Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855): различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Отмена правки 20861, сделанной участником Бульдозер (обс.))
Строка 8: Строка 8:


== Крупнейшие корабли и суда ==
== Крупнейшие корабли и суда ==
[[File:Корабль Париж.jpg|150px|thumb|left|Линейный корабль «Париж» (картина И.К. Айвазовского, 1854 г.)]]
[[Файл:Smotr Cernomorskogo Flota - Ajvazovskij.jpg|250px|thumb|Смотр Черноморского флота в 1849 г. (картина И.К. Айвазовского, 1883 г.) «В кадре» линейные корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», «Ягудиил»,…]]
[[Файл:Smotr Cernomorskogo Flota - Ajvazovskij.jpg|250px|thumb|Смотр Черноморского флота в 1849 г. (картина И.К. Айвазовского, 1883 г.) «В кадре» линейные корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», «Ягудиил»,…]]
Даже во времена парусного флота постройка крупных фоенных кораблей была черезвычайно затратным делом — у англичан даже в свое время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания ее интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счете, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлебывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.
Даже во времена парусного флота постройка крупных фоенных кораблей была черезвычайно затратным делом — у англичан даже в свое время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания ее интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счете, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлебывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.
Строка 22: Строка 23:
* «Великий Князь Константин»
* «Великий Князь Константин»
Индивидуальные проекты:
Индивидуальные проекты:
* «Дербент» (в феврале 1827 г. переименован в «Париж»)
* «Варшава»
* «Варшава»
* «Три Святителя»
* «Три Святителя»

Версия от 14:14, 9 января 2014

Здесь приведены крупные российские проекты чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года (5,6 млн рублей в ценах 1901 г.)[1] , введенные в строй с 1 июня 1843 г. по 18 февраля (2 марта) 1855 г.

Границы периода обусловлены фактическим окончанием денежной реформы с опубликованием манифеста «О замене ассигнаций и других денежных представителей кредитными билетами» 1 июня 1843 г. и смертью Императора.

Аналогичные проекты других периодов истории Родины можно посмотреть тут: 1894-1906, март-ноябрь 1917, 1991-1996, 1996-1999, 2000-2004, 2004-2008, 2008-2012, 2012-2018.

Проекты, которые строятся (реализуются) в настоящее время, описаны в статье Крупные российские проекты (строящиеся).

Крупнейшие корабли и суда

Линейный корабль «Париж» (картина И.К. Айвазовского, 1854 г.)
Смотр Черноморского флота в 1849 г. (картина И.К. Айвазовского, 1883 г.) «В кадре» линейные корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», «Ягудиил»,…

Даже во времена парусного флота постройка крупных фоенных кораблей была черезвычайно затратным делом — у англичан даже в свое время ходила шутка о том, что строительство флагманского линейного корабля стоило Карлу I головы, поскольку повышение налогов, идущих на строительство флота, спровоцировало английскую революцию. Тем не менее, описанный здесь флот, хоть и потребовал от страны огромных ресурсов (см. ниже), но оказался недостаточен для отстаивания ее интересов перед лицом англо-французской коалиции в Крымской войне. Это, в конечном счете, привело к поражению и резкому замедлению роста российской экономики и, особенно, промышленности, подавленной кабальными условиями торговых договоров. Последние, почти обнулявшие ввозные пошлины, по всей видимости, были навязаны державами-победительницами, но расхлебывать эту кашу пришлось уже при следующем Императоре.

Линейный корабль «Двенадцать апостолов» (картина И.К. Айвазовского, 1897 г.)
Линейный корабль «Три Святителя» (литография В.А. Прохорова, до 1855 г.)

Парусные 110-130-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Трехполосные (трехдечные) линейные корабли. Корабли типа «Двенадцать Апостолов»

  • «Двенадцать Апостолов»
  • «Париж»
  • «Великий Князь Константин»

Индивидуальные проекты:

  • «Дербент» (в феврале 1827 г. переименован в «Париж»)
  • «Варшава»
  • «Три Святителя»
Линейный корабль «Лефорт» (рисунок неизвестного художника, 1857 г.)

Парусные 84-90-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Большинство из них вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-хпушечными.

  • «Гангут»
  • «Императрица Александра»
  • «Полтава»
  • «Не тронь меня»
  • «Владимир»
  • «Лефорт»
  • «Вола» Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль
  • «Андрей»
  • «Прохор»
  • «Орёл»
  • «Ретвизан»

Парусные 74-пушечные линейные корабли Балтийского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 74-хпушечными.

Крабли типа «Иезекиль» (25 единиц)

  • «Иезекиль»
  • «Азов»
  • «Александр Невский»
  • «Великий князь Михаил»
  • «Кацбах»
  • «Кульм»
  • «Арсис»
  • «Лесное»
  • «Нарва»
  • «Бриен»
  • «Красное» (распространенное в интернете намименование «Красной» по-видимому, ошибочное, так как корабль назван в честь сражения времен войны 1812 г. у населенного пункта Красное)
  • «Бородино»
  • «Березина» (распространенное в интернете намименование «Березино» по-видимому, ошибочное, так как корабль назван в честь сражения времен войны 1812 г. у реки Березина)
  • «Смоленск»
  • «Память Азова»
  • «Орёл»
  • «Остроленка»
  • «Лейпциг»
  • «Ретвизан»
  • «Финланд»
  • «Ингерманланд»
  • «Ингерманланд» (изначально при постройке назывался «Иезекиль», переименован еще на стапеле)
  • «Память Азова»
  • «Сысой Великий»
  • «Нарва»

Корабли типа «Фершампенуаз»

  • «Фершампенуаз»
  • «Константин» Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль
  • «Выборг» Позднее переоборудован в парусно-винтовой корабль

Корабли типа «Бородино»

  • «Бородино»
  • «Вилагош»

Индивидуальные проекты

  • «Царь Константин»
  • «Красное»
Линейный корабль «Императрица Мария» (рисунок А.В. Ганзена)

Парусные 84-пушечные линейные корабли Черноморского флота

Двухполосные (двухдечные) линейные корабли. Вне зависимости от реального количества орудий на борту назывались 84-пушечными, исключение составлял «90-пушечный» «Эмгейтен» (вооруженный на самом деле 94 орудиями).

Корабли типа «Императрица Мария»

  • «Императрица Мария»
  • «Чесма»
  • «Анапа»
Линейный корабль «Султан Махмуд»[2]Литография Подустова с рисунка В.А. Прохорова

Корабли типа «Силистрия»

  • «Силистрия»
  • «Султан Махмуд»
  • «Трёх Иерархов»
  • «Гавриил»
  • «Селафаил»
  • «Уриил»
  • «Варна»
  • «Ягудиил»
  • «Святослав»

Корабли типа «Храбрый»

  • «Храбрый»
  • «Императрица Мария»

Индивидуальные проекты

  • «Память Евстафия»
  • «Адрианополь»
  • «Императрица Екатерина II»
  • «Ростислав»
  • «Чесма»

Парусный 74-пушечный линейный корабль Черноморского флота «Иоанн Златоуст»

Строительство начато в январе 1824 г., спущен на воду в сентябре 1825 г., введен в строй в июле 1826 г.[1]

Железные дороги

Варшаво-Венская железная дорога

Первая крупная железная дорога на территории страны. Железная дорога европейской колеи от Варшавы до австрийской границы длиной 308 верст (328 км) строилась с 1839 г. сначала частным обществом, а с 1842 г. — государством. Введена в строй поэтапно в 1845—1848 гг.[2] Стоимость проекта 4 млн рублей серебром.[3]

Санкт-Петербурго-Московская железная дорога

Двухпутная железнодорожная магистраль длиной 604 версты (645 км), являлась первой в стране железной дорогой с колеей 1524 мм. Строительство началось в мае (июне) 1843 г., рабочее движение открыто на различных участках в мае 1847 — августе 1851 г., официально открыта в ноябре 1851 г. Стоимость проекта 67 млн рублей.[4]

Первая очередь Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги (участок Санкт-Петербург — Гатчина)

Построенный за казенный счет первый пусковой участок будущей магистрали Санкт-Петербург — Варшава введен в строй в ноябре 1853 г., дальнейшее строительство дороги затормозила Крымская война и ее последствия. Длина участка составила 42 версты. Стоимость строительства можно оценить по известной средней цене строительства версты магистрали, составлявшей 114 736 рублей [5]. Соответственно, общую стоимость проекта можно оценить в 4,8 млн рублей.

Гужевые (будущие автомобильные) дороги

Московское шоссе

Строительство начато в 1817 г., завершено в 1833 г. (с временными переправами через Волгу, Тверпу и Мету) [6][7]

Крупнейшие мосты

Веребьинский мост в 1860-х

Веребьинский мост

Крупнейший в Европе на тот момент мост высотой 53 м и общей длиной 590 м проходил через глубокий овраг и речку Веребье на трассе Николаевской ж.д. Мост являлся первым математически рассчитанным крупным мостом и был построен неразрезным из деревянных ферм Грау по проекту Д.И. Журавского. Открыт одновременно с Николаевской ж.д. в 1851 г.[8]

Позднее при замене деревянных мостов на Николаевской ж.д. в 1860-х гг. было принято решение не перестраивать мост, а построить специальный обход с целью уменьшения уклона на этом участке дороги. Веребьинский обход был открыт в 1881 г. и проработал до 2001 г., когда для увеличения скорости движения поездов и сокращения пути был построен новый Веребьинский мост.

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге

Благовещенский мост через Неву в Санкт-Петербурге

Первый постоянный мост через большую Неву в Санкт-Петербурге. Построен в 1843-1850 гг. Позднее дважды реконструировался в 1930-х и в 2000-х.

Николаевкий цепной мост через Днепр в Киеве

Николаевский цепной мост через Днепр в Киеве

Один из крупнейших в мире для своего времени мост длиной 776 м и шириной 16 м был заложен 30 августа (11 сентября) 1848 года. Строился из импортных металлоконструкций. Введен в строй (освящен) 28 сентября (10 октября) 1853 года.

В 1920 г. отступавшими польскими войсками была взорвана первая от правого берега опора моста, в результате чего из-за разрыва цепей разрушились и пролетные строения. Остатки цепей удалили взрывом для обеспечения свободного плавания по Днепру. Позднее сооружение было реконструировано с новыми балочными пролетными строениями и переименовано в мост имени Евгении Бош. Снова мост был взорван отступающей Красной Армией 19 сентября 1941 г., окончательно надводные остатки опор уничтожены в 1960-х в связи со строительством неподалеку моста .

Машиностроение

Гидротехническое строительство

Обводный канал в Санкт-Петербурге (коренная реконструкция)

1833 г.

Фортификационные сооружения

Крепость Новогеоргиевск

Крупнейшее фортификационное сооружение своего времени, казарма цитадели которого и по сей день (на 2013 г.) остается самым длинным зданием в Европе.

Варшавская крепость (Александровская цитадель)

Стоимость проекта 11 млн рублей.

Крепость Кронштадт (коренная реконструкция)

Крепость Севастополь (коренная реконструкция)

[9]

Примечания

  1. Для адекватной оценки значимости проектов курс пересчитывается с таким расчетом, чтобы в стоимостном выражении отношение минимальной стоимости проекта (10 млрд рублей в 2012 г.) к мировому ВВП оставалось постоянным.
  2. типа «Силистрия»