Мифы о Российской Империи: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 14: Строка 14:
2) Во время гражданской войны появились проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали.
2) Во время гражданской войны появились проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали.
3) Перепись 1926 года показывает, что грамотность населения от 8 лет и старше (то есть те, кто родился до революции) равна 54%.  
3) Перепись 1926 года показывает, что грамотность населения от 8 лет и старше (то есть те, кто родился до революции) равна 54%.  
 
Наконец, на основе этих данных можно сделать вывод, что грамотность населения была на момент революции от 50% до 55%, и это как итог политики царского правительства во главе с императором.
:::::Наконец, на основе этих данных можно сделать вывод, что грамотность населения была на момент революции от 50% до 55%, и это как итог политики царского правительства во главе с императором.

Версия от 01:34, 20 июня 2017

В данной статье разбираются часто встречающиеся мифы о Российской империи.

Миф о всеобщей безграмотности населения Российской империи

Мифы о Российской империи

1. Миф про безграмотность

Довольно часто приходится слышать про то, что в Российской Империи были проблемы с грамотностью, почти все были безграмотные и т.п. чушь. Хотя все можно проверить по документам.
Действительно, до правления Николая II в России не проводилось никакой политики по ликвидации безграмотности. Так, по данным переписи 1897 года в стране было выявлено всего лишь 21% грамотных, что означает, что лишь каждый пятый был грамотным. В дальнейшем правительство, и в частности Николай II, начали проводить политику по ликвидации безграмотности в стране. Начались усиленные темпы строительства школьных сетей, увеличение числа учеников, увеличение бюджета народного просвещения.

Так, начальных школ в 1896 году было 32 тысячи, а в 1915 году уже более 100 тысяч. Количество учеников в 1896 году было 2.3 млн, в 1915 году 9,6 млн. Количество учителей в 1896 году было 70 тысяч, в 1915 году 280 тысяч. Бюджет народного просвещения вырос в 8.6 за 20 лет.

В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей. В 1913 194 млн рублей.
И главное, какой же был % грамотности среди населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на перепись 1926 года, то можно выяснить, что % грамотных был 44,2 % в РСФСР и БССР. (Перепись не включала царство Польское и Финляндию, но это не сильно влияет на результат, по причинам того, что в Финляндии жило не более 3.5 млн человек, а в Польше не было серьезных проблем с грамотностью). Однако, эта цифра занижена по нескольким причинам:

1) Во-первых перепись 1926 года прошла после гражданской войны, в ходе которой из страны уехало множество талантливых, умных и образованный людей. Почти всё имперское дворянство уехало из страны, их численность составляла не менее 1.5 млн человек. Также, немало эмигрировало людей, связанных с торговлей, их численность, если опираться на данные 1897 года, составляла не менее 5 млн человек. 2) Во время гражданской войны появились проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали. 3) Перепись 1926 года показывает, что грамотность населения от 8 лет и старше (то есть те, кто родился до революции) равна 54%. Наконец, на основе этих данных можно сделать вывод, что грамотность населения была на момент революции от 50% до 55%, и это как итог политики царского правительства во главе с императором.