|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
| Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.</ref> , введенные в строй с 11 февраля 1934 г. по 21 июня 1941 г. Границы периода обусловлены упразднением поста Генерального секретаря ВКП(б) на на ХVII съезде ВКП(б), ознаменовавшегося тем, что Сталин стал формально просто секретарем наравне с Кировым, но фактически окончательно победил во внутрипартийной борьбе и началом Великой Отечественной войны. | | Здесь приведены [[Крупные российские проекты|крупные российские проекты]] чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)<ref>Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.</ref> , введенные в строй с 11 февраля 1934 г. по 21 июня 1941 г. Границы периода обусловлены упразднением поста Генерального секретаря ВКП(б) на на ХVII съезде ВКП(б), ознаменовавшегося тем, что Сталин стал формально просто секретарем наравне с Кировым, но фактически окончательно победил во внутрипартийной борьбе и началом Великой Отечественной войны. |
|
| |
|
| Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)|1906-1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]]. | | Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)|1894-1906]], [[Крупные российские проекты (Николай II, 1906-1917)|1906-1917]], [[Крупные_российские_проекты_(Временное_правительство,_март-ноябрь_1917)|март-ноябрь 1917]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1991-1996)|1991-1996]], [[Крупные российские проекты (Борис Ельцин, 1996-1999)|1996-1999]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2000-2004)|2000-2004]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2004-2008)|2004-2008]], [[Крупные российские проекты (Дмитрий Медведев, 2008-2012)|2008-2012]], [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)|2012-2018]]. |
|
| |
|
| Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье [[Крупные российские проекты (строящиеся)]]. | | Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье [[Крупные российские проекты (строящиеся)]]. |
Строка 7: |
Строка 7: |
| == Крупнейшие корабли и суда == | | == Крупнейшие корабли и суда == |
|
| |
|
| [[File:ChervonaUkraina1930s.jpg|thumb|150px|right|Легкий крейсер «Червона Украина» типа «Светлана»]]
| | === Легкие крейсера проекта 26 === |
| | * «Киров» |
| | * «Ворошилов» |
|
| |
|
| === Легкие крейсера типа «Светлана» === | | === Легкие крейсера проекта 26-бис === |
| Строившиеся с царских времен 8 крейсеров серии не успели вступить в строй до Революции. Затем строительство всех кораблей было надолго заброшено, 3 корабля были разобраны на металл, корпуса двух перестроены в танкеры, оставшиеся три были в этот период достроены и введены в строй:
| | * «Максим Горький» |
| * «Профинтерн» (ранее «Светлана», позднее «Красный Крым») - заложен в ноябре 1913 г., спущен на воду в ноябре 1915 г., введен в июле 1928 г. | | * «Молотов» (в 1957 г. получил название «Слава») |
| * «Червона Украина» (ранее «Адмирал Нахимов») - заложен в октябре 1913 г., спущен на воду в октябре 1915 г., введен в строй в январе 1927 г.
| | Еще два крейсера этого типа были введены в строй позднее, в 1942 г. и в 1947 г. соответственно. |
| * «Красный Кавказ» (ранее «Адмирал Лазарев») - заложен в октябре 1913 г., спущен на воду в мае 1916 г., введен в строй в марте 1932 г. - этот крейсер получил вместо 15 щитовых 130 мм орудий 4 одноорудийных башни со 180 мм орудиями, что формально перевело его в класс тяжелых крейсеров.
| |
|
| |
|
| == Железные дороги == | | == Железные дороги == |
|
| |
| === Железная дорога Бурное-Джамбул-Пишкек Средне-Азиатской ж.д. ===
| |
| Участки Бурное-Джамбул 1922 г. и Джамбул-Пишкек 1924 г.
| |
|
| |
| === Линия Туапсе - Адлер ===
| |
| Строилась с 1913-1914 гг., до гражданской войны доведена до станции Лоо, далее была недостроена. Движение до Сочи открыто в 1923...1925 гг. (по разным данным), введена в строй, опять же по разным данным, в 1927...1929 гг.[http://tuapsinka.ajp.ru/history.html]
| |
|
| |
| == Гидроэнергетика ==
| |
| [[File:VolkhovHydroelectricPlant.jpg|thumb|300px|right|Волховская ГЭС в 2009 г.]]
| |
|
| |
| === Волховская ГЭС им. В.И. Ленина ===
| |
| Строительство ГЭС в районе Петрограда было признано необходимым еще правительством Империи еще в декабре 1916 г., однако в то время предполагалось осуществить в первую очередь лучше подготовленный проект на Имантре. Но после Февральской революции проблемы с Финляндией вынудили Временное правительство приступить к постройке именно ГЭС на Волховских порогах, на которую в мае 1917 г. было решено ассигновать 32 млн рублей. К октябрю 1917 г. было закуплено оборудование на 1,5 млн рублей, а на месте работ построено три склада и грунтовая дорога, однако во время Октябрьской революции стройка была заброшена.[http://www.transport.ru/2_period/s_o/96_9/dva.htm] В.И. Ленин тоже заинтересовался проектом, однако попытка продолжить строительство в 1918 г. фактически завершилась в 1919 г. Окончательно к проекту вернулись в 1921 г. с включением его в первую очередь плана [[rwp:ГОЭЛРО|ГОЭЛРО]], что однако не гараннтировало его мгновенного завершения<ref>Входящая в первоочередные объекты ГОЭЛРО Электрификация Мурманской ж.д. фактически была завершена только в 2006 г.</ref> и в 1921-1922 гг. стройка испытывала большие трудности, прежде всего с продовольствием, и едва не была снова закрыта.[http://wikimapia.org/9638642/ru/Волховская-ГЭС-первенец-ГОЭЛРО] По-настоящему активное строительство развернулось с 1923 г. В июле 1926 г. было открыто судоходство через шлюзы, в декабре 1926 г. запущены первые три гидроагрегата и станция была официально открыта. Оставшиеся гидроагрегаты введены в строй в 1927 г. и, в результате, мощность станции составила 58 МВт. Для выдачи мощности станции в Ленинград одновременно были построены: ЛЭП 110 кВ длиной 130 км, главная понизительная подстанция 110/35 кВ, пять вторичных подстанций 35/6 кВ и кабельное кольцо 35 кВ общей протяженностью 71,6 км.[http://wikimapia.org/9638642/ru/Волховская-ГЭС-первенец-ГОЭЛРО]
| |
|
| |
| Стоимость самой ГЭС можно оценить по расценкам, приведенным в общей части плана ГОЭЛРО, в 18,27 млн золотых (довоенных царских) рублей<ref>Стоимость ГЭС с послеками и подъездными путями без оборудования: 225 руб./кВт х 58000 кВт = 13,05 млн рублей; стоимость оборудования ГЭС: 90 руб./кВт х 58000 кВт = 5,22 млн рублей</ref>(20 млрд рублей в ценах 2012 г.), стоимость линий электропередач в 1,23 млн золотых рублей, стоимость подстанций 110 и 35 кВ, пренебрегая потерями в сети и собственными нуждами можно приближенно рассчитать по мощности ГЭС, в этом случае их стоимость по тем же нормативам составит 2,958 млн золотых рублей. Таким образом полная стоимость проекта с системами выдачи мощности можно оценить примерно в 22,46 млн золотых рублей (24 млрд рублей в ценах 2012 г.).
| |
|
| |
| [[File:DneproGES.jpg|thumb|150px|right|Строительство Днепровской ГЭС]]
| |
|
| |
| === Днепровская ГЭС им. В.И. Ленина (первая очередь) ===
| |
| Днепровские пороги до строительства ДнепроГЭСа существенно усложняли судоходство по реке - фактически, несмотря на проводившиеся в XIX веке достаточно дорогостоящие работы по спрямлению русла преодолевать их могли только очень небольшие суда, причем только по высокой воде и с достаточно серьезным риском. В связи с этим вопрос о создании обходного канала, плотины или каскада плотин ставился неоднократно, но каждый раз упирался в очень высокую стоимость проекта. Толчок к его осуществлению дал прогресс в области строительства гидрогрегатов, позволивший создать гидроэлектростанцию на столь крупной реке и нацеленность Советской власти на электрификацию страны. Строительство электростанции, в проекте называвшейся Александровской, на днепровских порогах началось в марте 1927 г. Первый гидроагрегат запущен в мае 1932 г., официально электростанция вступила в строй в ноябре того же года с пятью действующими гидроагрегатами, но только позднее, в 1939 г., проект был полностью завершен с достижением ГЭС проектной мощности 560 МВт.
| |
|
| |
| Стоимость всего проекта, по-видимому составляла, как и указано в некоторых источниках[http://timeszp.com/news/52332-interesnye-fakty-o-stroitelstve-dneprogehs-foto.html], около 100 млн долларов или 194 млн рублей в ценах 1930 г. или 187 млрд рублей в ценах 2012 г., что согласуется с расценками плана ГОЭЛРО. При этом очевидно, что к моменту ввода в строй основная часть средств была уже вложена в строительство. Указываемая в некоторых источниках стоимость с заводами, шлюзами и соцгородом (рабочим поселком) в 400 млн долларов требует подтверждения, поскольку шлюзы и поселок даже на 5 млн долларов, по-видимому, не тянули, а заводы хоть и были построены, но тоже врядли были в три раза дороже самой ГЭС.
| |
|
| |
|
| == Тепловая энергетика == | | == Тепловая энергетика == |
| Особое внимание органов Советской власти к электрификации в этот преиод начало приносить свои результаты[http://istmat.info/node/33225].
| |
| === Красный Октябрь ===
| |
|
| |
| === Шатурская ГРЭС ===
| |
|
| |
| === Каширская ГРЭС ===
| |
|
| |
| === Ивано-Вознесенская ГРЭС ===
| |
|
| |
| === НИГРЭС ===
| |
|
| |
| === Челябинская ГРЭС (первая очередь) ===
| |
| Общая стоимость станции 27,6 млн рублей[http://istmat.info/node/31699]
| |
|
| |
| === Магнитогорская ГРЭС ===
| |
|
| |
| === Штеровская ГРЭС ===
| |
|
| |
| === Зуевская (Гришинская) ГРЭС ===
| |
|
| |
| === Донсода (Лисичанская ГРЭС) ===
| |
|
| |
|
| === Кузнецкая ГРЭС === | | === Челябинская ГРЭС (завершение строительства) === |
| | Общая стоимость станции 27,6 млн рублей[http://istmat.info/node/31699] |
|
| |
|
| == Металлургия == | | == Металлургия == |
|
| |
| === Реконструкция Краматорского металлургического завода ===
| |
| Завод, основанный в 1896 г. [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)#.D0.97.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D1.8B_.D0.9A.D1.80.D0.B0.D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BC.D0.B5.D1.82.D0.B0.D0.BB.D0.BB.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BE.D0.B1.D1.89.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0_.28.D0.B1.D1.8B.D0.B2.D1.88.D0.B8.D0.B9_.D0.9A.D1.80.D0.B0.D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.BC.D0.B5.D1.85.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9_.D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4_.D1.84.D0.B8.D1.80.D0.BC.D1.8B_.C2.AB.D0.92._.D0.A4.D0.B8.D1.86.D0.BD.D0.B5.D1.80_.D0.B8_.D0.9A._.D0.93.D0.B0.D0.BC.D0.BF.D0.B5.D1.80.C2.BB.29|достиг размеров крупного проекта еще при Царе]] и производил большей частью металлургическое и котельное оборудование из выпущенных им же чугуна и стали. Однако, в результате последствий Брестского мира и последующей гражданской войны предприятие постепенно сворачивало свою работу: в 1918 г. была остановлена мартеновская печь, а в декабре 1920 г. (через месяц после национализации) завод был закрыт. Возрождение производства началось с 1922 г., а дореволюционные объемы выпуска продукции были превзойдены в 1926 г. в том же году завод был переименован из «Краматорского государственного машиностроительного и металлургического завода»[http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E0%EC%E0%F2%EE%F0%F1%EA%E8%E9_%EC%E5%F2%E0%EB%EB%F3%F0%E3%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%E7%E0%E2%EE%E4] в «Краматорский металлургический завод»[http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=25877]. При этом производилась активная реконструкция завода, при которой основные затраты пришлись на модернизацию доменных цехов и силового хозяйства. Согласно документам тех лет[http://istmat.info/node/6169] на реконструкцию Краматорского завода только в 1926-1928 гг. было затрачено 12,03 млн рублей (12 млрд рублей в ценах 2012 г.).
| |
|
| |
| Затем, в 1929 г. в связи с началом строительства Новокраматорского машиностроительного завода, преприятие вошло в состав комбината «Краммашстрой», а еще позднее, в июне 1934 г., предприятие было разделено на два завода: Старокраматорский машиностроительный завод (в 1935 г. названный именем С. Орджоникидзе) и Краматорский металлургический завод им. В.В. Куйбышева.
| |
|
| |
| === Керченский металлургический завод им. П.Л. Войкова (коренная реконструкция) ===
| |
| [http://istmat.info/node/6169]
| |
|
| |
| === Мариупольский трубопрокатный завод ===
| |
| [http://istmat.info/node/6169]
| |
|
| |
| === Кузнецкий металлургический комбинат ===
| |
|
| |
| === Магнитогорский металлургический комбинат ===
| |
| [http://magweb.ru/history/theme/5.html]
| |
|
| |
| == Машиностроение ==
| |
|
| |
| === Сталинградский тракторный завод имени Ф.Э. Дзержинского===
| |
| Стоимость проекта составляла 40 млн долларов.[http://expert.ru/expert/2010/01/ura_u_nih_depressiya/]
| |
|
| |
| === Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова ===
| |
|
| |
| === Уральский завод тяжёлого машиностроения ===
| |
|
| |
| [[Файл:1932 belomorkanal.png|thumb|300px|right|Строительство Беломорканала, 1932 г.]]
| |
|
| |
| == Гидротехническое строительство ==
| |
|
| |
| === Беломорско-Балтийский канал имени Сталина ===
| |
| Судоходный путь длиной 227 километров (из которых по разным данным от 37,1 до 48 км собственно искусственных путей) с 19-ю шлюзами соединил Онежское озеро с Белым морем. Глубина канала на тот момент составляла 3,65 м (позднее, в 1970-х глубина была увеличена до 4 м). Проект планировался еще со времен Петра I, однако все три составленных в XIX веке проекта строительства были отклонены из-за их высокой стоимости. Строился очень высокими темпами с 1931 г., открыт в августе 1933 г. Общая стоимость проекта 101 316 611 рублей[http://www.razlib.ru/istorija/belomorsko_baltiiskii_kanal_imeni_stalina/p3.php] (95 млрд рублей в ценах 2012 г.).
| |
|
| |
|
| == Примечания == | | == Примечания == |