Северная верфь: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
||
(не показано 160 промежуточных версий 7 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{ | {||- bgcolor="white" style="float:right; border:1px solid white;" | ||
''' | |- | ||
|<div> | |||
<table border=0 align="center"><tr> | |||
<td>[[Файл:Order of Lenin third type.jpg|75x75px|alt=]]</td> | |||
<td>[[Файл:Order of Lenin third type.jpg|75x75px|alt=]]</td> | |||
<td>[[Файл:OrderOctoberRevolution.gif|75x75px|alt=]]</td> | |||
</tr> | |||
</table> | |||
</div> | |||
|} | |||
[[Файл:Kirovsky District (North) of Saint Petersburg 17Aug10.JPG|thumb|225px|right|Аэрофотоснимок Кировского района Санкт-Петербурга — Северная верфь расположена точно в центре]] | |||
'''Публичное акционерное общество Судостроительный завод «Северная верфь»''' (официальное сокращённое название '''ПАО СЗ «Северная верфь»''') — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе [[Санкт-Петербург]]е. Образовано 1 (14) ноября 1912 года как «Путиловская верфь». | |||
История наименований предприятия: | |||
* 1912—1921 гг. — '''«Путиловская верфь»''' | |||
* 1921—1936 гг. — '''«Северная верфь»''' | |||
* 1936—1948 гг. — '''«Судостроительный завод № 190»''' | |||
* 1948—1988 гг. — '''«Судостроительный завод № 190 имени А. А. Жданова»'''. | |||
* с 1988 года по настоящее время — '''«Северная верфь»'''. | |||
Входит в состав холдинга [[Объединённая судостроительная корпорация]]. | |||
В настоящий момент предприятие специализируется на серийном строительстве, ремонте и модернизации боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец, а также коммерческих судов дедвейтом до 12 тыс. тонн.[http://www.nordsy.spb.ru/about/power/] | В настоящий момент предприятие специализируется на серийном строительстве, ремонте и модернизации боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец, а также коммерческих судов дедвейтом до 12 тыс. тонн.[http://www.nordsy.spb.ru/about/power/] | ||
Строка 7: | Строка 28: | ||
=== Предыстория создания завода === | === Предыстория создания завода === | ||
'''28 февраля 1801 года''' — подписан Указ Императора Павла I, в котором повелевалось перенести в Санкт-Петербург Кронштадтский чугунолитейный завод. | |||
''' | '''3 апреля 1801 года''' — с отливкой первого ядра Санкт-Петербургский литейный завод (позднее Путиловский, ныне Кировский завод) начал свою работу. | ||
''' | '''1812 год''' — Санкт-Петербургский литейный завод начал развиваться как машиностроительное предприятие, приступив к производству паровых машин. | ||
''' | '''ноябрь 1824 года''' — Санкт-Петербургский литейный завод практически разрушен катастрофическим наводнением. | ||
''' | '''1868 год''' — Санкт-Петербургский литейный завод приобретён известным российским инженером и предпринимателем Н. И. Путиловым. | ||
'''1873 год''' — Н. И. Путиловым создано акционерное «Общество Путиловских заводов». | |||
'''1873 год''' | |||
[[Файл:Миноносец Роченсальм.jpg|thumb|150px|right|Миноносец «Роченсальм»]] | [[Файл:Миноносец Роченсальм.jpg|thumb|150px|right|Миноносец «Роченсальм»]] | ||
'''18 апреля 1880 года''' | '''18 апреля 1880 года''' — Н. И. Путилов умер, предварительно сумев превратить завод в передовое металлургическое и машиностроительное предприятие, но разорившись на строительстве Морского канала Санкт-Петербурга и глубоководного порта на Гутуевском острове города неподалёку от завода. | ||
'''1887 год''' | '''1887 год''' — Путиловский завод в Санкт-Петербурге берётся за строительство небольших кораблей для Российского императорского флота, получен заказ на два миноносца. | ||
'''1889 год''' | '''1889 год''' — на Путиловском заводе в рамках полученного в 1887 году заказа заложены миноносцы «Биорке» и «Роченсальм» водоизмещением 81 тонна. | ||
[[Файл:Moskvityanin1904-1920.jpg|thumb|150px|right|Минный крейсер (эсминец) «Москвитянин»]] | [[Файл:Moskvityanin1904-1920.jpg|thumb|150px|right|Минный крейсер (эсминец) «Москвитянин»]] | ||
'''1904 год''' | '''1904 год''' — Путиловский завод на добровольные пожертвования граждан страны начинает строительство минных крейсеров (эсминцев) «Москвитянин» и «Доброволец». | ||
'''1910 год''' | '''1910 год''' — «Общество Путиловских заводов» приобрело 80 га с отмелями прилегающих к заводу территорий для строительства крупной верфи в следствие ожидавшихся заказов по строительству крупных боевых кораблей — линкоров-сверхдредноутов водоизмещением, по-видимому, до 50 тыс. тонн — вследствие начавшейся между ведущими странами того времени гонки вооружений на море. | ||
[[Файл:Novik (1911).jpg|thumb|150px|right|Эсминец Новик, | [[Файл:Novik (1911).jpg|thumb|150px|right|Эсминец Новик, 1911 г.]] | ||
'''19 июля (1 августа) 1910 года''' | '''19 июля (1 августа) 1910 года''' — на Путиловском заводе начато строительство легендарного эсминца «Нови́к» (с 1926 года «Яков Свердлов») — самого скоростного в мире корабля своего времени и самого совершенного в мире эсминца тех лет, впоследствии прославившегося в боях. | ||
'''4 апреля 1911 года''' | '''4 апреля 1911 года''' — морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II «Закон об императорском российском флоте» с «Объяснительной запиской» к нему и «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 гг.». Закон ради поддержания политического авторитета страны предполагал, что только на Балтийском флоте к 1930 году будут развёрнуты 24 линейных корабля (для сравнения: к 1930 году в следствие ограничений по Вашингтонскому морскому соглашению 1922 года Британская Империя имела 22 линкора, а США — 18).[http://militera.lib.ru/articles/1/abc/sh_33080.html] | ||
[[Файл: | [[Файл:Большой эллинг Путиловской верфи (1914).jpg|thumb|150px|left|Эллинг Путиловской верфи (пролёт 76 м), 1914]] | ||
[[Файл:Spusk_na_vodu_Volhov.jpg|thumb|150px|left|Спуск на воду спасательного судна «Волхов», | [[Файл:Spusk_na_vodu_Volhov.jpg|thumb|150px|left|Спуск на воду спасательного судна «Волхов», 1913 г.]] | ||
=== Российская Империя === | === Российская Империя === | ||
'''1 ноября 1912 года''' — '''создано предприятие «Путиловская верфь» (ныне «Северная верфь»), контролируемое частным «Обществом Путиловских заводов».''' Предприниматели решили вложиться в создание одной из крупнейших отечественных верфей того времени, надеясь на военные заказы, поскольку существовавшие государственные предприятия очевидно не могли справиться с грандиозными объёмами строительства, прописанными в «Законе о флоте». | |||
''' | '''1913 год''' — на Путиловской верфи начато судостроительное производство, в том числе строится и спасательное судно «Волхов» (с 1922 года «Коммуна»), побившее впоследствии все рекорды долголетия судов военного флота, находясь в строю уже белее 100 лет. | ||
[[Файл:AdmiralButakov&AdmiralSpiridov1915.jpg|thumb|150px|right|Лёгкие крейсера в эллинге верфи, 1915 г.]] | |||
[[Файл:AdmiralButakov&AdmiralSpiridov1915.jpg|thumb|150px|right|Лёгкие крейсера в эллинге верфи, | |||
'''29 августа (11 сентября) 1913 года''' — введён в строй лучший в мире эсминец «Нови́к». Заканчивала строительство эсминца фактически уже «Путиловская верфь», куда к тому времени перешёл работать коллектив судостроителей Путиловского завода. | '''29 августа (11 сентября) 1913 года''' — введён в строй лучший в мире эсминец «Нови́к». Заканчивала строительство эсминца фактически уже «Путиловская верфь», куда к тому времени перешёл работать коллектив судостроителей Путиловского завода. | ||
Строка 56: | Строка 75: | ||
'''ноябрь 1913 года''' — на верфи заложены первые крупные боевые корабли — 16 ноября лёгкий крейсер «Адмирал Спиридов» и 29 ноября — однотипный ему «Адмирал Бутаков». | '''ноябрь 1913 года''' — на верфи заложены первые крупные боевые корабли — 16 ноября лёгкий крейсер «Адмирал Спиридов» и 29 ноября — однотипный ему «Адмирал Бутаков». | ||
'''1914 год''' — с вводом в строй основного решетчатого эллинга с внутренними размерами 252x76x37 м для строительства крупных кораблей, который мог вместить одновременно два линкора-сверхдредноута в целом завершён [[ | '''1914 год''' — с вводом в строй основного решетчатого эллинга с внутренними размерами 252x76x37 м для строительства крупных кораблей, который мог вместить одновременно два линкора-сверхдредноута в целом завершён [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)#.D0.9F.D1.83.D1.82.D0.B8.D0.BB.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F .D0.B2.D0.B5.D1.80.D1.84.D1.8C|крупный проект строительства Путиловской верфи]]. | ||
'''11 октября 1917 года''' — по решению Временного правительства на Путиловской верфи прервана постройка обоих лёгких крейсеров.[http://www.wunder-waffe.ru/WeaponBook/KrKav/chap06.html] | '''11 октября 1917 года''' — по решению Временного правительства на Путиловской верфи прервана постройка обоих лёгких крейсеров.[http://www.wunder-waffe.ru/WeaponBook/KrKav/chap06.html] | ||
=== Советская Россия === | === Советская Россия === | ||
'''октябрь 1921 года''' — '''«Путиловская верфь» в первый раз переименована в «Северную верфь».''' | '''октябрь 1921 года''' — '''«Путиловская верфь» в первый раз переименована в «Северную верфь».''' | ||
'''1 августа 1927 года''' — на верфи заложены первые 6 сторожевых кораблей типа «Ураган»<ref>Сторожевые корабли «Ураган», «Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь» в дальнейшем вошли в один дивизион, вследствие специфических названий кораблей широко известный среди советских моряков как «Дивизион плохой погоды».</ref> проекта 2<ref>Номер проекту был присвоен уже позднее, фактически задним числом для удобства классификации.</ref>, ставшие первыми кораблями спроектированными и построенными в советский период истории России. | '''1 августа 1927 года''' — на верфи заложены первые 6 сторожевых кораблей типа «Ураган»<ref>Сторожевые корабли «Ураган», «Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь» в дальнейшем вошли в один дивизион, вследствие специфических названий кораблей широко известный среди советских моряков как «Дивизион плохой погоды».</ref> проекта 2<ref>Номер проекту был присвоен уже позднее, фактически задним числом для удобства классификации.</ref>, ставшие первыми кораблями спроектированными и построенными в советский период истории России. | ||
''' | '''1931—1932 годы''' — введены в строй все шесть кораблей типа «Ураган» первой серии (проекта 2). | ||
'''Декабрь 1931 года''' — в числе второй серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 4 заложены корабли «Метель», впоследствии ставший гвардейским, и «Вьюга». Оба корабля были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке. | |||
'''1932—1933 годы''' — на заводе для Тихоокеанского флота изготовлены четыре подводных лодки типа «Щ» («Щука») серии V, отправленные для окончательной сборки на а [[Центр судоремонта «Дальзавод»|Дальзавод (№ 202)]] во [[Владивосток]]е. | |||
'''1932—1936 годы''' — на верфи построен лидер «Ленинград» проекта 1 — возможно (из-за особенностей замера скоростей это точно определить не представляется возможным) самый быстроходный корабль своего времени в мире. | |||
'''Март 1934 года''' — заложены первые два из третьей серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 — «Молния» и «Зарница». Оба корабля были отправлены для окончательной сборки на [[Центр судоремонта «Дальзавод»|Дальзавод (№ 202)]] во [[Владивосток]]е. | |||
'''27 ноября 1935 года''' — на заводе заложен эсминец «Гневный» проекта 7 — первый в крупной серии советских эскадренных миноносцев этого проекта. | '''Июнь 1934—1936 годы''' — построена вторая пара третьей серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 — «Пурга» и «Буря». | ||
'''1934—1936 годы''' — на предприятии собраны 11 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI-бис построенных на [[Черноморский судостроительный завод|Завод имени А. Марти (позднее Завод № 198, ныне Черноморский судостроительный завод)]] в [[Николаев]]е. | |||
'''1935—1938 годы''' — построена четвёртая — последняя — серия сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 из двух кораблей — «Снег» и «Туча». | |||
'''1935—1939 годы''' — на заводе строится серия из семи эскадренных миноносцев проекта 7, один из которых был достроен на [[Балтийский завод|Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе]]. | |||
'''27 ноября 1935 года''' — на заводе заложен эсминец «Гневный» проекта 7 — первый в крупной серии первых советских эскадренных миноносцев этого проекта. | |||
'''1936 год''' — '''предприятие переименовано в Судостроительный завод № 190.''' | '''1936 год''' — '''предприятие переименовано в Судостроительный завод № 190.''' | ||
Строка 74: | Строка 108: | ||
'''1939 год''' — началось строительство эскадренных миноносцев проекта 30, прерванное вскоре Великой Отечественной войной. | '''1939 год''' — началось строительство эскадренных миноносцев проекта 30, прерванное вскоре Великой Отечественной войной. | ||
''' | '''1947—1950 годы''' — четыре частично готовых эсминца проекта 30 достроены по проекту 30-К. | ||
''' | '''1948—1953 годы''' — серийное строительство эскадренных миноносцев проекта 30-бис. | ||
''' | '''1948 год''' — '''заводу присвоено имя А. А. Жданова''' — революционного и государственного деятеля Советской России, скончавшегося в том году. | ||
[[Файл:Cruiser Kynda.jpg|thumb|150px|right|Ракетный крейсер «Грозный» проекта 58]] | |||
'''1953—1958 годы''' — на заводе построены двенадцать [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1955-1959)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.B5.D1.86 .C2.AB.D0.A1.D0.BF.D0.BE.D0.BA.D0.BE.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 56|эскадренных миноносцев проекта 56]]. | |||
'''1957—1958 годы''' — на предприятии построен [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1955-1959)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.86.D1.8B .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 56-.D0.9C|эскадренный миноносец «Неуловимый» проекта 56-М]]. Эсминцы этого типа стали первыми серийными кораблями с противокорабельными ракетами на борту. | |||
'''1958—1961 годы''' — построены четыре эскадренных миноносца типа 57-бис с ракетным оружием. | |||
'''23 марта 1960 года''' — на заводе заложен головной [[Крупные российские проекты (Никита Хрущёв, 1959-1964)#.D0.A0.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80 .C2.AB.D0.93.D1.80.D0.BE.D0.B7.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 58|ракетный крейсер проекта 58 «Грозный»]] — первый ракетный крейсер отечественного флота, введённый в строй 30 декабря 1962 года. В 1960—1965 гг. на заводе были построены [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1964-1971)#.D0.A0.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 58|ещё три ракетных крейсера этого проекта]]. | |||
'''1962—1966 годы''' — на заводе построены четыре больших противолодочных корабля проекта 61. | |||
[[Файл:Order of Lenin third type.jpg|35px|left]] | |||
'''28 апреля 1963 года''' — завод № 190 им. А. А. Жданова Ленинградского Совета народного хозяйства за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также надводных кораблей, оснащённых этим оружием, и перевооружение кораблей ВМФ награждён Орденом Ленина.[http://www.nordsy.spb.ru/about/honors/] | |||
[[Файл:AdmiralYumashev1982a.jpg|thumb|150px|right|БПК проекта 1134-А «Адмирал Юмашев», 1982]] | |||
'''1964—1969 годы''' — на заводе построены [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1964-1971)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .28.D1.80.D0.B0.D0.BA.D0.B5.D1.82.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D1.80.D0.B5.D0.B9.D1.81.D0.B5.D1.80.D0.B0.29 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1134|четыре ракетных крейсера (больших противолодочных корабля) проекта 1134]] типа «Адмирал Зозуля». | |||
'''1966—1970 годы''' — на заводе построены [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1964-1971)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1134-.D0.90|первые два больших противолодочных корабля проекта 1134-А типа «Кронштадт»]] и заложено ещё пять, вступивших в строй позднее. | |||
[[Файл:OrderOctoberRevolution.gif|35px|left]] | |||
'''18 января 1971 года''' — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за успешное выполнения 5-летнего плана и организацию производства новой техники награждён Орденом Октябрьской революции.[http://www.nordsy.spb.ru/about/honors/] | '''18 января 1971 года''' — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за успешное выполнения 5-летнего плана и организацию производства новой техники награждён Орденом Октябрьской революции.[http://www.nordsy.spb.ru/about/honors/] | ||
'''1971—1977 годы''' — в 1971—1975 годах на заводе вступили в строй [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1971-1976)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1134-.D0.90|шесть больших противолодочных корабля проекта 1134-А типа «Кронштадт»]], к которым в 1976—1977 годах [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1134-.D0.900|добавились ещё два]]. | |||
'''1974—1979 годы''' — на заводе построено 6 больших противолодочных кораблей (с 1977 года сторожевых кораблей) [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1135|проекта 1135]]. | |||
[[Файл:Otlichnyy1986a.jpg|thumb|150px|right|Эсминец «Отличный» проекта 956, 1986]] | |||
'''1976—1990 годы''' — на заводе построены 13 эскадренных миноносцев проекта 956 «Сарыч» типа «Современный». Из них [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.86.D1.8B .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 956 .C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|первые два были введены в строй в 1980—1982 годах]] при Брежневе, [[Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.B5.D1.86 .C2.AB.D0.9E.D1.82.D0.BB.D0.B8.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 956 .C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|один в 1983 году]] при Андропове, [[Крупные российские проекты (Константин Черненко, 1984-1985)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.B5.D1.86 .C2.AB.D0.9E.D1.81.D0.BC.D0.BE.D1.82.D1.80.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 956 .C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|один в 1984 году]] при Черненко и [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.86.D1.8B .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 956 .C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|девять в 1985—1990 годах]] при Горбачёве. | |||
'''1977 — 1988 годы''' — на заводе построены четыре больших противолодочных корабля проекта 1155: [[Крупные российские проекты (Леонид Брежнев, 1976-1982)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1155|один при Брежневе]], [[Крупные российские проекты (Юрий Андропов, 1982-1984)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1155|один при Андропове]] и [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#.D0.91.D0.BE.D0.BB.D1.8C.D1.88.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D1.82.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B4.D0.BE.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D0.B8 .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 1155|два при Горбачёве]]. | |||
[[Файл:Order of Lenin third type.jpg|35px|left]] | |||
'''16 июля 1986 года''' — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за большие заслуги в создании, проведении испытаний и освоении серийного строительства специальной техники награждён вторым Орденом Ленина.[http://www.nordsy.spb.ru/about/honors/] | '''16 июля 1986 года''' — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за большие заслуги в создании, проведении испытаний и освоении серийного строительства специальной техники награждён вторым Орденом Ленина.[http://www.nordsy.spb.ru/about/honors/] | ||
=== | '''1987—1991 годы''' — по усовершенствованному проекту 956-А «Сарыч» построен [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D0.B5.D1.86 .C2.AB.D0.91.D0.B5.D0.B7.D1.83.D0.B4.D0.B5.D1.80.D0.B6.D0.BD.D1.8B.D0.B9.C2.BB .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 956-.D0.90 .C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|эскадренный миноносец «Безудержный»]] (с 9 декабря 2007 года «Гремящий»). | ||
'''1988 год''' — '''предприятие повторно переименовано в Судостроительный завод «Северная верфь».''' | |||
=== Современная Россия === | |||
[[Файл:Corvette Steregushchiy.jpg|thumb|150px|right|Корвет «Стерегущий»]] | |||
'''1991—1993 годы''' — введены в строй [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)#.D0.AD.D1.81.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D1.86.D1.8B .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 956-.D0.90 .C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|три заложенных ранее эскадренных миноносца проекта 956-А «Сарыч»]]. | |||
'''1999—2000 годы''' — введены в строй два эскадренных миноносца проекта 956-Э для военно-морских сил Китая, достроенные из корпусов, заложенных ранее по проекту 956-А «Сарыч» — [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)#.D0.AD.D1.81.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D1.86 .C2.AB.D0.A5.D0.B0.D0.BD.D1.87.D0.B6.D0.BE.D1.83.C2.BB .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 956-.D0.AD .C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|«Ханчжоу» в 1999 году]] и [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)#.D0.AD.D1.81.D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D1.86 .C2.AB.D0.A4.D1.83.D1.87.D0.B6.D0.BE.D1.83.C2.BB .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 956-.D0.AD .C2.AB.D0.A1.D0.B0.D1.80.D1.8B.D1.87.C2.BB|«Фучжоу» в 2000 году]]. | |||
'''21 декабря 2001 года''' — заложен головной корвет проекта 20380 «Стерегущий», спроектированный с использованием технологий малозаметности. | '''21 декабря 2001 года''' — заложен головной корвет проекта 20380 «Стерегущий», спроектированный с использованием технологий малозаметности. | ||
''' | '''2002—2006 годы''' — построены два эскадренных миноносца проекта 956-ЭМ для военно-морских сил Китая. | ||
[[Файл:Admiral Gorshkov frigate 02.jpg|thumb|150px|right|Фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», 2018]] | |||
'''2003 — настоящее время (2023)''' — осуществляется строительство пяти серийных корветов проекта 20380. | |||
'''2004—2018 годы''' — предприятием построено два судна связи проекта 18280. | |||
'''2006 — настоящее время (2023)''' — осуществляется строительство серии фрегатов проекта 22350 (головной фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» стал первым столь крупным надводным кораблём, заложенным (2006) и достроенным (2018) с момента развала СССР). | |||
'''28 февраля 2008 года''' — головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» ведён в строй. | '''28 февраля 2008 года''' — головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» ведён в строй. | ||
[[ | '''2012 — настоящее время (2023)''' — осуществляется строительство серии из двух корветов проекта 20385 — усовершенствованной версии проекта 20380. Первоначально проект 20385 предусматривал использование большого количества зарубежных комплектующих, однако из-за последствий разразившегося в 2014 году [[Украинский кризис|Украинского кризиса]] корабли пришлось достраивать с переделками, в частности с заменой двигательной установки на отечественный аналог. По видимому, по той же причине вскоре верфь перешла к строительству корветов следующего проекта 20386. | ||
== | '''2012—2021 годы''' — предприятием построены два (изначально до 2014 года строилось три) судна тылового обеспечения проекта 23120 с высоким ледовым классом ARC4.[http://bastion-karpenko.ru/23120-2/][http://www.nordsy.spb.ru/pressroom/20014/] | ||
'''2014 год''' — заводская фабрика-кухня 1935 года постройки (Корабельная улица, дом 6), включена в реестр объектов культурного наследия регионального значения.[https://gazeta.bn.ru/news/2014/07/04/180388.html] | |||
'''22 декабря 2015 года''' — на территории ОАО «[[Северная верфь|Судостроительный завод „Северная верфь“]]» началось строительство нового судостроительного комплекса. Это будет крытый сухой док, который позволит строить суда длиной до 400 метров.[http://sdelanounas.ru/blogs/71903/] | |||
'''2016 год''' — в связи с изменением законодательства предприятие сменило форму собственности с изменением названия с «Открытого акционерного общества» (ОАО) на «Публичное акционерное общество» (ПАО). | |||
'''2016 — настоящее время (2023)''' — осуществляется строительство корвета «Дерзкий» (в середине строительства — «Меркурий»<ref>Назван в честь героического брига «Меркурий», одержавшего небывалую победу на Черном море в начале XIX века.</ref>) проекта 20386 — усовершенствованной версии проектов 20380 и 20385. | |||
'''2018 — настоящее время (2023)''' — предприятие строит серию из четырёх ярусоловов-процессоров проекта МТ1112XL. Это высокотехнологичные рыболовецкие суда, имеющие водоизмещение более 2000 тонн каждое. | |||
'''2018 — настоящее время (2023)''' — по заказу отечественного рыбопромышленного холдинга Норебо предприятие строит серию из 10 траулеров-процессоров проекта 170701.[http://www.nordsy.spb.ru/pressroom/17924/] | |||
=== Ожидаемые события === | |||
'''После 2020 года''' — начало строительства [[Крупные российские проекты (планируемые)#.D0.AD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.BC.D0.B8.D0.BD.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D1.81.D1.86.D1.8B .D0.BF.D1.80.D0.BE.D0.B5.D0.BA.D1.82.D0.B0 23560 .C2.AB.D0.9B.D0.B8.D0.B4.D0.B5.D1.80.C2.BB|эсминцев проекта 23560 «Лидер»]]. | |||
== Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии == | |||
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить: | |||
[[Файл:RusStamp1996Novik.jpg|thumb|150px|left|Эсминец «Новик» на российской марке 1996 года]] | |||
[[Файл:Kommuna rescue ship 2009 G2.jpg|thumb|150px|right|Спасательное судно «Коммуна» (бывший «Волхов»), 2009]] | [[Файл:Kommuna rescue ship 2009 G2.jpg|thumb|150px|right|Спасательное судно «Коммуна» (бывший «Волхов»), 2009]] | ||
* '''Эскадренный миноносец «Нови́к»''' (с 1929 года '''«Яков Свердлов»''') — начинал строиться ещё на Путиловском заводе, но введён в строй уже после перехода судостроителей в состав Путиловской верфи. Корабль построен на остаток от собранных народом средств для усиления отечественного флота миноносцами во время Русско-Японской войны. Стал лучшим в мире эсминцем своего времени, установил рекорд скорости и впоследствии прославился в боях Первой мировой войны, в частности, блестяще победив два новейших немецких эсминца, один из которых в результате выбросился на берег и был подорван командой, а другой был сильно повреждён. Погиб во время Великой Отечественной войны. | |||
* '''Эскадренный миноносец «Нови́к»''' (с 1929 года '''«Яков Свердлов»''') — начинал строиться ещё на Путиловском заводе, но введён в строй уже после перехода судостроителей в состав Путиловской верфи. Корабль построен на остаток от собранных народом средств для усиления отечественного флота миноносцами во время Русско-Японской войны. Стал лучшим в мире эсминцем своего времени, установил рекорд скорости и впоследствии прославился в боях Первой мировой войны | * '''Спасательное судно «Волхов»''' (с 1922 года '''«Коммуна»''') — введено в строй 14 июля 1915 года. На 2020 год входит в состав российского Черноморского флота в том же качестве, является старейшей действующей единицей боевых флотов мира и, вероятно, единственным действующим судном — ветераном Первой мировой войны. В 2010 году судно было оснащено новой подводной робототехникой. | ||
* '''Спасательное судно «Волхов»''' (с 1922 года ''' | [[Файл:Stamp of Russia 2013 No 1695 Guard ship Metel.jpg|thumb|150px|right|Гвардейский сторожевой корабль «Метель» на российской марке, 2013]] | ||
[[Файл:Гремящий.JPG|thumb|150px|left|Гвардейский эсминец «Гремящий» на российской марке 1982 года]] | |||
* '''Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган»''' — заложен 18 декабря 1931 года, перевезён на Дальний Восток по частям, где был достроен на [[Центр судоремонта «Дальзавод»|Дальзаводе]] во [[Владивосток]]е, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года. | |||
* '''Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» проекта 7''' — заложен 23 июля 1936 года, спущен на воду 12 августа 1937 года, введён в строй 28 августа 1939 года, после чего перешёл по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот. Во время войны сбил, по меньшей мере один самолёт, потопил германскую подводную лодку и участвовал в утопления германского эсминца Z-26. Гвардейский с 1 марта 1943 года. | |||
* | |||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
<br | == См. также == | ||
* [[Российское судостроение]] | |||
* [[Российский военно-морской флот]] | |||
== Ссылки == | |||
* [http://www.nordsy.spb.ru/ Официальный сайт предприятия www.nordsy.spb.ru] | |||
* [http://fleetphoto.ru/zavod.php?zid=95 Список кораблей и судов, построенных на предприятии] | |||
* [https://sdelanounas.ru/blogs/95699/ Реконструкция ССЗ «Северная верфь»] | |||
<br> | |||
{{Предприятия}} | |||
[[Категория: | [[Категория:Российское судостроение]] | ||
[[Категория: | [[Категория:Крупные российские проекты]] | ||
[[Категория:Крупные проекты Санкт-Петербурга]] | |||
[[Категория:Предприятия России]] | |||
[[Категория:Предприятия Санкт-Петербурга]] | |||
[[Категория:Санкт-Петербург]] | [[Категория:Санкт-Петербург]] | ||
Текущая версия от 11:41, 24 октября 2024
Публичное акционерное общество Судостроительный завод «Северная верфь» (официальное сокращённое название ПАО СЗ «Северная верфь») — крупное судостроительное предприятие, расположенное в городе Санкт-Петербурге. Образовано 1 (14) ноября 1912 года как «Путиловская верфь».
История наименований предприятия:
- 1912—1921 гг. — «Путиловская верфь»
- 1921—1936 гг. — «Северная верфь»
- 1936—1948 гг. — «Судостроительный завод № 190»
- 1948—1988 гг. — «Судостроительный завод № 190 имени А. А. Жданова».
- с 1988 года по настоящее время — «Северная верфь».
Входит в состав холдинга Объединённая судостроительная корпорация.
В настоящий момент предприятие специализируется на серийном строительстве, ремонте и модернизации боевых надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец, а также коммерческих судов дедвейтом до 12 тыс. тонн.[1]
История предприятия
Предыстория создания завода
28 февраля 1801 года — подписан Указ Императора Павла I, в котором повелевалось перенести в Санкт-Петербург Кронштадтский чугунолитейный завод.
3 апреля 1801 года — с отливкой первого ядра Санкт-Петербургский литейный завод (позднее Путиловский, ныне Кировский завод) начал свою работу.
1812 год — Санкт-Петербургский литейный завод начал развиваться как машиностроительное предприятие, приступив к производству паровых машин.
ноябрь 1824 года — Санкт-Петербургский литейный завод практически разрушен катастрофическим наводнением.
1868 год — Санкт-Петербургский литейный завод приобретён известным российским инженером и предпринимателем Н. И. Путиловым.
1873 год — Н. И. Путиловым создано акционерное «Общество Путиловских заводов».
18 апреля 1880 года — Н. И. Путилов умер, предварительно сумев превратить завод в передовое металлургическое и машиностроительное предприятие, но разорившись на строительстве Морского канала Санкт-Петербурга и глубоководного порта на Гутуевском острове города неподалёку от завода.
1887 год — Путиловский завод в Санкт-Петербурге берётся за строительство небольших кораблей для Российского императорского флота, получен заказ на два миноносца.
1889 год — на Путиловском заводе в рамках полученного в 1887 году заказа заложены миноносцы «Биорке» и «Роченсальм» водоизмещением 81 тонна.
1904 год — Путиловский завод на добровольные пожертвования граждан страны начинает строительство минных крейсеров (эсминцев) «Москвитянин» и «Доброволец».
1910 год — «Общество Путиловских заводов» приобрело 80 га с отмелями прилегающих к заводу территорий для строительства крупной верфи в следствие ожидавшихся заказов по строительству крупных боевых кораблей — линкоров-сверхдредноутов водоизмещением, по-видимому, до 50 тыс. тонн — вследствие начавшейся между ведущими странами того времени гонки вооружений на море.
19 июля (1 августа) 1910 года — на Путиловском заводе начато строительство легендарного эсминца «Нови́к» (с 1926 года «Яков Свердлов») — самого скоростного в мире корабля своего времени и самого совершенного в мире эсминца тех лет, впоследствии прославившегося в боях.
4 апреля 1911 года — морской министр адмирал И. К. Григорович представил Императору Николаю II «Закон об императорском российском флоте» с «Объяснительной запиской» к нему и «Программу усиленного судостроения Балтийского флота на 1911—1915 гг.». Закон ради поддержания политического авторитета страны предполагал, что только на Балтийском флоте к 1930 году будут развёрнуты 24 линейных корабля (для сравнения: к 1930 году в следствие ограничений по Вашингтонскому морскому соглашению 1922 года Британская Империя имела 22 линкора, а США — 18).[2]
Российская Империя
1 ноября 1912 года — создано предприятие «Путиловская верфь» (ныне «Северная верфь»), контролируемое частным «Обществом Путиловских заводов». Предприниматели решили вложиться в создание одной из крупнейших отечественных верфей того времени, надеясь на военные заказы, поскольку существовавшие государственные предприятия очевидно не могли справиться с грандиозными объёмами строительства, прописанными в «Законе о флоте».
1913 год — на Путиловской верфи начато судостроительное производство, в том числе строится и спасательное судно «Волхов» (с 1922 года «Коммуна»), побившее впоследствии все рекорды долголетия судов военного флота, находясь в строю уже белее 100 лет.
29 августа (11 сентября) 1913 года — введён в строй лучший в мире эсминец «Нови́к». Заканчивала строительство эсминца фактически уже «Путиловская верфь», куда к тому времени перешёл работать коллектив судостроителей Путиловского завода.
ноябрь 1913 года — на верфи заложены первые крупные боевые корабли — 16 ноября лёгкий крейсер «Адмирал Спиридов» и 29 ноября — однотипный ему «Адмирал Бутаков».
1914 год — с вводом в строй основного решетчатого эллинга с внутренними размерами 252x76x37 м для строительства крупных кораблей, который мог вместить одновременно два линкора-сверхдредноута в целом завершён крупный проект строительства Путиловской верфи.
11 октября 1917 года — по решению Временного правительства на Путиловской верфи прервана постройка обоих лёгких крейсеров.[3]
Советская Россия
октябрь 1921 года — «Путиловская верфь» в первый раз переименована в «Северную верфь».
1 августа 1927 года — на верфи заложены первые 6 сторожевых кораблей типа «Ураган»[1] проекта 2[2], ставшие первыми кораблями спроектированными и построенными в советский период истории России.
1931—1932 годы — введены в строй все шесть кораблей типа «Ураган» первой серии (проекта 2).
Декабрь 1931 года — в числе второй серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 4 заложены корабли «Метель», впоследствии ставший гвардейским, и «Вьюга». Оба корабля были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод № 202 во Владивостоке.
1932—1933 годы — на заводе для Тихоокеанского флота изготовлены четыре подводных лодки типа «Щ» («Щука») серии V, отправленные для окончательной сборки на а Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.
1932—1936 годы — на верфи построен лидер «Ленинград» проекта 1 — возможно (из-за особенностей замера скоростей это точно определить не представляется возможным) самый быстроходный корабль своего времени в мире.
Март 1934 года — заложены первые два из третьей серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 — «Молния» и «Зарница». Оба корабля были отправлены для окончательной сборки на Дальзавод (№ 202) во Владивостоке.
Июнь 1934—1936 годы — построена вторая пара третьей серии сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 — «Пурга» и «Буря».
1934—1936 годы — на предприятии собраны 11 подводных лодок типа «М» («Малая») серии VI-бис построенных на Завод имени А. Марти (позднее Завод № 198, ныне Черноморский судостроительный завод) в Николаеве.
1935—1938 годы — построена четвёртая — последняя — серия сторожевых кораблей типа «Ураган» проекта 39 из двух кораблей — «Снег» и «Туча».
1935—1939 годы — на заводе строится серия из семи эскадренных миноносцев проекта 7, один из которых был достроен на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе.
27 ноября 1935 года — на заводе заложен эсминец «Гневный» проекта 7 — первый в крупной серии первых советских эскадренных миноносцев этого проекта.
1936 год — предприятие переименовано в Судостроительный завод № 190.
1939 год — началось строительство эскадренных миноносцев проекта 30, прерванное вскоре Великой Отечественной войной.
1947—1950 годы — четыре частично готовых эсминца проекта 30 достроены по проекту 30-К.
1948—1953 годы — серийное строительство эскадренных миноносцев проекта 30-бис.
1948 год — заводу присвоено имя А. А. Жданова — революционного и государственного деятеля Советской России, скончавшегося в том году.
1953—1958 годы — на заводе построены двенадцать эскадренных миноносцев проекта 56.
1957—1958 годы — на предприятии построен эскадренный миноносец «Неуловимый» проекта 56-М. Эсминцы этого типа стали первыми серийными кораблями с противокорабельными ракетами на борту.
1958—1961 годы — построены четыре эскадренных миноносца типа 57-бис с ракетным оружием.
23 марта 1960 года — на заводе заложен головной ракетный крейсер проекта 58 «Грозный» — первый ракетный крейсер отечественного флота, введённый в строй 30 декабря 1962 года. В 1960—1965 гг. на заводе были построены ещё три ракетных крейсера этого проекта.
1962—1966 годы — на заводе построены четыре больших противолодочных корабля проекта 61.
28 апреля 1963 года — завод № 190 им. А. А. Жданова Ленинградского Совета народного хозяйства за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также надводных кораблей, оснащённых этим оружием, и перевооружение кораблей ВМФ награждён Орденом Ленина.[4]
1964—1969 годы — на заводе построены четыре ракетных крейсера (больших противолодочных корабля) проекта 1134 типа «Адмирал Зозуля».
1966—1970 годы — на заводе построены первые два больших противолодочных корабля проекта 1134-А типа «Кронштадт» и заложено ещё пять, вступивших в строй позднее.
18 января 1971 года — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за успешное выполнения 5-летнего плана и организацию производства новой техники награждён Орденом Октябрьской революции.[5]
1971—1977 годы — в 1971—1975 годах на заводе вступили в строй шесть больших противолодочных корабля проекта 1134-А типа «Кронштадт», к которым в 1976—1977 годах добавились ещё два.
1974—1979 годы — на заводе построено 6 больших противолодочных кораблей (с 1977 года сторожевых кораблей) проекта 1135.
1976—1990 годы — на заводе построены 13 эскадренных миноносцев проекта 956 «Сарыч» типа «Современный». Из них первые два были введены в строй в 1980—1982 годах при Брежневе, один в 1983 году при Андропове, один в 1984 году при Черненко и девять в 1985—1990 годах при Горбачёве.
1977 — 1988 годы — на заводе построены четыре больших противолодочных корабля проекта 1155: один при Брежневе, один при Андропове и два при Горбачёве.
16 июля 1986 года — Ленинградский судостроительный завод им. А. А. Жданова за большие заслуги в создании, проведении испытаний и освоении серийного строительства специальной техники награждён вторым Орденом Ленина.[6]
1987—1991 годы — по усовершенствованному проекту 956-А «Сарыч» построен эскадренный миноносец «Безудержный» (с 9 декабря 2007 года «Гремящий»).
1988 год — предприятие повторно переименовано в Судостроительный завод «Северная верфь».
Современная Россия
1991—1993 годы — введены в строй три заложенных ранее эскадренных миноносца проекта 956-А «Сарыч».
1999—2000 годы — введены в строй два эскадренных миноносца проекта 956-Э для военно-морских сил Китая, достроенные из корпусов, заложенных ранее по проекту 956-А «Сарыч» — «Ханчжоу» в 1999 году и «Фучжоу» в 2000 году.
21 декабря 2001 года — заложен головной корвет проекта 20380 «Стерегущий», спроектированный с использованием технологий малозаметности.
2002—2006 годы — построены два эскадренных миноносца проекта 956-ЭМ для военно-морских сил Китая.
2003 — настоящее время (2023) — осуществляется строительство пяти серийных корветов проекта 20380.
2004—2018 годы — предприятием построено два судна связи проекта 18280.
2006 — настоящее время (2023) — осуществляется строительство серии фрегатов проекта 22350 (головной фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» стал первым столь крупным надводным кораблём, заложенным (2006) и достроенным (2018) с момента развала СССР).
28 февраля 2008 года — головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» ведён в строй.
2012 — настоящее время (2023) — осуществляется строительство серии из двух корветов проекта 20385 — усовершенствованной версии проекта 20380. Первоначально проект 20385 предусматривал использование большого количества зарубежных комплектующих, однако из-за последствий разразившегося в 2014 году Украинского кризиса корабли пришлось достраивать с переделками, в частности с заменой двигательной установки на отечественный аналог. По видимому, по той же причине вскоре верфь перешла к строительству корветов следующего проекта 20386.
2012—2021 годы — предприятием построены два (изначально до 2014 года строилось три) судна тылового обеспечения проекта 23120 с высоким ледовым классом ARC4.[7][8]
2014 год — заводская фабрика-кухня 1935 года постройки (Корабельная улица, дом 6), включена в реестр объектов культурного наследия регионального значения.[9]
22 декабря 2015 года — на территории ОАО «Судостроительный завод „Северная верфь“» началось строительство нового судостроительного комплекса. Это будет крытый сухой док, который позволит строить суда длиной до 400 метров.[10]
2016 год — в связи с изменением законодательства предприятие сменило форму собственности с изменением названия с «Открытого акционерного общества» (ОАО) на «Публичное акционерное общество» (ПАО).
2016 — настоящее время (2023) — осуществляется строительство корвета «Дерзкий» (в середине строительства — «Меркурий»[3]) проекта 20386 — усовершенствованной версии проектов 20380 и 20385.
2018 — настоящее время (2023) — предприятие строит серию из четырёх ярусоловов-процессоров проекта МТ1112XL. Это высокотехнологичные рыболовецкие суда, имеющие водоизмещение более 2000 тонн каждое.
2018 — настоящее время (2023) — по заказу отечественного рыбопромышленного холдинга Норебо предприятие строит серию из 10 траулеров-процессоров проекта 170701.[11]
Ожидаемые события
После 2020 года — начало строительства эсминцев проекта 23560 «Лидер».
Знаменитые корабли и суда, построенные на предприятии
На предприятии были построены и строятся сотни кораблей и судов, в том числе крупных и получивших достаточно широкую известность. В частности, среди них можно отметить:
- Эскадренный миноносец «Нови́к» (с 1929 года «Яков Свердлов») — начинал строиться ещё на Путиловском заводе, но введён в строй уже после перехода судостроителей в состав Путиловской верфи. Корабль построен на остаток от собранных народом средств для усиления отечественного флота миноносцами во время Русско-Японской войны. Стал лучшим в мире эсминцем своего времени, установил рекорд скорости и впоследствии прославился в боях Первой мировой войны, в частности, блестяще победив два новейших немецких эсминца, один из которых в результате выбросился на берег и был подорван командой, а другой был сильно повреждён. Погиб во время Великой Отечественной войны.
- Спасательное судно «Волхов» (с 1922 года «Коммуна») — введено в строй 14 июля 1915 года. На 2020 год входит в состав российского Черноморского флота в том же качестве, является старейшей действующей единицей боевых флотов мира и, вероятно, единственным действующим судном — ветераном Первой мировой войны. В 2010 году судно было оснащено новой подводной робототехникой.
- Гвардейский сторожевой корабль «Метель» проекта 4 типа «Ураган» — заложен 18 декабря 1931 года, перевезён на Дальний Восток по частям, где был достроен на Дальзаводе во Владивостоке, введён в строй 18 сентября 1934 года. Корабль совершил подвиг при штурме северокорейского порта Чхончжин (Сэйсин) 15 августа 1945 года, метким артиллерийским огнём уничтожив самолёт, бронепоезд, поезд с боевой техникой, прожекторную установку, береговую батарею, восемь бетонных укреплений и серьёзно повредив японскую десантную баржу, пытавшуюся доставить подкрепления. Гвардейский с 26 августа 1945 года.
- Гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» проекта 7 — заложен 23 июля 1936 года, спущен на воду 12 августа 1937 года, введён в строй 28 августа 1939 года, после чего перешёл по Беломорско-Балтийскому каналу на Северный флот. Во время войны сбил, по меньшей мере один самолёт, потопил германскую подводную лодку и участвовал в утопления германского эсминца Z-26. Гвардейский с 1 марта 1943 года.
Примечания
- ↑ Сторожевые корабли «Ураган», «Тайфун», «Смерч», «Циклон», «Гроза» и «Вихрь» в дальнейшем вошли в один дивизион, вследствие специфических названий кораблей широко известный среди советских моряков как «Дивизион плохой погоды».
- ↑ Номер проекту был присвоен уже позднее, фактически задним числом для удобства классификации.
- ↑ Назван в честь героического брига «Меркурий», одержавшего небывалую победу на Черном море в начале XIX века.
См. также
Ссылки
- Официальный сайт предприятия www.nordsy.spb.ru
- Список кораблей и судов, построенных на предприятии
- Реконструкция ССЗ «Северная верфь»