Крупные российские проекты (Пётр I, 1689-1700): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
[[Файл:Крепость.jpg|150px|thumb|Корабль 3-го ранга «Крепость»]] | [[Файл:Крепость.jpg|150px|thumb|Корабль 3-го ранга «Крепость»]] | ||
=== Корабли 3-го ранга | === Корабли 3-го ранга кумпанского Азовского флота === | ||
Определить точную стоимость кораблей Азовского флота не представляется возможным даже в ценах того времени, поскольку строились они фактически с помощью натурального налога. Однако, судя по размерам и вооружению, в целом соответствующим линейным кораблям, крупнейшие из кораблей, построенных кумпанствами (корабли 3-го ранга), по-видимому, относятся к крупным проектам. | Определить точную стоимость первого поколения кораблей Азовского флота, строившихся специально созданными кумпанствами (принудательно созданными обществами налогоплатильщиков), не представляется возможным даже в ценах того времени, поскольку строились они фактически с помощью натурального налога. Однако, судя по размерам и вооружению, в целом соответствующим линейным кораблям, крупнейшие из кораблей, построенных кумпанствами (корабли 3-го ранга), по-видимому, относятся к крупным проектам. | ||
* «Крепость» (он же «Замок», «Кастель», «Ситадель» и «Старгейт») | * «Крепость» (он же «Замок», «Кастель», «Ситадель» и «Старгейт») | ||
* «Скорпион» | * «Скорпион» |
Версия от 18:14, 3 января 2014
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с сетября 1689 г. по 18 (29) августа 1700 года.
Границы периода обусловлены практическим приходом к власти Петра I и началом Северной войны. Венчался на царство Петр I первый раз в 1882 г., но вопрос быстро переиграли и до августа 1689 г. реальная власть принадлежала регенту - царевне Софье. После отстранения ее от власти и до 1696 г. хотя Петр формально и был младшим соправителем Старшего Царя Ивана V, но последний в управлении страной фактически участия не принимал.
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
В это время крупные корабли вводились в строй только на Азовском море.
Корабли 3-го ранга кумпанского Азовского флота
Определить точную стоимость первого поколения кораблей Азовского флота, строившихся специально созданными кумпанствами (принудательно созданными обществами налогоплатильщиков), не представляется возможным даже в ценах того времени, поскольку строились они фактически с помощью натурального налога. Однако, судя по размерам и вооружению, в целом соответствующим линейным кораблям, крупнейшие из кораблей, построенных кумпанствами (корабли 3-го ранга), по-видимому, относятся к крупным проектам.
- «Крепость» (он же «Замок», «Кастель», «Ситадель» и «Старгейт»)
- «Скорпион»
- «Флаг»
- «Звезда» (он же «Золотая Звезда», «Штарн» и «Дегоустари»)
58-пушечный линейный корабль «Божье Предвидение» («Гото Предестинация»)
Первый отечественный полноценный линейный корабль. Как и многие другие корабли Азовского флота в официальных документах проходил одновременно под несколькими названиями, близкими по смыслу, но на разных языкаах. Строился лично Петром I (мастером Петром Михайловым) и мастером Федором Скляевым. Заложен 19 ноября 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 27 апреля 1700 г.
58-пушечный линейный корабль «Черепаха» («Шхельпот»)
Второй полноценны линейный корабль Азовского флота, строился мастером Осипом Наем. Заложен в ноябре 1698 г. на Воронежской верфи, спущен на воду 24 апреля 1700 г.
Фортификационные сооружения
Каменные укрепления Тобольского кремля
Каменные стены Тобольского кремля - единственного каменного кремля Сибири - были построены в конце XVII века. В целом ансамбль Тобольского кремля был возведен в период правления Петра I в конце XVII - начале XVIII века. В то время Тобольск был столицей Сибири и центром самой большой в стране Тобольской губернии.
Строительство каменных укреплений на месте деревянного тобольского острога (изначально выстроенного из разобранных казачьих стругов) началось в конце XVII века, примерно в одно время с постройкой первого в городе каменного храма - Софийско-Успенского собора (1683-1686 гг.). К началу XVIII века были возведены стены и башни кремля, превратившие его в мощное укрепление. В 1710-е годы были построены новые ворота и воротные башни, затем строительство было остановлено (до 1740-х гг.) и в целом тобольские укрепления приобрели современный вид.[1]
Крупнейшие мероприятия по перевооружению армии и флота
Основание военно-морского флота (Азовский флот)
До 1710 г. исторически первый основанный Петром I флот на Азовском море, строившийся с 1696 г., являлся основным флотом страны — именно на него шло основное финансирование. Более того, до 1707 г., несмотря на основание Санкт-Петербурга, линейные корабли строились только на юге. Позднее, в 1711 г. связи с тяжелым поражением в Прутском походе, а также в связи с пересмотром оперативных планов войн с Османской Империей, дальнейшее развитие флота было временно прекращено.
Общие затраты на Азовский флот оцениваются в 2,2…2,6 млн рублей в ценах начала 1700-х годов[2], что может составлять, по меньшей мере, сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Примечания
- ↑ Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.