Обсуждение:Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1924-1934): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 23: | Строка 23: | ||
Дополнительной проблемой в расчетах являются "ножницы цен" - политика удерживания завышенных цен на промпродукцию при заниженных ценах на сельхозпродукцию с целью ускорения индустриализации (см. доклад Сталина[http://istmat.info/node/29302]). В 1926 г. соотношение промышленных цен к 1913 г. было 2,26:1, а сельскохозяйственных - только 2,03:1.[http://istmat.info/node/3919] | Дополнительной проблемой в расчетах являются "ножницы цен" - политика удерживания завышенных цен на промпродукцию при заниженных ценах на сельхозпродукцию с целью ускорения индустриализации (см. доклад Сталина[http://istmat.info/node/29302]). В 1926 г. соотношение промышленных цен к 1913 г. было 2,26:1, а сельскохозяйственных - только 2,03:1.[http://istmat.info/node/3919] | ||
Дальнейшее изменение индекса пром. цен: 1923‑24 г. - 2,266; 1924‑25 г. - 1,989; 1925‑26 г. - 1,980; сентябрь 1927 г. - 1,857.[http://istmat.info/node/23945] | Дальнейшее изменение индекса пром. цен: 1923‑24 г. - 2,266; 1924‑25 г. - 1,989; 1925‑26 г. - 1,980; сентябрь 1927 г. - 1,857.[http://istmat.info/node/23945] | ||
Увеличение стоимости строительства в 1932 г. по сравнению с 1931 г. в среднем больше в 1,216 раза[http://istmat.info/node/21961] | |||
== Крупное, но недотягивающее по цене == | == Крупное, но недотягивающее по цене == |
Версия от 00:23, 17 октября 2013
Минимальная стоимость проектов
10,38 млн царских (они же советские в валюте - золотое содержание идентично) рублей в 1930 г., 9,40 в 1925 г. Рост мирового ВВП в 1914-1929 гг. 2%, в 1930-1938 - 1,3%.[1]
- 1925 9,40 млн рублей
- 1926 9,59 млн рублей
- 1927 9,78 млн рублей
- 1928 9,98 млн рублей
- 1929 10,18 млн рублей
- 1930 10,38 млн рублей
- 1931 10,51 млн рублей
- 1932 10,65 млн рублей
- 1933 10,79 млн рублей
- 1934 10,93 млн рублей
- 1935 11,38 млн рублей
Примечание: стоимость указана в золотых царских рубллях, равных 1/10 золотого советского червонца. "Обычные" рубли с 1928 г. имели к инвалютным мало отновшения, так как не подлежали свободному обмену. Хотя цены на многие товары в "коммерческих магазинах в 1928-1932 гг. выросли в 5-10 раз[2], а то и до 12-15-ти [3]. Реальное падение курса рубля, по-видимому, можно оценить с использованием изменения курса рубля в 1936-1937 гг., когда была, по-видимому, предпринята попытка вернуть связь внутреннему и инвалютному рублям. При этом золотое содержание инвалютного рубля сначала, в апреле 1936 г., было снижена с 0,774234 г[4] до 0,17685 г., в октябре до 0,17595 г., а в июле 1937 г. - до 0,167674 г[5], т.е. снизился. Считая, что в середине 1928 г. курс внутреннего рубля соответствовал инвалютному (0,774234 г), а в середине 1936 г. достиг значения 0,17685+(0,17595-17685)*3/7=0,176464 г., т.е. упал в 4,38748 раз. Линейно интерполируя инфляцию по годам, получим оценку реального курса внутреннего рубля (дополнительное падение в 1,2030313 раз в год:
- 1928 9,98 млн рублей
- 1929 12,25 млн рублей
- 1930 15,02 млн рублей
- 1931 18,31 млн рублей
- 1932 22,31 млн рублей
- 1933 27,19 млн рублей
- 1934 33,14 млн рублей
- 1935 41,50 млн рублей
Дополнительной проблемой в расчетах являются "ножницы цен" - политика удерживания завышенных цен на промпродукцию при заниженных ценах на сельхозпродукцию с целью ускорения индустриализации (см. доклад Сталина[6]). В 1926 г. соотношение промышленных цен к 1913 г. было 2,26:1, а сельскохозяйственных - только 2,03:1.[7] Дальнейшее изменение индекса пром. цен: 1923‑24 г. - 2,266; 1924‑25 г. - 1,989; 1925‑26 г. - 1,980; сентябрь 1927 г. - 1,857.[8] Увеличение стоимости строительства в 1932 г. по сравнению с 1931 г. в среднем больше в 1,216 раза[9]
Крупное, но недотягивающее по цене
- Реконструкция Брянского вагоностроительного завода в конце 1920-х - 7,23 млн рублей.[10]
- Новый турбинный цех Металлического завода в Ленинграде в конце 1920-х - 6,58 млн рублей.[11]
- Мерефо-Херсонский мост через Днепр в Днепропетровске, 1,6 км, 1932 г. Если бы достроили вовремя и, как хотели до революции, пустили трамвай и гужевой транспорт, то добавилось бы 3,187 млн рублей и точно был бы крупный проект, а для 1932 г. любая разумная цена на таковой уже, видимо, не тянет.
- Участок Сурханы — Янги-Базар Ашхабадской ж.д., 186 км, 1932 г. Судя по всему, стоил не более 50 тыс. рублей за версту, итого 8,72 млн рублей, что для начала 1930-х уже не крупный проект.
Проекты, спорные по цене
- Ж.д. Орша-Лепель, 1928 г., 138 км.
- Ж.д. Апостолово-Лоцманская, 1929 г., 160 км.
- Ж.д. Карталы - Магнитогорск, 1930 г., 144 км.
Крупное, но не наше
Здесь перечислены проекты, укащзанные в отдельных справочниках как советские/российские, но осуществленные на самом деле на территории на тот момент других государств:
- Ж.д. Ушково-Приморск-Выборг, 113 км, 1925 г. - может и крупное, но на территории Финляндии.