Зеленодольский завод имени А. М. Горького: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 42: | Строка 42: | ||
'''1934—194? годы''' — предприятие производит речные бронекатера проектов 1124 и 1125 различных модификаций, ставших его первым оборонным заказом. | '''1934—194? годы''' — предприятие производит речные бронекатера проектов 1124 и 1125 различных модификаций, ставших его первым оборонным заказом. | ||
1936(?)-1937(?) годы — предприятие строит серию из не менее, чем 6 колёсных паровых буксиров типа «Баку».[http://fleetphoto.ru/projects/3947/] | |||
'''1945—1955 годы''' — на заводе очень крупной серией в 227 единиц (ещё 7 было не достроено и 2 достроено в [[Китай|Китае]]) строятся большие охотники за подводными лодками проекта 122бис, которые с 27 декабря 1956 классифицировались как малые противолодочные корабли. Вступать в строй корабли на начали в 1947 году, основная их часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, несколько десятков были отправлены на экспорт в дружественные в то время страны, многие также впоследствии переоборудовались для различных нужд.[http://russianships.info/boevye/122bis.htm] | '''1945—1955 годы''' — на заводе очень крупной серией в 227 единиц (ещё 7 было не достроено и 2 достроено в [[Китай|Китае]]) строятся большие охотники за подводными лодками проекта 122бис, которые с 27 декабря 1956 классифицировались как малые противолодочные корабли. Вступать в строй корабли на начали в 1947 году, основная их часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, несколько десятков были отправлены на экспорт в дружественные в то время страны, многие также впоследствии переоборудовались для различных нужд.[http://russianships.info/boevye/122bis.htm] | ||
Строка 48: | Строка 50: | ||
'''1955—1958 годы''' — на заводе крупной серией в 12 единиц вводятся в строй корабли проекта 201, 10 из которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, а ещё два — как пограничные сторожевые корабли.[http://russianships.info/boevye/201.htm] | '''1955—1958 годы''' — на заводе крупной серией в 12 единиц вводятся в строй корабли проекта 201, 10 из которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, а ещё два — как пограничные сторожевые корабли.[http://russianships.info/boevye/201.htm] | ||
'''1957—1962 годы''' — заводом построено 34 больших линейных буксира-толкача проектов 749, 749А и 749Б (тип "Зеленодольск").[http://fleetphoto.ru/projects/157/] | |||
'''1958—1960 годы''' — на заводе очень крупной серией в 41 единицу вводятся в строй корабли проекта 201М, основная часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли (один из которых был достроен в [[Китай|Китае]]), ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, а ещё один был достроен как корабль-макет проекта М1121 шифр «Смерч» для Зеленодольского проектно-конструкторского бюро.[http://russianships.info/boevye/201.htm] | '''1958—1960 годы''' — на заводе очень крупной серией в 41 единицу вводятся в строй корабли проекта 201М, основная часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли (один из которых был достроен в [[Китай|Китае]]), ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, а ещё один был достроен как корабль-макет проекта М1121 шифр «Смерч» для Зеленодольского проектно-конструкторского бюро.[http://russianships.info/boevye/201.htm] | ||
Строка 53: | Строка 57: | ||
'''1959—1968 годы''' — на заводе крупной серией в 31 единицу строятся малые противолодочные корабли проекта 204.[http://russianships.info/boevye/204.htm] | '''1959—1968 годы''' — на заводе крупной серией в 31 единицу строятся малые противолодочные корабли проекта 204.[http://russianships.info/boevye/204.htm] | ||
'''1961—1991 годы''' — на заводе очень крупной серией в несколько сотен единиц (порядка | '''1961—1991 годы''' — на заводе очень крупной серией в несколько сотен единиц (порядка 300—400) строятся пароходы на подводных крыльях проекта 342 «Метеор» различных модификаций, в том числе на экспорт. Они продолжали выпускаться и позднее до 2006 года. | ||
[[Файл:Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg|35px|left]] '''1966 год''' — завод награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в создании и производстве новой техники. | [[Файл:Order of the Red Banner of Labour OBVERSE.jpg|35px|left]] '''1966 год''' — завод награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в создании и производстве новой техники. |
Версия от 22:05, 30 апреля 2017
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» (официальное сокращённое наименование АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького») — судостроительное предприятие в г. Зеленодольск Республики Татарстан, работающее в области малого и среднего судостроения. Образовано в 1895 году как Паратские судоремонтные мастерские. Во время Первой Мировой войны в 1918 году после эвакуации на его территорию части мощностей судостроительных заводов Петрограда (ныне Санкт-Петербурга) преобразован в судостроительный завод.
История наименований предприятия:
- 1895—1918 годы — Паратские судоремонтные мастерские.
- 1918—1922 годы — Волжский автономный судостроительный и механический завод.
- 1922—1932 годы — Речной завод «Красный металлист».
- 1932—193? годы — Зеленодольский завод имени А. М. Горького.
- 193?—19?? годы — Завод № 340.
- 19??—1999 годы — Зеленодольский завод имени А. М. Горького.
- 1999—2003 годы — Государственное унитарное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
- 2003—2016 годы — Открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
- 2016—н.в. (2017) — Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».[1]
В настоящее время завод является лидером отечественной промышленности в производстве малых ракетных и артиллерийских кораблей, а также относительно небольших экспортных сторожевых кораблей. Поскольку располагается на реке Волге, то может строить корабли и суда только малого и среднего размера.
История предприятия
Предыстория создания завода
1552 год — Казанское ханство вошло в состав России.
1865 год — в официальных документах впервые упомянуто расположенное у Паратского затона реки Волги село Кабачищи, ныне город Зеленодольск Республики Татарстан.
Российская Империя
1895 год — для обслуживания технического флота Министерства путей сообщения, занимающегося, в основном, дноуглублением, на берегу Паратского затона реки Волги у села Кабачищи основаны Паратские судоремонтные мастерские.
1897 года — посёлок при заводе, в которое преобразовалось село, стал называться Паратский затон (Паратск).
1907 год — в составе Паратских мастерских уже работают построены механический, котельный, кузнечный, литейный и столярный цехи. 86 человек.
Советская Россия
1918 год — на базу Паратских мастерских эвакуированы часть оборудования Балтийского и Ижорского заводов. Паратские судоремонтные мастерские с учётом эвакуированных в Паратский Затон мощностей преобразованы Волжский автономный судостроительный и механический завод Морского Комиссариата.
1922 год — завод, специализировавшийся в это время на судоремонте и производстве сельхозтехники, переименован в Речной завод «Красный металлист».
1926—1941 годы — завод производит сухогрузные баржи грузоподъемностью 1100—2300 тонн и речные колесные буксиры мощностью от 120 до 600 л. с. в количестве 35-40 единиц в год[2]. Кроме того, он производит паровые машины, шпили, насосы и другие механизмы.
1928 год — рабочий посёлок при заводе переименован в Зелёный Дол.
1932 год — заводу было присвоено имя А. М. Горького в честь 40-летия литературной и общественной деятельности писателя, при этом рабочий посёлок при заводе преобразован в город Зеленодольск.
1934—194? годы — предприятие производит речные бронекатера проектов 1124 и 1125 различных модификаций, ставших его первым оборонным заказом.
1936(?)-1937(?) годы — предприятие строит серию из не менее, чем 6 колёсных паровых буксиров типа «Баку».[3]
1945—1955 годы — на заводе очень крупной серией в 227 единиц (ещё 7 было не достроено и 2 достроено в Китае) строятся большие охотники за подводными лодками проекта 122бис, которые с 27 декабря 1956 классифицировались как малые противолодочные корабли. Вступать в строй корабли на начали в 1947 году, основная их часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, несколько десятков были отправлены на экспорт в дружественные в то время страны, многие также впоследствии переоборудовались для различных нужд.[4]
1949 год — на предприятии впервые в стране внедрен поточно-позиционный метод постройки судов. Это позволило резко увеличить производственную мощность завода, достигшую уровня 25 — 35 кораблей в год.
1955—1958 годы — на заводе крупной серией в 12 единиц вводятся в строй корабли проекта 201, 10 из которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли, а ещё два — как пограничные сторожевые корабли.[5]
1957—1962 годы — заводом построено 34 больших линейных буксира-толкача проектов 749, 749А и 749Б (тип "Зеленодольск").[6]
1958—1960 годы — на заводе очень крупной серией в 41 единицу вводятся в строй корабли проекта 201М, основная часть которых в дальнейшем проходили службу как малые противолодочные корабли (один из которых был достроен в Китае), ещё часть — как пограничные сторожевые корабли, а ещё один был достроен как корабль-макет проекта М1121 шифр «Смерч» для Зеленодольского проектно-конструкторского бюро.[7]
1959—1968 годы — на заводе крупной серией в 31 единицу строятся малые противолодочные корабли проекта 204.[8]
1961—1991 годы — на заводе очень крупной серией в несколько сотен единиц (порядка 300—400) строятся пароходы на подводных крыльях проекта 342 «Метеор» различных модификаций, в том числе на экспорт. Они продолжали выпускаться и позднее до 2006 года.
1966 год — завод награжден орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в создании и производстве новой техники.
1967 год — на предприятии введен в строй крупнейший в Европе цех титанового литья.
1966—1982 годы — на заводе крупной серией в 19 единиц строятся малые противолодочные корабли проекта 1124 «Альбатрос».[9]
1971—1982 годы — на заводе серией в 6 единиц строятся гидроакустические контрольные суда проекта 1806 «Звук» с 1977 года переклассифицированные в суда контроля физических полей.[10]
1972—1985 годы — на заводе крупной серией в 12 единиц строятся пограничные сторожевые корабли проекта 1124П «Альбатрос».[11]
1973—1985 годы — на заводе серией в 6 единиц строятся сторожевые корабли проекта 1159 «Ястреб». Корабли, предназначенные специально для экспорта, были переданы флотам ГДР (4 корабля), Югославии (2 корабля) и Болгарии (1 корабль).[12]
1974—1977 годы — на заводе построен «Александр Кунахович» — головной в семействе малых противолодочных кораблей на подводных крыльях типа «Сокол» и единственный из них, построенный по проекту 1141.[13]
1976 год — на предприятии введен в строй судостроительный комплекс «Волга», включающий два стапельных цеха и незамерзающую док-камеру. Комплекс позволил строить корабли и суда водоизмещением до 7 тыс. тонн из блоков массой до 400 тонн.
1978—1987 годы — на заводе серией в 6 единиц строятся сторожевые корабли проекта 1159Т «Ястреб». Эти корабли тропического исполнения строились по 3 единицы для флотов Алжира и Кубы.[14]
1981—1991 годы — на заводе серийно строятся суда контроля физических полей проекта 18061 «Звук». Всего в это время было построено 7 судов этого проекта, а также два модифицированных судна: СФП-562 проекта 11861К в 1986—1988 годах и СФП-173 проекта 11861БД в 1987—1990 годах. Кроме того, по всей видимости, в это же время были заложены ещё два судна проекта 11861, достроенных позднее в 1990-х.[15]
1982—1986 годы — на заводе для флота Ливии построены два сторожевых корабля проекта 1159ТР «Ястреб», отличавшиеся, помимо тропического исполнения, наличием мощного противокорабельного вооружения.[16]
1982—1991 годы — на предприятии строятся малые противолодочные корабли проекта 1124М «Альбатрос», всего в это время заводом было построено 10 таких кораблей и заложено ещё 3, достроенных позднее.[17]
1984—1989 годы — на заводе построен малый ракетный корабль МРК-27 (с 18 марта 1992 года «Бора») — головной корабль на воздушной подушке уникальной конструкции проекта 1239. После длительной опытной эксплуатации корабль был полностью введён в строй только в 1997 году.[18]
1990—1991 годы — на предприятии начато строительство серии сторожевых кораблей проекта 11660. Часть из них была позднее достроена по улучшенному проекту 11661.
1991 год — на предприятии заложен второй (МРК-17, с 18 марта 1992 года «Бора») и строился третий малый ракетный корабль проекта 1239. Позднее первый из них был достроен, а второй — нет.[19]
Российская Федерация
1991—1994 годы — на предприятии достроены три заложенных ранее малых противолодочных корабля проекта 1124М «Альбатрос».[20]
1991—2000 годы — на предприятии достроен заложенный ранее малый ракетный корабль МРК-17 (с 18 марта 1992 года «Самум») проекта 1239.[21]
1991—2006 годы — на заводе продолжается строительство судов контроля физических полей проекта 11861 «Звук». Всего в это время было введено в строй три таких судна, а, по-видимому, ещё одно было не достроено.[22] В это же время предприятие, правда уже не сотнями, продолжает строить пароходы на подводных крыльях проекта 342 «Метеор» различных модификаций, в том числе на экспорт.
1991—2012 годы — на заводе, по всей видимости, с перерывами продолжалось строительство ракетных кораблей (до 2003 года сторожевых кораблей) проекта 11661К. Всего было построено два корабля «Татарстан» (2003) и «Дагестан» (2012).
1999 год — завод преобразован в Государственное унитарное предприятие «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
Май 2003 года — предприятие преобразовано в Открытое акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».
2005 год — предприятие вошло в состав частной Холдинговой компании «Ак Барс».
2007—2011 годы — на заводе построены два ракетных корабля (фрегата) проекта 11661Э для флота Вьетнама.
2008—н.в. — на предприятии серийно строятся продиводиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок». Эти катера выпускались также и на других заводах.
2010—н.в. — на предприятии серийно малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М».
2012—2015 годы — на заводе построен транспортный плавучий док «Свияга» проекта 22570 грузоподъёмностью 3300 тонн.
2012—н.в. — на предприятии строятся пограничные сторожевые корабли 1 ранга проекта 22100 «Океан». Корабли полным водоизмещением 2700 тонн стали крупнейшими из когда-либо ранее строившихся заводом.
21 мая 2013 года — при поддержке завода в КНИТУ им. Туполева (КАИ) открыт Центр кораблестроения.
2012—н.в. — на заводе серийно производятся патрульные корабли (корветы) проекта 22160 в количестве не менее 6 единиц, ввод в строй которых предполагается в 2017—2020 годах.
2013—н.в. — на заводе строится вторая пара ракетных кораблей (фрегатов) проекта 11661Э для флота Вьетнама, отличающаяся расширенными противолодочными возможностями. Срок сдачи кораблей был сдвинут из-за срыва поставок Украиной.
Июнь 2016 года — в связи с изменениями в законодательстве предприятие переименовано в Акционерное общество «Зеленодольский завод имени А. М. Горького».[23]
См. также
Ссылки
Примечания