Крупные российские проекты (Иосиф Сталин, 1934-1941): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 89: | Строка 89: | ||
=== Баксанская ГЭС === | === Баксанская ГЭС === | ||
[http://istmat.info/node/32914] | Создание гидроэлектростанции, обсуждавшееся еще с 1900 г., фактически началось в 1930 г., когда были развернуты подготовительные работы к строительству. Первым 20 сентября 1936 года в строй был введен гидроагрегат №3. Полностью введена в строй станция была в 1938 году.[http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E0%EA%F1%E0%ED%F1%EA%E0%FF_%C3%DD%D1] [http://istmat.info/node/32914] Сметная стоимость проекта 104,7 млн рублей в ценах 1936 г.[http://www.lhp.rushydro.ru/company/objectsmap/5679.html] | ||
== Тепловая энергетика == | == Тепловая энергетика == |
Версия от 17:31, 26 ноября 2013
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 11 февраля 1934 г. по 21 июня 1941 г. Границы периода обусловлены упразднением поста Генерального секретаря ВКП(б) на на ХVII съезде ВКП(б), ознаменовавшегося тем, что Сталин стал формально просто секретарем наравне с Кировым, но фактически окончательно победил во внутрипартийной борьбе и началом Великой Отечественной войны.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
Лёгкие крейсера проекта 26
Первые крупные корабли, заложенные при советской власти строились на основе итальянского опыта и, отчасти, комплектующих. От зарубежных аналогов резко отличались тем, что Советский Союз, не стеснённый рамками Вашингтонских соглашений об ограничении гонки вооружений на море, установил на корабли 180 мм орудия, значительно превосходившие разрешенные Вашингтонским договором для этого класса кораблей 152 мм артиллерийские системы. В целом, несмотря на в целом неудачное главное артиллерийское вооружение, эти крейсера положили начало возрождению отечественного кораблестроения и флота, которые были низведены поле революций на весьма невысокий уровень. Стоимость серийного крейсера этого проекта с вооружением составляла в текущих ценах 150 млн рублей[2]. Всего было построено два крейсера этого проекта:
- «Киров» — заложен в октябре 1935 г., спущен на воду в октябре 1936 г., введен в строй в сентябре 1938 г.
- «Ворошилов» — заложен в октябре 1935 г., спущен на воду в июне 1937 г., введен в строй в июне 1940 г.
Лёгкие крейсера проекта 26-бис
Третий и последующий советские лёгкие крейсера строились по переработанному проекту, к главным изменениям которого можно отнести замену четырехногой мачты башеноподобной надстройкой, увеличение дальности в полтора раза и серьезное увеличение бронирования кораблей[3]. Из-за этого похожие по конструкции на проект 26 корабли получились в целом значительно совершеннее своих предшественников, и, хотя и не бли пригодны по дальности для действий в открытом океане, но в прибрежных морях СССР они стали серьезной угрозой для легких сил любого противника.
- «Максим Горький» — заложен в декабре 1936 г., спущен на воду в апреле 1938 г., введен в строй в декабре 1940 г.
- «Молотов» (в 1957 г. получил название «Слава») — заложен в январе 1937 г., спущен на воду в декабре 1939 г., введен в строй 14 июня 1941 г.
Еще два крейсера этого типа были введены в строй позднее, в 1942 г. и в 1947 г. соответственно.
Железные дороги
Линия Обь — Проектная Томской ж.д.
Линия длиной 295 км, шедшая практически от Новосибирска до Ленинска-Кузнецкого обходила оба этих города с юго-запада, через новый железнодорожный мост через Обь. Введена в строй в 1934 г.
Участок Рославль — Сухиничи
Участок длиной 169 км введен в строй в 1935 г.
Электификация участка Запорожье — Долгинцево Екатерининской ж.д.
202,3 км 1935 г.
Электификация участка Свердловск — Гороблагодатская Пермской ж.д.
194,6 км 1935 г.
Участок Алят — Миджевань — Кафан
328 км 1936 г.
Участок Новгород-Волынский — Фастов
192 км 1936 г.
Участок Дема — Ишимбаево
173 км 1936 г.
Электификация центральной части Закавказских железных дорог
Электрификация участков участков Тбилиси — Хашури — Зестафони — Самтредиа и Хашури — Божоми 67,4 + 119,4 + 61,2 + 31,9 км 1937 г.
Электификация участка Чусовская — Гороблагодатская Железной дороги им. Л. М. Кагановича
183,4 км 1937 г.
Электификация участка Новокузнецк — Белово Томской ж.д.
142 км 1937 г.
Участок Локоть — Риддер
336 км 1939 г.
Участок Караганда — Бертыс
491 км 1939 г.
Участок Уральск — Илецк
257 км 1939 г.
Электификация участка Кандалакша — Мурманск Кировской ж.д.
92,8+22+36,9+36+111,1 1939 г.
Участок Волочаевка I — Комсомольск
353 км 1940 г.
Участок Жарык — Джезказган
478 км 1940 г.
Участок Заудинский — Наушки
Расположенная в Забайкалье железная дорога соединила по кратчайшему пути Транссиб с границей Монголии. Длина участка, введенного в строй в 1940 г. составила 254 км. С учетом пересеченного характера местности дорогу можно оценить по 75 тыс. рублей за версту в 18 млн царских золотых рублей.
Линии метрополитена
Московский метрополитен
Решение о строительстве Московского метрополитена принято в июне 1931 г., опытное строительство началось в ноябре 1931 г., а полноценное — в 1933 г. после утверждения технического проекта первой очереди. В этот период введены в строй три крупных проекта:
- Первая очередь метрополитена ведена в строй 15 мая 1935 г. В составе первой очереди изначально было построено 11,2 км трассы с 13 станциями в виде отной разветвляющейся посередине линии (будующая Сокольническая линия и часть Филевской линии), а в 1937 г. к ним добавилась станция «Киевская», расположенная за метромостом через Москву-реку.
- Арбатская линия — в марте 1938 г. было введено в строй продление ответвления в противоположную от Сокольнической линии сторону в составе двух станций («Площадь Революции» и «Курская»), после чего бывшее ответвление стало самостоятельной Арбатской линией (ныне станции, введеные в строй в сентябре 1938 г. входят в состав Арбатско-Покровской линии, а станции 1935-1937 гг. - Филевской линии).
- Горьковско-Замоскворецкая (ныне Замоскворечкая) линия — введена в строй в сентябре 1938 г. в составе семи станций от «Площади Свердлова» (ныне «Театральная») до станции «Сокол».
Гидроэнергетика
Рионская ГЭС
Расположенная в Закавказье гидроэлектростанция мощностью 50 МВт (40 МВт на этапе проектирования и 48 МВт в современных документах) строилась с 1928 г. Первая очередь включала два гидроагрегата из четырех, которые были введены в строй в июле и октябре 1933 г. соответственно. Вторая и последняя очередь Рионской ГЭС была введена в строй в 1934 г. Фактическая стоимость строительства гидротехнической части ГЭС составляла 17,371 млн рублей[1]. Полную стоимость строиетельства можно оценить по предварительной оценке стоимости 1927 г., практически сопадающей с нормами ГОЭЛРО, в 13 млн, по-видимому, золотых рублей (12 млрд рублей в ценах 2012 г.).
Баксанская ГЭС
Создание гидроэлектростанции, обсуждавшееся еще с 1900 г., фактически началось в 1930 г., когда были развернуты подготовительные работы к строительству. Первым 20 сентября 1936 года в строй был введен гидроагрегат №3. Полностью введена в строй станция была в 1938 году.[2] [3] Сметная стоимость проекта 104,7 млн рублей в ценах 1936 г.[4]
Тепловая энергетика
Челябинская ГРЭС (завершение строительства)
Общая стоимость станции 27,6 млн рублей[5]
Кизеловская ГРЭС
Зуевская ГРЭС (завершение строительства)
На построенной в 1932 г. станции в 1939 г. были введены новые мощности на 100 МВт, полсле чего ее общая мощность достигла 250 МВт.[7]
Металлургия
Ново-Липецкий металлургический завод
Новолипецкий металлургический комбинат или, как он официально назывался в докуметах тех лет[8], Ново-Липецкий металлургический завод, предназначенный в то времяпочти исключительно для производства чугуна, начали строить в 1931 г.[9] Основными объектами завода были две крупные и весьма технически совершенные по тем временам домны, а также заводская ТЭЦ. Производственная мощность завода составляла 645 тыс. тонн чугуна в год[10].
В целом завод был на порядок меньше гигантов типа Кузнецкого или Магнитогорского заводов, но его стоимость, по-видимому, заметно превышала 10 млрод рублей в ценах 2012 г., т.к. только в 1935 г., когда уже действовала одна из доменных печей и ТЭЦ, на его строительство выделялось 25 млн рублей[11].
Норильский горно-металлургический комбинат (первый пусковой комплекс)
Комбинат строился с 1936 г. в Заполярье вместе с и 120 км узкоколейной железной дорогой от Дудинки, угольными шахтами, рудниками, и самим Норильском, которому был присвоен статус рабочего поселка в связи с началом производства обогатительным зааводом металлургических полуфабрикатов: штейна и файнштейна, которое произошло в 1939 г. Обнаружение в это время богатых руд и новых запасов привелок пересмотру планов, по которым теперь комбинат должен был выпускать металлический никель вместо концентрата, отчасти из-за этого полностью первая очередь комбината былла введена в строй только позднее, в 1942 г.
Стоимость проекта только за 1936...1938 гг составила 105 млн рублей в текущих ценах, т.е. около 20 млрд рублей в ценах 2012 г.
Машиностроение
Новокраматорский машиностроительный завод имени Сталина
Введен в строй в сентябре 1934 г. Стоимость проекта 600 млн рублей[12].
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Гостиница «Москва», г. Москва
Главная, на тотпериод, гостиница страны была построена в 1933—1935 г. в непосредственной близости от Кремля. Здание первоначально имело проектное название «Гостиница Моссовета» и было спроектировано в стиле конструктивизма, однако к моменту завершения строительства здравый смысл победил, в результате чего в проект были внесены правки для улучшения соответствия облика новой гостиницы окружающей застройке, и, в результате, в ее конструкцию были привнесены элементы классицизма. Не смотря на то, что корпуса со стороны Театральной площади и Площади Революции были построена только после войны, судя по всему, проект является крупным — общая площадь гостиницы составляла порядка 60 тыс. м²., что, при хорошей отделке, и по нынешним ценам может составить несколько миллиардов рублей. С учетом возросшего с того времени почти в 3,5 раза населения Земли и низкого уровня механизации строительства, стоимость проекта можно приблизительно оценить в 12…15 млрд рублей в ценах 2012 г.
С 2003 г. был начат проект ее сноса и постройки заново на старом месте и в похожий на прежний облике, но с почти вдвое увеличенной площадью.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
- ↑ Чернышев А. А. Гвардейские крейсера Сталина — «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина» — М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. — 176 с., С. 34
- ↑ толщина бортовой брони была увеличена на 40 % — с 50 до 70 мм, но стойкость должна была возрасти более, чем вдвое, так как при толщине 70 мм становилось возможным использовать более совершенную поверхностно-упрочненную броню, которая, правда, была заметно дороже