Мифы о Российской Империи: различия между версиями
GrihanS (обсуждение | вклад) |
GrihanS (обсуждение | вклад) |
||
Строка 10: | Строка 10: | ||
Действительно, до правления Николая II в России не проводилось никакой политики по ликвидации безграмотности. Так, по данным переписи 1897 года в стране было выявлено всего лишь 21% грамотных, что означает, что лишь каждый пятый был грамотным. В дальнейшем правительство, и в частности Николай II, начали проводить политику по ликвидации безграмотности в стране. Начались усиленные темпы строительства школьных сетей, увеличение числа учеников, увеличение бюджета народного просвещения. | Действительно, до правления Николая II в России не проводилось никакой политики по ликвидации безграмотности. Так, по данным переписи 1897 года в стране было выявлено всего лишь 21% грамотных, что означает, что лишь каждый пятый был грамотным. В дальнейшем правительство, и в частности Николай II, начали проводить политику по ликвидации безграмотности в стране. Начались усиленные темпы строительства школьных сетей, увеличение числа учеников, увеличение бюджета народного просвещения. | ||
Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 123 тысячи[http://istmat.info/node/25555]. Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1915 году 9.6 млн[http://istmat.info/node/18484]. Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1915 году 280 тысяч[http://istmat.info/node/69]. Бюджет народного просвещения вырос в 8.6 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей | Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 123 тысячи[http://istmat.info/node/25555]. Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1915 году 9.6 млн[http://istmat.info/node/18484]. Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1915 году 280 тысяч[http://istmat.info/node/69]. Бюджет народного просвещения вырос в 8.6 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей, в 1913 году - 194 млн рублей. [http://istmat.info/node/47078] | ||
И главное, какой же был % грамотного населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на данные | И главное, какой же был % грамотного населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на данные переписи 1926 года[http://elib.shpl.ru/ru/nodes/16531-vyp-7-vozrast-i-gramotnost-naseleniya-sssr-1928#page/1/mode/inspect/zoom/4], то можно выяснить, что грамотных было 40 % в СССР на момент 1926 года. Однако, стоит упомянуть о нескольких моментах. В отличие от переписи 1897 года, в переписи 1926 года не было учтено население Польши, Финляндии и, вошедших в состав СССР лишь в 1939 году, Прибалтийских республик: | ||
* В Польше, по данным 1897 года грамотность была выше, чем по империи - 30.5%[http://istmat.info/node/25037]. По данным Русского календаря на 1917 год[http://istmat.info/node/18484], в Польше на 1000 человек приходилось 47 учеников. Этот показатель является третьим после Европейской части России (57.5) и Финляндии (72) на тысячу человек. Также Варшавская губерния находилась по этому показателю на 2-ом месте среди остальных губерний. Так что в целом, грамотность в Польше на момент 1915 года была не ниже средней по империи, то есть не менее 50%. Численность Польши на 1916 год составляла не более 15 млн. человек[http://istmat.info/node/23498]. | * В Польше, по данным 1897 года грамотность была выше, чем по империи - 30.5%[http://istmat.info/node/25037]. По данным Русского календаря на 1917 год[http://istmat.info/node/18484], в Польше на 1000 человек приходилось 47 учеников. Этот показатель является третьим после Европейской части России (57.5) и Финляндии (72) на тысячу человек. Также Варшавская губерния находилась по этому показателю на 2-ом месте среди остальных губерний. Так что в целом, грамотность в Польше на момент 1915 года была не ниже средней по империи, то есть не менее 50%. Численность Польши на 1916 год составляла не более 15 млн. человек[http://istmat.info/node/23498]. | ||
* В Финляндии, как уже упомянуто, было самое большое количество учеников на 1000 человек. И в связи с этим, можно предположить, что грамотность среди населения в Финляндии была одна из самых высоких в империи. Население Финляндии на 1916 год составляло 3.3 млн.[http://istmat.info/node/25529] человек. | * В Финляндии, как уже упомянуто, было самое большое количество учеников на 1000 человек. И в связи с этим, можно предположить, что грамотность среди населения в Финляндии была одна из самых высоких в империи. Население Финляндии на 1916 год составляло 3.3 млн.[http://istmat.info/node/25529] человек. | ||
* В Прибалтийских губерниях были одни из самых высоких показателей грамотности среди населения. По данным переписи 1897 года в Эстляндской губернии было 80% грамотных, в Курляндской - 71%, в Лифляндской - 78%[http://istmat.info/node/25037]. Численность населения Прибалтики на 1916 года составляла 3.1 млн. человек[http://istmat.info/node/25529 | * В Прибалтийских губерниях были одни из самых высоких показателей грамотности среди населения. По данным переписи 1897 года в Эстляндской губернии было 80% грамотных, в Курляндской - 71%, в Лифляндской - 78%[http://istmat.info/node/25037]. Численность населения Прибалтики на 1916 года составляла 3.1 млн. человек[http://istmat.info/node/25529]. | ||
К тому же, 40% это заниженное число, и вот по еще каким причинам: | |||
*Перепись 1926 года прошла после гражданской войны, в ходе которой из страны уехало множество талантливых, умных и образованный людей. Почти всё имперское дворянство уехало из страны, их численность составляла не менее 2 млн. человек[http://istmat.info/node/25037]. Также эмигрировало немало людей, связанных с торговлей, их численность, если опираться на данные 1897 года, составляла не менее 5 млн. человек. И в связи с этим грамотность существенно упала к 1926 году. | |||
*Во время гражданской войны появлялись проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали, некоторые работали не в полную меру. | |||
В | В итоге, на основе этих данных можно сделать вывод, что грамотность населения на момент революции была приблизительно '''45%'''. На момент 1897 года число грамотных в стране было - 26.25 млн. человек, а на 1917 год - 80 млн. человек, то есть увеличение в '''3 раза'''. Такие темпы вполне сравнимы с советскими. Если брать примерно тот же промежуток времени, можно рассмотреть перепись 1939 года[http://istmat.info/files/uploads/50901/rgae_1562.329.279_l.31-54.pdf]. По данной переписи населения было выявлено 170 млн. человек. Если опираться на данные советского статистического сборника "Страна Советов за 50 лет", то % грамотного населения в возрасте от 9 до 49 лет составлял 87.4%, а всего населения куда меньше. Но даже если использовать эту цифру для выявления % грамотного населения на 1939 год, то получим 148.5 млн. человек. И если сравнивать с данными 1917 года, то получим, что число грамотного населения увеличилось в '''1.86''' раза. Это означает, что темпы по борьбе с безграмотностью в царское время были ни чуть не меньше темпов советских. | ||
Версия от 00:02, 25 июня 2017
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
|
В данной статье разбираются часто встречающиеся мифы о Российской империи.
Миф про безграмотность
Довольно часто приходится слышать про то, что все население Российской Империи было неграмотным, правительство ничего не делало для искоренения этой проблемы и тому подобную чушь. Хотя все можно проверить по документам.
Действительно, до правления Николая II в России не проводилось никакой политики по ликвидации безграмотности. Так, по данным переписи 1897 года в стране было выявлено всего лишь 21% грамотных, что означает, что лишь каждый пятый был грамотным. В дальнейшем правительство, и в частности Николай II, начали проводить политику по ликвидации безграмотности в стране. Начались усиленные темпы строительства школьных сетей, увеличение числа учеников, увеличение бюджета народного просвещения. Так, начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 123 тысячи[1]. Количество учеников в 1896 году было 3.8 млн, в 1915 году 9.6 млн[2]. Количество учителей в 1896 году было 114 тысяч, в 1915 году 280 тысяч[3]. Бюджет народного просвещения вырос в 8.6 раза за 20 лет. В 1893 году бюджет министерства народного просвещения составлял 22.4 млн рублей, в 1913 году - 194 млн рублей. [4]
И главное, какой же был % грамотного населения к концу правления Николая II? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно и точной цифры нет. Но если опираться на данные переписи 1926 года[5], то можно выяснить, что грамотных было 40 % в СССР на момент 1926 года. Однако, стоит упомянуть о нескольких моментах. В отличие от переписи 1897 года, в переписи 1926 года не было учтено население Польши, Финляндии и, вошедших в состав СССР лишь в 1939 году, Прибалтийских республик:
- В Польше, по данным 1897 года грамотность была выше, чем по империи - 30.5%[6]. По данным Русского календаря на 1917 год[7], в Польше на 1000 человек приходилось 47 учеников. Этот показатель является третьим после Европейской части России (57.5) и Финляндии (72) на тысячу человек. Также Варшавская губерния находилась по этому показателю на 2-ом месте среди остальных губерний. Так что в целом, грамотность в Польше на момент 1915 года была не ниже средней по империи, то есть не менее 50%. Численность Польши на 1916 год составляла не более 15 млн. человек[8].
- В Финляндии, как уже упомянуто, было самое большое количество учеников на 1000 человек. И в связи с этим, можно предположить, что грамотность среди населения в Финляндии была одна из самых высоких в империи. Население Финляндии на 1916 год составляло 3.3 млн.[9] человек.
- В Прибалтийских губерниях были одни из самых высоких показателей грамотности среди населения. По данным переписи 1897 года в Эстляндской губернии было 80% грамотных, в Курляндской - 71%, в Лифляндской - 78%[10]. Численность населения Прибалтики на 1916 года составляла 3.1 млн. человек[11].
К тому же, 40% это заниженное число, и вот по еще каким причинам:
- Перепись 1926 года прошла после гражданской войны, в ходе которой из страны уехало множество талантливых, умных и образованный людей. Почти всё имперское дворянство уехало из страны, их численность составляла не менее 2 млн. человек[12]. Также эмигрировало немало людей, связанных с торговлей, их численность, если опираться на данные 1897 года, составляла не менее 5 млн. человек. И в связи с этим грамотность существенно упала к 1926 году.
- Во время гражданской войны появлялись проблемы с финансированием школ, поэтому не все школы работали, некоторые работали не в полную меру.
В итоге, на основе этих данных можно сделать вывод, что грамотность населения на момент революции была приблизительно 45%. На момент 1897 года число грамотных в стране было - 26.25 млн. человек, а на 1917 год - 80 млн. человек, то есть увеличение в 3 раза. Такие темпы вполне сравнимы с советскими. Если брать примерно тот же промежуток времени, можно рассмотреть перепись 1939 года[13]. По данной переписи населения было выявлено 170 млн. человек. Если опираться на данные советского статистического сборника "Страна Советов за 50 лет", то % грамотного населения в возрасте от 9 до 49 лет составлял 87.4%, а всего населения куда меньше. Но даже если использовать эту цифру для выявления % грамотного населения на 1939 год, то получим 148.5 млн. человек. И если сравнивать с данными 1917 года, то получим, что число грамотного населения увеличилось в 1.86 раза. Это означает, что темпы по борьбе с безграмотностью в царское время были ни чуть не меньше темпов советских.