из пяти больших ракетных катеров проекта 12411Т. Катера этого типа по сравнению с предыдущим массовым проектом 205 получили значительно усиленное артиллерийское вооружение.
1981-1985 годы — на заводе построен единственный в своём роде большой ракетный катер проекта 12417, который, однако, фактически строился как второй в одновременно производившейся серии катеров проекта 12411Т, от которых он отличался усиленным противовоздушным вооружением.
1983-1991 годы — на заводе построена серия из восьми больших ракетных катеров проекта 12411 и заложены ещё три аналогичных катера. Катера этого типа по сравнению с проектом 12411Т получили противокорабельные ракеты следующего поколения.
4 мая 1985 года — Указом Президиума Верховного Совета СССР за самоотверженный труд во время Великой Отечественной войны и поставку военной техники фронту завод награжден орденом Отечественной войны 1 степени.
1985 — 1991 годы — на заводе построен морской тральщик «Железняков» проекта 12660 «Рубин». Ещё 2 аналогичных корабля были заложены в это время.[18]
1986 — 1991 годы — на заводе построены 4 рейдовых тральщика проекта 10750 «Сапфир». Ещё 11(?) аналогичных кораблей были заложены в это время.[19]
1989 — 1991 годы — на заводе построен 1 базовый (с 1992 года — рейдовый) тральщик-водитель БТ-343 проекта 12255 «Лазурит», предназначенный специально для дистанционного управления роботизированными тральщиками проекта 1300. Ещё 2 аналогичных катера были заложены в это время, но впоследствии не достроены.[20]
Российская Федерация
1991—1996 годы — на заводе достроены 5 из заложенных ранее рейдовых тральщиков проекта 10750.[21]
1991—2000 годы — на заводе достроены достроен один из двух заложенных ранее морских тоальщиков проекта 12660 «Рубин», а также два из трёх заложенных ранее больших ракетных катеров проекта 12411.
Конец 1990-х(?) — 2001 годы — на заводе с помощью добровольных пожертвований достроен «Валентин Пикуль» — один 5(?) заложенных ранее морских тральщиков проекта 266МЭ. По другим данным он был заложен (перезаложен?) в 1993 году.
2003 год — настоящее время (2021) — предприятие производит многоярусные композитные надстройки для корветов проекта 20380 и его модификаций.
Середина 2000-х(?) — 2008 годы — на заводе по проекту 02668 достроен «Вице-адмирал Захарьин» — один заложенных до 1991 года морских тральщиков проекта 266МЭ.
2008 год — на заводе построен многоцелевой пожарно-спасательный корабль «Атаман» (с 2010 года «Полковник Чернышев»). Тогда же введена в строй несамоходная плавучая заправочная станция с символикой «Лукойл» проекта 2000 для заправки маломерных речных судов.
20 ноября 2008 года — в связи с акционированием название предприятия изменилось с ФГУП «Средне-Невский судостроительный завод» на Открытое акционерное общество «Средне-Невский судостроительный завод».[22]
2009—2011 годы — на заводе для военно-морского флота Туркменистана построены два больших ракетных катера проекта 12418, отличающиеся использованием более актуальных на Каспийском море небольших противокорабельных ракет.
2009(?)-2014(?) годы — завод принял участие в строительстве во Вьетнаме серии патрульных катеров проекта TT-400TR на базе вьетнамской национальной судостроительной компании «Хонг ха шипбилдинг».
2011 год — предприятие первым из российских судостроительных заводов отработало и внедрило технологию вакуумной инфузии для производства композитных конструкций.
2011 год — настоящее время (2023 год) — на заводе строятся серией не менее 10 единиц корабли противоминной обороны проекта 12700 «Александрит».
Август 2011 года — заводом установлен мировой технологический рекорд — сформирован полностью монолитный корпус корабля из стеклопластика длиной 62 м для тральщика проекта 12700.
2012—2022 годы — завод выполнил финальную сборку сверхпроводниковой полоидальной катушки PF-1 — одной из важных частей международного экспериментального термоядерного реактора (ITER), который строится с 2007 года во Франции при участии России[23].
2013—2015 годы — на заводе для ООО «П.ТрансКо» в интересах ПАО «Северсталь» построена серия из 6 буксиров-толкачей проекта 81.[24][25]
2014—2015 годы — предприятием по заказу Пограничной службы построен головной многоцелевой катер проекта Р1650 «Рондо».
2014—2016 годы — на заводе для Казахстана построен рейдовый тральщик «Алатау» проекта 10750Э.[26]
2013 год — предприятием впервые в России освоено производство корпусов судов из углепластика.
2013 — 2017 годы — предприятием построен пассажирский катамаран «Грифон» проекта 23290 — первое в стране судно из углепластика.
11 января 2016 года — название предприятия изменилось на Акционерное общество «Средне-Невский судостроительный завод».[27]
2016 — 2018 годы — предприятием по заказу Пограничной службы построены ещё 2 многоцелевых катера проекта Р1650 «Рондо».[28][29] В это же время в рамках комплексной модернизации завода было полностью перестроено его спусковое устройство — поперечный слип, который не менялся с 1950-х годов. Старый слип со шпально-балластным основанием был заменён на бетонный со свайным основанием и усилением грунтов, что позволило увеличить спусковой вес с 650 до 2700 тонн. Стоимость проекта оценивалась в более, чем 2 млрд рублей.
2017 год — на заводе введена в строй вторая очередь цеха стеклопластикового судостроения — фактически новый производственный цех.[30]
2018 — 2022 годы — предприятием выпущено в общей сложности 400 комплектов защитных стеклопластиковых кожухов для гондол и ступиц мощных ветроэнергетических установок.[31]
2019 — 2022 годы — на заводе построено научно-исследовательское судно «Пионер-М» проекта 25700. Судно станет первым в стране в своём размере плавсредством для отработки безэкипажного судовождения и в значительной степени спроектировано как демонстратор новых технологий.[32][33][34]
2020 год — настоящее время (2022 год) — на заводе для эксплуатации на маршруте Красноярск — Дудинка — Красноярск строятся два пассажирских судна класса «река-море» проекта А45-90.2.[35]
2022 год — настоящее время (2023 год) — предприятием строятся 4 пассажирских катамарана проекта 04580 «Котлин».
2022 год — настоящее время (2022 год) — на заводе строится высокоскоростной катер специального назначения «Петергоф».[36]
2023 год — настоящее время (2023 год) — предприятием строится серия из 4 пассажирских катамаранов проекта 04710 «Соммерс».
Знаменитые корабли и установки, построенные на предприятии
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, а также выполняются другие работы, среди которых есть получившие достаточно широкую известность. В частности, можно отметить:
- Международный экспериментальный термоядерный реактор (ITER) (участие в строительстве с 2012 года) — строится с 2007 года во Франции при участии России, а оборудование для его сборки разрабатывается и поставляется многими предприятиями по всему миру. Завод выполнил финальную сборку сверхпроводниковой полоидальной катушки PF-1, являющейся одним из важных компонентов реактора.
- Ракетный катер Р-50 «Карачаево-Черкесия» проекта 206МР «Вихрь», он же корабль-музей «Покровский сторожевой» (построен в 1978 году) — ракетный катер на подводных крыльях прослужил в Балтийском флоте до 2004 года, после чего был переведён на Каспий, где получил собственное имя «Карачаево-Черкесия». Списан в 2014 году. В 2015 году при поддержке мецената установлен в г. Энгельс (через Волгу от Саратова, прежнее название — Покровск) в качестве корабля-музея «Покровский сторожевой».
См. также
Ссылки
Примечания