Крупные российские проекты (Анна I, 1730-1740): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 60: Строка 60:
=== Украинская линия (первая очередь) ===
=== Украинская линия (первая очередь) ===
Новую оборонительную линию против Крымского ханства в 1730 г. было задумано построить в 100-150 км южнее старой Белгородской черты. Линия активно строилась - уже в 1731 г. были введены в строй 120 км укреплений. Дополнительный импульс строительству придала близость войны с Османской империей, благодаря чему в 1734 г. работы шли особенно интенсивно. Позднее, после войны 1736 г. линия продолжала достраиваться до 1742 г.
Новую оборонительную линию против Крымского ханства в 1730 г. было задумано построить в 100-150 км южнее старой Белгородской черты. Линия активно строилась - уже в 1731 г. были введены в строй 120 км укреплений. Дополнительный импульс строительству придала близость войны с Османской империей, благодаря чему в 1734 г. работы шли особенно интенсивно. Позднее, после войны 1736 г. линия продолжала достраиваться до 1742 г.
Только в плане 1731 г. количество работавших на линии достигало 15000 человек, что позволяет однозначно утверждать, что ее стоимость превзошла 10 млрд рублей в ценах 2012 г.


==Ссылки==
==Ссылки==

Версия от 18:16, 27 октября 2013

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 15 (26) февраля 1730 г. по 17 (28) октября 1740 г.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Сельское хозяйство

Обер-офицер и рейтар Лейб-гвардии конного полка. 1731-1742

Императорские конюшни (создание российского племенного коневодства и конной гвардии)

В те времена коневодство являлось стратегической оборонной отраслью, поскольку от качества ее работы напрясмую зависели тактико-технические данные кавалерии, являвшейся одним из основных родов войск. Также от достижений коневодства серьезно зависели военные связисты (посыльные) и конная артиллерия. Однако только в этот период отечественное коневодство было создано практически с нуля и достигло мирового уровня благодаря, в основном, услилиям Эрнста Бирона, который организовал его финансирование по линии Императорских конюшен. Только в 1739 г. открыто 10 конезаводов, на которых к 1740-му находилось около 4,5 тыс. племенных лошадей основных заграничных пород. Фактически племенное конезаводство для нужд армейской кавалерии развито в стране именно в это время. И в это же время, в декабре 1730 г. было положено начало гвардейской коннице - на базе существовавшего с 1725 г. лейб-регимента сформирован Конный лейб-гвардии полк, для оснащения которого в первую очередь и стали работать новые конные заводы. Только за 1734 год на Императорские конюшни в бюджете выделялось 100 тыс. рублей. Это позволяет оценить общие расходы на проект в 600 тыс. рублей в ценах тех лет (порядка 12 млрд рублей в ценах 2012 г.).

Наука и образование

Пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел», построенные для экспедиции в Охотске

Великая северная экспедиция (основная часть работ в Сибири)

Первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евроазии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии.

На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Петр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь.

Организацией экспедиции, задуманной еще Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков — они же осуществили открытие Алеутов, Командор и северо-запада Северной Америки. Виднейшие руководители северных отрядов экспедиции, картографировавших побережье Ледовитого океана, с запада на восток: Степан Малыгин (Двинско-Обский отряд), Дмитрий Овцын, Фёдор Минин (Обско-Енисейский отряд), Василий Прончищев, Харитон Лаптев, Семен Челюскин (Ленско-Енисейский отряд), Дмитрий Лаптев (Ленско-Колымский отряд). Также действовали Южный отряд под руководством Мартина Шпанберга (опись берегов Охотского моря и нахождение пути в Японию) и Академический отряд под руководством историка Фёдора Миллера.

Карта Российской империи 1745 г. Именно в это время Россия приобрела знакомые нам очертания на картах

К концу 1740 года были проведены основные работы северных отрядов экспедиции и часть работ ее южного отряда:

  • положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории);
  • установлены очертания Таймырского, Ямальского, Гыданского и Тазовского полуостровов;
  • описаны большие участки нижнего и иногда среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана от Печоры до Колымы включительно;
  • впервые сравнительно точно нанесены на карту Байдарацкая, Обская и Тазовская губы, Енисейский и Пясинский заливы (Карское море), Хатангский и Оленекский заливы, губа Буор-Хая и Янский залив (море Лаптевых);
  • собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры;
  • достигнута северная точка Евразии — мыс Челюскин;
  • открыт северный путь в Японию;
  • начато академическое исследование Сибири — ее географии, истории, этнографии, геологии, зоологии и ботаники, открыто множество исторических документов в сибирских архивах (историк Фёдор Миллер), множество видов растений и животных (Иван Гмелин, Степан Крашенинников).[1]
Петропавловск-Камчатский, XVIII век

17 октября 1740 года, в самом конце царствования Анны Иоанновны, лидерами экспедиции Витусом Берингом и Алексеем Чириковым был основан Петропавловск-Камчатский, ставший базой русского флота на Тихом океане и отправной точкой для морского плавания, в ходе которого были открыты северо-западные берега Америки, Алеутские и Командорские острова - произошло это уже в правление Анны Леопольдовны.

Полностью же экспедиция была завершена в царствие Елизаветы Петровны, тогда же были обработаны ее результаты и подведены полные итоги.

Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [1] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000 по данным немцев [2]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.

Гидротехническое строительство

Карта Ладожского канала 1741-1742 гг
Староладожский канал в 1909 г.

Ладожский канал (канал Петра I)

Крупнейшее гидротехническое сооружение Европы того времени. Канал длиной 104 версты (111 км) строился для обеспечения безопасности и надежности плавания речных судов между реками Невой и Волховом, поскольку на Ладожском озере часто случались опасные для них шторма и, к тому же, уровень озера очень существенно колебался год от года. Строительство началось еще при Петре I в 1719 г., фактически завершилось 22 октября 1730 г., а торжественно открыт канал был весной 1731 г., когда Императрица Анна Иоанновна лично разрыла лопатой последнюю перемычку у Шлиссельбурга.[3][4]

В дальнейшем канал неоднократно подвергался усовершенствованиям, а в 1866 г. параллельно ему был построен более широкий и глубокий Новоладожский канал. При этом старый канал долго использовался в качестве вспомогательного и был снят с баланса эксплуатирующих организаций только в 1962 г., после чего постепенно зарастает.

Стоимость проекта можно оценить в несколько десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.

Фортификационные сооружения

Вал Ново-Закамской оборонительной линии (вид с воздуха), 2013 г.
Крепость Ново-Закамской линии в селе Красный Яр, 2013 г.

Ново-Закамская оборонительная линия

Построенная в 1732-1736 гг. укрепленнаая линия длиной 230 км (2/3 длины которой составлял земляной вал с реданами). В состав линии также входили встроенные в нее крепости. Строиительство линии, которая должна была заменить неоднократно прорывавшуюся набегами старую Закамскую оборонительную линию, построенную еще в 1650-х гг и увеличить контролируемую территорию, было задумано еще при Петре I, но проведено было только в этот период.

Всего в строительстве участвовало 15000 крестьян, причем уже в первый год строительства 3000 строителей должны были работать на линии за государственный счет. Это позволяет однозначно отнести проект к крупным, поскольку 0,000017% от мирового ВВП можно интерпритировать и по трудоемкости. Для начала XVIII века соответствующая трудоемкость составит около 5000 человеко-лет, так что по этому показателю можно оценить примерно в 30 млрд рублей в ценах 2012 г.

Украинская линия на карте боевых действий 1736 г., составленной в 1745 г.

Украинская линия (первая очередь)

Новую оборонительную линию против Крымского ханства в 1730 г. было задумано построить в 100-150 км южнее старой Белгородской черты. Линия активно строилась - уже в 1731 г. были введены в строй 120 км укреплений. Дополнительный импульс строительству придала близость войны с Османской империей, благодаря чему в 1734 г. работы шли особенно интенсивно. Позднее, после войны 1736 г. линия продолжала достраиваться до 1742 г.

Только в плане 1731 г. количество работавших на линии достигало 15000 человек, что позволяет однозначно утверждать, что ее стоимость превзошла 10 млрд рублей в ценах 2012 г.

Ссылки

  1. И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 3.