Крупные российские проекты (Елизавета I, 1741-1753): различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 59: | Строка 59: | ||
=== Столичный тракт === | === Столичный тракт === | ||
Дорога, соединившая две столицы и ныне известная как М-10 «Россия», как и большинство в то время, частенько называлась по пункту своего назначения в зависимости от направления езды, поэтому называлась также Петербуржский или Московский тракт. Длина дороги, строившейся по указу Петра I с 1712 г. по 1746 г. составляла 770 верст (821 км) и, не смотря на то, что не имела твердого покрытия была лучшей внегородской магистралью в стране. Строилась она по фашинной технологии - на месте дороги делался котлован глубиной 1-2 метра, который заполнялся слоями фашин (связок прутьев) разделенных слоями грунта, на которые поперек укладывался слой бревен покрытый сверху тонким слоем песка. Такая технология делала дорогу куда более надежной, по сравнению с обычной грунтовкой.[http://rusplt.ru/society/istoria_dorog.html] Первоначальная трасса дороги | Дорога, соединившая две столицы и ныне известная как М-10 «Россия», как и большинство в то время, частенько называлась по пункту своего назначения в зависимости от направления езды, поэтому называлась также Петербуржский или Московский тракт. Длина дороги, строившейся по указу Петра I с 1712 г. по 1746 г. составляла 770 верст (821 км) и, не смотря на то, что не имела твердого покрытия была лучшей внегородской магистралью в стране. Строилась она по фашинной технологии - на месте дороги делался котлован глубиной 1-2 метра, который заполнялся слоями фашин (связок прутьев) разделенных слоями грунта, на которые поперек укладывался слой бревен покрытый сверху тонким слоем песка. Такая технология делала дорогу куда более надежной, по сравнению с обычной грунтовкой.[http://rusplt.ru/society/istoria_dorog.html] Первоначальная трасса дороги, по задумке Петра I, соединяла столицы по идеальной прямой, однако в дальнейшем сохранить ее таковой не удалось из-за проблем с эксплуатацией участков, проложенных по болотам, а также необходимости увеличения экономической эффективности магистрали. Однако остатки петровской дороги были использованы в XIX веке при строительстве железной дороги Санкт-Петербург- Москва. | ||
Грандиозная трудоемкость проекта однозначно позволяет отнести его к крупным и оценить не менее, чем в сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г. | Грандиозная трудоемкость проекта однозначно позволяет отнести его к крупным и оценить не менее, чем в сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г. |
Версия от 03:43, 5 января 2014
Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года или около 0,000017 % мирового ВВП для более раннего времени, введенные в строй с 25 ноября (6 декабря) 1741 г. по 25 декабря 1761 г. (5 января 1762 г.).
Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 978-1015, 1462-1505, 1725-1727, 1727-1730, 1730-1740, 1740-1741, 1741-1761(1762), 1761(1762)-1762, 1894-1906, 1906-1917, март-ноябрь 1917, 1917-1924, 1924-1934, 1934-1941, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.
Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).
Крупнейшие корабли и суда
100-пушечные линейные корабли
Тяжелые трехдечные флагманские линейные корабли, с особопрочным корпусом и мощной, фактически осадной, артиллерией на нижней палубе. Из-за их баснословной стоимости, примерно соответствующей авианосцу в современных ценах, в составе Балтийского флота одновременно входил только один такой корабль, несущий функции флагмана и возглавляющий в бою линию главных сил. По той же причине и общее количество 100- и 110-пушечных линейных кораблей во всех флотах мира того времени можно было пересчитать по пальцам. В это время в Санкт-Петербургском адмиралтействе было построено два таких корабля:
- «Захарий и Елисавета» - заложен 25 мая 1745 г., спущен на воду 1 октября 1747 г.
- «Святой Дмитрий Ростовский» - заложен 11 апреля 1756 г., спущен на воду 12 июля 1758 г.
80-пушечные линейные корабли
Крупные линкоры, предназначенные для исполнения роли младших флагманов, т.е. головных кораблей отдельных отрядов. В это время было введено в строй шесть таких кораблей, построенных в Санкт-Петербургском адмиралтействе:
- «Святой Павел» — заложен 2 сентября 1741 г., спущен на воду 17 апреля 1743 г.
- «Святой Иоанн Златоуст Первый» — заложен 18 мая 1749 г., спущен на воду 8 сентября 1751 г.
- «Святой Николай» — заложен 18 июня 1752 г., спущен на воду 12 сентября 1754 г.
- «Святой Павел» — заложен 2 июня 1753 г., спущен на воду 10 июля 1755 г.
- «Святой Андрей Первозванный» — заложен 1 августа 1756 г., спущен на воду 20 мая 1758 г.
- «Святой Климент Папа Римский» — заложен 20 июля 1756 г., спущен на воду 28 сентября 1758 г.
66-пушечные линейные корабли
Основную силу флотов великих держав того времени составляли двухдечные линейные корабли этого типа. В это время было построено 22 таких корабля:
- «Екатерина» — заложен 1 июля 1741 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 16 июня 1742 г.
- «Фридемакер» — заложен 7 июля 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 3 июля 1742 г. (название означает на голландском «Миротворец»)
- «Лесное» — заложен 31 июля 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 5 мая 1743 г.
- «Полтава» — заложен 5 августа 1741 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 15 мая 1743 г.
- «Архангел Рафаил» — заложен 4 июня 1744 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 5 мая 1745 г.
- «Святая великомученица Варвара» — заложен 3 мая 1743 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 мая 1745 г.
- «Святой Сергий» — заложен 21 августа 1746 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 августа 1747 г.
- «Святой Александр Невский» — заложен 1 октября 1747 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 мая 1749 г.
- «Святой Иоанн Златоуст» — заложен 1 октября 1747 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 18 мая 1749 г.
- «Гавриил» — заложен 23 августа 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 13 июля 1749 г.
- «Уриил» — заложен 28 августа 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 21 августа 1749 г.
- «Москва» — заложен 24 августа 1749 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 19 апреля 1750 г.
- «Ингерманланд» — заложен 4 июня 1751 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1752 г.
- «Наталья» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
- «Полтава» — заложен 15 апреля 1753 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 26 апреля 1754 г.
- «Астрахань» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
- «Ревель» — заложен 26 апреля 1755 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 12 мая 1756 г.
- «Рафаил» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
- Без названия — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г., осенью 1758 г. сел на мель и погиб при перегоне после постройки из Архангельска в Кронштадт у берегов Норвегии.
- «Москва» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
- «Святой Пётр» — заложен 25 сентября 1758 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 25 мая 1760 г.
- «Святой Иаков» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 17 мая 1761 г.
54-пушечные линейные корабли
В это время было построено шесть легких линкоров этого типа:
- «Святой Николай» — заложен 16 июля 1747 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 8 мая 1748 г. (с 1754 г. с вступлением в строй 80-ти пушечного одноименного линейного корабля значился в списках как «Святой Николай Второй»)
- «Варахаил» — заложен 27 апреля 1748 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 15 мая 1749 г.
- «Шлиссельбург» — заложен 24 августа 1749 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 28 апреля 1751 г.
- «Варахаил» — заложен 4 апреля 1751 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 30 апреля 1752 г.
- «Нептунус» — заложен 29 апреля 1757 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 20 мая 1758 г.
- «Город Архангельск» — заложен 25 мая 1760 г. на Соломбальской верфи в Архангельске, спущен на воду 29 мая 1761 г.
Гужевые (автомобильные) дороги
Столичный тракт
Дорога, соединившая две столицы и ныне известная как М-10 «Россия», как и большинство в то время, частенько называлась по пункту своего назначения в зависимости от направления езды, поэтому называлась также Петербуржский или Московский тракт. Длина дороги, строившейся по указу Петра I с 1712 г. по 1746 г. составляла 770 верст (821 км) и, не смотря на то, что не имела твердого покрытия была лучшей внегородской магистралью в стране. Строилась она по фашинной технологии - на месте дороги делался котлован глубиной 1-2 метра, который заполнялся слоями фашин (связок прутьев) разделенных слоями грунта, на которые поперек укладывался слой бревен покрытый сверху тонким слоем песка. Такая технология делала дорогу куда более надежной, по сравнению с обычной грунтовкой.[1] Первоначальная трасса дороги, по задумке Петра I, соединяла столицы по идеальной прямой, однако в дальнейшем сохранить ее таковой не удалось из-за проблем с эксплуатацией участков, проложенных по болотам, а также необходимости увеличения экономической эффективности магистрали. Однако остатки петровской дороги были использованы в XIX веке при строительстве железной дороги Санкт-Петербург- Москва.
Грандиозная трудоемкость проекта однозначно позволяет отнести его к крупным и оценить не менее, чем в сотни миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы
Екатерининский дворец в Царском Селе (коренная реконструкция)
Заложенный еще в 1717 г. при Екатерине I дворец в этот период дважды перестраивался: с 1741 г. и в 1752—1756 гг. Во время второй перестройки дворец был значительной расширен достигнув длины 325 м, после чего к Екатеринискому дворцу часто стали применять неофициальный эпитет «Большой». Также в едином стиле были реконструированы парк и второстепенные здания дворцового ансамбля, включая достаточно крупные павильоны в парке. Впервые в мире в отделке фасада дворца была широко использована позолота, что произвело неизгладимое впечатление на все ведущие державы того времени, что было важно так как престиж играл немалую роль в международной политике.
Судя по объему работ, проект однозначно относится к крупным, хотя точную стоимость найти не удалось, но, по-видимому, с учетом сравнения с аналогичным проектом Зимнего дворца, не имевшим парка и столь дорогостоящей отделки, речь может идти о сумме порядка двух миллионов тогдашних рублей или нескольких десятков миллиардов рублей в ценах 2012 г.
Наука и образование
Великая северная экспедиция (окончание работ)
Первое крупное предприятие недавно на то время образованной Российской Академии Наук. Экспедицию, в ходе которой было намечено нанести на карту все северо-восточное побережье Евразии от Печоры до Чукотки и исследовать дальневосточные моря, часто называют крупнейшей или, по крайней мере, одной из крупнейших в истории географии. Путешествия отдельных отрядов экспедиции происходили в 1733—1743 годах, после чего в течение многих лет шла обработка научных результатов.
На верфях Архангельска, Тобольска, Якутска и Охотска для экспедиции было построено несколько специальных судов, в том числе корабли «Святой Петр» и «Святой Павел», которые дали название Петропавловску-Камчатскому и на которых было осуществлено открытие Алеутских и Командорских островов и северо-западного берега Северной Америки. В интересах экспедиции под Якутском был построен Тамгинский железоделательный завод (для обеспечения кораблей и сухопутных отрядов железными изделиями), была модернизирована Охотская верфь, основана камчатская база русского флота — Петропавловск-Камчатский.
Организацией экспедиции, задуманной еще Петром I, руководили Витус Беринг и его первый помощник Алексей Чириков — они же осуществили открытие Алеутов, Командор и северо-запада Северной Америки. Виднейшие руководители северных отрядов экспедиции, картографировавших побережье Ледовитого океана, с запада на восток: Степан Малыгин (Двинско-Обский отряд), Дмитрий Овцын, Фёдор Минин (Обско-Енисейский отряд), Василий Прончищев, Харитон Лаптев, Семен Челюскин (Ленско-Енисейский отряд), Дмитрий Лаптев (Ленско-Колымский отряд). Также действовали Южный отряд под руководством Мартина Шпанберга (опись берегов Охотского моря и нахождение пути в Японию) и Академический отряд под руководством историка Фёдора Миллера.
Общие результаты Великой северной экспедиции:
- положено на карту 13 тыс. км побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры до мыса Большой Баранов к востоку от устья Колымы (данная цифра не имеет соперников в истории);
- установлены очертания Таймырского, Ямальского, Гыданского и Тазовского полуостровов;
- описаны большие участки нижнего и иногда среднего течения всех крупных рек бассейна Ледовитого океана от Печоры до Колымы включительно;
- впервые сравнительно точно нанесены на карту Байдарацкая, Обская и Тазовская губы, Енисейский и Пясинский заливы (Карское море), Хатангский и Оленекский заливы, губа Буор-Хая и Янский залив (море Лаптевых);
- собраны многочисленные данные о ледовом режиме морей и рек, выявлены опасные мели и скалы, определены судоходные фарватеры;
- достигнута северная точка Евразии — мыс Челюскин;
- открыт северный путь в Японию;
- произведена первая инструментальная съемка побережья Охотского моря и восточного берега Сахалина (всего около 2000 км побережья);
- открыты Алеутские и Командорские острова;
- открыто северо-западное побережье Северной Америки;
- начато академическое исследование Сибири и Аляски — их географии, истории, этнографии, геологии, зоологии и ботаники, открыто множество исторических документов в сибирских архивах (историк Фёдор Миллер), множество видов растений и животных (Георг Штеллер, Иван Гмелин, Степан Крашенинников), по итогам экспедиции написаны 5-томная «Флора Сибири» Гмелина и «Описание Земли Камчатки» Крашенинникова («монументальный труд, лучшее в мировой литературе XVIII века страноведческое описание малоизвестной земли»).[1]
Стоимость экспедиции составляла более 360 тыс. рублей (по данным немецких исследователей общая стоимость составила 1,5 миллиона рублей — 1/6 часть всего государственного дохода за 1724 год), [2] в научной работе непосредственно принимало участие 550 человек, а всего на экспедицию работали несколько тысяч человек (более 3000 по данным немцев [3]). В современных ценах стоимость экспедиции можно определить в диапазоне от одного до нескольких десятков миллиардов рублей.
Ссылки
- ↑ И. П. Магидович, В. И. Магидович «Очерки по истории географических открытий», том 3.