Мифы о Российской Империи: различия между версиями
GrihanS (обсуждение | вклад) |
GrihanS (обсуждение | вклад) (Небольшие корректировки) |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 123 тысячи[http://istmat.info/node/25555]. Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1915 году 9.6 млн[http://istmat.info/node/18484]. Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1915 году 280 тысяч[http://istmat.info/node/69]. Бюджет народного просвещения вырос в 8.6 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей. В 1913 194 млн рублей. [http://istmat.info/node/47078] | Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 123 тысячи[http://istmat.info/node/25555]. Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1915 году 9.6 млн[http://istmat.info/node/18484]. Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1915 году 280 тысяч[http://istmat.info/node/69]. Бюджет народного просвещения вырос в 8.6 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей. В 1913 194 млн рублей. [http://istmat.info/node/47078] | ||
И главное, какой же был % грамотности среди населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на перепись 1926 года[http://elib.shpl.ru/ru/nodes/17507-vsesoyuznaya-perepis-naseleniya-17-dekabrya-1926-g-kratkie-svodki-m-1927-1929], то можно выяснить, что % грамотных был | И главное, какой же был % грамотности среди населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на перепись 1926 года[http://elib.shpl.ru/ru/nodes/17507-vsesoyuznaya-perepis-naseleniya-17-dekabrya-1926-g-kratkie-svodki-m-1927-1929], то можно выяснить, что % грамотных был 41.5 % в СССР. (Перепись не включала царство Польское и Финляндию, но это не сильно влияет на результат, по причинам того, что в Финляндии жило не более 3.5 млн человек, а в Польше не было серьезных проблем с грамотностью). Однако, эта цифра занижена по нескольким причинам: | ||
1) Во-первых перепись 1926 года прошла после гражданской войны, в ходе которой из страны уехало множество талантливых, умных и образованный людей. Почти всё имперское дворянство уехало из страны, их численность составляла не менее 1.5 млн человек[http://elib.shpl.ru/ru/nodes/12632]. Также, немало эмигрировало людей, связанных с торговлей, их численность, если опираться на данные 1897 года, составляла не менее 5 млн человек. | 1) Во-первых перепись 1926 года прошла после гражданской войны, в ходе которой из страны уехало множество талантливых, умных и образованный людей. Почти всё имперское дворянство уехало из страны, их численность составляла не менее 1.5 млн человек[http://elib.shpl.ru/ru/nodes/12632]. Также, немало эмигрировало людей, связанных с торговлей, их численность, если опираться на данные 1897 года, составляла не менее 5 млн человек. | ||
2) Во время гражданской войны появились проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали. | 2) Во время гражданской войны появились проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали. | ||
3) Перепись 1926 года показывает, что грамотность населения от 8 лет и старше (то есть те, кто родился до революции) равна | 3) Перепись 1926 года показывает, что грамотность населения от 8 лет и старше (то есть те, кто родился до революции) равна 52.5% | ||
Наконец, на основе этих данных можно сделать вывод, что грамотность населения была на момент революции от 50% до 55%, и это как итог политики царского правительства во главе с императором. | Наконец, на основе этих данных можно сделать вывод, что грамотность населения была на момент революции от 50% до 55%, и это как итог политики царского правительства во главе с императором. |
Версия от 05:28, 20 июня 2017
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
В данной статье разбираются часто встречающиеся мифы о Российской империи.
Миф о всеобщей безграмотности населения Российской империи
Мифы о Российской империи
1. Миф про безграмотность
Довольно часто приходится слышать про то, что в Российской Империи были проблемы с грамотностью, почти все были безграмотные и т.п. чушь. Хотя все можно проверить по документам.
Действительно, до правления Николая II в России не проводилось никакой политики по ликвидации безграмотности. Так, по данным переписи 1897 года в стране было выявлено всего лишь 21% грамотных, что означает, что лишь каждый пятый был грамотным. В дальнейшем правительство, и в частности Николай II, начали проводить политику по ликвидации безграмотности в стране. Начались усиленные темпы строительства школьных сетей, увеличение числа учеников, увеличение бюджета народного просвещения. Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 123 тысячи[1]. Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1915 году 9.6 млн[2]. Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1915 году 280 тысяч[3]. Бюджет народного просвещения вырос в 8.6 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей. В 1913 194 млн рублей. [4]
И главное, какой же был % грамотности среди населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на перепись 1926 года[5], то можно выяснить, что % грамотных был 41.5 % в СССР. (Перепись не включала царство Польское и Финляндию, но это не сильно влияет на результат, по причинам того, что в Финляндии жило не более 3.5 млн человек, а в Польше не было серьезных проблем с грамотностью). Однако, эта цифра занижена по нескольким причинам: 1) Во-первых перепись 1926 года прошла после гражданской войны, в ходе которой из страны уехало множество талантливых, умных и образованный людей. Почти всё имперское дворянство уехало из страны, их численность составляла не менее 1.5 млн человек[6]. Также, немало эмигрировало людей, связанных с торговлей, их численность, если опираться на данные 1897 года, составляла не менее 5 млн человек. 2) Во время гражданской войны появились проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали. 3) Перепись 1926 года показывает, что грамотность населения от 8 лет и старше (то есть те, кто родился до революции) равна 52.5%
Наконец, на основе этих данных можно сделать вывод, что грамотность населения была на момент революции от 50% до 55%, и это как итог политики царского правительства во главе с императором.