Херсонский судостроительный завод: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 73: | Строка 73: | ||
<br> | <br> | ||
{{Российское судостроение}} | |||
{{Предприятия}} | {{Предприятия}} | ||
[[Категория:Российское судостроение]] | [[Категория:Российское судостроение]] | ||
[[Категория:Предприятия России]] | |||
[[Категория:Предприятия Херсонской области]] | |||
[[Категория:Херсон]] | [[Категория:Херсон]] | ||
Текущая версия от 11:43, 24 октября 2024
Херсонский судостроительный завод (ХСЗ) — судостроительное и судоремонтное предприятие в г. Херсон, основанное в 1951 году как Завод № 873.
Не следует путать данный завод с историческим российским предприятием Херсонское адмиралтейство, закрытым задолго до его создания.
Предприятие обладает двумя производственными площадками, позволяющими строить суда размером 180,0 м х 25,3 м и 140,0 м х 32,0 м при спусковой массе 8 и 6 тысяч тонн соответственно. Завод занимается судоремонтом и, в ограниченных объёмах, судостроением.
История
Предыстория предприятия
19 октября 1778 года — заложен город Херсон с крепостью и верфью.
19 ноября 1778 года — основано Херсонское адмиралтейство.
1828 год — из-за мелководности устья Днепра Херсонское адмиралтейство упразднено, при этом его коллектив и оборудование переведены в Николаев.
1902 год — завершено углубление фарватера в устье Днепра, в результате чего Херсон стал полноценным, хоть и не глубоководным, морским портом. С этого момента были созданы предпосылки для возрождения морского судостроения в городе, но уже новыми предприятиями на новых территориях.
Советский период
1951 год — основан судостроительный завод № 873.
1953 год — со стапелей завода сошли первые суда, а именно танкеры «Херсон»[1] и «Грозный»[2] серии «Казбек», в рамках которой за 1953—1961 гг. со стапелей предприятия было спущено почти 30 судов[3]
23 декабря 1959 года — спущен на воду первый сухогруз (турбоход «Ленинский Комсомол»), за 1959—1968 гг. на предприятии было построено 20 судов подобного типа[4].
10 декабря 1963 года — спущен на воду сухогруз «Бежица»[5], за последующие 11 лет на заводе было построено 45 судов данной серии[6]. Отличительной особенностью этих судов является максимальное раскрытие палубы, наличие двойного борта и диаметральной продольной переборки, механизированных люковых закрытий.
23 октября 1965 года — со стапелей предприятия спущен сухогруз «Парижская Коммуна», являющийся первым в СССР сухогрузом с газовой турбиной и винтом регулируемого шага (газотурбоход).
Декабрь 1971 года — спущено на воду ледокольно-транспортное судно «Капитан Мышевский»[7], в 1970—1975 гг. было построено еще 4 судна подобного типа[8].
Декабрь 1972 года — построен первый отечественный контейнеровоз «Александр Фадеев»[9], за 1972—1975 гг. построено 7 судов данного типа[10]
1978 год — предприятие переименовано в «Херсонское судостроительное производственное объединение им. 60-летия Ленинского Комсомола»[11]
1983 год — построен лихтеровоз «Алексей Косыгин»[12], за 1983—1989 гг. было построено 10 подобных судов[13]
Украинский период
1992 год — предприятию присвоено название «Херсонский судостроительный завод»[14].
1990-е годы — сокращение заказов и упадок объёмов производства из-за кризиса судостроения на независимой Украине. Предприятие начало осваивать новую для себя деятельность по ремонту судов.
2005 — предприятие было реорганизовано в Открытое акционерное общество, владельцем стал украинский политик и бизнесмен Василий Федин.
2005—2011 годы — началось возрождение предприятия, было построено 25 различных судов, в том числе 13 танкеров, 2 судна арктического снабжения, 4 многоцелевых сухогруза, также начат выпуск судов «река-море» типа «Челси»[15]
2013 год — построена серия танкеров-продуктовозов «река-море» для группы компаний СВЛ (Мальта). Первая серия судов «под ключ», построенная за всё время независимости Украины.
2014 год — предприятие переименовано в Публичное акционерное общество «Смарт Мэритайм Груп — Херсонский судостроительный завод».
2015 год — начато производство серии серию буксиров-кантовщиков для группы компаний «Краншип».
19 июля 2016 года — по решению хозяйственного суда Херсонской области предприятие признано банкротом из-за роста убытков и падения доходов[16].
2017 год — несмотря на банкротство и начало ликвидационной процедуры, завод продолжает работать, в частности было передано заказчику судно проекта НМ440[17] и завершена модернизация сухогруза «Donmaster Spirit»[18].
2021 год — завод снова оказался на грани закрытия[19].
2-3 марта 2022 года — в ходе Специальной военной операции Херсон занят российскими войсками.
Современная Россия
30 сентября 2022 года — по результатам референдума Херсонская область вошла в состав России.
См. также
Ссылки
Примечания
[ + ] Российское судостроение
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|