Ресурсоёмкость: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) |
||
Строка 247: | Строка 247: | ||
|- | |- | ||
! Класс автомобиля | ! Класс автомобиля | ||
! Стои-мость авто-мобиля, тыс. руб. | ! Стои-<br>мость авто-<br>мобиля, тыс. руб. | ||
! Поте-ря стои-мости в год, тыс. руб. | ! Поте-<br>ря стои-<br>мости в год, тыс. руб. | ||
! Поте-ря стои-мости за 3 года | ! Поте-<br>ря стои-<br>мости за 3 года | ||
! Дви-га-тель, л.с. | ! Дви-<br>га-<br>тель, л.с. | ||
! Рас-ход топ-лива, л на 100 км | ! Рас-<br>ход топ-<br>лива, л на 100 км | ||
! Про-бег, км в год | ! Про-<br>бег, км в год | ||
! Топ-ливо в год, тыс. руб. | ! Топ-<br>ливо в год, тыс. руб. | ||
! % по кре-диту, тыс. руб. | ! % по кре-<br>диту, тыс. руб. | ||
! Став-ка кре-дита | ! Став-<br>ка кре-<br>дита | ||
! КАСКО + ОСАГО, тыс. руб. | ! КАСКО<br> + ОСАГО, тыс. руб. | ||
! Техоб-служи-вание плано-вое, тыс. руб. | ! Техоб-<br>служи-<br>вание плано-<br>вое, тыс. руб. | ||
! Зим-ние шины и мойка 2-жды в ме-сяц, тыс. руб. | ! Зим-<br>ние шины и мойка 2-жды в ме-<br>сяц, тыс. руб. | ||
! Транс-порт-ный налог и регис-тра-ция, тыс. руб. | ! Транс-<br>порт-<br>ный налог и регис-<br>тра-<br>ция, тыс. руб. | ||
! Итого в год, тыс руб. | ! Итого в год, тыс руб. | ||
! На 1 км пути | ! На 1 км пути | ||
! Пар-ков-ка, тыс руб. | ! Пар-<br>ков-<br>ка, тыс руб. | ||
! Итого в год с пар-ков-кой, тыс. руб. | ! Итого в год с пар-<br>ков-<br>кой, тыс. руб. | ||
|- | |- | ||
! Класс B (Компактный) | ! Класс B (Компактный) |
Версия от 05:05, 5 июня 2016
Ресурсоёмкость выражается в количестве единиц ресурсов, затрачиваемых на одну единицу продукции. Данный показатель используется для аналитических сопоставлений в определённых целях.
Источниками данных по ресурсоёмкости могут быть научные исследования с точки зрения экономики или природопользования, отдельные предприятия со своими различающимися особенностями производства, статистические ведомства.
Ресурсоёмкость сельского хозяйства
Расход воды на сельхозпродукцию
Голландские ученые представили данные о расходе воды в процессе производства отдельных видов сельхозпродукции (см. таблицу).[1][2]
Всевозможные различные способы участия воды в процессе создания продукции учтены в одном общем показателе, однако не во всех способах вода при производстве оказывается равно оплачиваемым ограниченным ресурсом.
Продукция | Расход воды | Замечания |
---|---|---|
Говядина 1 кг | 15000 литров | 5000–20000 литров по другой оценке (cюда входит расход воды на траву, корма и добавки, питьё, чистку и обработку) |
Свинина 1 кг | 6000 литров | |
Курятина 1 кг | 4300 литров | |
Пшеница 1 кг | 1000 литров | 1892 литра, от 500 до 4000 литров по разным оценкам |
Рис 1 кг | 4000 литров | 3400 литров по другой оценке |
Кукуруза 1 кг | 1000 литров | 1211 литров по другой оценке |
Картофель 1 кг | 287 литров | 100–300 литров по другой оценке |
Томаты 1 кг | 214 литров | |
Бананы 1 кг | 790 литров | Вообще для фруктов 700 литров |
Бобы 1 кг | 4000 литров | 1800 литров по другой оценке |
Соя 1 кг | 2100 литров | |
Зелёностручковая фасоль 1 кг | 586 литров | |
Яйцо 1 шт | 196 литров | |
Шоколад 1 кг | 17000 литров | |
Макароны 1 кг | 1400 литров | |
Буханка хлеба | 900 литров | |
Сыр 200 г | 1500 литров | |
Бутерброд с сыром | 200 литров | |
Гамбургер | 2400 литров | В основном пшеница и мясо |
Таким образом, расход воды на 1 калорию для говядины в 20-80 раз выше расхода на производство картофеля. Расход воды на 1 грамм животного белка для мяса в среднем в 1.5–6 раз выше белка бобовых.
В сельском хозяйстве расходуется 70–80% всей потребляемой пресной воды, зачастую крайне неэффективно. Причём эта проблема так или иначе имеет место во во всех странах. Такие мероприятия, как улучшение существующих ирригационных систем, позволяют сэкономить порядка 30% воды.
Молочная ферма в Ленинградской области
Рассмотрим пример молочной фермы в Ленинградской области возле трассы «Скандинавия» по состоянию на октябрь 2014 года.[3][4] Изначально эта ферма развивалась при значительной дополнительной финансовой поддержке, но в итоге перешла к самоокупаемости.
Состав данного хозяйства: 24 дойных коровы с телятами, всего 60-70 голов, и ряд сопутствующих сельхозпроизводств, таких как цыплята и яблоки. Всё это расположено на 13 гектарах, участок обошелся в 35 тысяч долларов (покупка в октябре 2004 года). Общий удой составляет 480 литров молока в день, часть уходит телятам, остаётся 420 литров.
Имеются данные о выручке (21 тыс. рублей в день), прибыли (около 3 млн рублей в год) и затратах ресурсов. Прибыль идёт на развитие: мини-трактор (1,2 млн рублей), сыроварня (717 тыс. рублей), холодильная камера и всякие бытовые мелочи. Единый сельскохозяйственный налог составляет 6 % с разницы между доходами и расходами, но практически всё тратится на развитие, и сумма налога оказывается невелика.
Основные статьи затрат | В год | В месяц |
---|---|---|
Оплата труда работников | > 100 тыс. рублей | |
Комбикорм | 80 тыс. рублей | |
Электроэнергия | 70 тыс. рублей | |
Сено | 150 тонн, > 550 тыс. рублей | |
Перевозка сена | 140 тыс. рублей | |
Прочие затраты (оценка) | 975 тыс. рублей | 81.25 тыс. рублей |
Всего затраты (оценка) | 4665 тыс. рублей | 388.75 тыс. рублей |
Выручка (оценка) | 7665 тыс. рублей | 638.75 тыс. рублей |
Прибыль | 3000 тыс. рублей | 250 тыс. рублей |
По данным за 2014 [5] средний по России суточный удой с одной коровы составлял 13.7 литров, что соответствует 410 литров за месяц. Лучшие показатели в Ленинградской области и в Карелии составляют от 20 литров и выше, тогда как в республике Саха чуть более 9 литров. Средний месячный удой частного хозяйства в России — от 300 литров с одной коровы.
Сравнение производств тракторов в России и в Канаде
В 2013 по просьбе Путина была представлена записка-доклад с объяснением, почему прибыльное в Канаде производство тракторов Ростельмаша оказывалось убыточным в России [6]. Самым весомым преимуществом Канады выступали меньшие выплаты по кредитам, затем меньшие налоги, лучше логистика, дешевле электроэнергия, меньше расходы на охрану и на бухгалтерию. Преимуществом России были только меньшие затраты на оплату труда и более дешевый газ.
Доклад вскрывает системные проблемы российской экономики, на это исследование часто ссылаются, он фигурирует в политических программах. Например, прозвучало 20 октября 2015 около 20:20 в эфире телеканала «Россия 24» при представлении программы Столыпинского клуба [7], предусматривающей изменения денежно-кредитной политики вместе с налоговой и тарифной.
У экономистов могут возникать спорные вопросы, почему вообще используются заёмные средства, а не собственные и под более высокую доходность, и как тут отражена инфляция. Среди возможных ответов может быть то, что инфляция отражена в потребности повышать зарплату рабочим, а собственные средства предприниматель не хочет использовать вовсе, но хочет сам получать зарплату за организацию производства. Как бы там ни было, это пример реальных предпринимательских решений.
После девальвации рубля и запуска госпрограммы 25%-го субсидирования покупки сельхозтехники СМИ сообщили о переносе производства 1 из 10 производившихся в Канаде моделей тракторов Ростсельмаша в Ростовскую область. [8]
Стоимость владения автомобилем
Многие интернет-ресурсы предлагают расчет стоимости владения автомобилями разных марок, включая покупку самого автомобиля, страховку, текущее обслуживание, топливо. Такие данные, например, демонстрируются в программе об автомобилях на телеканале «Россия 24» [9] (с момента 19:17). Расходы в рублях в первый год владения автомобилем:
Марка | Дата | Водитель | КАСКО | ОСАГО | Транспортный налог | Техобслуживание | Потеря 20% стоимости | Топливо | Итого: | На 1 км пути |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
LADA Vesta | 23 янв 2016 | Москва, м. 35 лет | 66215 | 9883 | 1590 | 21000 | 135400 | 95000 | 329088 | 13.16 руб. |
Hyundai Tucson | 28 фев 2016 | Москва, м. 35 лет | 102600 | 7808 | 8850 | 15000 | 360000 | 99963 | 594221 | 23.77 руб. |
В начале 2013 появилось американское исследование PricewaterhouseCoopers (PwC) по сравнению стоимости владения автомобилем в США, в России и в Великобритании [10][11][12]. Учитывающее покупку автомобиля, проценты по кредитам, страховку, налоги, текущее обслуживание, топливо. В России стоимость автомобиля вместе со стоимостью эксплуатации получились на 36% больше, чем в США, из-за дорогих кредитов, дорогой страховки, высоких налогов и плохих дорог. Рассматривался автомобиль гольф-класса (Volkswagen Golf с коробкой-автоматом) для жителей мегаполисов, 50% первоначального взноса при покупке в кредит на 3 года, страховка КАСКО+ОСАГО для России, пробег около 16 тыс км (в год?), стоимость владения в год в среднем за три года.
Страна | Стоимость автомобиля | Топливо | Страховка | Техобслуживание плановое | Выплаты % по кредиту (годовая ставка) | Налоги и сборы | Потеря стоимости в год (всего % за 3 года) | Итого в год: |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Россия | 744 тыс. руб. | 40 тыс. руб. | 64,3 тыс. руб. | 16,1 тыс. руб. | 36,7 тыс. руб. (14,2%) | 4,6 тыс. руб. | 148,8 тыс. руб. (60%) | 304,7 тыс. руб. |
США | 716 тыс. руб. | 48,1 тыс. руб. | 35,8 тыс. руб. | 12,5 тыс. руб. | 5,7 тыс. руб. (2,7%) | 1,8 тыс. руб. | 119,3 тыс. руб. (50%) | 223,4 тыс. руб. |
Великобритания | 959 тыс. руб. | 70,7 тыс. руб. | 40 тыс. руб. | 8,5 тыс. руб. | 18,5 тыс. руб. (5,7%) | 6,3 тыс. руб. | 159,8 тыс. руб. (50%) | 304,4 тыс. руб. |
Ежегодное исследование стоимости владения автомобилями разных классов в России от той же американской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) за 2015 [13] учитывает ещё зимние шины, мойку и дополнительно стоимость парковки. Средние для класса значения в год, покупка в кредит на 3 года при 50% первом взносе.
Класс автомобиля | Стои- мость авто- мобиля, тыс. руб. |
Поте- ря стои- мости в год, тыс. руб. |
Поте- ря стои- мости за 3 года |
Дви- га- тель, л.с. |
Рас- ход топ- лива, л на 100 км |
Про- бег, км в год |
Топ- ливо в год, тыс. руб. |
% по кре- диту, тыс. руб. |
Став- ка кре- дита |
КАСКО + ОСАГО, тыс. руб. |
Техоб- служи- вание плано- вое, тыс. руб. |
Зим- ние шины и мойка 2-жды в ме- сяц, тыс. руб. |
Транс- порт- ный налог и регис- тра- ция, тыс. руб. |
Итого в год, тыс руб. | На 1 км пути | Пар- ков- ка, тыс руб. |
Итого в год с пар- ков- кой, тыс. руб. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Класс B (Компактный) | 551,6 | 42,8 | 23% | 98 | 6,8 | 24342 | 54,3 | 36,9 | 22,6% | 65,7 | 8,5 | 11,9 | 2,7 | 222,6 | 9 руб. | 120 | 342,6 |
Класс C (Гольф) | 928,4 | 104,6 | 33% | 115 | 7,4 | 24600 | 62,0 | 55,3 | 21,2% | 87,4 | 9,3 | 12,5 | 3,8 | 334,9 | 14 руб. | 120 | 454,9 |
Класс D (Средний) | 1280,0 | 138,0 | 30% | 149 | 6,4 | 25420 | 57,8 | 80,8 | 22,2% | 130,0 | 12,9 | 13,7 | 6,3 | 439,3 | 17 руб. | 120 | 559,3 |
Класс E (Бизнес) | 2276,5 | 259,3 | 38% | 194 | 7,0 | 20700 | 50,1 | 142,1 | 21,7% | 181,7 | 18,3 | 16,4 | 11,6 | 679,5 | 33 руб. | 120 | 779,5 |
Компактный кроссовер | 1135,2 | 92,6 | 24% | 149 | 7,5 | 21140 | 54,7 | 70,3 | 21,9% | 85,6 | 10,6 | 14,3 | 6,2 | 334,2 | 16 руб. | 120 | 454,2 |
Средне-размерный кроссовер | 1541,8 | 162,9 | 31% | 177 | 8,1 | 23380 | 64,1 | 87,0 | 20,7% | 106,2 | 14,9 | 15,9 | 9,2 | 460,2 | 20 руб. | 120 | 580,2 |
Полно-размерный внедорожник до 3 млн. руб. | 2258,6 | 208,1 | 27% | 205 | 11,6 | 25700 | 102,4 | 119,4 | 18,8% | 155,0 | 16,0 | 20,0 | 13,3 | 634,2 | 25 руб. | 120 | 754,2 |
Полно-размерный внедорожник от 3 млн. руб. | 3308,9 | 524,7 | 47% | 300 | 11,3 | 24400 | 101,7 | 217,4 | 23,0% | 230,3 | 20,9 | 20,4 | 51,6 | 1167,0 | 48 руб. | 120 | 1287,0 |
Сравнение электромобиля и ДВС [14]. Ford Ranger потребляет 0,25 кВт·ч на 1 км пути, Toyota RAV4 EV потребляет 0,19 кВт·ч на 1 км. При среднем пробеге автомобиля в США 19200 км в год (52 км в день) и при цене электроэнергии в США 5–20 центов за кВт·ч годовая стоимость электроэнергии для этих марок составляет соответственно $240–$1050 и $180–$970. Тогда как в России особые выгоды из-за низких ночных тарифов на электроэнергию: тарифы оценивались (до девальвации рубля) в порядка 12 центов (3,8 руб) за кВт·ч днём и около 3 центов (0,95 руб) за кВт·ч ночью. Электроэнергия обходится дешевле топлива, учитывая высокий КПД электромотора 88–95% по сравнению с 22–42% у ДВС, но сам электромобиль и техобслуживание дороже. В 2015 становятся популярнее гибриды [15].
Макроэкономические таблицы «затраты — выпуск» (модель межотраслевого баланса Леонтьева)
Экономист Василий Васильевич Леонтьев (в 1925 окончил Ленинградский университет) впервые попробовал анализировать баланс народного хозяйства СССР за 1923–1924 [16]. Затем в США в 1941 опубликовал метод макроэкономических таблиц «затраты — выпуск» в книге «Структура американской экономики, 1919–1929 годы», что потом использовалось для анализа последствий перехода американской экономики с военных рельс на мирные. В дальнейшем метод был широко развит и применялся в плановой советской экономике. Метод обусловлен системой национальной статистики. В экономике выделяется несколько отраслей, и выпуск каждой передаётся другим, общий выпуск отраслей X складывается из затрат продукции каждой отрасли на производство во всех отраслях плюс выпуск готовой продукции Y.
X = A X + Y, где A — матрица ресурсоёмкостей.
Сейчас для России статистика ведётся по методологии [17], указанной на сайте Росстата [18][19][20][21]. Система таблиц «Затраты — Выпуск» России опубликована за 2003 (и ранее) [22], где в таблице 8.1 ресурсоёмкость выражается в рублях затрат на 1000 рублей продукции. Затем (в 2007) методология и классификация отраслей корректировались по стандартам ООН и Евростата с учётом особенностей российской информационной базы. Для построения российских таблиц «затраты — выпуск» за 2011 (опубликовано в 2015) использовались исходные номенклатуры около 300 видов деятельности (отраслей) и 600 групп продуктов. Таблицы «затраты — выпуск» представлены в системе национальных счетов [23][24][25]. Применяется, например, в моделях общего экономического равновесия с прогнозированием [26], где всё многообразие продукции в России группируется в 5 отраслей. В других странах может быть другая группировка по отраслям и другое их число.
Ссылки
[ + ] Экономософия
|
|||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|