Литература по международному праву: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Незавершённая статья}} == Международное право == {| class="wikitable sortable" ! width="12%"| Автор(ы) || width="70%"| Название публикации || width="13%"| Тема публикации || width="5%"| Год публикации |- | ''Абрамова О.М.'' || [http://disk.yandex.ru/i/LR8RSVVfjGQs-A Правовой статус Арктического пространства и между...»)
 
 
(не показано 6 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
[[Файл:Флаг ООН.jpg|thumb|right|250px|]]
В данной статье перечислены '''научные и научно-публицистические книги и статьи''' по международному праву, рекомендуемые основными редакторами [[Руксперт]]а. См. [[Обсуждение:Литература по международному праву|критерии добавления публикаций]].
 
'''Международное право''' – система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними, международными организациями и некоторыми другими субъектами международного права.<sup>[http://rus-jur-terms.slovaronline.com/3613-МЕЖДУНАРОДНОЕ%20ПРАВО]</sup>
 
Литература по российскому праву распределена по следующим тематическим спискам:
* [[#Военные операции|Военные операции]] – публикации по правовому регулированию военных операций, в т.ч. «гуманитарных интервенций»;
* [[#Право на самоопределение|Право на самоопределение]] – публикации по праву народов на самоопределение, в т.ч. путем отделения (сецессия);
* [[#Международная правовая практика|Международная правовая практика]] – публикации по международным сравнениям реализации государственной политики.


== Международное право ==
== Международное право ==
Строка 6: Строка 14:
|-
|-
| ''Абрамова О.М.'' || [http://disk.yandex.ru/i/LR8RSVVfjGQs-A Правовой статус Арктического пространства и международные обязательства приарктических государств]<ref name="IgorSPb">Добавил редактор [[Участник:IgorSPb|IgorSPb]].</ref><br>''В XXI веке внимание мирового сообщества к Арктике возросло в связи с новыми возможностями её освоения (потепление климата). В работе анализируются состояние и перспективы правового регулирования исследования и использования пространства – отдельное внимание уделено политике России в своей арктической зоне.''<ref name="IgorSPb-comment">Прокомментировал редактор [[Участник:IgorSPb|IgorSPb]]</ref> || <center>Международное право</center> || <center>2017</center>
| ''Абрамова О.М.'' || [http://disk.yandex.ru/i/LR8RSVVfjGQs-A Правовой статус Арктического пространства и международные обязательства приарктических государств]<ref name="IgorSPb">Добавил редактор [[Участник:IgorSPb|IgorSPb]].</ref><br>''В XXI веке внимание мирового сообщества к Арктике возросло в связи с новыми возможностями её освоения (потепление климата). В работе анализируются состояние и перспективы правового регулирования исследования и использования пространства – отдельное внимание уделено политике России в своей арктической зоне.''<ref name="IgorSPb-comment">Прокомментировал редактор [[Участник:IgorSPb|IgorSPb]]</ref> || <center>Международное право</center> || <center>2017</center>
|-
| ''Алексанян С.Р.'' || [http://disk.yandex.ru/i/VBNW6pSRBgPV9A Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве]<ref name="IgorSPb"/><br>''Принцип равноправия и самоопределения народов является одним из основных принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН. В диссертации приводится комплексное исследование этого принципа и его содержания, практики реализации и международного контроля по его соблюдению в современном международном праве.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2018</center>
|-
|-
| ''Андреев А.Ф.'' || [http://disk.yandex.ru/i/jKFF4GTALrKu1A Российская Федерация как суверенный субъект системы международных правоотношений]<ref name="IgorSPb"/><br>''В работе показывается роль Российской Федерации как суверенного субъекта системы международных правоотношений. Россия как член ООН выполняет добросовестным образом свои функции члена мирового сообщества содействует поддержанию верховенства права в системе современных международных отношений.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2014</center>
| ''Андреев А.Ф.'' || [http://disk.yandex.ru/i/jKFF4GTALrKu1A Российская Федерация как суверенный субъект системы международных правоотношений]<ref name="IgorSPb"/><br>''В работе показывается роль Российской Федерации как суверенного субъекта системы международных правоотношений. Россия как член ООН выполняет добросовестным образом свои функции члена мирового сообщества содействует поддержанию верховенства права в системе современных международных отношений.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2014</center>
|-
|-
| ''Бабурин С.Н.'' || [http://disk.yandex.ru/i/ZHBwEjnzpzu-OQ Ялтинские договоренности великих держав в 1945 году и их уроки для международного права]<ref name="IgorSPb"/><br>''Одним из ключевых решений Ялтинской конференции (1945) была выработка ключевых принципов Организации Объединенных Наций (ООН). В статье рассматривается динамика международного права в 1945–2015 годах, роль международных компромиссов и принципов Ялтинско-Потсдамской системы международного права.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2015</center>
| ''Бабурин С.Н.'' || [http://disk.yandex.ru/i/ZHBwEjnzpzu-OQ Ялтинские договоренности великих держав в 1945 году и их уроки для международного права]<ref name="IgorSPb"/><br>''Одним из ключевых решений Ялтинской конференции (1945) была выработка ключевых принципов Организации Объединенных Наций (ООН). В статье рассматривается динамика международного права в 1945–2015 годах, роль международных компромиссов и принципов Ялтинско-Потсдамской системы международного права.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2015</center>
|-
| ''Борисов И.Б.'' || [http://disk.yandex.ru/i/RvtiKUtIDYR0Zg Международный опыт изменения Основного закона страны]<ref name="IgorSPb"/><br>''В 2020 году в России была проведена конституционная реформа, чьи итоги были подкреплены результатами всенародного голосования. В докладе, подготовленном {{abbr|РОИИП|Российский общественный институт избирательного права|0}}, предпринята попытка проанализировать и обобщить международную практику организации конституционных реформ с участием населения. Рассмотрены процедуры принятия поправок к Конституции Российской Федерации с позиций соответствия/несоответствия общепризнанного и допустимого порядка в современном социуме.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2020</center>
|-
| ''Буханова А.С.'' || [http://disk.yandex.ru/i/SZ_obSSOdmawlQ Коллизия принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств и возможные пути ее разрешения]<ref name="IgorSPb"/><br>''Данная статья посвящена проблеме сочетания принципов единства и территориальной целостности государства и права народов на самоопределение. Как отмечает автор, «международное право защищает территориальную целостность только тех государств, чьи границы основаны на самоопределении народов».''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2011</center>
|-
|-
| ''Воронин А.А.'' || [http://disk.yandex.ru/i/1pyEBDAb1jBICw Юридический анализ Будапештского меморандума как источника международного права]<ref name="IgorSPb"/><br>''Цель заключения Будапештского меморандума ― получение Украиной гарантий от государств, обладающих ядерным оружием, как условия последующего подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. В статье выявлены ключевые признаки данного документа, свидетельствующие, что он является источником международного права. На основании российского законодательства сделан вывод о том, что международный договор не повлек для РФ юридических последствий. Критически оцениваются заявления об исполнении обязательств, предусмотренных Будапештским меморандумом.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2015</center>
| ''Воронин А.А.'' || [http://disk.yandex.ru/i/1pyEBDAb1jBICw Юридический анализ Будапештского меморандума как источника международного права]<ref name="IgorSPb"/><br>''Цель заключения Будапештского меморандума ― получение Украиной гарантий от государств, обладающих ядерным оружием, как условия последующего подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. В статье выявлены ключевые признаки данного документа, свидетельствующие, что он является источником международного права. На основании российского законодательства сделан вывод о том, что международный договор не повлек для РФ юридических последствий. Критически оцениваются заявления об исполнении обязательств, предусмотренных Будапештским меморандумом.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2015</center>
|-
| ''Галушко С.'' || [http://disk.yandex.ru/i/KCvAfXJShZkj1g Некоторые вопросы подготовки и проведения специальных операций в период после Второй Мировой войны (аналитический доклад)]<ref name="IgorSPb"/><br>''Современные реалии военно-политической обстановки в мире характеризуются возникновением значительного числа новых противоречий различного характера между государствами и целыми регионами, а также внутри некоторых стран. В докладе раскрыты характерные черты и особенности проведения специальных операций, прежде всего в ходе войн и военных конфликтов в период после Второй мировой войны по настоящее время. Отдельное внимание уделено специальным операциям, осуществленным СССР в Афганистане и Россией в Чечне.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2011</center>
|-
| ''Гуляков А.Д.'' || [http://disk.yandex.ru/i/vctx15ir1jvnSQ Право на самоопределение в сложносоставном государстве в условиях глобализации]<ref name="IgorSPb"/><br>''В XXI веке проблема законности-незаконности самоопределения народов и этнических меньшинств в сложносоставном государстве стала деликатной темой в международном праве. В статье предлагается определить значение и последствия тех или иных событий, их легальность и желательность с различных углов зрения. Для анализа взяты примеры Крыма, Шотландии и Каталонии как автономий в составе унитарных государств.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2017</center>
|-
|-
| ''Калачев Д.Н.'' || [http://disk.yandex.ru/i/U1PBiPU6Fyf5kQ Современная система международной безопасности: основные параметры]<ref name="IgorSPb"/><br>''Международная безопасность – обеспечение защищенности жизненных интересов государств, их региональных объединений и мирового сообщества в целом от различных возникающих угроз. В статье анализируется сложившаяся система международной безопасности. Основное внимание в статье уделяется нахождению основных параметров системы международной безопасности.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2015</center>
| ''Калачев Д.Н.'' || [http://disk.yandex.ru/i/U1PBiPU6Fyf5kQ Современная система международной безопасности: основные параметры]<ref name="IgorSPb"/><br>''Международная безопасность – обеспечение защищенности жизненных интересов государств, их региональных объединений и мирового сообщества в целом от различных возникающих угроз. В статье анализируется сложившаяся система международной безопасности. Основное внимание в статье уделяется нахождению основных параметров системы международной безопасности.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2015</center>
Строка 29: Строка 27:
| ''Карташкин В.A.'' || [http://disk.yandex.ru/i/TEIJMy33PESj6Q Изменение нормативного содержания основных принципов современного международного права]<ref name="IgorSPb"/><br>''Устав ООН сформулировал принципиально новый подход государств к толкованию и применению принципа невмешательства во внутренние дела государств. В статье исследуются актуальные вопросы международного права, в частности по вопросу суверенитета государств.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2015</center>
| ''Карташкин В.A.'' || [http://disk.yandex.ru/i/TEIJMy33PESj6Q Изменение нормативного содержания основных принципов современного международного права]<ref name="IgorSPb"/><br>''Устав ООН сформулировал принципиально новый подход государств к толкованию и применению принципа невмешательства во внутренние дела государств. В статье исследуются актуальные вопросы международного права, в частности по вопросу суверенитета государств.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2015</center>
|-
|-
| ''Клишас А.А.'' || [http://disk.yandex.ru/i/o-P7g2T353tphQ Сепаратизм вне права]<ref name="IgorSPb"/><br>''Стремление отдельных территориальных образований к сепаратизму создает угрозу основополагающих конституционных принципов территориальной целостности государства и государственного суверенитета. Автор статьи, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, приводит правовую оценку сепаратной активности в мире на примере процесса выхода Каталонии из состава Испании. Как отмечает автор, «выход территории из состава государства допустим только в исключительных случаях и только в целях предотвращения грубого нарушения прав и свобод человека».''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2019</center>
| ''Комплектова Д.С.'' || [http://disk.yandex.ru/i/EhdHqUt1_lUeZA Проблема реформирования ООН в постбиполярный период: варианты, решения, достижения]<ref name="IgorSPb"/><br>''В данное время ООН испытывает кризис, именно поэтому сейчас принято говорить о «недееспособности» организации и необходимости ее реформирования. В работе исследованы пути и направления реформирования ООН в целях повышения эффективности ее деятельности и роста влияния на современные процессы. Отдельное внимание уделено России, её роли и месту в ООН, а также её конкуренции с США и другими влиятельными державами в рамках членства в ООН.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || 2018
|-
|-
| ''Кремянская Е.А.'' || [http://disk.yandex.ru/i/2-zaCPcrySH2yg Теория и практика федерализма: сравнительно правовое исследование]<ref name="IgorSPb"/><br>''Федерация это соединение в одно государство нескольких государств, государственно территориальных образований в интересах достижения общих целей. В монографии исследуется опыт крупнейших федераций современного мира, а также анализируется российский опыт федерализма в сравнении с другими странами.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2015</center>
| ''Крицкий К.В.'' || [http://disk.yandex.ru/i/w8z6kNr96pAqGw Санкции и односторонние ограничительные меры в современном международном праве]<ref name="IgorSPb"/><br>''В 2014 году впервые в новейшей истории Россия стала объектом применения масштабных ограничительных мер (санкции). Цель исследования всестороннее изучения института международных санкций и практики применения односторонних ограничительных мер. Анализируется их соответствие современной системе международного права и, как следствие, установлении правомерности их применения.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2019</center>
|-
|-
| ''Мандрыка Е.В.'' || [http://disk.yandex.ru/i/9YOFP6QNAlQr2Q Конституционно-правое регулирование референдумов в постсоциалистических государствах: общее и особенное]<ref name="IgorSPb"/><br>''Референдум – свободное волеизъявление граждан по общественно значимым вопросам, проблемам, имеющим государственное значение, и принятие решений гражданами по этим вопросам непосредственно. Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию правового регулирования референдумов в бывших коммунистических странах, выявлению общего и особенного в их законодательном закреплении, а также в их организации и проведении на практике.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2013</center>
| ''Мельцер Н., Кустер Э.'' || [http://disk.yandex.ru/i/mISXf_4zVtpivw Международное гуманитарное право: общий курс]<ref name="IgorSPb"/><br>''Ужасные страдания и отчаяние жертв войны вызвали к жизни международное гуманитарное право (МГП), свод права, зародившийся на полях сражений прошлого и настоящего и предназначенный облегчить страдания человека в ситуациях вооруженного конфликта. Настоящая книга, подготовленная специалистами {{abbr|МККК|Международный комитет Красного Креста|0}}, разъясняет базовые принципы МГП, его основных черт, а также его место и функции в рамках современного международного права. Отдельное внимание уделено нормам МГП, регулирующим ведение военных действий, их средства и методы.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2017</center>
|-
|-
| ''Мельцер Н., Кустер Э.'' || [http://disk.yandex.ru/i/mISXf_4zVtpivw Международное гуманитарное право: общий курс]<ref name="IgorSPb"/><br>''Ужасные страдания и отчаяние жертв войны вызвали к жизни международное гуманитарное право (МГП), свод права, зародившийся на полях сражений прошлого и настоящего и предназначенный облегчить страдания человека в ситуациях вооруженного конфликта. Настоящая книга, подготовленная специалистами {{abbr|МККК|Международный комитет Красного Креста|0}}, разъясняет базовые принципы МГП, его основных черт, а также его место и функции в рамках современного международного права. Отдельное внимание уделено нормам МГП, регулирующим ведение военных действий, их средства и методы.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2017</center>
| ''Меньшенина Н.Н.'' || [http://disk.yandex.ru/i/Ae1cAM7tl0B8TQ Международное право]<ref name="IgorSPb"/><br>''Международное право – результат общественной практики, продукт осознания людьми (личностями, группами, классами) своего материального интереса в связи с постоянно изменяющимися международными отношениями. В книге рассматриваются генезис, нормы, принципы, отрасли, институты и субъекты международного права. Дается описание норм международного права в области регулирования проблем личности, гуманитарных основ межгосударственных отношений.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2016</center>
|-
|-
| ''Ноздрин А.В.'' || [http://disk.yandex.ru/i/KNEKJoArjBd-qQ Политика двойных стандартов в международных отношениях]<ref name="IgorSPb"/><br>''Распространенным явлением в международных отношениях являются двойные стандарты, выступающие неотъемлемой частью политики некоторых государств. В данной статье анализируется политика двойных стандартов в международных отношениях. Кратко рассматриваются конкретные примеры использования двойных стандартов в сфере международного терроризма, международной торговли оружием, глобальной энергетики и международных конфликтов.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2013</center>
| ''Ноздрин А.В.'' || [http://disk.yandex.ru/i/KNEKJoArjBd-qQ Политика двойных стандартов в международных отношениях]<ref name="IgorSPb"/><br>''Распространенным явлением в международных отношениях являются двойные стандарты, выступающие неотъемлемой частью политики некоторых государств. В данной статье анализируется политика двойных стандартов в международных отношениях. Кратко рассматриваются конкретные примеры использования двойных стандартов в сфере международного терроризма, международной торговли оружием, глобальной энергетики и международных конфликтов.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2013</center>
|-
| ''Прокофьев К.Г.'' || [http://disk.yandex.ru/i/HmjP3Ey6HAKbrQ Сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства об ответственности за несоблюдение правил массовых мероприятий]<ref name="IgorSPb"/><br>''В статье проводится сравнительный анализ норм российского и зарубежного законодательства относительно регулирования организации и проведения публичных мероприятий, а также меры ответственности за нарушения в указанной сфере. Рассмотрены нормы законодательства России, Великобритании, Германии, Франции, США, Швеции, Японии. Автор приходит к выводу, что ужесточение ответственности за нарушение правил организации и проведения публичных мероприятий, а также за их несанкционированное проведение оправдано и не противоречит конституционным принципам.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2016</center>
|-
|-
| ''Просандеева Н.В.'' || [http://disk.yandex.ru/i/QjDJxZD--lg7VQ Иллюзорность европейского правового государства: идеи Карла Шмитта]<ref name="IgorSPb"/><br>''Карл Шмитт (1888–1985) – немецкий философ, политолог, теоретик права. В статье описаны его критические взгляды на два столпа европейской ментальности и цивилизованности – право и правовое государство. Как отмечает автор, «международному праву не свойственно закреплять равноправные и симметричные отношения между государствами».''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2017</center>
| ''Просандеева Н.В.'' || [http://disk.yandex.ru/i/QjDJxZD--lg7VQ Иллюзорность европейского правового государства: идеи Карла Шмитта]<ref name="IgorSPb"/><br>''Карл Шмитт (1888–1985) – немецкий философ, политолог, теоретик права. В статье описаны его критические взгляды на два столпа европейской ментальности и цивилизованности – право и правовое государство. Как отмечает автор, «международному праву не свойственно закреплять равноправные и симметричные отношения между государствами».''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2017</center>
|-
| ''Сбитнева Ю.О.'' || [http://disk.yandex.ru/i/VwEqxtLvFZFnTg Обзор зарубежного законодательства, регулирующего проведение публичных мероприятий]<ref name="IgorSPb"/><br>''Законы, конкретизирующие условия реализации свободы собраний и митингов, всегда содержат ограничения. В статье рассматривается зарубежное законодательство, регулирующее проведение публичных мероприятий. Как отмечает автор, «законодательства демократических развитых стран мира отличаются значительной (в сравнении с российской) степенью жесткости соблюдения приоритета общественного порядка и детализацией полномочий полиции».''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2014</center>
|-
|-
| ''Сквозников А.Н.'' || [http://disk.yandex.ru/i/fOttfDc76AtEFQ Косовская проблема: историко-правовые аспекты]<ref name="IgorSPb"/><br>''В статье описаны негативные последствия одностороннего провозглашения независимости края Косово и Метохия для международного права и международной безопасности. Отдельное внимание уделено позиции России и её представителей в Международном Суде.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2011</center>
| ''Сквозников А.Н.'' || [http://disk.yandex.ru/i/fOttfDc76AtEFQ Косовская проблема: историко-правовые аспекты]<ref name="IgorSPb"/><br>''В статье описаны негативные последствия одностороннего провозглашения независимости края Косово и Метохия для международного права и международной безопасности. Отдельное внимание уделено позиции России и её представителей в Международном Суде.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2011</center>
Строка 49: Строка 43:
| ''Суворкина И.Е.'' || [http://disk.yandex.ru/i/Q0vhnYMZGPJA9Q Роль МАГАТЭ в развитии международного сотрудничества на современном этапе]<ref name="IgorSPb"/><br>''Центральная роль в осуществлении контроля в области нераспространения ядерного оружия принадлежит Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ). В работе исследована роль МАГАТЭ в рамках борьбы с существующими глобальными проблемами в сфере международной безопасности, а также в развитии международного сотрудничества.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2017</center>
| ''Суворкина И.Е.'' || [http://disk.yandex.ru/i/Q0vhnYMZGPJA9Q Роль МАГАТЭ в развитии международного сотрудничества на современном этапе]<ref name="IgorSPb"/><br>''Центральная роль в осуществлении контроля в области нераспространения ядерного оружия принадлежит Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ). В работе исследована роль МАГАТЭ в рамках борьбы с существующими глобальными проблемами в сфере международной безопасности, а также в развитии международного сотрудничества.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2017</center>
|-
|-
| ''Тарасова Л.Н.'' || [http://disk.yandex.ru/i/iqce0RNrmBwNWg К дискуссии о правомерности гуманитарной интервенции]<ref name="IgorSPb"/><br>''Понятие «гуманитарная интервенция» – термин с двумя смыслами: с одной стороны, характер акции, предпринимаемой во имя поддержания мира и стабильности, а с другой, грубое нарушении суверенитета государства. Статья посвящена проблеме правомерности гуманитарной интервенции. Неоднозначность данной проблемы порождается сочетанием общепризнанного международно-правового принципа неприменения силы в международных отношениях с растущим убеждением в том, что мировое сообщество не может оставаться безучастным к гибели, страданиям, грубым и массовым нарушениям прав людей в том или ином государстве.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2011</center>
| ''Тимофеев И., Чуприянова П.И.'' || [http://disk.yandex.ru/i/TsFL1EmabhDmFA Политика санкций: цели, стратегии, инструменты]<ref name="IgorSPb"/><br>''В издании, подготовленном {{abbr|РСМД|Российский совет по международным делам|0}}, рассмотрена роль санкций как инструмента внешней политики современных государств, отраслевые и региональные особенности применения ограничительных мер, цели санкций в отношении России и других стран, а также последствия и стратегии противодействия санкционному воздействию.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2023</center>
|-
|-
| ''Тимофеев И.Н., Чуприянова П.И.'' || [http://disk.yandex.ru/i/TsFL1EmabhDmFA Политика санкций: цели, стратегии, инструменты]<ref name="IgorSPb"/><br>''В издании, подготовленном {{abbr|РСМД|Российский совет по международным делам|0}}, рассмотрена роль санкций как инструмента внешней политики современных государств, отраслевые и региональные особенности применения ограничительных мер, цели санкций в отношении России и других стран, а также последствия и стратегии противодействия санкционному воздействию.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2023</center>
| ''Хасанов А.А.'' || [http://disk.yandex.ru/i/w3mwzcNba2XZVA Современные подходы к теориям признания новых государств в международном праве]<ref name="IgorSPb"/><br>''В статье исследуется проблема признания новых государств в современном международном праве. Раскрыты критерии признания государств, закрепленные в международно-правовых актах, в частности критерий правомерности возникновения нового государства. Отмечается, что на современном этапе развития института признания необходимо руководствоваться смешанной теорией признания как наиболее отвечающей международному праву и практикой государств. Среди государств постсоветского пространства затронуты Южная Осетия и Абхазия.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2016</center>
|}
 
=== Военные операции ===
{| class="wikitable sortable"
! width="12%"| Автор(ы) || width="70%"| Название публикации || width="13%"| Тема публикации || width="5%"| Год публикации
|-
| ''Галушко С.'' || [http://disk.yandex.ru/i/KCvAfXJShZkj1g Некоторые вопросы подготовки и проведения специальных операций в период после Второй Мировой войны (аналитический доклад)]<ref name="IgorSPb"/><br>''Современные реалии военно-политической обстановки в мире характеризуются возникновением значительного числа новых противоречий различного характера между государствами и целыми регионами, а также внутри некоторых стран. В докладе раскрыты характерные черты и особенности проведения специальных операций, прежде всего в ходе войн и военных конфликтов в период после Второй мировой войны по настоящее время. Отдельное внимание уделено специальным операциям, осуществленным СССР в Афганистане и Россией в Чечне.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Военные операции</center> || <center>2011</center>
|-
| ''Кудашкин А.В.'' || [http://disk.yandex.ru/i/mnUbjesoxRu99w Опыт концептуализации специальных военных операций в современном праве]<ref name="IgorSPb"/><br>''Специальные военные операции связаны с установлением особого правового режима на определенной территории или в отношении определенных действий. В статье рассматриваются взаимосвязанные концептуальные, правовые и институциональные аспекты специальных военных операций, в т.ч. применительно к специальной военной операции (СВО) РФ на Украине на разных этапах правового регулирования. Выявлена специфика формирования специального законодательства по СВО, образующего отдельную предметную область российского права.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Военные операции</center> || <center>2023</center>
|-
| ''Тарасова Л.Н.'' || [http://disk.yandex.ru/i/iqce0RNrmBwNWg К дискуссии о правомерности гуманитарной интервенции]<ref name="IgorSPb"/><br>''Понятие «гуманитарная интервенция» – термин с двумя смыслами: с одной стороны, характер акции, предпринимаемой во имя поддержания мира и стабильности, а с другой, грубое нарушении суверенитета государства. Статья посвящена проблеме правомерности гуманитарной интервенции. Неоднозначность данной проблемы порождается сочетанием общепризнанного международно-правового принципа неприменения силы в международных отношениях с растущим убеждением в том, что мировое сообщество не может оставаться безучастным к гибели, страданиям, грубым и массовым нарушениям прав людей в том или ином государстве.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Военные операции</center> || <center>2011</center>
|}
 
=== Право на самоопределение ===
{| class="wikitable sortable"
! width="12%"| Автор(ы) || width="70%"| Название публикации || width="13%"| Тема публикации || width="5%"| Год публикации
|-
| ''Алексанян С.Р.'' || [http://disk.yandex.ru/i/VBNW6pSRBgPV9A Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве]<ref name="IgorSPb"/><br>''Принцип равноправия и самоопределения народов является одним из основных принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН. В диссертации приводится комплексное исследование этого принципа и его содержания, практики реализации и международного контроля по его соблюдению в современном международном праве.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || <center>2018</center>
|-
| ''Ананидзе Ф.Р.'' || [http://disk.yandex.ru/i/ETPwNwtJNfwpYA Коренные народы и право народов на самоопределение]<ref name="IgorSPb"/><br>''Право коренных народов на самоопределение является краеугольным камнем процесса их выживания, сохранения и развития как отдельных этносом и народов. В статье проведен анализ существующих международно-правовых проблем права коренных народов на самоопределение.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || <center>2001</center>
|-
| ''Бозиев А.Т.'' || [http://disk.yandex.ru/i/AuuBntpjwMo_fQ О праве наций на самоопределение в условиях глобализации]<ref name="IgorSPb"/><br>''В XXI веке, эпохе глобализации, остаются актуальными стремления некоторых народов утвердиться в своей неповторимости и осознании своей идентичности. В статье рассматриваются проблемы реализации норм международного права при реализации права нации на самоопределение в условиях глобализации на примере крымского референдума (2014). Как отмечает автор, «никаких общепринятых международных норм в части реализации права наций на самоопределение просто не существует, и все решается в зависимости от исхода политической и вооруженной борьбы».''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || <center>2015</center>
|-
| ''Буханова А.С.'' || [http://disk.yandex.ru/i/SZ_obSSOdmawlQ Коллизия принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств и возможные пути ее разрешения]<ref name="IgorSPb"/><br>''Данная статья посвящена проблеме сочетания принципов единства и территориальной целостности государства и права народов на самоопределение. Как отмечает автор, «международное право защищает территориальную целостность только тех государств, чьи границы основаны на самоопределении народов».''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || <center>2011</center>
|-
| ''Вельяминов Г.М.'' || [http://disk.yandex.ru/i/xS5bU7td65Hv7g Воссоединение Крыма с Россией: правовой статус]<ref name="IgorSPb"/><br>''В статье проанализирован правовой статус крымского референдума 2014 года, в частности применение в данном случае права народов на самоопределение, прописанного в международных документах. Отдельное внимание уделено госперевороту на Украине как контексту крымского референдума.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || 2014
|-
| ''Гайстлингер М.'' || [http://disk.yandex.ru/i/6_wwtR-kCXufHQ Крымский референдум: международно-правовой аспект]<ref name="IgorSPb"/><br>''Устав ООН и ряд других международных правовых актов считаются международно-правовой основой провозглашения независимости Республики Крым от Украины. Автор статьи, профессор Зальцбургского университета (Германия), рассматривает основные аспектов включения Республики Крым в состав России с точки зрения реализации закреплённого в Уставе ООН права наций на самоопределение. Анализируются международно-правовая основа включения Республики Крым в состав субъектов России и ключевые причины и последствия данного события.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || 2014
|-
| ''Гуляков А.Д.'' || [http://disk.yandex.ru/i/vctx15ir1jvnSQ Право на самоопределение в сложносоставном государстве в условиях глобализации]<ref name="IgorSPb"/><br>''В XXI веке проблема законности-незаконности самоопределения народов и этнических меньшинств в сложносоставном государстве стала деликатной темой в международном праве. В статье предлагается определить значение и последствия тех или иных событий, их легальность и желательность с различных углов зрения. Для анализа взяты примеры Крыма, Шотландии и Каталонии как автономий в составе унитарных государств.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || <center>2017</center>
|-
| ''Ибрагимов А.М.'' || [http://disk.yandex.ru/i/BUrcsf10isgNBA Воссоединение Крыма и Севастополя с Российской Федерацией в призме международного права и мировой политики]<ref name="IgorSPb"/><br>''Крым и Севастополь вошли в состав России через референдум. Этому событию способствовал общепризнанный принцип права наций на самоопределение, который как императивная норма общего международного права в условиях современной Украины оказался применимым для целей свободного определения статуса крымского региона и предотвращения в нем кризисных явлений.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || 2014
|-
| ''Клишас А.А.'' || [http://disk.yandex.ru/i/o-P7g2T353tphQ Сепаратизм вне права]<ref name="IgorSPb"/><br>''Стремление отдельных территориальных образований к сепаратизму создает угрозу основополагающих конституционных принципов территориальной целостности государства и государственного суверенитета. Автор статьи, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, приводит правовую оценку сепаратной активности в мире на примере процесса выхода Каталонии из состава Испании. Как отмечает автор, «выход территории из состава государства допустим только в исключительных случаях и только в целях предотвращения грубого нарушения прав и свобод человека».''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || <center>2019</center>
|-
| ''Кремянская Е.А.'' || [http://disk.yandex.ru/i/2-zaCPcrySH2yg Теория и практика федерализма: сравнительно правовое исследование]<ref name="IgorSPb"/><br>''Федерация – это соединение в одно государство нескольких государств, государственно территориальных образований в интересах достижения общих целей. В монографии исследуется опыт крупнейших федераций современного мира, а также анализируется российский опыт федерализма в сравнении с другими странами.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || <center>2015</center>
|-
| ''Кряжков В.А.'' || [http://disk.yandex.ru/i/dhvknOHf4tMIhQ Крымский прецедент: конституционно-правовое осмысление]<ref name="IgorSPb"/><br>''В статье анализируются конституционно-правовые вопросы, актуализированные событиями Крымской весны. Затронуты право народов на самоопределение, использование {{abbr|ВС РФ|Вооруженные силы Российской Федерации|0}} за пределами России, роль Конституционного суда России, а также государственно-правовое обустройство крымских татар в России.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || 2014
|-
| ''Райков Г.Р.'' || [http://disk.yandex.ru/i/4bfVBnbvbtGb8g Роль Российской Федерации в крымском вопросе сквозь призму сценария в Косово]<ref name="IgorSPb"/><br>''События крымского кризиса, повлёкшие за собой изменения административно-территориального устройства России, которые не могли остаться незамеченными мировым сообществом, заняли своё место в международном дискурсе. В работе исследована степень влияния событий, связанных с отделением Косово от Сербии, на политику России в отношении Крыма, в том числе поставлена задача выявить основные сходства и различия обоих международных событий в различных аспектах.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || 2018
|-
| ''Толстых В.Л.'' || [http://disk.yandex.ru/i/nalHtArUA17OQg Право на самоопределение как юридическое основание воссоединения Крыма с Россией]<ref name="IgorSPb"/><br>''В статье рассматривается право наций на самоопределение как основание воссоединения Крыма с Россией, а также правовые и политические перспективы урегулирования украинского кризиса. Как отмечает автор, «государственный переворот на Украине привел к исключению населения Крыма из политического общения, что, в свою очередь, послужило предпосылкой формирования общей воли, направленной на воссоединение с Россией».''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || 2014
|-
| ''Томсинов В.А.'' || [http://disk.yandex.ru/i/sbv5Ta-_GBGZ4g «Крымское право» или Юридические основания для воссоединения Крыма с Россией]<ref name="IgorSPb"/><br>''Автор книги, профессор {{abbr|МГУ|Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова|0}}, выступает с критикой оценки крымского референдума, данного властями Украины, которая «не опирается на анализ содержания международно-правовых документов, не учитывает практики осуществления права народа на самоопределение путем». Данное событие оценивается с точки зрения Конституции Украины, норм и принципов международно-правовых актов, международной практики разрешения подобных ситуаций.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || 2015
|-
| ''Томсинов В.А.'' || [http://disk.yandex.ru/i/5MxWIjcj26Fqig Международное право с точки зрения воссоединения Крыма с Россией]<ref name="IgorSPb"/><br>''Воссоединение Крыма с Россией стало событием, вызвавшим не просто острый конфликт, но и глубокий сдвиг в международных отношениях. При этом обнаружилось истинное состояние современного международного права: в нем проявились такие пробелы и недостатки, без устранения которых невозможно его поступательное развитие и соответственно поддержание устойчивого правопорядка в международных отношениях. Обращение к нормам и принципам, выраженным в Уставе ООН, международных конвенциях и декларациях, анализ практики Международного суда, изучение международно-правовой традиции разрешения споров — всё это даёт основания признать выход Крыма из состава Украины вполне легитимным.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || 2014
|-
| ''Фарукшин А.М.'' || [http://disk.yandex.ru/i/bDcF3ZoLR0uHkw Швейцарский федерализм и защита прав меньшинств]<ref name="IgorSPb"/><br>''В статье рассматривается опыт швейцарского федерализма в защите интересов и прав религиозных и этнолингвистических меньшинств на федеральном и кантональном уровнях. Как отмечает автор, «федерализм рассматривается в Швейцарии как возможное разрешение конфликтов в мультикультурных обществах», а его опыт «является весьма поучительным в том плане, что, несмотря на существенные этноязыковые и религиозные различия, Швейцарии удалось создать хорошо интегрированные и процветающие общество и государство».''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Право на самоопределение</center> || <center>2005</center>
|}
 
== Международная правовая практика ==
{{main|Литература по российскому праву}}
 
{| class="wikitable sortable"
! width="12%"| Автор(ы) || width="70%"| Название публикации || width="13%"| Тема публикации || width="5%"| Год публикации
|-
| ''Борисов И.Б.'' || [http://disk.yandex.ru/i/RvtiKUtIDYR0Zg Международный опыт изменения Основного закона страны]<ref name="IgorSPb"/><br>''В 2020 году в России была проведена конституционная реформа, чьи итоги были подкреплены результатами всенародного голосования. В докладе, подготовленном {{abbr|РОИИП|Российский общественный институт избирательного права|0}}, предпринята попытка проанализировать и обобщить международную практику организации конституционных реформ с участием населения. Рассмотрены процедуры принятия поправок к Конституции Российской Федерации с позиций соответствия/несоответствия общепризнанного и допустимого порядка в современном социуме.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международная правовая практика</center> || <center>2020</center>
|-
| ''Космачев А.В.'' || [http://disk.yandex.ru/i/Yi8nt3bG9kKEHg Унитарные государства стран СНГ]<ref name="IgorSPb"/><br>''Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В статье анализируются особенности территориального деления унитарных стран СНГ и их отличий друг от друга.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международная правовая практика</center> || <center>2015</center>
|-
| ''Мандрыка Е.В.'' || [http://disk.yandex.ru/i/9YOFP6QNAlQr2Q Конституционно-правое регулирование референдумов в постсоциалистических государствах: общее и особенное]<ref name="IgorSPb"/><br>''Референдум – свободное волеизъявление граждан по общественно значимым вопросам, проблемам, имеющим государственное значение, и принятие решений гражданами по этим вопросам непосредственно. Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию правового регулирования референдумов в бывших коммунистических странах, выявлению общего и особенного в их законодательном закреплении, а также в их организации и проведении на практике.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международная правовая практика</center> || <center>2013</center>
|-
| ''Мочалов А.Н.'' || [http://disk.yandex.ru/i/hiexlTrjO6yt3g Конституционно-правовые инструменты управления этническим многообразием в многонациональных федерациях]<ref name="IgorSPb"/><br>''Многонациональные федерации отличает наличие субъектов, образованных по национальному признаку. В статье рассмотрены сложившиеся в практике многонациональных федеративных государств основные инструменты управления этническим многообразием и особенности их конституционно-правового регулирования. Рассмотрен федеративный опыт Бельгии, Индии, России, Швейцарии и других стран.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международная правовая практика</center> || <center>2018</center>
|-
|-
| ''Фарукшин А.М.'' || [http://disk.yandex.ru/i/bDcF3ZoLR0uHkw Швейцарский федерализм и защита прав меньшинств]<ref name="IgorSPb"/><br>''В статье рассматривается опыт швейцарского федерализма в защите интересов и прав религиозных и этнолингвистических меньшинств на федеральном и кантональном уровнях. Как отмечает автор, «федерализм рассматривается в Швейцарии как возможное разрешение конфликтов в мультикультурных обществах», а его опыт «является весьма поучительным в том плане, что, несмотря на существенные этноязыковые и религиозные различия, Швейцарии удалось создать хорошо интегрированные и процветающие общество и государство».''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2005</center>
| ''Прокофьев К.Г.'' || [http://disk.yandex.ru/i/HmjP3Ey6HAKbrQ Сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства об ответственности за несоблюдение правил массовых мероприятий]<ref name="IgorSPb"/><br>''В статье проводится сравнительный анализ норм российского и зарубежного законодательства относительно регулирования организации и проведения публичных мероприятий, а также меры ответственности за нарушения в указанной сфере. Рассмотрены нормы законодательства России, Великобритании, Германии, Франции, США, Швеции, Японии. Автор приходит к выводу, что ужесточение ответственности за нарушение правил организации и проведения публичных мероприятий, а также за их несанкционированное проведение оправдано и не противоречит конституционным принципам.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международная правовая практика</center> || <center>2016</center>
|-
|-
| ''Хасанов А.А.'' || [http://disk.yandex.ru/i/w3mwzcNba2XZVA Современные подходы к теориям признания новых государств в международном праве]<ref name="IgorSPb"/><br>''В статье исследуется проблема признания новых государств в современном международном праве. Раскрыты критерии признания государств, закрепленные в международно-правовых актах, в частности критерий правомерности возникновения нового государства. Отмечается, что на современном этапе развития института признания необходимо руководствоваться смешанной теорией признания как наиболее отвечающей международному праву и практикой государств. Среди государств постсоветского пространства затронуты Южная Осетия и Абхазия.''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международное право</center> || <center>2016</center>
| ''Сбитнева Ю.О.'' || [http://disk.yandex.ru/i/VwEqxtLvFZFnTg Обзор зарубежного законодательства, регулирующего проведение публичных мероприятий]<ref name="IgorSPb"/><br>''Законы, конкретизирующие условия реализации свободы собраний и митингов, всегда содержат ограничения. В статье рассматривается зарубежное законодательство, регулирующее проведение публичных мероприятий. Как отмечает автор, «законодательства демократических развитых стран мира отличаются значительной (в сравнении с российской) степенью жесткости соблюдения приоритета общественного порядка и детализацией полномочий полиции».''<ref name="IgorSPb-comment"/> || <center>Международная правовая практика</center> || <center>2014</center>
|}
|}


== Примечания ==
== Примечания ==
{{Примечания}}
{{Примечания}}
<br>
{{Шаблон:Научная литература}}
[[Категория:Рекомендуемая научная литература]]

Текущая версия от 21:22, 10 ноября 2024

Флаг ООН.jpg

В данной статье перечислены научные и научно-публицистические книги и статьи по международному праву, рекомендуемые основными редакторами Руксперта. См. критерии добавления публикаций.

Международное право – система договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств и регулирующих отношения между ними, международными организациями и некоторыми другими субъектами международного права.[1]

Литература по российскому праву распределена по следующим тематическим спискам:

Международное право

Автор(ы) Название публикации Тема публикации Год публикации
Абрамова О.М. Правовой статус Арктического пространства и международные обязательства приарктических государств[1]
В XXI веке внимание мирового сообщества к Арктике возросло в связи с новыми возможностями её освоения (потепление климата). В работе анализируются состояние и перспективы правового регулирования исследования и использования пространства – отдельное внимание уделено политике России в своей арктической зоне.[2]
Международное право
2017
Андреев А.Ф. Российская Федерация как суверенный субъект системы международных правоотношений[1]
В работе показывается роль Российской Федерации как суверенного субъекта системы международных правоотношений. Россия как член ООН выполняет добросовестным образом свои функции члена мирового сообщества содействует поддержанию верховенства права в системе современных международных отношений.[2]
Международное право
2014
Бабурин С.Н. Ялтинские договоренности великих держав в 1945 году и их уроки для международного права[1]
Одним из ключевых решений Ялтинской конференции (1945) была выработка ключевых принципов Организации Объединенных Наций (ООН). В статье рассматривается динамика международного права в 1945–2015 годах, роль международных компромиссов и принципов Ялтинско-Потсдамской системы международного права.[2]
Международное право
2015
Воронин А.А. Юридический анализ Будапештского меморандума как источника международного права[1]
Цель заключения Будапештского меморандума ― получение Украиной гарантий от государств, обладающих ядерным оружием, как условия последующего подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. В статье выявлены ключевые признаки данного документа, свидетельствующие, что он является источником международного права. На основании российского законодательства сделан вывод о том, что международный договор не повлек для РФ юридических последствий. Критически оцениваются заявления об исполнении обязательств, предусмотренных Будапештским меморандумом.[2]
Международное право
2015
Калачев Д.Н. Современная система международной безопасности: основные параметры[1]
Международная безопасность – обеспечение защищенности жизненных интересов государств, их региональных объединений и мирового сообщества в целом от различных возникающих угроз. В статье анализируется сложившаяся система международной безопасности. Основное внимание в статье уделяется нахождению основных параметров системы международной безопасности.[2]
Международное право
2015
Калинин Э.А. О двойных стандартах в политике развитых стран и международное право: конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года[1]
Конфликт в Южной Осетии является конфликтом локального характера с вовлечением элементов международного характера. В статье описывается конфликт в Южной Осетии с точки зрения международного права и реакции мирового сообщества.[2]
Международное право
2010
Карташкин В.A. Изменение нормативного содержания основных принципов современного международного права[1]
Устав ООН сформулировал принципиально новый подход государств к толкованию и применению принципа невмешательства во внутренние дела государств. В статье исследуются актуальные вопросы международного права, в частности по вопросу суверенитета государств.[2]
Международное право
2015
Комплектова Д.С. Проблема реформирования ООН в постбиполярный период: варианты, решения, достижения[1]
В данное время ООН испытывает кризис, именно поэтому сейчас принято говорить о «недееспособности» организации и необходимости ее реформирования. В работе исследованы пути и направления реформирования ООН в целях повышения эффективности ее деятельности и роста влияния на современные процессы. Отдельное внимание уделено России, её роли и месту в ООН, а также её конкуренции с США и другими влиятельными державами в рамках членства в ООН.[2]
Международное право
2018
Крицкий К.В. Санкции и односторонние ограничительные меры в современном международном праве[1]
В 2014 году впервые в новейшей истории Россия стала объектом применения масштабных ограничительных мер (санкции). Цель исследования – всестороннее изучения института международных санкций и практики применения односторонних ограничительных мер. Анализируется их соответствие современной системе международного права и, как следствие, установлении правомерности их применения.[2]
Международное право
2019
Мельцер Н., Кустер Э. Международное гуманитарное право: общий курс[1]
Ужасные страдания и отчаяние жертв войны вызвали к жизни международное гуманитарное право (МГП), свод права, зародившийся на полях сражений прошлого и настоящего и предназначенный облегчить страдания человека в ситуациях вооруженного конфликта. Настоящая книга, подготовленная специалистами МККК, разъясняет базовые принципы МГП, его основных черт, а также его место и функции в рамках современного международного права. Отдельное внимание уделено нормам МГП, регулирующим ведение военных действий, их средства и методы.[2]
Международное право
2017
Меньшенина Н.Н. Международное право[1]
Международное право – результат общественной практики, продукт осознания людьми (личностями, группами, классами) своего материального интереса в связи с постоянно изменяющимися международными отношениями. В книге рассматриваются генезис, нормы, принципы, отрасли, институты и субъекты международного права. Дается описание норм международного права в области регулирования проблем личности, гуманитарных основ межгосударственных отношений.[2]
Международное право
2016
Ноздрин А.В. Политика двойных стандартов в международных отношениях[1]
Распространенным явлением в международных отношениях являются двойные стандарты, выступающие неотъемлемой частью политики некоторых государств. В данной статье анализируется политика двойных стандартов в международных отношениях. Кратко рассматриваются конкретные примеры использования двойных стандартов в сфере международного терроризма, международной торговли оружием, глобальной энергетики и международных конфликтов.[2]
Международное право
2013
Просандеева Н.В. Иллюзорность европейского правового государства: идеи Карла Шмитта[1]
Карл Шмитт (1888–1985) – немецкий философ, политолог, теоретик права. В статье описаны его критические взгляды на два столпа европейской ментальности и цивилизованности – право и правовое государство. Как отмечает автор, «международному праву не свойственно закреплять равноправные и симметричные отношения между государствами».[2]
Международное право
2017
Сквозников А.Н. Косовская проблема: историко-правовые аспекты[1]
В статье описаны негативные последствия одностороннего провозглашения независимости края Косово и Метохия для международного права и международной безопасности. Отдельное внимание уделено позиции России и её представителей в Международном Суде.[2]
Международное право
2011
Суворкина И.Е. Роль МАГАТЭ в развитии международного сотрудничества на современном этапе[1]
Центральная роль в осуществлении контроля в области нераспространения ядерного оружия принадлежит Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ). В работе исследована роль МАГАТЭ в рамках борьбы с существующими глобальными проблемами в сфере международной безопасности, а также в развитии международного сотрудничества.[2]
Международное право
2017
Тимофеев И.Н., Чуприянова П.И. Политика санкций: цели, стратегии, инструменты[1]
В издании, подготовленном РСМД, рассмотрена роль санкций как инструмента внешней политики современных государств, отраслевые и региональные особенности применения ограничительных мер, цели санкций в отношении России и других стран, а также последствия и стратегии противодействия санкционному воздействию.[2]
Международное право
2023
Хасанов А.А. Современные подходы к теориям признания новых государств в международном праве[1]
В статье исследуется проблема признания новых государств в современном международном праве. Раскрыты критерии признания государств, закрепленные в международно-правовых актах, в частности критерий правомерности возникновения нового государства. Отмечается, что на современном этапе развития института признания необходимо руководствоваться смешанной теорией признания как наиболее отвечающей международному праву и практикой государств. Среди государств постсоветского пространства затронуты Южная Осетия и Абхазия.[2]
Международное право
2016

Военные операции

Автор(ы) Название публикации Тема публикации Год публикации
Галушко С. Некоторые вопросы подготовки и проведения специальных операций в период после Второй Мировой войны (аналитический доклад)[1]
Современные реалии военно-политической обстановки в мире характеризуются возникновением значительного числа новых противоречий различного характера между государствами и целыми регионами, а также внутри некоторых стран. В докладе раскрыты характерные черты и особенности проведения специальных операций, прежде всего в ходе войн и военных конфликтов в период после Второй мировой войны по настоящее время. Отдельное внимание уделено специальным операциям, осуществленным СССР в Афганистане и Россией в Чечне.[2]
Военные операции
2011
Кудашкин А.В. Опыт концептуализации специальных военных операций в современном праве[1]
Специальные военные операции связаны с установлением особого правового режима на определенной территории или в отношении определенных действий. В статье рассматриваются взаимосвязанные концептуальные, правовые и институциональные аспекты специальных военных операций, в т.ч. применительно к специальной военной операции (СВО) РФ на Украине на разных этапах правового регулирования. Выявлена специфика формирования специального законодательства по СВО, образующего отдельную предметную область российского права.[2]
Военные операции
2023
Тарасова Л.Н. К дискуссии о правомерности гуманитарной интервенции[1]
Понятие «гуманитарная интервенция» – термин с двумя смыслами: с одной стороны, характер акции, предпринимаемой во имя поддержания мира и стабильности, а с другой, грубое нарушении суверенитета государства. Статья посвящена проблеме правомерности гуманитарной интервенции. Неоднозначность данной проблемы порождается сочетанием общепризнанного международно-правового принципа неприменения силы в международных отношениях с растущим убеждением в том, что мировое сообщество не может оставаться безучастным к гибели, страданиям, грубым и массовым нарушениям прав людей в том или ином государстве.[2]
Военные операции
2011

Право на самоопределение

Автор(ы) Название публикации Тема публикации Год публикации
Алексанян С.Р. Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве[1]
Принцип равноправия и самоопределения народов является одним из основных принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН. В диссертации приводится комплексное исследование этого принципа и его содержания, практики реализации и международного контроля по его соблюдению в современном международном праве.[2]
Право на самоопределение
2018
Ананидзе Ф.Р. Коренные народы и право народов на самоопределение[1]
Право коренных народов на самоопределение является краеугольным камнем процесса их выживания, сохранения и развития как отдельных этносом и народов. В статье проведен анализ существующих международно-правовых проблем права коренных народов на самоопределение.[2]
Право на самоопределение
2001
Бозиев А.Т. О праве наций на самоопределение в условиях глобализации[1]
В XXI веке, эпохе глобализации, остаются актуальными стремления некоторых народов утвердиться в своей неповторимости и осознании своей идентичности. В статье рассматриваются проблемы реализации норм международного права при реализации права нации на самоопределение в условиях глобализации на примере крымского референдума (2014). Как отмечает автор, «никаких общепринятых международных норм в части реализации права наций на самоопределение просто не существует, и все решается в зависимости от исхода политической и вооруженной борьбы».[2]
Право на самоопределение
2015
Буханова А.С. Коллизия принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств и возможные пути ее разрешения[1]
Данная статья посвящена проблеме сочетания принципов единства и территориальной целостности государства и права народов на самоопределение. Как отмечает автор, «международное право защищает территориальную целостность только тех государств, чьи границы основаны на самоопределении народов».[2]
Право на самоопределение
2011
Вельяминов Г.М. Воссоединение Крыма с Россией: правовой статус[1]
В статье проанализирован правовой статус крымского референдума 2014 года, в частности применение в данном случае права народов на самоопределение, прописанного в международных документах. Отдельное внимание уделено госперевороту на Украине как контексту крымского референдума.[2]
Право на самоопределение
2014
Гайстлингер М. Крымский референдум: международно-правовой аспект[1]
Устав ООН и ряд других международных правовых актов считаются международно-правовой основой провозглашения независимости Республики Крым от Украины. Автор статьи, профессор Зальцбургского университета (Германия), рассматривает основные аспектов включения Республики Крым в состав России с точки зрения реализации закреплённого в Уставе ООН права наций на самоопределение. Анализируются международно-правовая основа включения Республики Крым в состав субъектов России и ключевые причины и последствия данного события.[2]
Право на самоопределение
2014
Гуляков А.Д. Право на самоопределение в сложносоставном государстве в условиях глобализации[1]
В XXI веке проблема законности-незаконности самоопределения народов и этнических меньшинств в сложносоставном государстве стала деликатной темой в международном праве. В статье предлагается определить значение и последствия тех или иных событий, их легальность и желательность с различных углов зрения. Для анализа взяты примеры Крыма, Шотландии и Каталонии как автономий в составе унитарных государств.[2]
Право на самоопределение
2017
Ибрагимов А.М. Воссоединение Крыма и Севастополя с Российской Федерацией в призме международного права и мировой политики[1]
Крым и Севастополь вошли в состав России через референдум. Этому событию способствовал общепризнанный принцип права наций на самоопределение, который как императивная норма общего международного права в условиях современной Украины оказался применимым для целей свободного определения статуса крымского региона и предотвращения в нем кризисных явлений.[2]
Право на самоопределение
2014
Клишас А.А. Сепаратизм вне права[1]
Стремление отдельных территориальных образований к сепаратизму создает угрозу основополагающих конституционных принципов территориальной целостности государства и государственного суверенитета. Автор статьи, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, приводит правовую оценку сепаратной активности в мире на примере процесса выхода Каталонии из состава Испании. Как отмечает автор, «выход территории из состава государства допустим только в исключительных случаях и только в целях предотвращения грубого нарушения прав и свобод человека».[2]
Право на самоопределение
2019
Кремянская Е.А. Теория и практика федерализма: сравнительно правовое исследование[1]
Федерация – это соединение в одно государство нескольких государств, государственно территориальных образований в интересах достижения общих целей. В монографии исследуется опыт крупнейших федераций современного мира, а также анализируется российский опыт федерализма в сравнении с другими странами.[2]
Право на самоопределение
2015
Кряжков В.А. Крымский прецедент: конституционно-правовое осмысление[1]
В статье анализируются конституционно-правовые вопросы, актуализированные событиями Крымской весны. Затронуты право народов на самоопределение, использование ВС РФ за пределами России, роль Конституционного суда России, а также государственно-правовое обустройство крымских татар в России.[2]
Право на самоопределение
2014
Райков Г.Р. Роль Российской Федерации в крымском вопросе сквозь призму сценария в Косово[1]
События крымского кризиса, повлёкшие за собой изменения административно-территориального устройства России, которые не могли остаться незамеченными мировым сообществом, заняли своё место в международном дискурсе. В работе исследована степень влияния событий, связанных с отделением Косово от Сербии, на политику России в отношении Крыма, в том числе поставлена задача выявить основные сходства и различия обоих международных событий в различных аспектах.[2]
Право на самоопределение
2018
Толстых В.Л. Право на самоопределение как юридическое основание воссоединения Крыма с Россией[1]
В статье рассматривается право наций на самоопределение как основание воссоединения Крыма с Россией, а также правовые и политические перспективы урегулирования украинского кризиса. Как отмечает автор, «государственный переворот на Украине привел к исключению населения Крыма из политического общения, что, в свою очередь, послужило предпосылкой формирования общей воли, направленной на воссоединение с Россией».[2]
Право на самоопределение
2014
Томсинов В.А. «Крымское право» или Юридические основания для воссоединения Крыма с Россией[1]
Автор книги, профессор МГУ, выступает с критикой оценки крымского референдума, данного властями Украины, которая «не опирается на анализ содержания международно-правовых документов, не учитывает практики осуществления права народа на самоопределение путем». Данное событие оценивается с точки зрения Конституции Украины, норм и принципов международно-правовых актов, международной практики разрешения подобных ситуаций.[2]
Право на самоопределение
2015
Томсинов В.А. Международное право с точки зрения воссоединения Крыма с Россией[1]
Воссоединение Крыма с Россией стало событием, вызвавшим не просто острый конфликт, но и глубокий сдвиг в международных отношениях. При этом обнаружилось истинное состояние современного международного права: в нем проявились такие пробелы и недостатки, без устранения которых невозможно его поступательное развитие и соответственно поддержание устойчивого правопорядка в международных отношениях. Обращение к нормам и принципам, выраженным в Уставе ООН, международных конвенциях и декларациях, анализ практики Международного суда, изучение международно-правовой традиции разрешения споров — всё это даёт основания признать выход Крыма из состава Украины вполне легитимным.[2]
Право на самоопределение
2014
Фарукшин А.М. Швейцарский федерализм и защита прав меньшинств[1]
В статье рассматривается опыт швейцарского федерализма в защите интересов и прав религиозных и этнолингвистических меньшинств на федеральном и кантональном уровнях. Как отмечает автор, «федерализм рассматривается в Швейцарии как возможное разрешение конфликтов в мультикультурных обществах», а его опыт «является весьма поучительным в том плане, что, несмотря на существенные этноязыковые и религиозные различия, Швейцарии удалось создать хорошо интегрированные и процветающие общество и государство».[2]
Право на самоопределение
2005

Международная правовая практика

Основная статья: Литература по российскому праву

Автор(ы) Название публикации Тема публикации Год публикации
Борисов И.Б. Международный опыт изменения Основного закона страны[1]
В 2020 году в России была проведена конституционная реформа, чьи итоги были подкреплены результатами всенародного голосования. В докладе, подготовленном РОИИП, предпринята попытка проанализировать и обобщить международную практику организации конституционных реформ с участием населения. Рассмотрены процедуры принятия поправок к Конституции Российской Федерации с позиций соответствия/несоответствия общепризнанного и допустимого порядка в современном социуме.[2]
Международная правовая практика
2020
Космачев А.В. Унитарные государства стран СНГ[1]
Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В статье анализируются особенности территориального деления унитарных стран СНГ и их отличий друг от друга.[2]
Международная правовая практика
2015
Мандрыка Е.В. Конституционно-правое регулирование референдумов в постсоциалистических государствах: общее и особенное[1]
Референдум – свободное волеизъявление граждан по общественно значимым вопросам, проблемам, имеющим государственное значение, и принятие решений гражданами по этим вопросам непосредственно. Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию правового регулирования референдумов в бывших коммунистических странах, выявлению общего и особенного в их законодательном закреплении, а также в их организации и проведении на практике.[2]
Международная правовая практика
2013
Мочалов А.Н. Конституционно-правовые инструменты управления этническим многообразием в многонациональных федерациях[1]
Многонациональные федерации отличает наличие субъектов, образованных по национальному признаку. В статье рассмотрены сложившиеся в практике многонациональных федеративных государств основные инструменты управления этническим многообразием и особенности их конституционно-правового регулирования. Рассмотрен федеративный опыт Бельгии, Индии, России, Швейцарии и других стран.[2]
Международная правовая практика
2018
Прокофьев К.Г. Сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства об ответственности за несоблюдение правил массовых мероприятий[1]
В статье проводится сравнительный анализ норм российского и зарубежного законодательства относительно регулирования организации и проведения публичных мероприятий, а также меры ответственности за нарушения в указанной сфере. Рассмотрены нормы законодательства России, Великобритании, Германии, Франции, США, Швеции, Японии. Автор приходит к выводу, что ужесточение ответственности за нарушение правил организации и проведения публичных мероприятий, а также за их несанкционированное проведение оправдано и не противоречит конституционным принципам.[2]
Международная правовая практика
2016
Сбитнева Ю.О. Обзор зарубежного законодательства, регулирующего проведение публичных мероприятий[1]
Законы, конкретизирующие условия реализации свободы собраний и митингов, всегда содержат ограничения. В статье рассматривается зарубежное законодательство, регулирующее проведение публичных мероприятий. Как отмечает автор, «законодательства демократических развитых стран мира отличаются значительной (в сравнении с российской) степенью жесткости соблюдения приоритета общественного порядка и детализацией полномочий полиции».[2]
Международная правовая практика
2014

Примечания