Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 24: Строка 24:
* «Полтава»
* «Полтава»
* «Гангут»
* «Гангут»
На 2013 г. проект остается частично в строю — две башенные установки главного калибра линкора «Полтава» все еще находятся на вооружении ВМФ России в составе законсервированной батареи № 30 в г. Севастополь.
На 2013 г. проект остается частично в строю — две башенные установки главного калибра линкора «Полтава» все еще находятся на вооружении ВМФ России в составе законсервированной береговой батареи № 30 в г. Севастополь.


=== Линейные корабли типа «Императрица Мария» ===
=== Линейные корабли типа «Императрица Мария» ===

Версия от 02:09, 15 августа 2013

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 24 апреля (7 мая) 1906 г. по 1(15) марта 1917 г. Границы периода обусловлены изменением государственного строя в стране на конституционную монархию (подписанием новой редакции Основных законов Империи — фактической конституции) и отречением от престола.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Линкор «Иоанн Златоуст» во главе колонны черноморских линкоров, 1916 г.

Линейные корабли типа «Иоанн Златоуст»

Линкоры додредноутного типа (в октябре 1907 г. переклассифицированы из эскадренных броненосцев), строившиеся для усиления практически полностью изолированного в то время из-за режима Черноморских Проливов Черноморского флота по улучшенному проекту линкора (эскадренного броненосца) «Пантелеймон» («Князь Потемкин-Таврический»). В следствие одновременной закладки кораблей, проект часто называют типом «Евстафий». Из-за событий революции 1905—1906 гг. и последовавшего жестокого кризиса строительство сильно затянулось. Всего были построены два корабля:

  • «Иоанн Златоуст» — заложен в ноябре 1904 г., спущен на воду в апреле 1906 г., введен в строй в марте 1911 г.[2] Стоимость корабля 13,8 млн рублей в ценах тех лет[3] (21 млрд рублей в ценах 2012 г.).
  • «Евстафий» — заложен в ноябре 1904 г., спущен на воду в ноябре 1906 г., введен в строй в мае 1911 г.[4] Стоимость корабля 14,1 млн рублей в ценах тех лет[5] (21 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Линейные корабли типа «Андрей Первозванный»

  • «Андрей Первозванный»
  • «Павел I»
Линкор «Севастополь» во время Первой мировой войны

Линейные корабли типа «Севастополь»

Первые дредноуты отечественного флота, которых по фактическим показателям бронирования можно отнести скорее к линейным крейсерам (в противоположность недостроенным из-за революции линейным крейсерам типа «Измаил», которые фактически были линкорами-сверхдредноутами).

  • «Севастополь»
  • «Петропавловск»
  • «Полтава»
  • «Гангут»

На 2013 г. проект остается частично в строю — две башенные установки главного калибра линкора «Полтава» все еще находятся на вооружении ВМФ России в составе законсервированной береговой батареи № 30 в г. Севастополь.

Линейные корабли типа «Императрица Мария»

  • «Императрица Мария»
  • «Император Александр III»
  • «Императрица Екатерина Великая»
4 июля 1913 г. Крейсер «Рюрик» под брейд-вымпелом Николая II на большой скорости следует за линкорами «Андрей Первозванный» и «Император Павел I»

Броненосный крейсер «Рюрик»

Крупнейший броненосный крейсер отечественного флота, названный именем геройски погибшего в августе 1904 г. предыдущего броненосного крейсера «Рюрик», спущенного на воду в 1892 г. Строился в Англии с использованием отдельных российских комплектующих - его постройка была частью контракта, предусматривавшего также получение права использования в отечественном судостроении некоторых критически важных патентов фирмы Виккерс. Заложен в 1905 г., спущен на воду в ноябре 1906 г., введен в эксплуатацию в июле 1909 г. Стоимость проекта составляла 1,5 млн фунтов стерлингов[6], что составляло 14,2 млн рублей в ценах тех лет (22 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Броненосные крейсера типа «Адмирал Макаров»

Серия броненосных крейсеров, строившихся по слегка доработанному проекту броненосного крейсера «Баян», спущенного на воду в 1900 г. Поскольку ко времени начала строительства родоначальник серии погиб в Порт-Артуре, его именем был назван один из новых крейсеров, причем из-за схожести проекта и эти три крейсера часто относят к типу «Баян». Другие два крейсера были названы в честь также погибших под Порт-Артуром адмирала С. О. Макарова и бронепалубного крейсера «Паллада». Первый из крейсеров строился во Франции (в качестве платы за использование проекта) с российским вооружением и частично оборудованием, остальные два строились на Адмиралтейском заводе в Санкт-Петербурге.

  • «Адмирал Макаров» — официально заложен в марте 1906 г. (к этому моменту строился уже более года), спущен на воду в апреле 1906 г., введен в строй в апреле 1908 г. Стоимость крейсера, с учетом доработки и покупки его проекта, но без дорогостоящего вооружения и прочего российского оборудования, составила 18,45 млн франков, что составляло примерно 6,92 млн рублей в ценах тех лет (11 млрд рублей в ценах 2012 г.).
  • «Паллада» — заложен в июне 1906 г., спущен на воду в ноябре 1906 г., введен в строй в феврале 1911 г. Стоимость крейсера 9,93 млн рублей в ценах тех лет (15 млрд рублей в ценах 2012 г.).
  • «Баян» — заложен в августе 1905 г., спущен на воду в августе 1907 г., введен в строй в июле 1911 г. Стоимость крейсера 9,41 млн рублей в ценах тех лет (14 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Разность стоимости последней пары крейсеров связана с различными условияыми строительства — на заводе был только один большой крытый эллинг с краном, в котором строился «Баян», «Палладу» же пришлось строить на открытом стапеле.

Бронепалубный крейсер «Кагул» (бывший «Очаков») типа «Богатырь»

Последний по времени вступления в строй корабль этого типа (остальные три вошли в строй в 1902-1905 г.). Заложен в августе 1901 г., спущен на воду в сентябре 1902 г., введен в строй весной 1907 г. Существенная задержка ввода корабля в строй объясняется его участием в событиях революциии 1905 г., после чего уже практически готовый корабль пришлось возвращать судостроителям для серьезного ремонта. Первоначальная стоимость строительства корабля составила 7,36 млн рублей, а с учетом устранения последствий революции - не менее 8,54 млн рублей (15 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Железные дороги

1906

Богословская железная дорога

Длина линии 212 верст[7], введена в строй в сентябре 1906 г.[8]

1907

Участок Волковыск — Андреевцы — Седлец

180 км Движение открыто в 1906, введен в строй в 1907 г.

1908

1909

1910

1911

1912

1913

1914

1915

1916

Железная дорога Татарская - Славгород

Линия длиной 295 верст (315 км) в Южной Сибири. Строилась с 1914 г. акционерным обществом Нехорошева, введена в строй в 1916 г.[9]

1917

Машиностроение

Файл:Эллинг Путиловской верфи.jpg
Новейший по тем временам решетчатый эллинг Путиловской верфи (пролёт сооружения 76 м), 1914 г.
Путиловская верфь. Спуск на воду спасательного судна «Волхов», 1913 г.
Символ качества работ Путиловской верфи — спасательное судно «Комуна» (бывший «Волхов»), пройдя через обе мировых войны, все еще служит в ВМФ России[2]

Путиловская верфь

Крупнейшее машиностроительное предприятие страны — Путиловский завод — еще задолго до этого времени начал заниматься судостроением, в том числе и военным заказам с 1887 г. по 1913 г. было построено 20 мелкиъх и средних кораблей. Однако в связи с обсуждением и принятием Закона о флоте, согласно которому в России должен был возродиться мощный океанский флот, в 1910 г. Общество приобрело огромный земельный участок (80 га с отмелями), непосредственно прилегающий к заводской территории и при эом расположенный удобнее всех прочих судостроительных заводов Санкт-Петербурга. На 54 га была размещена новая верфь, которая, управляясь Обществом, тем не менее была образована как отдельное предприятие 1 ноября 1912 г. По своим размерам и оснащению верфь соответствовала лучшим судостроительным предприятиям того времени. Для сравнения: длина достроечной стенки Путиловской верфи составляла 2400 м, а аналогичный показатель на крупнейших судостроительных предприятиях Санкт-Петербурга того времени — Балтийском и Адмиратейском заводах составлял всего 400 и 1520 м соответственно.

Фактически работа верфи началась уже в 1913 г., хотя основной эллинг для строительства крупных кораблей, который мог вместить два линкора-сверхдредноута одновременно, был закончен в 1914 г. Стоимость строительства составила 20 млн рублей ценах тех лет (порядка 26 млрд рублей в ценах 2012 г.).

В настоящий момент предприятие носит название ОАО «Северная верфь».

Техническое перевооружение Путиловского завода

Русско-Балтийский завод (Руссо-Балт)

Фортификационные сооружения

Крепость Владивосток (коренная реконструкция)

После проигрыша в Русско-Японской войне роль Владивостока, как единственной военно-морской базы на Дальнем Востоке, резко усилилась. В 1906 г. был разработан проект резкого усиления ранее достаточно слабой крепости, которая в результате должна была иметь возможность выдерживать осаду практически любой разумной интенсивности в течение двух лет. При этом ранее построенные в 1899 г. укрепления становились второй (внутренней) линией обороны. В 1906—1909 гг. строительство велось на отпущенный специально для этого проекта кредит в 9,5 млн рублей (14 млрд рублей в ценах 2012 г.), который составлял лишь несколько процентов от требуемой суммы. Строительство резко ускорилось после 1909 г., когда на объекте побывал тогдашний председатель Совета министров и министр финансов граф В. Коковцов. На ближайшие 10 лет на строительство решили выделить 98 млн рублей, 22 из которых (30 млрд рублей в ценах 2012 г.) приходилось на первое трехлетие. К 1914 г. строившаяся с учетом опыта обороны Порт-Артура крепость 1 класса Владивосток стала самой большой и самой неприступной морской крепостью в мире общей площадью 400 кв. км. На примерно 130 укреплениях крепости, оснащенных железобетонными стенами толщиной до 4 м и подземными ходами для перемещения войск, было размещено 1400 орудий. С началом Первой мировой войны темпы строительства, по понятным причинам, упали, достигнув к окончанию рассматриваемого периода практически нулевой отметки. По неподтвержденным данным общая факическая стоимость проекта составила 53 млн рублей (72 млрд рублей в ценах 2012 г.).[10][11]

Реконструкция крепости Новогеоргиевск

Морская крепость Петра Великого

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. На 2013 г. спасательное судно "Комуна" ("Волхов") является старейшим в мире, фактически находящемся на вооружении. В 2010 г. судно оснащено новейшей подводной робототехникой[1]